Карельский бобтейл

Рабочая и верхняя одежда в национальных костюмах карелов

Костюмы для труда карелы изготавливали из дешевого добротного домотканого полотна. Особых украшений не использовали. Подпоясывали кушаками, сделанными традиционно из кожи и сплетенными или связанными из шерсти или льна. Для тепла и от насекомых надевали не застегивающиеся куртки-фуфайки из шерсти или серого цвета кафтаны с длинными рукавами, которые застегивались на левую сторону. В очень холодную погоду надевали шубы или тулупы из овчины и теплые шапки из меха. Летом от москитов поверх обычной одежды надевали белого цвета холщовый балахон.

В качестве дополнения летом и осенью в лес или на реку, озеро карелы надевали специальную противомоскитную сетку из конского волоса. Зимою непременно использовали рабочие рукавицы из меха или связанные из собачьей шерсти. В другое время года их шили из холста или кожи.

Ремесленники подпоясывались длинным кожаным фартуком прямого кроя, а волосы подвязывали по лбу кожаным ремешком.

Плюсы и минусы

Бесхвостые красавцы полюбились многим кошатникам

Из описания карельских бобтейлов можно сделать вывод, что эти кошки почти полностью состоят из одних только плюсов. Крепкое здоровье не будет причиной постоянного беспокойства о его самочувствии, спокойный нрав не раздражает любителей тишины, а общительность и дружелюбность делают их любимцами взрослых и детей, а также хорошими друзьями домашних животных. Да и охранники из них хорошие, в меру, конечно же, их кошачьих сил. А их ум заслуживает отдельного уважения. Но идеальных во всём найти сложно. Эти кошки очень обидчивы, да и приобрести их довольно сложно. Если и сможете отыскать питомник для покупки питомца, нужно будет разыскать и приличную сумму, чтобы его приобрести.

Обрядовая подготовка жениха и невесты к браку

Карелия: карельские обряды, карельская свадьба, карелы, Юго Юльевич Сурхаско, причеть, плакальщица, лемби, девичья баня

Обрядность, связанная с подготовкой жениха к браку, была относительно простой. Она сводилась главным образом к тому, чтобы символизировать брачный характер его взаимоотношений с невестой и тем самым способствовать их развитию. Ярче всего это видно в таких обычаях, как демонстративное целование и совместное катание с невестой по деревне. Надо сказать, что совместные предсвадебные катания брачащихся было принято устраивать у большей части карелПодруги свежим березовым веником парили невесту. Часто веник украшали лептами или разными цветами, кое-где его называли «веник лемби» (lempivasta) При уходе из бани девушки забрасывали веник на крышу ее или, развязав, подбрасывали прутья вверх, чтобы «поднять свою лемби».

Литература

  • Карелы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Карелы // Этноатлас Красноярского края / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей ; гл. ред. Р. Г. Рафиков ; редкол.: В. П. Кривоногов, Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3. Архивировано 29 ноября 2014 года. Архивная копия от 29 ноября 2014 на Wayback Machine
  • Бубрих Д. В. Происхождение карельского народа. — Петрозаводск, 1947
  • Финно-угры и балты в эпоху средневековья. Археология СССР. Под ред.: Б. А. Рыбакова — М., 1987
  • Кочкуркина С. И. Народы Карелии: история и культура — 2-е издание. Петрозаводск, 2005. — 208 с.
  • Финны в Европе. В 2-х томах. — М., 1990
  • Бубрих Д. В. Догосударственный период истории балтийско-беломорского севера. Дата обращения 17 января 2013. Архивировано 19 января 2013 года.
  • Бубрих Д. В. Государственный период истории балтийско-беломорского севера. Дата обращения 17 января 2013. Архивировано 19 января 2013 года.
  • Браун Ф. А. Разыскания в области гото-славянских отношений. — С-Пб., 1899.
  • Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Восточная литература. — СПб.: Алетейя, 1997. Дата обращения 17 января 2013. Архивировано 19 января 2013 года.
  • Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921—922 гг. Восточная литература. — Ковалевский А. П., Харьков, 1956. Дата обращения 17 января 2013. Архивировано 19 января 2013 года.
  • Saxo Grammaticus. Gesta Danorum. (Саксон Грамматик. Деяния данов). Ульвдалир. Дата обращения 17 января 2013. Архивировано 19 января 2013 года.
  • Сага об Инглингах. Ульвдалир. Дата обращения 17 января 2013. Архивировано 19 января 2013 года.
  • Жербин А. С. Переселение карел в Россию в XVII веке. — Петрозаводск: Государственное издательство Карело-Финской СССР, 1956. — 77, с.
  • Карельский этнос: история и перспективы развития — Петрозаводск: «Периодика», 1996. — 46 с.
  • Киркинен Х. и др. История карельского народа / Авториз. пер. с фин. Л. В. Суни; Отв. ред. И. А. Чернякова. — Петрозаводск: «Барс», 1998. — 322 с.
  • Кочкуркина С. И. Прибалтийско-финские народы России — М.: Наука, 2003
  • Кочкуркина С. И. Древнекарельские городища эпохи Средневековья — Петрозаводск, 2010. — 262 с.
  • Карелы // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.
  • Koltat, karjalaiset ja setukaiset: Pienet kansat maailmojen rajoilla («Колтты, карелы, сету: маленькие народы на краю Земли») (фин.) / Tuija Saarinen, Seppo Suhonen (toim.). — Snellman-Instituutti, 1995. — 277 p. — (A-sarja, 19/1995). — ISBN 951-842-167-6 ISBN 978-951-842-167-5.
  • «Oma Mua» («Родная земля») — общественно-политическая газета на ливвиковском наречии карельского языка.
  • Григорий Салтуп. Финская националистическая провокация за русский счет (22 июня 2006). — Размышления о русофобской книге историка С.И.Кочкуриной «Народы Карелии». Дата обращения 17 января 2013. Архивировано 19 января 2013 года.
  • Клементьев Е. И. Карелы. Этнографический очерк. — Петрозаводск, 1991.
  • Косменко А. П. Карельское народное искусство. — Петрозаводск, 1977.
  • Линевский А. М. Карелы // Советская этнография. — Л.: Академия наук СССР, 1941. — Сб. V. — С. 89—109.
  • Народы России: Энциклопедия. — М., 1994.
  • Петров К. М. Олонецкие карелы. — Петрозаводск, 1867
  • Петрухин В. Я. Мифы финно-угров. — М., 2003
  • Степанова А. С. Устная поэзия тунгудских карел. — Петрозаводск, 2000.
  • Сурхаско Ю. Ю. Семейные обряды и верования карел: Конец XIX — начало XX в. — Л.: «Наука», 1985. — 172 с.
  • Тароева Р. Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): этнографический очерк. — Москва; Ленинград: Наука, 1965. — 222, с., л. ил.
  • Uurali keelte sonastik. — Tallinn, 2004.
  • Финно-угорские и самодийские народы России: Статистический сборник. — Сыктывкар, 2006.
  • Что такое Карелия: Союз Карелии. — Helsinki, 1997.
  • Карелы Карельской АССР / Ин-т яз., лит. и истории Карел. филиала АН СССР.— Петрозаводск: Карелия, 1983.— 288 с., ил.

Странные обычаи карельского народа

Национальная кухня карелов представлена простыми, но вкусными и сытными блюдами. “Визитной карточкой” является карельский хлеб. Его часто называют овсяником, поскольку пекут из ржаной и овсяной муки. Огородничество не слишком развито в Карелии. В основном для блюд используют репу и картофель, которые подают к вареной рыбе.

Путешественники, познакомившиеся с традиционным укладом жизни карелов, порой бывают очень удивлены. Среди традиций карелов есть немало странных обычаев. Например, этот народ не любит часто делать уборку. Чаще всего наведением порядка в жилище занимаются около четырёх раз в год.

Свадьба у карелов / Этнографический музей-заповедник «Кижи» / kizhi.karelia.ru

В старину у карелов существовала и ещё одна странная, даже немного жуткая традиция. После охоты люди съедали сырую печень убитого животного, выпивали его кровь. Не стоит высматривать здесь некую жестокость или кровожадность. На мой взгляд, подобный ритуал был вызван необходимостью разнообразить рацион. Поскольку местные продукты Карелии не слишком богаты минералами и витаминами, люди пытались извлечь максимальную пользу из имеющихся ресурсов.

Познакомившись с карелами, вы наверняка отметите их забавное национальное качество, о котором сами они любят говорить с юмором. Народ Карелии практически никогда не торопится. Более того, их неспешность часто подводит их. Например, крестьянин вполне может упустить удобный момент для сбора урожая.

Святки у карелов / Музей деревянного зодчества / korely.ru

В традициях карелов ярко выражены интересные этнические черты этого народа. Неспроста жителей Карелии часто сравнивают с финнами, ведь у этих двух народностей немало общего. Тем не менее, в культуре карелов можно проследить слияние славянских и скандинавских обычаев, что создаёт поистине удивительное сочетание.

Карелия и Новгород

К девятому веку к трем основным группам народов добавились еще и славяне, которые стали проникать на территорию со стороны Новгорода. Обусловлено это было тем, что торговцы из Новгорода активно взаимодействовали со странами Скандинавии, а также немцами.

Большой спрос у этих народов был на пушнину, а потому новгородцам приходилось искать места её наибольшего скопления. Обнаружены они были в северо-восточном направлении от столицы Руси. Постепенное проникновение древних славян образовало еще два коренных народа – поморы и заонежане.

А те новгородцы, что не желали менять своё место жительство, приходили на территорию Карелии с целью сбора дани – притом собирали они её пушниной. Это стало началом зависимости Новгорода от карельских народов. Спустя время помимо пушнины Новгороду потребовались еще и воины с северных территорий.

Спустя несколько лет Новгород добился своего, и карельские земли с населением стали подчиняться ему. У этого решения было немало противников. Они вконце 13-ого века пытались поднять восстания, которые успеха не возымели. После них часть народов была убита, а некоторые из них смогли бежать в другие страны – большинство осело в Швеции.

Хлеб / Leiby

История о том, что карел кору ел — сегодня уже история. В дешёвую ржаную муку северные жители добавляли заболонь, внутреннюю часть сосновой коры. В голодные годы хлеб по большей части из коры и состоял.

«Поденная записка»

«Хлеб из сосновой коры следующим образом приготовляется: по снятии коры очищают оной поверхность, сушат на воздухе, жарят в печи, толкут и прибавляют муки, замешивают тесто и пекут хлеб.

Хлеб из соломы: берут и рубят намелко концы колосьев и солому, сушат, толкут и мелют, присыпают муки и приготовляют хлебы…»

Записка составлена Гаврилой Державиным, губернатором Олонецкой губернии

В неурожайные годы в муку примешивали и сушеную истолченную рыбу — ее доля доходила до 90%. В ход шли и клевер, и картофель.

Несколько лет назад Юрий Александров (тогда председатель «Центра первобытных технологий») не только изучил вопрос документально, но и провел этнографический эксперимент. Пёк суррогатный хлеб, добавляя заболонь к муке в разных пропорциях.

Юрий Александров, специалист отдела обеспечения сохранности объектов культурного наследия Министерства культуры Карелии. Фото из личного архива

— Однажды мы с коллегами решили испечь такой хлеб — и он оказался более чем съедобным! Позже я перечитал множество этнографической литературы и заметок путешественников (Державина, Полякова, Озерецковского, Лённрота). К моему удивлению выяснилось, что ЕДИНОГО рецепта приготовления хлеба с добавлением древесной коры у карел не было (правда, те сведения, что удалось найти, были отрывистыми). В итоге больше всего деталей о выпечке хлеба с корой мы нашли в эпосе «Калевала». В ходе эксперимента пробовали разные пропорции сосновой муки — в зависимости от этого серьезно менялся вкус. Потом стали добавлять ягоды и специи, мох. Итог один: не такие несчастные были карелы! Голод, конечно, не тетка, но хлеб получился вполне себе съедобный.

Первые поселенцы Карелии

Появление первых жителей на территории Карелии произошло в послеледниковую эпоху (в Голоцене) и датируется примерно VII тыс. до н.э. Ими были переселенцы с прилегающих южных районов – Верхневолжского бассейна и Восточного Поонежья. Столетиями первопоселенцы жили первобытнообщинным строем, добывая пропитание рыболовством, охотой, собирая ягоды и грибы.Значительный сдвиг в образе жизни поселенцев произошел за тысячу лет до н.э, когда ими был освоен метод получения железа. Металлические предметы постепенно заменили привычные каменные орудия труда, начинает развиваться земледелие и животноводство.В середине первого тысячелетия н.э. (по данным научных исследований археологов, этнографов, лингвистов) на обширной территории Карелии, занимающей земли от северо-восточных берегов Балтики до Беломорья, происходит формирование народностей финно-угорской группы. Сложные этнические процессы, появление объединенных племен приводят к следующему географическому распределению жителей: территорию Карельского перешейка и северного Приладожья населили карелы; вепсы заняли земли между Ладожским и Онежским озёрами и земли Белозерья; северные приделы заселили народности саами. Однако уже в конце I тысячелетия карелы и вепсы начали активное движение на северные территории, этнографически сливаясь с народом саами.Позднее, в начале II тысячелетия, территорию вокруг Онежского озера (Обонежье) и побережье Белого моря заселили славяне. С их появлением начало активно развиваться земледелие, торговля, морские промыслы, производство соли.С приходом славян и развитием производственности изменяется уклад жизни коренных племен Карелии, изживает себя первобытно-общинный строй, свойственный народностям ранее. Племена карелов и вепсов, занимая очень выгодное географическое положение (торговые пути от Волги до Балтийского моря, по рекам Нева и Свирь, по Онежскому и Ладожскому озерам), становятся одними из важнейших поставщиков пушнины в мире. В племенах народностей появляется социальное разделение: заправляли всеми торговыми операциями, сосредотачивали всю экономическую и политическую власть в своих руках старейшины племен – знать. Было положено начало формированию феодального строя внутри племен. Племена Вепсов (веси) приняли прямое участие в образовании Древнерусского государства.Для правления государством, княжением, племенная знать славян, вепсов, чуди и мери пригласили конунга Рюрика из Ютландии (Дания). Приглашенный конунг основал город у истока реки Волхов – Новгород. Его преемник, конунг Олег, поддерживаемый дружиной из варягов, славян, вепсов, прибалтов, финнов завоевал Киев, определив городу быть столицей Древнерусского государства.

Летописная запись 882 г.Одна из первых в которой упоминаются Вепсы.

Въ лЬто 6390 (летоисчесление от сотворения мира) Поиде Олегъ, поимъ воя многи, Варяги, Чюдь, СловЬни, Мерю, Весь, Кривичи, и приде къ Смоленьску сь Кривичи, и прия градъ, и посади мужь свои, оттуда поиде внизъ, и взя Любець, и посади мужъ свои. И придоста къ горамъ хъ Киевьскимъ… И сЬде Олегь княжа въ КиевЬ…

Карельские племена оказались под влиянием нового государства, выплачивая ему дань. Управляли землями Карелии представители племенной знати.

Традиции

За много веков христианские традиции смешались о старообрядческими. Сохранилось множество древних обычаев, которые до сих пор чтут жители деревень. Предки карелов поклонялись духам. Природные явления были одушевлены и имели магическую силу. Например, водным миром правили водяные, русалки. Если они были не в духе, то вредили людям, насылали на море непогоду, не давали ловиться рыбе. Повелителями ветров считались четверо братьев (по сторонам света). У каждого был свой характер, что влияло на воздушные массы. К примеру, южным ветром управлял добрый и мягкий брат. Духа огня представляли, как мужчину с огромной рыжей бородой. Он мог разгневаться и наказать людей, не выполняющих правила (сжечь посевы или дом). Также существовали различные мифические сущности — кикиморы, лешие и прочие.

Кроме того, у карелов был культ поклонения деревьям. Они имели души (как животные и все остальное). Их необходимо было чтить как живых и не уничтожать без крайней надобности. Перед вырубкой леса на участок приглашался шаман, который проводил обряды, просил у лесных хозяев разрешения на рубку. Спиленные деревья лежали в лесу 40 дней (пока не умрут). Существовали священные рощи, в которых люди молились, встречались для общения. Рубить там деревья было запрещено.

У карелов существует древний обычай, называемый карсикко. Он распространен у многих финно-угорских племен. Термин происходит от финского кarsia, в переводе означающего «обрубка, отделение части от целого». Для обряда выбирается дерево с ветвистой кроной. В зависимости от того, по какому случаю делают карсикко, от него отрубают ветки в определенном порядке. Оставляют только верхние ветви, убрав все нижние, или наоборот, очищают от них ствол, оставив 1-2 в самом низу. Ритуал проводили по различным поводам:

  • свадьба
  • приход гостя
  • смерть
  • привлечение удачи на охоте, рыбалке.

Оставленные на стволе ветки несли разную информацию. Например, если у мужчины, делавшего карсикко, живы мать и отец, оставляются две большие ветви со стороны востока и запада. После смерти одного из них ветка отрубается. В честь прихода гостя на дереве оставляли одну ветку, если он был неженат, две — если у него имелась жена. Карелы делали целые леса карсикко. Там совершали жертвоприношения, молились. Иногда на стволе вырубали крест или письмена. Это дерево становилось наподобие иконы.

 

Существует множество примет и обычаев, связанных с земледелием. В некоторых селениях их используют до сих пор. Вот некоторые из них:

1.Сажать растения можно только на растущую луну, чтобы они хорошо росли. Пропалывать — на убывающую.

2.Сеять рожь следует натощак и только ранним утром, когда солнце еще не взошло. Это нужно для того, чтобы дух земли сжалился над голодным человеком и послал хороший урожай.

3.После того, как земля засеяна, она считается беременной. Детям запрещают прыгать, качаться на качелях, чтобы не беспокоить матушку-землю.

4.После уборки зерна на поле оставляют неубранными колоски и склоняют их к земле, чтобы ее сила восстановилась.

Многие приметы касаются рыбной ловли, так как это один из основных способов добычи пищи. Для того, чтобы получить благосклонность водяного, приносили ему еду, табак. Их бросали в воду перед началом рыбалки. Также просили о хорошем улове святого Петра, который покровительствует рыболовам. Если сразу удавалось выловить рыбу, разводили костер на берегу озера и варили уху. Во время еды угощали святого, благодаря его.

Удочки делали из определенных пород деревьев. Березовые, рябиновые удилища приносят удачу, а можжевельниковые распугивают рыбу. Сети и другие рыболовные принадлежности можно было изготавливать только мужской половине населения. Женщин к ним не допускали. Вязать сети можно на растущую луну, иначе удачной ловли не будет. Щука считалась тотемным животным, как и у славян. Высушенная голова этой рыбы являлась оберегом.

“Корелы” или “Карелы” — как правильно

Музей носит имя стоящей рядом деревни — Малые Карелы. Проехав чуть дальше можно увидеть и Большие Карелы.

Люди там живут непьющие, поэтому они несколько веков спорили: как же правильней писать Корелы или Карелы. Видимо, победила группа людей, отстаивающая свое право писать через “о”.

Библия поколения айфонозависимых — Википедия — говорит о том, что в пользу буквы «о» свидетельствуют такие факты:

  • В 12–14 столетии на территории Поморья проживало финское племя корелы. Именно их именем назвали деревню славянские поселенцы, обосновавшиеся позже на этой земле.
  • В летописях отражено написание народности корел именно с гласной «о», что является документальным доказательством данной версии.
  • Недалеко от музея течет река, под названием Корела. Местные жители ранее называли её Корелкой.
  • В часе езды от музея расположен Николо-Корельский монастырь, названный по имени Корельского рукава Северной Двины.

Что касается употребления названия музея через букву “а”, оно связано прежде всего с аканьем, которое превратило безударную гласную «о» в «а», тем самым сказавшись на названиях деревень — Малые и Большие Карелы. Это произошло даже несмотря на то, что новгородскому диалекту, который унаследовали жители Беломорья , и северо-великорусским говорам было присуще оканье.

Еще больше запутала ассоциация деревеньки с названием региона — Карелия.

Национально-культурная автономия поморов и ВООПИиК требовали писать название деревни через «о», мотивируя это тем, что в противном случае — будет происходить намеренная реклама туристической базы, которая находится неподалеку.

Но к ним особо не прислушались — закон закрепил за деревнями названия Малые и Большие Карелы, а музей народного искусства Северных районов России остался с гласной «о».

Язык

Карельский язык тесно связан с финским языком . Есть диалекты того, что можно отнести к карельскому языку.

  • Северная Карелия (северные части республики Карелия и в некоторых селах у границы с Россией в районе Кайнуу и сегодня)
  • Южная Карелия (южные части республики Карелия, до Второй мировой войны также в самой восточной части того, что было Финляндией до войны, и в различных местах в нынешней территории Финляндии и в других местах после Второй мировой войны)
  • Олонец Карельский или Ливви (в юго-восточной части Карельской республики, до Второй мировой войны также в самой восточной части того, чем была Финляндия до войны, и в различных местах на нынешней территории Финляндии и в других местах после Второй мировой войны)

Людик в самой восточной части республики Карелия в настоящее время считается самостоятельным языком.

В Финляндии диалекты финского языка, на которых говорят или говорили в финской Карелии в XIX и XX веках:

  • Юго-восточные диалекты финского языка в регионе Южная Карелия в Финляндии и, до Второй мировой войны, в западной части территории, которая была передана Советскому Союзу после войны, а также в различных местах в нынешней части Финляндии и в других местах после войны.
  • Разновидности савонских диалектов финского языка в регионе Северная Карелия в Финляндии (на других разновидностях которого также говорят в нескольких других регионах Финляндии, включая Северное Савонию , Южное Савонию и, по крайней мере, часть некоторых других регионов Финляндии)

В дополнение к этому, на диалектах карельского языка также говорят в разных местах нынешней территории Финляндии и в других местах после Второй мировой войны, а в некоторых деревнях недалеко от границы с Россией в районе Кайнуу до сих пор постоянно говорят на северном диалекте карельского языка.

Русский период истории

В конце XV столетия, новгородские территории
входят в состав Московского государства. Земли, населяемые карелами, длительное
время подвергались нападкам завоевателей, бесконечные войны за право обладать
Карельскими территориями, приводили к частой смене границ. Часть земель отошла
к Швеции, населявшие ее люди, были насильно обращены в католиков. Карелы,
оставшиеся на русских территориях, приняли православие. Этим объяснялось
переселение карелов с окрестных областей Ладожского озера и долины Невы, после
отхождения этих территорий Швеции, по московско-шведскому перемирию 1583 года.
Переселение происходило в Тверские города Лихославль, Максатиха, Весьегорск, в
бассейны рек Мологи и Медведицы. Область плотного расселения карелов делится,
теперь уже на три части. Самая многочисленная область – Тверская, вторая часть
Карельский уезд, территории, оставшиеся за Россией, третья находится в
Кексгольском лене, отошедшем к Швеции. После окончания Северной войны, северные
земли вновь объединились, а новая передача области Выборга в состав Финляндии
снова разъединила карелов. Население Выборгской области подверглось влиянию
финнов, и постепенно ассимилировалось в финский народ.  

В XX столетии, карельские области
подвергались военной интервенции, менее года просуществовало Северокорельское
государство, созданное советами в июле 1919, и прекратившее свое существование
в мае 1920 года. В 1920 году, местными органами провозглашена Ухтинская
республика, просуществовавшая до 1922 года. Летом 1920 года, издан декрет, об
образовании автономного областного объединения Карельская трудовая коммуна, в
последствии ставшей Республикой Карелия, с административным центром в городе
Петрозаводск.

Культура

География распространения диалектов карельского языка в России.

Традиционные занятия — охота, рыболовство, собирательство, земледелие, животноводство, рубка и сплав леса. Северные карелы занимались оленеводством. Издревле добывали железо из озёрных и болотных руд, освоили ковку, медное литьё, изготовление украшений из бронзы и меди.

Карелы выращивали рожь, ячмень, пшеницу, овёс, репу, редьку, капусту, морковь. Орудиями труда служили бесподошвенная соха колового типа, соха с отвалом, мотыги, серп, коса-литовка. Молотили цепом с берёзовым билом, зерно мололи на ручных жерновах и водяных мельницах. Держали коров, низкорослых лошадей, грубошерстных овец и в небольших количествах — кур.

Для рыбной ловли использовали сети, мерёжи, дорожки, невода и удочки. Охотились с помощью лука и стрел, самодельных ружей, ловушек. Охотничьи и рыболовецкие угодья передавались по наследству.

Основные средства передвижения — лодки, плоты, сани, лыжи, волокуши и дровни. Колёсный транспорт практически не применялся.

Поселения располагались по берегам рек и озёр. Основные виды селения — погост и деревня. Погост объединял группу деревень. Планировка деревни, в основном, была прибрежно-рядовой. В жилых домах под одной крышей располагались постройки для скота. Продукты сельскохозяйственного труда хранились в отдельно стоящих амбарах. Каждая семья имела баню, топившуюся по-чёрному.

Карельская семья состояла из двух—трёх поколений родственников, совместно владевших имуществом. Главой семьи являлся один из старших мужчин. Вопрос о вступлении в брак решался родителями, но наряду со сватовством повсеместно бытовал брак уводом.

Традиционная карельская пища — уха, рыбник, калитки. Хлеб пекли из кислого теста. Значительное место в питании занимали молочные продукты. На зиму заготавливали бруснику, клюкву, морошку, солили и сушили грибы. Из напитков предпочитали ягодные морсы. Крепкие напитки практически не употребляли.

Все главные события бытовой жизни сопровождались обрядами, которые были насыщены исполнением различных магических действий. Памятным был «день Кёгри» — дата окончания осенних полевых работ, начало обработки льна и шерсти.

Прозаический фольклор представлен гаданиями, легендами, былинами. В сказочной традиции — волшебные сказки, сказки о животных и бытовые сказки. Народная хореография представлена множеством игр и танцев: кадриль, ристу-кондра, крууга, пайккакиса, пийрилейки, шинка, шулилуйкка, хумахус и других. Важнейшая особенность карельской хореографии — обязательная импровизация. К национальным инструментам относятся диатонические и хроматические кантеле, йоухикко, вирсиканнель, лиру.

Язык и письменность

См. также: Карельский язык См. также: Карельская письменность

Карельский язык относится к прибалтийско-финской ветви финно-угорской группы языков и классифицируется как агглютинативный язык.

В 1930-х годах была введена карельская письменность на основе латиницы.

Религия

См. также: Собор Карельских святых

Верующие карелы в России в большинстве своём — православные, в Финляндии — лютеране и православные. Массовое крещение карел согласно Лаврентьевскому списку Новгородской летописи происходило в 1227 году, когда князь Ярослав Всеволодович «послав кристи множество Корел, мало не все люди».

  • Кижи

  • д. Маньга

  • д. Сямозеро

  • Сергий и Герман Валаамские

Внешность

Антропологи относят карелов к типу северных беломоро-балтийских европеоидов. Внешне они выглядят почти так же, как русские. Историки считают, что в формировании нации приняли участие племена под названием веси. Это прибалтийско-финская этническая группа, которая расселялась между Онежским и Белым озерами. Поэтому карелы имеют выраженные европейские черты лица. От основной группы карелов немного отличаются лаппи. Они имеют темные глаза и волосы, выступающие скулы, широкий нос. Современные карелы высокие, имеют стройную, статную фигуру. У женщин плавная величавая походка. Черты лица правильные, с высоким лбом. Волосы русые, светло-русые. Глаза голубые, серые, синие. Реже встречается темноволосый и кареглазый тип.

 

Семейные традиции карелов

В XX веке практически все карельские семьи были очень многочисленными. Вполне нормальным считалась численность членов семьи в 20-25 человек. Главой семейства считался мужчина (отец, муж, дед), однако важные вопросы выносились на семейный совет, где решение оставалось за самыми старшими представителями рода.

Периодически возникала необходимость отделения от большой семьи. Это мог сделать сын, который уже обзавёлся женой и детьми. Готовились к такому событию заранее. Ведь нужно было построить дом, в котором станет жить “новое” семейство.

Карелы

Плохой приметой было использование в строительстве жилища сухого дерева. Считалось, что в таком случае жильцы этого дома будут “сохнуть” (болеть), а сам дом обязательно притянет неприятности.

Одним из первых при строительстве завершали “красный угол” (тот, где потом вешали икону). Под это место зарывали косточки петуха или глухаря, которого приносили в жертву при закладке нового дома. Также следовало оставить другие дары покровителям жилища – монеты, шерсть, кусок ладана. Как видите, даже в оном этом ритуале ярко проявляется слияние христианства и язычества.

Характер

Как и большинство северных народов, карелы — тихие и спокойные люди. У них мягкий характер, они довольно дружелюбны. При этом они могут быть застенчивыми, казаться замкнутыми. Характерной чертой является честность. Представителям этой национальности чужды ложь, воровство. Они очень гостеприимны, радушны. Если угощают приезжих или помогают им, никогда не берут за это плату. Карелы любят спокойствие, тишину. В их деревнях царит умиротворение. Эти люди глубоко чувствуют свою связь с природой, очень любят ее. Природа Карелии невероятно красива. Живописные пейзажи способствуют обретению душевного покоя, единению с окружающим миром.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector