Летний дворец петра i: режим работы и стоимость билетов

Фото и описание

Летний дворец Петра I находится в Летнем саду Санкт-Петербурга. Сад заложила большая группа садовых мастеров и архитекторов в первые годы основания города. У Петра I была мечта – разбить сад в версальском стиле. Поначалу в своем доме он лишь отдыхал и следил за работой, а потом здесь жил с семьей в летнее время.

После того, как Мойка была соединена с Невой Лебяжьим каналом, образовался маленький остров. В его северной области в 1710-1714 годах был возведен Летний дворец, являвшийся одним из первых каменных дворцов в Петербурге. Автором проекта выступил архитектор Д. Трезини. Внутренняя обстановка создана под руководством немецкого архитектора и скульптора А. Шлютера. Предание повествует о том, что царь поручил возвести дом так, чтобы здание символизировало новую политику страны. Тогда Трезини расположил здание дворца так, что 6 из его 12 окон смотрели на запад, а другие 6 – строго на восток. Свое решение архитектор объяснил следующим образом: «Так и наша Россия одинаково обращена и к Западу, и к Востоку».

В царской резиденции была построена I система канализации Петербурга. Вода попадала в дом с помощью насосов, а уходила в Фонтанку. Поскольку дом с 3-ёх сторон был окружен водой, движущей силой системы выступало течение Фонтанки. В 1777 году случилось наводнение, и маленькая бухта Гаванец перед домом была засыпана. Канализационная система перестала действовать.

В вестибюле дворца на Петра I один из раскольников совершил покушение.

В 1925 году Летний дворец был передан Русскому музею, а с 1934 года здесь была организована работа Историко-бытового музея. В 1960-х годах была проведена научная реставрация музея. Руководителем выступил архитектор А.Э. Гессен. В ходе работ удалось воссоздать многие первоначальные элементы Летнего дворца.

После кончины Петра I и Екатерины I в их доме практически никто не жил. Одно время здесь организовывались заседания Верховного Тайного совета, а позже во дворец на отдых приезжали императорские придворные.

Архитектурный стиль здания – барокко. Это выражается в четких пропорциях и многочисленных окнах, барельефах и лепном фризе под кровлей. Облик здания – строгий. Крыша – высокая, четырехскатная. Водостоки сделаны в виде крылатых драконов. Фасады декорированы фризом из 29 барельефов, которые разделяют этажи.

Каждый этаж здания оборудован 7-ю небольшими жилыми комнатами. Большие залы отсутствуют. Отделка вестибюля выполнена в виде резных дубовых панелей, которые расчленяют пилястры ионического ордера. Скульптором Н. Пино было выполнено барельефное изображение Минервы.

На I этаже находились царские покои, на II – его супруги Екатерины и детей. В приёмной император принимал устные и письменные жалобы и просьбы. Около приёмной располагался карцер для провинившихся. Из приёмной можно было пройти в большую комнату, называемую ассамблеей. На I этаже также располагались поварня со столовой и спальня, гардеробная и комната для дежурного ямщика. Здесь же находились токарня и станок, на котором Петр Великий любил работать.

На II этаже здания, кроме гардеробной, поварни и комнаты для фрейлин, находятся тронная, детская, спальня и комната для танцев. Особенного внимания заслуживает Зеленый кабинет, который украшен живописными вставками, позолотой и лепкой. Поварня и кабинет императора декорированы редкостными голландскими изразцами, камины – лепными барельефами. Плафоны кабинета живописно расписаны мастером Г. Гзелем.

В оформлении комнат принимали участие русские художники И.Заварзин, А.Захаров и Ф.Матвеев. В гостиных сохранилась атмосфера, которая царила и в прежние времена. Также здесь можно увидеть редкие портреты, полотна, изображающие морские суда и сражения, и пейзажи. Раритетом музея является ветровой прибор, привезенный из Дрездена. В движение его приводит установленный на крыше флюгер в виде фигуры Георгия Победоносца.

В Летнем дворце Петра I до сих пор сохранилась уютная семейная атмосфера.

Музей

С 1930 года и по сегодняшний день домик Петра I является историко-мемориальным музеем. Он закрывался лишь в годы Великой Отечественной войны. Его окна заколачивали фанерами, и закрашивали серой краской для маскировки. За его сохранностью следили дежурные. Он открылся самым первым среди музеев в Санкт-Петербурге для посетителей — уже в сентябре 1944 года.

После войны были проведены реставрационные работы. В «футляре» провели капитальный ремонт, организовали отопление, что сделало возможным посещение музея круглый год. Расчистили кирпич, покрасили потолки и стены внутри, обтянули все новым парусным холстом, отремонтировали чугунную ограду.

Экспозиция музея состоит из двух частей: самого домика Петра I и выставки в «футляре». В домике сохранены подлинные личные вещи императора, предметы быта и интерьера той эпохи. А вокруг располагается историческая коллекция и информационные стенды, которые повествуют о начале строительства Санкт-Петербурга, о северной войне, и о строительстве защитных «футляров». Есть в музее макет Троицкой площади 1706 года и восьмиметровая четырехвесельная лодка-«верейка», на которой Петр I совершал объезды по строящемуся Санкт-Петербургу.

Лодка-верейка, Юра Науменко

Домик в Вологде

Помимо постройки в Санкт-Петербурге, в Вологде также был возведен дом для императора. Домик Петра I (Вологда) представляет собой одноэтажное здание, выложенное из камня. В его интерьере можно увидеть сводчатые потолки и голландскую печь с изразцами, относящимся к XVII веку.

Петр I останавливался пять раз в этом доме по приезду в Вологду. Впервые император приехал сюда в 1692 году и поселился в скромном доме рядом с церковью Федора Стратилата. Впоследствии место его остановки было заброшено, однако в честь 200-летия с дня рождения Петра I домик приобрело местное дворянство и постепенно реставрировало его.

Домик состоял из двух комнат, под которыми находился погребок. Считается, что это строение принадлежало кому-то из подданных Голландии, о чем свидетельствует каменная табличка, вмонтированная в стену, на которой изображен голландский герб.

Дом был возведен в середине XVII века и не являлся типичным сооружением того времени для этих мест. В наши дни летний домик Петра I в Вологде является памятником архитектуры и музеем-заповедником, который также известен как «Петровский домик».

Летний дворец Петра I в Летнем саду: как добраться, история, фото

В северо-восточной части знаменитого петербургского Летнего сада находится небольшой, но примечательный Летний дворец Петра I. Здание, практически являясь ровесником города, сегодня находится в отличной сохранности, а в летнее время любой желающий может посетить отличную экскурсию по интерьерам, созданным для самого известного российского правителя.


Летний дворец Петра I в Летнем саду


На стенах располагаются портреты сподвижников Петра

Как добраться на метро

Дворец находится в туристическом сердце Петербурга — на территории Летнего сада. Ближайшие станции метро — «Невский проспект» и «Гостиный двор». Время в пути от них — около 20 минут.

Перейти к карте


Александр Данилович Меншиков


Бюро-кабинет


Голландскую плитку можно увидеть также и в оформлении Меншиковского дворца на Васильевском острове

Обратите внимание, что экскурсии во дворец проводятся только в строго определённое время, группами по 15 человек. Уточнить расписание можно на официальном сайте Русского музея, к которому относится дворец

Стоимость взрослого билета — 500 рублей (лето 2021 г.). Оплатить посещение можно только наличными: стоит это учитывать, так как банкоматов рядом с дворцом нет.


Спальня


Кабинет


Ветровой прибор

Немного истории

Дворец по проекту знаменитого Доменико Трезини строился с 1710 по 1712 год. Ещё с 1703 года на этом месте располагался летний домик Петра. В оформлении фасадов дворца в «голландском манире» принимало участие несколько мастеров, в том числе известный представитель раннего барокко, немецкий архитектор Андреас Шлютер.


Изразцовая печь


Столовая


Нижняя поварня

Существует легенда о том, что дворец был построен на Адмиралтейской стороне Санкт-Петербурга для того, чтобы мотивировать горожан селиться вокруг. Эта часть города развивалась весьма неохотно: на противоположной Петроградской стороне располагался порт, торговая площадь, гостиный двор, да и первое жилище Петра, его небольшой домик, было возведёно именно там.

Уже с 1704 года возникла необходимость заселения Адмиралтейского острова: здесь просто-напросто не хватало рабочих рук. Офицеры и чиновники переселялись сюда под страхом «лишения живота». Увы, нам не дано узнать, действительно ли возведение дворца повлияло на активность заселения левого берега Невы, но началось оно именно со времени окончания постройки дворца.


Из окон открывается вид на Летний сад


Тронный зал


Верхняя гардеробная

После смерти императора здание не приходит в упадок: ещё во времена правления его дочери Елизаветы Летний дворец стал использоваться для проживания в нём крупных чиновников. Стоит отметить, что здесь сохранился и уникальный выставочный экспонат: ветровой прибор, заказанный Петром ещё при его жизни.


Спальня Екатерины


Детская


Зелёный кабинет

Дворец, как и многие здания города, пострадал во время Великой Отечественной войны, его реставрация началась в 1946 году. Примечательно, что в военное время Летний дворец и Домик Петра на Петроградской стороне на какое-то время открывались для посещения: это был своеобразный символ того, что Ленинград не сломлен под натиском врага, город всё ещё жив.

Ещё с 20-х годов XX века Летний дворец был открыт как музей, правда, выставки, проводимые здесь, не были связаны с его историей. Но уже в 30-х в музее появляются различные вещи Петра, предметы интерьера его времени. В 2004 году здание перешло в ведение Государственного Русского музея.


Верхняя поварня


Главный вход


Фасад дворца

Летний дворец — отличное место для того, чтобы насладиться прекрасными старинными интерьерами и узнать больше об истории Санкт-Петербурга. В пешей доступности от него находятся самые известные городские достопримечательности — Петропавловская крепость и Стрелка Васильевского острова.

Если кратко, в целом:

  • дворец с интересной исторической экспозицией;
  • удобное расположение в центре Санкт-Петербурга;
  • экскурсии проводятся только в строго определённое время, лучше планировать посещение заранее.

Исторический памятник

После переезда Петра І, Домик не был забыт. В 1732 году вокруг него возвели открытую каменную галерею с крышей, так называемый «футляр». Он служил Домику некоторым укрытием от ветров и непогоды. В 1846 году был построен более просторный «футляр» с большими окнами. В 1889 году здание расширили и с севера, и с юга.

В 19 веке царская семья также не оставляла без внимания этот памятник истории. Вокруг Домика был разбит небольшой сад. По особо знаменательным случаям члены царской семьи высаживали там дубы при помощи специальной серебряной лопатки. Эта лопатка хранилась в Домике вплоть до революции 1917 года, а некоторые из посаженных деревьев живы до сих пор.

Длительное время в Домике хранилась бесценная реликвия — икона Спаса Нерукотворного Образа, принадлежавшая Петру I. Для поклонения Образу в 1742 году по велению Елизаветы Петровны в Домике Петра была устроена Часовня. Поклониться этой иконе люди шли толпами. Чтобы хоть как-то урегулировать людской поток, окно в спальне было переделано в двери и паломники входили в Часовню и выходили через дверь в спальне. Сегодня эта икона хранится в Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга.

В 1871 году на пожертвенные сборы участок с Домиком Петра I обнесли «чугунной решеткой с позолотой деталей». В 1874 году по решению городской Думы участок был увеличен и в 1875 году огражден чугунной решеткой, аналогичной первой — внутренней. В тот же год был разбит миниатюрный сад с бронзовым бюстом Петра I в центре (Николя-Франсуа Жилле, Пармен Петрович Забелло, с оригинала Бартоломео Карло Растрелли).

В декабре 1929 года советской властью Часовня была упразднена, внешняя ограда демонтирована, а с внутренней были сбиты все символы императорской власти.

В 1930 году в Домике Петра Великого открыли музей, который функционирует и в наши дни. В нем выставлены личные вещи императора: мундирное платье красного сукна; курительная трубка из самшита с агатовыми вставками (подарок Александра Даниловича Меншикова); трость восточной работы, обтянутая кожей морского ската, с ручкой, украшенной позолотой по черному лаку; отливка руки Петра с оттиска, сделанного на липецком чугунолитейном заводе (1707 г.), лодка-верейка, построенная самим Петром и служившая ему для переправы через Неву. У стола стоит кресло грушевого дерева, которое, по преданию, изготовил Петр I.

В 1999 году в ходе комплексной реставрации была воссоздана историческая планировка участка и ограда внешнего сада, отреставрирована внутренняя ограда с воссозданием всех утраченных деталей и подлинной окраски.

Экспозиция

Летняя резиденция является довольно интересным местом для посещения не только с позиций углубления в жизнь самого императора, но и с точки зрения наблюдений за теми новшествами, которые этот энергичный человек решил перенять у своих более уверенных в технических вопросах соседей. Так, необычный по своей форме флюгер, который представляет собой фигуру Георгия Победоносца, привычным жестом поражающего змия, является работой одного механика, с которым Петр Великий познакомился в Дрездене.

Необычность этого механизма заключалась в том, что главная его составляющая располагается как раз таки под крышей особняка и представляет собой сложную для того времени панель, по которой можно было отследить не только направление, но и силу ветра. Ещё одной своеобразной детальною Летнего дворца является наличие канализации, которая была первым образцом сооружений этой направленности во всём городе.

Сегодня посещение включает в себя не только возможность лично взглянуть на кабинет монарха, его гардеробную, личные комнаты и мастерские, но и также посетить ещё одно довольно примечательно здание, которое называют Людскими покоями. В чём же ценность этих помещений?

Именно здесь когда-то находилась так варварски украденная Янтарная комната, а также ряд коллекций, которые пополнялись по личным инициативам Петра Великого. Так, именно здесь хранилась та самая коллекция Рюйша, голландского анатома, который вызывал у русского монарха неподдельный интерес и восхищение результатами своей работы. Сегодня с этой коллекцией можно ознакомиться в ходе визита в Кунтскамеру, так как она стала одной из первых составляющих будущего Музея странностей.

«Золотые хоромы» Екатерины

В 1703 году император основывает новый город – Санкт-Петербург, а уже спустя 9 лет начинается строительство небольшого дома для императрицы Екатерины Алексеевны, супруги монарха. Он располагался на южном берегу Мойки и представлял собой небольшой дом с башенкой, которая завершалась золоченым шпилем. Строение получило название «Золотые хоромы». Впоследствии эта местность получила название Царицын Луг и стала частью Летнего Сада – большой царской усадьбы. На её территории для императрицы выращивались экзотические фрукты: ананасы и бананы.

Спустя несколько лет после постройки было принято решение возвести грандиозный дворец, который бы венчал четырехгранный купол, однако замысел реализован не был.

История

Первые дворцовые постройки рядом с храмом Благовещения относятся к XV веку, когда село принадлежало Василию III. Во времена Ивана Грозного на высоком берегу Яузы стояли деревянные «Садомовы палаты». С воцарением Романовых государи часто останавливаются в Тайнинском по дороге в Лавру. Царский дворец Алексея Михайловича подновляется во времена Петра I.

В 1749 году рядом с церковью, на месте обветшавших дворцовых построек, для Елизаветы Петровны строится новый царский дворец на острове, образованном запруженой рекой Яузой. От дворца к церкви высажена аллея, был на дворцовом острове сад с двумя прудами. Екатерина II выбрала Тайнинское для проведения своих дней рождения. В 1779 году дворец передаётся в ведение строителя Мытищинского-Московского водопровода Ф. В. Бауэра, а затем 30 лет стоит совсем заброшенный. Только в 1818 году встаёт вопрос о полном сносе дворца. Но 21 сентября 1823 года по неизвестной причине дворец сгорел.

Со временем на острове, где стояли царские хоромы, появились частные дома, сдаваемые внаём под дачи. Земство арендовало у купца А. И. Медикова двухэтажный дом и сарай на шесть лет, где открыло 20 октября 1878 года шестикоечную лечебницу, работавшую до 1925 года.

В мае 1996 года на дворцовом острове поставлен памятник Николаю II скульптора В. М. Клыкова, который вскоре был взорван. Повторное открытие состоялось 20 августа 2000 года.

Интерьер дворца

В двухэтажном, покрытом четырехскатной крышей здании насчитывалось всего четырнадцать комнат (по семь на каждом из этажей), расположенных в анфиладном порядке, две кухни, два внутренних коридора и двенадцать окон, в равном количестве (по шесть) выходящих на западную и восточную стороны, что, согласно пожеланию государя, символизировало внешнюю политику России — равное содружество как с западными, так и с восточными странами.

Для служебных целей использовался внутренний коридор с винтовой лестницей, скрытой от парадных комнат дубовыми резными шпалерами, напоминающими шкаф, выполненными, кстати, по чертежам самого государя. Для Петра I обустроили комнаты в первом этаже, для императрицы Екатерины, детей и фрейлин — во втором.

Планировка комнат первого и второго этажей была полностью идентичной. Почти все они были отделаны дубом, а для украшения использовалась позолота, лепнина, изразцы, резное дерево, полотна с изображением морских военных баталий, редкие портреты и пейзажи. Уникальные интерьеры дворца были созданы известными мастерами той эпохи: А. Захаровым, Ф. Матвеевым, И. Заварзиным.

В небольших покоях первого этажа располагалась приемная, в которой Петр I принимал посетителей и рассматривал просьбы и жалобы, с находившимся в соседнем помещении карцером для проштрафившихся, а также:

  • спальня,
  • гардеробная,
  • столовая,
  • ассамблея.

Но особенно государь гордился токарной комнатой, в которой было собрано огромное количество слесарного инструмента, компасов, различных приборов. Петр Великий проводил очень много времени в своей мастерской, вытачивая на станках различные детали, а также создавая макеты кораблей и предметы мебели.

Второй этаж царского особняка был обустроен более комфортно — императрица Екатерина, как любая женщина, ценила не только удобство, но и красоту. Именно для нее комнаты оформили более пышно и нарядно, украсив их большим количеством картин, зеркал, изразцовых печей и каминов.

Одну из комнат — Зеленый кабинет, украшала живопись, а в стенных шкафах размещались редкие драгоценные камни, фигурки из фарфора, нефрита, слоновой кости, дерева и разные экспонаты и диковинки, привезенные из Голландии и положившие начало знаменитой петровской «Кунсткамере».

В царской резиденции, получившей название «Летнего дворца», впервые в северной столице была устроена система канализации — вода насосами выкачивалась из Фонтанки, по трубам подавалась в покои, и после циркуляции вновь сливалась в реку. Правда, после наводнения 1777 года гавань пришлось засыпать, и канализация перестала функционировать.

Внешний вид Летнего дворца за все годы своего существования не претерпел никаких изменений, разве что изначально крытую черепицей крышу заменили свинцовой.

  • Фасады довольно простого и скромного здания украшены узким фризом,
  • углы — рустом,
  • окна — широкими декоративными наличниками,
  • пространство между окнами первого и второго этажей — аллегорическими барельефами, символизирующими победу над Швецией, выполненными немецким зодчим Андреасом Шлютером.

Перед центральным входом в здание мастер расположил великолепную скульптурную композицию, изображающую римскую богиню Минерву с военными трофеями и победными знаменами. Крышу увенчал медным флюгером, изображающим святого Георгия Победоносца, поражающего копьем змия. Углы крыши зодчий украсил водостоками из прорезного железа, изображающие крылатых драконов.

История создания дворца

Надо сказать, что Петр Первый начал освоение островной части будущего Петербурга на противоположном от Петропавловской крепости берегу с постройки крепости-верфи Адмиралтейства и с создания дороги-просеки к Новгородскому тракту (будущий Невский проспект). Параллельно с этими важными для будущего города задачами, Петр  разрабатывает идею создания Летнего сада в месте соединения Фонтанки и Невы, предполагая создать прекрасный сад-парк типа знаменитого версальского.

Летний дворец в Летнем саду времен Петра Первого (гравюра)

Здесь же строится и довольно скромный Летний дворец императора. Ведь находясь поблизости от создаваемого парка, Петру было легче контролировать садово-парковые работы, да и жить в летний период в садово-парковой зоне и в тоже время находиться в черте города, было довольно практично и комфортно.

Двухэтажный дворец для Петра Первого построил Д.Трезини в виде голландского домика. Как все имеющиеся сооружения того периода, Летний дворец сооружен в стиле петровского барокко. По строгому облику здания сразу понятно, что дворец создавался не для торжественных приемов, а для частного проживания императорской четы. Здание имеет четкие пропорции, множество окон и четырехскатную крышу. Цокольный этаж со временем ушел  в землю, оттого дворец кажется невысоким.

На фасадах дворца можно увидеть изображения сцен Северной войны

Фасадная часть дворца украшена аллегорическими изображениями сцен Северной войны, которая на тот момент еще продолжалась. Двумя своими сторонами дворец смотрит на Неву и Фонтанку, а с третьей был оборудован Гаванец – искусственный водоем для небольших галер. Благодаря окружению водой Дворец напоминал плывущий корабль.

«Гаванец» занимал небольшую площадку перед Дворцом

Этот дворец сразу же предполагался для летнего проживания императора, поэтому он не был достаточно утеплен. Жил здесь Петр с женой Екатериной с 1712 года ежегодно с мая до октября. То, что Петр не построил себе новой городской летней резиденции, говорит о том, что и в этом небольшом дворце ему было достаточно комфортно.

Архитектура здания

Дворец является памятником истории и архитектуры. Место для него Всероссийский Император выбрал между Невой и Фонтанкой, как раз там, где размещалось имение шведского майора Эриха фон Коноу.

Первоначально план дома Петр I сделал самостоятельно, а уже в 1711—1712 гг. его скорректировал архитектор Доменико Трезини. Над проектом здания трудились мастера из Западной Европы: Жан-Батист-Александр Леблон, Георг-Иоганн Маттарнови и Андреас Шлютер.

Согласно царской задумке, резиденция должна была быть построена таким образом, чтобы она наглядно символизировала готовность России к эффективному сотрудничеству с западными и восточными странами. Именно для этого 6 окон дома выходило на Восток, а 6 других — на Запад.

A.Savin

Дворец создан в стиле барокко и имеет достаточно скромный вид, совсем непохожий на царские хоромы. Двухэтажное каменное здание состоит из 14 комнат, 2 внутренних коридоров и 2 кухонь. Планировка обоих этажей совершенно идентичная. На первом этаже были комнаты Петра Алексеевича, на втором — детей и его жены Катерины.

Поскольку здание было предназначено для проживания в теплое время года, стены в нем довольно тонкие, а в окнах поставлены одинарные рамы. Крыша дома высокая, четырехскатная, на ней установлен медный флюгер в виде Георгия Победоносца. Ветровой прибор доставлен из Дрездена и считается раритетным механизмом.

В результате постоянной подсыпки грунта цоколь достопримечательности почти не заметен, поэтому резиденция кажется невысокой. Фасад дома украшен фризом из 29 барельефов, на которых в аллегорической форме изображены события Северной войны. Водостоки созданы в виде крылатых драконов.

Екатерина Борисова

Летний сад

Летний сад – один из самых красивых парков города. Его обычно считают ровесником города, так как Пётр упоминает о нём в своих указах от марта-апреля 1704 года. Первый план Летнего сада набросал сам Пётр, повидавший ещё во времена своего заграничного путешествия с великим посольством знаменитые сады Голландии и немецких княжеств. Первоначально, в 1704-1705 годах, разбивкой царского сада занимался русский архитектор Иван Матвеевич Угрюмов, а руководил работами сам Пётр.

Самое примечательное в Летнем саду – это «Лабиринт Эзоповых басен», каждая из 60 скульптур которого – иллюстрация к какой-нибудь басне древнегреческого поэта. Для тех, кто басен не читал, около фонтанов поставлены таблички с пояснениями. У входа в лабиринт – статуя Эзопа, баснями которого так восхищался сам Пётр, что приказал делать «Эзоповы фонтаны». В Летнем саду эту затею осуществил архитектор М.Г. Земцов. К сожалению, катастрофическое наводнение 1777 года повредило сад. Деревья были вырваны с корнем, фонтаны разрушены.

Вход в Летний сад

Парк был реконструирован при Екатерине Великой. Императрица предпочла свободный стиль ландшафтного парка. В таком виде этот зелёный уголок города и сохранился до наших дней. На протяжении долгого времени в парк пускали только представителей дворянства. Во времена Николая I он был открыт для всей «прилично одетой публики». Введённые ограничения действовали вплоть до революции. Несмотря на это, Летний сад был популярен у петербуржцев всех сословий.

Среди романтиков, которых привлекал Летний сад, были и А. Пушкин, и Н. Гоголь, и П. Чайковский, и украинский поэт Т. Шевченко. А писатель И.А. Гончаров даже сделал Летний сад местом встречи Обломова и Ольги, героев романа «Обломов». Влюблённые парочки облюбовали сад с начала XIX века. Ежегодно летом в саду устраивали смотрины купеческих невест, собиравшие толпы любопытных. По обеим сторонам аллей выстраивались шеренгами купчихи с дочерями, а мимо них прохаживались молодые купчики, выбирая себе невест. Каждая мамаша старалась в пух и прах разодеть своё чадо.

Скульптура «Амур и Психея»

Прогулка по Летнему саду

С мая по сентябрь Летний сад открыт ежедневно с 10.00 до 21.30, а с октября по март – с 10.00 до заката. В апреле парк закрывают, чтобы просохла земля. Зимой, когда статуи укрыты в ящики, предохраняющие их от мороза, плата за вход ниже, а популярное времяпрепровождение посетителей – строительство снежных скульптур. Летний сад со всех сторон окружён водой. С одной стороны Нева, с другой стороны Мойка, с третьей – Фонтанка, с четвёртой – Лебяжий канал.

Так Летний сад оказался «вставленным» в великолепную, живую и трепетную, поблёскивающую под лучами солнца водяную раму. Лучше всего подходить к нему со стороны набережной Невы, через ворота в высокой литой железной ограде, выполненной в 1770-1784 годах Юрием Фельтеном. К работам в Летнем саду привлекались лучшие архитекторы: А. Шлютер, Ж.Б. Леблон, М.Г. Земцов, Л.И. Шарлемань.

Прогулка по Летнему саду

Фонтаны Леблона не сохранились до наших дней, но в северной половине парка до сих пор стоит более восьмидесяти барочных скульптур (первоначально их было более двухсот). Одна из самых замечательных статуй, «Амур и Психея», находится у Лебяжьей канавки. Композиция изображает момент, когда Психея со светильником в руках склонилась над спящим Амуром. Еле уловимое движение пронизывает обе фигуры.

В парке много аллегорических и мифологических фигур, а также бюстов, изображающих королей, римских императоров, великих полководцев, государственных мужей древности. Здесь есть польский король Ян Собеский и Юлий Цезарь, римский император Траян и Александр Македонский… В центре сада стоит памятник писателю Ивану Андреевичу Крылову (1769-1844 годы). Подобно Эзопу, Крылов сочинял аллегорические басни про животных, высмеивая недостатки людей. Многие персонажи Крылова изображены на пьедестале этого памятника.

Летний дворец Петра I

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector