Костница в чехии

Что еще можно посмотреть в Кутной Горе

Помимо Костницы В Кутной Горе есть еще несколько достопримечательностей, заслуживающих внимания. На самом деле, в этом небольшом городке очень много интересных мест и исторических памятников, но некоторые из них стоит посетить в первую очередь.

Собор Святой Варвары

Это уникальное сооружение, которое начали строить еще в XIVвеке. Собор представляет собой отличный образец поздней готической архитектуры.

Святая Варвара – покровительница всех шахтеров, потому неудивительно, что в бывшем городе добытчиков серебра есть такая церковь.

Замок Жлебы

Когда-то замок был резиденцией Лихтенбергов – знатного чешского рода. Но назван замок по фамилии архитектора – Жлебы.

В настоящее время практически все помещения замка занимают музейные экспонаты: здесь можно увидеть огромную коллекцию холодного оружия, полотна знаменитых художников, предметы средневекового быта, а в конце экскурсии можно подняться на смотровую площадку замка и осмотреть его окрестности.

Сам замок строился и перестраивался на протяжении сотен лет – все началось с оборонительной крепости, которая стояла здесь еще в 1289 году.

Крепость претерпела ряд крупных перестроек и реконструкций, и начиная с 1427 года замок Жлебы перестраивали и дополняли четыре раза.

Иезуитский колледж в Кутной Горе

В результате здание колледжа стоит немного ассиметрично по отношению к другим близлежащим объектам, но такое положение выбрали сами иезуиты.

Орден Иезуитов был упразднен в 1773 году, но здание колледжа не стали сносить, а использовали для военных целей. С 2004 года колледж стал Европейским центром искусства.

Каменный колодец

Это древнее сооружение – ни что иное, как одна из главных частей старого водопровода Кутной Горы. Колодец построили в конце XIV века, но в настоящее время он не функционирует и является историческим памятником.

Экскурсия в Костницу на видео:

Достопримечательности, а конкретно костница в Кутной Горе стоят того, что бы ее посетить. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Приятного отдыха!

Костница (костехранилище) — что это?

Костница – это церковь, интерьер которой полностью создан из человеческих костей. Это одновременно пугает и завораживает туристов. Мало кто отважился бы на посещение Костницы в одиночку, да еще в ночное время, а вот днем здесь постоянно проходят экскурсии.

История чешской Костницы начинается в XIII веке, когда над кладбищем Седлецкого монастыря (предместье Кутна Горы) была развеяна святая земля, привезенная одним из монахов с Голгофы.

После этого землю кладбища стали считать святой, и быть похороненным здесь считалось большой честью. На кладбище свозили знатных покойников не только из соседних государств, но и из Европы.

В 1318 году эпидемия чумы подтолкнула монахов к расширению территории кладбища и к освобождению дополнительного места путем ликвидации старых захоронений.

Выкопанный прах тогда не могли должным образом утилизировать: выкопанные останки просто сбрасывали в подвалы часовен монастыря.

Такие подвалы превратились в захоронения-костницы, и довольно скоро количество «перезахороненных» перевалило за 40 000.

Очередная чистка кладбища началась почти двести лет спустя – в 1511 году. История не сохранила имени старого полуслепого монаха, который выкапывал останки и освобождал места для новых захоронений.

Но в этот раз кости не стали сбрасывать в часовни: монах отбеливал их при помощи хлора и сложил в часовне шесть костяных пирамид.

Вскоре монах умер, а его собратья не стали разрушать эти пирамиды, однако доступ посторонним в часовню был ограничен: ее заперли на три с половиной века.

Со временем кости стали сжигать, и часовня оказалась невостребованной до 1870 года, когда Седлец был полностью выкуплен князем Шварценбергом.

Князю пришлись не по нраву увиденные костяные сооружения, да и вся планировка часовни в целом. Для реконструкции помещения был приглашен местный мастер резьбы по дереву Франтишек Ринт, перед которым была задача превратить помещение в «что-то более готическое».

Ринт понял это указание по-своему и использовал для оформления интерьера всей церкви найденные в часовне кости. Все кости были очищены с помощью хлорной извести, после чего их использовали для создания уникального сооружения – Костницы, которая практически в неизменном виде дошла до наших дней.

Интересно, что из костей (в часовне хранились останки примерно 40 000 человек) удалось создать не только новый интерьер действительно в готическом стиле, но и родовой герб Шварценбергов.

Также из костей была создана уникальная люстра под куполом часовни (из костей выполнены даже крепления люстры к потолку), а также многочисленные вазы и элементы мелкой отделки.

На одной из стен костехранилища в Седлеце можно увидеть автограф Ринта – он также полностью выполнен из человеческих костей.

Многие сравнивают Костницу в Кутна Горе со знаменитыми парижскими катакомбами, стены которых также полностью сложены из человеческих костей.

Но если катакомбы по словам очевидцев не вызывают ничего кроме страха и ужаса, то Костница действительно похожа на грандиозное произведение искусства, и происхождение материала для отделки Костницы отходит на второй план, уступая место восхищению.

Костница в Кутной Горе – не единственная в Чехии. Под костелом Святого Иакова (Город Брно) также хранятся останки 50 000 человек. Это костехранилище многие годы оставалось скрытым от человеческих глаз – его обнаружили лишь в 2001 году.

Это произошло во время реконструкции площади Иакова, на месте которой пятьсот лет назад было кладбище. Как и в случае с Костницей Кутна Горы, здесь тоже проиходило расширение территории кладбища после эпидемии чумы и Гуситских войн.

Католические оссуарии

Католические оссуарии, как правило, представляют собой открытое хранение костей в склепах или часовнях. Обычно это способ экономии места на кладбищах. К наиболее известным относятся оссуарии при церкви Санта-Мария-делла-Кончеционе в Риме, Капелла костей (Capela dos Ossos) в португальском городе Эвора и Костехранилище в Седлеце, предместье чешского города Кутна Гора, в котором кости использованы в качестве материала для оформления часовни. Однако самый знаменитый оссуарий в мире находится в катакомбах Парижа, в которых складированы останки более 6 миллионов человек.

Название Фотография Местонахождение Описание
Крипта капуциновв Санта-Мария-делла-Кончеционе Италия, Рим Кости в середине XVII века перенесены со старого кладбища капуцинов, располагавшегося в районе фонтана Треви и помещены в крипту церкви. В общей сложности в крипте собраны кости четырёх тысяч монахов, умерших в период с 1528 по 1870 годы. В пятом зале крипты размещен скелет принцессы Барберини, племянницы папы Сикста V, умершей в детском возрасте.
Костехранилище в Седлеце Чехия, Кутна-Гора Создано в начале XVI века в результате переноса останков с кладбища цистерцианского монастыря. На украшение часовни ушло около 40 000 человеческих скелетов. Свой настоящий вид часовня приобрела в 1870 году: по углам собора размещены колоколообразные груды костей, в нефе имеется огромный костяной канделябр, украшенный гирляндами черепов. Среди других произведений искусства можно отметить алтарные дароносицы, расположенные по бокам алтаря, а также большой фамильный герб Шварценбергов.
Capela dos Ossos Португалия, Эвора Украшение капеллы создано в XVI веке францисканским монахом. Использовано около 5 000 человеческих скелетов, кости которых зацементированы в её стены.
Оссуарий в Гальштате Австрия, Гальштат Оссуарий возник по причине недостатка земли для захоронений. На местном кладбище с XVI века каждые десять лет кости покойников извлекались из земли, отбеливались, черепа расписывались (на них наносили указание на имя, профессию и дату смерти покойника) и выставлялись на обозрение в местной часовне святого Михаила.
Катакомбы Парижа Франция, Париж Оссуарий создан в конце XVIII века в заброшенных карьерах Томб-Исуар на глубине 17,5 метра. Изначально в него помещены останки людей с кладбища Невинных: около двух миллионов скелетов в течение пятнадцати месяцев по ночам вывозили с кладбища, дезинфицировали и укладывали в карьер. Затем оссуарий пополнился останками людей ещё с 17 кладбищ Парижа. В настоящее время в катакомбах покоятся останки почти шести миллионов человек.
Кладбище Фонтанелле Италия, Неаполь Костехранилище жертв чумы 1656 года устроено в естественных пещерах у подножия холма Матердей. В конце XVIII века по инициативе местного священника жители стали приводить в порядок захоронения и возникла традиция ухода за безымянными черепами. Им дают имена, украшают цветами, молятся за усопшего, просят у него советов.
Костница в Брно Чехия, Брно Костехранилище создано в начале XVII века в результате переноса останков с прилежащего кладбища.

Взгляд в прошлое

Знаменитая Костница, находящаяся недалеко от Праги в Кутной горе — это совершенно уникальный феномен. И чтобы понять и осознать его правильно, необходимо поговорить о прошлом… Так вернемся же в 1278 год, когда аббата Генриха из цестерцианского монастыря отправили по поручению чешского короля Отакара II прямо на Святую землю. И Генрих достойно справился с поручением. Как гласит история, он даже привез с самой Голгофы немного земли. И раскидал ее прямо по аббатскому кладбищу.

Из-за этого кладбище быстро обрело большую популярность у верующих, которые желали быть похороненными именно в этом, будто бы святом, месте. При этом на стремительное расширение кладбища повлияли и эпидемии чумы, и многочисленные войны. В общем, через некоторое время кладбище превратилось в гигантское и крайне популярное место для захоронения.

Некоторые люди даже верили, что Костница как бы «хранит» людей, умерших с верой в сердце. Конечно, мест на кладбище стало не хватать. Из-за чего было принято решение организовать перезахоронение. А в 1400 году открылся готический собор. В одном из помещений собора начали хранить кости, которые ранее были в земле кладбища. Утверждается, что за сохранность костей в усыпальнице отвечал один из монахов, который был при этом полуслепым. Он даже отбеливал кости и после этого укладывал их в виде пирамиды, высота которой достигала уровня почти трех метров. Но когда полуслепой монах умер, Костницу закрыли на целых 350 лет.

Фамильный герб как «украшение» Костницы

Неолитические оссуарии

Традиция хранения костных останков восходит к неолитическим погребениям, где, видимо, связана с развитием заупокойного культа и необходимостью сохранения праха для обеспечения загробного существования покойного или ниспослания удачи его потомкам.

Неолитическое поселение в Скара Брей

Древнейшие оссуарии нового каменного века, датируемые периодом около 6500−6000 годами до н. э., были обнаружены во Франции в пещерах Берри-о-Бак, где найденные также рыбьи кости и кости крупных животных позволили предположить, что здесь располагалась стоянка древнего охотничьего племени. Подобные же захоронения обнаружены в греческой пещере Алепотрипа, они датируются временем около 5000−3000 лет до н. э., там были найдены расчленённые останки 20 взрослых и подростков.

Временем около 4000 лет до н. э. датируется так называемый «Яригольский комплекс оссуариев», найденный в Восточной Африке, возле озера Туркана. Комплекс представляет собой ряд невысоких курганов, в каждом из которых был прорыт невысокий коридор и устроено специальное помещение для хранения скелетированных останков, керамики и жертвенных приношений пищи. Для того чтобы избежать обрушения, потолок земляной комнаты подпирали базальтовые колонны. Как видно, курганы служили много лет, так как более ранние погребения постепенно отодвигались в сторону и дополнялись новыми связками костей, сосудами и пищей, в результате чего скелетированные останки оказались перемешаны между собой.

К ранней неолитической эре относится найденное в 2001 году погребение Каса-де-Моура (Португалия), в данный момент являющееся предметом исследования и датировки.

Интересно, что оссуарии найдены среди так называемых менгиров, особенно характерных для Англии и датируемых временем построения знаменитого Стоунхенджа (3000—2000 лет до н. э.). Хранилище скелетированных останков было найдено между так называемыми Обрушенным и Малым менгирами в Джерси (Великобритания). На Мальте вблизи мегалитических храмов Таршин также найден подземный оссуарий — Хал-Сафлиени.

История Костницы в Чехии

Первым возникает вопрос: как так вышло? Как черепа оказались на гербах и на люстрах? Ответ на этот вопрос кроется в вековой истории этих мест и череде судьбоносных событий разного масштаба.

Подземная часовня Всех Святых в Кутной Горе появилась ещё в XIII веке, по инициативе Седлецкого цистерцианского аббатства. При ней открылось кладбище, до некоторого времени ничем не отличающееся от привычных территорий для захоронений.

Владимир Евсеев

В 1278 г. чешский король Оттокар II отправил одного из аббатов в Израиль, и тот вернулся с небольшим количеством земли с Голгофы. Его рассыпали по кладбищу, сделав его самым востребованным не только у католиков Чехии, но и у верующих всей Центральной Европы.

В середине XIII в. Европу накрывает эпидемия чумы, унесшая тысячи человеческих жизней. Это стремительно увеличило число захоронений у часовни. Далее, начались войны, число смертей было пугающим. К 1400 году на кладбище, посыпанном Святой землёй, насчитывалось более 40 тысяч захоронений. Мертвые начинали вытеснять живых.

Было принято решение вместо подземной часовни сделать двухуровневое религиозное сооружение: на кладбище построили готический собор с подземной усыпальницей — в ней было решено хранить кости из старых могил.

Анна Горелова

В начале XVI в. за усыпальницей следил слабовидящий монах всё того же цистерцианского ордена, который занялся сортировкой костей по видам. Результат своей работы он уложил в 6 ровных пирамид.

В конце XVIII в. император Иосиф II приказал упразднить монастырь. Историческое место, которому уже на тот момент насчитывалось около 500 лет, приобрёл известный род князей и графов Шварценбергов.

Груда костей в подвале семью не смущала, но ей всё-таки хотелось привести их в порядок. С этой целью в 1870 г. они наняли мастера Франтишека Ринта, специализирующегося на резьбе по дереву. Ринт дал волю своему смелому творческому порыву, и сотворил экспозицию из человеческих костей. В работе ему помогала семья: жена и двое детей.

Владимир Евсеев

Средства массовой информации в XX в. сделали своё дело, и в наши дни Костница и Собор в Седлеце являются одними из самых популярных туристических объектов в Европе. Через неё за год проходит около полмиллиона посетителей.

Миссионерство в современном мире

После Второй мировой войны отношение к миссионерству изменилось, оно теперь стало восприниматься как неоколониализм и вызывало противодействие. Но само явление не ушло в прошлое, оно продолжается и по сей день. Тут заключен определенный парадокс – христианские проповедники идут в страны, чья культура древнее, а религия уж точно не менее сложна и глобальна, чем та, что приносится извне.

Но та же Индия, а вместе с ней и другие страны «окна 10/40», то есть расположенные между 10 и 40 градусами северной широты, считаются еще и потому перспективными в смысле миссионерства, что испытывают большие сложности в социально-экономическом смысле, проще говоря, это страны бедные, где население лишено даже самого необходимого с точки зрения западного человека. Приходя с проповедями, туда приходят и с проектами строительства больниц, с лекарствами, со школами и даже просто продуктами, потому и спрос на проповеди не снижается.

А между тем, в последние десятилетия отмечается рост агрессии против работающих в стране миссионеров, включая и нападения на христианские миссии. Да и с точки зрения авторитетных фигур индуизма, прибывающие из западного мира миссионеры часто без должного уважения относятся к местным традициям и религии, отмахиваются от сложившихся за века ритуалов и навязывают свои.

Апогеем такого неприятия чужого вмешательства стало отношение к гостям жителей Северного Сентинельского острова, территории, формально принадлежащей Индии, но никак ею не контролируемой.

С племенем, живущим на острове, никогда не было и до сих пор нет никаких контактов, это чрезвычайно воинственные и одновременно крайне уязвимые люди. Любой контакт с ними может обернуться кровопролитием – аборигены активно пользуются оружием и не подпускают к берегу прибывающие лодки.

А кроме того – из-за изоляции, длившейся тысячи лет, эти люди полностью лишены защиты от инфекций современного мира, и, скорее всего, погибнут вскоре после общения с вновь прибывшими. Тем не менее, попытки высадиться на остров предпринимаются, в том числе и теми, кто преследует миссионерские цели. В 2018 году на Северный Сентинельский остров прибыл молодой американец Джон Аллен Чо, который планировал «нести весть об Иисусе этим людям». Закончилось все трагически – молодой человек был убит аборигенами при попытке высадиться на остров.

Примечания

  1. Непомнящий Н. Древнее древних // Сто загадок древнего мира. — М.: Вече, 2002.
  2. Финикия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 30 августа 2008.
  4. Пугаченкова Г. А. Мианкальские оссуарии — памятники культуры Древнего Согда // Наука и общество : Сб. — М., 1984. — № 28. — С. 79—90.

  5. — статья из
  6. ↑ 100 великих тайн древнего мира. М.: Вече, 2005
  7. Ossuary Update: the Storm over the Bone Box // Biblical Archaeology Review. 2003. № 6.
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 июля 2008.
  9. Rinaldo Cordovani. The Crypt of the Capuchins. Rome: 2001.
  10.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 апреля 2008.
  11.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 30 августа 2008.

Православные костницы

Костница в монастыре Святой Екатерины (в центре единственный полный скелет преподобного Стефана)

Хранение костей в специальных помещениях — давняя традиция погребения на горе Афон. Вот как описывает посещение подобного места русский писатель Борис Зайцев, побывавший на Афоне в 20-е годы XX века:

Борис Зайцев в своей книге отмечает, что в афонской похоронной традиции, помимо экономии места, в хранение скелетированных останков вкладывается сакральный смысл — если усопший был монах праведной жизни, то за три года его тело должно разложиться. Если нет — то братия снова закапывает останки и усиленно молится за покойного.

Впрочем, костницы существуют не только на Афоне, но и в египетских (например, монастыре Святой Екатерины на Синае) и палестинских (например, лавра Саввы Освященного) монастырях, а также и во многих других православных монастырях, в том числе и российских. Использование оссуариев в православном монашестве связано с тем, что исторически монастыри возникали в пустынных местах с песчаными или каменистыми почвами, что делало затруднительным устройство кладбищ. Для целей погребения устраивалось несколько могил (например в Синайском монастыре их семь), которые использовались неоднократно. Извлечённые через некоторое время кости помещались в костиницы, при этом скелеты, как правило, разделялись (известны и полные скелеты в православных костницах, например преподобного Стефана в Синайском монастыре — на фото). Из уважения к синайским архиепископопам их кости хранятся в монастыре в отдельных нишах. Монастырские костницы имеют как правило аскетические интерьеры, но встречаются и украшенные фресковой живописью. Например, в костнице болгарского Бачковского монастыря стены украшены изображениями святых в квадратных и круглых медальонах. Изображения выполнены в стиле одной из ветвей провинциального византийского искусства.

На православном востоке в Средние века костницы были не только монастырской традицией. Например, в Херсонесе после X века на месте многих разрушившихся крупных базилик были устроены десятки могил-костниц, в которых погребли кости покойников, ранее захороненных за городом. Такие многочисленные могилы-костницы, расположенные среди жилых кварталов, были характерной чертой города в период позднего Средневековья.

Где остановиться в Праге – столице Чехии?

В Праге огромное количество отелей на любой вкус, от элитных до сверх-экономичных. Кроме отелей на рынке довольно много предложений по аренде квартир, апартаментов и отдельно стоящих домов.Выбор места проживания зависит от вашего бюджета и от цели поездки.


Апартаменты в Праге, Чехия

Прага по административному принципу делится на 22 района, которые принято называть Прага-1, Прага-2, Прага-3 и так далее. Кроме того, есть районы, за которыми закрепилось историческое название (Старое Место, Малая страна, Жижков, Винограды и т.п.), но территориально они относятся к одному из административных районов.


Карта районов Праги, Чехия

Прага-1 – центральный район, где сосредоточены основные достопримечательности города и самые популярные места для отдыха. Это самая старая часть Праги, где очень много туристов, экскурсионных групп, местных торговцев и прочего люда, связанного с туризмом.

Прага-2 примыкает к Праге-1  и тоже относится к центральной части города. Это более современный район, в котором много торговых центров, ночных клубов и офисных зданий. В Праге-2 любит селиться молодежь и туристы, предпочитающие жить в пешей доступности от достопримечательностей, но все же не в самом эпицентре.


Прага-1, Чехия

Прага-3 – скорее жилой, чем туристический район, хотя хостелов и отелей здесь хватает. От Праги-3 можно легко и быстро добраться до цетра. В районе много парков, прогулочных зон и питейных заведений. Здесь же расположен живописный район Жижков – старый рабочий квартал Праги.

Прага-4, как и Прага-3, считается скорее жилым, чем экскурсионным районом. Район сам по себе тихий и спокойный, до центра можно доехать на транспорте за 20-30 минут. Считается, что здесь самая лучшая экология в городе.


Район Прага-3, Чехия

Прага-5  расположен по левую сторону реки Влтавы. Довольно большой район. Территориально это одно из самых удобных мест для проживания, если выбирать улицы ближе к центру – отсюда до центра буквально 20-30 минут пешком или пара остановок на транспорте. В Праге-5 много недорогих гостиниц и кафе.

Прага-6 примыкает к центру и считается достаточно престижным местом для проживания. Центр в пешей доступности, много исторических зданий, хорошо развит транспорт и отельная сеть. В Праге-6 живет большинство выходцев из России, здесь есть магазины русских товаров, многие жители говорят по-русски.


Прага-6, Чехия

Прага-7 – небольшой, но довольно развитый во всех смыслах район в северной части города. Здесь много парков, детских площадок, отелей, магазинов. Налажено удобное транспортное сообщение с остальными районами. Цены ниже, чем в центре и Праге-6.

Прага-8 несколько удален от центра, но на качество жизни это не влияет. Прага-8 это город в городе, где можно найти все необходимое для полноценного отдыха. Особенно он славится музыкальными и ночными заведениями.


Район Прага-8, Чехия

Прага-9 долгое время считался промышленным районом, и не развивался как туристическое место. В этом есть и свои плюсы: цены на жилье в Праге-9 одни из самых доступных в городе. Несмотря на репутацию рабочего района, в Праге-9 довольно чисто и уютно. В последнее время местная администрация прилагает много усилий, чтобы повысить его привлекательность в глазах туристов.


Район Прага-9, Чехия

Прага-10 – динамичный район, в котором много современных зданий, торговых центров  и спортивных площадок. Здесь совсем нет промышленных предприятий, только спальные кварталы и развлекательные заведения, а также несколько исторических кварталов. Цены средние, место очень популярно у семей с детьми.

Районы с 11 по 22 расположены на окраинах достаточно далеко от центра. Главным плюсом в них является цена на проживание, но отелей здесь практически нет, можно найти только съемные квартиры. В плане развлечений это чисто спальные районы, где нет достопримечательностей и развлекательных заведений.


Спальные районы на окраине Праги, Чехия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector