Какая вера у иранцев была главной раньше, и какая теперь?

Христианство в Исламской Республике Иран считается религиозным меньшинством

Как и другие мировые неисламские религии, христианство в Иране принадлежит к одному из трех официально зарегистрированных религиозных меньшинств.

Сведения о первых христианах в Аршакидском Иране относятся ко II веку, кроме того, также существует легенда о том, что на территории современного Ирана в Пернессе проповедовал апостол Фома.

II
в этом веке в Аршакидском Иране появились первые христиане

Благодаря ей, уже IV веку в столице Древнего Ирана Ктесионе появляется собственный епископ.

Местная знать относилась к последователям Заратустры и поэтому первоначально подвергла христиан гонениям.

Святой апостол Фома. Икона. Легенда гласит о том, что святой апостол проповедовал в Иране (Персии) и после его проповеди здесь появились первые общины христиан. Фото: stefmon.ru

В V веке персидские христиане приняли сторону патриарха Нестория, поддержав его в расколе. Династия Санасидских шахов покровительствовала несторианцам.

В результате их покровительства, в Ктесифоне образовалась независимая Церковь Востока.

Она объединила практически всех иранских христиан. Так как, в основном, это были сирийцы, сирийский язык стал официальным языком этой церкви.

После арабского завоевания страны, число прихожан этой Церкви стало неуклонно снижается.

В V веке персидские христиане приняли несторианскую ересь.

Правление Сефеидов также интересно тем, что на территории их империи стали в большом количестве появляться последователей Армянской апостольской церкви.

Их можно встретить в Иране и сейчас. В наше время христианам в Иране запрещено заниматься миссионерской деятельностью.

Иранских христиан можно разделить на две категории: этнические и не этнические. Первые — это армяне и ассирийцы, обладающие своей собственной лингвистической и культурной традицией.

Неэтнические христиане Ирана преимущественно состоят из протестантов, которые когда-то перешли из ислама в христианство и рассматриваются властями как вероотступники.

Единственный грузинский храм в Иране. Христианство в Иране исповедуют, в основном, этнические меньшинства. Например, грузины. Фото: bigasia.ru

Несмотря на то, что этническим христианам дарованы базовые религиозные права, например, ведения служб, они подвергаются различным репрессиям со стороны властей Ирана.

Именно поэтому на 2006 год в Иране насчитывалось всего лишь 109 415 христиан (0,155 % населения).

Христианство в стране исповедуется представителями, в основном, представители национальных меньшинств — армянами, грузинами и ассирийцами.

Численность католиков в Иране составляет около 21.400 человек (латинского обряда — около 10.000 человек, армянского обряда — около 8.000 человек и халдейского обряда — около 3.400 человек).

109415
такое количество христиан было в Иране на 2006 год, 21400 из них — католики

В стране проживают также индийские католики из Гоа и Мангалора, которые не имеют собственных церковных структур.

В настоящее время в Иране существуют 4 архиепархии и 2 епархии различных католических церквей.

Климат

В Иране преобладает тропический пустынный тип климата. Лишь в северной части страны на равнинах вдоль побережья Каспийского моря господствует субтропический континентальный тип климата.

На побережье Каспийского моря зимой в дневные часы воздух прогревается до +12..+14 градусов, а в ночные — охлаждается до +4..+6 градусов. В летнее время днём температура воздуха достигает +30..+32 градусов, ночью — 22..24 градусов тепла.

В горных районах Ирана климат зависит от высоты местности. 

В северной (Эльбурс) и северо-западной (Иранский Азербайджан и северный Загрос) частях страны на высотах от 1500 до 2000 м в январе ночные температуры могут достигать -10 градусов, дневные — 2..4 градусов тепла. В летние месяцы в этих регионах ночью воздух охлаждается до +15..+17 градусов, а днём прогревается до +33..+35 градусов. У южных подножий Загроса в Тегеране зимой в дневные часы отмечается 7..9 градусов тепла, ночью 0..-2 градуса, летом соответствующие показатели равны +37 и +24 градусам. 

В южной части гор Загрос и в гористых районах восточной части страны зимой в дневные часы воздух прогревается до +10..+12 градусов, а в ночные — охлаждается до 0..-2 градусов, в летнее время днём температуры воздуха достигают +36..+38 градусов, ночью — 20..22 градусов тепла. 

В центральных районах Ирана на пустынном Иранском плато зимой в дневные часы температура воздуха достигает +14..+16 градусов, а в ночные — 2..4 градусов тепла. В летнее время днём воздух здесь может прогреваться до +40 градусов и выше, а ночью он охлаждается до +27 градусов.

На побережьях Персидского и Оманского заливов зимы мягкие, а лето жаркое и влажное. Зимой дневные температуры воздуха достигают +20..+22 градусов, а ночные — 10..12 градусов тепла. В летнее время днём на побережьях воздух прогревается до +40 градусов, а ночью охлаждается до +30 градусов.

Осадки на территории Ирана выпадают преимущественно в период с ноября по апрель, а ежемесячная норма осадков летнего периода (июнь-сентябрь) чаще всего не превышает 10 мм. В горных районах западной и северной частей страны на наветренных западных склонах и на побережье Каспийского моря за год выпадает до 1700 мм осадков. Подветренные восточные склоны гор получают около 400 мм осадков в год. В центральных засушливых районах Ирана и на востоке страны годовое количество осадков колеблется от 100 до 300 мм. На побережьях Персидского и Оманского заливов выпадает около 600 мм осадков в год.

Античность

  • протоиндоиранская религия: Различные верования и обычаи, из которых произошла более поздняя коренная религия иранских народов. Эта религия также повлияла на развитие Индийские религии.
  • Скифская религия: Религия Скифы и предшественник современного Уацдин.
  • древняя иранская религия: Древняя религия иранских народов.
  • Зороастризм: Современный общий термин для обозначения коренных верований и обычаев иранских народов. В то время как современный зороастризм является монолитным, продолжением элитная форма из Сасанидская Империя, в древности он имел несколько вариантов или наименований, незначительно различающихся по местонахождению, этнической принадлежности и историческому периоду. Когда-то здесь было большое население и большое разнообразие.
  • Зурванизм: К концу Империя Ахеменидов, Зороастризм был также очевиден как зурванизм (зурванитский зороастризм), монист дуализм у него были последователи еще до Сасанидской империи.
  • Митраизм: Таинственная религия, основанная на протозороастрийском персидском боге Митре, которая практиковалась в Римской империи примерно с 1 по 4 век н.э.
  • манихейство: 3 век дитеистический гностицизм, возможно, находящийся под влиянием мандеизма. Манихены верили в «Отца величия» (арамейский: Абба дри Раббуна, Персидский: pīd ī wuzurgīh) и считал Его высшим божеством (света).
  • Маздакизм: Прототип конца V или начала VI века.социалист гностицизм, который стремился покончить с частная собственность.
  • Язданство

Античность

  • протоиндоиранская религия: Различные верования и обычаи, из которых произошла более поздняя коренная религия иранских народов. Эта религия также повлияла на развитие Индийские религии.
  • Скифская религия: Религия Скифы и предшественник современного Уацдин.
  • древняя иранская религия: Древняя религия иранских народов.
  • Зороастризм: Современный общий термин для обозначения коренных верований и обычаев иранских народов. В то время как современный зороастризм является монолитным, продолжением элитная форма из Сасанидская Империя, в древности он имел несколько вариантов или наименований, незначительно различающихся по местонахождению, этнической принадлежности и историческому периоду. Когда-то здесь было большое население и большое разнообразие.
  • Зурванизм: К концу Империя Ахеменидов, Зороастризм был также очевиден как зурванизм (зурванитский зороастризм), монист дуализм у него были последователи еще до Сасанидской империи.
  • Митраизм: Таинственная религия, основанная на протозороастрийском персидском боге Митре, которая практиковалась в Римской империи примерно с 1 по 4 век н.э.
  • манихейство: 3 век дитеистический гностицизм, возможно, находящийся под влиянием мандеизма. Манихены верили в «Отца величия» (арамейский: Абба дри Раббуна, Персидский: pīd ī wuzurgīh) и считал Его высшим божеством (света).
  • Маздакизм: Прототип конца V или начала VI века.социалист гностицизм, который стремился покончить с частная собственность.
  • Язданство

Иранский интеллектуальный ислам и современность

Характеристики «интеллектуального ислама» по определению иранских ученых или «принципов совместимости ислама и современности » можно упомянуть следующим образом:

Первый принцип: по сравнению с официальным исламом, который был «формалистом», интеллектуальный ислам является «телеологическим» и считает, что все религиозные заповеди, священные обряды и положения служат высокой цели.

Второй принцип: в интеллектуальном исламе утверждение «ни одна религиозная заповедь не может быть понята человеческим разумом» неверно.

Третий принцип: интеллектуальные мусульмане говорят, что без уважения индивидуальности и свободы выбора нельзя уважать человеческое достоинство.

Четвертый принцип: интеллектуальные религиозные отличаются от лаиков (нерелигиозных) интеллектуалов по крайней мере в трех случаях:
Во-первых, религиозные люди, в том числе религиозные интеллектуалы ( мусульмане , христиане или евреи ), честно живут в своей частной жизни, верят в Бога и другой мир, следуют религиозным стилям в своей морали и являются людьми молитвы, следуют Богу и религиозным обрядам.
Во-вторых, религиозные интеллектуалы обязаны соблюдать религиозную мораль в общественном достоянии и во взаимодействии с другими

Что более важно, так это их практическое соблюдение религиозных критериев.
В-третьих, религиозные люди и верующие стараются соблюдать человеческое достоинство, справедливость и мораль при разработке государственной политики.

Свобода вероисповедания

5.1. Возможна ли свобода вероисповедания в Иране?

23 статья III главы Конституции страны формально разрешает свободу убеждений, а фактически ни о какой свободе религии в Иране речи не идет. «Зеленый свет» дан только государственному вероисповеданию да еще немногочисленным поклонникам зороастризма. Остальные испытывают различного рода давление или прямые гонения.

5.2. Равны ли религии в Иране?

  • Суннитам запрещено проводить молебны в отсутствие представителей спецслужб, проповедовать особенности своей религиозной ветви, строить новые мечети и медресе вне территорий компактного проживания.
  • Исламское государство не приемлет методов общения с богом дервишей-суфиев и проводит на них масштабные гонения.
  • Христианам разрешено иметь храмы и учебные заведения, вино для культовых нужд и продукты питания, неупотребляемые мусульманами, проводить службы, но не проповедовать среди мусульманского населения. Их священнослужители обязаны отчитываться о своей деятельности.
  • Репрессии проводятся в отношении «протестантов» – перешедших в христианство из ислама и проводящих службы на родном языке.
  • Периодические конфликты Ирана с Израилем автоматически приводят к гонениям на иудеев внутри страны.
  • Бахаиты в Иране преследуются государством, которое считает их отступниками от Корана.

При этом общины зороастрийцев, христиан-ассирийцев, иудеев имеют право на 1 представителя в парламенте каждая, армяне – на 2-х депутатов.

5.2.1. А как же в Иране относятся к атеистам?

Для государства их не существует. Они не имеют вообще никаких прав, так как не упомянуты ни в одном государственном документе.

Иран в парфянское время

Орел и газель. Рельеф на блюде. Сасанидский период.

Племена парнов, кочевавшие в степях между Амударьей и Каспийским морем, около 250 г. до н.э. вторглись в область Нисейя в долине Атрека (на территории совр. Туркмении) и около 247 г. до н.э. провозгласили царем Аршака (по его имени правители династии называются Аршакидами). Создав собственное государство, парны бросили вызов селевкидским правителям, владыкам огромной державы, простиравшейся от Сирии до Средней Азии. В 239 г. до н.э. парны захватили провинцию Парфиену, ранее принадлежавшую Селевкидам, и впоследствии полностью слились с жившими там парфянскими племенами, которые были родственны им.

Около 171 г. до н.э. царем Парфии стал Митридат I, при котором это государство превратилось в могущественную державу, ставшую наследницей политического могущества Ахеменидов и в какой-то степени их культуры.

Парфянская держава не была однородна. В частности, на юге Ирана, в Фарсе, в начале III в. н.э. существовало несколько полузависимых мелких княжеств. Во главе одного из них стоял Сасан, от которого позднее правители Сасанидской династии получили свое родовое имя. Арташир, потомок Сасана и один из правителей этих княжеств, начал расширять принадлежащие ему владения. Объединив под своей властью все области Фарса, он присоединил к царству также районы Кермана и Хузистана. Парфянский царь Артабан V, встревоженный успехами Арташира, решил оказать ему противодействие. Однако в 224 г. н.э. он потерпел поражение от Арташира. Через два года, в 226 г., Арташир захватил г. Ктесифон, расположенный в Месопотамии и ранее принадлежавший парфянам. В том же году он провозгласил себя царем Ирана и торжественно короновался. Таким образом, Парфянская держава перестала существовать, и на древней родине ахеменидских царей возникла новая иранская империя — империя Сасанидов.

Древняя религия Ирана — это зороастризм

Религия древних жителей Ирана (Персии) — зороастризм. Это первая монотеистическая религия, которая господствовала в стране до завоевания её арабами. Основал ее проповедник Заратустра около 600 года до н.э.

Эта религия древних персов провозглашало непримиримую борьбу между злым духом Ариманом и богом Ахурой Маздой. Согласно зороастризму, человек принимает решения, находясь между этими двумя силами. Заратустра отрицал древние персидские культы.

Изображение Зороастра на дисплее в Аташкадех (зороастрийский огненный храм) в Йезде, остан Йезд, Иран.  Фото: upload.wikimedia.org

Несмотря на то, что в наше время государственной религией Ирана признан ислам, последователи Заратустры считаются в стране официально признанной религиозной группой.

Зороастризм был государственной религией Ирана при династии Сасанидов до момента, когда Иран оккупировали арабские завоеватели, принесшие в страну ислам. В 651 году они захватили Иран и зороастрийских текстов, а также многие святилища этой религии были разрушены.

651
в этом году Иран оккупировали арабские завоеватели и принесли в страну ислам

В наше время приверженцев зороастризма в стране насчитывается не более 60 000 человек. Они преимущественно проживают в городах Тегеран, Керман, Йезд, Шираз, Исфахан, Захедан и Ахваз.

Основные наименования

Армянский православный Ванкский собор Исфахана (завершен в 1664 году) является реликвией эпохи Сефевидов .

В Иране представлен ряд христианских конфессий . Многие члены более крупных и старых церквей принадлежат к этническим меньшинствам — армянам  — и ассирийцам, имеющим свою особую культуру и язык. Члены новых, меньших по размеру церквей набираются как из традиционных христианских этнических меньшинств, так и из новообращенных из нехристианского происхождения.

Основные христианские церкви:

  • Армянская апостольская церковь Ирана (от 110 000, 250 000 и 300 000 последователей)
  • Ассирийская церковь Востока Ирана (около 11–20 тыс. Приверженцев),
  • Католическая церковь Ирана (около 21380 приверженцев) в трех разных обрядах.

    • Халдейская католическая церковь Ирана (3900 приверженцев по состоянию на 2014 г.)
    • Армянская католическая церковь и Римско-католическая церковь
  • различные другие наименования, некоторые примеры:
    • Пресвитерианская , в том числе Ассирийская евангелическая церковь
    • Пятидесятники , в том числе Ассирийская пятидесятническая церковь
    • Джамаат-е Раббани (иранские церкви Ассамблеи Бога )
    • и англиканская епархия Ирана .

По данным Operation World, в Иране насчитывается от 7000 до 15000 членов и приверженцев различных протестантских, евангелических церквей и других церквей меньшинств, хотя эти цифры особенно трудно проверить в нынешних политических обстоятельствах.

В Докладе о свободе вероисповедания в мире за 2004 год Госдепартамента США приводится несколько большее общее число христиан в Иране, составляющее 300 000, и указывается, что большинство из них — этнические армяне, за которыми следуют этнические ассирийцы .

В отчете «Информация о стране и руководство: христиане и обращенные в христианство, Иран», опубликованном в декабре 2014 года Министерством внутренних дел Великобритании, говорится, что в Иране проживает 370 000 христиан.

Средневековый период

Некоторые религиозные деятели сделали синкретические учения ислам и местные Зороастризм.

  • Ранний исламский период видел развитие Персидский мистицизм, традиционное толкование существования, жизни и любви персидско-исламским Суфий монотеизм как его практический аспект. Это развитие верило в прямое восприятие духовной истины (Бога) через мистические практики, основанные на божественной любви.
  • Хуррамиты, религиозное и политическое движение 9-го века, основанное на учениях 8-го века Sunpadh, проповедовавший синкретизм шиитского ислама и зороастризма. Под Бабак Хоррамдин, движение стремилось к перераспределению частного богатства и отмене ислама.
  • Бехафариды, культовое движение 8-го века вокруг пророка Бехафарид. Хотя считается, что это движение уходит корнями в зороастризм, Бехафарид и его последователи были казнены по обвинению (со стороны зороастрийцев) в нанесении ущерба как зороастризму, так и исламу.
  • Ярсан, религиозный орден Язданство, который, как полагают, был основан в 16 веке. Язданство провозгласило веру в Бога, проявляющегося в виде одного первичного и пяти вторичных аватаров, которые вместе с Богом образуют Святую Семь.
  • Язданство
  • Езидизм

Движение E’tezalieh

Одна из крупнейших больниц Тегерана названа в честь Али Шариати (расположена в районе Амирабад .

Славный период религиозных интеллектуальных достижений был связан с хорошо известной ранней школой мысли, известной как «Мо’тазелех». Эта школа мысли процветала в раннюю эру Аббасидов . Они приняли метод применения рациональности в процессе толкования религиозного кодекса.

Через два столетия после смерти Пророка существовало две различные школы исламского спекулятивного богословия : мотазелиты, которые в 8 веке были первыми мусульманами, применившими греческую философию к исламской доктрине, и ашариты , «номиналисты ислама», последователи православный богослов 10 века аль-Ашари. Признавая абсолютное единство Бога, мотазелиты рассуждали, таким образом, о том, что Коран не может законно считаться со-вечным словом Бога, что было ортодоксальным взглядом, а скорее был создан. Таким образом, было место для царства истины и морали, не вытекающих из религии, рациональности или светскости, которые не просто даны в Куране.

Иранские религиозные интеллектуалы в традициях мотазелитов исходят из рациональности, не ограничивающейся религией, свободной и независимой мысли, которая полностью современна в своих утверждениях в отличие от своих предпосылок.

Античность

  • протоиндоиранская религия: Различные верования и обычаи, из которых произошла более поздняя коренная религия иранских народов. Эта религия также повлияла на развитие Индийские религии.
  • Скифская религия: Религия Скифы и предшественник современного Уацдин.
  • древняя иранская религия: Древняя религия иранских народов.
  • Зороастризм: Современный общий термин для обозначения коренных верований и обычаев иранских народов. В то время как современный зороастризм является монолитным, продолжением элитная форма из Сасанидская Империя, в древности он имел несколько вариантов или наименований, незначительно различающихся по местонахождению, этнической принадлежности и историческому периоду. Когда-то здесь было большое население и большое разнообразие.
  • Зурванизм: К концу Империя Ахеменидов, Зороастризм был также очевиден как зурванизм (зурванитский зороастризм), монист дуализм у него были последователи еще до Сасанидской империи.
  • Митраизм: Таинственная религия, основанная на протозороастрийском персидском боге Митре, которая практиковалась в Римской империи примерно с 1 по 4 век н.э.
  • манихейство: 3 век дитеистический гностицизм, возможно, находящийся под влиянием мандеизма. Манихены верили в «Отца величия» (арамейский: Абба дри Раббуна, Персидский: pīd ī wuzurgīh) и считал Его высшим божеством (света).
  • Маздакизм: Прототип конца V или начала VI века.социалист гностицизм, который стремился покончить с частная собственность.
  • Язданство

Прихожан Русской Православной Церкви в Иране насчитывается не более 100 человек

Восточное христианство (православие) в Иране исповедуют: часть армян, грузины, ассирийцы. Территория страны входит в Тегеранскую, Антропатенскую и Исфаханскую епархии ААЦ.

Также на территории страны находится епархия Ирана Ассирийской церкви Востока.

Свято-Никольский собор в Тегеране. Свято-Никольский храм — это один из трех храмов РПЦ в Иране. Фото: ic.pics.livejournal.com

Первым построить в Иране православный храм предложил российский император Петр Великий. Он высказал её в своем послании к персидскому шаху Солтану Хусейну.

В наше время в стране действует три православных храма: Свято-Николаевский собор в Тегеране, построенный в 1945 году на деньги русских эмигрантов, новая Свято-Николаевская церковь в портовом городе Энзели, освященная в 2008 году.

Кроме того, в Иране действует часовня Казанской иконы Божией Матери, расположенная не в храмовом здании. Она расположена на территории поселка российских строителей АЭС в Бушере.

100 прихожан РПЦ в наше время живут в Тегеране — столице страны.

Все прихожане РПЦ сосредоточенны в странице страны Тегеране. Их число не превышает сотни. Это как потомки русских эмигрантов, так и дипломаты, рабочие на строительстве бушерской атомной электростанции, бизнесмены, ведущие в стране свой бизнес.

Кроме того, РПЦ оформляет приезжающих в  Тегеран украинцев, белорусов, сербов, греков, болгар, грузин. Также сюда приходят и русские жены иранцев, хотя официально все они приняли ислам — этого требует закон страны

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. В 1995 он впервые посетил Тегеран, где наладил контакты с шиитским духовенством. Фото: upload.wikimedia.org

Начиная с 1995 года, Московский Патриархат находиться в режиме постоянного диалога с шиитским духовенством Ирана. Начало ему положил исторический визит Патриарха Московского и Всея Руси в Тегеран.

Он был связан с переходом Свято-Николаевского собора в Тегеране из ведения РПЦЗ в ведение РПЦ.

Патриарх Кирилл — лицо современной Русской православной церкви

На презентации 2010 года переведенной на фарси «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» на базе кафедры Тегеранского университета иранскими представителями было отмечено сходство представителей РПЦ и исламских лидеров Ирана ко многим вопросам современности.

При этом власти в Иране с уважением относятся к представителям Московского Патриархата.

Фон

Верования, действия и культурные события древних Иранцы в древний Иран сложные вопросы. Древние иранцы ссылались на сочетание нескольких Арийцы и неарийские племена

Арийцы или древние иранцы поклонялись природным элементам, таким как солнце, солнечный свет и гром, но в конечном итоге они переключили свое внимание в основном на одного бога, признавая при этом других. Иранский древний пророк, Зороастр, преобразовал иранские религиозные верования в форму Генотеизм

В Гаты, гимны Зороастра Авеста, принес монотеистические идеи Персия, а через Яшц и Ясна, упоминаются Политеизм и более ранние вероучения. В Веды и Авеста служили исследователям важными ресурсами в открытии ранних арийских верований и идей.

Средневековый период

Некоторые религиозные деятели сделали синкретические учения ислам и местные Зороастризм.

  • Ранний исламский период видел развитие Персидский мистицизм, традиционное толкование существования, жизни и любви персидско-исламским Суфий монотеизм как его практический аспект. Это развитие верило в прямое восприятие духовной истины (Бога) через мистические практики, основанные на божественной любви.
  • Хуррамиты, религиозное и политическое движение 9-го века, основанное на учениях 8-го века Sunpadh, проповедовавший синкретизм шиитского ислама и зороастризма. Под Бабак Хоррамдин, движение стремилось к перераспределению частного богатства и отмене ислама.
  • Бехафариды, культовое движение 8-го века вокруг пророка Бехафарид. Хотя считается, что это движение уходит корнями в зороастризм, Бехафарид и его последователи были казнены по обвинению (со стороны зороастрийцев) в нанесении ущерба как зороастризму, так и исламу.
  • Ярсан, религиозный орден Язданство, который, как полагают, был основан в 16 веке. Язданство провозгласило веру в Бога, проявляющегося в виде одного первичного и пяти вторичных аватаров, которые вместе с Богом образуют Святую Семь.
  • Язданство
  • Езидизм

Мусульмане-шииты составляют религиозное большинство в Иране

Какая религия у иранцев самая массовая можно понять, изучив данные переписи.

95%
столько граждан Ирана по данным 2011 года — шииты

Так по состоянию на 2011 год9 -95 % населения составляют шииты, 5-10 % — сунниты, оставшиеся 0,6 % — религиозные меньшинства бахаи, христиан, иудеев, зороастрийцев, мандеев, сикхов, индусов и других.

Таким образом, можно сказать, что главенствующая религия в этой стране — ислам.

Персы. Персы составляют более 61% населения Ирана и практически всем они исповедуют ислам шиитского толка. Фото: upload.wikimedia.org

Официальная религия Ирана — ислам шиитский джафаритского толка. Это закреплено в Конституции Исламской республики Иран и поэтому его можно называть государственной религией. Об этом стоит помнить, отвечая на вопрос: какая вера у иранцев?

При этом уважение оказывается и другим школам ислама, и их последователи могут действовать согласно своим обычаям. Кроме того в стране официально признаны и другие религии: зороастризм, иудаизм и христианство.

Они имеют статус религиозных меньшинств. Конституция Исламской республики говорит об этом так:

  Конституция Исламской Республики Иран 

Законы Исламской Республики Иран запрещают исповедование других религий и отсутствие религиозности. Представителям официально признанных религиозных меньшинств правительство предоставляет некоторые привилегии.

В Иране запрещено исповедовать непризнанные властями религии и быть атеистом.

Так, например, для них зарезервировано по одному месту в Меджлисе (иранском парламенте). Связанно это с особым отношением, характерным для иранцев, к «людям Писания».

Дело в том, что Иранские мусульмане почитают кроме Корана четыре небесных Книги: «Сахифа» (Книга) Ибрахима (сура 87, аят 19), «Псалмы» Давида (сура 4, аят 63; сура 17, аят 55), «Тора» Мусы (сура 2, аят 87; сура 3, аяты 3,4 и 91 — 154), «Евангелие» Исы (сура 5, аят 46). Христианство и его основатель Иисус под именем Иса, признаются в Коране.

Экземпляр Евангелия на арабском языке (1590 год). Иранские мусульмане кроме Корана четыре небесных Книги: «Сахифу (Книга) Ибрахима, «Псалмы» Давида, «Тору Муссы», «Евангелие» Исы. Фото: upload.wikimedia.org

Все официально признанные религиозные меньшинства в Иране находятся в подчиненном положении, так, например:

  • все вступающие в брак в этой стране должны принадлежать к одной религии;
  • если межконфессиональный брак заключен в другой стране, а иранское законодательство признает такие браки, то рожденный ребенок, если один из родителей принадлежит к исламу, считается иранским государством мусульманином;
  • граждане Ирана, а также иностранцы — представители немусульманской религии в Иране должны придерживаться исламской формы одежды (в частности, женщины обязаны носить на публике платок, вид удлиненного пальто, под ним брюки).

Международные правозащитные организации при этом говорят о религиозных гонениях и преследованиях представителей официально не признанных религиозных меньшинств. Обычно это бахаи. Дело в том, что в Иране бахаизм считается колониальной политической партией, созданной Великобританией, а не религией.

Депутату от еврейской общины в Иране запрещено упоминать государство Израиль

В исламской Республике Иран иудаизм признан одной из трех официальных религий. Его исповедует примерно 35 000 человек.

Все они компактно проживают в крупных городах страны, таких, как Тегеран, Исфахан и Шираз. При этом в Иране иудеев больше чем в других мусульманских странах.

Портрет Кира II Великого. Современная реконструкция на основе изображения на рельефе в Пасаргадах, по мнению ряда историков носящего портретные черты Кира. Фото: upload.wikimedia.org

В Иране достаточно мягкое отношение к евреям сформировалось тогда, когда персидский царь Кир Великий освободил их из Вавилонского плена.

Положение евреев в стране менялось на протяжении всей ее истории. Они до сих пор помнят, что именно персидский царь Кир освободил их общину от вавилонского пленения и позволил вернуться в Израиль.

После арабского мусульманского завоевания евреи признавались «людьми Писания», но столетиями платили «налог на веру», как и др. религиозные меньшинства Ирана.

При монголах положение евреев в Иране на некоторое время стало почти равным с мусульманами, но при тюркской династии Сефевидов (правила в 1501-1722 гг.) иудеев стали насильно обращать в ислам.

35 000
примерно столько граждан Ирана в наше время исповедуют иудаизм

После обострения ирано-израильских отношений в Новое Время в период с 1949 по 1979 гг. из Ирана уехало около 60000 евреев, а с 1979 года, после исламской революции, из Ирана уехало еще 50000 человек.

Отношение в Иране к представителям иудаизма достаточно терпимое, так, например, им разрешено пить вино и соблюдать субботу, но еврейские женщины должны ходить на улице в платке, как это принято у мусульманок Ирана, а мужчины без западных галстуков.

Кроме того, депутату от еврейской общине в Меджлисе запрещено упоминать Государство Израиль, так как оно враждебно Исламской Республике Иран.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector