Хатынь

Жизнь и смерть легкоатлета Ганса Вельке

В 1936 году в городе Берлине состоялись Олимпийские Игры. Так произошло, что первым немцем, который смог получить золотую медаль в толкании ядра, впервые в истории игр стал лёгкоатлет Ганс Вельке.

Каждая немецкая газета и журнал вовсю восхваляли Вельке как представителя чистой арийской расы. При этом не жалелось оскорблений и грязи в отношении «каких-то негров и других человекообразных», как назывались все остальные люди.

Но вся эта шумиха оказалась абсолютно напрасной, так как на этой же Олимпиаде, только несколькими днями позже, негр Джесси Оуэнс выступил великолепно и завоевал целых 4 золотых медали в лёгкой атлетике.

Да и в дальнейшем, чистая арийская кровь не спасла Ганса от пули белорусских партизан, когда в 1943 году в марте он оказался в автоколонне фашистов на территории оккупированной Белоруссии. Именно здесь, рядом с тогда никому не известной деревней Хатынь, бойцы партизанского отряда «Мститель» в перестрелке убили нескольких полицаев и одного немецкого офицера. В той расстрелянной легковушке ехал командир роты. Именно он — гауптман Ганс Вельке, бывший Олимпийский чемпион в толкании ядра…

Очевидно, смерть одного чистокровного арийца, по мнению фашистских карателей, стоила жизни целой деревни. Немцы вызвали подмогу, и партизаны были вынуждены отступить. Деревня осталась без защиты.

Мемориальный комплекс «Хатынь»

Хатынь — символ страшной трагедии, которую пережил белорусский народ в годы Великой Отечественной войны. Иногда мы задаем себе вопрос — надо ли посещать объекты, посвященные таким страшным и трагическим событиям, как те, что происходили в Бухенвальде, Освенциме, Треблинке, Хатыни? Нужно ли нашим детям видеть эти жестокости? Ответ однозначный — нужно. События войны уходят все дальше в прошлое, ветеранов становится все меньше. Двадцать лет назад, на традиционном шествии партизанов в Минске шли многочисленные колонны, сейчас — хорошо, если пара сотен человек. И такие мемориалы как Хатынь — неоценимое хранилище исторической памяти народа, который в своей истории пережил национальную трагедию. Хатынь — символ мученичества белорусского народа, потерявшего в годы войны каждого четвертого. И в то же время — свидетельство его несгибаемого мужества, потому что, пережив все, он вышел победителем. Именно этому посвящен главный памятник Хатыни «Непокоренный человек».

История Хатынской трагедии

22 марта 1943 года белорусская деревня Хатынь перестала существовать, теперь ее нет ни на одной географической карте. Накануне партизаны обстреляли немецкую автоколонну, был убит немецкий офицер. В таких случаях каратели всегда проводили репрессии против мирных жителей, стремясь таким образом запугать партизан, ведь среди населения деревень были их близкие. Ничего не знавших о происшедшем людей загнали в сарай, взрослые, которые вскоре поняли, что их ожидает, пытались спасти детей, но их расстреливали при попытке к бегству. Только троим детям удалось бежать. Вскоре после того, как сарай подожгли, его стены рухнули, обгоревшие, охваченные огнем люди все-таки пытались скрыться, но их расстреливали в упор.

Анна Желобкович, падая, прикрыла своим телом сына Витю, он пролежал под трупом матери до рассвета, позже его и еще одного мальчика, Андрея Барановского, который был тяжело ранен и принят фашистами за мертвого, обнаружили жители соседней деревни.

Из взрослых жителей деревни уцелел только 56-летний кузнец Иосиф Каминский. Придя в сознание, обгоревший и израненный, он нашел среди трупов односельчан тело своего сына. Это трагическое событие и положено в основу единственной скульптуры мемориального комплекса Хатынь.

Мемориальный комплекс

Когда в 60-х годах прошлого века было принято решение увековечить память хатынской трагедии, проводился конкурс среди скульпторов и архитекторов. Победили архитекторы Ю.Градов, В.Зенкович и Л. Левин, скульптор С.Селиханов. Хатынь — выдающееся произведение монументального искусства. Лаконичными, образными, выразительными, реалистическими средствами авторы передают посетителям высокую патриотическую идею. Памятник оказывает исключительное эмоциональное воздействие, что достигается сочетанием природы, звукового сопровождения и совершенством архитектуры и пластики. Тот, кто когда-нибудь слышал колокола Хатыни, не забудет их никогда. Белоруссия — это непокоренный Иосиф Каминский, несущий на руках своего замученного ребенка, но не склонивший головы перед захватчиками. Скорбь о погибших и непреходящее восхищение стойкостью народа-страдальца — вот чувства, которые в камне и звуке сумели воплотить авторы.

Как проехать

От Минска до Хатыни ходит автобус с главного автовокзала. На личном автомобиле надо ехать по шоссе «М3 Минск-Витебск», на 54 км увидите указатель — Хатынь, ориентируясь по нему, через 5 км вы достигнете мемориала.

Часы работы

Фотодокументальная экспозиция: 10:30-16:00, стоимость билета для студентов и школьников — 0,50 BYN; обычные билеты — 1 BYN.

Экскурсионное обслуживание: 10:30-15:00, выходной день — понедельник.

Фотосъемка (1 фотоаппарат) — 0,50 BYN.

Вход на территорию мемориала бесплатный, имеется автостоянка, киоск продажи сувениров, ближайший к мемориалу пункт питания — в соседнем пансионате «Партизанский бор».

Описание преступления

Ванда Яскевич — одна из 149 сожжённых жителей Хатыни

Жители деревни ничего не знали об утреннем инциденте, в ответ на который был применён принцип общего коллективного наказания, нарушающий все правила и обычаи ведения войны.

По приказу Эриха Кернера и под непосредственным руководством Васюры полицейские согнали всё население Хатыни в колхозный сарай и заперли в нём. Тех, кто пытался убежать, убивали на месте[неавторитетный источник?]. Среди жителей деревни были многодетные семьи: так, например, в семье Иосифа и Анны Барановских было девять детей, в семье Александра и Александры Новицких — семеро. В сарае заперли также Антона Кункевича из деревни Юрковичи и Кристину Слонскую из деревни Камено, которые оказались в это время в Хатыни. Сарай обложили соломой, облили бензином, переводчик-полицейский Лукович поджёг его.

Деревянный сарай быстро загорелся. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать; но тех, кто вырывался из пламени, расстреливали из пулемётов, автоматов и винтовок. Приказ открыть огонь отдали Кернер, Смовский и Васюра. Стрельба прекратилсь лишь тогда, когда затихли крики и стоны, и пока не обвалилась крыша сарая.

Схематический план бывшей деревни Хатынь и окружающей местности. Из уголовного дела о массовом убийстве жителей деревни.

В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16 лет. Спастись тогда удалось двум девушкам — Марии Фёдорович и Юлии Климович, которые чудом смогли выбраться из горящего сарая и доползти до леса, где их подобрали жители деревни Хворостени Каменского сельсовета (позднее и эта деревня была сожжена оккупантами, и обе девушки погибли). Сама деревня была уничтожена полностью[неавторитетный источник?].

Из находившихся в сарае детей семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский остались в живых. Витя спрятался под телом своей матери, которая прикрыла сына собой; ребёнок, раненный в руку, пролежал под трупом матери до ухода карателей из деревни. Антон Барановский был ранен в ногу пулей, и эсэсовцы приняли его за мёртвого. Обгоревших, израненных детей подобрали и выходили жители соседних деревень[неавторитетный источник?]. После войны дети воспитывались в детском доме. Ещё троим — Володе Яскевичу, его сестре Соне и Саше Желобковичу — также удалось скрыться от нацистов.

Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф Иосифович Каминский (1887—1973). Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Ему пришлось пережить ещё один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашёл своего сына Адама. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном Адамом послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе.

Документ оккупационной администрации от 5 апреля 1943 года, который содержит сообщение об убийстве 90 жителей Хатыни и уничтожении деревни.

Одному из выживших жителей Хатыни — Антону Барановскому — 22 марта 1943 года было 12 лет. Он никогда не скрывал правду о событиях в Хатыни, открыто об этом говорил, знал имена многих полицаев, сжигавших людей. В декабре 1969 года — через 5 месяцев после открытия мемориального комплекса — Антон погиб при невыясненных обстоятельствах.

Последний свидетель сожжения Хатыни, Виктор Желобкович, скончался в 2020 году.

Версию событий с рядом отличий опубликовал в 2012 году украинский историк Иван Дерейко в монографии «Місцеві формування німецької армії та поліції у Райхскомісаріаті „Україна“ (1941—1944 роки)». Он пишет, что 118-й полицейский батальон после нападения отряда «Народные мстители» атаковал деревню, где вместо отхода в лес по неизвестной причине решили закрепиться партизаны. В результате штурма деревни было убито 30 партизан и некоторое число мирных жителей, ещё около 20 человек были захвачены в плен. Само же село с оставшимися жителями после боя по приказу обергруппенфюрера Курта фон Готтберга было сожжено Особым батальоном СС под командованием Дирлевангера.

Памяти павших будьте достойны

Мемориальный ансамбль «Хатынь» стал не просто памятником гибели одной деревни и трагедии сотен других погибших деревень, но и высшим достижением белорусской послевоенной архитектуры – единственным в республике удостоенным главной премии СССР.

«Пусть этот скромный мемориал приумножит решимость тех, кто приходит сюда, построить живой памятник погибшим – мир без войны для их детей и внуков» – записал в хатынской Книге почетных гостей президент США Ричард Никсон.

Строки Роберта Рождественского призывают:

Люди,покуда сердца стучатся,помните!Какою ценойзавоевано счастье,пожалуйста,помните!Памяти павших будьте достойны!

Правда, которую невозможно скрыть

В годы перестройки и последующий период достоянием общественности стали многие документы, проливавшие свет на те эпизоды отечественной истории, которые прежде скрывались официальными властями. Новое освещение получила и история Хатыни. Были, наконец, во всеуслышание названы подлинные имена палачей белорусского народа. В средствах массовой информации тех лет часто появлялись публикации, содержавшие в себе показания как самих выживших участников трагедии, так и жителей соседних деревень, ставших свидетелями происшедшего.

На основании архивных материалов, с которых был снят гриф «Секретно», режиссёрами Александром Милославовым и Ольгой Дыховичной был создан документальный фильм «Позорная тайна Хатыни». Он вышел на экраны страны в 2009 году. Создатели фильма со всей откровенностью рассказали о том, как война проявила в людях не только высочайший патриотизм и самоотверженность, но и глубокое нравственное падение.

Бесчеловечная акция

В тот же вечер 22 марта 1943 года полицаи во главе с Григорием Васюрой согнали всех жителей деревни в крытый колхозный сарай, после чего заперли снаружи дверь. Тех, кто пытался бежать, понимая, что впереди ждёт неминуемая смерть, расстреливали прямо на ходу. Среди жителей, запертых в сарае, было несколько многодетных семей. Например, у супругов Новицких, ставших жертвой карателей, было семеро детей, а у Анны и Иосифа Бороновских — девять. Кроме жителей села внутри сарая оказались и несколько человек из других деревень, на своё несчастье, оказавшихся в тот день в Хатыни.

Согнав внутрь несчастных жертв, каратели облили сарай бензином. Когда всё было готово, Васюра подал знак, и полицай-переводчик Михаил Лукович поджёг его. Сухие деревянные стены быстро вспыхнули, но под напором десятков тел, не выдержав, рухнули двери. В горящей одежде люди вырывались наружу из охваченного огнём помещения, но тут же падали, сражённые длинными пулемётными очередями.

Одновременно с этими карателями были подожжены и все жилые дома деревни Хатынь. Документы, составленные в результате следствия, проведённого после освобождения этого края войсками Первого Белорусского фронта, свидетельствуют о том, что в тот день погибло 149 мирных жителей, среди которых насчитывалось 75 детей, не достигших 16-летнего возраста.

Кто решил увековечить память о деревне?

Кирилл Мазуров среди тружеников села. Фото: Владимир Лупейко

В популярной литературе утвердилось мнение, что мемориальный комплекс в Хатыни появился благодаря руководителю БССР Петру Машерову. Это так и не так. Идея создать в этих местах комплекс принадлежала Кириллу Мазурову, его предшественнику на должности первого секретаря ЦК КПБ. В мемуарах «Незабываемое» Мазуров писал:

— В один из воскресных дней конца сентября 1963-го мы с Тихоном Яковлевичем Киселевым — тогда Председателем Совета Министров БССР — выехали в окрестности Минска. Километрах в пятидесяти от города по Витебскому шоссе свернули вправо по первой попавшейся дороге. Отъехав немного, остановились в березовом перелеске. Пройдя его, вышли на небольшую поляну. Несомненно, в прошлом это была пашня, но она давно уже не видела плуга, заросла высокой травой и кустарниками. В центре поля, на взгорье, увидели сожженную деревню. Десятка два обгорелых печных труб, словно памятники, поднимались к небу. От самих дворов и дворовых построек почти ничего не осталось — только кое-где серые каменные фундаменты. Перед нами была сожженная деревня, в которой после войны так никто и не поселился. Недалеко мы увидели небольшое стадо коров. Присматривал за ними пожилой человек. Подошли, разговорились. От пастуха услышали страшную историю о трагической гибели деревни Хатыни. Возникла идея увековечить Хатынь и ее жителей.

Структура мемориального комплекса

Не только Хатынь постигла такая беда — еще 185 деревень навсегда исчезли с карт, а их жители стали жертвами жестокого режима немецких оккупантов. Этот мемориальный комплекс — дань памяти погибшим, символ не только скорби, но одновременно стойкости и мужества белорусского народа, сумевшего побороться с нацистами, пережить трагические времена и найти силы для возобновления жизни.

В июле 1969 года государственный мемориальный комплекс «Хатынь» был торжественно открыт.

Яркий архитектурно-художественный мемориал посредством простых и понятных образов рассказывает о трагическом периоде в жизни белорусского народа, заставляет задуматься о разрушительной силе фашизма, о торжестве силы духа.

Комплекс построен на открытой местности в соответствии с планом разрушенной деревни, на его территории есть одна скульптурная композиция, величественная и очень сильная по смыслу. В ее основу легла трагедия Иосифа Каминского — отец держит на руках своего умершего сына, но голова мужчины высоко поднята, он внутренне не покорился врагу.

На территории комплекса можно увидеть воссозданные художественно-архитектурными средствами элементы деревенских построек, когда-то бывших здесь, а ныне имеющих символический смысл. Здесь и крыша того самого сарая, срубы домов, часть открытых калиток (знак гостеприимства жителей), колодцы.

Tatiana Dudarenko

Внутри срубов обелиски с мемориальными досками, на них высечены имена погибших, которые жили в этих домах. На вершине обелисков установлены колокола, которые в память о жертвах звонят каждые 30 секунд.

На одном из участков создано так называемое кладбище деревень — могилы с названиями населенных пунктов, которые подобно Хатыни были навсегда уничтожены фашистами. В противовес создана композиция из символических деревьев, на ветвях которых перечислены названия уничтоженных, но со временем восстановленных деревень.

Информация о том, что каждый четвертый житель Белоруссии погиб во время войны, символично отражена в композиции из трех березок, четвертая ниша пустует.

На площади комплекса также есть мемориальные плиты с названиями концлагерей, которые действовали на территории страны.

Карта мемориального комплекса «Хатынь»

К 60-летней годовщине освобождения страны от фашистских захватчиков была создана фотодокументальная экспозиция, рассказывающая о войне, трагедии белорусского народа и истории мемориального комплекса.

У мемориального комплекса «Хатынь» есть 2 филиала — «Дальва» (в память о жителях одноименной деревни) и мемориальный комплекс «Курган Славы».

Tatiana Dudarenko

История трагедии

К вечеру этого же дня в Хатынь пришли гитлеровцы. Всех жителей: стариков и детей, мужчин и женщин, всех, кто на тот момент находился в деревне, не зависимо от состояния: больных и беременных, женщин с грудными детьми, штыками и прикладами загнали в деревянный колхозный сарай с ещё крепкими стенами. Обложили его со всех сторон соломой и подожгли.

Сухой деревянный амбар вспыхнул сразу как факел. Дети громко кричали от страха и боли, а взрослые, задыхаясь в дыму, пытались их спасти. Крепкие двери сарая не выдержали напора людских тел и рухнули. Испуганные люди стали выскакивать, выбегать, а кто-то и выползать из горящего пламени. Но фашистские каратели без всякой жалости расстреливала их в упор огнём из автоматов и пулемётов.

В Хатынской трагедии погибли все 149 жителей, из них половина: 75 человек — дети. Только троим из них удалось укрыться от гитлеровцев и избежать страшной участи быть сожженными заживо: брату и сестре Володе и Соне Яскевич, а также Саше Желобковичу.

А вот из находившихся в том сарае-факеле, к удивлению, смогли выжить лишь двое детей. Одного мальчика, Виктора Желобковича, умирающая мать закрыла собой, и он пролежал под её трупом до ухода немцев. А второго раненого ребёнка — Антона Барановского — немцы просто приняли за мёртвого и не добили, не расстреляли.

Хатынский кузнец Иосиф Каминский — единственный выживший взрослый. Раненый, с сильнейшими ожогами он пролежал без сознания до поздней ночи. Очнувшись, Иосиф нашёл среди умирающих своего 15-летнего сына. Ребёнок был сильно обожжён, но еще жив. У него было смертельное ранение в живот. Вскоре, мальчик умер на руках у отца.

Именно этот страшный момент, момент наивысшей смертельной боли, запечатлён в скульптуре «Непокорённый человек», который стал главной ключевой фигурой мемориального комплекса «Хатынь». Теперь они навсегда вместе: отец и сын.

В этой страшной трагедии 54-летний Иосиф Каминский потерял всю свою семью: жену и троих детей.

В период жестокой оккупации в ходе Великой Отечественной войны ужасную судьбу Хатыни разделили ещё 628 белорусских больших и маленьких деревень, которые были сожжены фашистами дотла вместе с жителями.

Четверть из них: 186, как и Хатынь, никогда уже не были восстановлены.

Предлагаю посмотреть небольшое видео об этой страшной трагедии.

«Никто не забыт, ничто не забыто!»

Вот уже почти сорок лет горит в Хатыни Вечный огонь. Пламя вырывается через разорванную решетку лагерного барака. На граните выбита жуткая цифра – 2 миллиона 230 тысяч погибших.

В годы Великой Отечественной войны погиб каждый четвертый житель Белоруссии. В память об этом были посажены три березы. Они здесь как символ жизни. А на месте четвертой березы горит Вечный огонь.

После войны в Белоруссии возродились из пепла 433 деревни, уничтоженные вместе с жителями.

Названия этих деревень увековечены на символических «Деревьях жизни». Они прорастают из земли, а вместо веток и листьев у них названия восстановленных деревень.

А за «Деревьями жизни» просматривается еще один символ возрождения. Это светлый сруб белого дома, который только-только начинают строить.

Лишь на обратном пути с мемориального комплекса обратила внимание на эти цветы. Словно  кровь, пролитая жителями Хатыни за то, чтобы сейчас мы могли жить под мирным небом

У одного из символических срубов растет огромное дерево с раскидистой кроной. Говорят, посадил его еще до войны тот самый Иосиф Каминский.

Дерево это словно мост, соединяющий прошлое с будущим. Безмолвный свидетель хатынской трагедии. Оно выжило, несмотря ни на что. Вот он, символ стойкости! Каждый год почки на ветвях дерева превращаются в листья. Жизнь продолжается.

Смотрю на дорогу, которая ведет к трассе. У каждого из нас своя Дорога, свой собственный Путь. Некоторые считают, что не нужно оглядываться назад, в прошлое.  Мол, нечего ворошить старое – что было, то прошло. Но если  не мы, то кто еще сможет сохранить для потомков память о трагедии в Хатыни?

Звучат, звучат колокола Хатыни. Этот звон намертво впечатывается в сердце. Он проникает в каждую клеточку души и, словно метроном, еще долго стучит в висках. Побывав хоть раз в Хатыни, ты уже никогда не  сможешь забыть эту крохотную белорусскую деревушку, ставшую символов зверств фашизма.

И вспоминаются строки Роберта Рождественского:

Люди, покуда сердца стучатся, – помните! Какою ценойзавоевано счастье, – пожалуйста, помните!

Татьяна Трунова, июнь 2018

Очерки, в которых звучит тема Великой Отечественной войны

  • «Поклонимся великим тем годам…» – о монументах доблести и славы 
  • Прохоровка: третье ратное поле России – о Прохоровском поле, где состоялось знаменитое танковое сражение

Другие достопримечательности Беларуси

  • Музей традиционной культуры в Браславе – очерк об экспозициях музея, посвященных народным промыслам Беларуси
  • Гомель – очерк о достопримечательностях города

Музей и цены

Рядом с парковкой расположен Музей, в котором представлена фотодокументальная экспозиция «Хатынь». В небольшом помещении находятся исторические фотографии событий, которые происходили на территории Белоруссии во время Великой Отечественной войны и после нее.

Страшные фотографии фашистского геноцида и жертв оккупации. Казни, убийства, пожары. И послевоенные кадры тех, кто выжил и вновь учился жить, в буквальном смысле слова, с «нуля».

Еще представлены фото о том, как строился мемориальный комплекс, как устанавливали памятники и зажигали Вечный огонь. Вот, к примеру, документальная фотография символического захоронения земли с пепелищ  исчезнувших с лица земли белорусских деревень.

Выставка небольшая, стоимость посещения тоже: 10 000 белорусских рублей (35 руб., или 0.5$). Я ее осматривала бесплатно, так как смотрительница с утра вместе с другими работниками пили чай в соседнем домике. поэтому вход был свободный

Кстати, в здании рядом находится экскурсионное бюро, там можно договориться о проведении экскурсии. Время работы ежедневно с 10 часов, понедельник выходной.

Наверно, в составе экскурсии можно услышать много новых интересных исторических фактов. Но в этот день я была очень довольна тем, что побывала в этом удивительно-сильном месте в одиночестве и тишине.

Вход в Мемориальный комплекс «Хатынь» бесплатный. За парковку тоже ничего не нужно платить.

Григорий Васюра: каратель и ветеран войны

Во время судебного процесса было установлено, что Васюрой лично было уничтожено более 360 стариков, женщин и детей. «Дело №104» в четырнадцати томах содержало большое количество неопровержимых фактов его кровавой «деятельности». Так, 13 мая, Григорий Васюра командовал операцией против советских партизан близ села Дальковичи, 27 мая под его руководством батальон выполнил карательную операцию в деревне Осови, тогда было расстреляно 78 человек. В операции «Котбус» в Минской и Витебской областях было расстреляно 50 евреев в деревне Каминская Слобода, проведены расправы над мирными жителями сел Вилейки, Уборок и Маковье (175 человек). За такую активную деятельность Васюра получил от нацистов повышение до лейтенанта и 2 медали.

После белорусских «подвигов» Грирорий Васюра продолжил служить нацистам в 76-м пехотном полку, который был впоследствии ликвидирован только на территории Франции. После войны ему удалось замести следы, но в 1952 году его все же приговорили к 25 годам тюрьмы за сотрудничество с нацистами — в то время о его причастности к деятельности шуцманшафт-батальона никто не знал. В 1955 году Васюра вышел на свободу по амнистии и вернулся «домой», в Черкасскую область, затем переехал в Киевскую, где со временем стал заместителем директора одного из местных совхозов. Ему каким-то образом удалось получить справку о том, что он был осужден всего лишь за попадание в плен, а не по его настоящей статье, и это дало ему возможность официально получить статус «ветерана ВОВ», и все привилегии, полагающиеся в таком случае. В 1984 году он был награжден медалью «Ветеран Труда», школьники каждый год поздравляли его с днем Победы, он очень любил перед ними выступать в качестве настоящего фронтовика-связиста, и даже был в числе почетных курсантов Киевского военного училища им. Калинина, которое окончил до войны.

Васюра на судебном процессе. Фото Юрия Иванова.

Нашли Васюру по «наводке» Мелешко, в процессе суда над ним — они продолжали держать друг с другом связь по почте. В итоге этого процесса Григория Васюру приговорили к расстрелу.

Владимир Щербицкий, в те годы секретарь компартии Украины, обращался в ЦК партии с просьбой засекретить информацию об участии его соотечественников в зверских карательных операциях, и к просьбе отнеслись «с пониманием» — вряд ли кто-нибудь воспринял бы подобную историю адекватно.

Считается, что 118-й полицейский украинский батальон принимал непосредственное участие более чем в 12 подобных карательных операциях на территории Украины и Белоруссии, а некоторые из его состава до сих пор на свободе. Например, недавно обнаруженный в Канаде Владимир Катрюк, который вместе с женой разводит пчел и продает мед на небольшой собственной ферме в Ормстауне, всего в нескольких часах езды от Монреаля.

Владимир Катрюк

Ему удалось эмигрировать в Канаду в 1951 году, и при получении гражданства он заявил, что не имел к нацистам никакого отношения, но в 1999 стало известно о его причастности к нацистским карательным операциям и его лишили гражданства Канады. В 2007 году это решение было пересмотрено, и ему вернули гражданство в связи с «недостатком доказательств».

Обновление: Катрюка больше нет в живых, он скончался 22 мая 2015 года в возрасте 93 лет.

Посмотреть на карте Мемориальный комплекс Хатынь

Хатынь — белорусская деревня, в годы войны уничтоженная карательным немецким отрядом при содействии коллаборационистов в качестве мести за связь одной семьи с партизанами и ликвидацию нескольких военных вермахта. Хатынь стала символом массового уничтожения мирных людей, осуществлявшегося нацистами на оккупированных территориях.

22 марта 1943 года немецкий карательный отряд прибыл в деревню. Жителей согнали в сарай и подожгли его. Тех, кто пытался убежать, расстреливали на месте. Остальные сгорели заживо. Деревня была полностью стёрта с лица земли вместе с людьми и постройками. Чудом выжили лишь несколько детей (обгоревших и раненых, их впоследствии выхаживали жители соседних деревень) да 56-летний кузнец Иосиф Каминский. Раненый, он пришёл в себя, когда каратели покинули деревню. Среди трупов односельчан он нашел своего сына еще живого, но тот скончался на руках у отца.

В 1969 году на месте бывшей деревни создан мемориальный комплекс.

История Хатыни

Мемориал «Хатынь» — дань памяти около 3 млн. белорусов, погибших во время Великой Отечественной войны. Располагается на расстоянии 54 км от Минска в Логойском направлении .

До 1943 года Хатынь — это обычная мирная белорусская деревня, где проживали жители 26 дворов. Немцы-каратели сожгли ее до тла после того, как партизаны обстреляли немецкую автоколонну. В результате этого обстрела погиб немецкий офицер, что и вызвало такие действия со стороны СС. В один из амбаров немцы согнали всех: стариков, детей, женщин. Потом их заперли и подожгли. В огне погибли 149 человек, в том числе 75 детей.

Из уцелевших жителей остался только один. Это был 56-летний Иосиф Каминский.

На территории Беларуси во времена Второй мировой войны были сожжены 628 деревень, 186 из которых не были восстановлены.

Деревня Хатынь — символ трагедии белорусского народа, поэтому в память о всех погибших на месте бывшей деревни был открыт мемориал в1969 году.

Мемориальный комплекс «Хатынь» – это одно из наиболее важных и почитаемых мест в Беларуси.

История

22 марта 1943 года фашисты устроили расправу над жителями деревни Хатынь. Причиной послужило нападение партизан на автоколонну врага, оно произошло в 6 км от населенного пункта. В результате атаки был убит немецкий офицер, что привело фашистов в ярость. Объектом мести оккупанты выбрали расположенную неподалеку деревеньку. Ее жители даже не подозревали о произошедших событиях, тем страшнее и непонятнее для них было внезапное нападение и агрессия. Всех жителей — от мала до велика — стали загонять в сарай, тех, кто пытался сбежать, хладнокровно расстреливали на глазах у родственников. Однако у 3 ребят все же получилось скрыться от нападавших.

Людей заперли в сарае, который облили бензином и подожгли. В панике люди пытались спастись, некоторым удалось вырваться из огненного плена, но их безжалостно добивали выстрелами. Две девушки смогли выбраться из сарая и убежать в лес, где их нашли жители соседней деревни. Спустя некоторое время и эта деревня была сожжена, так что им не удалось выжить.

Tatiana Dudarenko

Чудом остались в живых 2 мальчика — семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский. Первого спасла мать, под безжизненным телом которой он, раненный в руку, пролежал до того, как ушли фашисты. Второй получил ранение в ногу, и агрессоры посчитали его мертвым.

Из взрослых выжил только кузнец Иосиф Каминский, очнувшийся после ухода нападавших. Среди погибших соседей он нашел своего смертельно раненного сына, который умер у него на руках. Эта печальная история послужила сюжетом для скульптурной композиции, установленной в мемориальном комплексе.

Хатынская трагедия унесла жизни 149 ни в чем не повинных людей, примерно половина из них — это дети в возрасте до 16 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector