От потайной двери до хрустальных осколков. 10 фактов о мариинском театре

Первая постановка

Театр был открыт оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя».  Спектакль остался в репертуаре до советского времени, правда, по идеологическим соображениям ему поменяли название на «Иван Сусанин».

Занавес, повторяющий рисунок на шлейфе императрицы

Любопытно, что позже выяснилось – именно так хотел озаглавить  произведение и сам Глинка –  это значится во всех рукописях композитора. В свое время он не смог это сделать также … из-за идеологии: директор Императорских театров Степан Гедеонов посчитал, что опера должна называться более патриотично, чем просто именем главного героя.

Уже в наши дни вариант Гедеонова опять вернули – и сейчас прославленная опера значится в программках Мариинки  как «Жизнь за царя».

«Раймонда»: два лика

«Раймонда» – балет непростой. В нем много слоев. Буквальный пересказ сюжета не дает ничего, лишь вскроет несообразности балетного «средневекового» колорита. Зато метафорический подход срабатывает.

Это, как и «Спящая красавица», символ пробуждения души в ожидании любви. А все прочее – венгерские рыцари и буйные сарацины, графиня из Прованса и трубадуры – надлежащая театральная рамка и повод для разнообразия танцев.

Стилизация средневековья в музыке и хореографии минимальна, большей частью ее вообще нет. Но есть, начиная с увертюры, неоромантическое томление в теме выбора.

Мария Хорева и Мария Ильюшкина – открытие последних лет, балерины высокого класса и почти ровесницы, их негласное творческое соперничество многим навевает воспоминания о временах, не столь уж и давних, когда любители балета не знали, куда в Мариинке бежать, на Ульяну Лопаткину или на Диану Вишневу. Впрочем, эстетическая разница между примами была столь велика, что балетоманы выбирали то, что им ближе.

Самые мудрые не входили ни в какие партии, но стремились понять, как преображается балетная партия в трактовке интроверта или экстраверта.

В нынешнем случае речь скорее может идти о двух подходах к образу Раймонды – она или решительная и сильная духом, делающая выбор сразу, или нежный цветок, колеблющийся и распускающийся сообразно обстоятельствам. Хоревой ближе первый подход, Ильюшкиной – второй. При этом техника первой Марии уверенней и отчетливее, но она уже давно танцует Раймонду. Вторая Мария только что вошла в балет, и некоторая «размазанность» отдельных па – видимо, признак волнения в дебюте. Хотя…

Мария Хорева. Фото – Александр Нефф

Хорева вносит в партию нестандартную смесь подростковой решительности и лирической шаловливости: ее четко очерченный танец основан на определенности психологических и пластических мотивов, и рельефный отталкивающий жест рукой у лица, отвергающий любовные атаки шейха, недвусмысленно означает «нет». Что и вызывает дальнейшие события (похищение и прочее). Ильюшкина же словно «гасит» графику академической выучки в поэтической «дымке»: ее жесты исподволь наполнены трепетом и маревом, поэтому непонимание женского отказа шейхом в ее случае более мотивировано. Ведь она завлекает неведомо для себя.

В общем, Хорева – как бы Раймонда-Одиллия, а Ильюшкина – Раймонда-Одетта. При этом туры в обе стороны, плавная легкость и умение взмахнуть ногой так, что мало не покажется, у обеих прекрасны. Как и сочетание венгерского танца с классическим в последней картине.

Мария Ильюшкина. Фото – Наташа Разина

И тут мы возвращаемся к идее «Раймонды». К ее средневековому посылу.

Я бы так сказала: сравнение выступлений Хоревой и Ильюшкиной в таком, казалось бы, насквозь условном жанре псевдоисторического балета, претерпевшего к тому же множество редакций (в Мариинке идет версия Константина Сергеева, тоже ставшая классической) позволяет подумать о феномене куртуазности не меньше, чем ее «аутентичная» стилизация в каких-нибудь реконструкциях средневековых церемоний. Такова уж природа классического балетного спектакля, построенного на культе женского образа и преклонении перед балериной.

Кстати, о преклонении. Партнеры обеих Раймонд (маститый Владимир Шкляров и дебютант Никита Корнеев) весьма в этом преуспели. Учитывая, что собственно танца этим рыцарям без страха и упрека в «Раймонде» дано мало.

На этом, поскольку в мою задачу не входит анализ исполнения «Раймонды» труппой Мариинского театра, я закончу. Скажу только, что артисты хорошо выдерживают и ярко подают заложенный в хореографии баланс между танцем и жестом, между танцами на каблуках и на пуантах, между строгостью классики и относительной свободой характерного танца.

В памяти останутся «пророческие» танцы сна Раймонды, Сарацинский танец и Панадерос, Мазурка и Венгерский, и некоторые вариации финального Гран па.

Театр величественной истории

Мариинский театр основан в 1783 году: тогда, велением императрицы Екатерины Великой, в составе Императорских театров России появился Большой театр. Тогда же издан указ о создании театрального комитета для управления зрелищами и музыкой. Располагался он в здании на Карусельной площади, позже переименованной в Театральную. Переезд театра в новое здание произошел благодаря случайности: в 1859 г. сгорел Театр-цирк напротив Большого театра, на его месте выстроили новое здание театра и нарекли его Мариинским в честь императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. Туда, в новые прекрасные условия, и переехала труппа Большого театра, а его бывшее здание на Карусельной площади перестроили и отдали консерватории. Вместе с русскими актерами в театре выступали итальянцы и французы. Драматические спектакли чередовались с концертами. Репертуар Мариинского театра состоял из золотых произведений сцены: «Волшебная флейта», «Золушка», «Семирамида», «Севильский цирюльник», «Баядерка», «Жизель», «Пиковая дама», «Иоланта», «Иван Сусанин». Здесь играли и романтическую оперу, и легкие водевили, и героическую оперу. Здесь звучали произведения Моцарта, Россини, Беллини, Верди. Именно здесь зародилась мировая слава русского балета, в котором танец уподобился музыке… Купить билет в Мариинский театр стремились все иностранные гости. При Советской власти бывший императорский театр оказался в распоряжении комиссариата просвещения и стал Государственным. … Два века – очень долгий для театра срок. Он видел многие эпохи, смену правительств и идеологий, но искусство здесь всегда оставалось чистым, не зависящим от времени. Сцена Мариинского помнит великих деятелей оперы и балета, здесь прославили отечественное искусство Федор Шаляпин, Иван Ершов, Софья Преображенская, Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Галина Уланова, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников.

От модели до уборщицы в «Мариинке»

Будущая звезда оперы родилась 18 сентября 1971 года в Краснодаре. Ее отец работал геологом, а мама была инженером-связистом. Также у Нетребко есть сестра Наталья. Выйдя замуж, она взяла фамилию Эскильдсен и сейчас живет с семьей в Дании. В молодости Нетребко-старшая работала моделью.

Анна – потомственная донская казачка, но есть у нее и цыганские корни. Любовь к музыке девочка переняла от родителей: они хоть и не были профессиональными артистами, но очень любили петь, а отец семейства прекрасно играл на фортепиано. Яркие вокальные способности Аня проявила еще в детстве. Дома они с сестрой часто устраивали небольшие импровизированные концерты, а в школе Аню приняли в музыкальный ансамбль «Кубанская пионерия». Причем не просто приняли, а доверили роль солистки. Вместе с коллективом Аня не раз выступала в краснодарском Дворце пионеров.

Впрочем, Нетребко не сразу определилась с будущей карьерой. Помимо музыки, у нее было много других увлечений: девочка занималась акробатикой (даже стала кандидатом в мастера спорта), легкой атлетикой, играла в баскетбол, ездила верхом и отлично рисовала. В разные годы Аня мечтала стать то врачом, то художником, а одно время даже всерьез задумывалась о профессии каскадера. Когда ей было 11 лет, девочка увлеклась писательством. В семье до сих пор хранятся стопки ученических тетрадей, исписанные ее сочинениями. Также Нетребко увлекалась фотографией: ее дядя был профессиональным фотографом, и она часто приходила к нему в студию, училась проявлять пленку.

Г.Калачьян/ТАСС

Но ни карьера модели, ни любые другие увлечения все же не смогли сравниться с ее страстью к музыке. После окончания школы Нетребко отправилась в Ленинград, где поступила в музыкальное училище на отделение оперетты. Чтобы поступить в консерваторию, ей необходимо было отучиться в училище пять лет, но благодаря своему таланту и настойчивости Анна сумела «перепрыгнуть» несколько ступеней. Сразу после второго курса она успешно прошла конкурс в Ленинградскую государственную консерваторию (ныне – Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова). Нетребко попала на курс к педагогу академического вокала Тамаре Новиченко. Именно она помогла юной певице раскрыть все грани и богатство ее голоса. Как позднее отмечала Новиченко, достичь необыкновенных высот на оперной сцене Нетребко помог не столько природный талант, сколько «нечеловеческая целеустремленность и упорство».

Ссора Гумилева и Волошина

А. Головин. Портрет Шаляпина в роли Бориса Годунова, 1912 год

Зал Мариинского театра, в котором работал Александр Головин, получил имя художника. Это помещение прославилось еще и благодаря известному скандалу, произошедшему в его стенах.

В те годы в Петербурге было популярны стихотворения Елизаветы Дмитриевой, писавшей под псевдонимом Черубина де Габриак. В девушку был влюблен поэт Николай Гумилев, но получил отказ, поскольку у Елизаветы уже был жених.

Тогда отверженный Гумилев начал распространять слухи о бурном романе с Дмитриевой. Жених поэтессы находился на службе в армии, поэтому за Елизавету вступился ее друг – поэт Максимилиан Волошин. В мастерской художника Головина в Мариинском театре на глазах у толпы людей Волошин подошел Гумилеву и дал ему пощечину. Этот инцидент привел к дуэли поэтов на Черной речке: в тот раз Гумилев промахнулся, а пистолет его соперника дал осечку.

Мариинский театр – жемчужина Санкт-Петербурга

Образование Мариинского театра связано с историей страны. Конец XVIII века – время сближения России с Европой. Российские правители перенимали многое из европейского быта и культуры, в том числе и театр.

История возникновения

В 1783 году Екатерина II учредила театральную труппу для представления драматических и оперных спектаклей в открытом на Карусельной площади Петербурга Большом Каменном театре.

В здании, отвечающем веянию моды и техническим требованиям, выступали иностранные актеры, приглашенные императрицей из Италии, свои представления российская труппа ставила редко.

Супруга императора Александра II, Мария Александровна, слыла покровительницей изящных искусств. Певцы и хореографы ее личной труппы давали представления в Театре-цирке, который находился напротив Большого Каменного театра.

В 1859 году на месте сгоревшего Театра-цирка итальянский зодчий Альберт Кавос построил новый театр, названный Мариинским в честь Марии Александровны. В короткие сроки театр, основу которого составляла личная труппа супруги императора, стал популярным.

В 1886 году на месте Большого Каменного театра построили консерваторию, и все спектакли, проходившие там, перенесли в Мариинский театр, который открыл первый театральный сезон оперой «Жизнь царя».

На сцене театра блистали знаменитые солисты: Федор Стравинский, Медея и Николай Фигнеры, Мария Славина и Леонид Собинов, Федор Шаляпин и Софья Преображенская, Матильда Кшесинская и Рудольф Нуреев. Декорации создавали Константин Коровин, Александр Бенуа, Александр Головин.

Архитектура и стиль театра

Здание Мариинского театра, построенное в стиле неоклассицизма, впечатляет красотой и многофигурным силуэтом, расположено на Театральной площади. В 1885 году архитектор Виктор Шретер добавил к левому крылу здания трехэтажный корпус для мастерских, репетиционных залов и гримерок.

Главный фасад стал монументальней, под самой кровлей появился новый зал. Над куполом – башенка, которая маскирует вентиляционную трубу.

Внутреннее обустройство главного здания

Зрительный зал Мариинского театра – один из самых красивых в мире. Первоначальное убранство сохранено до наших дней. Мягкое сияние позолоты, лепные украшения и скульптуры, обивка и драпировка в цвете морской волны создают лирический колорит в помещении.

Восстановлен декор Царской ложи: некогда ее украшала монограмма, живописно сочетавшая первые буквы имён царя Александра II и его супруги. В советское время здесь сияла эмблема из серпа и молота. В 90-е годы XX века императорская монограмма ложи возвращена на прежнее место.

Интересный занавес, ставший эмблемой Мариинского театра, создал в 1914 году художник Александр Головин. Соединив технику живописи и аппликации, художник оформил рисунок занавеса, который повторяет узор платья императрицы Марии Александровны.

Трехъярусная бронзовая люстра весом 2,5 тонны, созданная в 1860 году, состоящая из 230 лампочек и 2300 хрустальных подвесок, дает необыкновенно яркий свет. Каждый год ее опускают вниз, чтобы почистить хрусталь и сменить перегоревшие лампы.

Потолок зрительного зала украшает живописный плафон, на котором итальянский живописец Дузи изобразил 12 танцующих нимф в окружении амуров, а по кругу разместил 12 медальонов с портретами русских драматургов.

Зал Александра Головина, обустроенный под кровлей театра, носит имя русского живописца конца XIX века, здесь создаются декорации к операм и балетам

Оркестровая яма с поднимающимся и опускающимся потолком во время реставрации в 1970 году удивила тем, что под полом нашли груду хрустальных осколков. Обескураженные реставраторы выбросили находку. Позднее оказалось, что 200 лет назад архитекторы использовали битый хрусталь для улучшения акустики зала.

Колокол, обитающий за сценой 200 лет и названный актером театра, звучит во время опер «Борис Годунов» и «Хованщина». В годы борьбы с религией его сняли с церкви и утопили в Крюковом канале. Позднее колокол подняли со дна и подарили театру.

Площадки

Мариинский театр обладает 6 сценическими площадками. Они расположены в разных городах Российской Федерации:

  • Санкт-Петербурге -3 (основная и вторая сцены, концертный зал)
  • Владикавказе – 2 (театр оперы и балета и филармония Северной Осетии)
  • Владивостоке – 1 (приморская)

Основное здание Мариинского театра

Мариинка -1, где находится главная сцена знаменитого театра, представляет собой старинное здание 19 века. Его проект разработан архитектором А. К. Кавосом и дополнен В. А. Шретером в конце 19 в. Корпус выполнен в стиле классицизма. Над купольным навершием возвышается башенка.

Внутреннее убранство поражает роскошью и великолепием отделки. Холл, фойе и зал украшают скульптуры, лепка, настенная роспись. Авторы живописных произведений:

  • Э. Фрачиоли
  • А. Головин

Рисунок занавеса на сцене соответствует текстура императорского шлейфа Марии Александровны. Он является эмблемой Мариинского театра.

Зал рассчитан на 1609 мест. Габариты сцены:

  • ширина – 30 м
  • глубина – 20 м
  • высота – 24-25 м

Вторая сцена

Мариинка-2 создавалась специально под нужды театра и в соответствие с современными техническими требованиями. Ее параметры:

  • вместимость зала – 2 тыс.чел
  • площадь – 80 тыс.кв.м
  • этажей – 7

Над проектом и благоустройством внутреннего пространства трудились архитекторы из России, Канады, Великобритании, Австрии. Зрительские места в зале расположены в несколько ярусов. Центральное положение занимает ложа для почетных гостей (аналог Царской ложи). Сцена оборудована техническими средствами, позволяющими быстро менять декорации. Глубина 80 м позволяет создавать мощный акустический эффект. Вторая сцена была открыта для приема публики в 2013 г.

Концертный зал (третья сцена)

Мариинка-3 создана на базе дореволюционных мастерских по производству декораций. Здание было построено в соответствие с эскизами архитектора В. Шрётера. В начале 21 в. оно полностью выгорело при пожаре.

Новое помещение разрабатывал тандем специалистов:

  • архитектор К.Фабр (Франция)
  • инженер Тойота (Япония)

Концертный зал предназначен для проведения вокальных и симфонических выступлений, а также аудиозаписи. Его основные характеристики:

  • объем -1,3 тыс. куб.м
  • вместимость – 1110 мест
  • длина – 52 м
  • ширина – 24 м
  • высота – 14 м

В 2009 г. в помещении смонтирован орган французского производства. Здание является памятником градостроительства и входит в перечень объектов культурного наследия РФ.

Приморская сцена

Самая удаленная сцена питерской Мариинки находится в Дальневосточном регионе. Она располагается в театре оперы и балета во Владивостоке. Новое здание строилось к саммиту стран АТЭС. Проектными работами занимались специалисты из Омска.

Корпус имеет 2 зала:

  • Большой – в форме подковы на 1 356 мест. Предназначен для крупномасштабных мероприятий и гала – концертов.
  • Малый – с одноуровневыми сценой и партером, рассчитанный на 305 мест. Для камерных спектаклей, мастер-классов.

В ходе строительства предпочтение отдавалось натуральным материалом (дерево, камень), что способствовало созданию мощного акустического эффекта. Также здание оборудовано снаряжением для нужд людей со специальными потребностями (пандусы, лифты). Открытие Приморской сцены состоялось в 2013 г.

Национальный театр оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания

Здание североосетинского театра оперы и балета во Владикавказе (ул.Тхапсаева, 18) с 2017 г. является сценической площадкой Мариинки. Комплекс помещений вдоль берега Терека был спроектирован архитектором И.В.Рябикиным в 1910 г. Строительные работы произведены в 50-х гг. под руководством архитектора Т. М. Бутаевой. Постройка объявлена национальным достояние республиканского значения.

Зал одновременно вмещает 680 человек. Сцена:

  • ширина – 14 м
  • высота – 12 м

Северо-Осетинская государственная филармония

С 2017 г. Мариинский театр арендует здание Северо-Осетинской филармонии. На протяжении 10 лет артисты из Санкт-Петербурга смогут производить сценическую деятельность в помещении бывшего лютеранского собора, расположенного по адресу: г.Владикавказ, ул.Миллера 34. Немецкая кирха (19 в.) была преобразована в культурно-просветительское учреждение в 1944г. В 2015-16 гг. в помещении осуществлен капитальный ремонт. Исторический облик сооружения остался неизменным.

Стажировка в США, пик славы и дуэт с Киркоровым

Как рассказывали ее педагоги, первые два года Нетребко почти не выделялась среди остальных студентов, но на третьем курсе поразила всех своими вокальными данными, сдав экзамен по специальности на отлично. А в 1993 году состоялся ее первый большой триумф: Анна одержала победу на конкурсе имени М. И. Глинки в Смоленске, после чего ее тут же пригласили в Мариинский театр, но уже в качестве солистки. Валерий Гергиев был так впечатлен голосом Нетребко, что сразу предложил ей партию Барбарины в «Женитьбе Фигаро». Впрочем, эту роль ей так и не довелось исполнить: после нескольких репетиций стало ясно – Нетребко достойна роли Сюзанны.

Эта дебютная работа принесла певице фантастический успех. Многие ценители оперы тут же назвали Нетребко самым ярким открытием года. Ей стали доверять ключевые партии во многих спектаклях. В 1994 году Анну пригласили в Ригу, где она исполнила роль Царицы ночи в спектакле «Волшебная флейта». А еще через год певица дебютировала в США с оперой «Руслан и Людмила», после чего оперный театр в Сан-Франциско, где она выступала, пригласил ее пройти у них стажировку. В течение трех месяцев Нетребко под руководством американских педагогов оттачивала актерское мастерство, изучала тонкости сценического движения и совершенствовала знания иностранных языков – прежде всего итальянского, французского и немецкого. Позднее там же, в Сан-Франциско, она дебютировала в «Любовном напитке» Доницетти. А знаменитый испанский тенор Пласидо Доминго, бывший в те годы художественным руководителем Вашингтонской национальной оперы, пригласил Нетребко на роль Джильды в «Риголетто».

Важным событием в карьере Нетребко стала приглашение на роль Наташи Ростовой в опере «Война и мир». Премьера спектакля состоялась в 2002 году на сцене знаменитой «Метрополитен-опера». Блистательный дуэт Анны Нетребко и Дмитрия Хворостовского тогда прославился на весь мир. В том же году Нетребко закрепила свой успех, сыграв в «Дон Жуане» в постановке дирижера Николауса Арнонкура. Премьера прошла на фестивале в Зальцбурге. Затем была «Травиата», в которой Нетребко исполняла сразу несколько партий: на сцене Мюнхенской оперы – партию Виолетты, а на сцене лондонского «Ковент-Гардена» – Донны Анны. Кроме того, с начала 2000-х Нетребко радует поклонников сольными альбомами. Ее первый диск, «Opera Arias», вышел в 2003 году и сразу же стал одним из самых продаваемых альбомов академической музыки. Уже через год последовал второй альбом под названием «Sempre Libera». За спиной у Анны Нетребко множество прекрасных дуэтов. Особенно высоко критики оценили ее совместные партии с известным мексиканским тенором Роландо Вильясоном. Они делили сцену не раз: сначала в «Ромео и Джульетте», затем в «Любовном напитке» в 2005 году. В партнерстве с ним же она выпустила альбом «Дуэты». Также Анна спела дуэтом с Элиной Гаранчей, меццо-сопрано из Риги. Вместе они исполнили баркароллу Оффенбаха из «Сказок Гофмана», а также пели в опере «Капулетти и Монтекки» Беллини.

Красильников Станислав/ТАСС

Талант Анны Нетребко высоко востребован во всем мире. Звезда много гастролирует и часто дает концерты в России: если в афише стоит имя Нетребко, значит, обязательно будет аншлаг. Сейчас певица живет на две страны: в 2006 году она получила гражданство Австрии, также у нее есть квартира в Нью-Йорке, на Манхэттене. Но при этом Анна продолжает оставаться гражданкой России. Нетребко не раз говорила, что безмерно гордится своим происхождением и тем, что ее воспитала русская вокальная школа. В 2004 году Анна стала лауреатом Государственной премии РФ в области литературы и искусства, награду она получила в Кремлевском дворце из рук Владимира Путина. А в 2008 году певице было присвоено звание Народной артистки России. Как позднее рассказал журналистам отец Нетребко, все деньги от Госпремии (около 5 миллионов рублей) она перечислила на счет детского ортопедического института Турнера.

О РЕЖИССУРЕ И РЕЖИССЕРАХ

Г.Садых-заде. О «прорывах» в режиссуре, которые периодически происходят в театре. Давно замечено, что эти «прорывы» зачастую никак не закрепляются, успех, достигнутый в отдельной постановке, никак не развивается и не отражается в дальнейшей жизни театра. Пример: у Галибина получилась удачная «Пиковая Дама», на чем сошлось большинство критиков. И как строит театр дальше свои взаимоотношения с режиссером, принесшим театру успех? А никак: никуда не зовет, ничего не предлагает, на «Маску» «Пиковую» не пускает. Спектакль разрушается уже после двух—трех премьерных показов, потому что внутри него все «проходки» и мизансцены выверены с геометрической точностью, а она без догляда быстро утрачивается. А как поступили с Шаафом? Как бы ни ругали «Дон Жуана» — это спорный спектакль, но сделанный профессионально и даже с блеском. А «Золото Рейна» вообще признано критиками лучшей премьерой сезона. Оба спектакля выдвинуты на «Маску». И что же? Шааф, чуть было не заработав инфаркт перед самой премьерой, изгоняется из театра, так и не поставив «Кольцо» целиком. Да какие бы разногласия с Гергиевым у него ни возникли, дело и соображения качества ведь должны быть превыше всего! Так почему же, когда появляется режиссер, хорошо работающий, яркий, — театр не делает попыток продолжить с ним сотрудничество? Что это — ревность? Перфекционизм Гергиева?

М.Бялик. В большой степени это связано с тем, что Мариинский театр «дирижероцентричен». Когда Гергиев только пришел в театр — ему говорили, что он недооценивает режиссуру. Потом показалось, что ситуация меняется — после «Ангела», после «Саломеи». Появился спектакль Молостовой «Катерина Измайлова» — в нем, с моей точки зрения, также было немало хорошего. Казалось, позиции режиссуры в театре укрепились — но на самом деле все-таки нет. Похоже, до сих пор Гергиев в душе не считает обязательным сотрудничать с хорошими режиссерами

Он выходит за пульт, увлеченный дирижированием, выкладывается до конца — и для него не так уж важно то, что в этот момент происходит на сцене. Главное — это оркестр, его звучание

Так что в театре, конечно, есть недооценка режиссуры. И отсутствие системы сказывается во многих казусах. Из них самый досадный — недавняя «Саломея» в постановке Фримана.

Одно скажу: едва ли Гергиев хотел, чтобы было хуже. Я убежден: пригласив Фримана, так хорошо зарекомендовавшего себя в «Огненном ангеле», он надеялся получить интересный спектакль и сейчас. Конечно, он не ожидал такого конфуза. И я повторю: все дело в несоответствии творческого процесса и организации; причем я имею в виду не чисто деловую, техническую сторону, а скорее идеологию, то, что составляет сущность политики театра. Всепоглощающая импульсивность Гергиева приобретает уже какой-то тревожный характер. Так что, думаю, мы собрались вовремя, чтобы обсудить эти обстоятельства.

Н.Маркарян. Не стоит объяснять все спонтанностью гергиевского характера. В театре много подспудных мотивов и подводных течений, которые остаются скрытыми от постороннего глаза — но все в театре о них прекрасно знают и их учитывают. Кроме того, не в последнюю очередь появление того или иного названия в репертуаре зависит от западных заказов — от организаторов фестиваля, от записывающих фирм. А мы все сидим и ищем глубинные мотивы того, почему в театре происходит так, а не эдак.

Е.Третьякова. Нас всех, бесспорно, раздражает ситуация, в которой отсутствуют какие бы то ни было театральные ориентиры. Каждый раз не можешь предугадать — спектакль получится «модерновым», или ударится в «музей», или в неоклассику, или куда-нибудь еще. Определить вкус и художественные резоны человека, который решает, кто будет ставить очередной спектакль, невозможно.

Театр имени императрицы

На месте сгоревшего в 1859 году Театра-цирка Кавос построил новый театр. Он получил название Мариинского в честь императрицы Марии Александровны, жены Александра II. Во главе императорской ложи нового театра располагалась монограмма, состоящая из сочетания первых букв имен царственных супругов. Мариинский театр в короткие сроки стал очень популярен: перед премьерами на улицах выстраивались очереди. Его сцена признана одной из самых больших в мире, а зал сразу после открытия насчитывал 1600 мест.

Мариинский театр в XIX веке

Первый театральный сезон уже по традиции открылся оперой «Жизнь за царя». Следующие полвека отмечены премьерами самых значительных в истории русской музыки опер: «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А.П. Бородина, «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта» П.И. Чайковского. На сцене театра блистали знаменитые солисты: Федор Стравинский, Медея и Николай Фигнеры, Мария Славина, Леонид Собинов и Федор Шаляпин. Последний вознес роль оперного певца в спектакле до невиданных ранее высот. Шаляпин добился успеха и народной любви благодаря природному дарованию и феноменальному трудолюбию. Его называют создателем «русского исполнительского стиля», представляющего собой сочетание невероятных вокальных данных и таланта драматического артиста

В создании образа Федор Иванович уделял внимание каждой мелочи, не забывая о мимике, жестах и подборе эффектных костюмов. После Октябрьской революции он в течение двух лет (1918-1920) возглавлял театр, поддерживая коллег в тяжелое время

Ф.М. Шаляпин в образе Ивана Сусанина из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки. 1900-е гг.

Балетную труппу Мариинского театра в 1869 году возглавил талантливый М.И. Петипа. Он бережно относился к классическим постановкам «Жизели», «Эсмеральды» и «Корсара», не подвергая их радикальным изменениям. В то же время поставленный им балет «Баядерка» получился настоящим шедевром балетного искусства. Встрече двух гениев, Петипа и Чайковского, зритель обязан появлением «Спящей красавицы» и «Лебединого озера». Композитор, утверждавший, что «балет – та же симфония», составил прекрасный творческий тандем с балетмейстером Мариусом Петипа, плодами которого любители классического танца могут наслаждаться и по сей день. В 1886 году на месте Большого Каменного театра возвели здание Санкт-Петербургской консерватории, а спектакли, до этого времени продолжавшие идти на его сцене, перенесли в Мариинку.

Анна Павлова. Прима-балерина Мариинского театра в 1906-1913 гг.

Во второй половине XIX века Мариинский театр неоднократно подвергался реконструкции. В 1885 году главный архитектор Петербургских Императорских театров Виктор Шретер добавил к левому крылу здания трехэтажный корпус для мастерских, репетиционных залов, котельной и электростанции. Главный фасад театра обрел более монументальные формы, стал его «визитной карточкой». Еще одним знаковым местом в Мариинке является зал под самой крышей. Именно там в 1908 году произошла ссора известных поэтов Серебряного века Николая Гумилева и Максимилиана Волошина, приведшая к дуэли. А ведь все начиналось весьма мирно: деятели искусства, среди которых также были Иннокентий Анненский, Александр Блок и Федор Шаляпин, пришли позировать для общего портрета. Из-за разразившегося конфликта завершить работу так и не удалось.

В 1914 году главный художник Петербургских Императорских театров Александр Головин, принадлежавший к объединению «Мир искусства», с помощью двух художественных техник (живописи и аппликации) оформил занавес театральной сцены таким же узором, какой украшал шлейф платья императрицы Марии Александровны.

Императрица Мария Александровна, супруга Александра Второго. Художник К. Робертсон.

Конфуз с осликом

В конце 70-х – начале 80-х годов в спектакле «Дон Кихот» были задействованы настоящие животные – конь и осел, которые предназначались для главных действующих лиц. Выдрессированные животные послушно ходили по сцене и перевозили всадников.

Однажды артист, игравший Дон Кихота, так вошел в роль, что пришпорил коня прямо во время спектакля, а тот взвился и попытался сбросить наездника. Дрессировщик быстро увел коня за кулисы, а зрители решили, что так и было задумано.

Гораздо более неприятный конфуз произошел в 1980 году, когда конь-артист заболел, поэтому для спектакля пришлось арендовать парнокопытное в одной из спортивных секций города.

За полтора столетия Мариинка несколько раз перестраивалась. Фото – Музей печати и издательского дела

Уже во время спектакля выяснилось, что театру дали не коня, а лошадь: кобыла так очаровала своего напарника по сцене, осла, что тот решил не терять времени и перейти к активным действиям. Одним движением он сбросил с себя Санчо Пансу, подбежал к лошади и взгромоздился на нее, а та и не возражала. Под хохот музыкантов из оркестровой ямы занавес был закрыт, а спектакль пришлось отменить на глазах у изумленной публики.

Когда звезды не сошлись

Проходящий в Мариинском театре из года в год фестиваль «Звезды белых ночей» за свою историю превратился из суперсобытия в мире культуры в изматывающий марафон, спектакли которого далеко не всегда соответствуют фестивальному статусу. И более того, как правило, ничем не отличаются от текущей мариинской афиши. Но преподносится всё это пиарщиками «Белых ночей» как нечто исключительное и требующее немедленного приобретения билетов.

На самом деле рецепт верстки фестивальной программы прост: одно выступление Анны Нетребко (в последние сезоны непременно «украшенное» бэк-вокалом ее супруга Юсифа Эйвазова), две-три премьеры собственного производства, пара балетных гала, из которых одно непременно сорвется и на которые уже не приезжают, как раньше, мировые балетные звезды.

Оперных звезд межконтинентального масштаба – также с гулькин нос. Всё больше завсегдатаи «Белых ночей» – два итальянца: 70-летний бас Феруччо Фурланетто и 78-летний тенор Пласидо Доминго. С последним-то и приключилась недавно громкая скандальная история.

Несмотря на преклонный возраст Доминго, несомненно, остается мировым именем – пусть уже в большей мере из-за уважения к его заслугам и вкладу в оперное искусство. Именно этими факторами и ничем иным можно объяснить то, что петербургская публика с радостью раскупила билеты стоимостью 15 – 20 тысяч рублей на представление оперы «Симон Бокканегра», назначенное на 25 июня 2019.

Уже после того, как зрители заняли свои места, стало известно, что Доминго выступать не будет – он якобы заболел. Действительно, «Инстаграм» «золотого» тенора свидетельствовал: буквально накануне Пласидо за кулисами театра Ла Скала молодецки позировал пьющим шампанского прямо из горла. А много ли нужно для пожилого человека?

Счастье еще, что певец быстро поправился и, если верить всё тому же официальному «Инстаграму», – блистал в «Травиате» на сцене Баварской оперы уже 28 июня.

В этой стандартной ситуации (вспомним также экстренную «болезнь» Анны Нетребко, помешавшую ей принять участие в бесплатном, по счастью, концерте, посвященному Дню города и последовавшие потом фоторгафии с курорта), удивляет лишь энтузиазм меломанов, скупивших все дорогущие билеты на Доминго.

Вдумайтесь: билеты в Мариинку стоили по 15-20 тысяч. В то же время в календаре тенора значатся выступления в августовском концерте на Арена ди Верона (от 1950 рублей по текущему курсу) и октябрьский «Макбет» в Метрополитен-опере (от 3 360 рублей).

На того же «Симона Бокканегро», который пройдет в будущем марте в Гамбургской опере с участием Доминго, доступны билеты от 7 (!) евро – это 500 рублей.

Воистину, счастливы люди, не считающие денег, – ведь даже с билетами в Европу поклонение таланту Доминго обойдется не в пример дешевле, чем в Мариинском театре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector