Хакасский народ

Что везти из Хакасии

Талган — сам десерт купить увезти с собой сложно, а вот одноименную муку, из которой делают сладость, чтобы потом приготовить дома самим, — пожалуйста.

Черемуха — ее тут любят и добавляют во все — пряники, торты, конфеты. На местном рынке можно найти на развес и в банках.

Ирбен-чай — хакасский напиток, в основе — чабрец. Хакасия пока что не создала собственный бренд и почему-то продает чаи под названиями «Алтайский» или «Таежный», хотя состав в них — из того, чем богата сама Хакасия, — курильский чай, чабрец и кедровые орехи.

Кедровые орехи, а еще грильяж и другие сладости с добавлением кедровых орехов.

Хакасские конфеты — в Абакане есть производство собственных шоколадных конфет с разными начинками — конечно же, надо брать с черемухой.

Форель — свежевыловленную рыбу из Енисея увезти проблематично, но можно купить, чтобы хотя бы поесть на месте.

ОЗЕРНЫЙ КРАЙ

Хакасия – озерный край. Большие и маленькие, соленые и пресные, с туристической инфраструктурой и без. Всего в республике около 1000 озер. Самыми популярными считаются озера Шира, Беле, Тус и Иткуль. Три из четырех этих водоемов – целебные, и находятся они всего в 5-25 км друг от друга.

За санаторно-курортным отдыхом стоит отправиться на озеро Шира. На западном берегу водоема находится одноименный санаторий, постояльцев здесь лечат минеральной водой и грязями из озера.

Тус – самое необычное озеро Хакасии. Концентрация соли в нем настолько велика, что можно лежать на воде и спокойно читать газету. О том, что озеро соленое, говорит уже его название: «тус» по-тюркски значит «соль». Купание в солёном водоёме оздоровляет, а приобретённый загар, в отличие от южного, не сходит месяцами.

Своими целительными свойствами Тус может сравниться с Мертвым морем в Израиле. Вода и лечебные грязи из этого водоема помогают при лечении самых разных болезней – от проблем с суставами до патологий внутренних органов.

Есть в Хакасии и свой «Байкал». Так часто за прозрачность и чистоту воды называют озеро Иткуль. В озере водится много рыбы — окунь, пелядь, серебристый карась, лещ, поэтому сюда приезжают, в основном, за рыбалкой. Кстати, недалеко от озера Иркуль находится смотровая площадка, откуда открывается красивый вид сразу на 20 других хакасских озер.

Что посмотреть?

Парк Топиарного Искусства

  • Адрес: Советская ул., 51, Абакан.
  • Телефон: +7 3902 26‑48-47, +7 3902 26‑06-26.
  • Часы работы: ежедневно, 9:00–0:00.

Является частью Преображенского паркового комплекса.

Данный парк был основан в 2007 году и сегодня является единственным в своем роде не только в Сибири, но и в России. Здесь можно встретить фантастические фигуры, искусно составленные из растений: степного орала, ежа, кота и другие сюрпризы. Миниатюрная копия Эйфелевой башни в окружении ярких цветов неотличима от настоящей.

Хакасский краеведческий музей

  • Адрес: г. Абакан, ул. Пушкина, 28 А.
  • Телефон.
  • Часы работы: ср, пт, сб, вс – с 10.00 до 18.00. Вт – с 11.00 до 18.00. Чт – с 10.00 до 19.00. Выходной – пн.

Основан в 1929 году, статус музея получил в 1931 году.

Сегодня среди основных коллекций музея – археологические артефакты (около 20 тыс. экспонатов), этнографические предметы хакасского народа, естественно-научные коллекции, интересные геологам, ботаникам, зоологам, палеонтологам. Среди самых интересных экспонатов – личные вещи и авторские работы И. Н. Карачаковой-Картиной, хакасского скульптора.

Абаканский зоопарк

  • Адрес: г. Абакан, ул. Пушкина, 200.
  • Телефон, 35-50-53.
  • Часы работы: Ежедневно. Летний период – с 09:00-20:00, зимний период – с 10:00 до 17:00.
  • Стоимость билета: 100-250 руб.

Первыми питомцами зоопарка, основанного в 1972 году, стали волнистые попугаи, полярная сова и обитатели аквариума. Сегодня в коллекции зоопарка – около 170 видов животных, в том числе и редкие, занесенные в Красную книгу. В зоопарке регулярно проводятся конкурсы для детей. Маленькие посетители могут не только посмотреть на зверей, но и поучаствовать в их жизни: соорудить домики для животных, собрать природные материалы для украшения помещений, где живут звери.

Черногорский парк

  • Адрес: г. Абакан, ул. Советская.
  • Режим работы: круглосуточно.

Он же – Парк Победы. Здесь установлен монумент в честь победы советского народа в ВОВ, горит Вечный огонь. Парк – популярное место для массовых гуляний и праздников. На территории расположена детская площадка с аттракционами, оборудована сцена. В парке можно поиграть в волейбол и баскетбол – для этого выделены специальные площадки.

Хакасский государственный природный заповедник

  • Адрес: ул. Цукановой, 164, Абакан.
  • Телефон: +7 3902 35‑19-38, +7 3902 35‑22-04.
  • Часы работы: пн-пт 09:00–18:00, перерыв 13:00–14:00.

Создан в 1999 году на базе 2 заповедников – «Малый Абакан» и «Чазы». Имеет статус государственного. Общая площадь заповедной территории – 268 тыс. га.

В состав заповедника входят следующие территории:

  • Подзаплотные болота;
  • озеро Белё;
  • озеро Шира;
  • озеро Иткуль;
  • Оглахты;
  • Камызякская степь;
  • Хол-Богаз;
  • Малый Абакан;
  • Заимка Лыковых.

Здесь обитают редкие птицы, рыбы, земноводные, млекопитающие. В границах заповедника встречаются соболя, медведи, рыси, барсуки, маралы, косули.

Рельеф местности в заповеднике отличается разнообразием: здесь есть холмы и скалы, степи, вдоль рек и озер – котловины и низины.

КРУЧЕ СТОУНХЕНДЖА

В степи эти камни видны сразу. Большие и маленькие, наклонившиеся и прямые, уложенные рядами, кругами или совсем одинокие истуканы. Это курганы, древние погребальные сооружения. По официальным данным, в Хакасии более 30 тыс. курганов, по неофициальной статистике, таких объектов более 100 тыс.

Сколько курганов было уничтожено, не знает никто. Во время освоения целины работали даже спецбригады, которые выкорчевывали и собирали огромные валуны, чтобы потом эту землю мог распахать трактор.

Самым грандиозным из известных курганов Хакасии является Большой Салбыкский курган, расположенный в долине Енисея в Салбыкской котловине. Этому некрополю скифской эпохи примерно 2500 лет. Ученые ставят Салбыкский курган в один ряд со Стоунхенджем. По своему конструктивному решению курган Салбык наиболее близок к ранним пирамидам Египта, Китая и более поздним – в Японии и Америке.

Салбыкский курган — самый грандиозный мегалитический объект из известных подобных памятников на территории Сибири. По оценкам ученых, он поднимался над степью на высоту более 20 метров. Когда в 50-тые годы прошлого века сюда пришли археологи, то насыпь сильно оплыла, однако сохранила высоту в 12 метров и правильную геометрическую форму. Сейчас от всего сооружения осталась только ограда из каменных плит.

Плиты по размерам разные, вес самых крупных экземпляров достигает около 60 тонн. До сих пор остается загадкой, как доставляли сюда эти гигантские камни. Как говорят специалисты, строительство подобного объекта в те древние времена было подобно нацпроекту: в нем были заняты тысячи людей, стройка велась не один месяц.

По версии ученых, гигантский погребальный комплекс был создан в честь местного вождя кочевых племен, который мог быть и могущественным жрецом, имевшим неограниченную власть. Местные жители верят, что после раскопок Большого Салбыкского кургана дух вождя никуда не ушёл.

Традиционные верования хакасов — шаманизм

Стела Ах Тас, — создана в конце III тыс. до н.э. На одной из граней, обращенной в сторону восхода солнца, красной минеральной краской изображены лики древних Богов

Теперь поговорим о том, какую религию исповедуют хакасы. Если выражаться строгими терминами, то это шаманизм. То есть традиционные религиозные воззрения, имеющие следующие признаки:

  1. Магия. Не человек служит сверхъестественным силам, а их пытается себе подчинить при помощи ритуальных действий.
  2. Вера в духов. Божественное часто низводится до уровня рек, камней, озёр. У таких природных объектов есть духи-покровители.
  3. Бог очень далёк от мира людей. Бог может стоять за творением мира, но обычно Он перекладывает заботы обо всём на служебных существ, а Сам остаётся недосягаемым для людей.

Хакасы в народных одеждах. Фото: s1.travelask.ru

Культ предков. За неимением поддержки от главной высшей силы верующие ищут покровительства у своего рода.

Нет понятия о суде после смерти. Человек вряд ли будет посмертно отвечать за свои поступки. Подобный вопрос игнорируется в принципе.

Достояние Хакасии — Оглахты

На склонах горного массива Оглахты присутствует особая флора и фауна, признанная заповедной. Оглахты это зона Хакасии, имеющая как экологическое, так и историческое значение. Оглахтинский горный массив это скопление множества курганов, а также древних поселений, каменоломен, мест с наскальной живописью.

В состав комплекса Оглахты входит тематический центр, а также тропа экскурсионного назначения.  Тропа оснащена почти тысячью ступеней и смотровой площадкой.

На территории комплекса имеется Шаман-камень, на котором сохранились рисунку сделанные еще при эпохе бронзы и железа (VIII—III века до н. э.). При посещении Оглахты туристы узнают массу интереснейших фактов об открытиях, совершенных на территории эколого-исторического комплекса.

Необходимо помнить, что посещение Оглахты возможно только при наличии пропуска, который нужно получить у администрации заповедной зоны.

Интересно, что разные участки заповедника достаточно сильно отличаются друг от друга. Это связано с тем, что южные территории Оглахты старались сохранить в нетронутом виде для сбережения горно-таежной природы. Места возле озера Иткуль сохранили в первозданном виде, дабы не нарушать условия миграции для нескольких видов редких птиц.

В целом Хакасия это удивительный уголок нашей страны. Она достойна того, чтобы каждый житель России посетил ее хотя-бы однажды. Иностранцы с каждым годам все больше осваивают Хакасию, поражаясь ее богатствам и тайнам.

Места отдыха

лагерь Беркут

В Хакасии имеются не только заповедные зоны и археологические памятники, но также места для отдыха и туризма. Например, Тортуга в Хакасии это замечательное место для отдыха, откуда берут начало ряд экологических троп. База отдыха расположена на берегу Енисея.

Не будут скучать в Хакасии и дети, их ждет лагерь Беркут. Это крупный центр туризма и образования, где дети получают оздоровление. Лагерь работает круглый год. Приезжая сюда ребята сразу ощущают хвойный аромат, которым пропитан воздух на километры вокруг.

Всю территорию покрывает ковер из изумрудной свежей травы, на которой утром блестят тысячи капелек бриллиантовой росы. Это удивительная красота.

Одним из самых популярных маршрутов у отдыхающих в Хакасии является — Кривинский бык. На самом деле это название скалы, но чтобы добраться до нее нужно плыть по Енисею, а это уже настоящее путешествие.

Религиозное исповедование

Этот народ занимается шаманством. Они считают себя потомками горных духов, поэтому свято верят, что общаются с духами и могут предотвратить что-то плохое, вылечить от тяжких болезней. Лишь небольшая часть население под примусом приняла христианство и была окрещенная. Также внедрился ислам, но его часть также незначительна. Хотя религия и изменилась, но это никак не повлияло на традиции и обычаи хакасов. Они и по сей день могут обращаться к небу и просить дождя или, наоборот, хорошей погоды. Наблюдается жертвоприношение богам, в основном это маленькие ягнятки. А если кто-то болел с близких, то обращались к березе с просьбами и молитвами, чтобы быстро поставить на ноги больного. Выбранная молоденькая березка служила оберегом и на нее навязывали цветные ленты, чтобы ее можно было найти. Сейчас главным шаманом народа является Белая Волчица.

Происхождение народа

Хакасы — это минусинские, абоканские или ачинские татары, как их раньше именовали в России.  Сам же народ называет себя кадарами. А официально, это потомки древнего поселения Минусинской котловины. Название народа пошло от слова, которым называли китайцы поселение — хягасы. История происхождения такова:

    1. I тысячелетие н.э. На территории Южной Сибири проживали киргизы.
    2. IX век. Создание нового государства — Киргизского каганата на реке Енисей (средняя часть).
    3. XIII век. Набег татаро-монголов и падение каганата.
    4. IX век. После распада Монгольской империи племена создали — Хонгорай. Новообразование послужило появлению хакасского народа.
    5. XVII век. Появление на территории представителей русского народа обернулось войной. После больших потерь территорию отдали по договоренности (Буринский договор).

https://youtube.com/watch?v=IM4t3AskGNQ

Исторические особенности формирования хакасского народа

Территория Минусинской котловины была населена жителями еще до нашей эры, причем древние обитатели этой земли достигли довольно высокого культурного уровня. От них остались многочисленные археологические памятники, могильники и курганы, петроглифы и стелы, высокохудожественные изделия из золота.

Раскопки древних курганов позволили обнаружить бесценные артефакты неолита и энеолита, железного века, Афанасьевской культуры (III—II тыс. до н.э.), Андроновской культуры (середины II тыс. до н.э.), Карасукской культуры (XIII—VIII века до н.э.). Не менее интересны находки Татарской культуры (VII—II века до н.э.) и весьма самобытной Таштыкской культуры (I век до н. э. -V век н.э.).
Китайские летописи называли населения верховий Енисея середины I тыс. до н.э. динлины и описывали их как светловолосых и голубоглазых людей. В новую эру хакасские земли и пастбища стали осваивать тюркоязычные народы, образовавшие в VI веке самобытную раннефеодальную монархию древних хакасов(енисейских кыргызов), и VI-VIII вв. Первый и Второй Тюркские каганаты. В это время здесь сложилась цивилизация кочевников с ее материальной культурой и духовными ценностями.

Государство хакасов(енисейских кыргызов), хотя было по составу разноэтническим оказалось прочнее, чем огромные каганаты тюргешей, тюрок, уйгуров и стало большой степной империей. В нем развивалась прочная социальная и экономическая основа, и шло богатое культурное развитие.

Государство, созданное енисейскими кыргызами(хакасами) просуществовало более 800 лет и рухнуло только в 1293 году под ударами древних монголов. В этом древнейшем государстве кроме скотоводства жители занимались земледелием, сеяли пшеницу и ячмень, овес и просо, использовали сложную систему оросительных каналов.

В горных областях были расположены рудники, где добывали медь, серебро и золото, остались до сих пор остовы железоплавильных печей, искусными были здесь ювелиры и кузнецы. В средневековье строились на земле хакасов крупные города. Г.Н. Потанин упоминал о хакасах, что они имели оседлые большие поселения, календарь и множество золотых вещей. Он также отмечал многочисленную группу жрецов, которые будучи свободными от податей своим князьям, умели врачевать, гадать, читать звезды.

Однако под натиском монголов была прервана цепь развития государства, было потеряно уникальное енисейское руническое письмо. Минусинские и саянские народы были трагически отброшены далеко назад в историческом процессе и раздроблены. В ясачных документах народ сей русские именовали енисейскими кыргызами, которые жили обособленными улусами по верховьям Енисея.

Хотя хакасы принадлежат к монголоидной расе, но они имеют следы явного влияния на свой антропологический тип европейцев. Многие историки и исследователи Сибири описывают их как белолицых с черными глазами и круглой головой. В XVII веке в их обществе была четкая иерархическая структура, каждый улус возглавлял князь, но был еще верховный князь над всеми улусами, власть передавалась по наследству. В их подчинении были рядовые трудолюбивые скотоводы.

Енисейские кыргызы до XVIII века жили на своей земле, потом попадают под власть джунгарских ханов и неоднократно переселялись. Кыргызские кыштымы стали ближайшими из предков хакасов. Занимались они скотоводством, кызыльцы много охотились в тайге, собирали кедровый орех и другие дары тайги.

Русские землепроходцы начали освоение родных мест хакасов в XVI веке и продолжили в XVII столетии. Из Мангазеи они активно продвигались на юг. Недружелюбно встретили князья енисейских кыргызов пришлых людей, организовывали набеги на казацкие остроги. В это же время с юга стали учащаться набеги джунгар и монголов на землю древних хакасов.

Ничего не оставалось хакасам, как обратиться к русским воеводам, со своевременной просьбой помочь оборониться от джунгар. Вошли хакасы в состав России, когда в 1707 году Петр I повелел возвести Абаканский острог. После этого события на земли «Минусинского края» пришел мир. Абаканский острог вошел в единую оборонительную линию вместе с Саянским острогом.

С заселением Минусинской котловины русскими, они освоили благоприятное для земледелия правобережье Енисея, а хакасы жили преимущественно на левобережье. Возникли этнические и культурные связи, появились смешанные браки. Хакасы продавали русским рыбу, мясо, пушнину, ходили в их деревни помогать убирать урожай. Хакасы получили возможность и постепенно преодолевали раздробленность и сплачивались в единый народ.

Культура, быт и традиции

На протяжении многих лет хакасы занимались скотоводством, а также собирали орехи, ягоды и грибы. Только кызыльцы занимались охотой. Проживали хакасы в зимнее время в землянках или сооломе, остальное время в юртах. Традиционный напиток из кислого коровьего молока — айрам. Также исторически стали традициоными блюдами угре и хан-сол, то есть кровянка и мясной суп. А вот в одежде предпочтение длинной рубахе или однотонному платью, в основном, оранжевого цвета. Замужние женщины могли одевать вышитый жилет и украшения.

В каждой семье выбирался изых, это жертвоприносящая лошадь богам. Шаманы участвуют в этом обряде и заплетают в гриву цветные ленты, после животное отпускали в степь. Только главный в семье мог прикасаться к лошади или прокатится верхом на ней, а дважды в год, по весне и осенью, нужно лошадь вымыть (молоком), расчесать гриву, хвост и заплесты новые ленты.

Необычная традиция в хакасов, когда юноша, который поймает фламинго, может смело свататься на любой девушке. После того, как птицу поймали, на нее одевали красную рубашку с платком. Дальше жених делал обмен с родителями девушки, отдавал птицу и забирал невесту.

Очень интересная проводилась игра с детьми, когда за вознаграждение детям нужно было назвать имена предков до 7, а то и 12 колена.

Хакасы — уникальный народ, но современный народ объединяет традиции тюркского, русского, китайского и тибетского народа. Все это сложилось исторически и в разные периоды. Но хакасы прекрасно ладят с природой, ценят дары природы (и величают за это богов). Они свято верят в свои силы и это помогает им в быту. А детей с малку приучают уважать ближнего и как поступать со старшими от себя.

Традиции

До прихода христианства хакасы поклонялись духам природы. У них был распространен шаманизм. Многие обряды связаны с земледелием и скотоводством. На хакасской земле множество мест, где совершались жертвоприношения богам, общественные моления. Шаманы выполняли не только роль посредника между богами и людьми, но и лечили население от разных болезней. Существовал культ священного скота. В основном священным животным была лошадь (ызых ат). В каждой семье выбирали ызых ат, в ее гриву вплетали разноцветные ленты. Шаман исполнял специальный обряд по посвящению лошади. Ызых ат ограждал остальных животных от различных неприятностей, болезней. Также был распространен культ гор. Каждый род хакасов имел свою священную родовую гору. Духи гор считались предками рода. Шаманы совершали обряды жертвоприношения горам, на вершине устанавливали священный камень для моления. Также хакасы поклонялись:

  • огню;
  • водной стихии;
  • небесным светилам;
  • великому небу;
  • умершим предкам.

 

Одним из самых важных был культ огня. Огненный дух представляли в виде женщины. Многие старики рассказывают, что видели красивую обнаженную женщину с рыжими волосами, которая разговаривала с ними. Иногда она предстает в облике старой женщины, одетой во все черное. Хозяйка огня показывалась только людям с чистой душой. С существованием духа связаны некоторые запреты: нельзя ворошить огонь острыми предметами, плевать в него, перескакивать через костер, кидать в него мусор. Богиня огня дает людям свет, тепло, защищает от злых демонов, очищает жизненное пространство.

Огонь необходимо уважать, ежедневно кормить его. Во время приготовления пищи огонь всегда кормили, подкладывали туда кусочки еды. Перед тем, как употреблять спиртные напитки, сначала угощали огонь. Если его дух обижался на хозяина, он мог устроить пожар. Существовало поверье, что, если поленья свистят, это хозяйка огня хочет кушать. В честь огненного духа совершались жертвоприношения. Это были бараны, лошади. Таким образом люди просили защитить их от несчастий, просили благополучия. Духи гор, воды, огня помогали мужчинам на промысле. Если они уважали духов, те давали легкую дорогу, за добычей не нужно было далеко идти. Шаманы всегда опирались на духов, как на своих помощников. Без их разрешения не совершали ритуалы, не отправлялись в дальний путь. При постройке дома всегда соблюдается обычай кормления огня, чтобы защитить жилье от бед и болезней. Уважение хакасов к силам природы указывает на их духовность, понимание естественного порядка вещей. Мифологические персонажи играют большую роль в формировании целостной картины мира этого древнего народа.

Распределение по группам

Хотя это и небольшой народ, но он имеет этнографическое деление и каждая группа представителей будет отличаться своими умениями или традициями. Деление по группам:

  • качинцы (хаас или хааш);
  • кызылцы (хызылы);
  • койбалы (хойбалы);
  • сагайцы (са ай).

Все разговаривают на хакаском языке, который относиться к тюрской группе алтайской семьи. Только 20% всего населения поддерживают русский язык. Встречается местная диалектика:

  • сагайская;
  • шорская;
  • качинская;
  • кызыльская.

Хакасы долго не владели письменностью, поэтому она создана на основе русского языка. Среди хакасов встречаются смешанные компоненты с енисейскими киргизами, котами и аринами, камаминцами и маторами.

Генетика

Распределение гаплогрупп Y-хромосомы у хакасов характеризуется наибольшей частотой гаплогруппы N1b (около 44 %); на втором месте R1a1a (около 28 %), на третьем N1с (около 20 %) (см. также Гаплогруппы Y-ДНК среди народов мира).

Гаплогруппа Частота встречаемости, % (N)
Аскизский район(сагайцы) Таштыпский район(сагайцы) Ширинский район(качинцы)
сёла Усть-Есьи Полтаков(N=44) с. Усть-Чуль(N=41) с. Кызлас(N=34) сёла Матури Анчул(сагайцы/шорцы)(N=46) сёла Большая Сеяи Бутрахты(N=35) с. Малый Спирин(N=22) с. Топанов(N= 29) Всего(N=251)
С3 (хМ77) 7 (2) 0,8 (2)
Е (М1) 3 (1) 0,4 (1)
N* (хР43, М178, М128) 4,5 (2) 0,8 (2)
N1b (Р43) 34,5 (15) 56 (23) 50 (17) 15,2 (7) 11 (4) 86,5 (19) 89,5 (26) 44,2 (111)
N1с (М178) 25 (11) 24 (10) 15 (5) 39,2 (18) 14 (5) 4,5 (1) 19,9 (50)
Q (хМ3) 2,1 (1) 28 (10) 3,5(1) 4,8 (12)
R1a1a (хМ458) 36 (16) 20 (8) 32 (11) 43,5 (20) 36 (13) 9 (2) 27,9 (70)
R1b1b1 (М73) 3 (1) 6 (2) 1,2 (3)
Генное разнообразие погаплогруппам 0,703 ± 0,027 0,602 ± 0,055 0,642 ± 0,052 0,663 ± 0,036 0,765 ± 0,042 0,255 ± 0,116 0,197 ± 0,095
Генное разнообразие помикросателлитным гаплотипам 0,942 ± 0,019 0,931 ± 0,024 0,959 ± 0,021 0,957 ± 0,017 0,985 ± 0,011 0,792 ± 0,086 0,704 ± 0,081

Физическая антропология

В 1920-е физическую антропологию хакасов изучал один из основоположников советской антропологии — А. И. Ярхо. Начиная с 1930-х, антропология древнего и современного населения Хакасии была предметом исследования крупнейших отечественных антропологов — Г. Ф. Дебеца, В. П. Алексеева, В. В. Бунака и др.

Хакасы подразделяются на два антропологических типа смешанного происхождения в целом относящиеся к переходной между монголоидной и европеоидной большими расами[источник не указан 1164 дня]:

  • уральский (бирюсинцы, кызыльцы, бельтыры, часть сагайцев)
  • южносибирский (качинцы, степная часть сагайцев, койбалы).

Озеро Шира

Шира (Хакасия) – это известное целебное озеро в Республике. Оно находится в степной зоне этого края. О свойствах водоема человечество знало больше века тому назад. Про эту его чудодейственную силу рассказывается в различных легендах и сказаниях

Так, первым человеком, обратившим внимание на лечебные функции вод озера, был Цибульский З. М. – купец-золотопромышленник из Томска

Это была энергичная и деловая особа. Но однажды он охотился в этой местности вместе со своей собакой и нечаянно ранил свою верную спутницу. Ранение было весьма серьезным, а потому расстроенный купец оставил пса погибать на одном из берегов Ширы

– купец-золотопромышленник из Томска. Это была энергичная и деловая особа. Но однажды он охотился в этой местности вместе со своей собакой и нечаянно ранил свою верную спутницу. Ранение было весьма серьезным, а потому расстроенный купец оставил пса погибать на одном из берегов Ширы.

Но, вероятнее всего, псина каким-то образом смогла искупаться в водоеме. Она проделала это не один раз, выздоровела и вернулась в свою родную обитель. Золотопромышленник весьма заинтересовался таким поворотом событий, тем более что его донимал застарелый радикулит. Так, в 1874 году он организовал на Шире для себя юрту, каждый день купался в озере и смог победить недуг. А в феврале 1891 года тут стал обустраиваться курорт.

Происхождение[править | править код]

К гипотетическим предкам хакасов издавна относят енисейских кыргызов. При этом существуют и другие мнения. Так, известный специалист по истории Сибири С. В. Бахрушин, описывая «Киргизскую землицу» на Енисее (выходящую, впрочем, за пределы Республики Хакасия РФ), указывает: несмотря на название, кыргызы составляли лишь малую часть её населения. Более поздние исследования подтверждают, что под терминами «енисейские кыргызы» и «кыргызские земли» можно ошибочно подразумевать кыргызов, хотя на самом деле речь идёт о кыргызских кыштымах XVII века, сыгравших значительно большую роль в формировании хакасского этноса.

Предполагаемые этнические связи хакасов с монголамиправить | править код

Енисейские кыргызы в литературе известны также под именами: хягас, хагас, сяцзясы и др. Как полагают исследователи, хакасы проживают на территории древних хягасов, от которых они ведут свою родословную. При этом существует мнение, согласно которому древние кыргызы имели тесные этнические связи с монголами. Монгольское происхождение, как полагают исследователи, имеют хакасские роды ойрат, паратан (предположительно барыны) и халмах (калмак). Существует версия монгольского происхождения бурутов. Считается, что ранее на данную территорию переселились монгольские племена кереитов, туматов, меркитов, ордутов (предположительно, хонгодоры или удуит-меркиты), которые приняли имя кыргызов.

Часть средневековых татар вошла в состав хакасов, дав им самоназвание «тадар». Как указывают хакасские легенды, появление самоназвания «тадар» среди минусинских кыргызов связано именно с монгольскими завоеваниями.

По мнению Н. Я. Бичурина, древние кыргызы (хягасы) имели монгольское или смешанное тюрко-монгольское происхождение: «На южных пределах Енисейской губернии, где находилась столица хягасов, и ныне коренные жители суть тюркомонголы». «Хягас по первоначальному своему составу должно быть государство Монголо-тюркское и состоит из двух народов: тюрков и монголов».

Численность хакасов в Хакасии в 1926—2010 годах[править | править код]

Этническая карта Республики Хакасия по населённым пунктам, перепись 2010 г.

Хакасы в Хакасии по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.

Общая численность хакасов в РФ по сравнению с данными переписи года (75,6 тыс. человек) снизилась и составила по итогам переписи года — 72 959 человек. Единственный муниципальный район, где хакасы составляют большинство — Аскизский (50,4 %).

1926 перепись 1939 перепись 1959 перепись 1970 перепись 1979 перепись 1989 перепись 2002 перепись 2010 перепись
Численность хакасов в Хакасии 44,219 (49.8 %) 45,799 (16.8 %) 48,512 (11.8 %) 54,750 (12.3 %) 57,281 (11.5 %) 62,859 (11.1 %) 65,431 (12.0 %) 63,643 (12,1 %)

Подземный мир края

В Хакасии, достопримечательности которой являются главной причиной посещения самобытного края, находится огромное количество горных массивов. Неслучайно эта местность славится подземными лабиринтами, вызывающими чувство восхищения у гостей.

На юго-восточном склоне горы Кашкулак располагается одноименная пещера, состоящая из нескольких гротов. Ученые установили, что ранее здесь проводились культовые обряды, и неслучайно нерукотворный шедевр признан одним из самых загадочных уголков на планете. Древние хакасы приносили жертвы, стараясь задобрить духов. Считается, что пещера впитала в себя темную энергию, а обнаруженные кости домашних животных и людей являются свидетельством творившихся здесь кровавых убийств.

Представляющая интерес для спелеологов пещера Крест находится на территории Ефремкинского карстового участка. Ее протяженность составляет 380 метров. Подземное царство славится причудливыми натечными образованиями, а также гигантскими сосульками из чистого льда. А на ее дне образован ледник толщиной около 4 метров. Чтобы пройти пещеру, необходима хорошая физическая форма и специальное снаряжение.

ДАРУЮЩАЯ МАТЕРИНСТВО

Есть в Хакасии особенное сакральное место, куда едут женщины. Это Улуг Хуртуях Тас или «Каменная мать», одно из самых почитаемых изваяний, возраст которого оценивается в 5 тыс. лет. К Улуг Хуртуях Тас люди приходят не одну тысячу лет, чтобы попросить о ребенке.

В 50-тые годы прошлого века идола оторвали от земли и выставили в краеведческом музее в Абакане. В течение более 50 лет люди, мечтающие о детях, посещали музей лишь затем, чтобы тайно помолиться «Каменной матери». Благодаря заступничеству местных шаманов, Хуртуях Тас в 2003 году вернули на историческое место: теперь скульптуру из песчаника защищает стеклянная юрта. Это, кстати, единственный в России музей одного экспоната.

До сих пор к древней богине приходят бездетные женщины и просят о чуде. Чудеса случаются, о чем говорят сообщения в книге отзывов музея: счастливые родители благодарят Хуртуях Тас за появления малыша. Сколько ребятишек родилось после посещения Каменной матери — неизвестно, никто такую статистику не ведёт. За спиной Каменной бабы — «детский» уголок: мягкие игрушки в благодарность от тех, кому она помогла.

О том, что многие пары, не имеющие по разным причинам детей, приходя сюда, в музей, и вдруг обретают детей, подтверждают и научные сотрудники музея. По хакасскому поверью, дети, выпрошенные у Улуг Хуртуях Тас, обязательно будут счастливыми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector