История географии
Содержание:
- Введение
- Что изучает география и кто её придумал?
- Физическая география и ее значение
- Задача географии
- Литература
- История и развитие географии
- Открытие Австралии
- Дно Мирового океана
- ↑яНЯРНЪМХЕ ЦЕНЦПЮТХХ ГЮ ПСАЕФНЛ
- Появление календаря
- Поиски Неведомой Южной земли
- Накопление географических знаний
- Первые изображения Земли
- Конец XIX — начало XX века
Введение
География одна из наук о планете Земля — нашем общем доме, единственная планета Солнечной системы, где живёт представитель вида Homo sapiens — человек разумный. На ней обитают и мирно сосуществуют многочисленные представители животного и растительного мира. Есть материки, океаны и воздух, без которого жизнь невозможна. К сожалению, обитаемые миры, покорённые человеком галактики и вселенные, остаются реальностью только в мире научной фантастики.
Земля из космоса (вид с поверхности Луны)
Пределы обитаемой Ойкумены — это то, что изучает география. Границы изведанного мира значительно расширились, когда человек впервые облетел планету, вышел в космическое пространство, смог месяцами и годами жить и работать в условиях невесомости на станциях, выведенных на планетарную орбиту. И всё-таки, несмотря на активное развитие науки и технологии, единственной космической поверхностью, на которую ступил человек, остаётся наш спутник Луна.
Луна — спутник Земли
Борьба за первенство в космосе потеряла свою актуальность, но возросла роль географии в современном мире. Сегодня ни одной стране мира, насколько бы развитой она не была, не вытянуть космические путешествия за пределы системы Земля-Луна только с помощью своего экономического потенциала. Поэтому вопрос о том, зачем необходимо изучать географию, актуален именно сейчас, потому что будущее за совместными мировыми проектами. Именно коллективное сотрудничество множества стран, участвующих в строительстве, разработке, выделении финансовых средств и интеллектуальных ресурсов способно помочь человечеству подняться в освоении космоса на ещё одну ступеньку.
Сегодня подобный проект уже существует — это международная космическая станция (МКС), построенная силами нескольких государств (начало строительства — 1998 год), изначально ведущих в космической отрасли. Россия лидер ещё и потому, что первая в мире запустила на орбиту Земли отечественную космическую станцию «Салют».
Международная космическая станция
Следующая станция после Луны для молодого поколения ясна — это Марс. А сейчас самое время знакомства с новой наукой, которая поможет понять значение географии в целом, узнать, насколько наша планета уникальна и неповторима не только в Солнечной Системе, но и сама по себе, несущая жизнь во всём многообразии видов.
Планета Марс
Земля — это не только одна из планет Солнечной системы, ей посчастливилось быть обитаемой. Поэтому роль географии в решении глобальных проблем человечества велика и воистину необъятна. Человека окружает удивительный по красоте, многообразный и неповторимый мир. В нём действуют свои законы и ежесекундно происходят те или иные природные процессы и явления, которые влияют на человека положительно или отрицательно.
Вид на гору Фудзияма, Япония
Северное сияние, Финляндия
Люди видят смену сезонов года, как рассветы сменяются закатами, а по небу проносятся облака и грозовые тучи. Становятся свидетелями разрушительных землетрясений, извержений вулканов, наводнений и цунами. Читают новости о новых видах животных и растений, об изменении границ и названий государств и о многом другом. «Что», «где» и «почему» — главные вопросы, которые издревле волнуют людей. Роль географии в жизни человека состоит в том, чтобы объяснять природу происходящих вокруг процессов и явлений.
Торнадо, США
Извержение вулкана Шивелуч, Камчатка, Россия
Волна цунами, высотой в 1,5 метра, Япония
Тема географии и географических фактов широко представлена всемирным кинематографом. Создано богатое наследие художественных и документальных фильмов о роли географии в мире. Ей посвящали свои труды — стихи и прозу — поэты и писатели золотого и серебряного века: И. Ландо, Ф.Тютчев и т.д.
Не отстают от признанных мастеров пера и школьники 21-го века. Перевернув первую страницу учебника, они незаметно погружаются в мир интереснейшего предмета, узнавая истинную роль географии в современном обществе. Свои эмоции от регулярных географических открытий они стараются перенести на бумагу.
Одно из главных значений географии в жизни человека — это расширение его кругозора. На протяжении жизни люди своими глазами видят, как меняется мир, в котором они живут. Изменения русел рек и климата, появление и исчезновение озёр, новых видов животных и растений, государств и тому подобное происходит не где-то на Марсе или Венере, а рядом с нами каждый день. Быть частью этих изменений, понимать их причины, уметь прогнозировать будущее и стремиться сделать жизнь на планете лучше — этому и учит удивительная географическая дисциплина.
Южная часть России (вид из космоса)
Что изучает география и кто её придумал?
В целом, география — это наука о Земле. Термин образован из двух греческих слов «гео» (земля) и «графо» (пишу, описываю).Дословно переводится как «описание земли» или «землеописание». Следовательно, география естественная наука, цель которой описывать процессы, происходящие в окружающем пространстве. Почему именно греческие слова стали основой для ввода нового термина в жизнь?
С этим географическим моментом связана интереснейшая история, возраст которой более 2000 лет.
Считается, что имя учёного, давшего название науке «география», Эратосфен Киренский, величайший древнегреческий философ. Он жил на рубеже 3-го и 2-го веков до нашей эры. Сегодня можно с уверенностью сказать, насколько мощным для развития науки стал прорыв, которому с лёгкой руки дал старт Эратосфен, вклад в развитие географии этого человека оказался воистину великим.
Основоположник науки «география» впервые использовал термин в своих философских трудах. До нашего времени сохранились упоминания о книге Эратосфена «география». Хотя ничего удивительного в этом нет — он был вторым главным хранителем знаменитой Египетской Александрийской библиотеки (после грека Зенодота Эфесского, филолога и поэта, комментатора Гомера), существовавшей в античной Александрии. Естественно, что ему был открыт доступ к трудам соотечественников, и тех, кто жил до них.
Именно доступ к многочисленным материалам побудил античного учёного создать обобщённый географический трактат. На вопрос, что сделал Эратосфен для географии, кратко можно ответить следующим образом: он заново переписал данные обо всех населенных землях своей эпохи. При этом Эратосфен опирался только на фактический материал, подтвержденный папирусами и другими источниками знаний.
Эратосфен Киренский
Благодаря своему труду на многие века Эратосфен стал тем, кто открыл географию как науку. Причина не только в том, что он придумал своему детищу новое имя. Живой ум учёного выхватил из изученных описаний важные факты и впервые сформулировал причинно-следственные связи, которые до сих пор являются актуальными. Поэтому недаром считается, что Эратосфен — «отец» географии.
Прежде всего, надо разобраться в том, какой вклад в географию внёс Эратосфен, почему он запомнился своим современникам больше всего, и как вышло, что именно его выводы дошли до нашего времени почти в неизменённом состоянии.
- Эратосфену приписывают «рождение» понятия «климатические пояса Земли». Он смог математически точно объяснить границы между ними, которые и сейчас аналогичны современным взглядам на экватор, тропики и полярные круги, только называл немного иначе.
- Он также первопроходец в создании карт. Его картографический труд, дошедший до наших дней — это карта Ойкумены. Он перенёс на неё всю актуальную информацию о новых землях, полученную благодаря военным экспедициям Александра Македонского и его последователей. Её главные достоинства: вполне угадываемые контуры суши и морей на значительном отрезке земной поверхности, с возможностью реального расчёта расстояний. В поисках своего «рая» — удивительной Индии, — Колумб считал эталоном именно карту Эратосфена. Он по ней планировал своё путешествие, доказывая относительную близость объекта поиска, если двигаться от европейских берегов в западном направлении.
- Эратосфен вычислил земную окружность по экватору (40 тысяч км), «промахнувшись» всего 200 км. А это такой пустяк, если учесть чем пользовался для своих измерений и умозаключений великий учёный-грек, живший 22 века назад, далёкий от калькуляторов и современных смартфонов.
Карта Эратосфена — Обитаемая Ойкумена
Умозаключения Эратосфена помогли в дальнейшем сформировать критерии, по которым определился главный предмет пристального изучения новой дисциплины. В данном случае «земная поверхность» — это то, что изучает физическая география с древних времён и до наших дней. Эратосфен оказался не только выдающимся аналитиком античности, но и настоящим учёным, оказавшим влияние на развитие науки географии на последующие тысячелетия.
Физическая география и ее значение
В составе физической географии есть три основных науки. Это землеведение, которое изучает общие закономерности строения и развития географической оболочки, ландшафтоведение, которое изучает территориальные природные комплексы, и палеогеография. В свою очередь, эти разделы имеют свою иерархическую структуру по видам изучаемых компонентов, процессов и явлений. Так, отдельные компоненты географической оболочки изучают геоморфология, климатология, метеорология, гидрология (изучение водных объектов), гляциология (изучение природных льдов), география почв, биогеография (география живых организмов). А на стыке с другими науками образовались такие новые направления физической географии, как медицинская география, инженерная география. Физическая география изучает природные явления, объекты природы.
Физическая география тесно связана с другими географическими науками – картографией, страноведением, исторической географией, социально-экономической географией.
Значение физической географии
1. Описание природы.
2. Разъяснение особенностей природы.
3. Предвидение возможных изменений в связи с вмешательством в природу человека.
Задача географии
Задача географии — выявить специфику взаимодействия всех этих разнородных процессов на каждой территории, обобщить имеющиеся материалы и создать яркий, запоминающийся образ места — то есть решить вначале задачу описания территории (и частично — объяснения происходящих на ней процессов).
Гораздо сложнее задача географического прогноза: какое будущее (или какие варианты будущего) возможно для этой территории. Часто приходится ограничиваться выявлением ограничений для развития: например, в таком-то районе нельзя строить предприятия даже с небольшими выбросами вредных веществ, поскольку их рассеивание в атмосфере происходит крайне замедленно; или же: не стоит создавать здесь зону рекреации (от латинского «recreatio» — буквально «восстановление» сил и здоровья человека), поскольку она далека от места жительства потенциальных отдыхающих.
Еще более сложна задача управления географическими объектами. Можно ли, например, сдержать рост крупных городов? Или — заселить опустевшие сельские территории? Общество (в том числе и российское) очень часто преувеличивало свои возможности воздействовать на подобные процессы. Как выяснялось впоследствии (после того, как были уже затрачены большие усилия и средства), существуют внутренние закономерности развития процессов (правда, еще плохо изученные), и внешними усилиями далеко не всегда можно что-либо изменить (а порой эти усилия дают результат, обратный ожидаемому). О некоторых таких закономерностях будет рассказано в этой книге.
Итак, география в идеале должна помогать обществу решать те или иные конкретные проблемы — то есть выполнять прикладные задачи. Но есть и задачи другого рода — связанные с формированием у всех членов общества, у всего населения — «образа страны».
Литература
- Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий. В 5 томах. — Издание третье, переработанное и дополненное. — М.: Просвещение, 1982—1986. — 200 000 экз.
- Богучарсков В. Т. История географии: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект, 2006.
- Весин Л. Исторический обзор учебников общей и русской географии, изданных со времени Петра Великого по 1876 год (1710—1876). — СПб., 1876. — 697 с.
- Баранский Н. Н. Исторический обзор учебников географии (1876—1934) / Н. Н. Баранский. — М.: Географгиз, 1954. — 504 с. — 7000 экз. (в пер.)
Голубчик М. М., Евдокимов С. П., Максимов Г. Н. История географии: Учебное пособие. — Смоленск: Издательство Смоленского гуманитарного университета, 1998. — 224 с.
- На иностранных языках
- Needham, Joseph (1986). Science and Civilization in China: Volume 3. Taipei: Caves Books, Ltd.
- Needham, Joseph (1986). Science and Civilization in China: Volume 4, Part 3. Taipei: Caves Books, Ltd.
История и развитие географии
«Ни одной науке не обходятся так дорого открытия, как географии. За каждую крупицу знаний заплачено человеческими жизнями.»Святослав Забелин
Вам кажется, что география — это наука прошлого? Что белых пятен на планете не осталось и романтика путешествий и открытий современному человеку недоступна? Поверьте, вы ошибаетесь. География по-прежнему может удивить и захватить не только подростка, мечтающего о лаврах первооткрывателя, но и взрослого!
Представляете ли вы, сколько места занимает человечество в земном пространстве?
Горы и океаны, девственные леса, безлюдные пустыни, огромные возделываемые поля, шахты, космодромы, все мегаполисы с их небоскребами — все это называется географической оболочкой, и составляет она всего один процент от объема Земли. Именно этот один процент и является предметом науки географии.
Глобус — трехмерная модель Земли, любой иной планеты или небесной сферы
В древние времена, когда людям было так мало известно об окружающем мире, главной задачей географии было описание. Что находится на востоке от нашей деревни? А на западе от этого города? Куда попадешь, если поплывешь на лодке к северу? А если на юг? Так, буквально шаг за шагом, географы, сопровождавшие купеческие караваны и армии завоевателей, собирали сведения о Земле.
Наивысшего расцвета эта наука достигла в эпоху Великих географических открытий. Путешественники пользовались покровительством королей, экспедиции щедро финансировались — ведь неизведанные земли сулили огромные сокровища.
«География — это наука, прошедшая путь от романтики неведомого до ведения домашнего хозяйства Земли» (В. Кротов)
Конечно, и сейчас в новостях мы время от времени слышим, что был открыт ранее неизвестный остров или найдено новое озеро, но, глядя на глобус, трудно поверить, что географии еще есть, что изучать всерьез. И все-таки перспективы у нее огромные.
Географическая оболочка — чрезвычайно сложная система. Поэтому современная география распалась на множество специализированных направлений: изучение морей и океанов отдано океанологии, рельефа суши — геоморфологии, льдов — гляциологии и так далее
А все вместе они изучают взаимодействие всех разнообразных частей этой системы, как между собой, так и с человеком — что наиболее важно и значимо в настоящее время. Ведь хозяйственная деятельность человека: добыча полезных ископаемых, вырубка лесов, загрязнение атмосферы — является одной из главных причин изменения климата на планете
Открытие Австралии
Франция, Англия, Голландия и прочие страны, также имевшие серьезные морские традиции, мало что могли противопоставить засилью испанцев и португальцев в Атлантике, Индии, Центральной и Южной Америке. Англичане и французы начали осваивать североамериканский континент, где впоследствии будут основаны Новая Англия и Канада, которая отойдет французам.
Изучение Тихого океана началось задолго до появления письменности. Однако впервые он открылся взору европейца Васко Нуньеса де Бальбоа в 1513 г. Испанский конкистадор увидел его с горного кряжа Панамского перешейка
Но самое интересное открытие предстояло совершить голландцам. Еще со времен Аристотеля в географическом мире бытовала идея, что в Южном полушарии непременно должен находиться большой материк, который уравновешивал бы обширную сушу Северного полушария. Но очень долгое время в эту часть Тихого океана корабли заходили скорее по случайности: «ревущих» сороковых широт, «свистящих» пятидесятых и «неистовых» шестидесятых избегали все. Но раз за разом моряки привозили сведения о различных частях суши, которую в конце концов стали называть Terra Australis Incognita — Неизвестная Южная земля, хотя в основном это были острова различных архипелагов Тихого океана.
И только в 1605 году голландец Виллем Янсзон, возглавлявший флот Ост-Индской компании, впервые достиг берегов Австралии. Почти сорок лет спустя другой голландец Абель Тасман достиг Новой Зеландии, Земли Ван-Димена (ныне Тасмания) и отметил на карте остров Фиджи. Поиски таинственной Южной земли завершились.
Дно Мирового океана
Многие ученые утверждают, что человечество изучило поверхность Луны лучше, чем глубины Мирового океана. Составленная на сегодня карта его дна имеет разрешение в 5 км. Считается, что не исследовано порядка 95% Мирового океана.
Относительно недавно географы нашли такой феномен, как ложное дно океана. В некоторых районах дно то опускается, то поднимается, причем иногда есть несколько таких колеблющихся слоев. Выяснилось, что на самом деле это не дно, а огромные стаи кальмаров, которые в дневное время прячутся от солнечного света. Также в океане есть такие явления, как подводные реки и подводные водопады, «молочные моря».
↑яНЯРНЪМХЕ ЦЕНЦПЮТХХ ГЮ ПСАЕФНЛ
гЮПСАЕФМЮЪ ЦЕНЦПЮТХЪ Б 20 Б ОПНЬКЮ ОСРЭ НР ЙКЮЯЯХВЕЯЙНИ ГЮДЮВХ НОХЯЮМХЪ ГЕЛМНИ ОНБЕПУМНЯРХ, ОПХПНДШ, УНГЪИЯРБЮ Х МЮЯЕКЕМХЪ, ДН ОНХЯЙЮ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХУ ГЮЙНМНЛЕПМНЯРЕИ Х ГЮЙНМНБ. аНКЭЬНЕ НАЗЕДХМЪЧЫЕЕ БКХЪМХЕ МЮ ПЮГБХРХЕ ЦЕНЦПЮТХХ НЙЮГЮКХ УНПНКНЦХВЕЯЙЮЪ ЙНМЖЕОЖХЪ МЕЛЕЖЙНЦН СВЕМНЦН ю. цЕРРМЕПЮ, БХДЕБЬЕЦН ГЮДЮВС ЦЕНЦПЮТХХ Б БШЪБКЕМХХ “ГЕЛМШУ ОПНЯРПЮМЯРБ ОН ХУ ПЮГКХВХЪЛ Х ОПНЯРПЮМЯРБЕММШЛ БГЮХЛННРМНЬЕМХЪЛ”. уНПНКНЦХВЕЯЙЮЪ ЙНМЖЕОЖХЪ ОНКСВХКЮ ПЮГБХРХЕ Б яью Б РПСДЮУ п. уЮПРЬНПМЮ. мЮ ЩРНИ РЕНПЕРХВЕЯЙНИ НЯМНБЕ Б ОЕПБНИ ОНКНБХМЕ 20 Б. Б бЕКХЙНАПХРЮМХХ, яью, юБЯРПЮКХХ ЬХПНЙНЕ ПЮГБХРХЕ ОНКСВХКХ ПЮАНРШ ОН ПЮИНМХПНБЮМХЧ РЕППХРНПХХ. гМЮВХРЕКЭМШИ БЙКЮД Б ПЮГПЮАНРЙС РЕНПЕРХВЕЯЙХУ ОПНАКЕЛ БМЕЯКХ Б цЕПЛЮМХХ г. оЮЯЯЮПЦЕ, ю. оЕМЙ, н. ьКЧРЕП, й. рПНККЭ, и. ьЛХРУЧГЕМ; Б яью – й. гЮСЕП, х. аНСЛЮМ. бН тПЮМЖХХ ЯТНПЛХПНБЮКХЯЭ ЬЙНКШ ПЕЦХНМЮКЭМНИ Х ЙСКЭРСПМНИ ЦЕНЦПЮТХХ (о. бХДЮКЭ ДЕ КЮ аКЮЬ, щ. лЮПРНМ, ф. аНФЕ-цЮПМЭЕ). цЕНЦПЮТХВЕЯЙХИ ДЕРЕПЛХМХГЛ, ОНОСКЪПМШИ Б ЮМЦКНЪГШВМНИ ЦЕНЦПЮТХХ МЮВЮКЮ 20 Б., ОПЪЛН БШБНДХК ХЯРНПХВЕЯЙХЕ Х ЩЙНМНЛХВЕЯЙХЕ ОПНЖЕЯЯШ ХГ ОПХПНДМШУ СЯКНБХИ (щ. уЮМРХМЦРНМ).
б АХНЦЕНЦПЮТХХ ХДЕЪ ХГЛЕМЕМХЪ БН БПЕЛЕМХ ЯРЮКЮ ПСЙНБНДЪЫЕИ ОНЯКЕ ПЮАНР т. йКЕЛЕМРЯЮ. яТНПЛХПНБЮКХЯЭ ЬЙНКШ ХЯРНПХВЕЯЙНИ ЦЕНЦПЮТХХ Б яью (й. гЮСЕП) Х бЕКХЙНАПХРЮМХХ (у. дЩПАХ). й. гЮСЕП ГЮКНФХК НЯМНБШ ЩЙНКНЦХХ ВЕКНБЕЙЮ Х БХДЕК НЯМНБС ЕДХМЯРБЮ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНИ МЮСЙХ Б ХГСВЕМХХ ОПХПНДШ Х ВЕКНБЕЙЮ. оНКХРХВЕЯЙХЕ ЯНАШРХЪ ОЕПБНИ ОНКНБХМШ 20 Б. ЯРХЛСКХПНБЮКХ ПЮГБХРХЕ ЦЕНОНКХРХВЕЯЙХУ РЕНПХИ, ЙНРНПШЕ ХЯУНДХКХ ХГ ОПЕДЯРЮБКЕМХИ Н ЦНЯСДЮПЯРБЕ ЙЮЙ НПЦЮМХГЛЕ Я МЕНАУНДХЛШЛ ЕЛС ФХГМЕММШЛ ОПНЯРПЮМЯРБНЛ (т. пЮРЖЕКЭ, п. вЕККЕМ, у. лЮЙЙХМДЕП).
бН БРНПНИ ОНКНБХМЕ 20 Б. НЯМНБМШЕ СЯХКХЪ АШКХ МЮОПЮБКЕМШ МЮ ЯНГДЮМХЕ ЮООЮПЮРЮ ОПНЯРПЮМЯРБЕММНЦН ЮМЮКХГЮ. яКНФХКЮЯЭ РЕНПХЪ ЖЕМРПЮКЭМШУ ЛЕЯР б. йПХЯРЮККЕПЮ Х ю. кЕЬЮ, ОНГБНКХБЬЮЪ НАЗЪЯМХРЭ ХЕПЮПУХЧ Х ОПНЯРПЮМЯРБЕММНЕ ПЮЯОНКНФЕМХЕ ОНЯЕКЕМХИ. б ЦЕНЛНПТНКНХХ ПЮАНРШ п. уНПРНМЮ Х ю. яРПЮКЕПЮ ОНКНФХКХ МЮВЮКН ЙНКХВЕЯРБЕММНИ ЛНПТНКНЦХХ ПЕВМШУ АЮЯЯЕИМНБ. рЕНПХЪ НЯРПНБМНИ АХНЦЕНЦПЮТХХ НАЗЪЯМХКЮ ЙНКХВЕЯРБЕММШЕ ЯННРМНЬЕМХЕ БХДНБНЦН ПЮГМННАПЮГХЪ ФХБНИ ОПХПНДШ НР ОКНЫЮДХ НЯРПНБЮ Х ЕЦН СДЮКЕММНЯРХ НР ЛЮРЕПХЙЮ (п. лЮЙЮПРСП, е. сХКЯНМ). бМЕДПЪКЯЪ ЯХЯРЕЛМШИ ОНДУНД, ЯЮЛНПЕЦСКЪЖХХ, СЯРНИВХБНЯРХ (п. вНПКХ, а. йЕММЕДХ, п. уЮЦЦЕР, п. аЕММЕР, щ. мЕЕТ). б 70-80-Е ЦЦ МЮ ОЕПБШИ ОКЮМ БШДБХЦЮЕРЯЪ ХГСВЕМХЕ ОПНАКЕЛШ ХЕПЮПУХХ ОПНЖЕЯЯНБ БН БПЕЛЕМХ Х ОПНЯРПЮМЯРБЕММШУ НАЗЕЙРНБ. б ПЮЛЙЮУ НАЫЕЯРБЕММНИ ЦЕНЦПЮТХХ ОНКСВХКЮ ПЮГБХРХЕ ОНБЕДЕМВЕЯЙЮЪ ЦЕНЦПЮТХЪ (АХУЕБХНПХГЛ) – д. сНКОЕПР, й. йНЙЯ, п. цНККЕДФ). я 90-У ЦЦ ОНОСКЪПМШ ХЯЯКЕДНБЮМХЪ ОН БНЯОПХЪРХЧ Х ЩЯРЕРХЙЕ КЮМДЬЮТРЮ, НЯНАЕММН БН тПЮМЖХХ (ф. аЕПРПЮМ, ю. дЕЙЮЛ). б 60-70-Е ЦЦ НАНГМЮВХКЮЯЭ ЩЙНКНЦХГЮЖХЪ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХУ ХЯЯКЕДНБЮМХИ (д. яРНДДЮПР, ц. уЮГЕ, х. яХЛЛНМЯ, т. уЩЕП). б 70-80-Е ЦЦ ТНПЛХПСЕРЯЪ КЮМДЬЮТРМЮЪ ЩЙНКНЦХЪ. нЯНГМЮМХЕ ЦКНАЮКЭМШУ Х ПЕЦХНМЮКЭМШУ ЩЙНКНЦХВЕЯЙХУ ОПНАКЕЛ ОНРПЕАНБЮКН ПЮГПЮАНРЙХ ЙНМЖЕОЖХИ ОПХПНДНОНКЭГНБЮМХЪ Х НУПЮМШ ОПХПНДШ. я 1982 Ц. ЯСЫЕЯРБСЕР лЕФДСМЮПНДМЮЪ ЮЯЯНЖХЮЖХЪ КЮМДЬЮТРМНИ ЩЙНКНЦХХ. нЯМНБМНЕ ОПХЙКЮДМНЕ ГМЮВЕМХЕ КЮМДЬЮТРМНИ ЩЙНКНЦХХ ГЮЙКЧВЮЕРЯЪ Б ОКЮМХПНБЮМХХ ГЕЛКЕОНКЭГНБЮМХЪ, АНКЕЕ ЬХПНЙН – Б КЮМДЬЮТРМНЛ ОКЮМХПНБЮМХХ.
Появление календаря
Периодичность многих географических процессов и явлений на Земле связана с длительностью астрономического года. Древний Египет был первой цивилизацией, в которой появился календарь. Это произошло ещё в 4 тыс. до н.э. Необходимость в его создании была связана с разливами Нила, которые могли погубить урожай. Происходили они почти ровно через год, поэтому календарь помогал предсказывать разлив реки, что давало возможность вовремя собрать урожай. Интересно, что построен древнеегипетский календарь был не на движении Солнца или Луны, а на восхождениях звезды Сириуса. Жрецы заметили, что появление на небосводе этой звезды непосредственно перед восходом Солнца указывает на скорый разлив реки. Также египтяне определили и продолжительность года – 365 суток. При этом високосных годов в Египте не использовали.
Чуть позже календарь появился и в Древнем Шумере. Он был основан на движении Луны, и поэтому содержал только 354 дня в году. Позднее вавилоняне определили истинную продолжительность года и переработали календарь, сделав его лунно-солнечным.
В Римской республике во время правления Гая Юлия Цезаря появился юлианский календарь, который предусматривал добавление одного дополнительного дня каждые четыре года. Дело в том, что реальная продолжительность астрономического года примерно равна 365,25 суткам, и использование високосных годов позволяет скомпенсировать возникающую ошибку округления.
Поиски Неведомой Южной земли
После плавания Магеллана, доказавшего шарообразность Земли, перед географами встала новая задача. Уже античные учёные предположили, что значительную часть Южного полушария должна занимать суша, континент, получивший название Terra Incognita Australis — Неведомая Южная земля, но найти её не удавалось почти три столетия. Неисследованные места на картах стали обозначать латинскими словами «терра инкогнита» («неизвестная земля»). Пятый материк — Австралия — оказался невелик. Пять стран, а именно Россия, Канада, Китай, США и Бразилия, существенно больше его по территории.
Назвать первооткрывателя Австралии довольно трудно. Первыми в начале XVI в. северо-западное побережье самого маленького континента посетили португальцы. В начале XVII в. на поиски мифического южного материка отправилась испанская экспедиция. Луис Торрес, чьим именем назван пролив между Австралией и вторым по величине (после Гренландии) островом на нашей планете, Новой Гвинеей, впервые пересёк Коралловое море и прошёл вдоль южного берега этого острова, причём видел на юге северный берег материка.
Шлюпы «Восток» и «Мирный» у берегов Антарктиды
В 1642 г. голландский мореплаватель Абель Тасман исследовал северное побережье Австралии. Но только через сотню лет знаменитый капитан Кук «открыл» материк и объявил его британским владением.
Но не всех удовлетворило открытие Австралии, и многие путешественники продолжили поиски иных земель. До сих пор идут споры о том, кто же всё-таки первым увидел шестой континент. Англичане считают, что это был капитан Брансфилд, американцы настаивают на приоритете китобоя Палмера, но в большинстве справочников и энциклопедий значатся имена русских мореплавателей Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева, которые в 1820 г. своими глазами увидели берега Антарктиды и определили её координаты.
Исследование Антарктиды началось с попыток добраться до Южного полюса. В конце 1911 г. к нему направились две экспедиции: английская, под руководством Роберта Скотта, и норвежская, возглавлявшаяся знаменитым полярником Руалем Амундсеном. Экспедиция Скотта была оснащена моторными санями, выносливыми пони и ездовыми собаками. Но сани утонули при разгрузке, много лошадей и собак погибли ещё до начала похода к полюсу.
Р. Скотт
Неудачи и неприятности преследовали Скотта, а погода, которая в Антарктиде не отличается милосердием, превзошла сама себя. Самый страшный удар ожидал его на полюсе. Оказалось, что месяц назад там уже побывал Р. Амундсен. Оставшиеся в живых участники экспедиции были всего в 17,7 км от склада с запасами еды и топлива, когда начался буран, который продолжался девять дней. Умирающий Скотт успел написать письма близким и официальным лицам: «Всё-таки мы побывали на полюсе, и мы умираем достойно».
Поделиться ссылкой
Накопление географических знаний
Изначально география являлась исключительно описательной наукой. Ее основной задачей был сбор информации о близлежащих территориях. Примерно в III тысячелетии до н.э. египтяне стали отправлять научные экспедиции в соседние регионы. Они пытались пройти сухопутным путем вглубь Африки, а также плавали по Средиземному и Красному морю.
Аналогично накапливались географические знания в Китае, Ассирии, Вавилоне. В древности обмен информацией между разными государствами проходил очень медленно. Например, древние греки имели очень смутное представление об Индии, а про существование Китая долгое время просто не знали. Только во II в. до н.э. возник Великий Шелковый путь, по которому товары могли перемещаться от тихоокеанского побережья Китая до средиземноморских стран. Есть свидетельства о посланнике Китая, который прибыл к римскому императору Октавиану Августу, проведя в дороге более 4 лет. Впрочем, подобные контакты носили единичный характер, а многие представления римлян и китайцев друг о друге носили откровенно сказочный характер.
Большой вклад в накопление географических знаний внесли финикийцы. Они выходили на своих кораблях в Атлантический океан, где открыли Канарские и Азорские острова. В районе 600 г. до н. э. финикийская экспедиция по указанию фараона Нехо II смогла впервые в истории обогнуть Африку. При этом они плыли из Красного моря на юг, огибая Африку против часовой стрелки. Геродот, описывавший это путешествие, сомневался в рассказах моряках, которые говорили, что «солнце оказывалось у них на правой стороне». Однако на самом деле это лишь подтверждает, что финикийские корабли действительно находились в Южном полушарии.
Наиболее полное представление о географических познаниях во времена античности можно получить по труду Страбона «География». Он занимает 17 томов и почти полностью сохранился до наших дней.
Первые изображения Земли
Модель Земли, её уменьшенная точная копия с очертаниями материков, океанов и морей, называется глобусом. Самый старый из дошедших до нас глобусов создал в 1492 г. немецкий географ Мартин Бейхам. На плоскости земная поверхность изображена на планах и картах. Внутри глобуса проходит ось, чтобы он, как и Земля, мог вращаться. Точки, где эта ось выходит на поверхность, называются полюсами. Наверху глобуса находится Северный полюс, внизу — Южный. Там очень холодно круглый год, царит вечная зима.
Глобус М. Бейхама
Линия, опоясывающая Землю на равном расстоянии от полюсов, называется экватор. Он делит Землю на два полушария: наверху находится Северное, внизу — Южное. Вблизи экватора царит постоянное лето, там всегда жарко. Между полюсами и экватором расположены умеренные широты.
Но что же такое широты? Чтобы определить, в какой точке нашей планеты мы находимся, географы нанесли на неё воображаемые линии, соединяющие полюса, — меридианы, и параллельные экватору, которые так и называются параллелями. Параллель (или широта) и меридиан (он же долгота) какого-то места называются его координатами. Зная координаты, мы сможем найти его и на глобусе, и на карте.
Отсчёт параллелей идёт от экватора, или нулевой параллели. К северу от него располагается первая параллель северной широты, а к югу — первая параллель южной широты. Все эти линии, градусную сеть, наносят не только на глобусы, но и на карты, этим они и отличаются от планов местности. На картах север всегда находится наверху, а на схемах или планах север может быть в любом месте, но тогда обязательно имеется стрелка, указывающая на него.
Параллели и меридианы
Планами люди пользовались с незапамятных времён, составлять их несложно — надо лишь измерить расстояния между объектами и определить направления на них. А настоящие карты появились только в Средние века, когда географам стало ясно, что Земля имеет шарообразную форму, и они научились разворачивать поверхность шара на плоскости.
Первые карты мало отличались от планов, на них были показаны только острова и береговая линия, реки и озёра, горы и города. Из современных карт можно узнать, где живут различные животные, когда и сколько в разных местах выпадает дождя и снега, откуда вода попадает в реки, как устроена поверхность Земли и что лежит в её недрах и многое-многое другое. Если вы умеете читать карты, то сможете определить, сколько часов потребуется, чтобы добраться до Камчатки, и наступило ли уже утро в Нью-Йорке; где построить металлургический завод или там лучше делать автомобили. Древняя наука география ещё долго будет нужна людям, а чтобы научиться получать от неё нужные сведения, надо знать её язык, то есть уметь читать карты.
Конец XIX — начало XX века
Александр фон Гумбольдт, 1806
Значительные территориальные открытия сочетались с глубокими теоретическими обобщениями, открытием географических законов (Гумбольдт, Риттер, Реклю, Тюнен). География уже не ограничивалась описанием фактов, но и пыталась дать им объяснения. Проводятся прикладные географические исследования и создаются научные географические общества.
В России сформировались: Русское географическое общество, мощные географические школы, представители которых (Литке, Семёнов-Тян-Шанский, Пржевальский, Кропоткин, Миклухо-Маклай, Воейков, Докучаев, Арсеньев) внесли большой вклад в исследование Евразии и других регионов мира.
В 1884 году в Московском университете Д. Н. Анучиным была создана первая кафедра географии.