21 вдохновляющий костел беларуси: стоит увидеть

Экология и искусство

Отец Ариуш Малыска рассказал, как будет выглядеть костел внутри и снаружи. Пресвитерий (пространство перед алтарем) молодечненские капуцины планируют украсить фресками. Уже выбран художник – бразильский капуцин Сидней Мошадо из школы самого известного на данный момент в католическом мире художника-итальянца Паоло Орландо. Сиднею за 40, сейчас он заканчивает в Риме вторую докторскую диссертацию – на тему культурных ценностей католического костела. Первая диссертация была по теологии (богословию) духовности.

Брат Сидней уже консультируется с итальянскими, испанскими, португальскими художниками по поводу того, как лучше расписать молодечненский костел

Для настоятеля важно, чтобы фрески отражали глубокий богословский смысл и в то же время органично вписывались в остальную эстетику храма, которая должна быть все же простой. «Многие подъезжают к нашему костелу, чтобы сфотографироваться

Говорят, что храм – произведение искусства, – рассказывает отец Ариуш. – Хотелось бы, чтобы он являлся таковым и внутри, и снаружи. Это значимый объект для города. Он должен быть художественной катехезой, христианской формацией для людей».

Фрески, по его словам, будут наноситься не на мокрую штукатурку, как в древние времена, а по современным технологиям. Они позволяют рисунку сохраняться так же долго. «Сто лет точно выдержат», – улыбается настоятель.

Для вентиляции в костеле капуцины задумали энергосберегающую вытяжную систему с рекуперацией теплого воздуха, то есть выходящий теплый воздух будет одновременно нагревать входящий. По словам отца Ариуша Малыски, многие их критикуют за такое решение, так как оно дорогостоящее. «Оборудование окупится нескоро, но окупится, будет использоваться меньше газа на обогрев, – говорит настоятель. – Мы как францисканцы, кроме всего прочего, по харизмату нашего ордена должны думать об экологии. Наш основатель святой Франциск Ассизский любил все Божье создание, и мы идем тем же духовным путем. Экологические вопросы, чистая среда для нас очень важны, ведь все создано Богом для нас. На крыше нашего монастыря мы уже разместили солнечные батареи, чтобы нагревать летом воду не газом, а солнцем. До 60 градусов в солнечный день вода прогревается. Если нужно дополнить обогрев, то на это уходит уже совсем мало газа».

Вокруг костела монахи хотят сделать красивые клумбы, посадить интересные деревья. Уже растут три красных дуба. Планируется сделать искусственный ручей, стекающий по ступеням в пруд, установить на улице фигуру св. Франциска, фонари ручной работы и оборудовать детскую площадку. В пасторальном центре под костелом будут проходить встречи различных групп прихожан за чаем. «Можно сделать эстетично, но без души, а можно просто и с душой, – считает отец Ариуш. – Нужно, чтобы человек уже на улице чувствовал, что он в сакральном месте, чувствовал присутствие Бога. Детская площадка для того, чтобы люди приходили в костел всей семьей. И не просто за «религиозной услугой», а для того, чтобы вместе побыть, отдохнуть, поговорить, встретиться. Это должно быть место встречи людей с Богом и между собой, а не магазин духовных услуг

Важно не здание, а община людей»

Монахи-капуцины и прихожане костела св. Пио в Молодечно призывают к солидарности с ними. Тем, кто хотел бы помочь строительству материально или другими способами, можно прийти в сам костел. Деньги на строительство можно перечислять на расчетный счет № 3015701620012 филиала №601 АСБ «Беларусбанк», код 769.Также монахи приглашают просто приходить в храм, чтобы найти свою дорогу к Богу и ответы на жизненные вопросы.

Будущая прикостельная территория

Ольга ФРОЛОВАФото Михаила МАРЖЕВСКОГО

Опубликовано: 22 мая 2014 на сайте kraj.by

Мосар. Костел Святой Анны

Классицистический храм в Мосаре появился в конце XVIII века по распоряжению владельцев местечка — Роберта и Анны Бжестовских. В 1838 году в костел из мядельской кармелитской церкви перевезли мощи Святого Юстина, некогда подаренные папой римским Антонию Кощицу, владельцу Старого Мяделя.

Мосарский костел работал по назначению и в советское время, не помешало даже отсутствие священника: с 1961 по 1981 год сельчане проводили службы своими силами.

Новую жизнь в храм вдохнул ксендз Юозас Булька. Он до неузнаваемости преобразил прикостельную территорию, разбив дендропарк с живописными аллеями, живыми изгородями, прудами, скульптурами: Мосар может похвастаться копией знаменитой «Пьеты» Микеланджело и первым в стране памятником Иоанну Павлу II. Все 22 года своей службы в деревне — с 1988 по 2010 год — ксендз яро боролся с пьянством: открыл антиалкогольный музей, проводил профилактические беседы с местными жителями, добился запрета на продажу спиртного в сельпо. Алкоголь в магазине не продают до сих пор.

Рассказываем, где искать храмы с изображением глаза в треугольнике и что он символизирует.

История

Самая первая религиозная постройка в этих местах была деревянной: она была возведена в 20-х годах XVI века. А вот нынешний костел Святой Троицы в Гервятах появился на рубеже XIX и XX столетий. Именно в этот временной промежуток в белорусской глубинке началось строительство грандиозного каменного сооружения по проекту польско-литовского архитектора Вацлава Михневича.

В исторических источниках сказано, что специально для строительства костела неподалеку был построен кирпичный завод, чтобы без задержек поставлять высококачественный материал. Ежедневно на объекте работали не менее 70 человек. «Донором» извести, необходимой для строительства, стала протекающая рядом река Лоша. Даже была придумана специальная технология производства прочного материала: в него добавляли куриные яйца, которые в обязательном порядке должны были сдавать местные жители.

Территория вокруг костела, April. B

Крыша костела изготовлена из черепицы, которую специально привозили из Германии. Удивительно то, что за годы своего существования костел ни разу серьезно не пострадал: ни от природных бедствий, ни от революций, ни от войн. А ведь церковь несколько раз переходила от одного государства к другому. Но до наших дней она сохранилась практически в первозданном виде, если не считать косметического ремонта.

Архитектурные особенности костела

В результате получилось величественное сооружение в неоготическом стиле: на территории Беларуси подобных практически нет. Высота костела (с учетом колокольни) составляет 61 метр, что делает его третьим среди самых высоких белорусских храмов. У костела Святой Троицы узкие оконные проемы, расположенные в нишах. Постройка состоит из трех неф, которые отделены друг от друга пятиколонными рядами и трансептом

Поклонники церковной архитектуры должны обратить внимание на многочисленные контрфорсы многоступенчатой формы, которые плавно перетекают в аркбутаны

Архитектура потолков костела, samike

Непосредственно перед Троицким костелом в Гервятах можно увидеть несколько деревянных крестов с разнообразной резьбой. Скорее всего такое решение связано с архитектурным проектом Михневича: такое часто можно встретить в литовских церквях. Часто это местечко называют «маленькой Швейцарией» или «Норт-Дамом Беларуси». Это связано и с красотой самой постройки, и с прилегающей территорией: рядом с костелом есть ландшафтный парк с разными декоративными и редкими для белорусского климата.

При посещении этого места обратите внимание и на водяную мельницу, которая сохранилась до наших дней: она была построена во второй половине XIX столетия. Также рядом с костелом есть военное кладбище, на котором захоронены солдаты, погибшие в годы Первой мировой войны

samike

Что посмотреть

Фото: Никита ПАСТУХОВ

Дятлово – это русифицированное название местечка, и до 1866 года оно называлось Здзецел (в 1921–1939 «за польским временем» городу возвращался польскоязычный вариант названия Zdzięcioł). Местные же долгожители до сих пор называют местечко белорусско-литовским вариантом «Зетела» («паехаць да Зецелы», «быў у Зецеле»). Первое письменное упоминание о Дятлово относится к далёкому 1498 году, когда «Двор Здзецела» был передан легендарному гетману Великого Княжества Литовского Константину Острожскому. После этого «Зетела» многие века было местечком Слонимского повета, и Дятловский район был образован лишь при советской власти. Статус города Дятлово получило в 1990 году.

Фото: Никита ПАСТУХОВ

Из памятников архитектуры особо интересен Костёл Вознесения Пресвятой Девы Марии, построенный в 1624—1646 годах в виленском стиле барокко и включённый в список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. Храм располагается в самом сердце городка, на его центральной площади.

Фото: Никита ПАСТУХОВ

Фото: Никита ПАСТУХОВ

Фото: Никита ПАСТУХОВ

Фото: Никита ПАСТУХОВ

Центральная площадь Дятлова напоминает центры многих европейских городов. Здесь нет памятника Ленину, она завораживает своей аутентичной планировкой и двухэтажными «игрушечными» домиками, часть которых, к сожалению, разрушила советская власть, построив на их месте в 1960–70 годах универмаг. Кстати, именно на центральной площади Дятлова можно разглядеть одну из его замечательных туристических фишек — балконы «игрушечных» домиков.

Фото: Никита ПАСТУХОВ

Фото: Никита ПАСТУХОВ

Фото: Никита ПАСТУХОВ

Нельзя не отметить и памятник западно-белорусскому политическому деятелю и поэту Игнату Дворчанину, расстрелянному большевиками в 1937 году, а также монумент «местному Cусанину» – Иосифу Филидовичу, который в 1942 голу отвел отряд немцев на болото, и не за клюквой, а на верную погибель.

Памятник западно-белорусскому политическому деятелю и поэту Игнату Дворчанину. Фото: Никита ПАСТУХОВ

Памятник Иосифу Филидовичу. Фото: Никита ПАСТУХОВ

Недалеко от памятника Филидовичу находится и новопостроенная православная церковь, в несвойственном для этих мест русско-византийском стиле, возле которой сохранилась старая и более аутентичная деревянная церквушка.

Фото: Никита ПАСТУХОВ

Фото: Никита ПАСТУХОВ

В этом местечке есть даже дворец Радзивиллов, который находится на территории местной районной больницы. Историческое здание, сейчас находится не в лучшем своем состоянии и ждёт реставрации.

Дворец Радзивиллов. Фото: Никита ПАСТУХОВ

Семейная трагедия и чудесное творение

Теперь давайте всё же вернёмся к истории костёла святого Симеона и святой Елены. С декабря 1910 года в нём начали проводиться службы. Храм мог вместить в себя одновременно до полутора тысяч человек.

Стены были украшены восхитительными окнами в форме розы, на потолке — люстры из меди. Изумительные витражи были выполнены в белорусских мотивах. Большой орган с медными трубами поражал прихожан своим великолепным звучанием.

Главный портал был украшен гербом семьи Войниловичей. На башнях звонили три колокола. Каждый из них имел своё имя: «Эдвард» в честь самого инициатора строительства, «Симон» как его погибшего сына и «Михаил» в честь покровителя Минского архиепископства.

Красный цвет костёл приобрёл тоже не просто так. Рассказывали, что незадолго до начала болезни, Елена увидела это здание во сне и поутру нарисовала его. Эти наброски и стали основой проекта.

Основным условием для начала строительства безутешных родителей было то, что городские власти должны принять именно тот проект, который предложили Эдвард и Олимпия, взяв за основу рисунки дочери.

Специально для костёла святых Симеона и Елены красный кирпич, упакованный в бумагу, и черепицу привозили из польских городов.

Войнилович не захотел принимать пожертвования на строительство от других людей. Только от своих друзей он согласился взять 1000 рублей на башенные колокола и 200 рублей на храмовый орган.

Ещё в дар Эдвард принял старинную икону Божьей Матери и деревянное изумительное распятие, которое когда-то предназначалось для Фарного костёла в Слуцке.

Рядом с Красным костёлом построили каменную плебанию — жилой дом с постройками для священнослужителя. Железная ограда с красивыми кованными воротами окружала всю храмовую территорию.

Кстати, уважая все направления веры, Войнилович построил позже православную церковь и синагогу в городе Клёцке.

После революции в России роскошный костёл разграбили — большая часть ценностей исчезла. Но службы ещё некоторое время продолжались.

В 1932 году здание было отдано польскому театру, затем киностудии «Советская Белоруссия». А в 1975 году там разместился Дом кино. При этом помещение костёла разделили на 2 зала по 250 мест, а одну из башен переоборудовали под Музей кино.

В 80-х годах 20-го столетия планировался полный снос здания. К счастью, этим планам не суждено было реализоваться.

И ещё один интересный факт: за всё время своего существования, за более чем вековую историю, пережив такие страшные времена, такую ужасную войну Красный костёл выстоял и сохранился, не получив ни одного более-менее серьёзного разрушения.

История местности

Существует три версии происхождения названия местности. Первая выводит его от литовского слова Игаки, которое означает перекрёсток дорог, который на самом деле в этом месте существует. Другая указывает на легенду про князя, который потерял тут деталь седла, которая называется «троки». Третья утверждает, что жители Трокелей переселились из города Троки, который находится рядом с Вильнюсом, и назвали свою новую деревню Малыми Троками, или Трокелями.

На протяжении истории поселение находилось сперва в составе Великого Княжества Литовского, потом Речи Посполитой, а теперь входит в состав Беларуси. Некогда оно относилось в Виленскому воеводству и было сначала в Лидском, затем, с 1791 года, в Ошмянском, а в конце XIX века, снова в Лидском уезде. Теперь территориально Трокели входят в состав Вороновского района Гродненской области.

Сначала Трокели были собственностью литовского шляхетского рода Гаштольдов, что подтверждается письмом Зигмунда Кястутавича от 1433 года. После смерти последнего наследника рода Гаштольдов – Станислава, виленского воеводы – оно перешло в собственность короля. Следующими собственниками Трокелей стали отцы-иезуиты из Вильны, которые поменяли на это поселение Ширвинты, более отдалённые от Вильны и поэтому менее удобные для них.

Свирь. Костел Святого Николая

Монументальный костел в живописном поселке Свирь — памятник эклектичной архитектуры с элементами необарокко. Его возводили в начале XX века, используя элементы более древнего барочного храма: на охранительной табличке через звездочку можно увидеть две даты постройки — 1653 и 1909 год.

Службы здесь проводились и при Советах — вплоть до 1961 года. Потом костел, все же, был закрыт и не избежал судьбы многих храмов Беларуси: его переоборудовали под хозяйственные нужды. Причем складом дело не обошлось — здесь размещался цех по производству автомобильных номеров. В наше время после масштабной реставрации здание вернули верующим.

Слишком маленький или слишком большой?

Несмотря на то что костел св. Пио возле «Тройки» и «Модуля» уже еле вмещает прихожан в воскресенья и праздники, по меркам его основателей, монахов-капуцинов, он слишком большой (!).

Костел строят монахи (священники и братья), полное название ордена которых звучит как Братья Меньшие Капуцины. Это ответвление одного из древнейших католических монашеских орденов, францисканцев, основанного еще в ХIII веке. Капуцины появились в XV веке, их название происходит от итальянского слова, обозначающего треугольный длинный капюшон, который и сейчас присутствует в их монашеской одежде – хабитах. Центр капуцинов в Беларуси находится в Минске (раньше был в Докшицах), а служат они также в Молодечно, Слониме, Минске, Верхнедвинске, Смолевичах и д. Липнишки Ивьевского района.

Как рассказал Край.бай Ариуш Малыска, поскольку основой ордена является призвание к бедности и простоте, капуцины всегда строят только небольшие костелы и редко – приходские. То есть их костелы должны быть только при монастырях для собственных нужд. По законам ордена, капуцины должны являться не настоятелями приходов, а заниматься миссиями (проповедованием в приходах) и исповедью. Но, поскольку в Беларуси после советского времени не хватает храмов, строить костелы не для прихожан пока невозможно.

Так вот, капуцинские костелы обычно маленькие, в них вкладывается минимум средств, строятся они, как правило, без обычных для католичества башен. В связи с этим костел в Молодечно считается большим и величественным. Тем более что теперешний настоятель костела, сам хорошо разбирающийся в искусстве, мечтает из него сделать и внутри, и снаружи такое место, куда, по его словам, человеку захочется приходить и где он будет чувствовать присутствие Бога. Но об этом чуть позже. В любом случае монахи пытаются соблюсти законы своего ордена и не допускать ненужных трат.

Трансформаторная подстанция

 

Котельная

Советский период

Атеистическая политика руководства СССР, направленная на уничтожение христианского вероучения, не обошла стороной католическую церковь Беларуси. В 1960–1988 годах фарный приход остался без священника. Верующие взяли храм под защиту и противостояли многочисленным попыткам коммунистической власти ликвидировать костел. По воскресениям и в дни католических праздников прихожане продолжали собираться на молитву. Богослужения проводились без священников: на алтаре зажигали свечи, разлаживали орнат (казулу) – облачение священника, ставили литургическую посуду, пели литургические песни и читали молитвы. После этого с евхаристическим песнопением проходили процессией за балдахином вдоль внутренних стен. Только в 1987 г., во время горбачевской «оттепели» власти разрешили пять раз в год проводить Святые Мессы.

Архитектура и интерьеры Будславского костёла

Будславский костёл, выстроенный в стиле позднего барокко, к настоящему времени практически не изменил свой облик. Центральный неф, в глубине которого установлен алтарь, сильно растянут по сравнению с боковыми. Чтобы разместить как можно больше верующих вблизи алтаря, к храму пристроили трансепт. Место пересечения трансепта с продольными нефами увенчано куполом, скрытым внутри крыши.

Вид на храм с севера

Фасад костёла обильно декорирован пилястрами, резными капителями и полуколоннами. Богато украшенная центральная часть здания завершена фронтоном, похожим на фигурный гребень. В убранстве костёла пластика форм достигла совершенства. Интерьеры расписаны так искусно, что лишь вплотную подойдя к колоннам, можно обнаружить, что на самом деле их нет — это не скульптура, а объёмная живопись.

«Красный» костел в Минске

Это место считается одним из самых часто посещаемых достопримечательностей Минска среди туристов. Находясь в непосредственной близости к Дому Правительства, святыня является самым главным пристанищем для всех белорусских католиков.

История возникновения храма Святых Симеона и Елены в Минске

Появление на белорусской земле Красного костела связано с существованием древнейшего шляхетского рода Войниловичей

Эдвард Войнилович, по заказу которого и началось строительство храма, воспитывал двоих детей и был важной политической фигурой. Однако на долю Эдварда и его супруги Олимпии выпали ужасные лишения – сначала погибает их сын Симон в двенадцатилетнем возрасте, а потом, не дожив несколько дней до своего девятнадцатилетия, уходит из жизни любимая дочь Елена

К тому времени Эдвард и его семья унаследовали все богатство своего рода, однако тратить деньги было особо некуда и не на кого. В итоге, после смерти детей Эдвард вместе с женой пожертвовали все свои средства на возведение храма. Однако у них было одно условие – костел должен был быть возведен по их плану. Так, спустя некоторое время жители столицы увидели специально разработанный проект архитекторов, приглашенных специально из Польши, Томаша Пайздерского и Владислава Маркони.

Строительство храма продолжилось 4 года и обошлось Войниловичам в 300 тысяч рублей (сейчас это примерно 12 млн долларов). Ноябрьским днем 1910 года ксендз Витольд Чачот осветил храм, а уже в декабре месяце этого же года в костеле стали проводиться службы. К моменту открытия храм украшало три массивных колокола: «Эдвард» (назван в честь Эдварда Войниловича и весил около 530 кг), «Симон» (назван в честь умершего сына Войниловичей и весил около 310 кг) и «Михаил» (назван в честь покровителя столичного Архиепископства).

«Красный» костел в Минске и новейшая история Беларуси

Однако с приходом советской власти костел Симеона и Елены разграбили, правда, это не помешало продолжать богослужения в храме еще на протяжении двадцати лет. В 1932 году «красное» здание храма отдали Государственному польскому театру БССР, а через 5 лет костел стал принадлежать киностудии «Советская Беларусь». Позже, в 1975 году храм отдали Дому кино: самая высокая башня была переоборудована под музей кинематографии, при этом главную комнату разделили на два больших помещения, вместимостью до 250 человек.

Только в конце 20 века, в 1990 году, храм снова вернули католикам. С 1996 года возле костела начинают устанавливать скульптуры и памятники. Сначала вход в святыню украсил бюст Святого Михаила, который символизирует победу небесных войск над представителями темных сил. В 2000 году возле здания костела установили еще одну композицию «Колокол Нагасаки» — памятник — напоминание обо всех жертвах ядерных взрывов.

Десять лет назад в красном костеле произошло перезахоронение останков основателя храма – знаменитого Эдварда Войниловича. Несмотря на то, что за свою вековую историю храм служил в качестве обители для верующих совсем немного лет, сейчас Костел Святого Симеона и Елены считается одной из главных католический и религиозных достопримечательностей Минска. Сама постройка считается воплощением неоготического стиля с яркими деталями модерна и является визитной карточкой столицы Беларуси.

История

Строительство храма началось в 1905 году. Строительством руководил минский дворянин Эдвард Войнилович, он же пожертвовал крупную сумму на строительство храма. Автором проекта стал польский архитектор Томаш Пайздерский. Костёл получил имена святых Симеона и Елены в память двух рано умерших детей Войниловича. Осенью 1908 года были завершены основные строительные работы, в 1909 году на башню подняты колокола, а 20 сентября 1910 года архиепископ Ключинский освятил храм. Храм был целиком построен из красного кирпича, что принесло ему народное прозвище «Красный костёл».

В 1923 году почти все храмовые ценности были экспроприированы, а окончательно костёл был закрыт в 1932 году. Сначала в нём располагался Государственный польский театр БССР, затем он переоборудован под киностудию. В 1942 году во время оккупации города немецкими войсками храм был вновь открыт, но сразу после войны был закрыт и уже надолго. Существовали планы полного уничтожения здания, которые не были реализованы. В здании размещались службы киностудии, затем — Дом Кино Союза кинематографистов БССР и Музей истории белорусского кино.

В советское время здание подверглось перестройке: появились пристройки на левом фасаде; три апсиды были соединены в одну. Вся живопись в интерьере была закрашена, но несмотря на это храм был объявлен памятником архитектуры республиканского значения. В 1970-е годы сделаны новые витражи, которые воплощали аллегории пяти видов искусств, автором которых был белорусский художник-монументалист Гавриил Ващенко, а также люстры из меди.

В 1990 году костёл святых Симона и Елены был возвращён Католической церкви в безвозмездное пользование, но без передачи в собственность. В ходе немедленно начавшихся реставрационных работ на сводах и в пресвитерии были расчищены росписи. В 1996 году у костёла была установлена скульптура Архангела Михаила, пронзающего змея. В 2000 году был установлен памятник «Колокол Нагасаки». В 2012 году здание костёла было передано из республиканской собственности в коммунальную собственность города Минска.

В 2017—2019 годах «Мінская спадчына» (специализированное предприятие Мингорисполкома по эксплуатации и ремонту памятников истории и архитектуры) провело реставрацию костёла. После окончания реставрации Мингорисполком начал ежемесячно начислять религиозной общине счета на крупные суммы («компенсации за земельный налог, амортизацию и налог на недвижимость»), которые к июлю 2020 года достигли 156 тысяч рублей (около 65 тысяч долларов). Предполагается, что в случае невыплаты этой суммы и последующих платежей у общины могут отозвать право пользования костёлом. Ежемесячно начисляемая сумма была рассчитана исходя из суммы затрат городского бюджета на реставрацию костёла: в Мингорисполкоме считают, что община должна возместить затраченные средства, поскольку она не освобождена от льгот по возмещению затраченных средств, что, в свою очередь, вызвано тем, что община не является собственником здания. Представители Минско-Могилёвской архидиоцезии утверждают, что приход не имеет возможности оплачивать подобный налог (13 тысяч рублей в месяц) на регулярной основе, указывают, что прихожане активно участвовали в реставрации костёла (помимо официально проводимой реставрации), а также ссылаются на постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1194 от 22 декабря 2012 года, освободившее костёл от уплаты некоторых налогов, в т. ч. налога на недвижимость. При этом община продолжает уплачивать текущие коммунальные счета. В ответ на очередное ходатайство общины о передаче костёла в собственность прихода Мингорисполком заявил, что «не видит оснований для передачи здания костёла и приходского дома в собственность религиозного сообщества». О существовании проблемы стало известно 12 июля 2020 года. 24 июля 2020 года стало известно, что община проиграла связанное с этим вопросом дело «о самовольном строительстве» в суде Московского района и подала апелляцию в Минский городской суд.

5. Боруны. Костел Святых Апостолов Петра и Павла

Асимметричный барочный костел в Борунах входит в состав бывшего монастырского комплекса базылиан — некогда важного центра униатства в Беларуси. История строительства монастыря и костела связана с чудотворным образом Матери Божьей Борунской

Cчитается, что в конце XVII века местный шляхтич Николай Песляк получил икону в дар от родственника и с ее помощью избавился от слепоты. Под впечатлением от чудесного исцеления он принял духовный сан, заложил храм и велел основать монастырь. Икона никогда не покидала костел в Борунах: сегодня она почитается как католиками, так и православными. А еще здесь прямо в костельной крипте бьет святой источник — +1 повод зайти внутрь, не ограничиваясь внешним осмотром. 

Засвирь. Троицкий костел

Костел в Засвири — один из немногих сохранившихся памятников сарматского барокко в Беларуси. Стиль отличается упрощенными лаконичными чертами, внешней неприступностью, которая часто контрастирует с богатыми интерьерами. 

Здание храма пристраивалось в XVIII веке к уже существовавшему здесь ранее монастырю босых кармелитов. Во время восстания Кастуся Калиновского в подвале костела держали пленных повстанцев. Монахи сжалились и отпустили заключенных. За такое неповиновение царские власти передали храм православной церкви. 

В межвоенный период в Засвирь приезжал художник, скульптор и поэт Язеп Дроздович, которого за многопрофильность талантов прозвали белорусским Леонардо да Винчи. В то время ксендзом храма служил друг Дроздовича — поэт и общественный деятель Казимир Свояк, который принципиально вел службы на белорусском языке.

Сегодня костел является действующим, а вот от монастыря остались только руины. Возможно, когда-нибудь сюда доберутся руки реставраторов.

Только полезное »

Делимся топовыми новостями и выгодными акциями туроператоров. Разбираем курорты, пляжи, новые экскурсии.  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector