Собор василия блаженного в россии

Особенности собора

Главный собор страны удивляет своей архитектурой, масштабностью, фресками и росписью. Удивительно, что сам по себе он изначально строился не только как храм, но и как памятник в честь присоединения Казани.

Внешне храм очень компактный, особенно на фоне просторов Красной площади. Но это «маленькое» здание включает в себя одиннадцать приделов. (см. навруз байрам в 2019 году)

Внутри собор имеет необычную структуру – многочисленные лабиринты и переходы, подобны человеческой жизни с препятствиями и лишениями, окружающими мирскую жизнь.

В прошлом столетии историки обнаружили ряд подземных лабиринтов. Под одним из приделов раскопали яму-комнату, а в подвалах здания были обнаружены окна для пушек.

Архитекторы признаются, что удивительно, как такое высокое здание держится на искусственном холме, без серьезного фундамента. Легенда о библиотеке Ивана Грозного, опровергается таким строением.

Самих подвалов – нет, храм стоит на подклете со сводами. Их высота около 6,5 метров. Именно их раскопали в 1930 году реставраторы.

Один из сводов подклета отличается безсводчатым сооружением, несмотря на большую протяженность. В Древней Руси такие сооружения использовали для хранения царских денег, украшений и ценных вещей.

Сегодня в них могут зайти гости музея и познакомиться с древнейшей иконой, написанной для храма, – святого Василия Блаженного.

История Кремлевского собора

Первые постройки вблизи Кремлёвской стены начал Василий III с храма в честь взятия Смоленска. Во время царствования Ивана Грозного стену окружали деревянные постройки, посвященные воинственным завоеваниям. После взятия Казани он приказал объединить сооружения в один фундаментальный храм из камня. Казань пала на Покров Богородицы – ее имя и стало названием нового собора.

Реставраторы узнали точную дату завершения возведения храма, изучая старинные тексты на проходах между приделами. Согласно проанализированным записям,  современный собор впервые открыл свои двери 29 июня в год окончания строительства.

В летописях и писаниях сохранились записи об архитекторе собора. Им стал мастер из Пскова Постник Яковлев, в народе его величали Бармой.

Историки не исключают, что Барма и Постник – имена двух архитекторов. Точно узнать историю возведения храма удалось лишь в конце XIX столетия. В рукописных трудах исследователи нашли запись о двух мастерах, трудившихся у Ивана Грозного. Существует вариант о западноевропейском мастере.

Бытует мнение, что жестокий самодержавец выжег глаза мастерам, дабы они не могли создать копии своего творения. Но подтверждения в летописных документах этому найти невозможно. По преданиям Постник проектировал Казанский кремль, построенный уже после храма Василия Блаженного.

Ознаменовывая взятие Казани и объединяя в себе результаты трудов, борьбы, лишений и страданий не только верующих, но и всего русского народа – собор утвердился как символ величия Москвы и дал повод сравнивать столицу России с Римом.

Если число приделов христиане объясняют желанием показать мощь и силу православной веры, степень Божественного благословления и любви, то сочетание цветов на куполах и росписи исследователям неподвластна.

Все приделы не отапливались вплоть до XVI столетия. Тогда появилась новая церковь Василия Блаженного. Именно в ней появилось первое отопление.

Заметные изменения в архитектуре храма происходят в следующем столетии. В комплексе появляется колокольня, выполненная, как и собор, в стиле шатров. Все каменные стены внешнего убранства украшали удивительные росписи с растительными и животными орнаментами.

В век временного затишья и спокойствия все сооруженные на площади храмы объединили в одном соборе Василия Блаженного.

После пожара в XVIII веке собор очень сильно пострадал. За восстановление визитной каточки России взялся Иван Мичурин. Заметные реставрационные работы вела и Екатерина II. Но разглядеть его так, как сейчас – было невозможно. Площадь заставлялась обильным количеством книжных лавок.

Александр I провел революцию Красной площади, убрав с нее двухэтажные полки для ярмарок.  Наполеон и его солдаты держали там лошадей – неимоверное восхищение постройкой побудило француза оставить храм в целости. Некоторые легенды рассказывают чудеса спасения собора от пожара и рук Наполеона.

Иностранцев поражало нагромождение башенок и куполов, шатровое богатство и удивительные фресковые росписи. Некоторые иностранцы считали храм пафосным и называли проявлением варварства.

В XIX веке его укрепляют, создают витражи и новые росписи проходов. В верхних соборах прекращают службу – 1923 года храм становится наполовину музеем.

Сталину предлагали снести символ России, но он произнес знаменитые слова: «Лазарь, поставь на место».

После войны собор полтора года восстанавливали, открыли его в день 800-летия Москвы.

История

Строительство храма можно назвать частью русской истории, так как ему предшествовали важные для развития страны события. Собор был возведен по указанию Ивана Грозного, после взятия Казанской крепости и присоединения одноименного ханства к империи. Самодержец дал обет – в случае победы построить большой собор, а так как решающая битва совпала с празднованием Покрова Божьей матери, церковь была освящена в честь него.

Начало


Василий Блаженный

Работы были закончены за 6 лет, что можно назвать одним из самых кратких сроков возведения грандиозных памятников архитектуры. Высота строения равнялась 65 метрам, и до XVII века оно считалось самым высоким в столице. План строительства тоже можно назвать уникальным; дело в том, что в честь каждого из завоеваний Ивана Грозного на Красной площади строились маленькие деревянные церквушки, которые окружали Троицкую церковь. Митрополит Макарий предложил самодержцу создать единый храм, который объединит в себе все объекты.

По поводу устройства собора существует множество версий и легенд. Одна из них гласит, что он в точности повторяет архитектуру и особенности Казанской мечети Кул-Шариф, которую разрушили русские войска. Согласно другой, он должен был сыграть роль отечественного Иерусалима и утвердить концепцию «Москва – третий Рим».

XVI век

Фундамент возводили в 1555 году, а в качестве материала для строительства использовался кирпич и белый камень. Основная особенность храма заключается в том, что при немалой высоте строения у него отсутствует массивное основание. Здание стоит на высоком подклете и искусственной насыпи, которая находится на месте бывшего оборонительного рва. Храм строился в несколько этапов, работы были полностью завершены в 1561 году, но внешний облик здания несколько раз менялся.

Отсутствие глубокого фундамента у храма противоречит легенде, которая утверждает, что в его подвале хранится библиотека Ивана Грозного.

XVIII век

Согласно церковным книгам и летописям, к 1722 году соборный комплекс включал 18 церквей, или престолов, но в 1737 году был практически полностью уничтожен во время масштабного возгорания. Восстановление здания поручили архитектору Ивану Мичурину, который составил подробную схему и описание обновленного собора.

С 1784 по 1786 год он реставрировался по приказу Екатерины Второй, а в 1812 году подвергся разграблению солдатами войск Наполеона. Говорят, что Бонапарт сначала хотел перевезти собор во Францию, а когда осознал невозможность этой затеи, принял решение взорвать его. Все было готово к уничтожению храма, но фитили пушек погасли под дождем, который пошел после молитвы столичных жителей.

Очередная масштабная реконструкция строения прошла в 1890-х годах – его украсили витражными стеклами, а реставрация проводилась в 1900-1912 годах. В послевоенный период собор пребывал в плачевном состоянии, несмотря на то, что государство взяло его под охрану. Там был устроен музей, но стены и крыша сильно обветшали, и в 1920 году его снова отреставрировали. В последующие 20 лет службы в храме не проводились, но его могли посетить все желающие.


Собор Василия Блаженного. 1830-е

XX век

Возможно, здание было бы уничтожено подобно остальным религиозным объектам, но за него вступился сам Иосиф Виссарионович. В 30-х годах Лазарь Каганович, демонстрируя Сталину схему и описание реконструкции Красной площади, снял с нее макет, изображавший храм, после чего генералиссимус строго велел вернуть его обратно.

В 1936 году достопримечательность опять хотели снести, но она уцелела благодаря поддержке известных людей. Во время Второй мировой войны храм пострадал от бомбежек, и в 50-х годах была проведена очередная реставрация – ему практически полностью вернули внешний вид XVI века. После распада СССР на звоннице вновь появились колокола, а первое богослужение провели в 1991 году. Сейчас это архитектурно-исторический памятник, который представляют как одно из семи «чудес света» России. Он выступает частью Государственного музея истории и включен в перечень объектов ЮНЕСКО, которые подлежат охране и защите.

Где был похоронен

Где находится могила блаженного, сейчас сказать с точностью невозможно. Место первоначального погребения святого источниками точно не указывается, поэтому об этом существуют различные мнения. Святой мог быть похоронен:

  • в одном из приделов строящейся Покровской церкви («Покрова на рву»);
  • при каком-то другом московском храме; эта версия считается наиболее правдоподобной, ведь в 1588 г., когда состоялось общецерковное прославление святого, источники сообщают о перенесении его мощей в Покровский собор – следовательно, ранее они пребывали в другом месте; тогда, повелением царя Феодора Иоанновича, в храме появился придел св. Василия, где доныне пребывают его честные останки.

Интересный фактВ соборе долгие годы хранилась царская казна – несмотря на то, что храм был за пределами надежных стен Кремля, защищающих от возможных воров. Однако государи больше верили покровительству блаж. Василия. 

Интерьер храма

Внутреннее пространство храма – бесконечная вереница сводчатых помещений, украшенных экспозициями из истории строительства собора. Всюду чувствуется древность. Архитектурное украшение – ступенчатые подоконники узких высоких окон, которые отражают и рассеивают свет, попадающий на каждую ступеньку, поэтому в храме светло и уютно.

Под окнами – маленькие круглые отверстия (голосники), которые не усиливают звук, а очищают от лишних голосовых колебаний. Звук становится сочным и ярким, песнопения, проповеди и молитвы слышны отчетливо.

Собор украшен росписью, выполненной масляными красками. На стенах – сюжеты из жития святого Василия Блаженного. На западной стороне – образ Покрова Пресвятой Богородицы. Верхний ярус расписан фресками святых – покровителей царского дома Романовых: мученицы Ирины, Иоанна Предтечи, святой Анастасии Узорешительницы и Федора Стратилата. На южной стороне – Богоматерь Владимирская с избранными святыми московского круга.

Паруса свода (треугольники под потолком) расписаны иконами Евангелистов, а перекрытия – иконами Спаса Нерукотворного, Иоанна Предтечи, Божией Матери. Под куполом – образ Спаса Вседержителя.

Иконостас создан по проекту архитектора Андрея Павлинова и украшен резьбой по дереву и прорезным позолоченным кружевом. Он так велик для небольшого храма Покрова, что продолжается на боковых стенах. Иконостас украшают старинные иконы – Богоматерь Смоленская XVI века и образ святого Василия Блаженного на фоне Красной площади московского Кремля, написанный в XVIII веке.

Легенды

Наверное, все граждане России слышали о чудовищной истории, в которой повествуется о жесткости Ивана Грозного. Суровый и беспощадный царь распорядился выколоть глаза русским зодчим – Барне и Постнику, поскольку боялся, что архитекторы смогут построить еще один такой же. Впервые легенду людям рассказал иностранный посол, но Постник точно не стал слепым, ведь он, вместе с другими мастерами, создавал не менее интересный объект – Казанский Кремль.

Согласно еще одной легенде, русский зодчий воплотил в Покровском храме копию восьмиглавой мечети, разрушенной при взятии города; 8 куполов московского, напоминают восемь минаретов мусульманского, девятый символизирует победу над злейшим врагом.

Люди, которые верили Василию Блаженному, утверждали, что юродивый собирал средства на возведение церкви и бросал деньги на площадь, но на них не обращал внимания никто. Подтвердить правдивость легенды сейчас невозможно, как и то, что возле гроба нищего происходили настоящие чудеса.

В тридцатых годах прошлого века нарком Лазарь Каганович, посоветовал Сталину убрать храм, а на его месте проводить парады. Нарком, доказывая необходимость снесения, сорвал сооружение с макета Красной площади, но Йосифу Виссарионовичу идея не понравилась, и Сталин приказал поставить макет на место.

Согласно неподтвержденной информации, архитектор Барановский не только писал письма вождю страны, но и стал на колени перед Центральным Кабинетом, чтобы спасти его от разрушения.

Почему Покровский

Штурм Казани начался 1-го октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы. Отсюда и название храма, воздвигнутого в честь того значимого события. Покровский собор в Москве не был возведен на пустом месте — раньше здесь был деревянный Троицкий храм. Все восемь церквей, расположенных вокруг центральной, названной в честь Покрова Божьей Матери, имеют свои названия.

Возводились они в дереве, в честь поочередно одерживаемых побед в ходе осады и взятия Казанского ханства, которые приходились на определенные церковные праздники. Четыре осевые и четыре, меньшие по размерам, промежуточные церкви названы в честь Троицы и святого Николая Чудотворца. Далее следуют названия в честь входа в Иерусалим, в честь Адриана и Натальи (первоначально Иустины и Каприана). Затем – Иоанна Милостивого, Александра Свирского, Варлаама Хутынского и Григория Армянского. Конечно, с течением времени первоначальные названия по каким-то причинам могли меняться. Например, церковь Иоанна Мстиславского до XVIII века посвящалась константинопольским святым – Иоанну, Александру и Павлу.

Реставрационные работы в середине ХХ в

Храм на Красной площади в Москве стал едва ли не первым зданием, которое попало под защиту и обеспечение государства. Он был признан мировым памятником. Теперь здесь начался процесс музеефикации – превращения храма в объект музейного показа. Службы были официально прекращены.

Для полноценного перехода храма в состояние музея его требовалось полностью отреставрировать, так как долгие годы революции и разрухи не позволяло заботиться о храме и привело к его серьезным повреждениям.

В нем были выбиты окна и повреждена крыша, а в зимнее время некоторые приделы храма заносились снегом и обмерзали, не позволяя даже открыть двери. В 1920-х гг. собор был масштабно отремонтирован, а в 1923 г. его статус был изменен: его признали историко-архитектурным музеем. С того времени он был постоянно открыт для посещения и закрывался лишь однажды, в период Великой Отечественной войны.

Собор активно изучали: например, в нем были обнаружены подземные тоннели, ведущие в Кремль, замурованные комнаты. Дополнительно было сделано открытие, что нижний уровень храма был оборудован окнами-бойницами. В процессе ремонта эти бойницы были закрыты кирпичной кладкой, что усложнило работу.

Обнаружение развило теорию, что собор был оборудован пушками и при необходимости оттуда мог вестись бой. Тогда же стало известно, что нижние подклеты использовались в качестве хранилища казны и были оборудованы дверьми, от которых остались лишь петли.

В 1929 г. в Покровском соборе прошла последняя литургия, после чего колокола были сняты, а церковные службы – окончательно запрещены.

1930-й г. едва не стал решающим для древнего собора: Лазарь Каганович представил Иосифу Сталину макет обновленного города и площади.

Когда он смахнул с макета модель собора, предлагая его убрать, Сталин сказал легендарную фразу: «Лазарь, поставь на место», что и спасло архитектурную реликвию от сноса. Впрочем, в 1936-м г. нависла новая угроза сноса. Относительно новой разметки города он был расположен неудобно и перекрывал часть магистрали.

Реставратор Петр Барановский отказался участвовать в сносе древнего и важного сооружения, и сообщил в телеграмме, что взорвет себя вместе с храмом, а после ареста его убеждали продолжить работы тем, что храм уже и так взорвали. Если верить легенде, то сразу же после освобождения, спустя полгода заточения, он поспешил к Кремлю, чтобы убедиться, что собору ничего не угрожает

Изменения в архитектуре и дизайне

Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.

Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.

Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.

Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.

До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.

Доработки XVI века

По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.

Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.

Как изменился храм в XVII веке

Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.

Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.

К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.

Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.

Пожар и восстановление

Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.

Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.

Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.

В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.

XIX — начало XX века и их влияние

Наложила свой отпечаток на собор история XIX—XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России. Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены. Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.

Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:

  • укрепили полы;
  • обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.

Часы работы храма Василия Блаженного

В качестве музея собор открыт для посещения по сезонному расписанию:

  • 31 декабря и 1 января музей не работает.
  • 1 сентября — 31 октября: 11:00–18:00, ежедневно.
  • 1 ноября — 30 апреля: 11:00–17:00, ежедневно.
  • 1 мая — 31 мая: 11:00–18:00, ежедневно.
  • 1 июня — 31 августа: 10:00–18:00, ежедневно.
  • Кассы музея и его территория закрываются на 45 минут раньше.

В морозы ниже -15° или во время проведения праздничных мероприятий на Красной площади время работы сокращается, точную информацию нужно уточнять по телефону справочной.

В период школьных каникул (зимой и весной) музей открыт для посетителей на час дольше.

Первая среда месяца — санитарный день, входные билеты в этот день не продаются.

Парк Зарядье

В конце вашего визита вы можете отдохнуть в парке Зарядье, официально открытом в 2017 году, расположенном сразу за Собором Василия Блаженного.

В 2018 году журнал Time включил этот парк в список лучших мест в мире. Парк заканчивается наплавным мостом через Москву-реку, с которого открывается впечатляющий вид на Москву и памятники архитектуры на Красной площади. Вход в парк и посещение его моста бесплатны.

Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:

  • Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
  • Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
  • Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
  • Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
  • Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
  • Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
  • Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.

(Visited 35 times, 1 visits today)

Архитектура

Облик собора со дня его возведения менялся не один раз – изначально его архитектура была достаточно строгой, а упор делался на декоративные элементы и ажурную отделку.

Описание храма может показаться сложным, но на самом деле оно достаточно простое – десять отдельных престолов (церквей), расположенных по кругу вокруг центральной, носящей имя Покрова Пресвятой Богородицы. Они называются в честь праздников, во время которых проходили важные битвы за Казань.

Историк Лихачев утверждал, что храм Василия Блаженного напоминает растение или цветущий куст. Действительно, если посмотреть на фото, демонстрирующее его вид сверху, он слегка напоминает цветок. Восемь церквей, из которых четыре являются осевыми, а еще четыре расположены между ними, окружают центральную столпообразную церковь. Они увенчаны маковками в форме луковиц, причем каждая из них имеет свой орнамент и цвет.

Значение цветовой окраски куполов до сих пор не разгадано. Есть версия, что святому Андрею Юродивому (Константинопольскому) однажды приснился сон, в котором ему привиделся Небесный Иерусалим с невероятными садами, где были увенчанные золотой листвой деревья с разноцветными плодами. Это видение и стало основой для росписи куполов.

Уникальная особенность храма – отсутствие подвальных помещений, которые заменяет шестиметровый подклет. В его стенах проделаны небольшие отверстия, благодаря чему там круглый год стоит особый микроклимат. Ранее вход в эти помещения прихожанам был запрещен – историки считают, что в них хранили царские сокровища. Сейчас подклет используется в качестве хранилища для ценных образов.

Внутреннее убранство каждой из церквей комплекса имеет свои особенности и отличается друг от друга по стилю оформления, гамме оттенков и манере исполнения. Часть стен расписана маслом, а в некоторых местах можно найти фрески XVI века.

Интересно, что кирпичи, которые использовались при постройке храма, сохраняются лучше и меньше подвержены истиранию чем те, которые использовались во время реставрации.

Весь комплекс опоясывает крытая галерея с ажурными элементами, которая представляет собой единое целое с ансамблем. Ее стены расписаны растительными мотивами, полы выложены кирпичом – в некоторых местах обычной «елочкой», а в других сохранились особые узоры-розетки.

Колокола были возвращены собору сравнительно недавно, всего несколько сотен лет назад, но многие из них представляют собой произведения литейного искусства. Самый старый из них был отлит в XVI веке, а самому «молодому» едва исполнилось 20 лет.

Храм Василия Блаженного используется не только как духовный объект, но и в качестве музея. Здесь можно найти образцы обмундирования и оружия, с которым воины Ивана Грозного шли на Казань, полотна известных русских живописцев, коллекцию старинных рукописей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector