Мемориальный комплекс хатынь
Содержание:
- Мемориальный комплекс «Хатынь»
- История
- Хатынь: хроника событий
- Иосиф Каминский
- Теперь это и моя Хатынь
- Банда предателей Родины
- Иосиф Каминский
- Из показаний непосредственных участников расстрела в Хатыни
- Жизнь и смерть легкоатлета Ганса Вельке
- Структура мемориального комплекса
- Мемориал памяти
- Памятник «Хатынь» в Белоруссии
- История Хатыни
Мемориальный комплекс «Хатынь»
Хатынь — символ страшной трагедии, которую пережил белорусский народ в годы Великой Отечественной войны. Иногда мы задаем себе вопрос — надо ли посещать объекты, посвященные таким страшным и трагическим событиям, как те, что происходили в Бухенвальде, Освенциме, Треблинке, Хатыни? Нужно ли нашим детям видеть эти жестокости? Ответ однозначный — нужно. События войны уходят все дальше в прошлое, ветеранов становится все меньше. Двадцать лет назад, на традиционном шествии партизанов в Минске шли многочисленные колонны, сейчас — хорошо, если пара сотен человек. И такие мемориалы как Хатынь — неоценимое хранилище исторической памяти народа, который в своей истории пережил национальную трагедию. Хатынь — символ мученичества белорусского народа, потерявшего в годы войны каждого четвертого. И в то же время — свидетельство его несгибаемого мужества, потому что, пережив все, он вышел победителем. Именно этому посвящен главный памятник Хатыни «Непокоренный человек».
История Хатынской трагедии
22 марта 1943 года белорусская деревня Хатынь перестала существовать, теперь ее нет ни на одной географической карте. Накануне партизаны обстреляли немецкую автоколонну, был убит немецкий офицер. В таких случаях каратели всегда проводили репрессии против мирных жителей, стремясь таким образом запугать партизан, ведь среди населения деревень были их близкие. Ничего не знавших о происшедшем людей загнали в сарай, взрослые, которые вскоре поняли, что их ожидает, пытались спасти детей, но их расстреливали при попытке к бегству. Только троим детям удалось бежать. Вскоре после того, как сарай подожгли, его стены рухнули, обгоревшие, охваченные огнем люди все-таки пытались скрыться, но их расстреливали в упор.
Анна Желобкович, падая, прикрыла своим телом сына Витю, он пролежал под трупом матери до рассвета, позже его и еще одного мальчика, Андрея Барановского, который был тяжело ранен и принят фашистами за мертвого, обнаружили жители соседней деревни.
Из взрослых жителей деревни уцелел только 56-летний кузнец Иосиф Каминский. Придя в сознание, обгоревший и израненный, он нашел среди трупов односельчан тело своего сына. Это трагическое событие и положено в основу единственной скульптуры мемориального комплекса Хатынь.
Мемориальный комплекс
Когда в 60-х годах прошлого века было принято решение увековечить память хатынской трагедии, проводился конкурс среди скульпторов и архитекторов. Победили архитекторы Ю.Градов, В.Зенкович и Л. Левин, скульптор С.Селиханов. Хатынь — выдающееся произведение монументального искусства. Лаконичными, образными, выразительными, реалистическими средствами авторы передают посетителям высокую патриотическую идею. Памятник оказывает исключительное эмоциональное воздействие, что достигается сочетанием природы, звукового сопровождения и совершенством архитектуры и пластики. Тот, кто когда-нибудь слышал колокола Хатыни, не забудет их никогда. Белоруссия — это непокоренный Иосиф Каминский, несущий на руках своего замученного ребенка, но не склонивший головы перед захватчиками. Скорбь о погибших и непреходящее восхищение стойкостью народа-страдальца — вот чувства, которые в камне и звуке сумели воплотить авторы.
Как проехать
От Минска до Хатыни ходит автобус с главного автовокзала. На личном автомобиле надо ехать по шоссе «М3 Минск-Витебск», на 54 км увидите указатель — Хатынь, ориентируясь по нему, через 5 км вы достигнете мемориала.
Часы работы
Фотодокументальная экспозиция: 10:30-16:00, стоимость билета для студентов и школьников — 0,50 BYN; обычные билеты — 1 BYN.
Экскурсионное обслуживание: 10:30-15:00, выходной день — понедельник.
Фотосъемка (1 фотоаппарат) — 0,50 BYN.
Вход на территорию мемориала бесплатный, имеется автостоянка, киоск продажи сувениров, ближайший к мемориалу пункт питания — в соседнем пансионате «Партизанский бор».
История
22 марта 1943 года фашисты устроили расправу над жителями деревни Хатынь. Причиной послужило нападение партизан на автоколонну врага, оно произошло в 6 км от населенного пункта. В результате атаки был убит немецкий офицер, что привело фашистов в ярость. Объектом мести оккупанты выбрали расположенную неподалеку деревеньку. Ее жители даже не подозревали о произошедших событиях, тем страшнее и непонятнее для них было внезапное нападение и агрессия. Всех жителей — от мала до велика — стали загонять в сарай, тех, кто пытался сбежать, хладнокровно расстреливали на глазах у родственников. Однако у 3 ребят все же получилось скрыться от нападавших.
Людей заперли в сарае, который облили бензином и подожгли. В панике люди пытались спастись, некоторым удалось вырваться из огненного плена, но их безжалостно добивали выстрелами. Две девушки смогли выбраться из сарая и убежать в лес, где их нашли жители соседней деревни. Спустя некоторое время и эта деревня была сожжена, так что им не удалось выжить.
Tatiana Dudarenko
Чудом остались в живых 2 мальчика — семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский. Первого спасла мать, под безжизненным телом которой он, раненный в руку, пролежал до того, как ушли фашисты. Второй получил ранение в ногу, и агрессоры посчитали его мертвым.
Из взрослых выжил только кузнец Иосиф Каминский, очнувшийся после ухода нападавших. Среди погибших соседей он нашел своего смертельно раненного сына, который умер у него на руках. Эта печальная история послужила сюжетом для скульптурной композиции, установленной в мемориальном комплексе.
Хатынская трагедия унесла жизни 149 ни в чем не повинных людей, примерно половина из них — это дети в возрасте до 16 лет.
Хатынь: хроника событий
На сегодняшний день хронология происходящих в Хатыни событий 22 марта 1943 года восстановлена очень точно, почти поминутно.
Утром, недалеко от деревни Хатынь партизанами-подростками из отряда «Мститель» был расстрелян автомобиль, в котором передвигался один из командиров рот 118-го шуцманшафт-батальона, гауптман Ганс Вельке, любимец Гитлера и чемпион по толканию ядра Олимпийских игр 1936 года. При этом обстреле было ранено двое, и еще трое полицаев-украинцев — убиты, в том числе и сам Вельке.
Сразу же после этого, немцы вызвали подмогу — батальон Дирлевангера, а пока он добирался до места из близлежащего Логойска, нацисты нашли и арестовали, а затем расстреляли за подозрение в помощи партизанам группу из 23 местных жителей — лесорубов. К вечеру по следам отступившего партизанского отряда нацисты вышли к небольшой деревеньке Хатынь, которую и сожгли дотла вместе с ее жителями. Командовал операцией бывший старший лейтенант Красной Армии, начальник штаба того самого 118-го «украинского» полицейского спецбатальона, Григорий Васюра.
Выжить тогда удалось только одному человеку — Иосифу Каминскому, местному кузнецу: «Я со своим 15-летним сыном Адамом оказался около стены, убитые граждане падали на меня, еще живые люди метались в общей толпе, словно волны, лилась кровь из раненых и убитых. Обвалилась горевшая крыша, страшный, дикий вой людей еще усилился. Под ней горевшие живьем люди так вопили и ворочались, что эта крыша прямо таки кружилась. Мне удалось из-под трупов и горевших людей выбраться и доползти до дверей. Тут же каратель, по национальности украинец, стоявший у дверей сарая, из автомата выстрелил по мне, в результате я оказался раненым в левое плечо. Мой сын Адам до этого обгоревший, каким-то образом выскочил из сарая, но в метрах 10 от сарая, после выстрелов упал. Я, будучи раненым, чтобы не стрелял больше по мне каратель, лежал без движения, прикинувшись мертвым, но часть горевшей крыши упала мне на ноги и у меня загорелась одежда. Я после этого стал выползать из сарая, поднял немного голову, увидел, что карателей у дверей уже нет. Возле сарая лежало много убитых и обгоревших людей. Там же лежал раненый Етка Альбин Феликсович, у него из бока лилась кровь. Услышав слова умиравшего, Етки Альбина, каратель подошел откуда-то, ничего не говоря, поднял меня за ноги и бросил, я, хотя был в полусознании, не ворочался. Тогда, этот каратель ударил мне прикладом в лицо и ушел. У меня была обгоревшая задняя часть тела и руки. Лежал я совершенно разутый, так как снял горевшие валенки, когда выполз из сарая. Вскоре я услышал сигнал к отъезду карателей, а когда они немного отъехали, мой сын Адам, лежавший недалеко от меня, в метрах примерно трех, позвал меня к себе, вытащить его из лужи. Я подполз, приподнял его, но увидел, что он перерезан пулями пополам. Мой сын Адам еще успел спросить: «А жива ли мама?», и тут же скончался».
В мемориальном комплексе Хатынь Иосифу Каминскому установлен памятник в виде шестиметровой бронзовой скульптуры «Непокоренный человек» с мертвым ребенком на руках, созданную Сергеем Селихановым. Именно он «встречает» посетителей мемориала.
Рядом со скульптурой находится стилизованная мраморная крыша сарая, в котором были сожжены жители Хатыни.
Иосиф Каминский
-
Иван Шамякин: правоверный коммунист и белорусский патриот до мозга костей
-
Страшная месть душителю восстания Калиновского
-
Почему у патриарха и епископов бело-красно-белые ленты на мантиях и гербах?
Единственный взрослый хатынец, которому удалось спастись — Иосиф Каминский, 56-летний деревенский кузнец. Официальная версия гласит, что Каминский очнулся среди обгоревших тел односельчан поздним вечером, когда каратели уехали. Есть и другая версия, которую также озвучивал Каминский: накануне партизаны потребовали, чтобы он зарезал овцу. А чтобы осмолить тушу, он пошел в лес за хворостом. Как раз тогда в Хатынь и вошли каратели. Как бы там ни было, в огне Каминский потерял семью, его 15-летний сын Адам скончался от ожогов и ранений. Памятник Непокоренному — центр хатынского мемориала — это образ Каминского с сыном на руках.
После войны Каминский жил в деревне Козыри, второй раз женился. Умер в 86-летнем возрасте.
Теперь это и моя Хатынь
Белоруссия встретила меня прекрасным периодом весны, когда деревья в цвету или на них только проклёвываются листочки дивного цвета молодой зелени. Всё это создавало непередаваемую гамму чувств. Контраст расцветающей весны и территории мемориального комплекса вызывал глубочайшие эмоции скорби, к горлу подступал комок.
Более 70 лет назад и всего одним месяцем раньше: в марте здесь все было по-другому. Плиты, по которым я шла, вели меня в страшное прошлое моей страны. И это прошлое касалось не только моих предков, но и всей истории человечества в целом. История оживала у меня на глазах.
Факты бывают таковы, что жизнь одного человека может показать взлёт и падение целой нации.
Банда предателей Родины
Трагическая история Хатыни неразрывно связана с 118 батальоном шуцманшафта ─ так назывались у немцев подразделения охранной полиции, сформированные из добровольцев, набранных среди пленных красноармейцев и жителей оккупированных территорий. Это подразделение было создано в 1942 году на территории Польши и вначале состояло только из бывших советских офицеров. Затем его комплектование продолжили в Киеве, включив в него большое количество этнических украинцев, среди которых преобладали националисты из ликвидированного к тому времени профашистского формирования «Буковинский курень».
Этот батальон занимался исключительно борьбой с партизанами и карательными операциями, проводившимися в отношении мирного населения. Осуществлял он свою деятельность под руководством офицеров из зондербатальона СС «Дирлевангер». Достаточно показательным является перечень лиц, стоявших во главе батальона. Его командиром был майор польской армии, перешедший на сторону немцев Еже Смовский, начальником штаба ─ Григорий Васюра, в прошлом старший лейтенант Советской армии, а командиром взвода, расстрелявшего в лесу женщин ─ уже упоминавшийся выше бывший старший лейтенант Советской армии Василий Мелешко.
Кроме карательной операции в деревне Хатынь, история батальона, целиком укомплектованного из предателей Родины, насчитывает немало подобных преступлений. В частности, в мае того же года его командир Васюра разработал и провёл операцию по уничтожению партизанского отряда, действовавшего в районе села Дальковичи, а двумя неделями позже привёл своих карателей в деревню Осови, где ими было расстреляно 79 мирных жителей.
Далее батальон перебросили сначала в Минскую, а затем в Витебскую область, и везде за ними тянулся кровавый след. Так, учинив расправу над жителями села Маковье, каратели уничтожили 85 человек мирного населения, а в посёлке Уборок расстреляли 50 скрывавшихся там евреев. За пролитую кровь соотечественников Васюра получил от фашистов лейтенантское звание и был награждён двумя медалями.
Иосиф Каминский
Единственный взрослый хатынец, которому удалось спастись — Иосиф Каминский, 56-летний деревенский кузнец. Официальная версия гласит, что Каминский очнулся среди обгоревших тел односельчан поздним вечером, когда каратели уехали. Есть и другая версия, которую также озвучивал Каминский: накануне партизаны потребовали, чтобы он зарезал овцу. А чтобы осмолить тушу, он пошел в лес за хворостом. Как раз тогда в Хатынь и вошли каратели. Как бы там ни было, в огне Каминский потерял семью, его 15-летний сын Адам скончался от ожогов и ранений. Памятник Непокоренному — центр хатынского мемориала — это образ Каминского с сыном на руках.
После войны Каминский жил в деревне Козыри, второй раз женился. Умер в 86-летнем возрасте.
Из показаний непосредственных участников расстрела в Хатыни
Остап Кнап
— После того как мы окружили деревню, через переводчика Луковича по цепочке пришло распоряжение выводить из домов людей и конвоировать их на окраину села к сараю. Выполняли эту работу и эсэсовцы, и наши полицейские. Всех жителей, включая стариков и детей, затолкали в сарай, обложили его соломой. Перед запертыми воротами установили станковый пулемет, за которым, я хорошо помню, лежал Катрюк. Поджигали крышу сарая, а также солому Лукович и какой-то немец. Через несколько минут под напором людей дверь рухнула, они стали выбегать из сарая. Прозвучала команда: «Огонь!» Стреляли все, кто был в оцеплении: и наши, и эсэсовцы. Стрелял по сараю и я.
— Сколько немцев участвовало в этой акции?
— Кроме нашего батальона, в Хатыни было около 100 эсэсовцев, которые приехали из Логойска на крытых машинах и мотоциклах. Они вместе с полицейскими поджигали дома и надворные постройки.
Тимофей Топчий
— Когда мы вышли к Хатыни, то увидели, что из деревни убегают какие-то люди. Нашему пулеметному расчету дали команду стрелять по убегающим. Первый номер расчета Щербань открыл огонь, но прицел был поставлен неправильно, и пули не настигали беглецов. Мелешко оттолкнул его в сторону и сам лег за пулемет. Убил ли он кого, не знаю, мы не проверяли. Тут же стояло 6 или 7 крытых машин и несколько мотоциклов. Потом мне сказали, что это эсэсовцы из батальона Дирлевангера. Было их около роты. Все дома в деревне, прежде чем сжечь, разграбили: забрали более-менее ценные вещи, продукты и скот. Тащили все подряд — и мы, и немцы.
Иван Петричук
— Мой пост был метрах в 50 от сарая, который охранял наш взвод и немцы с автоматами. Я хорошо видел, как из огня выбежал мальчик лет шести, одежда на нем пылала. Он сделал всего несколько шагов и упал, сраженный пулей. Стрелял в него кто-то из офицеров, которые большой группой стояли в той стороне. Может, это был Кернер, а может, и Васюра. Не знаю, много ли было в сарае детей. Когда мы уходили из деревни, он уже догорал, живых людей в нем не было — дымились только обгоревшие трупы, большие и маленькие… Эта картина была ужасной. Помню, что из Хатыни в батальон привели 15 коров.
… и еще двадцати трех карателей, оставшихся в живых и уже отсидевших к тому времени свои сроки.
Жизнь и смерть легкоатлета Ганса Вельке
В 1936 году в городе Берлине состоялись Олимпийские Игры. Так произошло, что первым немцем, который смог получить золотую медаль в толкании ядра, впервые в истории игр стал лёгкоатлет Ганс Вельке.
Каждая немецкая газета и журнал вовсю восхваляли Вельке как представителя чистой арийской расы. При этом не жалелось оскорблений и грязи в отношении «каких-то негров и других человекообразных», как назывались все остальные люди.
Но вся эта шумиха оказалась абсолютно напрасной, так как на этой же Олимпиаде, только несколькими днями позже, негр Джесси Оуэнс выступил великолепно и завоевал целых 4 золотых медали в лёгкой атлетике.
Да и в дальнейшем, чистая арийская кровь не спасла Ганса от пули белорусских партизан, когда в 1943 году в марте он оказался в автоколонне фашистов на территории оккупированной Белоруссии. Именно здесь, рядом с тогда никому не известной деревней Хатынь, бойцы партизанского отряда «Мститель» в перестрелке убили нескольких полицаев и одного немецкого офицера. В той расстрелянной легковушке ехал командир роты. Именно он — гауптман Ганс Вельке, бывший Олимпийский чемпион в толкании ядра…
Очевидно, смерть одного чистокровного арийца, по мнению фашистских карателей, стоила жизни целой деревни. Немцы вызвали подмогу, и партизаны были вынуждены отступить. Деревня осталась без защиты.
Структура мемориального комплекса
Не только Хатынь постигла такая беда — еще 185 деревень навсегда исчезли с карт, а их жители стали жертвами жестокого режима немецких оккупантов. Этот мемориальный комплекс — дань памяти погибшим, символ не только скорби, но одновременно стойкости и мужества белорусского народа, сумевшего побороться с нацистами, пережить трагические времена и найти силы для возобновления жизни.
В июле 1969 года государственный мемориальный комплекс «Хатынь» был торжественно открыт.
Яркий архитектурно-художественный мемориал посредством простых и понятных образов рассказывает о трагическом периоде в жизни белорусского народа, заставляет задуматься о разрушительной силе фашизма, о торжестве силы духа.
Комплекс построен на открытой местности в соответствии с планом разрушенной деревни, на его территории есть одна скульптурная композиция, величественная и очень сильная по смыслу. В ее основу легла трагедия Иосифа Каминского — отец держит на руках своего умершего сына, но голова мужчины высоко поднята, он внутренне не покорился врагу.
На территории комплекса можно увидеть воссозданные художественно-архитектурными средствами элементы деревенских построек, когда-то бывших здесь, а ныне имеющих символический смысл. Здесь и крыша того самого сарая, срубы домов, часть открытых калиток (знак гостеприимства жителей), колодцы.
Tatiana Dudarenko
Внутри срубов обелиски с мемориальными досками, на них высечены имена погибших, которые жили в этих домах. На вершине обелисков установлены колокола, которые в память о жертвах звонят каждые 30 секунд.
На одном из участков создано так называемое кладбище деревень — могилы с названиями населенных пунктов, которые подобно Хатыни были навсегда уничтожены фашистами. В противовес создана композиция из символических деревьев, на ветвях которых перечислены названия уничтоженных, но со временем восстановленных деревень.
Информация о том, что каждый четвертый житель Белоруссии погиб во время войны, символично отражена в композиции из трех березок, четвертая ниша пустует.
На площади комплекса также есть мемориальные плиты с названиями концлагерей, которые действовали на территории страны.
Карта мемориального комплекса «Хатынь»
К 60-летней годовщине освобождения страны от фашистских захватчиков была создана фотодокументальная экспозиция, рассказывающая о войне, трагедии белорусского народа и истории мемориального комплекса.
У мемориального комплекса «Хатынь» есть 2 филиала — «Дальва» (в память о жителях одноименной деревни) и мемориальный комплекс «Курган Славы».
Tatiana Dudarenko
Мемориал памяти
В 1966 году на правительственном уровне было принято решение о создании на месте трагедии, разыгравшейся в 1943 году, мемориального комплекса в память не только жертв Хатыни, но и жителей всех белорусских деревень, сожжённых фашистами. Был объявлен конкурс на лучший проект, победителем которого стала группа белорусских архитекторов во главе с народным художником БССР ─ С. Селихановым.
Ими был создан грандиозный мемориальный комплекс «Хатынь», площадь которого составляет 50 гектаров. Его открытие состоялось в июле 1969 года. Центром всей архитектурной композиции является шестиметровая скульптура, изображающая скорбную фигуру мужчины с мёртвым ребёнком на руках. Выше говорилось, что её прототипом стал выживший житель деревни Иосиф Каминский. Прежние улицы Хатыни были выложены серыми бетонными плитами, напоминающими по цвету и фактуре пепел, а на месте сгоревших домов сооружены символические каменные срубы с обелисками.
На территории комплекса находится уникальное кладбище белорусских деревень, уничтоженных в годы войны. Оно включает в себя 186 могил, каждая из которых символизирует одну из сожжённых, но так и не возрождённых деревень. Много и иных, полных глубокого смысла архитектурных композиций включил в себя мемориал.
Для тех, кто желает его посетить, расскажем, как добраться в Хатынь из Минска, поскольку жителям иных городов придётся в любом случае ориентироваться на столицу Беларуси. Попасть в мемориальный комплекс несложно. Достаточно сесть на маршрутное такси, отправляющееся от вокзала по маршруту Минск ─ Новополоцк и, доехав до Хатыни, присоединиться к одной из экскурсий.
Ещё одним памятником событий военных лет стала, вышедшая в 1985 году из печати книга белорусского писателя Василия Быкова «Колокола Хатыни». Написанная в жанре классической прозы, книга по-своему раскрывает трагическую глубину катастрофы, стоившей жизни мирных жителей деревни Хатынь (1943).
Памятник «Хатынь» в Белоруссии
Центральная фигура хатынского монумента представлена бронзовой скульптурой «Непокорённый». Это, вызывающая слёзы, фигура мужчины высотой 6 метров, с телом мёртвого ребёнка на руках.
Темный неподвижный силуэт, словно почерневший от горя и гари. Освещенный солнечными лучами на фоне пронзительно синего неба, он выглядит особенно контрастно.
Место, сожженного вместе с людьми сарая, отмечено чёрной плитой — олицетворяющей крышу того самого злополучного амбара.
Рядом находится братская могила, где захоронены останки всех заживо сожженных жителей деревни Хатынь, со словами-наказом от имени мертвых нам, живым, и символическим венком памяти.
Надпись на монументе гласит: Хатынский Мемориал по своей планировке напоминает погибшую деревню: расположение домов и даже колодцев.
Всего в деревне стояло 26 домов, которые были сожжены полностью. В настоящее время каждый из них напоминает сруб, внутри которого стоит обелиск — печная труба.
Наверху каждой расположен колокол.
Глубокая оглушающая тишина этого места каждые 30 секунд, днем и ночью пронзается одновременным звоном всех 26 колоколов Хатыни.
Здесь же, на каждой колонне, находится доска с запечатленными навсегда именами жителей этого дома.
Жутко читать эти семейные родословные, оборвавшиеся в один день. Как пример, семья Навицких: мама, папа и их 7 детей, старшему из которых было 15 лет, а младшему 2 года.
А еще здесь сохранились деревенские колодцы. Точнее те места, где они когда-то находились. Теперь они отмечены мраморными крышами, а в каменных плитах символические углубления, где скапливается дождевая вода.
Люди почему-то туда кидают деньги. Непривычно, что в воде плавают бумажные купюры. Наверно, потому что в Белоруссии пока нет мелких монет.
Чуть дальше на территории комплекса расположено Кладбище белорусских деревень.
Сюда были торжественно доставлены урны с землей разоренных и сожженных дотла 185 деревень Белоруссии. 186-й в этом траурном списке была сама Хатынь.
На каждой символической могиле в камне выбито имя исчезнувшей деревни. Эти названия теперь можно встретить только здесь. На карте Беларуси таких названий больше не существует.
Фашистские оккупанты стёрли их с лица земли. И больше они не восстанавливались. Да! Их нет. Но они навечно живы в людской памяти. Неподалёку находится Стена Скорби.
Это железобетонная стена с нишами. Люди приносят сюда цветы и плюшевые игрушки.
На этих мемориальных плитах увековечены 66 лагерей смерти, созданных фашистскими оккупантами на территории Белоруссии, и названы места гибели большого количества людей.
В мемориале есть Площадь Памяти. На ней как символ вечной жизни растут 3 берёзы.
Горит, не потухая ни на минуту Вечный огонь.
Это символичное отражение того, что лишь 3/4 уничтоженных сел и деревень возродились к новой жизни. А четверть исчезла с лица земли навсегда. Так и растут здесь три березы, а вместо четвертой горит памятный огонь.
Рядом расположено Дерево жизни, символизирующее возрождающуюся жизнь.
На его «ветвях» список сожженных гитлеровцами, но возрожденных после войны трудом советских людей, 433 деревень…
Хатынь — символ всех деревень, которые сожгли немецкие завоеватели во время второй мировой войны. История трагедии Хатыни сохранилась до наших дней. И очень хочется надеяться, что останется в сердцах и памяти людей на многие десятилетия и века.
Этот мемориальный комплекс является историко-культурным наследием Белоруссии. Ежегодно его посещают тысячи экскурсантов. Это одно из самых горьких и почитаемых мест Великого народа Беларуси. Теперь там есть частичка и моего сердца.
История Хатыни
Мемориал «Хатынь» — дань памяти около 3 млн. белорусов, погибших во время Великой Отечественной войны. Располагается на расстоянии 54 км от Минска в Логойском направлении .
До 1943 года Хатынь — это обычная мирная белорусская деревня, где проживали жители 26 дворов. Немцы-каратели сожгли ее до тла после того, как партизаны обстреляли немецкую автоколонну. В результате этого обстрела погиб немецкий офицер, что и вызвало такие действия со стороны СС. В один из амбаров немцы согнали всех: стариков, детей, женщин. Потом их заперли и подожгли. В огне погибли 149 человек, в том числе 75 детей.
Из уцелевших жителей остался только один. Это был 56-летний Иосиф Каминский.
На территории Беларуси во времена Второй мировой войны были сожжены 628 деревень, 186 из которых не были восстановлены.
Деревня Хатынь — символ трагедии белорусского народа, поэтому в память о всех погибших на месте бывшей деревни был открыт мемориал в1969 году.
Мемориальный комплекс «Хатынь» – это одно из наиболее важных и почитаемых мест в Беларуси.