Остров пасхи: загадочный рай для отдыха и размышлений
Содержание:
- Письменность Ронго-Ронго
- Ученые разгадали секрет
- Описание статуй Моаи
- Климат, погода и лучшее время для посещения
- Истуканы острова Пасхи
- Загадки и тайны острова Рапа-Нуи
- Загадочный остров Пасхи
- Художественный стиль выполнения статуй
- Раскопки на острове
- История острова Пасхи и загадочных статуй Моаи
- Назначение статуй
- История острова Пасхи
- Как добраться
- Знаменитые истуканы острова Пасхи
Письменность Ронго-Ронго
Были запрещены татуировки, дома и ритуальные святыни разрушались, произведения искусства рапануйцев уничтожались. Уничтожению подверглись все деревянные скульптуры о-ва, религиозные артефакты, и, самое главное, «кохау ронго-ронго» (рап. Rongo Rongo) — деревянные дощечки «говорящего дерева», испещренные уникальной письменностью.
Остров Пасхи является единственным островом в Полинезии, жители которого разработали собственную систему письменности. Древние легенды, предания, религиозные песнопения вырезались акульим зубом на дощечках из темного дерева торомиро, лишь немногие из которых дошли до наших дней.
Дощечки-кохау с начертанными на них изображениями крылатого птице-человека, лягушек, черепах, ящериц, звезд, крестов и спиралей являются еще одной загадкой диковинного о-ва, которую более 130 лет ученые не могут расшифровать. Сейчас осталось всего 25 ронго-ронго, разбросанных по музеям мира.
Rongo Rongo
В 1988 г. Рапа-Нуи преподнес ученым очередной сюрприз. При раскопках на маленьком болоте в глубине острова австралийские ученые нашли останки средневекового рыцаря в полной экипировке, сидящего на боевом коне. В торфе, обладающем консервирующими свойствами, рыцарь и конь неплохо сохранились. Судя по его доспехам, рыцарь являлся членом немецкого католического Ливонского ордена (1237-1562 гг).
В поясном кошельке обнаружились золотые венгерские дукаты чеканки 1326 г., эти монеты имели хождение в Польше и Литве. Ученые не смогли объяснить, как всадник оказался за тысячи километров на отдаленном тихоокеанском о-ве. До открытия Америки (1492 г.) с 1326 г. оставалось больше 150 лет! Невольно напрашиваются мысли о существовании явления телепортации. Больше никаких мало-мальски убедительных аргументов, объясняющих появление средневекового рыцаря-крестоносца на острове Пасхи, до сего дня не найдено.
Ученые разгадали секрет
На предмет предназначения истуканов археологами выдвигалось много гипотез. Ни одну из них не было возможности не опровергнуть, не подтвердить. По словам Джо Анны Ван Тилберг, ей вместе с членами команды ученых удалось найти неопровержимые доказательства с научной точки зрения. Как выяснилось, целью изготовления моаи во все века было улучшение урожайности на острове. К такому выводу ученые пришли после того, как провели тщательный анализ материала, из которого вытесаны моаи.
По словам Ван Тилберг, результат анализа показал: в породе, из которой сделана статуя, в большом количестве присутствует фосфор и кальций. Наличие в почве в достаточном объеме этих микроэлементов – “секрет” хорошего урожая. Поскольку почвы на острове истощались, рапануйцы “задабривали” их путем изготовления истуканов в каменоломнях и последующей установки по всему острову.
Описание статуй Моаи
В данный момент на острове найдено около 900 статуй. Все они сделаны в одном художественном стиле десятки веков назад.
Как говорилось ранее, основным материалом для монументов служил вулканический туф. Лишь некоторые статуи изготовлены из различных пород камня: трахит, пемзы, базальта, муджиерита.
Размеры истуканов чаще всего 3-5 метров в высоту и площадь основания 1,6 м2. Реже встречаются высокие монументы – в пределах 10-12 метров.
