Храм абу-симбел

Sun Festival

The Sun Festival is a biannual celebration that still takes place in Egypt today. It marks the highlight of the tourist season in Aswan. On February 22nd and October 22nd, when the sun illuminates the back wall, the statues there are washed in sunlight. Although the Great Temple is also dedicated to Ptah, god of the Underworld, Ptah remains appropriately hidden from the sun. The modern day Sun Festival begins right before sunrise. Musicians and dancers are gathered to celebrate not just Ramses II and Nefertari, but of the remarkable technological and astronomical prowess exhibited by the ancient Egyptians.

Храм Рамсеса II в Абу-Симбеле

19/01/2013 | Автор admin

    В Нубийской пустыне, расположенной между рекой Нилом и Красным морем находится необычное сооружение, построенное за 1300 лет до нашей эры, —  высеченный из горной породы величественный храм Абу-Симбел, посвященный богам Амону-Ра, Хармакису, Птаху и обожествленному фараону Рамсесу II.

Храм был обнаружен в 1813 году швейцарским путешественником и географом Иоганом Буркхардтом. Он заметил на берегу Нила полузасыпанные песком странные каменные  валуны. Произведенные раскопки позволили обнаружить четыре гигантские сидящие фигуры, которые по предположению ученых изображали богов с внешностью фараона Рамсеса II Великого. Внизу откопали узкий каменный вход в святилище. Войдя в храм, исследователи обнаружили ход длинный 65 метров с чередой залов, украшенных барельефами. Кое-где были обнаружены следы яркой росписи, прославляющей военные подвиги Рамсеса  II.

Четыре каменные статуи перед входом, высотой 20 метров не только украшали храм, но и были призваны напоминать египтянам о величии их правителя. По замыслу архитектора два раза в год — в день коронации фараона (22 февраля) и в день его рождения (22 октября), солнечный свет падает на лицо Рамзеса II таким образом, что лицо давно почившего повелителя Египта иронично улыбается.

Внутри храма расположены один за другим 4 зала. Первый могли посещать все желающие, во второй могли войти представители знати. В третий – только жрецы. Четвертый зал являлся святилищем, в котором были установлены статуи Хармакиса, обожествленного      Рамсеса II,  Амона-Ра (бога солнца), Птаха (бога тьмы). В этот зал имел право заходить только сам фараон со свитой.

Почему храм Рамсеса II  в Абу-Симбеле оказался засыпанным песком и на много веков скрыт от глаз людей сейчас сказать трудно. Откопанный он почти полтора столетия притягивал к себе путешественников и исследователей. Однако  в 60 годы 20 века ему стало грозить затопление водами Нила, который должен быть разлиться после завершения строительства Асуанской плотины с гироэлектростанцией.

Чтобы сохранить это величественное сооружение, памятник истории Древнего мира, была  предпринята уникальная операция по его спасению. Его решили перенести на новое место. Совершить подобное одному Египту было конечно же не под силу, поэтому к этой работе подключились специалисты международных организаций. Храм аккуратно распилили на блоки и перенесли на 180 метров в сторону, где восстановили на искусственном фундаменте. Работы проводились несколько лет под контролем ЮНЕСКО. Спасенный храм вновь стал достоянием Египта, ученых, да и всего мира.

  При подготовке статьи использованы материалы книги М. Кубеева «100 великих чудес света».Найти книгу в интернете

Внешние ссылки [ править ]

  • Google (20 февраля 2016 г.). «Археологический памятник Абу-Симбел» (Карта). Карты Google . Google . Проверено 20 февраля +2016 .
  • Наука сохраняет сокровища Нила: Архивные кадры примерно 1962 г. н.э. до того, как храмы были перемещены, кадры включают в себя краткую анимацию той эпохи, показывающую, как будет происходить перемещение.
  • Абу Симбел на сайте Государственной информационной службы Египта
  • Абу-Симбел в Алдоккане
  • План храмов Абу-Симбела
  • Изображения храмов Абу-Симбела
  • Карта Абу-Симбела, изображения и информация
  • Страница Абу-Симбела ЮНЕСКО
  • Абу-Симбел — перемещение храмов
Авторитетный контроль

Строительство и архитектура

Трудами историков сегодня известна хроника строительства этого комплекса. Относится оно к концу эпохи Нового Царства. Городок Абу-Симбел и храмы, построенные в округе, стали безмолвными очевидцами периода упадка культуры Древнего Египта. В XIII веке, в ознаменование победы при Кадеше над хеттами, египетский правитель Рамсес II Великий приказывает вырубить в песчаной скале два храма. Первый посвящен самому правителю – Большой Храм Рамсеса II, а второй – богине Хатор, образ которой он связывал со своей женой-красавицей Нефертари.

Вход в Большой храм выстроен не в традициях египетских сооружений-святилищ. Здесь отсутствует наос – специальное помещение, предназначенное для скульптурного изваяния Божества. А скульптуры Богов встречают посетителей сразу, с внешней стороны святилища. Двадцатиметровые статуи изображают самого Рамсеса II, восседающего на троне спиной к храму в окружении Богов: Ра-Гора, Амона-Ра и Птаха. Облаченные в церемониальные одежды с двойной короной на головах, они символизируют власть над всем могущественным государством Верхнего и Нижнего Египта. У подножия гигантов контрастируют по размерам изображения членов семьи правителя: мать, жена и дети фараона.

Из яркого, освещенного солнцем дня посетители попадают в полумрак внутренних залов, что создает ощущение кротости и повиновения. Внутренний план святилища состоит из четырех помещений, последовательно расположенных друг за другом. Первый зал доступен был для посещения простыми египтянами, второй – для знати, третий – для жрецов, а в последний мог входить только сам фараон со свитой. Залы наполняют скульптурные изваяния фараона в образе Осириса, а стены расписаны батальными сценами походов Рамсеса Великого. Всё подчинено одной цели – обожествление и возвеличивание самого фараона.

Статуи-гиганты главного фасада храма были всегда видны издалека. Первые лучи солнечного света окрашивали фигуры колоссов в ярко-бурый цвет, и на фоне собственных черных гигантских теней, они выглядели устрашающе величественно.

Где находится, как добраться

Есть три способа добраться до Абу Симбела:

  • Перелет из Асуана.
  • По суше из Асуана.
  • При полете между Каиром и Асуаном.

Также вы можете долететь до Абу-Симбела из Луксора, но этот способ не рекомендуется. Вам придется дважды менять самолет (в Каире и Асуане), а время полета в один конец в среднем составит 10-15 часов.

Перелет из Асуана

Это самый быстрый способ добраться из Асуана в Абу-Симбел. Время полета в среднем 45 минут в один конец. Рейсы рассчитаны таким образом, что у вас есть примерно полтора часа, чтобы посетить два храма, прежде чем вы успеете на обратный рейс в Асуан.

Egypt Air-единственная авиакомпания, которая предлагает полеты в Абу-Симбел. Эта авиакомпания предлагает два ежедневных рейса туда и обратно между Асуаном и Абу-Симбелом.

При полете в Абу-Симбел на самолете Egypt Air авиакомпания предоставляет бесплатное автобусное сообщение между аэропортом Абу-Симбел и храмовым комплексом.

Как только вы выходите из аэропорта, вам нужно лишь сесть на транспортный автобус Happy Year, который ждет вас за пределами аэропорта. Он уже оплачен авиакомпанией Egypt Air, но водитель может попросить у вас чаевые.

Автобус будет ждать вас на стоянке храмового комплекса, пока вы будете осматривать храмы. У вас будет около 1,5 часов, чтобы посетить весь храмовый комплекс.

Полет обратно в Асуан будет на том же самолете, который доставил вас в Абу-Симбел. Однако личные вещи в самолете оставлять нельзя.

По приблизительной оценке, перелет туда и обратно между Асуаном и Абу-Симбелом обойдется в 325 долларов с человека.

По суше из Асуана

Вы можете добраться из Асуана в Абу-Симбел по суше, либо с экскурсией, либо наняв водителя.

В одну сторону дорога составит 290 км. Поездка занимает от 2,5 до 3 часов. Большинство наземных туров в Абу-Симбел занимает в общей сложности восемь часов.

Отель Sofitel Old Cataract предлагает различные варианты тура в зависимости от типа транспортного средства. Цены начинаются от 160 долларов с человека в обычном автомобиле (максимум 2 человека), или 210 долларов с человека в минивэне (максимум 8 человек), или 375 долларов с человека в Pajero (максимум 2 человека), или 425 долларов с человека в Land Cruiser (максимум 2 человека).

У отеля также есть варианты, которые будут включать в себя оплату гида и вашего входного билета. Для получения более подробной информации посетите веб-сайт Sofitel.

В отеле Movenpick также можно заказать экскурсию.

Egypt Tailor Made-это высоко оцененная туристическая компания, которая предлагает однодневную поездку в Абу-Симбел. Экскурсия длится 8 часов и включает в себя гида.

Как добраться до храмового комплекса

  • Если вы прибудете в Абу-Симбел по суше, вас высадят у храмового комплекса.
  • Если вы прибываете самолетом, есть автобус Egypt Air shuttle, который по какой-то причине имеет название «Happy Year Transport», нарисованное на боковой стороне автобуса. Это бесплатный автобус-шаттл, хотя водитель может попросить у вас чаевые.

Когда вы выйдете из аэропорта, вы встретите множество таксистов, предлагающих отвезти вас до храмового комплекса Абу-Симбел. Но все же лучше воспользоваться бесплатным автобусом.

До храмового комплекса можно доехать за пять минут. Когда вы выйдете из автобуса, спросите водителя, в котором часу автобус отправляется обратно в аэропорт.

По приезду вы выйдете из автобуса на небольшой парковке. Вы увидите озеро Насер с одной стороны, и ряд небольших зданий с другой. Идите по направлению к маленьким зданиям.

Слева вы увидите продовольственный киоск, зону отдыха и туалетные комнаты. Как только вы пройдете мимо продовольственного киоска, вы увидите знак, указывающий на храмовый комплекс. Идите по улице, пока не дойдете до центра для посетителей.

Можно добраться на такси или арендовать машину и добираться до всех пирамид самостоятельно.

Ниже представлена форма для поиска. Это международный сервис по аренде авто по всему миру, который предлагает огромный выбор автомобилей в разных ценовых категориях: от бюджетных до люкс. Заполняйте поля, нажимайте на кнопку «Найти» и вам отобразятся варианты с ценами, условиями аренды, дополнительными опциями и тд. Там же можно будет забронировать авто онлайн. И вам его доставят в удобное для вас место.

Рамсес III

Рамсес III — сын Сетнахта, второй фараон XX династии (1204-1173 гг. до н.э.), тронное имя Усермаатра-Мериамон. Продолжил деятельность своего отца по укреплению Египта . Прежде всего Рамсес III реорганизовал армию. Он создал отряды, состоявшие из иноземных наемников, главным образом из ливийцев (кехеков) и шерденов. Кроме того, при нем каждый боеспособный египтянин должен был служить в войске. Имея многочисленную армию, Рамсес III совершал частые завоевательные походы. Его победы описаны в папирусе Харриса: «Расширил я все границы Египта. Я ниспроверг тех, кто вторгался в них со своих земель. Поразил я дененов на их островах, были превращены чекеры и филистимляне в пепел. Шерде-ны и уашаши эти заморские превращены были в ничто, плененные разом и приведенные в качестве добычи в Египет, подобно песку прибрежному. Расселил я их в крепости, покорив их во имя мое… Я поразил племена саров, мемехов и шасу. Я разграбил их жилища, их людей, их вещи и их скот равным образом без числа, захватив их и приведя в виде добычи и дани Египта. .. Ливийцы и машауаши осели в Египте. Захватили они города западного побережья от Мемфиса до Кербена. Достигли они Великой реки по обеим ее сторонам, и грабили они города Ксоисского нома в течение очень многих лет, пока они были в Египте. И вот я поразил их, истребив разом».Рамсес III построил в Меди-нет-Абу неприступную крепость, внутри которой находился великолепный храм и роскошный дворец. От крепости к Нилу был прорыт канал, подходивший к набережной с пристанью. На многие годы эта крепость стала резиденцией Рамсеса III. Несмотря на свои победы, фараон, видимо, не совсем уверенно чувствовал себя в большой стране, в которой уже давно наметились признаки упадка. И действительно, на двадцать девятом году царствования Рамсеса III в Египте вспыхнуло крупное восстание. В нем приняли участие каменщики и ремесленники, работавшие в фиванском некрополе. Восставшим удалось захватить два храма. Рамсес III подавил это восстание с помощью наемного войска.

Храмы

Один из храмов, большой, был воздвигнут в честь самого фараона Рамсеса II и посвящён богам Амону, Ра-Хорахти и Птаху; другой, малый, — воздвигнут в честь первой жены Рамсеса II, царицы Нефертари Меренмут, и посвящён богине Хатхор.

В первом из них, построенном после победы над хеттами и отличающемся хорошо сохранившимися важными историческими изображениями и надписями, изображён царь, поклоняющийся самому себе, то есть его божественный образ, которому поклоняется царь-человек. Окружённый другими божествами, он выделяется в виде громадной фигуры, обращённой спиной к скале. На восточном фасаде, у входа в храм, высечены в скале четыре колоссальных изображения трёх богов — Амона, Ра-Хорахти и Птаха — и самого царя (всем четырём статуям, однако, придан облик самого Рамзеса II), высотой приблизительно в 20 м. Под гигантскими статуями фараона находятся скульптурные изображения членов его семьи — матери, жены Нефертари и детей. Стены внутренних помещений украшены рельефами с ритуальными и военными сценами (битва при Кадеше и др.).

Храм спроектирован таким образом, что дважды в год — в 6 часов утра 22 октября и 22 февраля — солнечный луч преодолевает коридор длиной 65 м и освещает 4 сидящие статуи богов; по 6 минут солнцем освещены изображения Амона и Ра-Хорахти, 12 минут — фигура Рамзеса II (он в центре). На бога Птаха солнце не падает никогда. Во внутренних помещениях храма — 2 гипостиля, молельни и помещение святилища со статуями Амона, Ра-Хорахти, Птаха (все, как и статуи при входе, с лицами Рамзеса II) и Рамзеса II.

Перед Малым храмом стоят шесть статуй, высеченных горельефом, а именно с каждой стороны по два изображения царя и по одному — царицы; высота статуй около 10 м. На фигуре второго колосса, в южной части храма, высечена греческая надпись, оставленная ионийскими наёмниками, пришедшими сюда при Псамметихе II (595—589 до н. э.), во время преследования отступавших от Элефантины к Эфиопии воинов.

Модель, иллюстрирующая старое и новое местоположение храмов и уровень воды

С течением времени, храмы пришли в упадок и в конце концов были засыпаны песком. Уже во время похода Псамметиха II в VI веке до н. э. песок покрывал статуи главного храма до колен. Затем о храме забыли вплоть до 1813 года, когда швейцарский востоковед Иоганн Людвиг Буркхардт нашел верхний фриз главного храма. Буркхардт рассказал о своем открытии итальянскому исследователю и авантюристу Джованни Бельцони, который посетил это место, но не смог откопать вход в храм. Бельцони вернулся в 1817 году, на этот раз успешно проникнув в храмовый комплекс.

История памятника Абу-Симбел

Его возведение историки связывают с победой Рамзеса II над хеттами в 1296 году до нашей эры. Фараон считал это событие самым значимым в своей жизни, поэтому решил воздать почести богам, которых он чтил в большей степени. При строительстве немало внимания уделялось фигурам богов и самого фараона. Храмы были популярны после их возведения еще несколько сотен лет, но впоследствии потеряли свою актуальность.

За годы одиночества Абу-Симбел все больше покрывался песком. К 6 веку до нашей эры слой породы уже достигал колен главных фигур. Достопримечательность так бы и канула в Лету, если бы в 1813 году Иоганн Людвиг Буркхардт не натолкнулся на верхний фриз исторического сооружения. Швейцарец поделился информацией о своей находке с Джованни Бельцони, который пусть и не с первого раза, но сумел все-таки откопать храмы и попасть внутрь. С этого времени скальный храм стал одной из популярнейших достопримечательностей Египта.

В 1952 году недалеко от Асуана планировалось возведение плотины на реке Нил. Сооружение стояло слишком близко к берегу, поэтому могло навсегда исчезнуть после расширения водохранилища. В результате была созвана комиссия, которая решала, как поступить с храмами. В докладе было предложено перенести святые монументы на безопасное расстояние.

Перенос цельной конструкции не представлялся возможным, поэтому сначала Абу-Симбел разделили на части, каждая из которых не превышала 30 тонн. После их транспортировки все детали вновь поставили на свои места, чтобы итоговый вид не отличался от первозданного. Работы велись в период с 1964 по 1968 годы.

Это интересно: Асуанская плотина (Aswan Dam)

Discovery of Abu Simbel

Over time, the temples stopped being used, eventually becoming covered by the dessert sand. By the 6th century BC, the Great Temple was already covered in sand up to the knees of the statues, and both temples were eventually forgotten until rediscovered in the early nineteenth century.

Abu Simbel was reportedly rediscovered in 1813 by a Swiss scholar, Johann Ludwig Burckhardt. History says that, as he was preparing to leave the area of Lake Nasser, by traveling down the Nile, Burckhardt came over the mountain and saw the front of the great temple, the rest of it having been buried in the sand up to the necks of the giant colossi. Burckhardt told his friend (Italian explorer Giovanni Belzoni) about the discovery, and Belzoni joined him at the site to help with the preliminary excavation. Despite all of their effort, the two were unable to dig out the entrance of the temple at that time.

Neil and Kathy Carey — Abu Simbel

Belzoni returned in 1817, with the English explorer and Egyptologist William John Bankes, and was able to reveal the entrance and to enter the base of the monument, taking every small item of value with him when he left.

Abu Simbel, however, was not the name given to the site during antiquity. Many believe that Abu Simbel was the name of a young local boy who had seen the buried temples through the shifting sands and guided Burckhardt to the site. Four years later, Belzoni excavated the area and named it after the boy who led Burckhardt. Unfortunately, whatever the ancient Egyptians named the complex has now been lost.

Климат

Согласно системе классификации климата Кеппен -Гейгера, его климат считается жарким пустынным (BWh).

Климатические данные для Абу-Симбела
Месяц Янв Фев Мар Апр Может Июн Июл Авг Сен Октябрь Ноя Декабрь Год
Средняя высокая ° C (° F) 23,6 (74,5) 26 (79) 30,2 (86,4) 35,3 (95,5) 39,1 (102,4) 40,6 (105,1) 40,2 (104,4) 40,2 (104,4) 38,7 (101,7) 36 (97) 29,7 (85,5) 24,9 (76,8) 33,7 (92,7)
Среднесуточное значение ° C (° F) 16,4 (61,5) 18,2 (64,8) 22,1 (71,8) 27 (81) 31 (88) 32,7 (90,9) 32,7 (90,9) 32,9 (91,2) 31,4 (88,5) 28,8 (83,8) 22,7 (72,9) 18,1 (64,6) 26,2 (79,2)
Средняя низкая ° C (° F) 9,2 (48,6) 10,4 (50,7) 14,1 (57,4) 18,8 (65,8) 23 (73) 24,8 (76,6) 25,3 (77,5) 25,7 (78,3) 24,2 (75,6) 21,6 (70,9) 15,8 (60,4) 11,4 (52,5) 18,7 (65,6)
Среднее количество осадков, мм (дюймы) 0 (0) 0 (0) 0 (0) 0 (0) 0 (0) 0 (0) 0 (0) 0 (0) 0 (0) 0 (0) 0 (0) 0 (0) 0 (0)
Средние дождливые дни
Среднее количество солнечных часов в день 10 10 10 10 11 11 11 11 10 10 10 10 10
Источник 1: Climate-Data.org
Источник 2: Погода для путешествий в солнечные и дождливые дни

Культурное значение храма Абу-Симбела

Сегодня этот памятник архитектуры, после пирамид и сфинкса, является главной достопримечательностью Египта. Абу-Симбел был внесен Юнеско в список всемирного наследия. И это неудивительно, ведь во время переноса этого храма исследователи были поражены искусством древнеегипетских архитекторов, которые придумали, как сделать горные породы естественной опорой для своего великого сооружения. Для этого они построили фасады Большого и Малого храма параллельно трещинам в скале.

Также были учтены свойства грунта, состоящего из песчаника, железо которого при окислении давало удивительное разнообразие оттеков: от розового до красного, от красного до лилового.

Ученые были восхищены искусством техники выполнения скульптур и тому, как египетские мастера умудрились столь точно придать черты фараона своим статуям.

Но особенно цениться Абу-Симбел поистине титаническими усилиями, которые были затраченными на его перенос, в котором участвовали, аж целых 50 стран.

Малый храм «великой супруги царской»

Малый храм фараон приказал высечь «из тонкого и твёрдого белого камня для Нефертари Мери-эн-мут («Самой прекрасной в мире»). Святилище посвящёно богине женственности и красоты — Хатхор, но ей приданы черты лица Нефертари — супруги Рамсеса II. У фасада храма стоят шесть десятиметровых статуй, изображающих Рамсеса II и его жену, а у ног фараоновой четы помещены изваяния их детей. На одном из рельефов запечатлена коронация Нефертари: богини Хатхор и Исида возлагают на голову царицы убор священной звезды Сириус. На многих скульптурных композициях присутствует образ обожествлённого Рамсеса II с небольшим бараньим рогом, обрамляющим ухо, что считается признаком божественности. Стены расписаны храмовыми картинами подношения даров.

Фрагмент статуй храма Рамзеса II

Легенды

История главного храма комплекса Абу-Симбел окутана легендами и интересна своими оптическими неожиданностями. Экскурсоводы всегда рассказывают посетителям историю о «плачущих изваяниях». Говорят, что по сей день гиганты у входа в храм на рассвете издают звуки, напоминающие стон. В народе это считалось плачем по своим сыновьям. Ученые же нашли этому явлению вполне научное объяснение. С восходом солнца разница температур воздуха и песчаника резко увеличивается, и движение породы в трещинах происходит со странными звуками, похожими на скрежет. Но легенды позволяют изваяниям придать человеческий облик, а осознавать, что даже Божества могут плакать, куда понятнее простому человеку.

Самое удивительное, что особо привлекает паломников в Абу-Симбел, — это оптический эффект, происходящий в Большом храме, во время передвижения солнечного светила. Инженерная конструкция святилища продумана таким образом, что только два раза в год, в феврале и в октябре, солнечные лучи проникают внутрь храма. Продвигаясь по анфиладе залов, солнечный свет проникает в самый дальний зал, где заливает сиянием лицо статуи Рамсеса, оставляя во мраке статую Птаха, властелина подземного царства. Именно в эти дни наплыв посетителей храма возрастает в разы.

Буквально в 100 метрах от храма Рамсеса расположен Малый храм. Его возведение было посвящено богине Хатор – мифологическому божеству неба, женственности и веселья, олицетворяющей образ супруги фараона Нефертари. Скромность и меньшая масштабность, по сравнению с главным сооружением, нисколько не умаляют интереса к нему. Здесь фасад представляют шесть огромных статуй в полный рост, а расположение их в огромных нишах и игра света и тени придают им большую монументальность. Минуя вход, посетители попадают в темный колонный зал, ведущий к святилищу. В святая святых хранится изваяние священной коровы – образ богини Хатор. Перед статуей изображение Рамсеса Великого. Такое расположение образов символизировало защиту и покровительство богини для правителя.

Говоря о сегодняшнем историческом комплексе Абу-Симбел, нельзя не сказать о том, что он является и памятником невообразимых усилий, предпринятых для его спасения волонтерами из многих стран. Миллионы путешественников сегодня имеют возможность прикоснуться к еще одному артефакту древней цивилизации Египта. А учитывая удаленность расположения храмов от Каира (более 1200 км), понять и оценить мощь и размеры древней империи.

Интересные факты об Абу-Симбел

Каждая страна гордится своими уникальными достопримечательностями, но в Египте нередко использовались природные особенности для придания исключительности строениям. Это касается и большого дворца, высеченного в скале.

В дни равноденствия (весной и осенью) лучи так просачиваются сквозь стены, что освещают статуи фараона и богов в определенной очередности. Так, по шесть минут солнце освещает Ра-Хорарти и Амона, а на фараоне свет сфокусирован 12 минут. Это делает памятник популярным у туристов, и его по праву можно назвать еще и природным наследием.

Название достопримечательности появилось еще до того, как построили храмы, поскольку его присвоили скале, напоминающей морякам хлебную меру. Дословно Абу-Симбел значит «отец хлеба» или «отец колосьев». В рассказах того периода он упоминается как «крепость Рамзессополис».

Заключение

Победы фараонов простирались далеко за пределы страны Кемет. И славу своего войска, свое величие, свое могущество цари Древнего Египта старались запечатлеть не только в своей стране, но и на побежденных землях. В далеких пустынях стоят памятники победам фараонов. И ни песок, ни ветер не смогли за тысячелетия изгладить память о царских походах в Нубию — за рабами, слоновой костью, золотом, славой…

Самый грандиозный памятник этим походам сохранился до наших дней во всем своем первозданном величии. Сейчас в Абу-Симбел летят самолеты и плывут круизные лайнеры с туристами, желающими увидеть это чудо прошлого, освобожденное из песков. Грандиозные фигуры великого Рамзеса II встречают современных путешественников. Удивительные световые эффекты, как встарь, поражают воображение.

Но храмы Абу-Симбела — это не только памятник войнам и победам фараона. Это еще и памятник любви, перед которой равны все — и цари, и простолюдины, и древние египтяне, и люди XXI века. И чувства великого фараона, увековечившего в Абу-Симбеле память о своей семье и любимой жене, вполне понятны современному туристу. Древние памятники человечны. Даже если высечены в каменных скалах далеких пустынь…

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector