Герб таджикистана
Содержание:
- Что говорит этимология, и при чем здесь «тазик»?
- Таджик сегодня – кто это?
- История флага
- Трактовка деталей
- Трактовка деталей
- Трактовка деталей[править | править код]
- Герб
- Значение цветов на таджикистанском флаге
- Герб Таджикской ССР[править | править код]
- Символ независимости
- Национальный гимн
- Значение цветов и символа флага
- Описание
- Детали советского прошлого
Что говорит этимология, и при чем здесь «тазик»?
Считается, что современное слово «таджик» в Средние века звучало немного по-другому. Среди разных народов в различные эпохи звучали такие варианты, как «тази́», «тази́к», «тажи́к», «тежи́к» и т. д. Гласные и согласные чередуются, и это естественный процесс развития языков. Например, русское слово «магазин» произошло от арабского «махзан» (مخزن). Как видно, некоторые звуки видоизменились. Примерно похожий процесс произошел со словом «таджик».
Кого же называли «тази́ками», а затем «таджиками»? Разберем наиболее вероятную версию.
Еще в 7 веке, когда на территории Ближнего Востока существовала Сасанидская империя, у ее границ жили арабские племена, которых иранцы называли «тази́» (или «тази́к»).
Эти самые «тази» вскоре захватили добрую половину Азии, распространили ислам и образовали Халифат.
Получается, что изначально таджиками называли арабов, распространивших мусульманское вероучение по всему Востоку.
Но к XI веку все изменилось: слово «тази» прижилось среди тюркских народов, и этим словом стали называть уже иранцев, которые, как и арабы, распространяли ислам по Центральной Азии.
Слово «таджик» стало относиться к ираноязычным народам, которые отличались от тюркского населения.
Таджик сегодня – кто это?
Как и Таджикистан, свое окончательное значение слово «таджик» получило уже в XX веке. Сегодня таджиками называют жителей Таджикистана, а также выходцев из Таджикистана за рубежом.
Кроме того, таджиками нередко называют афганцев, говорящих на дари, который считается «братом» таджикского.
Таджиками также считаются жители Бухары и Самарканда в Узбекистане. И в целом таджик – это тот житель Центральной Азии, который говорит на иранском языке.
Слово «таджик», как и сам народ, обладает окутанной тайнами и загадками историей. Однако даже простое, народное объяснение таджика как «носителя короны» красноречиво говорит о сильном характере народа.
История флага
Предки современных таджиков прославились упорством, смелостью и преданностью своей земле и правителям. Территория Таджикистана входила в состав древних халифатов, империю Александра Македонского, позже стала частью Российской империи и СССР. В ряде источников находят упоминания о флагах, под которыми таджики совершали подвиги.
Первыми знаменами воинов были простые полотнища красного цвета, которые крепились к поперечным рейкам как хоругви. Они описаны в древнеиранском источнике «Авесте». В одной из глав приведен рассказ о кузнеце Каве, который бился с захватчиками. Чтобы воодушевить воинов, сделал стяг, насадив его на копье.
После победы над врагами Каве предстал перед иранским царем. Боевой стяг был принят властителем и по его повелению украшен золотой четырехконечной звездой, драгоценностями и разноцветными лентами. Флаг стали именовать Дирафши Кавияни.
Флаги династий
Территория Таджикистана находилась под властью нескольких династий, каждая из которых имела собственную символику. Сохранились следующие сведения о смене флагов:
От Ахеменидов до наших дней дошел кавианский стяг с изображением золотого орла. Гордая птица держит в лапах кольца из золота. Ахеменидские воины также использовали стяги с драконами. Изображение драконов перенес на свои знамена Александр Македонский, позаимствовав его у разбитого Дария.
- Аршакиды правили Парфией около 5 веков (с 250 года до новой эры). Во времена аршакидской династии знамена с четырехконечной звездой часто делали из кожи, крепили к древкам копий. Воины ходили в бой под шелковыми стягами с изображением дракона.
- При Сасанидской династии Дирафши Кавияни также был главным государственным символом. Монархи исповедовали зороастризм, украшали короны изображениями священных животных.
У правителей-Сасанидов центральной фигурой корон был полумесяц, который перекочевал на штандарты других народов, в том числе в Османской империи. Позже полумесяц превратился в символ ислама.
Бухарский период
Бухарское ханство, а затем эмират, охватывало большую территорию – части Таджикистана, Китая, Узбекистана, Ирана и других. Бухарский флаг отражал идеи ислама – зеленое полотнище со звездой, полумесяцем, «рукой Фатимы» и надписями на арабском. Тексты на флаге:
- вдоль древка – «Султан – тень Аллаха»;
- по краю – «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед Пророк Его».
Бухарский эмират упразднили с приходом советской власти, была создана Бухарская республика, которую называли сначала народной, затем социалистической. Первый флаг территории – на красно-зеленом полотнище звезда и полумесяц, а также аббревиатура (на арабском) названия республики.
Позже дизайн сменили, зеленый цвет убрали – осталось кумачовое полотно с золотыми деталями.
Таджикская АССР, ССР
В СССР территория Таджикистана была на правах автономии частью Узбекистана с 1924 по 1929 год. Знамя автономной республики было красного цвета с гербом в левом верхнем углу. Герб меняли в 1929 году, оставив остальную часть полотна прежней.
В 1929 году Таджикскую республику преобразовали и включили на равных правах с другими советскими образованиями в состав СССР. Флаг Таджикистана за годы советской власти много раз (7 вариантов) изменяли. Окончательный вариант, просуществовавший до 1991 года, был принят в 1953 году.
С развалом СССР Таджикистан до утверждения нового символа государства убрал с триколора коммунистическую символику.
Трактовка деталей
Герб на почтовой марке Таджикистана 1994 года.
По мнению исследователя В.Сапрыкова, «три выступа в короне, изображённой на гербе, обозначают регионы республики — Хатлон, Зарафшан, Бадахшан. Каждый из них в отдельности — это ещё не страна. Лишь объединённые в единое целое представляют они Таджикистан. Корона имеет ещё один смысл: слово „тадж“ в переводе означает „венец“. В более широком смысле понятие „таджики“ может трактоваться как „халки тодждор“, то есть народ-венценосец. Иначе говоря, корона играет роль объединяющего начала, без которого нет и не может быть определённого государства».
В. Сапрыков указывает на то, что число «семь» (семь звёзд) — священное, оно приносит счастье, дарует добродетель. В таджикской народной традиции это ещё и символ совершенства.
Наконец, солнце, восходящее из-за гор, символизирует наступление жизни, света, а колосья пшеницы — богатство страны.
Исследователь М.Ревнивцев в своей собственной интерпретации государственных символов Таджикистана обращается к религии зороастризма, которая восходит своими истоками к первому таджикскому государству Саманидов IX—X век и которая, как он утверждает, пользовалась популярностью среди таджикской интеллигенции и в годы Советской власти, и до настоящего времени.
По мнению М.Ревнивцева, «корона», изображённая в центре государственного флага и в верхней части герба Таджикистана, включает в себя три стилизованные изображения светильников — три священных неугасимых огня, являющихся объектом религиозного поклонения в зороастрийских храмах. Центральный элемент «короны» символизирует мировую гору Хара, находящуюся в центре Мира, а выгнутая золотая дуга в нижней части эмблемы олицетворяет «мост возмездия» Чинват, на котором в Судный День Заратуштра будет отделять души праведников от грешников.
Семь золотых пятиконечных звёзд, согласно М.Ревнивцеву, символизируют одно из основных понятий зороастризма — семь добрых духов Амеша Спента — ипостаси и ближайшее окружение верховного бога Ахура Мазда (Ормузда).
Расположенные по дуге окружности золотые звезды образуют фарн — солнечное сияющее начало, божественный огонь, его материальная эманация, аналог нимба у христианских святых.
Крылатый лев (в гербе 1992 года) был у индоарийских народов, персов и таджиков символом высшей божественной силы, мощи, власти и величия, солнца и огня. Из Месопотамии символ крылатого льва распространился в Иран и Среднюю Азию.
21 солнечный луч — три раза повторенные группы по 7 лучей — символизируют три эманации Ахура Мазда с 7 добрыми духами Амеша Спента.
Золотые горы с серебряными вершинами — заснеженные хребты Алайских, Заалайских гор и Памира.
Пшеничные колосья — символ земледелия и оседлой жизни, достались, как и восходящее солнце, от герба СССР.
Трактовка деталей
По мнению исследователя В.Сапрыкова, «три выступа в короне, изображённой на гербе, обозначают регионы республики — Хатлон, Зарафшан, Бадахшан. Каждый из них в отдельности — это ещё не страна. Лишь объединённые в единое целое представляют они Таджикистан. Корона имеет ещё один смысл: слово „тадж“ в переводе означает „венец“. В более широком смысле понятие „таджики“ может трактоваться как „халки тодждор“, то есть народ-венценосец. Иначе говоря, корона играет роль объединяющего начала, без которого нет и не может быть определённого государства».
В. Сапрыков указывает на то, что число «семь» (семь звёзд) — священное, оно приносит счастье, дарует добродетель. В таджикской народной традиции это ещё и символ совершенства.
Наконец, солнце, восходящее из-за гор, символизирует наступление жизни, света, а колосья пшеницы — богатство страны.
Исследователь М.Ревнивцев в своей собственной интерпретации государственных символов Таджикистана обращается к религии зороастризма, которая восходит своими истоками к первому таджикскому государству Саманидов IX—X век и которая, как он утверждает, пользовалась популярностью среди таджикской интеллигенции и в годы Советской власти, и до настоящего времени.
По мнению М.Ревнивцева, «корона», изображённая в центре государственного флага и в верхней части герба Таджикистана, включает в себя три стилизованные изображения светильников — три священных неугасимых огня, являющихся объектом религиозного поклонения в зороастрийских храмах. Центральный элемент «короны» символизирует мировую гору Хара, находящуюся в центре Мира, а выгнутая золотая дуга в нижней части эмблемы олицетворяет «мост возмездия» Чинват, на котором в Судный День Заратуштра будет отделять души праведников от грешников.
Семь золотых пятиконечных звёзд, согласно М.Ревнивцеву, символизируют одно из основных понятий зороастризма — семь добрых духов Амеша Спента — ипостаси и ближайшее окружение верховного бога Ахура Мазда (Ормузда). Расположенные по дуге окружности золотые звезды образуют фарн — солнечное сияющее начало, божественный огонь, его материальная эманация, аналог нимба у христианских святых.
Крылатый лев (в гербе 1992 года) был у индоарийских народов, персов и таджиков символом высшей божественной силы, мощи, власти и величия, солнца и огня. Из Месопотамии символ крылатого льва распространился в Иран и Среднюю Азию.
21 солнечный луч — три раза повторенные группы по 7 лучей — символизируют три эманации Ахура Мазда с 7 добрыми духами Амеша Спента.
Золотые горы с серебряными вершинами — заснеженные хребты Алайских, Заалайских гор и Памира.
Пшеничные колосья — символ земледелия и оседлой жизни, достались, как и восходящее солнце, от герба СССР.
Трактовка деталей[править | править код]
Герб на почтовой марке Таджикистана 1994 года.
По мнению исследователя В.Сапрыкова, «три выступа в короне, изображённой на гербе, обозначают регионы республики — Хатлон, Зарафшан, Бадахшан. Каждый из них в отдельности — это ещё не страна. Лишь объединённые в единое целое представляют они Таджикистан. Корона имеет ещё один смысл: слово „тадж“ в переводе означает „венец“. В более широком смысле понятие „таджики“ может трактоваться как „халки тодждор“, то есть народ-венценосец. Иначе говоря, корона играет роль объединяющего начала, без которого нет и не может быть определённого государства».
В. Сапрыков указывает на то, что число «семь» (семь звёзд) — священное, оно приносит счастье, дарует добродетель. В таджикской народной традиции это ещё и символ совершенства.
Наконец, солнце, восходящее из-за гор, символизирует наступление жизни, света, а колосья пшеницы — богатство страны.
Исследователь М.Ревнивцев в своей собственной интерпретации государственных символов Таджикистана обращается к религии зороастризма, которая восходит своими истоками к первому таджикскому государству Саманидов IX—X век и которая, как он утверждает, пользовалась популярностью среди таджикской интеллигенции и в годы Советской власти, и до настоящего времени.
По мнению М.Ревнивцева, «корона», изображённая в центре государственного флага и в верхней части герба Таджикистана, включает в себя три стилизованные изображения светильников — три священных неугасимых огня, являющихся объектом религиозного поклонения в зороастрийских храмах. Центральный элемент «короны» символизирует мировую гору Хара, находящуюся в центре Мира, а выгнутая золотая дуга в нижней части эмблемы олицетворяет «мост возмездия» Чинват, на котором в Судный День Заратуштра будет отделять души праведников от грешников.
Семь золотых пятиконечных звёзд, согласно М.Ревнивцеву, символизируют одно из основных понятий зороастризма — семь добрых духов Амеша Спента — ипостаси и ближайшее окружение верховного бога Ахура Мазда (Ормузда). Расположенные по дуге окружности золотые звезды образуют фарн — солнечное сияющее начало, божественный огонь, его материальная эманация, аналог нимба у христианских святых.
Крылатый лев (в гербе 1992 года) был у индоарийских народов, персов и таджиков символом высшей божественной силы, мощи, власти и величия, солнца и огня. Из Месопотамии символ крылатого льва распространился в Иран и Среднюю Азию.
21 солнечный луч — три раза повторенные группы по 7 лучей — символизируют три эманации Ахура Мазда с 7 добрыми духами Амеша Спента.
Золотые горы с серебряными вершинами — заснеженные хребты Алайских, Заалайских гор и Памира.
Пшеничные колосья — символ земледелия и оседлой жизни, достались, как и восходящее солнце, от герба СССР.
Герб
23 февраля 1929 г. постановлением Президиума ЦИК Таджикской АССР было установлено, что государственный герб республики состоит из золотых доста (местного серпа) и молота, положенных крест накрест рукоятками книзу и расположенных в лучах золотого солнца, окруженных венком из колосьев пшеницы справа и веткой хлопчатника с раскрытыми коробочками слева на оранжевом фоне. Внизу надпись на русском языке: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Сверху надпись на старым арабским письмом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».
В апреле 1929 г. была принята Конституция Таджикской АССР, в статье 105 указано, что герб состоит «из доста (местного серпа) и молота в золоте положенных крест накрест рукоятками книзу и расположенных на пятиконечной звезде, на которой в синем небе освещено золотыми лучами золотого солнца, восходящего из-за покрытых снегом гор. Звезда окружена венцом из колосьев пшеницы справа и веткой хлопчатника с открытыми коробочками слева на оранжевом фоне. Венец перевит внизу лентой красного (алого) цвета. Под звездой надпись на русском языке: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Сверху звезды надпись на старом арабском письме и на латинизированном таджикском письме: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Внутренний рисунок герба окружен золотой лентой в виде полумесяца рожками вверх. Три надписи расположены одна над другой на этой ленте: в старом арабском письме, в латинизированном таджикском письме и на русском языке: «Таджикская Автономная Советская Социалистическая Республика». Все эти три надписи расположены полукругом на золотой ленте в форме полумесяца.
Значение цветов на таджикистанском флаге
Правительство страны всегда заявляло о сохранении исторического наследия и преемственности традиций. Поэтому трактовка цветов государственного флага многозначна и отсылает к разным эпохам и культурным пластам жизни таджикского народа.
Первая интерпретация была заявлена в 1992 году и соответствовала социалистическим принципам Таджикской ССР. Выбор цветов демонстрировал крепкий союз трудового народа:
- красный – мировой гегемон (рабочий класс);
- зеленый – сельские труженики, крестьянство;
- белый – цвет интеллигенции.
Историки Таджикистана дают альтернативное значение подбора цветов, отсылая к древним государствам, частью которых были территория и народ страны. В древнеиранской культуре данные цвета ассоциировались с определенными сословиями:
- Красный – каста военных. Цвет означает мужество, служение Родине, преданность и благородство.
- Зеленый – основная часть граждан страны, занятых скотоводством и земледелием. В общем смысле символизирует весну, молодость, плодородие, процветание.
- Белый – духовное сословие, представители религиозной элиты. Цвет святых, духовных лидеров, символ чистоты и высоких устремлений.
Используется и более общая интерпретация цветовой палитры символа Таджикистана со следующими смыслами:
- красный – вечный символ свободы, стойкости, доблести;
- зеленый – успех и благоденствие;
- белый – добро, мир, надежда.
Изображение короны демонстрирует свободу и независимость страны. Основные культурно-исторические центры республики (их 7) представлены окружающими корону звездами.
Изначально символизм звезд был иным – их считали напоминанием о великих поэтах, имеющих персидско-таджикское происхождение. Президент страны в своей речи в 2010 году подчеркнул, что в цветах флага отразили историю страны, устремления и чаяния народа, культурные традиции.
Герб Таджикской ССР[править | править код]
Герб Таджикской ССР 24.02.1931-04.07.1935 гг. | Герб Таджикской ССР 1936—1937 гг. | Герб Таджикской ССР 28.09.1940 — 24.11.1992 гг |
По Конституции ТССР, принятой 24 февраля 1931 года 4-м съездом Советов Таджикской ССР
4 июля 1935 года проект, доработанный Яковлевым, был одобрен Президиумом ЦИК Советов Таджикской ССР
27 апреля 1936 года утверждён Постановлением ЦИК ТаджССР
27 апреля 1936 года Президиум ЦИК ТаджССР принял постановление «Об утверждении описания Государственного герба Таджикской ССР».
26 мая 1936 года четвертая сессия ЦИК Советов Таджикской ССР пятого созыва утвердила изображения и описания герба и флага и внесла эти описания в статью 92 и 93 Конституции Таджикской ССР.
На основе конституционных описаний началась подготовка изображений герба и флага. 19 мая 1937 года Президиум ЦИК Советов Таджикской ССР рассмотрел рисунки герба и флага республики и рекомендовал сделать девиз на гербе золотым, сделать фон герба и листья хлопчатника светло-зелёными, серп и молот на звезде изобразить золотыми.
20 мая 1937 года Президиум ЦИК Советов Таджикской ССР вновь рассмотрел проекты рисунков герба и флага и принял постановление «О Государственных гербе и флаге Таджикской ССР». Этим постановлением был окончательно утвержден только флаг, а герб рекомендовано изменить: Девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» рекомендовалось писать золотом, фон и листья хлопчатника сделать бледно-зелёными, серп и молот — золотыми, лучи солнца расположить по окружности. 23 мая 1937 года Президиум ЦИК утвердил изображение герба. По мнению созданной в 1937 году комиссии при Президиуме ВС СССР перевод девиза «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на таджикский язык был сделан неточно:
В 1938 году в аббревиатуре на флаге и в гербе «Ç» от слова «Çumhurijat» была заменена буквой «R» от слова «Respublika». В результате чего надпись на гербе приняла вид «RSS Tocikiston». Сложный перегруженный герб не удовлетворял многих, ЦИК ТаджССР в 1934 году даже проводил всесоюзный конкурс по разработке новых символов, от жителей СССР было получено 106 проектов Государственный герб Таджикской Советской Социалистической Республики состоит из изображения пятиконечной звезды, в верхней части которой изображены серп и молот в лучах солнца. Пятиконечная звезда обрамлена венцом, составленным справа из колосьев пшеницы, слева из веток хлопчатника с раскрытыми коробочками. Сверху венец перевит лентой с надписью: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на таджикском и русском языках. В нижнем секторе круга, образуемого венцом, лента с надписью «Таджикская ССР» на таджикском и русском языках.
28 сентября 1940 года Президиум Верховного Совета Таджикской ССР издал указ,
которым было изменено написание текстов надписей на флаге и гербе с латинизированного алфавита на новый алфавит на основе русской азбуки В новой Конституции Таджикской ССР (1978) описание герба не претерпело изменений. Официальное описание герба в тексте Конституции:
Символ независимости
В 1992 году с приобретением независимости на «примирительной», как ее называли, сессии было утверждено кардинально иное изображение главной таджикской эмблемы, хотя и венки, и восход солнца присутствовали. Центральное место на гербе Таджикистана занял крылатый золотой лев.
Согласно древним мифам, существовавшим у таджиков, персов и индоарийских народов, крылатый лев символизировал божественное начало, силу, мощь, власть. Впервые он появился в Месопотамии, откуда отправился путешествовать по Ирану и Средней Азии. Кроме того, что лев являлся героем многих мифов, археологи при раскопках древнего иранского города Хабис обнаружили штандарт (возраст 3000 до н.э.), на котором было изображено это красивое и мощное животное.
К сожалению, современный человек оказался сильнее, новая власть Таджикистана главным символом сделала золотую корону.
Национальный гимн
Английский: Государственный гимн Таджикистана | |
---|---|
Государственный гимн Таджикистана | |
Текст песни | Гульназар Кельди |
Музыка | Сулейман Юдаков , 1946 г. |
Усыновленный | 1991 г. |
Аудио образец | |
Государственный гимн Таджикистана
|
« Суруди Milli » является национальный гимн из Таджикистана , официально принят в 1991 году Текст песни были написаны Гулназар Келдиевич Келдиев и музыка Сулеймана Юдаковым , одной и той же мелодии из Гимна Таджикской ССР
Обратите внимание, что кириллица является единственным официальным письмом страны, а персидско-арабское письмо мало известно в самой стране и приводится только для сравнения с таджикским языком, поскольку это диалект персидского языка.. Текст песни:
Текст песни:
Таджикская кириллица (официальная) | |
---|---|
Диёри арҷманди мо, |
Diyori arjmandi мо |
Грубый английский перевод |
---|
Наша любимая страна, |
Значение цветов и символа флага
Цвета и символы на флаге страны имеют свои толкования и обозначения. И их не одно, а несколько. Например,
население древнеиранского общества, будучи свободным и полноправным, согласно «Авесте», состояло из трех сословий, каждое из которых обозначалось каким-то цветом:
- Красный — это военная знать (почитаемое и благородное сословие);
- Белый — сословие духовенства (духовность), моральная чистота и святость;
- Зеленый — свободные общинники (скотоводы-земледельцы) —это символ природы, процветания и молодости.
на Памире считается, что цвета расшифровываются как
- Красный — благополучие, счастье, радость;
- Белый — ясность и чистота;
- Зеленый — молодость.
или еще
- Независимость, свобода — красный;
- Мир и спокойствие — белый;
- Процветание и благоустроенность — зеленый.
очередная трактовка дает следующее объяснение
- Солнце, победа, торжество — полоса красная;
- Снег на заоблачных вершинах гор, занимающих 93 процента территории страны — белый сектор;
- Символ духовной сущности ислама — зеленая полоса.
Корона имеет три зубца, которые означают исторические области страны – Хатлан, Нуравшан и Бадахшан, единство которых символизирует высокий шпиль. Семь золотых звезд — это символ счастья, гармонии и благополучия.
Описание
Современный флаг Республики Таджикистан — это полотнище прямоугольной формы, имеющее пропорции сторон соотносящиеся как 1 к 2 и разделенное на три горизонтальные полосы. Цветовая гамма нынешнего флага та же, что и в советский период — красно-бело-зеленые цвета. Полосы красного (вверху) и зеленого (внизу) цветов по ширине одинаковы и равны 2/7 ширины символа, а белая, что находится в середине, в 1,5 раза шире них, то есть 3/7.
В центральной части флага в белом секторе представлена корона золотистого цвета, поверх которой изображены семь пятиконечных звезд в форме полукруга. Корона по высоте равна 4/5 ширины белой части, а ее длина совпадает с шириной средней полосы. Окружности, в которые условно вписываются нарисованные звезды можно обвести диаметром 3/20 ширины белого сектора, а радиус дуги их расположения — 1/2 ширины средней полосы.
Детали советского прошлого
Таджикистан за годы власти Советов успел побывать и автономной республикой, и просто республикой в составе огромной страны под названием СССР. В первые годы присоединения к Союзу изображение герба менялось довольно часто, каждую пятилетку, а то и чаще. Стабильность пришла в 1940 году, новый главный символ продержался до конца октября 1992 года. Именно его отдельные детали перекочевали в современную картинку, в частности, венок, обрамляющий центральные образы и символы, — он состоял (и состоит) из хлопка с раскрытыми коробочками и колосьев созревшей пшеницы. Второй сохранившийся элемент герба – восходящее солнце как символ новой жизни, устремленности в будущее.