Многие преувеличивают вес статуй потому, что обычно для подсчета массы берутся тяжелые базальтовые породы, а не другие более легкие, такие как туф, пемза, муджиерит.
Обычный вес монументов — менее 5 т. Не более 40 статуй весят больше 10 тонн.
El Gigante считается самой крупной и тяжелой статуей. Ее размер около 21 м и вес и около 160 тонн. Она установлена на заброшенной каменоломне на востоке острова.
Отличительной особенностью истуканов является вытянутая форма лица у фигур. Это делалось для того, чтобы увеличить в высоте размер статуи. Многие утверждают, что это лицо европейца, но физиогномические исследования показали абсолютное сходство с лицами полинезийцев.
Климат, погода и лучшее время для посещения
Климат острова теплый, субтропический с довольно умеренной температурой воздуха, благодаря соседству прохладного океанского течения и расположению близко к южной границе области летних юго-восточных воздушных масс.
Инфраструктура и транспорт
Автомобильные трассы с твердым покрытием сконцентрированы здесь в основном вокруг главного города Анга-Роа и в районе аэропорта. Остальные дороги покрыты гудроном.
Пляжи острова Пасхи
На Рапа-Нуи всего два пляжа с песчаным покрытием. На севере — знаменитый Анакена (Anakena), один из немногих, официально одобренных для купания, а также подходящий для серфинга. На юге — опоясанный колоритными горами, безлюдный Овахе: краса и предмет гордости островитян.
Истуканы острова Пасхи
У многих людей остров Пасхи ассоциируется с загадочными каменными статуями. Их еще называют моаи, что в переводе с гавайского означает «статуя, истукан, идол».
До сих пор ученые не могут точно понять, каким образом и для чего были созданы эти истуканы-моаи.
Принято считать, что островитяне создавали фигуры в память об умерших родственниках или вождях. Аборигены поклонялись этим идолам веря в то, что они защитят их от бед и дадут им силу. Высота статуй колеблется от 3 до 21 м. На некоторых статуях находятся шапки из красного камня.
Большинство экспертов считают, что моаи передвигали при помощи стволов деревьев, упоров или других конструкций. Доказательством этой версии служит то, что на острове не осталось ни одного дерева, поскольку все они были использованы для транспортировки фигур.
В середине прошлого века известный норвежский ученый и путешественник Тур Хейердал провел интересный эксперимент. Он попытался повторить процесс изготовления истуканов, включая их установку. Хейердал опросил множество островитян, пытаясь узнать принцип всего технологического процесса.
В результате жители показали ученому каменные молотки, которыми пользовались их предки, а затем перетащили истукана волоком в горизонтальном положении. Потом соорудив простой механизм из камней и 3 бревен-рычагов они достаточно просто подняли моаи.
На вопрос Тура, почему туземцы не рассказывали об этом раньше, те ответили, что раньше их об этом не спрашивали.
Также существует мнение, что статуи перемещали стоя, при помощи канатов. В 2012 г. группа исследователей в ходе эксперимента подтвердила эту теорию.
Загадки и тайны острова Рапа-Нуи
Остров Пасхи в 1995 г. был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. По одной из версий здесь существовала древняя цивилизация, исчезнувшая в результате антропогенной катастрофы. Наивысшего подъема она достигла XVI-XVII вв., когда число жителей составляло около 10 тысяч человек.
Древняя культура полинезийцев, датируемая пятым веком, сохранилась и в виде исполинских каменных статуй – моаи. Они и есть — хранители этой цивилизации. Ее представителей называли еще «длинноухими» за их обычай непомерно вытягивать мочки ушей.Позднее на острове появились и представители культуры «короткоухих», последователей так называемых птицепоклонников.
В результате соперничества и внезапно возникшей здесь агрессии между людьми, вызванной, как уже отмечалось выше, по одним предположениям — голодом, по другим — перенаселением, древняя культуру аборигенов была искоренена почти полностью.
Осталась лишь фрагментарная информация о былом величии населявшей эти места цивилизации, а также — ряд молчаливых, угрюмых истуканов остова Пасхи…
Птицы в культуре островитян
Среди петроглифов (наскальных рисунков) чаще всего встречаются изображения птиц, особенно рисунки птицы-фрегата и даже человека с головой этого представителя пернатых. Человек-птица считается основным персонажем средневекового рапануйского культа Тангата-Ману.
Один из посвященных ему обрядов состоит в поисках первого яйца темной крачки. Предполагается, что именно этот обряд и предотвратил полное исчезновение островитян, так как позволил выбирать самого сильного и ловкого члена племени, которого, в итоге, люди назначили правителем и готовы были подчиниться, таким образом, островным законам общежития.
Ежегодно в конце января на острове проводится также народный праздник Тапати-Рапа-Нуи. На шумном фестивале музыки и танцев выбирают королеву острова. Претендентка на этот почетный титул, помимо собственной привлекательности, должна выткать еще и самый длинный холст, а ее родственники — наловить больше всех рыбы.
Загадочный остров Пасхи
Что же интересного в этом острове? Во-первых, остров Пасхи является одним из самых удаленных мест на Земле, населенных людьми: до побережья Чили около четырёх тысяч километров, до острова Таити — примерно столько же, но в противоположную сторону.
Своё необычное имя остров получил благодаря голландским морякам: они высадились на его землю в первый день пасхальной недели 1722 года. Другие названия этого острова — Рапа-Нуи — Большое Весло, а также Те-Пито-о-Те-Хенуа — Пуп Вселенной — и Мата-Ки-Те-Ранге — Око, Глядящее в Небо.
Население острова всего две тысячи человек. Живут они, главным образом, в небольшом административном поселке Ханга-Роа. На жизнь себе зарабатывают:
- рыболовством,
- овцеводством,
- торговлей.
Остров Пасхи крошечный, имеет форму треугольника со сторонами 16, 18 и 24 километра. На нём около 70 потухших кратеров, но совершенно нет:
- ни деревьев,
- ни рек,
- ни ручьев,
Зато тут и там встречаются:
- входы в пещеры,
- каменные площадки,
- желобчатые аллеи *ведущие прямо в океан),
- знаки на камнях.
Пещеры и ходы насчитывают несколько уровней. После того, как с десяток человек исчезли в подземельях без следа, на посещение самых нижних уровней наложен запрет.
Но главное — это статуи, которые называются моаи. Именно они так манят сюда путешественников. Размеры каменных истуканов колеблются от 3 до 21 метра, а вес составляет от 10 до 20 тонн, но есть среди них и настоящие колоссы весом до 90 тонн.
Вид у изваяний весьма необычный — большие головы с тяжелым выступающим подбородком, длинными ушами и совсем без тел. У некоторых на макушках «шапки» из красного камня.
Очень многие статуи не закончены. Общая картина создает впечатление внезапного прекращения работ, то ли по воле их создателей, то ли из-за какого-то катаклизма. Много лет назад островитяне искренне верили, что моаи охраняют их землю и их самих от злых духов. Все стоящие истуканы повернуты лицом вглубь острова.
Туристы приезжают сюда, чтобы понять:
- как статуи могли появиться на затерянном в океане островке,
- кто вытесал их,
- приволок на берег,
- водрузил на специально сделанные постаменты,
- увенчал увесистыми головными уборами?
Стоит сказать, что на днях британские учёные заявили, что вроде бы разгадали тайну красных шапок. Исследователи нашли каменоломню, где изготавливались таинственные головные уборы. Открыть её экспертам помогла дорога, по которой камни от каменоломни доставлялись к статуям.
Сама каменоломня располагалась внутри кратера вулкана, а добытые в ней глыбы перекатывали вручную или с помощью стволов деревьев к месту, где стояли моаи. Однако каким образом камни поднимали и устанавливали на голову статуи, пока остаётся тайной.
И ещё одна загадка кроется в старых картах, на которых около острова Пасхи изображены другие территории. По местным легендам, они медленно спускались под воду, пока совсем не исчезли. Другие предания рассказывают о катастрофе: об огненном посохе бога Увоке, расколовшем землю.
Некоторые ученые предполагают, что до сих пор существует некий орден пасхальцев, который сохраняет секреты предков и скрывает их от непосвященных в древние знания.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо
чили
пещеры
загадки
туристы
истуканы
остров пасхи
Художественный стиль выполнения статуй
Стиль, в котором выполнены статуи можно разделить на 4 различных вида.
В 1 виде присутствует только четырёхгранная или сплюснутая голова без туловища. Изготовлена из желтоватого вулканического туфа. К статуям данного типа можно отнести Рано Рараку.
Ко 2 виду статуй можно отнести непропорциональные фигуры в виде высоких столбов прямоугольной формы. Основным материалом для монументов служила красная пемза. Ученые смогли отыскать лишь одного законченного представителя данного вида на острове. Есть еще два, но незавершенных.
3 вид – это самая реалистичная статуя с изображением человека на коленях, возможно произносящего молитву, сделанная из вулканического туфа. Ее смогли отыскать в древнем карьере.
4 вид представляет собой множество крупных скульптур с изображением туловища. Они сделаны из прочного базальта темного цвета, из красной пемзы, из вулканического туфа и муджиерита. Особенностью фигур данного вида является округлый и немного зауженный фундамент. Это говорит о том, что они не могли устанавливаться на возвышении, поэтому фигуры прикапывали в почву. 3 представителя данного вида статуй вывезли в музеи в Лондоне, Данидин и Брюссель.
Раскопки на острове
Расширяя представление людей об этой одной из самых таинственных территорий планеты, археологи первой авторитетной экспедиции 1914 г. установили, что видные на поверхности исполинские головы в действительности сидят на туловищах, частично опустившихся в грунт в результате природной эрозии почвы. Однако сведения об этом открытии не были обнародованы еще несколько десятилетий.
В ходе раскопок были найдены также базальтовые глыбы с вырезанным на них рисунком полумесяца. Ученые предположили, что картинки эти символизировали каноэ, запечатлев память о культуре предков. Для островитян, постепенно утрачивающих историческую информацию, этот шаг означал способ самоидентификации.
Международная команда американских, новозеландских и чилийских археологов нашли научные аргументы и в пользу того, что фигуры моаи возводили, якобы, для улучшения урожайности земли. Химический анализ показал наличие в почве ценных элементов, входящих в состав современных удобрений.
Занятия и праздники древних рапануйцев
Древние рапануйцы знали толк в сельском хозяйстве. Они вырубали деревья для постройки жилищ, лодок, для очистки места под посевы, для перемещения моаи. Результатом интенсивной деятельности аборигенов стало уничтожение лесов и вследствие этого — эрозия почвы, приведшая к недостатку пищи и массовому голоду. За несколько десятилетий население резко сократилось.
Среди рапануйцев была широко распространена рыбная ловля. Они умели делать пироги и считались одними из самых лучших пловцов и моряков, которые даже на таких примитивных судах, а точнее, — элементарных лодках, — способны были пересечь океан.
Островитяне умели изготавливать полированные крючки из камня, что также свидетельствует о высоком уровне их цивилизации. Охотились они и на черепах, которые водились здесь в ранние годы в изобилии, как, впрочем, и другая живность.
Сейчас остров Пасхи представляет собой голую местность, однако тысячу лет назад здесь росли непроходимые леса. Первые поселенцы использовали вулканические склоны для разведения батата и ямса. Предания сообщают, что семена культурных растений привезли со своей родины полинезийцы.
Исчезновение цивилизации
В результате уничтожения лесов на острове Пасхи произошла антропогенная катастрофа: исчезли источники питания и материал для постройки каноэ и жилищ. Сократился лов рыбы, и голодающие островитяне вынуждены были воевать за плодородные участки. Все это привело к уменьшению числа местных жителей.
Одним из этапов жизни островитян стало и то, что перуанские солдаты, совершившие нападение на остров, захватили их в рабство и вывезли в Перу, после чего здесь осталось всего несколько десятков человек. В конце ХIХ века территория острова Пасхи была присоединена к Чили.
История острова Пасхи и загадочных статуй Моаи
Первыми свидетелями гигантских статуй на территории острова стали участники голландской экспедиции во главе с Якобом Роггевеном. Они высадились на остров в день, когда православные отмечали святой светлый праздник, поэтому и земля получила название в честь христианской Пасхи. Сойдя на землю, мореплаватели ахнули, увидев каменных великанов. К тому времени на острове уже не было никакой крупной растительности, что свидетельствовало о пережитой племенем катастрофе. Осваивая островную землю, занимаясь земледелием, местные жители вырубали лес, и за несколько столетий полностью истребили его.
После Роггевена чужеземцы на эти земли не прибывали около полувека. Позднее сюда прибыли испанцы, которые отправили часть племени Рапо-Нуи в Перу. К тому моменту на острове жило не более трех тысяч человек, а ведь когда-то численность местного народа составляла несколько тысяч. В разное время сюда прибывали Джеймс Кук, Юрий Лисянский, Жан Франсуа Лаперуз и другие исследователи.
Серьезным изучением статуй первой занялась Кэтри Рутледж. Ею была составлена карта на английском языке с указанием вулкана Рано Рараку, всех статуй и пути их передвижения к платформам на берегу. Еще одним исследователем мегалитов стал норвежец Тур Хейердал. Он в течение года перемещал великанов при помощи первобытных средств – веревок и деревянных салазок. Хейердал сделал вывод, что перемещение идолов, хоть и сложное, но реальное, а, значит, древние именно так доставляли их от скал к платформам на берегу.
Внимание современных ученых и археологов привлекают пещеры и кратеры на склонах вулкана. Здесь не прекращаются раскопки, а каждый новый объект, откопанный в скальной породе, вызывает массу вопросов и догадок
Моаи до сих пор таят в себе много не разгаданного. Все статуи имеют похожие каменные лица с вытянутыми носами, длинными мочками ушей, руками, опущенными вниз. У некоторых сохранились красиво оформленные глаза из кораллов. Самыми интересными являются великаны, на головах которых устанавливались «каменные шапки» весом до 10 тонн.
Путешествие на остров Пасхи – это увлекательная поездка, которая оставит незабываемые впечатления. Национальный парк Рапа-Нуи интересен различными достопримечательностями. Туризм – основная статья дохода местного населения. В конце января здесь празднуется красочный праздник Тапати-Рапа-Нуи, во время которого выбирают королеву мероприятия на целый год. Привлекают путешественников и пляжи с золотистым песком. Но все же главной целью приезда в страну является посещение острова с его таинственными, загадочными артефактами – статуями Моаи.
Назначение статуй
Поскольку статуи появились на острове в давние времена, их размер и формы навевали мысли о внеземном происхождении. Хотя все же удалось установить, что статуи были созданы местными племенами, которые когда-то населяли остров. Несмотря на то, что с момента открытия острова прошло несколько столетий, ученым до сих пор не удалось разгадать истинное назначение каменных исполинов. Им приписывалась и роль надгробий, и мест для поклонения языческим богам, их даже рассматривали в качестве самых настоящих памятников прославившимся островитянам.
Первые описания голландского мореплавателя помогают составить определенное впечатление о значении статуй. К примеру, первооткрыватель в своем дневнике отмечал, что возле статуй аборигены разводили костры и молились. Но самое удивительное состояло в том, что аборигены не отличались развитой культурой и не могли похвастаться определенными достижениями в строительстве или какими-то развитыми даже для того времени технологиями. Соответственно, возник вполне закономерный вопрос о том, как эти племена, живущие по первобытным обычаям, смогли создать столь удивительные статуи.
Многочисленные исследователи допускали самые необычные предположения. Первоначально считалось, что статуи сделаны из глины или вообще были доставлены с материка. Но вскоре все эти догадки были опровергнуты. Статуи оказались полностью монолитными. Искусные авторы создавали свои шедевры прямо из обломков скал с помощью примитивных инструментов.
Лишь после того, как остров посетил знаменитый мореплаватель Кук, которого сопровождал полинезиец, понимающий язык аборигенов острова, стало известно, что каменные изваяния вовсе не были посвящены богам. Их устанавливали в честь правителей древних племен.
История острова Пасхи
Когда матросы впервые обнаружили остров Пасхи, они увидели на нем множество каменных фигур, стоящих вдоль берега. Моряки не могли понять кто их сделал, и как вообще здесь оказались люди.
Согласно официальной версии первыми людьми, проживавшими на острове Пасхи, были полинезийцы. Они жили в 5 веке н. э. Поскольку у полинезийцев считалось нормальным растягивать мочки ушей до плеч, – их стали называть «длинноухими». Ученые считают, что именно они были авторами статуй.
В 14 веке на остров прибыли «короткоухие». На протяжении 3-х веков они воевали с полинезийцами, в результате чего «длинноухие» были уничтожены, а вместе с ними исчезла и их культура.
По мнению экспертов, создатели моаи верили, что в истуканах содержится сила их предков. Статуи высекали из спрессованного вулканического пепла. При установке их лица обращали в сторону поселений для защиты от бед.
На сегодняшний день многие моаи острова Пасхи удалось отреставрировать, благодаря чему любой желающий может собственными глазами увидеть фигуры в их первоначальном виде. Первопоселенцы острова Пасхи верили в бога Маке-маке, который по их мнению создал человека.
Вскоре у них возник культ птицечеловека, которому периодически приносились жертвы. Также племена соревновались между собой в плавании. Победивший пловец на 1 год становился птицечеловеком и имел право распределять любые ресурсы в своем племени.
У жителей острова Пасхи была своя письменность, которая пока до конца не расшифрована. Они писали на небольших деревянных табличках, некоторые из которых сохранились до наших дней. Помимо слов на них изображались звери, птицы и различные события.
Существует миф, что в 1400 г. небольшая группа полинезийцев, во главе с их первым королем Хоту-Мату’а, добралась на пирогах до необитаемого острова. Они назвали его Те-Пито-о-те-хенуа, что означает «пуп земли». После этого король ввел практику установки огромных памятников в честь вождей.
Каменные статуи на острове Пасхи внешне похожи на человеческие головы с относительно маленьким туловищем. По мнению экспертов моаи изготавливались в каменоломнях, находящихся посреди острова.
До сих пор нет единого мнения о том, как древние люди могли перемещать такие тяжелые фигуры.
Согласно распространенной версии статуи передвигали по «дорожке», выложенной из стволов деревьев. Их катили через километры труднопроходимых джунглей. По подсчетам ученых, для такой работы требовалось более сотни мужчин.
Как добраться
Добраться до острова Пасхи можно двумя способами: на самолете или на водном судне. Выбирая авиацию, будьте готовы к пересадкам, ведь рейсы совершаются только из двух мест. Направление обслуживает чилийский оператор LATAM Chile, организующий рейсы из воздушной гавани Сантьяго и перуанского аэропорта Лимы «Хорхе Чавес».
Прогулка до острова Пасхи на яхте или корабле — очень дорогое удовольствие. Круизные лайнеры иногда включают остров в свой маршрут, но цены на билеты также высоки.
Фото статуй моаи на плато Аху Акиви, DK1974
По прибытию заказать экскурсию к статуям моаи можно через отельных гидов или местных туроператоров. Туризм на острове Пасхи — основной источник доходов у населения, поэтому проблем с поиском проводника не возникнет. Самостоятельные путешественники могут дойти до моаи пешком, доехать на такси, велосипеде, мопеде, квадроцикле или машине. Весь транспорт сдается в аренду.
Расстояние до самого популярного Аху Тонгарики от аэропорта Матавери составляет примерно 20 км. На машине их получится преодолеть за 30–40 минут:
Аху Акиви, Аху Тахаи и ряд других площадок располагаются гораздо ближе, в радиусе 10 км от Анга-Роа.
Статуи острова Пасхи: видео
Знаменитые истуканы острова Пасхи
Уже не первое столетие археологи из разных стран занимаются изучением идолов острова Пасхи — моаи, которые, действительно, представляют собой весьма внушительное зрелище. Их считают одними из наиболее непостижимых явлений на планете. Авторы этих монументальных фигур неизвестны.
Самыми современными исследованиями установлено, что возведение сакральных монументов происходило на протяжении столетий вплоть до середины XVIII в. Все фигуры, сделанные по одинаковой технологии, производились в одной каменоломне идентичными инструментами. Этот факт доказывает преемственную связь с древней высокоразвитой цивилизацией, погибшей, по одной из версий, в результате экологической катастрофы.
Особенности истуканов, их размеры и вес
Статуи сооружали на протяжении семисот лет. За это время было изготовлено около 900 моаи колоссальных размеров – от 3-х и 5-и м до 10-метровой высоты. Головы некоторых статуй венчают головные уборы красного цвета, символизирующие характерную прическу жителей.
Многие изваяния не были закончены и оставались в каменоломнях, расположенных в кратере потухшего вулкана Рану-Рараку. Вес одной из них — более 200 тонн, а высота – 22 м. Около 200 идолов установлены на обрядовых платформах аху. Ученые предполагают, что массивные фигуры перемещали из выработки к святилищу на катках, сделанных из стволов толстых деревьев.
На пляже Анакена находится самая впечатляющая качественно реставрированная церемониальная площадка Нау-Нау. Ее считают символом острова. В конце ХХ в. во время раскопок здесь обнаружили коралловый глаз моаи. На основании этой находки сделали вывод о миндалевидной форме глаз статуй, сделанных из белых кораллов с красным зрачком.
Гипотезы происхождения каменных фигур
Существует предположение о возникновении моаи, когда вождь накануне смерти повелевал вырезать из туфа свой портрет с птичьей головой, который устанавливали в святилище. Наследники верили, что так вождь передает им могущество и мудрость, а также охраняет их от опасности. У каждого рода была своя платформа аху – место погребения, где проводился обряд поклонения.
Представители родов считали своим долгом вытесать каменную статую предка и установить ее на платформе, чтобы истукан защищал род от всяких проблем и напастий.
Художественный стиль скульптур
Манера изготовления идолов различается в зависимости от времени их создания. Фигуры раннего периода делятся на 4 типа:
- Прямоугольные головы без торса из серовато-желтого туфа в Рано-Рараку.
- Высокие обелиски в форме прямоугольника из красной пемзы с несоразмерно короткими конечностями.
- Реалистичная двуглавая фигура с преклоненными коленами в единственном экземпляре.
- Не предназначенные для размещения на аху туловища на выпуклых основаниях из базальта и красноватой пемзы. Прообраз последующей эпохи.
Более совершенные и крупные статуи Среднего периода отличаются лицами полинезийского типа с продолговатыми головами за счет стремления увеличить высоту скульптур. Некоторые фигуры покрыты резными символическими рисунками, относящимися к культу человека-птицы.