Интересные факты о парфеноне
Содержание:
- Храмы Афинского Акрополя
- Афинский акрополь — история
- Описание
- Факт 4. Родина демократии
- Краткая история и описание
- Как добраться до Парфенона
- История статуи Афины Парфенос – покровительницы мирных жителей
- Геология
- Чёрные дни Парфенона
- Архитектура
- дальнейшее чтение
- Акрополь в наши дни
- 6.
- Что посмотреть
- Поздний период истории
- Описание скульптуры Афины Парфенос
- Сердце Афин — Акрополь
Храмы Афинского Акрополя
Парфенон (447—438 до н.э.): описание, интересные факты
Это самый главный древнегреческий храм, посвященный богине Афине – покровительнице всего города и Аттики. Несмотря на многочисленные варварские нападения, здание сохранилось до наших дней. Правда, уже в полуразрушенном состоянии.
Восстановительные работы производятся, но нужно сказать, что это весьма нелегко. Даже с нынешними технологиями. А все потому, что Парфенон продуман до мельчайших деталей.
В чем же особенность главного храма Афинского Акрополя?
Непосвященному человеку может показаться, что в архитектуре нет ничего не обычного. Однако это не так. Все элементы сооружения сконструированы таким образом, чтобы компенсировать оптические погрешности зрения.
Вот, например, в архитектуре Парфенона нет ни единой прямой линии. Однако зрителю кажется, что все контуры абсолютно прямолинейные. Но вот парадокс. Если бы это было так, то здание с виду казалось бы кривым. Даже пол храма Парфенон слегка возвышается к центру, а потому кажется ровным. Греки учли все.
Строительство Парфенона требовало немалых усилий и глубоких познаний физики и математики.
Храм Афины-Победительницы (450г. д.н.э.)
Святилище построили в честь победы греков над персами. Когда-то храм украшали гравюры с изображением древнегреческих богов и картины с эпизодами греко-персидской войны. Внутри храма стояла величественная статуя богини Афины со шлемом в одной руке и гранатой в другой.
Эрехтейон (421-405 г.д.н.э.)
Рядом с главным храмом Парфеноном — более позднее здание со сложной многоуровневой структурой. Это храм Эрехтейон. Посвящен Эрехтею – мифическому царю Афин, Посейдону и Афине. Шесть оригинальных мраморных статуй заменили копиями, которые хранятся в Британском музее.
Асклепион (404 г.д.н.э.)
От бывшей больницы и храма, посвященного богу Асклепию, сегодня остались только руины. Когда-то афинский Акрополь принимал здесь больных для лечения довольно странным для современного человека способом.
Для постановления диагноза человека поили специальными травами, после которых он крепко засыпал. Наутро он рассказывал свой сон, и по нему врачи определяли заболевание. Здесь также проводили операции под опиумным наркозом.
Для лечения необходимо было принести богу Асклепию дары в виде вкусностей, а после успешного лечения – драгоценности и ритуальную посуду.
Афинский акрополь — история
Единственным достоверным источником, указывающим на то, что укрепления здесь появлялись во времена Микенской Греции (бронзовый век) является существование колонны и нескольких кусков стены из песчаника. Других доводов, доказывающих строительство на холме старинного мегарона (храма), нет, однако в том, что он был, мало кто сомневается. Есть даже несколько ранних артефактов, указывающих на то, что человек здесь обитал с раннего неолита. Однако все это интересует в большей степени археологов, чем туристов.
Массивная стена «циклопической кладки» появилась на месте будущего Афинского акрополя немногим позже, чем был возведен мегарон. Каким он был, а также как выглядели укрепления позже, вплоть до эпохи архаики, представить практически невозможно. Информация о строительстве храмов и стен на этой территории, в большинстве своем, относится ко времени более позднему, чем VI век до н.э. Так, в 570-550 г. до н.э. здесь был выстроен храм в честь покровительницы города, богини Афины. Его название, Гекатомпедон («стофутовый»), было дано после обнаружения во время раскопок XIX века, благодаря длине стены в 100 футов. Примерно в то же время был построен «Оригинальный Парфенон» (Ur-Parthenon), а спустя 50 лет появился так называемый Старый храм Афины, Arkhaios Neōs. Позже он был неоднократно разрушен и восстановлен во время войн, и ко 2 в до н.э. уже точно не существовал.
Афины Акрополь на рассветеАфины Акрополь вечером
Примерно в 500 г. до н.э. Ur-Parthenon был разобран, чтобы на его месте возвести Древний Парфенон (Older Parthenon). Здание было гигантским — для его строительства было подготовлено 8000 двухтонных известняковых блоков. Однако после победы при Марафоне афиняне пересмотрели стратегию строительства Парфенона и решили отдать максимальное предпочтение мрамору. Этот этап в существовании величественного храма зачастую называют Пред-Парфенон II. Однако достроить его не удалось — в 485 году пришлось сократить бюджет из-за начавшегося конфликта с вошедшим на престол Ксерксом I, а в 480 году акрополь был разграблен и предан огню ворвавшимися в Афины персидскими войсками.
После того, как угроза повторного вторжения со стороны персов была окончательно устранена, афиняне решили восстановить разрушенные храмы Афинского акрополя. Частично для реконструкции использовались сохранившиеся элементы уничтоженных строений, однако большинство из них возводились заново. Период, в котором велись работы под управлением знаменитого Перикла, совпадает с Золотым веком Афин. В то время возведены Пропилеи — монументальные ворота на западе стены. Построенные в течение пяти лет, они созданы из прекрасного мрамора и сегодня считаются главным архитектурным памятником эпохи «высокой классики».
Афины Акрополь туристыАфины Акрополь туристы
В 424 г до н.э. закончились работы по возведению храма Ники Аптерос, на ионическом фризе которого были нанесены изображения богов и эпизодов из закончившихся четверть века назад греко-персидских войн. Внутри храма возвышалась статуя богини, державшей в руках шлем и гранат.
К 406 г до н.э. севернее Парфенона достроен Эрехтейон, храм в ионическом ордере. Всего за два года до падения Афин, в сложных экономических условиях, был закончен этот прекрасный образец древней архитектуры. Легенда гласит, что его возвели на месте, где Афина и Посейдон спорили о том, кто должен обладать Аттикой. К сожалению, в 1687 году его значительно разрушили венецианские войска, осаждавшие город. Поэтому сегодня храм Эрехтея со своей интересной ассиметричной планировкой представляет собой лишь развалины.
Описание
К храму, что был посвящен Афине и являющему собой здание прямоугольной формы, ведут три ступени. Афинский Акрополь Парфенон длиной около семидесяти метров и шириной – немногим больше тридцати, по периметру был окружён десятиметровыми дорическими колоннами высотой около десяти метров. Вдоль боковых фасадов находилось по семнадцать столбов, в торцах, где расположены входы – по восемь.
Известно, что все скульптурные композиции были созданы при непосредственном участии Фидия, который не только являлся главным зодчим всего Акрополя и разработал план этого архитектурного комплекса, но и известен как автор одного из чудес света – статуи Зевса в Олимпии. Существует предположение, что восточный фронтон Парфенона содержал барельеф, на котором было изображено рождение Афины Паллады, а на западном был изображен её спор с богом морей, Посейдоном, о том, кто будет покровителем Афин и целой Аттики.
А вот фризы храма сохранились неплохо: совершенно точно известно, что с восточной стороны Парфенона была изображена борьба лапифов с кентаврами, с западной – эпизоды времён Троянской войны, с южной – битвы амазонок с греками. Всего было установлено 92 метопа с различными горельефами, большинство которых сохранилось. Сорок две плиты хранятся в музее Акрополя Афин, пятнадцать – в Британском.
Факт 4. Родина демократии
Демократия как форма правления возникла именно в Афинах. Произошло это около трех тысячелетий назад, когда стало развиваться ораторское искусство и появился институт выборов. За годы своего существования Афины испытали на себе все формы правления, от монархии до демократии.
В связи с этим существует интересный факт об Афинах. Слово «идиот» имеет греческое происхождение. Впервые его стали использовать политические деятели Афин для обозначения человека, который не интересуется политикой в силу своей глупости и недостатка ума.
В древней столице Греции активно развивались науки: философия и история, математика и астрономия. Здесь зарождались некоторые жанры литературы и театральное искусство. Афины стали родиной великих мыслителей и творцов – Сократа, Аристотеля, Софокла и других.
Краткая история и описание
На вершине скалы Афинского акрополя возвышается монументальный мраморный храм Парфенон, посвящённый Афине Парфенос (т.е. Деве) — покровительнице города. В этом памятнике знаменитый политический деятель Перикл воплотил идею торжествующей демократии и неувядаемой славы Афин.
Вид на Афинский акрополь и храм Парфенон
Парфенон был построен в 447 – 437 годах до н. э. на месте более раннего храма, который воздвигли в ознаменование победы над персами в Марафонской битве. На строительство Парфенона Перикл потратил 450 серебряных талантов, «позаимствованных» из средств, собранных на военные цели.
Чтобы понять насколько огромной была израсходованная сумма, можно воспользоваться следующим сравнением: постройка одной триеры (боевого корабля) обходилась в 1 талант, то есть на 450 талантов Афины могли бы построить флот, состоящий из 450 кораблей. Когда народ обвинил Перикла в расточительстве, он ответил: «Этим храмом наши потомки будут гордиться веками!
Храм в ночной иллюминации
Если вам важнее деньги, то издержки я спишу не на ваш счет, а на мой, и на всех зданиях я увековечу своё имя». После этих слов, народ, не пожелавший уступать всю славу Периклу, закричал, чтобы строительные расходы он относил на общественный счёт. Руководителем работ был назначен скульптур Фидий; он же высек своими руками большую часть украшений Парфенона. Освящение храма состоялось в 438 году до н. э. во время празднества Панафинеи, устраиваемого в честь богини Афины. В византийский период, ознаменовавшейся торжеством христианства, Парфенон был превращён в Храм Святой Марии, а статуя Афины была вывезена в Константинополь.
Вид на храм с запада
В 1460-х годах, когда турки захватили Афины, Парфенон переделали в мечеть. Но самому большому разрушению храм подвергся в 1687 году, во время войны венецианцев с турками, когда раскалённое пушечное ядро, влетевшее через крышу, произвело огромный взрыв.
В XIX веке английский дипломат Т. Элджин, получив разрешение султана Османской империи, вывез из Парфенона в Англию непревзойдённую коллекцию скульптур, которая и по сей день хранится в Британском музее.
Вид на храм с юго-востока
Как добраться до Парфенона
Парфенон находится на вершине холма неподалеку от центра Афин.
Точный адрес: улица Stratonos, Akropolis.
Как добраться от центрального железнодорожного вокзала :
-
Вариант 1
Метро:Станция Στ.Λαρίσης относится к красной ветке М2 и находится в 2 минутах ходьбы от здания вокзала. От нее необходимо доехать до станции Aκρόπολη.
Пешком:После нужно пройти пешком около 10-12 минут вдоль улицы Dionysiou Areopagitou. Весь путь займет примерно 20-25 минут.
-
Вариант 2
Метро:Необходимо доехать по красной ветке метро от Στ.Λαρίσης до станции ΣΤ.ΣΥΝΤΑΓΜΑΤΟΣ.
Автобус:После нужно на автобусной остановке ΣΤ.ΣΥΝΤΑΓΜΑΤΟΣ сесть на маршрут 230 и доехать до пункта ΑΦΕΤΗΡΙΑ.
Пешком:От ΑΦΕΤΗΡΙΑ останется пройти около 4 минут вверх по холму, минуя улицу Dionysiou Areopagitou.
История статуи Афины Парфенос – покровительницы мирных жителей
Афина Парфенос, находящаяся в Акрополе, достигает порядка 10 метров в высоту. Статуя представляет собой образ воинственной женщины, настоящей богини, от которой исходила ещё одна скульптура — статуя бескрылой богини Победы Ники.
Афина Парфенос
Стоит отметить, что произведение имело деревянный остов, при том, что основная часть композиции выполнена из слоновой кости.
Встречаются на скульптуре и элементы чеканного золота, в частности – одежда и шлем Афины исполнен именно из данного материала.
Около тонны драгоценного металла и слоновая кость покрывали весь деревянный каркас 13-метровой скульптуры. Кстати, используемое в процессе творения автором Фидием золото было на счету национальных запасов государства.
Нередко ученые называют эту статую хрисоэлефантинной из-за сочетания слоновой кости и золота. Статуя Зевса также выполнена в данной технике, с использованием аналогичных материалов.
Однако, в наши дни ученым удалось установить некоторую информацию о памятнике, благодаря сведениям греческих авторов и известного путешественника и мыслителя тех лет Павсания.
Путешественник Павсаний
Географ и мореплаватель неоднократно описывал шедевр в детальной подробной манере. Писал, что одетая в хитон, греческая богиня была создана во весь рост.
Подтверждал Павсаний и материал, из которого изготовлена памятная скульптура.
Описывая богиню Нику, мыслитель подчеркнул, что её размер приравнивался к четырем локтям богини Афины.
Дополнительными элементами в данной скульптурной композиции была голова Медузы и змея, извивающаяся около копья.
Варвакиос Афина, найденная при раскопках, является настоящей копией богини, создателем которой является Фидий. Кстати, говоря об авторе, следует вкратце остановиться на его творчестве.
Геология
Потенциально тектонически уязвимая структура
Акрополь — это клиппе, состоящий из двух литостратиграфических единиц: афинского сланца и вышележащего известняка Акрополя . Афинский сланец — это мягкая красноватая порода, датируемая верхним меловым периодом. Первоначальные отложения отложились в дельте реки примерно 72 миллиона лет назад. Известняк Акрополя датируется верхним юрским периодом, примерно на 30 миллионов лет раньше, чем лежащий под ним афинский сланец. Известняк Акрополя был надвинут на афинский сланец под действием тектонических сил сжатия ( тектоника плит ), образуя покров или надвиговой пласт . Эрозия известнякового покрова привела к окончательному отделению Акрополя, сформировавшему современный облик. Там, где встречаются афинский сланец и известняк, есть источники и карстовые пещеры. Многие холмы в районе Афин образовались в результате эрозии того же покрова, что и Акрополь. К ним относятся холмы Ликабетос , Ареопаг и Мусейон . Мрамор, используемый для строительства зданий Акрополя, был добыт из карьеров горы Пентеликус , горы к северо-востоку от города.
Геологические вопросы
Известняк, на котором построен Акрополь, нестабилен из-за эрозии и тектонических сдвигов, которым подвержен регион. Эта нестабильность может вызвать оползни, которые нанесут ущерб историческому месту. Для защиты объекта были приняты различные меры, включая подпорные стены, дренажные системы и анкерные болты. Эти меры направлены на противодействие природным процессам, угрожающим историческому месту.
Чёрные дни Парфенона
Последним правителем, который благоволил и заботился об этом памятнике архитектуры, был Александр Македонский (он даже установил на восточном фронтоне четырнадцать щитов и подарил богине доспехи трёхсот побеждённых врагов). После его смерти для храма настали чёрные дни.
Один из македонских правителей, Деметрий I Полиоркет, поселился здесь со своими любовницами, а следующий правитель Афин, Лахар, содрал со скульптуры богини всё золото, а с фронтонов – щиты Алекандра, чтобы расплатиться с солдатами. В III ст. до н. э в храме произошёл крупный пожар, во время которого обрушилась крыша, арматура, треснул мрамор, частично разрушилась колоннада, сгорели двери храма, один из фризов и перекрытия.
Когда греки приняли христианство, из Парфенона сделали церковь (произошло это в VI ст. н.э.), внеся в его архитектуру соответствующие изменения, и достроив необходимые для проведения христианских обрядов помещения. Самое ценное, что было в языческом храме, вывезли в Константинополь, а остальное или уничтожили или сильно испортили (прежде всего, это относится к скульптурам и барельефам здания).
В XV ст. Афины оказались под властью Османской империи, в результате чего храм был трансформирован в мечеть. Никаких особых переделок турки не делали и спокойно проводили богослужения среди христианских росписей. Именно турецкий период оказался одним из наиболее трагических событий в истории Парфенона: 1686 году венецианцы обстреляли Акрополь и Парфенон, где турки хранили порох.
После этого древнюю святыню начали грабить и разрушать все, кто могли: афиняне использовали его обломки для бытовых нужд, а европейцы получили возможность вывозить уцелевшие фрагменты и статуи к себе на родину (в настоящее время большая часть найденных остатков находится или в Лувре или в Британском музее).
Архитектура
Древняя Греция и Афинский Акрополь неотделимы друг от друга. И также неотделимо от них и имя Фидия. Некоторые источники указывают на то, что застройкой на холме руководил именно он. Но на самом деле Фидий — это скорее главный скульптор «верхнего города», он создал большую часть статуй богов. Архитектура Афинского Акрополя слишком многогранна, чтобы принадлежать одному автору. В планировке и строительстве зданий Фидий выполнял только роль советника Перикла. С его помощью были определены ключевые особенности Афинского Акрополя.
Любопытно, что завистники никак не могли примириться с талантом Фидия. В итоге скульптор Афинского Акрополя был обвинен в краже драгоценных материалов и отправлен в тюрьму.
Архитекторы Афинского Акрополя, отвечавшие за создание храмов и других построек, не столь известны как Фидий. Однако их имена тоже вошли в историю. Так, Иктин является предполагаемым автором проекта Парфенона, а Калликратис — руководителем стройки Парфенона и главным архитектором храма Афины.
Сократ Грамматик
дальнейшее чтение
- Berve, H .; Gruben, G .; и Хирмер М. Греческие храмы, театры и святыни (Нью-Йорк, 1963). Общий вид избранных греческих построек.
- Бон Р., Die Propyläen der Akropolis zu Athen (Берлин и Штутгарт, 1882 г.). Первое тщательное изучение Пропилей.
- Bundgaard, JA, Mnesicles, греческий архитектор за работой (Копенгаген, 1957). Тщательный взгляд на здание и его значение для архитектурного планирования. Идиосинкразический.
- Динсмур, Уильям Белл (1922), «Структурное железо в греческой архитектуре», Американский журнал археологии , XXVI.
- Динсмур, ВБ, Архитектура Древней Греции (Нью-Йорк, 1975 — но на самом деле перепечатка публикации 1950 года). Общая книга по греческой архитектуре; датируется многими районами, но ценна для Пропилей.
- Динсмур, У. Б., мл., Пропилеи I: Предшественники (Принстон, 1980). Тщательное изучение предшественников Пропилей.
- Эйтельджорг, Харрисон, II, Вход в Акрополь перед Мнесиклом (Dubuque, 1993). Тщательное изучение предшественников Пропилей с очень разными выводами, чем у Динсмура, приведенного выше.
- Родос, РФ, Архитектура и смысл афинского Акрополя (Кембридж, 1995). Современный вид на Акрополь и его памятники.
- Tanoulas, T .; Ioannidou, M .; и Мораиту, А., Исследование по восстановлению Пропилеев, Том I (Афины, 1994). Превосходные рисунки и множество тщательных наблюдений от тех, кто отвечает за современные работы по Пропилеям.
- Танулас Т. Пропилеи Афинского Акрополя в средние века (Афины, 1997 г.), два тома. На современном греческом языке, но включает длинное резюме на английском языке, а также множество рисунков и фотографий.
- Уэле, Джейк де, Пропилеи Акрополя в Афинах: Проект Мнесикла (Амстердам, 1990). Больше изучения процессов планирования, чем здания.
- Проект Персей Электронный ресурс, который предоставляет быструю информацию, но некоторая информация о Пропилеях была неверной на момент последней проверки сайта. Несколько хороших фотографий Пропилеев доступны через проект Perseus.
Акрополь в наши дни
К сожалению, история не пощадила афинский Акрополь: из Парфенона люди сделали сначала церковь Богоматери, затем – мечеть, Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Бескрылой Ники разобрали и возвели из него крепостную стену, а во время войны с Турцией в XIX в. он значительно пострадал от выпущенного турками снаряда. Свою лепту в разрушении уникального комплекса внесло сильнейшее землетрясение в Греции 1894 года.
https://youtube.com/watch?v=j3iJLr-8_HY
Как только греки возвращали себе власть над городом, они занимались реставрацией своей достопримечательности. После того как Греция провозгласила в конце XIX ст. независимость, этим вопросом занялись более серьезно, в результате чего им удалось достичь значительных успехов, благодаря которым посетители музея в настоящее время имеют возможность не только увидеть новый Акрополь, но и более чётко представить себе, как он выглядел во времена античности.
Они ликвидировали все поздние сооружения Акрополя, отстроили храм Ники, создали копии скульптур и заменили ими оригиналы, забрав их на хранение в музеи, один из которых разместили у подножия скалы. Открыт новый Афинский музей Акрополя был в 2009 году. Интересно, что он являлся третьим по счёту, поскольку в результате многочисленных археологических раскопок первые два музея всех находок не вмещали и были заменены на более крупное здание, превышающее по площади своего предшественника в десять раз.
6.
3. Парфенон расположен на священном месте
Парфенон построен на месте разрушенного ранее храма богини Афины (Афины, Греция). | Фото: getyourguide.ru.
История Акрополя восходит гораздо дальше, чем самого Парфенона. На самом деле, храм расположен на месте гораздо более древнего храма, посвященного Афине, который сейчас называют Префефеноном или Старым Парфеноном. Этот старый храм был разрушен во время персидской войны в 480 г. до нашей эры, причем его уничтожили еще на стадии строительства, поэтому в готовом виде даже древние греки не смогли увидеть святыню. Спустя лишь 30 лет, после опустошительной войны греки решили снова возродить это место и все-таки построить величественное сооружение, руины которого мы можем видеть даже спустя не одно тысячелетие.
Что посмотреть
История строительства и существования Парфенона содержит много интересных фактов, но особенную значимость ему придает открытие, которое сделал автор проекта Иктин. Архитектор применил систему специального искривления при строительстве, которая учитывает особенности зрения человека. Современные исследователи древнегреческой архитектуры назвали этот прием курватурой.
При строительстве храма впервые был применен метод специального искривления — курватура
Отдельный интерес представляют фронтоны храма. Западный фронтон дополнен скульптурной композицией, сюжет которой — спор Афин с Посейдоном о власти над Аттикой. Изначально по бокам были установлены сделанные из камня колесницы, но до наших дней они не дошли. Восточный фронтон известен в истории архитектуры сохранившимися изваяниями мойр. Некоторые специалисты предполагают, что это были образы Дионы, Афродиты и Гестии. По центру, вероятнее всего, были установлены статуи Афины, Зевса и Гефеста. От прочих фигур до наших дней сохранился мужской торс, который, предположительно, принадлежал изваянию Посейдона.
Поздний период истории
Поздняя античность
В середине третьего века нашей эры в Парфеноне вспыхнул крупный пожар, который разрушил крышу и большую часть интерьера храма. В четвертом веке нашей эры были проведены восстановительные работы, вероятно, во время правления Флавия Клавдия Юлиана. Для накрытия святилища положили новую деревянную крышу, покрыв её глиняной черепицей. Она имела больший уклон, чем оригинальная крыша, а крылья здания оставили отрытыми.
На протяжении почти тысячи лет Парфенон продолжал существовать как храм, посвященный Афине, пока в 435 году н. э. Феодосий II не решил закрыть все языческие храмы в Византии. В пятом веке, один из императоров украл великое культовое изображение Афины и доставил в Константинополь, где позже его разрушили, возможно, во время осады Константинополя в 1204 году н. э.
Христианская церковь
В последние десятилетия шестого века нашей эры Парфенон преобразовали в христианскую церковь, которая называлась церковь Марии Парфенос (Девы Марии), или церковь Теотокос (Божией матери). Ориентацию здания изменили, обратив фасад на восток; главный вход переместили в западный конец здания, а христианский алтарь и иконостас находились на восточной стороне здания рядом с апсидой, построенной на том месте, где ранее располагался пронаос храма.
Большой центральный вход с прилегающими боковыми дверями сделали в стене, разделяющей целлу, которая стала церковным нефом, от задней комнаты, притвора церкви. Промежутки между колоннами опистодома и перистиля замуровали, тем не менее, количество входов в помещение было достаточным. На стенах написали иконы, а в колоннах высекли христианские надписи. Эти реновации неизбежно привели к удалению некоторых скульптур. Изображения богов были либо истолкованы в соответствии с христианской тематикой, либо изъяты и уничтожены.
Парфенон стал четвертым самым важным местом христианского паломничества в восточной части Римской империи после Константинополя, Эфеса и Фессалоники. В 1018 году император Василий II совершил паломничество в Афины, непосредственно после его окончательной победы над болгарами ради единственной цели посетить церковь в Парфеноне. В средневековых греческих записях его называли храмом афинской Богородицы (Theotokos Atheniotissa) и часто косвенно упоминали как известный, без точного объяснения какой именно храм имеется в виду, таким образом, подтверждая, что он был действительно известным.
Во времена латинской оккупации, приблизительно на 250 лет, он стал римско-католической церковью Девы Марии. В этот период на юго-западном углу целлы построили башню, которую использовали как сторожевую башню или как колокольню с винтовой лестницей, а также как сводчатые гробницы под полом Парфенона.
Исламская мечеть
В 1456 году османские силы вторглись в Афины и осадили флорентийскую армию, которая защищала Акрополь до июня 1458 году, когда город сдал турецким. Турки быстро восстановили Парфенон для дальнейшего использования греческими христианами в качестве церкви. На некоторое время, до закрытия в пятнадцатом веке, Парфенон стал мечетью.
Точные обстоятельства, при которых турки завладели им для использования в виде мечети неясны; в одном источнике указано, что Мехмед II приказал реконструировать его в наказание за афинский заговор против Османской империи.
Апсиду ставшую михраб (башня построенная ранее во время римско-католической оккупации Парфенона) продлили вверх, чтобы сделать минарет, установили минбар, и убрали христианский алтарь и иконостас, а стены побелили, чтобы закрыть иконы христианских святых и другие христианские изображения.
Несмотря на изменения сопровождающие Парфенон, преобразование в церковь, а затем в мечеть, его структура остается в основном неизменной. В 1667 году турецкий путешественник Эвлия Челеби выразил восхищение скульптурами Парфенона и образно описал здание как «некую неприступную крепость созданную не человеком». Он сочинил поэтические молитвы: «труд менее значительных человеческих рук, нежели самих Небес, должен стоять долгие времена».
Французский художник Жак Керри в 1674 году посетил Акрополь и сделал наброски скульптурного убранства Парфенона. В начале 1687 г. инженер по имени Плантье нарисовал Парфенон для француза Гравии Дортье. Эти изображения, особенно те, которые сделал Керри, стали важными доказательствами состояния Парфенона и его скульптур до разрушения в конце 1687 года и в последующем разграблении его произведений.
Разрушение Парфенона в результате взрыва порохового склада во время веницианско-турецкой войны. 1687 год. Рисунок неизвестного художника.
Описание скульптуры Афины Парфенос
Из образа Варвакиос, также относящегося к перечню работ данного мастера, ученые подчеркнули основные черты, которыми предположительно обладала и Афина Парфенос.
Описывая некоторые нюансы её воинственного образа, выделяют шлем богини. Он обладал тремя своеобразными гребнями.
Статуя Афины в Парфеноне
Одинаковые изображения грифонов располагались по бокам, спереди же находился сфинкс.
Щит Афины Парфенос также имел некоторые иллюстрации, в частности на его поверхности вычеканено сражение божеств с гигантами, бой с амазонками.
Существуют догадки о том, что создатель включил и собственное изображение в число изваяний на щите Афины. Предположительно, Дедал и Тезей, присутствующие здесь, являются прототипами Фидия и Перикла. Именно этот поступок стал роковым для великого скульптора.
Он был обвинен в оскорблении богов, вследствие чего попал в тюрьму. В заключении творец покончил с собой. Кстати, существуют ведомости о том, что именно статуя Зевса с Олимпии была его предсмертной работой.
По задумке Фидия фасад должен был разместить более шести колонн, поэтому статую окружали позади и по бокам ровно восемь огромных колонн. Это позволяло создать эффект архитектурной рамы, в которую оказалась вписана статуя Афины Парфенос.
Древнегреческие деятели нередко прославляли в своих трудах богиню Афину. Платон, Сократ и другие философы считали скульптуру Афины тождественно равной понятию прекрасного.
https://youtube.com/watch?v=hI44u0FF8nA
Сердце Афин — Акрополь
Первоначально афинский Акрополь, расположенный на холме с плоской вершиной, служил крепостью, но постепенно утратил значение главного укрепления города. В 479 г. до н. э. после отхода персидских войск Акрополь был разрушен. Правитель афинского полиса Перикл решил создать на территории афинского Акрополя удивительный архитектурный ансамбль. Можно сказать, что будущим сооружениям предстояла серьёзная миссия – они должны были стать не просто религиозным центром, а запечатлеть победу над персами, утвердить величие Афин и подчеркнуть их главенствующую роль в Древней Греции. На «золотой век Перикла» приходится расцвет афинской архитектуры. Главными сооружениями того времени, считающимися настоящими произведениями искусства, стали:
- Парфенон.
- Пропилеи.
- Эрехтейон.
- Храм Афины-Паллады.
Перикл не просто отдал распоряжение о строительстве Акрополя, а сам принимал активное участие – строил планы вместе с архитекторами, выбирал необходимые материалы, контролировал расходы и следил за непосредственным выполнением работ. С 450 г. до н. э. греческий скульптор Фидий был главным руководителем работ в афинском Акрополе. Своими руками он создал значительную часть украшений. Для возведения всех величественных зданий и скульптур не жалели средств и дорогих материалов: золота, черного дерева, слоновой кости. Если смотреть с прагматической точки зрения, то эта грандиозная стройка на многие годы обеспечила работой жителей Афин.
Парфенон в афинском Акрополе считается главным храмом. Он воздвигнут в честь прекрасной и мудрой богини Афины — любимой дочери Зевса. Греки считали её самой могущественной после Зевса, почитали как покровительницу справедливых войн, искусств, наук и ремёсел. Для всех девушек эта богиня была особенно почитаема, поскольку также была их покровительницей и соблюдала безбрачие. От имени Афина Парфенос, что значит Афина-Дева, и назван храм.