858,храм артемиды

Наши дни: политические активисты и распад личности

Великие потрясения XX века отразились и на использовании масок, которые оказались включены в политический дискурс. Рассказывая об изменении социального портрета личности, они при этом сохранили многие ритуальные черты древности.

Ломка общественного строя требовала нового языка, на котором можно было бы говорить о политике, в том числе визуального. На демонстрациях маски политических персон обрели мифологическое содержание — выступали не просто маркером социального статуса, как на средневековых карнавалах, а персонификацией абстрактных политических сил.

Политические партии и лидеры стали новыми божествами, а божествам нужны были ритуалы.

Еще актуальнее маски стали в конце XX — начале XXI века, когда их начали использовать массовые оппозиционные движения. Сторонники протестной группы «Анонимус» первыми ввели масочный образ Гая Фокса как символ борьбы за социальные права. Общество, обретшее гражданское самосознание, при помощи маски говорило уже не про политиков, а про себя.

Образ Гая Фокса не относится к кому-то конкретному, но при этом относится ко всем, это единое лицо всех протестующих. Маска говорит и о сплоченности (они сумели переступить через собственный эгоизм и объединиться), и о масштабе проблемы (все недовольны одним и тем же).

Еще один важный смысл масок — уход из-под государственного контроля. XX век принес тоталитаризм, а XXI — видеосистемы общественного контроля, которые не только фиксируют нарушение, но и опознают нарушителя.

Кем был разрушен Храм Артемиды в Эфесе?

Согласно историческим летописям, впервые храм пострадал от рук Герострата в июле 356 г. до н. э. Свою варварскую выходку он объяснил возникновением дикого желания прославиться любой ценой. Как свидетельствует одна из легенд, в ночь сожжения храма богиня Артемида была занята рождением сына Александра Македонского, поэтому она и не смогла спасти сооруженный в ее честь храм. Впоследствии повзрослевший Александр задумал восстановить пострадавшую от рук варвара конструкцию, но горожане его не поддержали. И только тогда, когда сына Артемиды уже не было в живых, эфесцы все-таки восстановили божественный храм собственными силами.

На этом приключения величественного чуда света не заканчиваются. В 263 году н.э. он был разрушен повторно, но эфесцы на этот раз потрудились восстановить его побыстрее. Их желание привести храм в порядок объяснялось тем, что многие горожане стали христианами сразу после того, как они увидели раскол алтаря Артемиды на множество частей. Это событие описано в книге Деяний Иоанна во 2 веке одним из Апостолов. Так в 4 веке н.э. многие эфесцы приняли христианство, но римский император Феодосий возжелал закрыть все языческие храмы. И вот в 401 году н.э. храм пострадал в третий раз – теперь уже от группы людей, возглавленной Иоанном Златоустом. Но предприимчивые эфесцы приспособили остатки храма для строительства других новых зданий. Сама природа скорбила из-за совершенного мародерства, и упрятала сооружение под землю, подмыв его водами подземной реки. Постепенно о Храме Артемиды в Эфесе забыли.

История


Так выглядел храм в давние времена

Храм Артемиды – великолепное и величественное строение, которое поражало путешественников, отправляющихся в Азию. Земли, известные современным туристам, как Анатолия, когда-то принадлежала грекам, римлянам, здесь жили арабы и евреи. Сегодня – это провинция Турции. Вместе с территориями государству отошло и монументальное святилище, посвященное древнегреческой богине.

Грандиозное строение из белого мрамора считается одним из чудес света. Оно пережило не одно драматическое событие и, к сожалению, практически не уцелело. Так что сегодня на месте некогда могущественного храма находятся лишь руины, а сам «Храм»— это лишь остановка в экскурсионном маршруте по древнему городу Эфесу. Однако посетить его стремятся практически все туристы, отдыхающие на курорте.

Бытовало еще одно поверье: к Артемиде обращались за помощью женщины, которые не могли забеременеть, и будущие роженицы.

Культовое сооружение, посвященное богине, существовало на этих землях еще с незапамятных времен. Самые древние реликвии святилища датируются VIII веком до н.э. Сейчас они хранятся в британском музее.

Окончательное разрушение храма и нынешнее состояние

В течение шести веков храм стоял нетронутым, и даже появление христианских миссионеров не помешало проводить там праздники. Но всё изменилось в 268 году н. э. Именно тогда здание пострадало в результате нападения готов. В текстах готских историков содержится рассказ о том, что вожди готов Респа, Ведук и Туруар захватили корабль и прибыли в Азию. Там они грабили большие города. Этой участи не избежал и Эфес, а сам храм Артемиды Эфесской готы подожгли и разграбили.

После этого в истории древнего храма достаточно много белых пятен. Судя по некоторым источникам, его всё же восстановили заново, т.к. можно найти упоминания о проведении обрядов и в более позднее время.

Примерно во времена заката Римской империи храм Артемиды Эфесской был окончательно закрыт в результате преследований язычества, однако точная дата неизвестна.

В качестве даты закрытия храма называют начало или середину V века, иногда указывается более точный год – 407 г. до н.э. Неизвестно, сколько времени с момента закрытия прошло до полного разрушения. Но культ Артемиды за это время был предан почти полному забвению. Имя богини стёрли со всех надписей, которые встречались по городу. Культ оказался под запретом.

Украшения храма разобрали и вывезли из Эфеса, их использовали при строительстве других сооружений. Например, колонны святилища перевезли в Константинополь (современный Стамбул), где они нашли своё место в Соборе Святой Софии. В самом городе установили скульптуры и другие элементы храма.

Руины храма были найдены в 1869 г. при проведении раскопок, которые финансировал Британский музей.

Эти раскопки продолжились в 1904-1906 гг., во время которых были найдены другие фрагменты. Многие из найденных сокровищ и скульптур перевезли в сам Британский музей, где была организована «Эфесская комната».

До настоящего момента от древнего храма сохранилась только одна-единственная колонна. Таким образом, храм Артемиды Эфесской пополнил список чудес света, навсегда стёртых с лица земли.

Вторая фаза

Новый храм спонсировался, по крайней мере частично, Крезом , который основал империю Лидии и был повелителем Эфеса, и был спроектирован и построен примерно в 550 г. до н.э. критским архитектором Херсифроном и его сыном Метагеном . Он был 115 м (377 футов) в длину и 46 м (151 фут) в ширину, предположительно, первый греческий храм, построенный из мрамора. Его периферийные колонны высотой около 13 м (40 футов) составляли двойные ряды, образующие широкий церемониальный проход вокруг целлы, в которой находился культовый образ богини. По словам Плиния, тридцать шесть из этих колонн были украшены рельефной резьбой. Эндойос вылепил новую культовую статую из черного или почерневшего виноградного дерева, а к востоку от алтаря под открытым небом возвел наискос для ее размещения.

Фондовый депозит

Монета из электрума из , 625–600 гг. До н. Э. Олень пасется вправо, ΦΑΕΝΟΣ ΕΜΙ ΣΕΜΑ (ретроградный, «Я — значок / знак / могила Фанеса / свет»).

Самая ранняя известная именная монета из фонда фундамента Храма Афины: монета из электрума Фанеса из , 625-600 гг. До н.э. Аверс: Олень пасется вправо, ΦΑΝΕΟΣ (ретроградный). Реверс: Два неровных удара, каждый с выпуклыми пересекающимися линиями.

Богатое месторождение фундамента этой эпохи, также называемое «месторождение Артемидия», принесло более тысячи предметов, в том числе, возможно, самые ранние монеты, сделанные из сплава серебра и золота, электрума . Месторождение содержит некоторые из самых ранних вписанных монет, тех Фанес , датировано 625-600 до н.э. из Эфеса , с легендой ΦΑΕΝΟΣ ΕΜΙ ΣΗΜΑ (или аналогичным) ( «Я знак / знак / могила Фанесла / свет»), или просто носящий имя ΦΑΝΕΟΣ («Фанесский»).

Фрагменты барельефа на нижних барабанах храма, сохранившиеся в Британском музее, показывают, что обогащенные колонны более позднего храма, некоторые из которых сохранились ( иллюстрация ниже ), были версиями этой более ранней особенности

Плиний Старший , по-видимому, не подозревая о древней непрерывности священного места, утверждает, что архитекторы нового храма решили построить его на болотистой местности в качестве меры предосторожности от землетрясений.

Храм стал важной достопримечательностью, которую посещали купцы, короли и туристы, многие из которых воздавали дань уважения Артемиде в виде украшений и различных товаров. Он также предлагал убежище тем, кто бежал от преследований или наказаний, традиция, связанная в мифе с амазонками, которые дважды бежали туда в поисках защиты богини от наказания, сначала Дионисом, а затем Гераклом .

Разрушение

В 356 г. до н. Э. Храм был разрушен в результате тщеславного поджога, совершенного человеком Геростратом , который поджег деревянные балки крыши в поисках славы любой ценой; термин . За это возмущение ефесяне приговорили преступника к смертной казни и запретили кому-либо упоминать его имя ; но позже Феопомп заметил это. Согласно греческой и римской исторической традиции, разрушение храма совпало с рождением Александра Великого (около 20/21 июля 356 г. до н.э.). Плутарх заметил, что Артемида была слишком занята доставкой Александра, чтобы спасти ее горящий храм.

То, что разрушение храма действительно было делом рук Герострата, критически рассматривается современными учеными. Было отмечено, что ему понадобился доступ к деревянному обрамлению крыши, но надписи говорят о том, что в храме находился «целый корпус» стражей и хранителей. Историк Стефан Карвизе   также указывает на Аристотеля , который в своей « Метеорологии» упоминает пожар на «Артемидии» как результат удара молнии . Разрушение могло быть даже умышленным актом, организованным администраторами храма, которые, вероятно, знали, что фундамент старого храма находится в плохом состоянии, а «Артемидия» рискует провалиться в землю. А поскольку здание было священным, его нельзя было просто снести и перестроить на новом месте. Карвизе подвергает сомнению мотив Герострата, поскольку он раскрыл его только под пытками, что не подходит человеку, ищущему славы, в то время как историк Дитер Книббе   считает Герострата «полезным идиотом на службе священства».

Краткое описание, история

Строительством занялись самые известные мастера того времени. В город пригласили из Кносса архитектора Херсифрона. Он создал проект, по которому начал строится храм Артемиды в Эфесе, впоследствии ставший чудом света.

Сооружение одного их самых величественных храмов шло долго и конечно, одной человеческой жизни не хватило. Следующим, кто продолжил строить храм Артемиды в Эфесе, стал сын архитектора Метаген, после него — зодчие Деметрий и Пеонит.

Полностью воссоздать облик храма не удалось, о внутреннем убранстве можно судить только по оставшимся описаниям и уже не определить, факты ли это или художественный вымысел. Достоверно известно, что длина основания составляла 105 м, ширина 51 м. Количество колонн, поддерживающих свод, достигало 127, высота каждой — 18 м. Ко входу вели широкие ступени, портик был украшен искусно высеченными барельефами. Центральную часть опоясывал двойной ряд колонн с резными капителями.

Основным материалом стал мрамор, им же облицована часть внутренних помещений. Перекрытия и часть декоративных элементов выполнили из дерева. Центральной точкой храма был постамент со статуей богини высотой 15 м., инкрустированная драгоценными камнями и золотыми пластинами.

Над постройкой и украшением трудились выдающие мастера древности:

  • рельеф колонн — Скопас;
  • украшение алтарной части — Пракситель;
  • росписи и фрески — Апеллес.

Каждый из них вложил кусочек души в свое творение, поэтому храм был не просто чудом света — им восхищался каждый, кому довелось побывать в нем или даже посмотреть на величественное здание издали. Храм Артемиды Эфесской стал достойным местом для почитания богини.

Место для постройки искали долго. Жители и мастера, наученные горьким опытом обрушения предыдущих конструкций, подошли к решению вопроса творчески. За аксиому взяли факт, что в городе и окрестностях регулярно происходят сильные колебания почвы. Значит, следует их погасить. Путем расчетов пришли к выводу, что болотистая местность меньше подвержена резким сотрясениям. Так были найдены руины древнего капища, на месте которых начали рыть котлован. Чтобы создать надежную основу, гасящую колебания, котлован заполнили углем и шерстью, уложив их слоями. В процессе постройки возникало еще много сложных ситуаций, но они успешно решались, благодаря находчивости строителей.

Популярные темы сообщений

  • Фотосинтез

    Необходимыми компонентами для фотосинтеза, кроме света, являются углекислый газ и вода. Фотосинтез проходит в хлоропластах, зелёных пластидах, которые находятся в растительной клетке. Углекислый газ поглощается листьями из воздуха, а вода — из почвы

  • Папа Римский

    Папой римским называют главу католической церкви. Он наделен не только религиозной властью, но и выполняет функции суверена государства и монарха. Функции папы исключительны и нераздельны.

  • Мимоза

    Одним из самых нежных цветов, которые появляются с наступлением тепла, является мимоза. Большинство считают ее цветком, а в сущности это кустарник. Зовут ее — акация серебристая, а еще по-другому – акация австралийская,

Раскопки на сайте [ править ]

Это место было обнаружено Британской школой археологии во время раскопок в Лаконии в 1906-10 годах после того, как в земле вокруг реки, под местом, были обнаружены кукольные фигурки и другие крошечные предметы. В то время нераскопанное место представляло собой только разрушенный римский театр, в значительной степени разграбленный после основания современной Спарты в 1834 году и вот-вот рухнувший в реку. Археологи под руководством Р. М. Докинза быстро обнаружили свидетельства греческой оккупации. Докинз пишет: «Римский театр было легко защитить ..

большое количество древних объектов, которые благодаря свету, который они пролили на примитивную Спарту, придали этим раскопкам важное значение .»Была обнаружена длинная непрерывная последовательность археологических слоев. Были отмечены две отдельные области, которые использовались для проведения раскопок полностью, они были обозначены как траншея A и траншея B

Траншея A покрывала южную часть святилища, проходя через амфитеатр, траншея B была отмечена всего в 10 метрах от траншеи A на юге, охватывая все части инфраструктуры.

Траншея А доставила много артефактов, которые, вероятно, считались предметами, принесенными в жертву богине, глубоко в земле под амфитеатром. Самым невероятным открытием, сделанным из траншеи А, было обилие масок, которые, как считается, были связаны с культом. Траншея B была выкопана слишком далеко от основного участка, судя по минимальным находкам внутри. Артефакты, найденные в траншеях, включали керамику, сосуды геометрической формы, кукольные фигурки, скульптуры и многое другое.

Самый ранний признак человеческой жизни отмечен в самой темной грязи, заполненной множеством артефактов, которые лежат прямо под алтарем храма. Груды артефактов нельзя было найти больше нигде на этом месте в таком изобилии, кроме того места, где, как считалось, поклонялись богине. Найденные останки, в том числе кости, считались связанными с культом, и было обнаружено, что это останки животных, принесенных в жертву Ортии.

Так же как и Британский музей , значительная группа предложений были помещена в Музее Мирового Ливерпуля, Великобритания, и , как говорит экспонат куски , которые приходят из всех периодов времени , что храм был использован (век до н.э. восьмого к 3 век нашей эры). Хотя есть информация, позволяющая предположить, что святилище использовалось намного позже 8-го века, большинство обнаруженных вотивов были закопаны в землю задолго до середины 7-го века. Обеты могут быть датированы концом V века до нашей эры, а наибольшее количество было найдено около конца VI века до нашей эры.

Разрушение древнего памятника

Святилище Артемиды было действующим почти 6 веков, упоминания о нем встречаются во многих исторических источниках того времени. В них же имеется информация о том, что в конце III в. н.э. в результате поджога и разграбления готами здание сильно пострадало. Однако были проведены большие восстановительные работы. Они позволили храму функционировать еще 2 века, вплоть до закрытия его христианами по указу правителя Феодосия I. Одновременно с этим в городе убрали все упоминания богини Артемиды.

Эфес стал запустевать и беднеть, многие жители переехали в другие поселения. Это связано с отступом морской береговой линии и потерей портового статуса города. Поддерживать сохранность храма стало некому. Он начал разрушаться, колонны перевезли в Константинополь для строительства собора святой Софии, какие-то материалы разбирали местные граждане под свои нужды. Оставшиеся после многократных землетрясений руины утягивало в болото.

Со временем территория Эфеса перешла к Турецкой империи, были уничтожены последние упоминания о греческом храме в честь богини охоты и плодородия Артемиды.

В середине XIX в. британец Джон Вуд организовал археологические работы по поиску следов древнего святилища. Оно было найдено в окрестностях Измира. В городе Сельчук есть пустырь, на котором расположен фундамент, полуразрушенная колонна и камни. Это все, что осталось от былого величия древней достопримечательности, посмотреть на которую приезжали со всего Средиземноморья. Через несколько лет Дэвид Хогарт провел повторные археологические раскопки. В результате ученые обнаружили:

  • части скульптур;
  • самый древний в мире клад монет (600 в. до н.э.).

Эти экспонаты представлены в Британском музее. Экспозиция называется «Эфесская комната».

Храм Артемиды Эфесской

Реконструкция святилища.

Самым прекрасным и известным храмом считается храм Артемиды Эфесской. Находится он в одноимённом городе Эфесе. Храм считается не только одним из величайших памятников древнегреческой истории, но также одним из Семи чудес света.

Сейчас это место располагается в Турции, провинция Измир, около города Сельчук на юге страны.

Место в Эфесе, где он построен, стало священным ещё в архаическую эпоху, когда там были построены несколько святилищ, так называемых теменосов. Храмы богини Артемиды в Эфесе, построенные в разные эпохи, насчитывали три святилища. Первым был темнос. Темносами называли место обитания бога, куда человек мог прийти с молитвами и подношениями. Часто так именовали священные рощи, посвящаемые греческим небожителям.

Храм Артемиды Эфесской пережил три этапа и имеет очень богатую историю. Самый первый храм Артемиды появился в бронзовом веке. Поэт и учёный Каллимах из Александрии писал в своём гимне, посвящённом Артемиде, что храм был выстроен амазонками. Эти девы-воительницы действительно находились под покровительством Артемиды Эфесской, так как и правда были похожи по образу жизни на описание самой богини. Однако раскопки, проведённые в тех местах в Эфесе, не выявили следов амазонок.

Крылатая Артемида [ править ]

Архаическая крылатая Артемида, представленная во многих бывших ветеранов с 8-го по конец 6-го века, дольше всех оставалась здесь как Артемида Ортия. Куклоподобные фигуры богини Артемиды постоянно выставляются с набором крыльев, вместо того, чтобы держать животное в ее руках или рядом с ней. От одной фигурки к другой можно наблюдать множество различий, наиболее важным из которых является дизайн крыльев, а также «поло», однако ни то, ни другое не имеет значения. Тело фигурки постепенно уменьшалось в деталях с течением времени, особенно в структуре крыльев, после чего исчезли голова, палкообразные ноги и новый треугольный каркас. Иногда обнаруживалось, что на некоторых из фигурок, созданных около 600 г. до н.э., в предлагаемых произведениях были написаны послания, посвященные Артемиде Ортии.

Диамастигоз править

Культ Ортии породил διαμαστίγωσιςдиамастигоз (от διαμαστιγῶ / diamastigô , «жестко бить»), где éphēboi подвергались порке, как описано Плутархом , Ксенофонтом , Павсанием и Платоном . На алтарь складывали сыры, взрослые охраняли их плетьми. Молодые люди попытаются поймать их, не боясь кнутов. Это было сделано для того, чтобы подготовить мальчиков в раннем возрасте к жизни, с которой они столкнутся как взрослые, так и солдаты. Это считалось обрядом посвящения.

В римский период, согласно Цицерону , ритуал превратился в кровавое зрелище, иногда до смерти, со зрителями со всей империи. Амфитеатр должен был быть построен в 3 веке нашей эры для размещения туристов. Либаниос указывает, что это зрелище привлекало любопытных еще в 4 веке нашей эры.

Культ

Культ элементы

Архаичное (доклассическое) изображение богини на слоновой кости вотивное предложение (Национальный археологический музей Афин) может отражать культовый образ.

В храме проводились разные праздники, одним из первых которых было Шествие девушек. Считалось, что это празднование произошло, когда храм открылся в самом начале. Неизвестно все подробности того, что именно произошло во время этого торжества, однако считалось, что девушки Спарта принесли подарки, чтобы предложить Артемиде, пока они пели песни Парфеносу. Было найдено множество надписей, посвященных этому празднованию, что свидетельствует о серьезности поклонения богине.

Культ в Спарте часто использовал маски, имитирующие внешний вид различных животных

Это было связано с тем, что во время особого пира, названного сиракузским праздником Артемиды, вокруг Артемиды могли кружить существа, и было важно, чтобы одна из них была женщиной-львом. В связи с этим, когда в храме делались приношения, обычно включающие жертву животных, в Спарте медведь рассматривался как важный символ

Было высказано предположение, что Артемида Ортия и медведь были связаны способами, которые связаны с материнством и рождением детей.

Поскольку Артемида связана с идеями природы и питания, она также считается плодородной. Многие мифы изображают ее как фигуру, в которой общество нимф служит ей королевской семьей вместе с сатирами, происходящими из Дионис, следовательно, заставляя женщин в молодом возрасте становиться очень благородными по отношению к культу.

Считалось, что молодые женщины, соблюдающие культ, соблюдают целомудрие, но исполняли свои танцы таким образом, что это было бы сочтено неподобающим и очень гиперсексуальным. Также было отмечено, что статуя, изображающая Артемиду для культа, была временно удалена из святилища девушками во время их танца. Мужчины также воздали хвалу греческой богине, из-за чего эфебов можно было увидеть, как их били такими предметами, как как плети у алтаря храма в Спарте, диамастигоз.

Мальчики считали, что в святилище играют в три типа игр. Первая и даже вторая игра считались битвой пения или написания лучшей музыки, в то время как последняя игра считалась охотой, поскольку для игры требовалось 10 человек. Одна игра не была известна как письменность, объясняющая, что она не могла быть правильно расшифрована на момент открытия. Культ обратился к ксоанон (архаическое деревянное чучело) недоброжелательной репутации, поскольку, по общему мнению, Таврический, откуда он был украден Орест и Ифигения, в соответствии с Еврипид. Найденные на этом месте резные изображения из слоновой кости, ориентированные на ориентацию, показывают крылатую богиню, держащую животное или птицу обеими руками в манере Potnia Theron; полуфабрикаты из слоновой кости с этого места показывают, что их фактура была местной (Rose in Dawkins 1929: 400).

Павсаний описывает последующее происхождение диамастигоз (ритуал бичевание):

В соответствии с Плутарх, писать в Жизнь Аристида (17, 8), церемония представляет собой реконструкцию, увековечивающую эпизод из Греко-персидские войны.

В дополнение к бичеванию диамастигоз, культ — индивидуальные танцы юношей и танцы хоров девушек. Для юношей приз — серп, подразумевающий сельскохозяйственный ритуал.

Наличие бывшие голоса (подношения по обету) свидетельствуют о популярности культа: глиняные маски, изображающие старух или гоплиты а также вести и терракота фигурки мужчин и женщин, играющих на флейте, лира, или же тарелки, или сесть на лошадь.

2. Восстановление нового храма

Согласно легенде, в 356 до н. э., в ночь, когда в Пелле, столице Македонии, родился будущий Александр Великий, некий тщеславный гражданин Эфеса по имени Герострат поджёг великий храм, желая таким образом прославиться.

Имя Герострата с тех пор стало нарицательным и все-таки вошло в историю, хотя по решению городского собрания должно было исчезнуть из памяти людской навечно. В официальных документах о нем говорится просто как об «одном безумце».

К началу III в. до н. э. храм был полностью восстановлен в прежнем виде. Деньги на постройку нового Чуда Света выделил Александр Македонский. Архитектор Александра Дейнократ (согласно Страбону, его звали Хейрократ), руководивший работами, сохранил его прежний план, только поднял здание на более высокое ступенчатое основание.

Постройка храма Артемиды

По преданию, Артемида была сестрой-близнецом Аполлона. По верованиям древних греков, Артемида заботилась обо всем, что живёт на земле и растёт в лесу и в поле. Она опекала диких зверей, стада домашнего скота, она вызывала рост трав, цветов и деревьев. Не оставляла Артемида без внимания и людей — она давала счастье в браке и благословляла рождение детей. Греческие женщины традиционно приносили жертвы Артемиде — покровительнице чадородия.

Культ Артемиды в Эфесе возводится к временам полумифического Андрокла. В архаическую эпоху на месте будущего знаменитого храма последовательно существовали три святилища:

  • VIII века до н. э.
  • середины VII века до н. э.
  • небольшой храм с двумя колоннами перед входом размером 16×31 м.

В честь Артемиды жители Эфеса построили близ города, на месте, где прежде располагалось святилище карийской богини плодородия, огромный храм, ставший одним из семи чудес Древнего мира. Средства на строительство пожертвовал знаменитый богач, лидийский царь Крёз (на базах колонн храма сохранились две его надписи). Проект храма, согласно Страбону, разработал архитектор Херсифрон из Кносса. При нём были возведены стены храма и установлена колоннада (первая половина VI века до н. э.). После смерти зодчего строительство продолжил его сын Метаген (вторая половина VI века до н. э.), а заканчивали постройку, как пишет Витрувий, уже архитекторы Пеоний и Деметрий (первая половина V века до н. э.).

Когда огромный законченный храм из белого мрамора открылся взорам горожан, он вызывал удивление и восхищение. Известно, что в создании скульптурного убранства храма принимали участие лучшие мастера греческого мира, а статуя богини Артемиды была сделана из золота и слоновой кости.

Храм Артемиды использовался не только для проведения религиозных церемоний. Он был одновременно финансовым и деловым центром Эфеса. Храм был полностью независим от городских властей и управлялся коллегией жрецов.

5. Храм в последующие эпохи

В 263 году святилище Артемиды было разграблено готами. Во времена императора Феодосия I, когда в 391—392 гг. были запрещены все языческие культы, храм Артемиды в Эфесе закрыли. На месте храма была построена церковь, которая позже тоже разрушилась.

Мраморную облицовку с него стали растаскивать на разные постройки, была разобрана и крыша, нарушено единство конструкции. И когда начали падать колонны, то их обломки засасывало болотом, на котором стоял храм. А ещё через несколько десятилетий под жижей и наносами реки скрылись последние следы лучшего храма Ионии. Даже место, где он стоял, постепенно забылось.

Долгие месяцы потребовались английскому археологу Вуду, чтобы отыскать следы храма. 31 октября 1869 года ему повезло. Полностью фундамент храма был вскрыт только в двадцатом веке. А под ним — следы храма, сожжённого Геростратом.

В настоящее время на месте храма стоит одна восстановленная из обломков колонна.

Выводы и впечатления

Конечно, я ожидала от древнего храма немного больше, чем просто болото и одна-единственная колонна. Заранее ничего про храм не читала, хотелось просто посмотреть, что от него осталось. Ехать туда специально, наверное, не стоит — смотреть там нечего, разве что просто прочувствовать место, представить, как все это выглядело раньше.

Но вот после посещения Эфеса вполне можно сходить — находится храм совсем близко, дорога живописная и удобная. Удивительно все-таки, насколько природа сильнее, чем любые рукотворные сооружения — как до строительства храма здесь было болото, так и сейчас, спустя почти пару тысяч лет, здесь по-прежнему болото.

Это интересно: 4840,Храм Саграда Фамилия в Барселоне

Заключение

«Храм Артемиды в Эфесе» простоял в своем величии и красоте более пяти веков. В нем проводили Богослужения жрецы. Паломники со всех греческих городов приносили дорогие подарки Богиням. Римские наместники, начиная свое правление, приходили поклониться Артемиде и преподнести ей дорогие подарки. В 263 г д. н. э. готы, узнавшиеся о хранившихся в храме богатствах, захватили Эфес и разграбили святилище Артемиды.

В Византийское время мраморная облицовка храма и колонны, были вывезены в Византию. И как строительный материал, их использовали для различных строений. Но это необыкновенное создание древнего миро полностью уничтожила и поглотила болотистая почва, ил и песок реки Каистры.

И в середине 19-го века, археологи решили отыскать храм, но на том месте, где он когда-то стоял, простиралось болото. В 1863-1871 г, английский археолог Дж. Вуд, начал проводить здесь раскопки. В результате он обнаружил мраморные ступени храма. А на 6 м глубине болота – фрагмент храма, обломки мраморных колонн и статуй.

Но еще несколько десятилетий потребовалось археологам и архитекторам, чтобы восстановить план и общий вид этого знаменитого святилища. Святилища, красоту которого древние поэты воспевали в стихах. Во 2-1 в д. н. э.  поэт Антипатр Сидонский, который считал «Храм Артемиды Эфесской» самым прекрасным из семи чудес древнего мира, писал:

«Кто перенес Парфенон твой, Богиня, с

Олимпа, где прежде

Он находился в ряду прочих

небесных жилищ.

В город Андрокла, столицу ртивых

в бою ионийцев,

Музами, как и копьем, славный

повсюду Эфес.

Видно сама ты, сразившая Тития

больше олимпа

Город родной возлюбя в нем свой

воздвигла чертог.»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector