Методы географических исследований

Содержание:

История изучения

Уже в древние времена появилось предположение, что Земля имеет круглую форму. Сначала выдвигались версии, что она представляет собой плоский круг, потом говорили о цилиндре, а вскоре стали высказывать мысли о шаре.

Во втором тысячелетии до н. э. из Древнего Египта организовывались экспедиции, которые доходили до Африки, совершались плавания по Красному и Средиземному морям. Все наблюдения подробно формировались в сообщения, рисовались схемы, таблицы.

В IX—VIII вв. до н. э. в Китае составляли карты земельных участков. Эти геоинформационные данные использовались для выбора места постройки. В этой же стране в III вв. до н. э. появился региональный а́тлас и подробное описание земель.

Физическая география

Физическая география

Физическая география это отрасль естествознания, которая занимается изучением процессов и закономерностей в природной среде, такой как атмосфера, гидросфера, биосфера и геосфера. Физическая география делится на несколько областей.

Геоморфология

Геоморфология — область, связанная с пониманием поверхности Земли, и процессов, благодаря которым она формируется как в настоящем, так и в прошлом. Геоморфология в свою очередь делится на несколько других направлений, которые изучают уже конкретные формы рельефа — к примеру, существует пустынная геоморфология или речная. Но все эти направления имеют общие процессы и методы, которые объединяют их в одну дисциплину. Геоморфология стремится понять историю и динамику рельефа и прогнозировать будущие изменения с помощью комбинации полевого наблюдения, физического эксперимента и численного моделирования (геоморфометрия).

Гидрология

Гидрология — область, которая изучает воду в любом ее проявлении и в любом месторасположение. Таким образом настоящая дисциплина охватывает воду в реках, озерах, водоносных горизонтах и, в некоторой степени, ледниках. Наука изучает все процессы и динамику развития этих водоемов.

Биогеография

Биогеография — наука, которая изучает географические закономерности распределения животных видов и процессы, которые влияют на формирование подобных закономерностей. Биогеография возникла как область исследований в результате работы Альфреда Рассела Уоллеса, хотя область до конца двадцатого века в основном рассматривалась как историческая с точки зрения перспективы и описательная с точки зрения подхода.

Климатология

Климатология — область, которая изучает климат. Дисциплина изучает все процессы и явления, связанные с погодными условиями в различные периоды времени. Климатология изучает как природу микро (локального), так и макро (глобального) климата, а также природные и антропогенные воздействия на них. Ориентируется на долгосрочное прогнозирование погоды.

Метеорология

Метеорология — область, которая исследует атмосферу и фокусируется на прогнозировании на краткосрочный период. Метеорологические явления —это наблюдаемые погодные явления, которые освещают и объясняются наукой о метеорологии.

Почвоведение

Почвоведение — область, которая направлена на изучения почв в их естественной среде. В основном занимается педогенезом, морфологией почвы, классификацией почвы.

Палеогеография — область, которая изучает материалы в стратиграфической записи, чтобы понять формирование континентов в их географическом развитии.

Прибрежная география

Прибрежная география — область, изучающее динамическое взаимодействие между океаном и сушей. Направление включает как физическую географию, так и человеческую.

Океанография

Океанография — область, которая изучает моря и океаны на поверхности Земли. Охватывает широкий круг вопросов, включая морские организмы и динамику экосистем (биологическая океанография); океанические течения, волны и динамику геофизической жидкости (физическая океанография); тектонику плит и геологию морского дна (геологическая океанография); и потоки различных химических веществ и физических явлений, происходящих в океане и вблизи его границ (химическая океанография).

Геоматика

Геоматика — область, которая отвечает за технологическое развитие географии, то есть за распространение информации, интерпретацию полученных данных и их хранение.
Четвертичная геология — область, отвечающая за изучение последних 2,6 миллионов лет существования Земли, с целью понимания последних экологических изменений.

↑бЮФМЕИЬХЕ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХЕ СВПЕФДЕМХЪ

б пНЯЯХХ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХЛХ ХЯЯКЕДНБЮМХЪЛХ, ОНДЦНРНБЙНИ ЯОЕЖХЮКХЯРНБ-ЦЕНЦПЮТНБ, ХГДЮМХЕЛ МЮСВМШУ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХУ ФСПМЮКНБ, ЯЕПХИМШУ РПСДНБ, ЛНМНЦПЮТХИ ГЮМХЛЮЧРЯЪ хМЯРХРСР ЦЕНЦПЮТХХ пюм, хМЯРХРСР ЦЕНЦПЮТХХ ян пюм, рХУННЙЕЮМЯЙХИ ХМЯРХРСР ЦЕНЦПЮТХХ дбн пюм, хМЯРХРСР ЯРЕОХ сПн пюм, хМЯРХРСР БНДМШУ ОПНАКЕЛ пюм, хМЯРХРСР БНДМШУ Х ЩЙНКНЦХВЕЯЙХУ ОПНАКЕЛ ян пю, хМЯРХРСР БНДМШУ Х ЩЙНКНЦХВЕЯЙХУ ОПНАКЕЛ дбн пюм, ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХЕ ТЮЙСКЭРЕРШ Х ТЮЙСКЭРЕРШ ЦЕНЦПЮТХХ Х ЦЕНЩЙНКНЦХХ лНЯЙНБЯЙНЦН, яЮМЙР-оЕРЕПАСПЦЯЙНЦН, бНПНМЕФЯЙНЦН, рБЕПЯЙНЦН, рЧЛЕМЯЙНЦН Х ДП. СМХБЕПЯХРЕРНБ (БЯЕЦН АНКЕЕ 30 СМХБЕПЯХРЕРНБ НЯСЫЕЯРБКЪЧР ОНДЦНРНБЙС ЦЕНЦПЮТНБ); ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХЕ ТЮЙСКЭРЕРШ ОЕДЮЦНЦХВЕЯЙХУ СМХБЕПЯХРЕРНБ – лНЯЙНБЯЙНЦН, яЮМЙР-оЕРЕПАСПЦЯЙНЦН Х ДП. бЕДСЫХЕ МЮСВМШЕ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХЕ ФСПМЮКШ – хГБЕЯРХЪ пюм, ЯЕПХЪ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙЮЪ, бЕЯРМХЙ лНЯЙНБЯЙНЦН сМХБЕПЯХРЕРЮ, ЯЕП. 5. цЕНЦПЮТХЪ, цЕНЦПЮТХЪ Х ОПХПНДМШЕ ПЕЯСПЯШ, бНДМШЕ ПЕЯСПЯШ, хГБЕЯРХЪ пСЯЯЙНЦН ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНЦН НАЫЕЯРБЮ, цЕНЛНПТНКНЦХЪ, лЕРЕНПНКНЦХЪ Х ЦХДПНКНЦХЪ Х ДП.

пЮГКХВМШЕ ЯТЕПШ МЮСВМНИ, НАПЮГНБЮРЕКЭМНИ Х ОПЮЙРХВЕЯЙНИ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНИ ДЕЪРЕКЭМНЯРХ ЙННПДХМХПСЕР пСЯЯЙНЕ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНЕ НАЫЕЯРБН Я ЕЦН ПЕЦХНМЮКЭМШЛХ ЖЕМРПЮЛХ Х НРДЕКЮЛХ.

цЕНЦПЮТШ ЛХПЮ НАЗЕДХМЕМШ Б лЕФДСМЮПНДМШИ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХИ ЯНЧГ, ЯНГШБЮЧЫХИ ЙЮФДШЕ ВЕРШПЕ ЦНДЮ ЛЕФДСМЮПНДМШЕ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХЕ ЙНМЦПЕЯЯШ. лЕФДСМЮПНДМЮЪ ДЕЪРЕКЭМНЯРЭ ЙЮПРНЦПЮТНБ МЮОПЮБКЪЕРЯЪ лЕФДСМЮПНДМНИ ЙЮПРНЦПЮТХВЕЯЙНИ ЮЯЯНЖХЮЖХЕИ. б пНЯЯХХ ЛЕФДСМЮПНДМСЧ ДЕЪРЕКЭМНЯРЭ ЦЕНЦПЮТНБ ЙННПДХМХПСЕР мЮЖХНМЮКЭМШИ ЙНЛХРЕР ПНЯЯХИЯЙХУ ЦЕНЦПЮТНБ.

Что изучает физическая география?

Одна из самых важных задач современной географии – это переосмысление рациональных способов добычи и использования, освоения природных ресурсов и условий человеком. Экстремально быстрый технический прогресс вызвал уже заметное сейчас истощение многих природных источников. И речь идет не только о воде и полезных минералах, но и в первую очередь об окружающей среде.

К объектам физической географии относят:

  • климат земного шара;
  • особенности внутренних вод;
  • ландшафты и рельеф, геологическое строение;
  • животный и растительный мир;
  • природные зоны, включая почвы;
  • экосистемы как уникальные сформированные условия в отдельных территориальных точках.

Таким образом, физическая география – это наука, изучающая совокупность элементов литосферы Земли (твердой оболочки планеты, состоящей из земной коры и верхней части мантии).

Экономические и социальные исследования

Деятельность человека стала одним из самых важных факторов изменения нашей планеты, поэтому географы изучают ее. Оказывается, есть свои законы развития городов и государств. Например, при индустриализации государства происходит процесс урбанизации – переселения людей в крупные города. Однако при дальнейшем развитии возможен обратный процесс рурализации, при котором обеспеченные люди предпочитают переезжать из городских квартир в собственные дома, удаленные от места работы. С другой стороны, переезд в городскую местность связан с демографией: городское население ориентировано на относительное малое количество детей, а поэтому снижение рождаемости в мире является следствием урбанизации.

Существует премия Вотрена Лорда, которую неофициально называют Нобелевской премией по географии. Интересно, что почти все последние лауреаты специализировались именно на изучении социальной географии, динамики городов и влиянии человека на окружающую природу.

Мне нравитсяНе нравится

Исследование «белых пятен»

Конечно, уже никто не откроет на Земле новый материк или хотя бы море, однако до сих пор ученые находят маленькие острова, которые раньше не были нанесены на карту мира. Например, рассмотрим вопрос о том, какой участок суши на Земле является самым северным. Долгое время такой точкой считали мыс Моррис-Джепул (83°37′39″ с. ш.), находящийся в Гренландии. Однако в 1900 году Роберт Пири открыл остров Каффеклуббен (83°40′00″ с. ш), ставший новым рекордсменом. Но в 1996 году был найден совсем крохотный остров ATOW1996 (83°40′34″ с. ш.) длиной 10 метров, который на сегодняшний день и считается самым северным участком суши.

Есть ряд труднодоступных районов Земли, которые очень плохо исследованы. К ним можно отнести:

  • тропические джунгли Амазонки;
  • ледовый щит Гренландии;
  • северные горы в Колумбии;
  • остров Папуа – Новая Гвинея.

Хотя в общих чертах эти территории и нанесены на карту, в атласе мира не удастся найти их подробного изображения. Таким образом, усилия картографов сегодня нацелены на уточнение карт, а не на расширение их границ.

Хотя уже есть несколько десятков альпинистов, сумевших покорить все 14 восьмитысячников планеты, на вершины некоторых гор до сих пор не вступала нога человека. Высочайшей из них является Канкар-Пунсум (7570 метров). Его исследование осложняется не только суровыми природными условиями, но и пограничными спорами между Бутаном и Китаем.

Нельзя забывать, что на Земле есть целый материк, покрытый ледовым щитом, чья толщина доходит до 4,8 км. Одно из крупнейших открытий современной географии (1994 год) – подледное антарктическое озеро Восток. Лишь в 2013 году удалось пробурить лед и начать исследование водоема. Всего же в Антарктиде найдено более 140 подледных озер, и наверняка на этом континенте еще будут совершены географические открытия.

Недостаточно исследованы и многочисленные полости Земли. Например, вторая по протяженности (346 км) пещера мира была найдена в Мексике только в 1987 году. Составление ее плана продолжается до сих пор.

Источники и методы

Происходит первое знакомство с методами географических исследований в 5 классе.

Они включают в себя способы изучения закономерностей, по которым происходит формирование и развитие планеты.

Научный подход позволил изучить большие территории Земли. Но некоторые явления и процессы до сих пор недостаточно исследованы.

Существуют традиционные и новые методы географических исследований. К первым относятся:

  1. Наблюдение. Носит описательный характер, позволяет дать полное представление о географическом объекте.
  2. Картография. Основывается на наблюдении за закономерностями расположения в пространстве географических объектов с применением тематических карт.
  3. Статистический. Даёт возможность анализировать и систематизировать информацию, полученную с помощью наблюдений.
  4. Исторический. Исследует географические объекты начиная с момента возникновения и до сегодняшнего времени.
  5. Сравнительный. Позволяет обнаружить общие черты или различия между явлениями или объектами.

Разнообразие источников географической информации. Географические карты

Географическая информация — это сведения о каких-либо географических явлениях и объектах, обычно с указанием их местонахождения. Даже адрес торгового центра будет являться информацией о географическом положении объекта. Источников для получения сведений очень много, и это не только географическая карта.

Ресурсами для получения сведений и знаний могут быть различные источники географической информации:

  • научно-литературные;
  • нормативно-правовые;
  • страноведческие описания;
  • СМИ;
  • Картография (карта — географическая информация);
  • итоги наблюдений и исследований;
  • статистика;
  • архивы;
  • ГИС (географические информационные системы);
  • электронные источники, компьютерные технологии;
  • данные различных мониторингов;
  • результаты социальных исследований и другие.

Первыми источниками были наблюдения. Результаты проведенных наблюдений отражались в рисунках, текстах, графиках, цифрах. Самым значимым итогом наблюдений стали географические карты. 

Еще один важнейший источник знаний прошлого — страноведческие описания, в них путешественники записывали сведения о новых землях, которые посещали: описывали природу этих территорий, народы, населяющие новые земли, их культуру и т.д.

Источников много, но ни один из них не может существовать отдельно, только комплекс наработок может дать полноценные знания.

Географическая карта — «второй язык» географии

Карта — наглядное средство хранения географической информации о Земле, о странах, о России, в частности, и один из лучших источников получения знаний, модель реальной действительности.

Это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости, показывающее размещение, свойства и связи различных природных и социально-экономических объектов и явлений. Впервые появились в Древней Греции и Древнем Риме. Расцвет картографии приходится на период Великих географических открытий. Знания, полученные тогда мореплавателями, должны были быть осмыслены и оформлены. Эту задачу в то время взял на себя Герард Меркатор, фламандский географ и картограф XVI века.

Знание карты в наши дни необходимо, ее надо понимать и научиться читать. Язык данного источника информации особый, состоящий из графических символов, каждый из которых имеет свое значение. Он состоит из линий, контуров, стрелок, геометрических фигурок, буквенных символов, цвета, фона, фигур, изображающих объекты и явления. Понимать карту значит не только знать эти графические символы, но и видеть масштаб, градусную сетку, уметь определять расстояния и направления. Каждая карта имеет свою легенду, представляющую собой свод знаков, использующихся на данном источнике географической информации. В легенде иногда располагаются и дополнительные сведения: например, профили, таблицы, шкала глубин и высот.

Карты очень разнообразны. Классифицировать их можно по следующим признакам:

по масштабу (крупномасштабные, среднемасштабные, мелкомасштабные);

  • по территориальному охвату (карты мира, географическая карта России, карты морей и океанов, карты государств, карты областей и т.д.);
  • по назначению (учебные, туристические, военные, навигационные и другие);
  • по содержанию (тематические и общегеографические).

По содержанию карты делятся на общегеографические и специальные (тематические). На первых изображается земная поверхность с объектами рельефа, растительного покрова, вод, государственных и административных границ, ледников, городов и др. Сюда можно отнести физические карты и крупномасштабные топографические, на которых территории изображены подробно. Тематические карты очень разнообразны: в эту категорию входят геологические, тектонические, климатические карты, карты населения и другие, то есть многообразные физико-географические и социально-экономические карты, показывающие отдельные природные и общественные явления. Отсюда вывод: специальные карты делятся на 2 большие группы: карты природных явлений и экономические карты (общеэкономические и отраслевые).

План описания географической карты: чтение источника информации

Для того, чтобы сделать характеристику географической карты, нужно определить ее тип. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Название карты;
  2. Масштаб (к какой группе относится — крупномасштабные, среднемасштабные, мелкомасштабные);
  3. Территориальный охват (географическая карта мира, России, материка);
  4. Содержание. Общегеографические карты или тематические;
  5. Что изображено и каким способом?
  6. Какие знания можно получить при работе с этой картой?

Ответы на заданные вопросы в результате дадут подробную характеристику источника географических знаний.

История становления науки

Полностью разделить классическую и физическую географию нельзя, так как последняя тесно связана с первой и входит в ее структуру. Человечество с древних времен изучает окружающее пространство, расширяя свои знания и навыки. Путешественники и экспедиторы всегда вносили существенный вклад в науку, открывая перед людьми сначала новые континенты, затем затерянные острова, а в настоящее время – ресурсы Земли, до которых раньше нельзя было добраться.

Выделение физической географии из науки произошло в конце 19 столетия, во время бурного развития большинства других научных областей. Это – самый поздний этап становления географии, но один из самых богатых и насыщенных. За 120 лет технологии позволили человеку точнее, обширнее и качественнее исследовать окружающих мир. И в рамках физической географии все эти современные методы активно используются.

Описательный метод

Вспомните, что означает слово «география». Землеописание… Описание морей, равнин, гор, стран и народов — с этого начиналась географическая наука. Описание стало её первым методом. Пользуясь этим методом, исследователь обычно отвечает на три вопроса: «Где расположено?», «На что похоже?», «Какие имеет особенности?». На эти вопросы отвечали и путешественники, делая заметки в своих дневниках. Результаты наблюдений исследователи сравнивали, выявляли сходства и различия объектов и явлений. В настоящее время описательный метод широко используют при изучении отдельных территорий и стран.

Картографический метод

Картографический метод — определение с помощью различных карт местонахождения, высоты и размеров форм земной поверхности, описание различных явлений. Все параметры объектов и явлений наносят на карту. На протяжении всей истории человечества карта была одной из форм представления информации (рис. 3).

Первые графические изображения местности люди создавали уже 2— 3 тыс. лет до н.э. Это наскальные изображения, рисунки на коре, коже, дереве, кости. Народы, населяющие многочисленные острова Тихого океана, делали карты из морских раковин и черенков пальмовых листьев.

Широкое распространение получили карты в Римской империи. Ими пользовались для организации и проведения военных походов.

Позднее появилась картогра́фия — наука о создании и использовании географических карт.

Расцвет картографии в Европе начался в XV веке. Это был период Великих географических открытий. По мере открытия новых земель карты становились всё более точными. Они были необходимы штурманам кораблей, купцам, военным. С помощью карт они находили нужный курс и маршрут. Впрочем, подробный разговор о картах ждёт нас впереди.

Источники географических исследований

Чтобы открыть новые факты, исследователи используют сведения, открытые до них. Эти сведения описаны на носителях, которые служат источниками исследований.

Традиционно географ пользуется следующими источниками:

  • географические карты и атласы, топографические планы,
  • текстовые описания интересующих исследователя местностей,
  • сведения из справочников и энциклопедий,
  • отчеты экспедиций,
  • снимки местностей, сделанные с воздуха и из космоса.

Карты и планы отличаются друг от друга разными масштабами. Класс крупномасштабных имеет масштаб 1:200 000 или более крупный, мелкомасштабных — 1:1 000 000 или более мелкий. Масштаб, заключающийся между двумя приведенными масштабами, считается средним. Планы содержат намного более подробную информацию, чем карты.

Социально-экономическая география и ее роль – Моя освіта

География — это система наук о Земле. В связи со сложностью объекта исследования и множеством функций выделяют ряд частных научных дисциплин и направлений.

Вспомните, что изучает физическая география, география почв, растений, животных.

Среди общественно-географических наук выделяется социально-экономическая география. Она делится на экономическую, социальную и географию населения.

Экономическая география — отрасль социально-экономической географии, которая изучает закономерности размещения хозяйства и его рациональные формы территориальной организации (на районном, областном, государственном уровнях). Главными чертами экономической географии, по мнению знаменитого русского экономикогеографа Баранского Н. Н., являются:

  • ? активность и тесная связь с практикой, проникновение запросами страны; установление закономерностей, позволяющих найти, научно определить дальнейшее развитие каждого района, большого и малого;
  • ? комплексность и в то же время конкретность и детальность изучения, исследование и картированность территории,
  • ? усиление технической подготовки экономикогеографов, которая необходима для того, чтобы глубже понимать географию производства и правильно намечать перспективы развития.
  • Основная цель экономической географии заключается в поиске путей повышения продуктивности труда на основе рационального использования территории и размещения производства; оптимальной концентрации производства; усовершенствования отраслевой, территориальной организации и управления.
  • Социальная география — отрасль социально-экономической географии, которая изучает закономерности пространственных особенностей формирования и развития населения, формы организации жизни людей (условия труда, быта, отдыха).
  • География населения — наука, которая изучает закономерности и территориальные особенности формирования и развития современного состава населения и типы его расселения.
  • Основными задачами социальной географии и географии населения являются:
  • ? повышение эффективности общественного труда;
  • ? комплексное социальное развитие каждого района страны;
  • ? повышение благосостояния населения;
  • ? улучшение условий труда, быта и отдыха;
  • ? рациональное использование трудовых ресурсов;
  • ? создание гармоничных взаимоотношений между обществом и природой.
  1. Социально-экономическая география — это наука о территориальной организации общества, общественно-территориальных комплексах, факторах их формирования, структуре, организации и закономерностях развития.
  2. Сегодня велика роль социально-экономической географии в познании общества и его взаимодействии с природой; комплексном экономическом и социальном развитии ее районов; подготовке стратегических программ развития, решении общественных, социальных, экономических, экологических проблем.
  3. ПОДІЛИТИСЯ:
  4. « Проблеми і перспективи розвитку Донецької області
    Формирование территории Украины »

Экономические и социальные исследования

Деятельность человека стала одним из самых важных факторов изменения нашей планеты, поэтому географы изучают ее. Оказывается, есть свои законы развития городов и государств. Например, при индустриализации государства происходит процесс урбанизации – переселения людей в крупные города. Однако при дальнейшем развитии возможен обратный процесс рурализации, при котором обеспеченные люди предпочитают переезжать из городских квартир в собственные дома, удаленные от места работы. С другой стороны, переезд в городскую местность связан с демографией: городское население ориентировано на относительное малое количество детей, а поэтому снижение рождаемости в мире является следствием урбанизации.

Существует премия Вотрена Лорда, которую неофициально называют Нобелевской премией по географии. Интересно, что почти все последние лауреаты специализировались именно на изучении социальной географии, динамики городов и влиянии человека на окружающую природу.

Мне нравитсяНе нравится

Палеогеография

Ученым интересна история нашей планеты. Как она выглядела миллионы лет назад, какой климат был на ней? Ответы на эти вопросы дает палеогеография. Благодаря ей мы знаем, что ранее, около 175-335 миллионов лет назад, вся современная суша образовывала единый материк, Пангею. Однако до сих пор многое об истории на Земле нам неизвестно.

Для получения информации о климате нашей планеты в прошлом используют льды Антарктиды. Дело в том, что анализ слоев льда позволяет понять, какой ранее был состав у атмосферы Земли. Также изучается взаимное расположение горных пород, окаменелости. Для определения возраста останков животных используют радиоуглеродный анализ и радиометрическое датирование. Большое значение для определения контуров континентов в прошлом играет исследование сегодняшнего рельефа. Сходство береговой линий Африки и Южной Америки – это одно из доказательств, что ранее они составляли единый материк.

Объяснение и предсказание географических явлений

До сих пор ученые не понимают полностью механизмов возникновения землетрясений, а потому не могут их предсказывать. Единственное исключение заключается в том, что, когда начинаются первые толчки, автоматические приборы могут успеть сообщить об этом жителям тех районов, до которых колебания ещё не добрались. Например, во время землетрясения в Японии в 2011 году токийцы были предупреждены о нем по телевидению за 90 секунд до первых толчков. Однако этого недостаточно для подготовки к стихийному бедствию.

Куда лучше обстоит дело с предсказаниями капризов погоды. Климатологи могут сообщить об урагане за несколько дней до его появления. И всё же на сегодняшний день очень многие географические явления не имеют достаточно полного теоретического объяснения.

Вопросы будущего планеты

Во многом прошлое Земли исследуется для того, чтобы можно было предсказывать ее будущее. Сегодня у географов есть карты, на которых показано расположение материков через миллионы лет

Огромной практической важностью обладает вопрос о процессе изменения климата

Ученые фиксируют, что сегодня происходит резкий рост средней температуры планеты – глобальное потепление. Каковы его причины, и к каким последствиям оно может привести? Ответить на эти вопросы очень сложно. Имитационные модели, с помощью которых можно построить прогноз изменения климата, содержат тысячи переменных, между которыми есть неоднозначные связи.

Например, с одной стороны, рост концентрации углекислого газа вызывает рост температуры из-за парникового эффекта, что ведет к таянию льдов, уменьшению отражающей способности ледовых шапок Земли и ещё большему росту температуры. С другой стороны, чем больше углекислого газа в атмосфере, тем быстрее растут растения, которые поглощают его при фотосинтезе. Учесть все эти взаимосвязи в рамках одной теории очень тяжело, для этого нужны расчеты на суперкомпьютерах, а также масштабный сбор климатической статистики по всему миру.

Что изучает география и кто её придумал?

В целом, география — это наука о Земле. Термин образован из двух греческих слов «гео» (земля) и «графо» (пишу, описываю).Дословно переводится как «описание земли» или «землеописание». Следовательно, география естественная наука, цель которой описывать процессы, происходящие в окружающем пространстве. Почему именно греческие слова стали основой для ввода нового термина в жизнь?

С этим географическим моментом связана интереснейшая история, возраст которой более 2000 лет.

Считается, что имя учёного, давшего название науке «география», Эратосфен Киренский, величайший древнегреческий философ. Он жил на рубеже 3-го и 2-го веков до нашей эры. Сегодня можно с уверенностью сказать, насколько мощным для развития науки стал прорыв, которому с лёгкой руки дал старт Эратосфен, вклад в развитие географии этого человека оказался воистину великим.

Основоположник науки «география» впервые использовал термин в своих философских трудах. До нашего времени сохранились упоминания о книге Эратосфена «география». Хотя ничего удивительного в этом нет — он был вторым главным хранителем знаменитой Египетской Александрийской библиотеки (после грека Зенодота Эфесского, филолога и поэта, комментатора Гомера), существовавшей в античной Александрии. Естественно, что ему был открыт доступ к трудам соотечественников, и тех, кто жил до них.

Именно доступ к многочисленным материалам побудил античного учёного создать обобщённый географический трактат. На вопрос, что сделал Эратосфен для географии, кратко можно ответить следующим образом: он заново переписал данные обо всех населенных землях своей эпохи. При этом Эратосфен опирался только на фактический материал, подтвержденный папирусами и другими источниками знаний.

Эратосфен Киренский 

Благодаря своему труду на многие века Эратосфен стал тем, кто открыл географию как науку. Причина не только в том, что он придумал своему детищу новое имя. Живой ум учёного выхватил из изученных описаний важные факты и впервые сформулировал причинно-следственные связи, которые до сих пор являются актуальными. Поэтому недаром считается, что Эратосфен — «отец» географии.

Прежде всего, надо разобраться в том, какой вклад в географию внёс Эратосфен, почему он запомнился своим современникам больше всего, и как вышло, что именно его выводы дошли до нашего времени почти в неизменённом состоянии.

  • Эратосфену приписывают «рождение» понятия «климатические пояса Земли». Он смог математически точно объяснить границы между ними, которые и сейчас аналогичны современным взглядам на экватор, тропики и полярные круги, только называл немного иначе.
  • Он также первопроходец в создании карт. Его картографический труд, дошедший до наших дней — это карта Ойкумены. Он перенёс на неё всю актуальную информацию о новых землях, полученную благодаря военным экспедициям Александра Македонского и его последователей. Её главные достоинства: вполне угадываемые контуры суши и морей на значительном отрезке земной поверхности, с возможностью реального расчёта расстояний. В поисках своего «рая» — удивительной Индии, — Колумб считал эталоном именно карту Эратосфена. Он по ней планировал своё путешествие, доказывая относительную близость объекта поиска, если двигаться от европейских берегов в западном направлении.
  • Эратосфен вычислил земную окружность по экватору (40 тысяч км), «промахнувшись» всего 200 км. А это такой пустяк, если учесть чем пользовался для своих измерений и умозаключений великий учёный-грек, живший 22 века назад, далёкий от калькуляторов и современных смартфонов.

Карта Эратосфена — Обитаемая Ойкумена 

Умозаключения Эратосфена помогли в дальнейшем сформировать критерии, по которым определился главный предмет пристального изучения новой дисциплины. В данном случае «земная поверхность» — это то, что изучает физическая география с древних времён и до наших дней. Эратосфен оказался не только выдающимся аналитиком античности, но и настоящим учёным, оказавшим влияние на развитие науки географии на последующие тысячелетия.

↑вРН БЙКЧВЮЧР Б ЯЕАЪ ЛЕРНДШ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХУ ХЯЯКЕДНБЮМХИ

  • НАЫЕМЮСВМШЕ (ЛЮРЕЛЮРХВЕЯЙХИ, ХЯРНПХВЕЯЙХИ, ЩЙНКНЦХВЕЯЙХИ, ЛНДЕКХПНБЮМХЪ, ЯХЯРЕЛМШИ Х ДП.);
  • ЙНМЙПЕРМН-МЮСВМШЕ (ЦЕНУХЛХВЕЯЙХИ, ЦЕНТХГХВЕЯЙХИ, ОЮКЕНЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХИ, РЕУМХЙН-ЩЙНМНЛХВЕЯЙХИ, ЩЙНМНЛХЙН-ЯРЮРХЯРХВЕЯЙХИ, ЯНЖХНКНЦХВЕЯЙХИ Х ДП.);
  • ПЮАНВХЕ ОПХ╦ЛШ Х ЛЕРНДШ ОНКСВЕМХЪ ХМТНПЛЮЖХХ ( ОНКЕБШЕ МЮАКЧДЕМХЪ, ДХЯРЮМЖХНММШЕ, Б Р. В. ЮЩПНЙНЯЛХВЕЯЙХЕ;
  • КЮАНПЮРНПМШЕ, МЮОПХЛЕП, ТХГХЙН-УХЛХВЕЯЙХИ ЮМЮКХГ БЕЫЕЯРБЮ, ЯОНПНБН-ОШКЭЖЕБНИ ЮМЮКХГ, ЮМЙЕРХПНБЮМХЕ; БШАНПЙХ Х ДП.);
  • ЩЛОХПХВЕЯЙНЕ Х РЕНПЕРХВЕЯЙНЕ НАНАЫЕМХЕ ХМТНПЛЮЖХХ (ХМДХЙЮЖХНММШЕ, НЖЕМНВМШЕ, ЮМЮКНЦНБ, ЙКЮЯЯХТХЙЮЖХХ Х ДП.);
  • УПЮМЕМХЪ Х НАПЮАНРЙХ ХМТНПЛЮЖХХ (Б Р. В. МЮ ЩКЕЙРПНММШУ МНЯХРЕКЪУ).

юЙЮДЕЛХЙ й.й. лЮПЙНБ БШДЕКХК ЯЙБНГМШЕ ЛЕРНДШ (МЮОПЮБКЕМХЪ) Б ЦЕНЦПЮТХХ: ЯПЮБМХРЕКЭМШИ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХИ (НОХЯЮРЕКЭМШИ), ЙЮПРНЦПЮТХВЕЯЙХИ, ЩБНКЧЖХНММН-ХЯРНПХВЕЯЙХИ (ОЮКЕНЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХИ), ЛЮРЕЛЮРХВЕЯЙХИ (ЦЕНХМТНПЛЮЖХНММШИ), ЦЕНТХГХВЕЯЙХИ Х ЦЕНУХЛХВЕЯЙХИ. с ХЯРНЙНБ ЯПЮБМХРЕКЭМНЦН ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНЦН ЛЕРНДЮ ЯРНЪКХ ДПЕБМЕ-ЦПЕВЕЯЙХЕ СВ╦МШЕ цЕПНДНР Х яРПЮАНМ. дКЪ ЯРЮМНБКЕМХЪ Х ПЮГБХРХЪ ЯПЮБМХРЕКЭМНЦН ЛЕРНДЮ Б ТХГХВЕЯЙНИ ЦЕНЦПЮТХХ ЛМНЦНЕ ЯДЕКЮМН ю. цСЛАНКЭДРНЛ. рЕПЛХМ ЙЮПРНЦПЮТХЪ ОНЪБХКЯЪ Б ЩОНУС бНГПНФДЕМХЪ, МН ЙЮПРНЦПЮТХВЕЯЙХИ ЛЕРНД НПЦЮМХВЕЯЙХ ЯБЪГЮМ Я ГЮПНФДЕМХЕЛ ЦЕНЦПЮТХХ. пЮГБХРХЕ ЛЕРНДЮ ЯБЪГЮМН Я ХЛЕМЮЛХ ц. лЕПЙЮРНПЮ, я.с. пЕЛЕГНБЮ, ю.ю. рХККН, ч.л. ьНЙЮКЭЯЙНЦН, й.ю. яЮКХЫЕБЮ, ю.л. аЕПКЪМРЮ.

мЮГМЮВЕМХЕ ЩБНКЧЖХНММН-ХЯРНПХВЕЯЙНЦН (ОЮКЕНЦЕНЦПЮТХВ.) МЮОПЮБКЕМХЪ – СЯРЮМНБКЕМХЕ ГЮЙНМНЛЕПМНЯРЕИ ПЮГБХРХЪ ОПХПНДМШУ Х ЮМРПНОНЦЕММШУ КЮМДЬЮТРНБ. оЮКЕНЦЕЦПЮТХВЕЯЙНЕ МЮОПЮБКЕМХЕ АШКН ПЮГПЮАЮРШБЮКНЯЭ х.о. цЕПЮЯХЛНБШЛ, й.й. лЮПЙНБШЛ, ю.ю. бЕКХВЙН, о.ю. йЮОКХМШЛ.

хЯРНЙХ ЛЮРЕЛЮРХВЕЯЙНИ ЦЕНЦПЮТХХ НРМНЯЪРЯЪ ЙН БПЕЛЕМЮЛ тЮКЕЯЮ лХКЕРЯЙНЦН Х щПЮРНЯТЕМЮ. б ЩРН ОНМЪРХЕ БОКНРЭ ДН МЮВЮКЮ 20 Б., БЙКЮДШБЮКЯЪ ХМНИ, ВЕЛ ЯЕЦНДМЪ ЯЛШЯК. б НАКЮЯРЭ ХМРЕПЕЯНБ ЛЮРЕЛЮРХВЕЯЙНИ ЦЕНЦПЮТХХ ЙЮЙ ВЮЯРХ ТХГХВЕЯЙНИ ЦЕНЦПЮТХХ БУНДХКН ХГСВЕМХЕ ТНПЛШ Х ПЮГЛЕПНБ гЕЛКХ, ЯХЯРЕЛЮРХГЮЖХЪ ЯБЕДЕМХИ Н Е╦ ДБХФЕМХХ, ПЕЬЕМХЕ ЮЯРПНМНЛН-ЦЕНДЕГХВЕЯЙХУ ГЮДЮВ. пЮГБХРХЕ ЯНБПЕЛЕММШУ ЛЮРЕЛЮРХВЕЯЙХУ ЛЕРНДНБ МЮВЮКНЯЭ Б 50-60 ЦНДШ 20 Б. Б яяяп, яью, ьБЕЖХХ. бМЕДПЕМХЕ ЛЮРЕЛЮРХВЕЯЙХУ ЛЕРНДНБ Б ЦЕНЦПЮТХХ ( РЕНПХХ БЕПНЪРМНЯРЕИ, НДМНЛЕПМНЦН Х ЛМНЦНЛЕПМНЦН ЯРЮРХЯРХВЕЯЙНЦН, ЛМНЦНЛЕПМНЦН ОЮПЮЛЕРПХВЕЯЙНЦН Х МЕОЮПЮЛЕРПХВЕЯЙНЦН, ТПЮЙРЮКЭМНЦН, ЙКЮЯРЕПМНЦН, ЯОЕЙРПЮКЭМНЦН ЛЮРЕЛЮРХВЕЯЙНЦН ЮМЮКХГНБ Х Р. Д.) ЯБЪГЮМН ХЛЕМЮЛХ д.к. юПЛЮМДЮ, к.м. бЮЯХКЭЕБЮ, ю.я. бХЙРНПНБЮ, ч.ц. оСГЮВЕМЙН, я.м. яЕПАЕМЧЙЮ, ч.ц. яХЛНМНБЮ Х ДП.

цЕНУХЛХВЕЯЙХИ ЛЕРНД ХЯЯКЕДНБЮМХЪ КЮМДЬЮТРНБ, ОНГБНКЪЧЫХИ ХГСВЮРЭ ПЮЯОПЕДЕКЕМХЕ, ОПНЖЕЯЯШ ЛХЦПЮЖХХ Х ЙНМЖЕМРПЮЖХХ УХЛХВЕЯЙХУ ЩКЕЛЕМРНБ Х ХУ ЯНЕДХМЕМХИ ПЕЮКХГНБЮМ Б ПЮЛЙЮУ ЦЕНУХЛХХ КЮМДЬЮТРЮ, ГЮПНДХКЯЪ Б 30-40-У ЦЦ 20 Б. нЯМНБМШЕ ОПХМЖХОШ ЯТНПЛСКХПНБЮМШ ЮЙЮДЕЛХЙНЛ а.а. оНКШМНБШЛ Х ЕЦН СВЕМХЙЮЛХ – л.ю. цКЮГНБЯЙНИ, ю.х. оЕПЕКЭЛЮМНЛ Х ПЮГБХРШ б.б. дНАПНБНКЭЯЙХИ, я. йЮЯХЛНБШЛ, б.ю. яМШРЙН Х ДП.

яРЮМНБКЕМХЕ Х ПЮГБХРХЕ ЦЕНТХГХВЕЯЙНЦН ЛЕРНДЮ ЯБЪГЮМН Я ХЛЕМЮЛХ ю.х. бНЕИЙНБЮ, ю.ю. цПХЦНПЭЕБЮ, л.х. аСДШЙН. цЕНТХГХЙЮ КЮМДЬЮТРЮ (д.к. юПЛЮМД, м.к. аЕПСВЮЬБКХ, й.м. дЭЪЙНМНБ) ПЮГБХБЮЕРЯЪ Я 60-Е ЦЦ 20 Б. АКЮЦНДЮПЪ ЯРЮЖХНМЮПМШЛ ЙНЛОКЕЙЯМШЛ ТХГХЙН-ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХЛ ХЯЯКЕДНБЮМХЪЛ. яСЫМНЯРЭ ЛЕРНДЮ – ОНЯРПНЕМХЕ АЮКЮМЯНБШУ ЛНДЕКЕИ БЕЫЕЯРБЮ Х ЩМЕПЦХХ ОПХПНДМШУ КЮМДЬЮТРНБ, ХГСВЕМХЕ РПЮМЯТНПЛЮЖХХ ЯНКМЕВМНИ ЩМЕПЦХХ ОН ЖЕОЪЛ ОХРЮМХЪ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector