Колизей (colosseo)

Жизнь гладиаторов Колизея

Зачастую гладиаторами становились рабы, преступники и пленники, пригнанные в столицу после успешных завоеваний. Свободные мужчины, не отягощенные рабством, также обращались винтиками в машине смерти, отправляясь в бой ради славы и денег.

Гладиаторские школы-казармы, в которых жили и обучались
бойцы, изначально принадлежали зажиточным горожанам. Однако позже их передали в
императорское подчинение, чтобы предотвратить создание частных, неподконтрольных
власти армий.

Бои впечатляли своей кровавостью. Гладиаторы выступали как один на один, так и противоборствующими группами. Особой популярностью пользовались самые смертоносные поединки, в которых каждый участник дрался сам за себя. Битва оканчивалась лишь тогда, когда на арене оставался последний выживший.

Бойни прекратились лишь при императоре Гонории, который запретил сражения на арене в 405 году.

Колизей: фото

Сегодня Колизей, некогда пострадавший от сильного
землетрясения, остается местом паломничества туристов. Красивый и
величественный амфитеатр, в котором только за время правления императора Траяна
погибло более 40 тыс. чел., теперь является главной достопримечательностью Рима.
И там, где некогда рекою проливалась кровь, сегодня проводят экскурсии. Можно
по-разному относиться к политике великой империи, но умалять шедевральность
древнего архитектурного сооружения просто невозможно.

Будет интересно почитать:

Колосс Родосский

Самые необычные проекты домов: здания, распечатанные на 3D-принтере

Современная архитектура спасает от разбушевавшейся стихии

Метки: 7 новых чудес света, Древний Колизей, Италия, Колизей, Рим

Легенды о Колизее

  • Легенда №1. Согласно легенде, когда в 75 году закладывали фундамент Колизея, в него живьем закопали 77 рабов. Это, по предсказанию прорицателей, нужно было, чтобы арена простояла 77 столетий. Что ж, сооружение стоит уже 19 веков.
  • Легенда №2. Как гласит один средневековый миф, в Колизее находится вход в подземный мир. Там в сумерках в поисках вечного мира блуждают души умерших на арене. Но мир они никогда не найдут, так как их постигла наглая преждевременная смерть.
  • Легенда №3. Во времена Нерона на месте Колизея было озеро, где обитало чудище, которое кормили рабами. Жертвы служили приношением богу Фавну, который защищал императора и римлян от гнева зверя. После смерти Нерона озеро засыпали, а чудовище исчезло. Но позже опять появилось. Считалось, что чудовище Нерона питается убитыми в Колизее. И пока оно будет их есть, амфитеатр будет стоять.
  • Легенда №4. Амфитеатр Флавиев являлся местом мучений первых христиан.
  • Легенда №5. Легендарная акустика Колизея: император якобы мог слышать слова, сказанные шепотом в самой дальней ложе арены.

Где проходили гладиаторские бои в Древнем Риме?

Для зрелищ подобного рода строились специальные сооружения, которые назывались амфитеатры. Они представляли собой круглые многоярусные трибуны, окружавшие небольшие арены, засыпанные песком. Крыш у таких сооружений не было, однако на случай непогоды были предусмотрены тенты.

Так выглядела внешняя часть. Под трибунами и частично под землёй располагалось множество помещений бытового и подсобного назначения: комнат ожидания, клеток для животных, морг, кладовые, лечебное отделение, помещения для предсказателей, отдельно – для судей, для обслуги (уборщиков), глубокие колодцы, куда сбрасывали трупы людей и животных.

Самый известный амфитеатр Античного мира – Колизей. Он же является самым вместительным: рассчитанный на 52 тысячи человек, он неоднократно вмещал и по 80 тысяч. Это один из немногих артефактов, дошедших до наших дней, где проводились реальные гладиаторские бои. Под ареной Колизея располагалась сложная система инженерных сооружений, позволяющая менять декорации.

Морские сражения в Колизее

Мало кто знает, что в Колизее, помимо гладиаторских боев, проводились и … морские сражения.

Подземный этаж Арены периодически заполнялся водой до уровня 1 метра и там происходили зрелищные морские сражения.

— Реклама —

Иллюстрация морского сражения в Колизее

Арена также использовалась для публичного наказания христиан.

В боях участвовали не только мужчины, но и женщины-гладиаторы. В общем, организаторы тщательно продумывали и готовили все зрелища, чтобы постоянно сохранять интерес публики. Однако, несмотря на это в какой-то момент гладиаторские бои перестали волновать римлян.

Гладиаторские бои в Колизее

Известность Колизею принесли проводившиеся здесь гладиаторские бои, воспроизведение известных сражений, казни и травля диких животных. Если в Древней Греции популярностью пользовались спортивные состязания и театральные постановки, то в Древнем Риме пальма первенства всегда оставалась за куда более кровавыми зрелищами.

Западная дверь Колизея – Дверь смерти

Самые первые битвы гладиаторов в Колизее, проведенные в 80 году, продолжались 100 дней и были приурочены к военным победам императора Тита в Иудее. Одни из самых масштабных игр в Колизее состоялись в 107 г. н.э. по случаю военных побед императора Траяна в Дакии: в них приняли участие 11 000 животных и 10 000 гладиаторов, и длились они 123 дня. 

Если гладиатор заслуживал себе хорошую репутацию боями и храбростью, то ревущая толпа умоляла императора освободить его. В этом случае гладиатору вручался деревянный меч, означающий, что он свободный человек, и ему больше никогда не придется сражаться.

Окончательно гладиаторские бои сошли на нет в V в. н.э.: не только из-за распространившегося христианства, но и из-за дороговизны их подготовки и обветшания Колизея.

Помимо боев людей с людьми, толпу развлекало зрелище битв с различными экзотическими животными: от носорогов, львов, леопардов и слонов до крокодилов и страусов. Гладиаторов, обученных биться с животными, называли бестиариями. Часто к битве с дикими зверями приговаривали преступников и военнопленных, но без какого-либо обучения, оружия или брони.

Интересно, что бывали случаи, когда зрителей Колизея, наслаждавшихся кровавыми зрелищами, бросали на арену, если их поведение чем-то не нравилось императору. А среди всех римских императоров только Коммод, отличавшийся жестокостью и распутством, принимал участие в гладиаторских боях на арене. Разумеется, Коммоду в реальности ничего не угрожало: битвы были подстроены так, чтобы император побеждал, убивая своих противников под восхищенный рев толпы.

Император Коммод в образе гладиатора

Последние гладиаторские бои в Колизее состоялись в 435 г. н.э., а последняя инсценировка охоты на диких зверей – в 523 г. н.э. По подсчетам, за несколько сотен лет, что Колизей использовался в качестве развлекательного сооружения, на его арене были преданы смерти 500 000 человек и около 1 000 000 животных. В результате были уничтожены некоторые виды зверей: например, в Северной Африке полностью исчезли слоны, а в Ниле перевелись бегемоты.

Колизей, где погибли столько животных и людей, сегодня является символом движения против смертной казни. Колизей меняет цвет своей подсветки с белого на золотой, когда где-нибудь в мире отменяют смертную казнь.

Владимирский детинец

Макет древнего Владимира в местном историческом музее

Город Владимир в 200 км от Москвы был в XII—XIV веках столицей сильнейшего русского княжества и вообще претендовал на то, чтобы стать столицей всей Руси. В XII же веке здесь строится мощная фортификационная система с насыпными валами и несколькими уровнями крепостных стен. Стена была сильно повреждена во время штурма города татаро-монголами в XIII веке. Позже ее восстановили, но с усилением Москвы город утратил свое значение и стал постепенно приходить в упадок, а стена ветшала и в итоге была утрачена.

Успенский собор и древнейшая часть Владимира

С тех пор до наших дней сохранились каменные постройки XII века: Успенский собор, а также Золотые ворота в город. По легенде, проезжая в 1767 году во Владимир через Золотые ворота, карета Екатерины II завязла в луже, так что императрица разгневалась и велела срыть древние насыпные валы, чтобы можно было объехать ворота.

Золотые ворота

Фрагмент одного из валов видно на фото слева.

Как купить билеты в Колизей?

Планируя визит в Колизей, помните о том, что это одна из главных достопримечательностей Рима (и планеты Земля), поэтому здесь всегда собираются огромные очереди. В высокий туристический сезон, с мая по сентябрь, можно простоять несколько часов. А на жаре это не шутки! Надеясь купить входные билеты на месте возле Колизея, вы рискуете потерять очень много времени и сил.

Еще одна причина, по которой туристы стоят в этих очередях, — стоимость билета. В кассе билет стоит 16 евро. Но сколько стоит время вашего отпуска?

Есть четыре способа купить билеты в Колизей с меньшими потерями.

Самый быстрый

Купить билет заранее онлайн. Для этого существуют разные сайты, но не все они одинаково полезны. На наших партнеров Tiqets.com можно положиться, они действительно продают билеты. Выберите дату в форме ниже и бронируйте свой билет. 

Два способа с бонусами

  • Купить туристическую карту Roma Pass, по которой можно бесплатно зайти в одну или две римских достопримечательности, например, в Колизей. Остальные музеи и монументы с Roma Pass можно посетить со скидкой. И еще карта действует как проездной на общественный транспорт. Есть два вида туристических карт: на 48 часов и одну достопримечательность (32 евро) или 72 часа и два посещения (52 евро). Заказать эту полезную карту можно здесь.

  • Забронировать экскурсию по Колизею и римским древностям с русскоязычным гидом по этой ссылке. Стоимость прогулки — 57 евро, билет с приоритетным входом включен. Три часа увлекательной истории гораздо интереснее, чем просто побродить по развалинам!

Для экстремальной экономии

Если вы не хотите переплачивать ни евро, есть одна хитрость, которая поможет купить билет в Колизей без очереди непосредственно на месте. Дело в том, что для посещения Колизея, Римского форума и Палатина действует единый билет. Это означает, что приобретая за 16 евро билет в одном из этих мест, вы потом можете использовать этот же билет для посещения двух других достопримечательностей. Вы можете приобрести билет в Римский форум или Палатин, в кассах которых обычно меньше очередей (но не факт, что совсем нет), и потом использовать этот билет для посещения Колизея. 

Помните о том, что единый билет в Колизей, Римский форум и Палатин действует два дня, но каждую из этих достопримечательностей вы можете посетить только по одному разу.

Вход в Колизей для детей до 18 лет – бесплатный.

Еще обратите внимание, что , поэтому забронировать билеты на эти даты невозможно. Подробнее читайте в нашей статье «Как попасть в музеи Рима бесплатно».

Имейте в виду, что с обычным билетом за 16 евро вы можете посетить только часть Колизея, а именно первый и второй ярусы

Посещение арены, третьего яруса и подземелья возможно только в рамках групповой экскурсии, для этого нужно приобрести отдельный билет за 9 евро как для взрослых, так и для детей.

Охота на животных

Не менее популярной в Колизее была охота на животных. Она проводилась в первой половине дня и была своеобразной прелюдией к гладиаторским боям вечером.

Эти представления были единственной возможностью для многих граждан увидеть редкие для них виды животных, которых специально отлавливали в разных уголках римской империи и не только. Среди них были:

  • львы;
  • тигры;
  • слоны;
  • быки;
  • медведи;
  • крокодилы;
  • носороги и другие.

Высота ограждения арены от зрителей увеличивалась до пяти метров для безопасности последних. А для большего интереса организаторы выставляли смешанные пары. Например, питона против медведя, медведя против тюленя, льва против крокодила. Но можно было увидеть и классические схватки — льва против тигра.

Другой разновидностью состязаний были бои людей против животных. Борцов снаряжали копьем и выпускали на арену.

Серпуховский кремль

Аполлинарий Васнецов. Древний Серпухов. 1920 (Серпуховский историко-художественный музей)

Кремль были во многих русских городах, только в нынешней Московской области около десяти кремлей, однако, многие из них не уцелели до наших дней. Так от кремля XIV века в Серпухове осталось лишь пару фрагментов крепостной стены и фундамент.

Соборная гора, Серпухов

Строился он как важный оборонительный пункт на пути татаро-монгол на Москву. В середине же XVIII века Серпухов совершенно утратил свое военное значение и стену начали разбирать, в 1930-е же остатки стены пустили на строительство московского метро. Сейчас высокий холм, на котором располагался кремль, называют «Соборной горой».

Почему люди становились гладиаторами?

Итак, первыми гладиаторами были преступники, приговорённые к казни. В эту когорту попадали те, кто совершил убийство, предательство, воровство, разбой, осквернение храма. Этих людей судом приговаривали к смерти на арене. За некоторые преступления человек мог быть приговорен «к мечу». Это означало, что на песок он выйдет с оружием, а значит продержится чуть дольше. Других приговаривали «к арене», т. е. выпускали без защитных приспособлений и орудий и их просто убивали самым изощрённым способом. Бывало и так, что преступник с оружием побеждал. В этом случае ему назначался новый противник и так до тех пор, пока его не убивали. Приговорённые сидели в тюрьмах при гладиаторских школах: их не тренировали и плохо кормили.

Второй путь в бойцы – это плен или рабство. Т. е. часть бойцов попадала на арены по воле случая, который по сути давал им шанс на выживание и свободу. Таких бойцов хорошо кормили, о них заботились (это был актив, приносящий хорошую прибыль), тренировали, лечили. Более того, им платили деньги! Самый необученный боец получал 200 монет в месяц, что соответствовало полугодовому жалованию легионера невысокого ранга. Мужчины тренировались не менее 1,5-2 лет прежде, чем их выпускали на арену. За это время многие из них накапливали достаточную сумму денег, чтобы купить себе свободу и даже собственное жильё. Если раб особо отличился во время боев и нравился публике, то со временем он мог также получить свободу и все гражданские права.

Отдельная категория – это свободные граждане, которые шли в бойцы по доброй воле, осознавая, что могут быть убитыми или жестоко покалеченными. Для многих юношей из нищих семей это был шанс разбогатеть и заслужить славу. Среди учеников школ существовала чёткая иерархия. По мере приобретения опыта и в зависимости от количества побед гладиаторы переходили на более высокие ступени мастерства, что значительно увеличивало их жалование, давало множество свобод и привилегий. Бойцы высших классов зарабатывали до 15000 монет. Даже одна такая зарплата расценивалась как небольшое состояние. Такие герои жили за пределами школы, имели семьи и собственные поместья.

Ну, и знать. Представители этой прослойки шли сюда исключительно для славы. Многие из них даже не брали гонорары, а бились ради удовольствия и завоевания признания толпы или женщин. Одним из них был даже римский император Коммод.

В 66 г. н. э. император Нерон своим указом разрешил участвовать в состязаниях женщинам. Это также могли быть рабыни или свободные гражданки, но последние должны были иметь разрешение на бой от мужа или отца. Дамы чаще бились на колесницах, метая друг в друга дротики и нанося удары кинжалами, но было немало любительниц рукопашной схватки.

Колизей: архитектура арены

Амфитеатр имеет форму эллипса, общая площадь которого занимает около 24 тыс. м. Длина самой арены составляет почти 86 м, а ширина – почти 54. 13-метровый фундамент удерживает стены высотой около 50 м.

Особую красоту зданию придают так называемые вомитории –
проходы под трибунами. Благодаря этой системе ходов зрители могли добраться до
своих мест не по основным ходам, избегая столпотворения. Под ареной находится
сеть подземных тоннелей и камер. В них пребывали гладиаторы, содержались
животные, используемые для кровавых боен. Под землей были найдены и колодцы, в
которые сбрасывались тела погибших во время представлений.

Древний Колизей: реконструкция

Сами посадочные места были разделены на ярусы. На первом, парапете, восседали знать и императорская семья. Второй ярус из 16 рядов занимали римские жители. Третий огражденный стеной блок был предназначен для самого низшего сословия столицы. Тит, завершивший проект отца, дополнительно соорудил сваи на стенах. Во время боев на них находились матросы. Они натягивали над ареной тент, защищавший зрителей от дождя или чрезмерной жары.

После Тита благоустройством Колизея занимался его сын, Домициан. Он закончил верхний ярус и создал подземную систему ходов под ареной. Само поле битвы представляло собой крепкий деревянный помост, усыпанный песком.

Подземная часть Колизея

Интересные факты о Колизее

  1. Изначально амфитеатр носил имя Флавиев — династии императоров построивших его. Название Колизей закрепилось только в 8 веке и произошло от латинского слова колоссальный.
  2. Фундамент сооружения имеет толщину 13 метров.
  3. Благодаря инженерным и конструктивным решениям зрители могли заполнить амфитеатр за 15 мин, а покинуть за 5 мин. Некоторые решения, которые были задействованы при его возведении, до сих пор применяются при строительстве крупных спортивных сооружений.
  4. Амфитеатр имел 80 входов и 76 лестниц.
  5. Колизей вмещал 50 000 человек (по некоторым данным 70 000 человек). Больше, чем некоторые современные стадионы!

Колизей ночью

Фасад

Фасад Колизея красив, он состоит из 4 уровней, первые три открываются аркадами. Нижние – более 7 м в высоту и 4,2 м в ширину, а те, что на втором и третьем этажах, – 6,45 м в высоту и все еще 4,2 м в ширину. Постоянная ширины позволяет не иметь никакого сдвига от одной стадии к другой.

На первом этаже аркады пронумерованы от 1 до 76, потому что 4 из них специальные, это главные входы.

Эти главные входы были оборудованы статуей и имели декоры лучшего качества, чем другие.Арки полукруглые, то есть вершина представляет собой правильную кривую, она образует полукруг.

Каждая аркада отделена от следующей полуколонной, то есть стеной с одним концом полусферической формы (снаружи, конечно).

В верхней части колонн систематически присутствуют типичные украшения античности, но они варьируются в зависимости от уровней:Первый этаж: дорическийПервый этаж: ионныйВторой этаж: КоринфскийДорический стиль-самый простой, самый изысканный. Колонны имеют 20 вертикальных ребер, а капители не украшены.

Ионический стиль состоит из 24 ребер, а капители украшены свитками. Коринфский стиль, он соответствует барокко, это стиль, перегруженный листьями стилизованных деревьев.

Использование этих трех стилей, вероятно, свидетельствует о желании производителя подчеркнуть художественные эволюции, известные в античности.Четыре уровня отделены друг от друга каменным полом, открывающимся снаружи выступающим карнизом без декора.Четвертый уровень-особенный. Внешне он не имеет арок, это всего лишь прямая стена, пронизанная небольшими прямоугольными окнами через равные промежутки, фактически обе аркады нижних уровней. В архитектуре мы называем его чердаком.

Чердак использовался для выставления больших декоративных щитов, очень похожих на выставочную стену.

На вершине Колизея есть довольно большой карниз, который огибает его. В нем было проделано 240 отверстий (некоторые из них сохранились и по сей день).

Под каждым из них находится небольшой колокольчик, примерно в 1,5 м от карниза. Он служил опорой для мачт, выступающих из вершины. Эти мачты проходили через отверстия и были несъемными.

Веревки были натянуты, чтобы открыть или закрыть теневую ткань, велариум.Фасад-самая красивая часть Колизея, хотя большая его часть была разрушена, несмотря на возмущение, которое он получил.

Как возникло название Римского Колизея?

Название «Колизей» возникло только в VII веке. Первая версия возникновения названия арены для массовых представлений связывает его с размерами древнего амфитеатра.

В переводе с латинского языка, «colosseus» означает громадный, колоссальный. Вторая гласит о том, что он получил такое название из-за огромной статуи Нерона, воздвигнутой в Колизее императором в честь него. Также Римский Колизей называют амфитеатром Флавиев. В Древнеримской империи арены для проведения массовых зрелищ существовали в каждом городе. И самая большая из них была построена в столице, Риме. Размеры Римского Колизея поражают. Длина его периметра равна 524 метрам. Длина арены – 85 метров. Высота стен – около 50 метров. Фундамент здания был сконструировать под землей на глубине 13 метров.

Римский колизей фото

На строительство Римского Колизея ушло 8 лет. Началось возведение арены в 72 году нашей эры при императору Веспасионе. В 80 году амфитеатр был освещен императором Титом.

История не сохранила имени архитектора Римского Колизея. При его строительстве было использовано три архитектурных стиля: строгий тосканский, изысканный ионический и богатый коринфский.

Римский Колизей мог вместить в древние времена по разным подсчетам от 50 до 100 тысяч зрителей!

Амфитеатр стал превращаться в руины после того, как один влиятельный государственный чиновник в VIII веке стал использовать камень Колизея для строительства собственного дворца. Лишь в XVIII веке Римский Колизей стал охраняться властью Италии, как архитектурный памятник.

Римский колизей Хорватия, Пула

Колизей в Хорватии, Пула

Древнейший город Пуле в Хорватии расположен на острове История. Возраст его около 3000 лет. Он стал местом действия гениальной «Божественной комедии» Данте. В этом произведении он имеет старое итальянского происхождения название «Пола». Пула была включена в состав Югославии только в середине прошлого столетия.

Площадь Колизея в Хорватии достаточно внушительного размера, около 105 на 133 метров, и имеет форму эллипса. Строительство его началось в I веке нашей эры по приказу императора Веспасиана. Современное название Колизея — Арена. В древние времена хорватский Колизей в Пуле вмещал около 23000 зрителей и сохранился намного лучше знаменитого Римского Колизея в Италии.

Римский колизей Хорватия, Пула

При императоре Диоклетиана Колизей в Пуле был использован как место проведения проведения гладиаторских боев. Здесь сражались рабы, пленники, дикие звери.

С целью посещения Колизея в Хорватии путешественники могут взять экскурсию. Стоимость входа около 3 долларов. Также для посетителей Колизея в Хорватии существует возможность осмотреть подземные туннели, где держали животных и хранилось вино для зрителей.

Отличительной чертой Колизея в Пуле является то, что он практически не разрушен временем и очень хорошо сохранился. Со сменой язычества христианством, кровавые представления на сцене Колизея были запрещены, и он стал использоваться как торговая площадь. Колизей в Пуле в наше время используется как место проведения кинофестивалей. На ее современной смонтированной арене выступают звуезды с мировым именем.

Римский колизей в Тунисе, Эль-Джем

Жестокость во имя зрелищ: жертвы кровавых игр

Изначально гладиаторские бои в Древнем Риме проходили лишь во
время погребальных церемоний. Люди верили, что подобные жертвы помогают усопшим
обрести покой. Но постепенно кровавые утехи стали главным развлечением знати и
простых людей, а арена Колизея – сердцем жестоких представлений.

Кроме игрищ в Колизее проводились и казни. Популярностью
пользовались не только классические бои людей или животных, но и имитация
водных сражений — навмахии.

Казнь христиан в Колизее

Мероприятия, посвященные открытию Колизея, продолжались 100
дней. Только за это время в амфитеатре выступили около 5 тыс. гладиаторов и 6
тыс. диких животных, из которых в ходе боев пали 2 и 5 тыс. соответственно.

Традиционно представления в Колизее начинались рано утром с выступления клоунов и калек. Они разыгрывали шуточные бои, раззадоривая публику. После происходила травля животных и наступало время казней. Иногда преступникам давался призрачный шанс на спасение: приговоренному к смерти злодею выдавали оружие, человек пытался победить гладиатора. Но чаще смертника просто отдавали на растерзание зверям, со временем превращая подобные казни в театральные представления с декорациями.

Где находится Колизей и так ли он велик?

Римский Колизей или, как его еще называют, амфитеатр Флавиев, построен между тремя холмами: Эсквилинским, Целиевским и Палатинским. Архитектура Колизея поражает своей массивностью. Длина наружного эллипса составляет 524 метра, а его общая площадь — около 24 000 метров квадратных. Длина самой арены достигает 85,75 метров, а ширина — 53,62 метров. Фундамент возвышается на 13 метров, сами же стены до 50 метров в высоту.

С латыни «Колизей» переводится как громадный или колоссальный. И это действительно самое подходящее определение для античного амфитеатра.

Помимо основной арены и каменных стен, Колизей вмещает вомитории — своеобразные проходы под трибунами, по которым посетители могли добраться до своих мест в обход основных ступеней. После десятков лет разрушений, туристам открылась некогда сокрытая от глаз подземная часть амфитеатра — гипогеум. Эта часть арены представляет собой сеть тоннелей, камер и проходов, в которых раньше находились гладиаторы до выхода на бой и содержались животные. В отдельных частях гипогеума расположены колодцы, куда сбрасывали тела погибших животных и некоторых бойцов. Во времена функционирования Колизея подземелье было закрыто от посетителей деревянными настилами. Но после землетрясений, дождей и ветров дерево прогнило, позволив всем туристам своими глазами изучить запутанные ходы.

Сами стены были построены из известковых камней и мрамора. Внутренняя часть изготовлена из прочного кирпича и туфа. Десятки арок служат скреплением для каменных стен. Они представляют собой металлические балки, поддерживающие больше миллиона кирпичей.

Колизей, которого нет

После кончины тирана на трон взошел военачальник Тит Флавий Веспасиан, основатель династии Флавиев, правивших римской империей 27 лет. Он приказал разрушить дворец Нерона и заложить здесь фундамент для будущего Колизея – амфитеатра, предназначенного для развлечения народа Рима.

Веспасиан хотел преподнести гражданам Рима подарок и показать, что новая императорская династия заботится о них. Люди, помня о страшных годах правления Нерона, обрадовались и уверовали в нового императора.

Строительство Колизея

В 72 году на месте пруда Золотого дома Нерона заложили амфитеатр, на строительство которого привели 100 тысяч рабов, захваченных в войне с Иудеей. После 8 лет изнурительных круглосуточных работ в 80 году Колизей освещен сыном Веспасиана, императором Титом.

Рабы выполняли тяжелую работу, не требующую знаний – добывали травертин (ценный мрамор для строительства), доставляли на место, обрабатывали и поднимали наверх. Над оформлением Колизея трудились скульпторы, художники, инженеры, декораторы.

Помимо травертина использовали кирпич, бетон, вулканический туф. Кирпич и бетон – для внутренних перекрытий и перегородок, туф – для возведения верхних ярусов.

Конструкция здания

Колизей сооружен в форме гигантского эллипса, два полукольца, соединенные в форме овала, дали зданию название «двойной амфитеатр». Площадь арены 85 на 53 м. Здание амфитеатра поражает размерами. Сооружение 50 м в высоту (12-этажный дом), 189 м в длину и 156 м в ширину, площадь которого сопоставима с размерами 3 футбольных полей, – огромнейший амфитеатр античности.

Гениальное инженерное решение: фундамент толщиной 13 метров держит на себе арочную конструкцию из 240 арок, придающих зданию воздушный, легкий вид. Над арками нижнего яруса – арки среднего и верхнего ярусов по 7 метров каждая. Пролеты арок, расположенных в три яруса по окружности эллипса, украшались статуями и полуколоннами. Стены – из бетона и кирпича из терракота, которого потребовалось один миллион штук.

Каркас Колизея – из 80 пересекающихся стен, которые отходят во все стороны от арены. Над стенами – зрительные ряды. Над верхними рядами – навес по периметру амфитеатра с 240 мачтами и канатами, с помощью которых несколько тысяч обученных матросов натягивали громадный тент (веларий), заменявший потолок, защищая зрителей от дождя или палящего солнца. С внешней стороны театр Флавиев был облицован мрамором и украшен статуями.

Места для зрителей

По периметру сооружения – 80 равномерно расположенных входов, за счет чего зрители заполняли и покидали Колизей за 10 минут. Входы украшали мраморные статуи богов и знатных горожан. Четыре входа предназначались для знатных особ. Центральный вход – для императора и свиты. 76 лестниц и коридоров располагались так, что представители одного сословия не встречались с другим.

Натиск толпы, стремящейся попасть внутрь, сдерживали ограждения: граждан Рима пускали в Колизей бесплатно, поэтому зрители заполняли амфитеатр до отказа. Здесь же раздавали бесплатную еду – императорская власть хлебом и зрелищами поддерживала авторитет.

Зрители рассаживались на сидениях шириной 35 см, расположенных в три яруса, строго по социальному признаку. Специальное место, возвышающееся над всеми (подиум), отводилось для императора, восседающего на троне под балдахином. Здесь же сидели члены императорской семьи, весталки (жрицы) и сенаторы.

В первом ярусе – городские власти, знатные горожане, всадники (сословие в древнем Риме). На втором ярусе – места для римских граждан – мужчин. Третий ярус занимали бедняки.

Чем выше поднимались ряды, тем менее важные люди их занимали. Император Домициан построил четвертый ярус без мест для сидения. Здесь стояли бедные женщины и рабы. Актерам, могильщикам и бывшим гладиаторам запрещалось посещать Колизей.

Конец гладиаторских игр

Хотя Константин отметил свою победу в гражданской войне гладиаторскими играми, со временем он предпринимал меры к ограничению жестокой забавы. Был издан эдикт, по которому преступников запрещалось отправлять в гладиаторские школы. Для Рима и нескольких других городов, впрочем, сделали исключение. В 357 году легионерам запретили добровольно поступать в школы для гладиаторов.

Тем не менее, в эпоху Константина игры еще проводились. Представители испанского города Гиспеллум обратились к императору с просьбой разрешить сделать жертвоприношение и провести в его честь гладиаторские бои. Константин запретил проводить жертвоприношение, но поединки гладиаторов разрешил.

Закономерно, что христиане с самого начала осуждали гладиаторские бои. Легенда связывает конец кровавых игр в Риме с христианским монахом Телемахом в начале V века н. э. Писали, что он ворвался на арену и попытался остановить сражающихся гладиаторов. Разозленные зрители расправились с монахом. Из других источников известно, что Телемаха убили гладиаторы по приказу городского префекта. Попытка святого остановить поединок была легендой.

Во второй половине IV века н. э. гладиаторы последние разы появляются в текстах историков. Римский епископ Дамасий по старой римской традиции нанял гладиаторов телохранителями в 367 году. Чуть позже в Сирии один из епископов нанял гладиаторов для разгрома языческих храмов.

Валентиниан I окончательно запретил отдавать в гладиаторы преступников. А в 397 году н. э. последний раз упоминаются школы гладиаторов. Игры не были официально запрещены, а прекратились сами собой с обращением большей части римской элиты и простых людей в христианство.

Новая арена Колизея

Не так давно в Колизее было решено открыть обновленную сцену, позволяющую увидеть величие этого памятника. Мобильное высокотехнологичное сооружение, восстанавливающее древнеримскую сцену, будет стоить 18,5 миллионов евро.

Этот высокотехнологичный план по созданию арены внутри древнеримского Колизея с современной подсветкой откроет возможность туристам созерцать окружающие виды из середины «величественного памятника», – цитирует слова министра культуры Италии Associated Press.

Дарио Франческини рассказал о 18-ти с половиной миллионом контракте, включающем строительство передвижного сооружения, повторяющего арену древнеримского Колизея, на которой гладиаторы проводили бои.

Также Франческини добавил, что Арена амфитеатра просуществовала с первого до 19 века, и была разрушена всвязи с проводившимися там археологическими раскопками.

Согласно планам, реконструкцию должны закончить к 2023 году. Мобильная конструкция сможет быстро прикрывать или обнаруживать подземные находки, тем самым защищая их от дождя и при этом позволяя увидеть их посетителям. Проект имеет потенциал обратного действия, т.е. в любое время имеется возможность убрать конструкцию при изменении планов.

Символ Италии – Колизей

Новшество дает возможность туристам стоя по середине амфитеатра рассматривать своды стен так как это делали гладиаторы Древнего Рима. На сцене Также на арене планируется проводить культурные мероприятия, имеющие отношение к символу Италии – Колизею.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector