Афинский акрополь
Содержание:
Что обязательно посмотреть
Удивительное дело — при всей популярности у туристов афинский Акрополь неизменно сохраняет свою торжественную атмосферу: кажется, даже вечный людской шум здесь исчезает, когда вы смотрите на эти величественные колонны. Впрочем, не только на них: как мы уже упоминали, всего здесь было расположено 21 строение. Не все сохранились и не все требуют сверхпристального внимания — но must-see-объекты, разумеется, присутствуют. И не забудьте взять с собой головные уборы: все они находятся под открытым небом, а греческое солнце отличается знойным характером.
Парфенон
Образ этого сооружения не получится стереть из памяти даже при всем желании — постарались тут даже не столько туроператоры, сколько обложка учебника истории.
Парфенон — храм Афины, стоящий на впечатляющем возвышении, специально возведенном для сглаживания неровностей подъема холма: масштаба картине добавляет огромное количество строительных лесов и подъемных кранов. Трудно поверить, что древние греки смогли соорудить Парфенон всего за 10 лет — повторить рекорд их потомкам явно не удалось.
Впрочем, отнеситесь к этому с пониманием — и смотрите, смотрите, смотрите. Здесь вы не найдете изысканных архитектурных тонкостей (даже кладка была сухой, без цемента) — да они здесь и не нужны. Где еще вы увидите здание, которому 25 веков?
Эрехтейон
Не слишком большой, но весьма интересный по внешнему виду, ансамбль Эрехтейона гармонично дополнен целым комплексом кариатид — изваяний женских фигур, поддерживающих крышу храма. К сожалению, все они — копии, но общую атмосферу прочувствовать можно. Если заметите разницу в цвете каменных блоков и колонн, не удивляйтесь: более светлым отмечен «новодел». Изготовленные реставраторами элементы своим контрастом впечатление не портят — как говорят гиды, уж лучше так, чем бесформенные мраморные руины.
Одеон Герода и театр Диониса
Самая хорошо сохранившаяся постройка афинского Акрополя — Одеон Герода Аттического: одна из самых молодых построек комплекса (165 год н. э.). В водоворот веков канули только мраморная отделка и изваяния в стенных нишах — в остальном все так же, как и 19 веков назад. Более того, здесь до сих пор проводятся концерты оперных певцов — акустика потрясающая. Правда, есть одна маленькая деталь: так как Одеон — это действующая площадка, попасть внутрь можно, только купив билет на выступление. Впрочем, не расстраивайтесь — сверху, с холма, видно все как на ладони.
Театр Диониса мало чем отличается от Одеона по архитектуре, но пострадал от времени и завоеваний несравнимо больше. Отреставрировали его почти целиком еще в 2010 г. — можете пройти и на собственном опыте оценить, удобно ли было древним грекам смотреть на проходящие на сцене представления, посвященные богу вина Дионису. Кстати, этот театр посещали даже римские императоры Нерон и Адриан. Чем вы хуже?
Агора
Городская площадь Афин, которая была центром общественной жизни, сегодня — место раскопок. Посетить ее тем не менее нужно обязательно: ощутить себя на месте, где тысячи лет назад шумел рынок и бурлила жизнь древнейшей цивилизации, дорогого стоит. С артефактами, обнаруженными в результате раскопок, можно познакомиться в находящемся рядом музее Стои Аттала.
Храм Гефеста
Отличная сохранность — вот что привлекает к храму Гефеста толпы туристов, и, между прочим, многих — по чистому незнанию. Дело в том, что Гефестион очень похож на Парфенон, даже построен приблизительно в то же время. Словом, именно здесь можно наиболее объективно представить, как выглядел бы более «раскрученный» храм — и заодно сделать немалое число запоминающихся фотографий.
Архитектура афинского Акрополя
Возведение ансамбля афинского Акрополя началось после великих побед греков над персами. В 449 году был утвержден план Перикла по украшению этой территории. Афинский Акрополь должен был стать великим символом великой победы. Не жалелось ни средств, ни материалов. Перикл мог получить на это дело все, что хотел.
Тонны материала подвозились к главному холму греческой столицы. Трудиться на этом объекте для всех считалось гордостью. Сразу несколько великолепных архитекторов были задействованы здесь, но главная роль отводилась Фидию.
Пропилеи афинского Акрополя
Архитектором Мнесиклом были созданы здания Пропилей, являющиеся входом в Акрополь, украшенным портиками и колоннадой. Подобное сооружение вводило посетителя священного места в абсолютно новый мир, не похожий на обыденную реальность. На другом конце от Пропилей была установлена статуя самой покровительницы города Афины Промахос, исполненной лично Фидием. Говоря о Фидие, можно обмолвиться, что именно из его рук вышла знаменитая статуя Зевса в Олимпии, ставшая одним из семи чудес света древнего мира. Шлем и копье воительницы Афины видели даже проплывающие Аттику мореходы.
Парфенон – первый храм
Главный храм афинского Акрополя — Парфенон. Раньше в нем находилась еще одна статуя Афины Парфенос, также изготовленная Фидием. Статуя была выполнена в хризоэлефантинной технике, как и Зевс Олимпийский. Но до нас это чудо не дошло, поэтому остается только верить слухам и изображениям.
Выполненные из мрамора колонны Парфенона за много веков утратили свою первоначальную белизну. Сейчас его коричневатые колонны красиво выделяются на фоне вечернего неба. Парфенон был храмом Афины Полиады-Градохранительницы. Такое название в силу положения постройки обычно сокращали до Большого храма или даже просто Храма.
Возведение Парфенона велось в 447-428 годах до нашей эры при руководстве архитекторами Иктином и его помощником Калликратом, разумеется, не без участия Фидия. Храм должен был стать воплощением демократии. Для его возведения были произведены большие расчеты, именно поэтому здание удалось сделать всего за 9 лет. Прочая отделка продолжалась до 432 года.
Эрехтейон – второй храм
Второй храм Акрополя — старый Эрехтейон, также посвященный Афине. Между Эрехтейоном и Пантеоном было функциональное различие. Пантеон предназначался для общественных нужд, Эрехтейон, по сути, был храмом жрецов.
Храм по легенде был построен в месте спора Посейдона с Афиной за право власти в Афинах. Разрешить спор должны были стать старейшины города, по их желанию власть отдавалась тому из богов, чей дар окажется самым полезным для города. Посейдон сделал поток соленой воды из холма Акрополя, Афина же вырастила оливковое дерево. Дочь Зевса была признана победителем, а оливковое дерево символом города.
В одном из помещений храма остался след от удара трезубца Посейдона о скалу. Рядом с этим местом находится вход в пещеру, где по еще одному преданию жила змея Афины, являющаяся олицетворением славного царя-героя Эрехтония.
В этом же комплексе находится могила самого Эрехтония, а в западной части храма располагается колодец с соленой водой, как бы появившийся по воле все того же Посейдона.
Храм Афины Ники
Афина в Акрополе нашла свое воплощение в еще одном виде — Афины Ники. Первый храм, посвященный богине победы, был разрушен еще во времена войн с персами, поэтому после заключения перемирия было решено восстановить святилище. Храм был построен Калликратом в 427-424 годах до нашей эры.
С приходом турок храм разобрали на строительство укреплений. Восстановление храма было проведено в 1830х годах, после восстановления Греции в статусе независимого государства. Очередная реконструкция была проведена в 1935-1940 годах, и с этого времени храм предстает всей красой перед посетителями комплекса.
Акрополь — величественный комплекс красивейших сооружений с богатой и интересной историей. Это частичка Греции, без которой сложно сложить целостный образ ее былого величия.
Афинский Акрополь: краткое описание комплекса
Акрополь — это название холма и выдающегося архитектурного ансамбля, на нём расположенного. На греческом написание «Акрополь» выглядит так: «Ακρόπολη». Обычно это слово переводят как «верхний город», «укрепленный город» или просто «крепость». Сначала гора использовалась как убежище. Впоследствии здесь существовал царский дворец и даже, если верить мифам, резиденция Тесея — победителя критского чудовища Минотавра.
С тех пор как на горе появился первый храм Афины, она стала считаться священной. Вокруг этой узкой скалы с тремя отвесными стенами разросся город Афины, сердце и душа которого находятся на святом Акрополе. С вершины горы столица Греции видна как на ладони. Также как из города отовсюду отлично видны постройки Акрополя, рядом с которым запрещены высокие строения.
В 1987 году афинский Акрополь внесен в список ЮНЕСКО как объект всемирного наследия. Эта организация в качестве своей эмблемы использует образ Парфенона.
Изображение афинского Акрополя узнают даже те, кто никогда не видел его воочию. Величайшее достижение древних греков заслуженно стало визитной карточкой Греции. Поселения на высоком скалистом холме с плоской вершиной были уже около 4000 лет до н.э. Архитектурно-исторический ансамбль Акрополя, развалины которого мы видим сейчас, создавался в основном в V веке до н.э. при полководце и великом греческом государственном деятеле Перикле. Он включал в себя:
- Парфенон — главный храм. Построен в честь покровительницы полиса богини Афины.
- Пропилеи — парадный вход на Акрополь
- широкую мраморную лестницу
- Пинакотеку — находилась слева от Пропилей
- 12-метровую статую Афины-Воительницы, созданную скульптором Фидием из слоновой кости и золота
- Нику-Аптерос — храм бескрылой Афины-Победительницы с алтарем перед ним. Алтарь разобрали турки в конце XVIII в., но в 1935 — 1936 годах он был воссоздан
- Эрехтейон — храм, посвященный Афине и Посейдону. На одном из его портиков вместо колонн установлены знаменитые кариатиды.
- святилище Зевса Полиея и другие.
Расположение строений на Акрополе
Фасад Пропилей, ведущая к ним широкая мраморная лестница и примыкающие постройки
Во II веке н. э. Герод Аттик возвел у подножия Акрополя грандиозный театр Одион.
Главными архитекторами Акрополя считаются Иктин и Калликрат, которые построили Парфенон, и Мнесикл — создатель Пропилеев. Отделкой и наблюдением за строительством вместе с Периклом занимался скульптор Фидий.
Л. Альма-Тадема (1836–1912). Фидий показывает друзьям, в том числе Периклу и его возлюбленной Аспасии, парфенонский фриз, 1868.
Парфенон переводят как «помещение для дев». По одному из предположений, в нём избранные девушки ткали легкую ткань для пеплоса — женской одежды без рукавов с множеством складок. Особый пеплос, расшитый узором, подносили богине Афине во время Панафиней — торжественных церемоний в ей честь.
Афина Парфенос
Схема вершины
На вершину Акрополя можно подняться по единственной дороге, которая сохранилась с древних времен. На большую площадку выходят ворота, окруженные двумя сооружениями в виде башен, дальше дорога пошла вверх, в сторону к Пропилеям. Кроме того, на вершине можно осмотреть:
- театр Диониса;
- античную Агору;
- римский Форум;
- Керамейкос;
- храм Зевса.
Величественные Пропилеи
Парадный проход из портиков и колонн построил Мнесикл в 437—432 гг. до н. э. Это сооружение прекрасно сочеталось с построенным чуть раньше Парфеноном. В центре Пропилеи возведены боковые крылья, выполненные из пентелийского мрамора, как и основная конструкция.
Пропилеи Афинского Акрополя считаются непревзойденным и почитаемым памятником древнегреческой архитектуры. Во время строительства Мнесикл впервые объединил в одной конструкции дорические и ионические колонны.
Такой ход придал строению более изящный вид. Северная часть сооружения включает в себя наружный портик, а за ним — широкий зал. В древние времена там была расположена первая в мире галерея — Пинакотека. В ней хранились произведения известных греческих художников.
С южной стороны размеры сооружения несколько меньше, так как древнегреческому зодчему пришлось учитывать, что рядом находится храм Ники Аптерос, поэтому ему нельзя было нарушить архитектурный ансамбль. За центральными воротами проходит участок Священной дороги, по которой раз в четыре года проходило шествие участников Панафинеи.
Храм Афины Победительницы
Довольно интересное сооружение было воздвигнуто в честь победы над Персией в V веке до н. э. Храм установлен на постаменте из трех ступеней. Его монолитные колонны сходны с ионийскими. Совсем недавно строение полностью обновили. Его разбирали, детали отвозили на чистку и реставрацию.
Так как в XVII веке н. э. храм уже разбирали турки, было много не совпадающих частей, а сейчас был воссоздан его первоначальный вид. С площадки башни отлично просматриваются Афины и залив Сароникос в Эгейском море. На сам храм лучше смотреть, пройдя через Пропилеи и остановившись от него с правой стороны.
Античный Парфенон
На возвышенной территории Акрополя в Афинах стоит храм Парфенон, построенный в честь богини Афины-Девственницы. Это сооружение представляет собой дорический периптер, стоящий на трех мраморных ступенях. Внутреннее пространство было поделено на два помещения, в одном из которых стояла статуя Афины из золота и слоновой кости.
В глазницах памятника сверкали драгоценные камни, а на груди из слоновой кости просматривалась голова Медузы Горгоны. Сейчас этой статуи не существует, но сохранились его неплохие копии. Храм является образцом классической древнегреческой архитектуры. Этот факт доказывает количество колонн на фасадной и продольной стороне (8 и 17).
На главном фронтоне с восточной стороны было мифическое изображение рождения Афины. Основная часть фронтона, главные колонны и целла разрушены в XVII веке, а лучшие скульптуры находятся в музее Англии. Часть подлинных памятников и скульптур представлены в музее Акрополя.
Древний Эрехтейон
Если во время экскурсии следовать от Парфенона на север, то можно увидеть главный храм Афинского Акрополя Эрехтейон. Между двумя древнегреческими памятниками архитектуры стоит статуя Афины Промахос (Афины-Воительницы). В описании скульптуры кратко говорится, что богиня была изображена в шлеме, с копьем и щитом.
Согласно мифическому рассказу, в месте ударения копьем о землю выросло оливковое дерево, и ключом забила морская вода. После этого боги Олимпа объявили Афину победительницей. Шлем и острие копья у скульптуры были золотыми. Подплывающие к берегу на пентеконторах, издалека видели эти детали, так как они блестели на солнце. Возведение Эрехтейона было намечено заранее по плану, который зодчие разработали при Перикле.
До сих пор доподлинно неизвестен зодчий, построивший этот храм. Но специалисты, сравнивая его планировку с Пропилеями, предполагают, что автором мог быть Мнесикл. Планировка сооружения выполнена асимметрично, так как в этом месте сильный перепад высоты грунта. В XVII веке венецианцы практически разрушили храм. С северной стороны остался только портик Пандросы.
Ансамбль афинского Акрополя: достопримечательности
Реставраторы долгое время занимались восстановлением это крупного храмового комплекса, чтобы приблизиться к древним работам греческих мастеров. Некоторые сооружения были реставрированы почти полностью, но другие остались только руинами. Весь ансамбль афинского Акрополя поражает своими размерами, белоснежными колоннами и огромными лабиринтами с высокими стенами. Здесь чувствуется атмосфера прошлого и неизведанного.
Войти на территорию комплекса можно было через ворота Бюле, которые были названы в честь археолога, занимавшегося здесь раскопками. Предположительно строительство ворот датируются III веком до н.э. Сразу же за воротами располагались храмовые здания Акрополя, которые погружали путников в новый мир. Все здания украшены колоннами, которые формируют длинную греческую колоннаду.
Впереди ожидала статую покровительницы города – богини Афины. Статуя была настолько высокой, что с кораблей, которые проплывали мимо, были видны шлем и копье. После этого перед путниками открывались величественные храмы Афин, а также театры.
Храмы афинского Акрополя, как называется главный храм
Главный храм Акрополя – Парфенон, который находится в центре города, был возведен в честь богини Афины. Архитекторы по указанию главного государственного деятеля должны были создать уникальную архитектурную памятку, которая стала бы наиболее совершенным сооружение того времени.
Помимо Парфенона в Афинском Акрополе расположены и другие известные храмы:
- Храм Эрехтейон, который был построен в V веке до н.э., и не уступал по своему внутреннему и внешнему убранству Парфенону, но до современных дней почти не сохранился. Этот храм служил грекам в качестве сокровищницы, а также места, где проводились многие культовые обряды. Сейчас туристы смогут увидеть только несколько колонн, полуразваленные стены и портик, украшенный скульптурными композициями греческих девушек.
- Храм Ники Аптерос, который был построен в честь бескрылой богини победы, чтобы она не смогла покинуть греков. Этот храм имеет небольшой размер и украшен только четырьмя колоннами и несколькими скульптурами.
- Святилище Афродиты, которое хорошо сохранилось и поражает туристов красивым архитравом с лепниной голубей и гирляндами.
- Святилище Артемиды (Бравронейон), которое украшено статуей богини и множеством колонн.
- Святилище Зевса – это небольшой храм, разделенный на два зала. Первый зал был предназначен для проведения ритуалов, а второй – для пожертвований.
Храм богини Афины – Парфенон
Богиня Афина – это покровительница столицы Греции, в честь которой был назван центральный храм Акрополя. Проектированием и воздвижением храма занимался архитектор Иктин вместе со своей командой единомышленников. Архитектор использовал белый мрамор в основу стен храма и скульптурных композиций, который в солнечный день приобретал золотой оттенок. Сейчас туристы могут рассмотреть эту особенность храма, а древние греки были лишены этого, потому что подбирали яркие цвета, который перекрывали этот материал.
Строительство Парфенона проходило во время правления афинского государственного деятеля Перикла в V веке до н. э. Это сооружение должно было превзойти все построенные ранее храмы и у мастеров действительно получилось возвести уникальный архитектурный образец своего времени.
Храм богини Афины имеет прямоугольную форму с тремя мраморными ступенями в окружении рядов колон. Уникальность храма состоит в том, что визуально колонны словно расширяются, хотя построены строго прямолинейно. Также этот храм выглядел идеально пропорционально со всех сторон.
Реконструкционные работы, начатые в XIX веке, все еще не закончены, а декоративные элементы, вывезенные в другие государства, все еще не возвращены.
Музей Акрополя в Афинах
В Афинах можно рассмотреть не только развалины храмов, но и посетить музей Акрополя. Раньше музей находился в небольшом здании возле главного храма Акрополя, но постепенно количество экспонатов увеличивалось, поэтому нужно было расширить пространство. Сейчас новый музей Акрополя находится в 300 метрах от всего храмового комплекса.
В экспозиции музея представлены различные археологические находки, которые были найдены на территории этого города, к примеру, есть элементы скульптурных композиций мастеров, которые творили в V веков до н.э., а также фризы Парфенона. Сохранилось несколько скульптур, на которых показаны сцены сражения атлетов и героев с богами и гигантам, а также фигуры Геракла и Мосхофора. Работники музея следят за всеми экспонатами, чтобы они оставались в сохранности и на них негативно не влияли изменения температурного режима.
Южный склон
Одним из основных сооружений на южном склоне считается римский театр Герода Аттика, в котором после реставрации проходят спектакли и постановки о Древней Греции. Правда, есть один нюанс։ туристов пускают в него только на спектакли. В любое другое время туда не попасть.
На этой территории находится еще одно культурное заведение — театр Диониса. Это единственное место в городе, да и в стране, где можно посмотреть спектакли по произведениям:
- Эсхила;
- Софокла;
- Еврипида;
- Аристофана.
В древние времена этот театр был перестроен. Он стал вмещать до 17 тысяч зрителей. Кресла в первом ряду были выполнены из мрамора. Они предназначались жрецам и высокопоставленным лицам. Сейчас вокруг театра активно ведутся раскопки, которые могут принести интересные результаты.
На южном склоне в 2009 году был открыт новый музей. В нем собраны достопримечательности древней архитектуры, которые расположены на верхнем этаже. Работники музея надеются, что скульптуры, вывезенные в Англию, будут возвращены и объединены с экспонатами Парфенона.
На нижнем этаже музея находятся исторические предметы, которые были обнаружены во время строительства. В начале подъема на Акрополь можно увидеть ступени в скале, которые ведут к Ареопагу. Здесь проходил Суд старейшин — высшего государственного органа.
Когда в Греции победила демократия, власть была передана народному Собранию, заседания которого проходили на Пниксе. В 1987 году Акрополь был зарегистрирован в списке всемирного наследия ЮНЕСКО. Сейчас на его территории применяются самые инновационные методики сохранения древнегреческой архитектуры.
Акрополь сегодня
Первое, о чем должен знать каждый турист, собравшийся увидеть собственными глазами достопримечательности Афинского холма, это то, что все стоящие на нем статуи и колонны – не оригиналы, а предмет трудов современных скульпторов, занимающихся реконструкцией. Чтобы увидеть настоящие скульптуры и все то, что находилось в храмах хотя бы со времен Перикла, ехать нужно не в Грецию, а в Лондон, Париж и Рим.
Находки археологов, являющиеся результатом работ с начала прошлого века, также не находятся под открытым небом. Они представлены в экспозициях музея Афинского Акрополя. Интересные факты об истории находок и их изучении, а также о курьезах на раскопках, расскажет местный экскурсовод.
Территория комплекса открыта круглосуточно, более того, ночью жизнь здесь просто кипит. Хоть музеи по вечерам и закрывают до утра, но с наступлением сумерек включается изумительной красоты подсветка, а на холме Ареса собирается студенчество и молодежь со всего мира с гитарами и дешевым вином – к вниманию российской молодежи – пиво на этих тусовках не в чести.
Guillen Perez/flickr.com
В реконструированных руинах театра Диониса очень часто проходят выступления совершенно различного плана:
- тут пели теноры с мировыми именами;
- сюда приезжали различные лазерные и световые шоу;
- здесь выступали простые уличные мимы в рамках различных фестивалей;
- тут шли и идут спектакли греческих театров.
Эта площадка сохранила невероятную акустику и, безусловно, стоит занять место на полукруглой каменной скамье, которые, кстати, являются подлинными, поскольку театральную «яму», помнящую еще Сократа, раскопали только в прошлом веке, соответственно, растащить камни никто не успел. Театр Диониса и сегодня может вместить около 17 тысяч человек, все 67 рядов для зрителей полностью готовы их принять.
Carole Raddato/flickr.com
Помимо театра Диониса, есть еще одна историческая площадка, частично сохранившаяся со времен Перикла, а частично представляющая собой реконструкцию. Это – Одеон Герода Аттического, место, где проходили все городские собрания, где выступали политики, и где состоялось краткое обращение самого Перикла, по сути, сообщение гражданам о том, что последний перс покинул греческую землю, и пришло время для восстановления храмов на холме.
Robert Anders/flickr.com
Сейчас Одеон, так же как и при Перикле, рассчитан на 5000 человек, но внутрь можно пройти во время представлений лишь по билетам. Как правило, здесь выступают танцоры, например, достаточно часто приезжает с гастролями балет российского Большого театра.
Особого внимания при посещении комплекса заслуживает не до конца отреставрированный Эрехтейон. Этот большой храм, посвященный Посейдону и названный по имени царя Эрехтея, по утверждению мифов – сына бога морей, может похвастаться рядом реконструированных статуй и равномерной подсветкой в вечернее время, что открывает большие возможности для художественной фотографии.