Святой исаакий далматский

Предсказание

По преданию, один ясновидец предсказал Монферрану, что тот умрет вскоре после окончания строительства, поэтому зодчий не торопился. На самом деле масштабный проект был настолько уникален, что требован нестандартных решений. Архитектор никуда не спешил и несколько раз исправлял собственные ошибки.

Каким бы ни абсурдным казалось мистическое предсказание, но оно сбылось. Буквально через месяц после освящения собора зодчий умер. Причиной смерти стал острый приступ хронической болезни, который случился после сильного воспаления легких.

Внутри Исаакиевского собора

По завещанию архитектора должны были похоронить в новом соборе. Но это так и не сделали. Дело в том, что Монферран исповедовал католическую веру, а Исаакий построили, как православный храм. Гроб трижды обнесли вокруг церкви, отслужили литургию, и вдова увезла тело покойного на родину – во Францию. Зодчего, столько лет отдавшего России, похоронили на парижском кладбище в районе Монмартр.

Интерьеры храма

Исаакиевский собор – единственный собор, в отделке которого использовано много природного цветного камня. Камнерезные работы выполнены с величайшим мастерством. Стены и пол выложены плитами из русского, французского, итальянского мрамора. Стены облицованы белым мрамором с отделочным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира. При отделке использовано 16 тонн малахита, 500 кг лазурита, 400 кг золота, 1000 тонн бронзы.

Собор изнутри расписывали маслом, но высокая влажность мешала работе. Масляную роспись заменили мозаичными панно из смальты. Живописные и мозаичные картины лучших художников, посвященные библейским и евангельским сюжетам, украсили храм. Коллекция состоит из 103 стенных росписей и 52 картин на холсте, созданных русскими мастерами: Огюст Монферран был против привлечения к работе иностранных художников.

Над северными дверями – роспись «Чудесное насыщение пятью хлебами пяти тысяч голодающих». Главный купол украшен росписью «Богоматерь во славе» работы Карла Павловича Брюллова.

Сюжет росписи площадью 816 квадратных метров – молящаяся Богоматерь с предстоящими Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом. Рядом с ними – святые покровители дома Романовых. Композицию плафона венчает посеребренная скульптура голубя – символа Святого Духа. Под куполом на стальном тросе на 80-метровой высоте парит полутораметровая фигура голубя.

Карл Брюллов, расписывавший купол, поплатился жизнью. Во время работы на лесах простудился, заболел – лечение за границей не помогло, художник умер.

Восхищает мастерство мозаичистов: издали мозаика смотрится, как живопись, структура полотна видна лишь вблизи. 62 мозаики украшают храм, в том числе:

  • Тайная вечеря;
  • Бичевание;
  • Поцелуй Иуды;
  • Несение креста.

Иконы

Иконы расположены в богато орнаментированных мраморных рамах в 20 нишах. Под ними – на бордовом мраморе поясняющие надписи золоченой бронзой. Работа профессора Флорентийской академии художеств Чезаре Муссони «Крещение Господа», В. Сазонова «Блудный сын» и «Милосердие самарянина», работы кисти К. Штейбена «Святые праведные Иоаким и Анна», «Распятие».

Кисти известного художника Т.А.Неффа принадлежат полотна:

  • Рождение Богоматери;
  • Сошествие Святого Духа на апостолов;
  • Вознесенье Господне;
  • Введение Богоматери в храм;
  • Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня;
  • Иисус посылает свой образ Авгарию;
  • Покров Пресвятой Богородицы.

Стены и окна

Стены, из плоскости которых выступали 12 статуй ангелов, облицованы белым мрамором. Все скульптуры в храме выполнены из меди. Через высокие арочные окна в собор льется умиротворяющий свет, отражаясь в меди, играет, создавая торжественную и праздничную обстановку.

Между фигурами ангелов – живописное изображение 12 апостолов кисти художника Басина. Окно главного алтаря украшено изготовленным в Германии витражом воскресшего Спасителя.

Витраж – нетипичный элемент русской церковной архитектуры. Во время богослужений, когда открываются царские врата, перед прихожанами возникал образ Христа, будто спускающегося с небес. Торжественность и трепет явлению придавало освещение витража газовыми горелками: на фоне языков пламени фигура Иисуса Христа оживала.

Алтарь и иконостас

В храме три алтаря. Главный посвящен Исаакию Далматскому, алтарь справа – святой великомученице Екатерине, левый – святому благоверному князю Александру Невскому. Иконостас главного алтаря облицован белым мрамором, украшен колоннами из уральского малахита в стиле русской мозаики.

Царские врата украшены двумя колоннами из афганского лазурита и скульптурной группой «Христос во славе». В таком количестве лазурит не использован нигде в мире. В храме установлен маятник Фуко, показывающий, что земля вертится.

Интересные факты

  1. Из — за того, что грунт, на котором был построен собор, болотистый, потребовалось вбить больше 10 000 свай.
  2. Они держат собор и сейчас. И для того, чтобы они по всему периметру были одинаковой высоты, архитектор придумал затопить карьер водой. Когда вода поднялась, сваи обрезали по уровню водной зеркальной поверхности.
  3. Существует легенда, что собор строился так долго не из-за сложности проводимых работ, а потому, что некий провидец предсказал Огюсту Монферрану смерть после окончания строительства. Так и произошло. Именитый архитектор скончался через месяц после освящения храма.
  4. Лишь в 1990 году в Исаакие впервые была проведена церковная служба после перерыва с 1922 года.
  5. Сейчас собор имеет статус музея, но в нём по расписанию проводятся и богослужения.
  6. При украшении внутренней части Исаакиевского собора было задействовано 400 кг золота.
  7. Согласно еще одной легенде, дом Романовых должен был пасть после полного окончания строительства Исаакия, которое было закончено в 1916 году. Что примечательно, Николай II отрёкся от престола через год — в 1917.
  8. В 1930х годах в соборе находился музей антирелигиозной направленности.
  9. Строительство храма было сфотографировано, данная фотография является одной из первых, сделанных в нашей стране.
  10. Во время революции в 1922 году из храма было изъято 22 кг золота и более 22 тонн серебра на нужды голодающих Повольжья

Внутреннее убранство собора.

Исаакиевский собор строился как домовой храм семьи Романовых, все работы по внутреннему убранству проводились при живейшем участии императора Николая I. На отделку и украшение интерьеров ушло 17 лет.

Главные иконописные сюжеты при оформлении иконостаса и внутреннего убранства посвящены небесным покровителям всех венценосных особ, в период царствования которых строились все четыре религиозных сооружения.

Все детали интерьера подчеркивают единение земной императорской власти с властью небесной, освященной самим господом богом. Иконостас сооружен в виде триумфальной арки, имперский стиль подчеркивают шесть десятиметровых малахитовых колонн, расположенных по обеим сторонам от царских врат.

Все иконы в соборе выполнены в технике флорентийской мозаики по живописным оригиналам художников Т. Неффа и Ф. Брюллова.

Поражает своей монументальностью расположенная над царскими вратами скульптурная композиция «Христос во славе», созданная скульптором П. Клодтом и художником Т. Неффом.

Роспись «Страшный суд», над иконостасом, написанная художником Ф. Бруни, наполнена трагизмом, ее колористическое и композиционное решение несут идею о всемогуществе Бога.

В соответствии с европейскими традициями выполнено грандиозное алтарное окно площадью 28 квадратных метров с витражным изображением Иисуса Христа в полный рост работы немецких мастеров. Внутренние поверхности стен и пилонов облицованы мрамором высотой в 43 метра до аттика. Выше аттика стены отделаны искусственным мрамором.

Площадь купольного плафона занимает монументальная роспись под названием «Богородица во Славе», созданная художником Карлом Брюлловым. Росписи на барабане купола, парусных подкупольных сводах и аттике по эскизам К. Брюллова выполнил художник П. Басин. Купол в его основании украшен монументальными статуями двенадцати апостолов.

Освещался собор с помощью семи бронзовых золоченых люстр и канделябров. В 1908 году была произведена электрификация внутреннего пространства. Интерьер Исаакиевского собора поражает своим величием и праздничностью, на отделку декора было потрачено 300 килограммов золота.

Интерьер

Интерьер роскошен: мрамор и порфир, позолота, сложнейшие мозаичные картины. Большинство из которых потребовало скрупулезной работы мастеров в течение нескольких лет!

В отверстии в центральной части купола парит голубь, символ Святого Духа. В атеистическое советское время вместо голубя подвесили маятник Фуко, служивший наглядным доказательством вращения Земли. Сегодня он демонстрируется в одном из боковых приделов

Значительная часть фресок, покрывавших стены, со временем заменили мозаичными панно. Сделали это из-за ужасающей сырости, которую просто не выдерживала живопись на штукатурке.

Алтарную часть Исаакиевского собора украшают красивейшие малахитовые колонны высотой 9.5 метра и диаметром – 1 метр. Они кажутся цельными, хотя на самом деле сделаны из бронзового листа и снаружи оклеены тонкими (толщина 2.5 мм) пластинами малахита.

Купол расписывал знаменитый живописец Карл Брюллов (его эпический “Последний день Помпеи” можно увидеть в Русском музее). Подорвавший на этой кропотливой работе здоровье.

Дело в том, что работать художнику приходилось на большой высоте, в холоде и сырости, на постоянных сквозняках. Так он застудил легкие. И даже санаторный отпуск в Италии не помог –  Карл Брюллов умер в 1851 году, не дожив до освящения собора.

В годы Великой Отечественной войны Исаакиевский собор служил хранилищем для произведений искусства, доставленных из императорских дворцов в пригородах. Здание не отапливалось, в результате чего фрески на стенах буквально разложились – их восстановление затем заняло годы.

Сам собор не получил ни одного прямого попадания, несмотря на свою высоту и видимость далеко за пределами Санкт-Петербурга. Осколки, правда, повредили несколько колонн. Вы можете увидеть военные “шрамы” на восточном фасаде здания.

История создания Исаакиевского собора

Фундамент собора

Колоссальное здание требовало крепкого фундамента: понадобилось не менее пяти лет на его сооружение. Только просмоленных сосновых свай было заложено порядка 11 тысяч. Соблюдалась непростая технология: сначала вручную рылись траншеи, вода выкачивалась. Затем на близком друг от друга расстоянии забивались 6-метровые сваи. В промежутки засыпали древесный уголь и плотно утрамбовывали. Поверх укладывали гранитные плиты.

Колонны Исаакиевского собора

Также вручную производилась вырубка гранитных блоков для огромных колонн, украшающих портики здания с четырех сторон. По контуру заготовки в просверленные отверстия вставляли железные колья, по которым десятки рабочих по знаку инженера с силой ударяли. В появившуюся трещину вставляли клинья с кольцами для привязывания каната. Канат тянули 40 человек.

На строительство собора было созвано до 400 тысяч чернорабочих. Из них примерно 100 тысяч погибло в результате несчастных случаев или заболеваний.

Для транспортировки колонн потребовались специальные плоскодонные суда и по два парохода на каждое судно. Доставка гранита к строительной площадке впервые в России осуществлялась по рельсам.

Рассматривая проект Монферрана, Александр I однажды выразил сомнение в технической возможности подъема тяжелых и длинных колонн. По его предложению и приказу архитектор изготовил деревянную модель лесов для демонстрации оригинального способа. На ее изготовление было затрачено около 6000 рублей (примерная стоимость кареты). Через 9 месяцев, когда модель была готова, ее показывали уже следующему императору Николаю I. Двенадцать человек крутили уменьшенные в 16 раз лебедки и поднимали макет колонны. После этого модель, скорее всего, находилась на стройплощадке и служила наглядным пособием.

Устанавливать 114-тонные колонны пришлось до возведения стен. Это был чрезвычайно сложный и поэтому важный процесс. При подъеме первой колонны в 1828 г. присутствовала императорская семья с многочисленными иностранными гостями. Всего предстояло установить 48 колонн нижнего пояса. Потребовалось более двух лет для завершения этой фазы строительства.

В 1837 г. дошла очередь для 24 колонн верхнего пояса. 64-тонные колонны предстояло поднять на высоту 43 метра. Их обвязывали веревками и подтягивали на веревках по деревянному настилу.

Купол Исаакиевского собора

Первоначальный проект подвергался переделке во время строительства. К моменту возведения купола Монферран решил делать его не из кирпича, как было задумано, а из металла для облегчения конструкции. Купол состоит из трех частей: внутри полусфера, в средине — коническая конструкция и снаружи — параболический свод. Пространство между ними проложено голосниками – коническими сосудами, улучшающими акустику здания и защищающими от холода. Потребовалось около 100 тысяч керамических горшков.

Для золочения купола было использовано 100 кг червонного золота. Благородный металл растворяли в ртути и прокаливали до полного растворения последней. Это метод огневого золочения (жженого злата), известный еще в Древней Руси. Он предохраняет поверхность от коррозии, обеспечивает прочность покрытия на полтора столетия, но при этом крайне токсичен. При выполнении этих работ собора погибло около 60 мастеров.

До сих пор купол Исаакиевского собора является самым большим позолоченным куполом в мире. Его диаметр составляет более 25 метров. Позолота выполнена настолько тщательно, что не потребовалась реставрация даже после разрушительной блокады во время Великой Отечественной войны.

Предшественники современного храма

Первый храм был возведен в 1706 году на Адмиралтейском лугу. Именно здесь в 1712 году венчался Петр I. Однако строение быстро разобрали, так как стало ясно, что малые габариты храма не подходят для стремительно развивающегося города.

Второе строительство началось в 1717 году в 20 метрах от речки Нева. И первый камень заложил сам государь. Архитектором выступал Николай Гербель, но он оказался не самым лучшим «ваятелем», так как в ходе строительства церковные своды треснули и архитектурную часть передали Гаэтано Киавери. Через несколько лет стало ясно, что храм долго не выстоит: фундамент постоянно подтапливался водами Невы. В 1760 году его решили разобрать.

В 1761 году началось проектирование нового храма. В 1766 году началась стройка, но архитектору Ринальди не удалось ее завершить, потому как умерла Екатерина II.

Павел I начинает дальнейшее возведение только в 1798 году. Но из-за нехватки средств строение лишается своего величия и даже вызывает насмешки со стороны современников.

Предсказание

По преданию, один ясновидец предсказал Монферрану, что тот умрет вскоре после окончания строительства, поэтому зодчий не торопился. На самом деле масштабный проект был настолько уникален, что требован нестандартных решений. Архитектор никуда не спешил и несколько раз исправлял собственные ошибки.

Каким бы ни абсурдным казалось мистическое предсказание, но оно сбылось. Буквально через месяц после освящения собора зодчий умер. Причиной смерти стал острый приступ хронической болезни, который случился после сильного воспаления легких.

Внутри Исаакиевского собора

По завещанию архитектора должны были похоронить в новом соборе. Но это так и не сделали. Дело в том, что Монферран исповедовал католическую веру, а Исаакий построили, как православный храм. Гроб трижды обнесли вокруг церкви, отслужили литургию, и вдова увезла тело покойного на родину – во Францию. Зодчего, столько лет отдавшего России, похоронили на парижском кладбище в районе Монмартр.

Иконография

Святого Исаакия изображают чаще всего в полный рост или до пояса, в монашеском одеянии. Седобородый старец держит в левой руке свиток, правой рукой благословляет молящихся перед иконой. Житийные изображения в русской иконописи встречаются намного реже.

На одном из таких образов, выполненных М. Архиповым, вокруг фигуры преподобного размещены сцены, известные из Жития Святых:

  1. Молитва Исаакия в пустыне.
  2. Обличение императора Валента.
  3. Обращение к Валенту о защите православия от ереси.
  4. Спасение из болота.
  5. Тюрьма.
  6. Сражение с варварами.
  7. Смерть Валента.
  8. Беседа с Феодосием I.
  9. Обращение Виктора и Сатурнина.
  10. Изгнание ариан.
  11. Келлия Сатурнина.

Первые изображения преподобного Исаакия датируются XII веком.

Предшественники храма

Хотя храм был построен в середине XIX столетия, история его начинается гораздо раньше — в первые годы XVIII века. Именно тогда для работников верфи была возведена Исаакиевская церковь (не сохранившаяся до настоящего времени). Этот храм являлся фактически перестроенным амбаром. Здание было одноэтажным и очень простым. Главным украшением его являлся шпиль, для возведения которого был приглашен архитектор из Голландии.

Но простоял этот храм недолго: вскоре выяснилось, что он слишком мал и не вмещает всех прихожан. Здание было разобрано. Новый храм был построен в 20-е годы XVIII века. В ходе строительных работ возникла серьезная проблема: потрескались своды. Причиной стало неудачное проектное решение. После этого руководство строительством было передано другому архитектору. В 30-е годы XVIII века (то есть, уже после того, как храм был достроен и освящен) в здании случился пожар: в храм ударила молния, огонь уничтожил тридцатиметровую колокольню. Сгоревшая часть храма была быстро восстановлена, но спустя два года в здание вновь попала молния. На этот раз храм пострадал от пожара гораздо сильнее. Начались восстановительные работы, в ходе которых были выявлены серьезные проблемы с фундаментом. Решено было разобрать храм и выстроить новый.

В конце 60-х годов XVIII века было заложено новое здание. Строительные работы по ряду причин велись очень долго: лишь в начале XIX века храм был достроен и освящен. Выглядело здание достаточно странно: на роскошном мраморном основании стояли обычные кирпичные стены. Причиной стала нехватка средств на завершение изначального масштабного проекта. Храм вызывал насмешки современников. Вскоре было решено разобрать его и построить новый.

Рассказывая историю трех храмов, ставших предшественниками современного Исаакиевского собора, нужно отметить, что первые два из них располагались не на том месте, где стоит нынешний собор (хотя и неподалеку). Впрочем, где именно находился второй храм — до сих пор остается неизвестным (существуют различные версии).

Инженерное чудо

В 1809 году Александр I объявил конкурс проектов на строительство нового храма – красивого, монументального, величественного. Проект Исаакиевского собора одобрили только в 1818 году. Должность «императорского архитектора» получил француз Огюст Рикар де Монферран, который изготовил и передал Николаю I, лично курирующему строительство, 24 проекта будущей церкви. Царь одобрил план пятиглавого храма с колоннами и портиками, который строили 1818-1858 годы.

Исаакиевский собор – образец позднего классицизма, в котором проявились новые направления: неоренессанс, эклектика и византийский стиль. Архитектурный вид храма не характерен для русского храмостроения. Вес собора 300 тысяч тонн, самое тяжелое здание в Петербурге. Высота 101,5метра, ширина 100 метров, диаметр купола 28,5 метра. Внутренняя площадь 4000 квадратных метра, храм вмещает 12000 человек.

Особенности строительства

При строительстве собора использовали оригинальные и дерзкие для своего времени технологии. Для болотистого грунта здание было необычайно тяжелым: потребовалось вбить в основание фундамента 12 000 просмоленных сосновых свай. Здесь покоится 7-метровый гранитно-каменный фундамент сплошной кладки.

В каменоломнях финского побережья, у Выборга, строители вырубали гранитные колонны. Каменотесы изобрели способ извлечения монолитных глыб: сверлили в породе отверстия, вставляли в них клинья и били, пока в камне не появлялась трещина.

В трещину вставляли железные рычаги с кольцами, сквозь которые продевали канаты. Затем 40 человек тянули за них, постепенно выламывая гранитные блоки. Доставляли камни к месту строительства по рельсовым путям, хотя железных дорог в России тогда не было.

Монферран установил 17-метровые колонны до сооружения храмовых стен, что раньше не делалось. С помощью спроектированных лесов 114-тонные колонны, завернутые в войлок, за 45 минут ставились вертикально. На подъем первой колонны с портретом Александра I приехала императорская семья, собрались жители города и иностранцы. Установка 48 колонн заняла два года и завершилась в 1830 году.

Храмовые стены толщиной 5 метров покрывали мрамором с внутренней и внешней стороны. Мрамором закрывали и перекрытия кирпичных сводов с железными каркасами. В стенах собора создавались ходы вентиляции, для естественного освещения предназначались световые галереи.

Работа с куполом храма

Купол храма отлили из смеси металлов: чугуна, железа и бронзы с медью, что облегчило вес, и обшили листами позолоченной меди. Внутри купола для улучшения акустики поместили 10000 керамических горшков. В 1841 году на смонтированное купольное основание подняли 24 колонны весом 64 тонны каждая, для того чтобы установить вокруг купола.

Каждую колонну поднимали вверх по специально разработанной схеме. На золочение колонн потратили 100 кг червонного золота. Колоннада собора – самая высокая обзорная площадка в центре города. Купол собора виден с Финского залива.

400 тысяч крепостных по 16 часов в день в будни, праздники и воскресенья работали на стройке века. Четверть крепостных строителей погибла при несчастных случаях и болезнях. К 1842 году собор возвели, потратив 32 миллиона серебряных рублей. Впереди – отделка сроком на 16 лет. Освятили собор 30 мая 1858 года и открыли для служб.

Долгострой XIX века

Долгострой создавался Монферраном 40 лет. По легенде, прорицатель предсказал архитектору смерть после возведения храма, якобы поэтому зодчий не спешил со строительством. Действительно, Монферран не прожил и месяца после окончания работ.

Легенда гласит, что Александр II, осматривая храм, заметил среди скульптур святых, поклоном приветствующих Исаакия Далматского, самого Монферрана с поднятой головой. Отметив гордыню архитектора, император якобы не подал ему руки и не поблагодарил за работу, отчего зодчий расстроился, слег и умер.

Монферран завещал похоронить себя в Исаакиевском соборе, но император не дал согласия. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг собора, и вдова похоронила мужа в Париже. Так никому не известный на родине француз архитектор Огюст Рикар де Монферран создал шедевр мировой архитектуры, ставший символом Санкт-Петербурга.

ОГЮСТ МОНФЕРРАН, зодчий Исаакиевского собора

Огюст Монферран – гвардеец наполеоновской армии и архитектор на службе Его Величества Императора Всероссийского; кавалер Ордена Почетного легиона за выдающиеся военные заслуги и кавалер ордена св. Владимира III степени за государственную службу; католик, построивший два православных собора. За свой главный труд Монферран был щедро вознагражден, однако последняя его воля не была исполнена: его тело не покоится в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга.

40 лет отдал архитектор России и собору. Ходили слухи, будто он специально затягивает строительство, поскольку ему предсказана смерть по завершении труда. Действительно, Монферран скончался через месяц после торжественного освящения. Потом появилась версия, что император счел дерзкой фигуру на западном фронтоне, изображающую самого Монферрана с моделью собора в руках, и проигнорировал его на церемонии открытия; а француз умер от расстройства.

После открытия собор еще долго оставался в лесах в связи с необходимостью реставрации здания. Этим Монферрану пришлось заниматься уже на последнем этапе строительства. Досужие сплетники предположили, что когда, наконец, леса снимут, дом Романовых падет. Случайность или нет, но эти события действительно совпали.

В работах по возведению и украшению храма приняло участие до полумиллиона человек. Это место стало своеобразной лабораторией по освоению новых материалов и усовершенствованных технологий

Успешный опыт возведения металлического купола подвиг русских архитекторов уделить внимание металлоконструкциям в своих проектах

Исаакиевский собор – одна из доминант города, его визитная карточка, уникальное и прекрасное творение рук человеческих, которое не перестает восхищать жителей и гостей Санкт-Петербурга уже полтора столетия.

Состав собора

Последний образец позднего классицизма имеет огромные размеры. Его площадь составляет 4000 квадратных метров, а высота — около 100 метров. Пятиглавый храм обращен портиками на все 4 стороны света: на север и юг смотрят по 16 колонн, на запад и восток — по 8.

Из канонов православной архитектуры при строительстве собора были соблюдены только планировка по центру и пятиглавие. Главный вход находится в западном портике, что уже представляет собой отход от правил. Облицовка стен выполнена из рускеальского мрамора (Карелия), который во время реставрации частично был заменен на мрамор «бардиллио».

Собор входит в состав архитектурного комплекса, расположенного на 4 площадях Санкт-Петербурга (Исаакиевской, Дворцовой, Адмиралтейской и Сенатской). На севере Исаакий выходит к Неве.

Здание отлично просматривается со всех сторон света, и издалека его вид, по мнению некоторых архитекторов и скульпторов, даже гармоничнее, чем вблизи, так как сооружение достаточно массивно, его фасады украшает множество скульптур.

Православные тексты

В тропаре прославляют одновременно трех игуменов Далматского монастыря: Исаакия, Далмата, Фавста. Кондак составлен отдельно для преподобного Исаакия, в то же время в нем присутствует обращение к троим настоятелям.

Тропарь

Бо́же оте́ц на́ших,/ творя́й при́сно с на́ми по Твое́й кро́тости,/ не отста́ви ми́лость Твою́ от нас,/ но моли́твами их// в ми́ре упра́ви живо́т наш.

Кондак

Яко угодник Божий верный, по Христове церкви ревностию разжегся, бразды уалентовы удержав, пророчески тому о затворении церкве пагубную смерть предрекл еси преподобне. Темже присно моли о нас, чтущих тя Исаакие преподобне.

Поще́нием возсия́вшия, я́ко свети́ла,/ и е́реси разврати́вшия ве́рою,/ пе́сньми Исаа́кия восхва́лим и с Далма́том Фа́вста,/ я́ко Христо́вы уго́дники,// Того́ моля́щия о всех нас.

Украшения иконостаса

Из вишневого порфира выполнена не только солея перед алтарем, но и ступени, и элементы цоколя на главном иконостасе. Шокшинским порфиром была облицована внутренняя сторона иконостаса. Из него был выполнен фриз антаблемента внутри храма.

Главный и малые иконостасы были облицованы снежно-белым мрамором. Этим же материалом были украшены ниши пилонов и элементы балюстрады, находящиеся перед иконостасом. Резьба по мрамору, выполненная русскими мастерами, по сей день поражает изяществом и легкостью.

Удивляет также красочное оформление внешней стороны иконостаса. Все 10 огромных колонн облицованы малахитом зеленого цвета, а 2 малые колонны, находящиеся у входа в царские врата, украшены бадахшанским лазуритом. Облицовку колонн малахитом, по причине особой хрупкости этого материала, довелось делать в технике русской мозаики.

Этот способ облицовки состоит из нескольких этапов. Сначала камень распиливается на тончайшие пластинки. Кусочки для покрытия подбирались так, чтобы получился красивый узор при стыковке элементов. Собранный узор приклеивался горячей смесью канифоли и воска к металлической основе. Стыки малахита тщательно полировали, чтобы швы стали незаметными.

Зеленый малахит украшает не только колонны, но и цоколи большого и малых иконостасов. Из него выполнены яркие вставки различной формы. Бадахшанский лазурит, который применялся для украшения колонн у входа в царские ворота, считается самым качественным и редким. Он имеет глубокий синий цвет с золотистыми вкраплениями. В таком количестве, как в Исаакиевском соборе, этот камень не использовался нигде в мире.

С 90-х прошлого века и по день сегодняшний

  • С 90-х прошлого века на куполе открыта смотровая площадка, откуда можно насладиться прекрасным видом на весь исторический центр города на Неве.
  • В 2005 году Музей-памятник „Исаакиевский собор“ и Санкт-Петербургская епархия подписали соглашение о совместной деятельности.
  • Сегодня вопрос о передаче Исаакиевского собора РПЦ уже решен. Но страсти не унимаются. Кажется, что общество разделилось на равные половины: кто за и кто против данного решения городских властей.
  • Русская Православная Церковь и Министерство культуры заключили договор о сохранении всех соборных ценностей. Исаакий передают Церкви на сорок девять лет. Его собственниками остаются петербуржцы. Храм занесён в список охраняемых сооружений в РФ и ЮНЕСКО.
  • Митрополит Кирилл заверил прихожан, петербуржцев в том, что Исаакиевский собор будет работать и как музей, и как храм для служения Богу. Даже теперь вход будет бесплатным, правда, за исключением подъёма на колоннаду и экскурсий. Все расходы на содержание собора возьмет на себя теперь митрополия. На реконструкцию деньги будут выделяться из городского бюджета.

Собор будет находиться в ведении и городской власти, и православной церкви. По духу ли это будет буквально всем горожанам, покажет время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector