Древнеегипетский язык

С точки зрения культуры

С культурной точки зрения они арабы, тут не поспоришь. 90% жителей страны исповедуют Ислам. Страна называется «Арабская Республика Египет». Официальным языком является MSA (современный арабский язык), но в быту они разговаривают на своём диалекте. Об этом мы подробно рассказывали в статье «На каком языке говорят египтяне».

Мало того, египтяне — это самая многочисленная арабская нация в мире. А египетский диалект — это самый массовый в мире диалект арабского языка.

Однако сейчас явно прослеживается тенденция к отдалению египетского общества от арабского мира. Всё больше египтян называют себя не «арабы», а «египтяне». А слово «арабы» они применяют исключительно к жителям Аравийского полуострова и Персидского залива.

Примечания

Комментарии

  1. Пример из учебника А. Х. Гардинера (Gardiner, &148): m=k nTr rdj.n=f anx=k — «вот, смотри, это Бог, он дал жизнь твою» (подлежащее смещается на первое место в предложении); snty=k dj.n=j sn m sA HA=k — «сёстры твои, я поместил их под защиту, позади тебя» (дополнение смещается на первое место в предложении).

Источники

  1. Языки Азии и Африки. Т.4. Афразийские языки. Кн.1—2. М., Наука. 1991—1993.
  2. Ancient Egyptian Chronology / Edited by Erik Hornung, Rolf Krauss and David A. Warburton. — Leiden, Boston, Köln: Brill, 2006. — P. 490—495. — 517 p. — (Handbook of Oriental Studies. Section 1 The Near and Middle East, Volume: 83). — ISBN 978-90-47-40400-2.
  3. Например, египтологи А. Х. Гардинер, М. А. Коростовцев и Н. С. Петровский.
  4. Gardiner A. H. Egyptian Grammar. Being an Introduction to the Study of Hieroglyphs. — 1927.
  5. Allen J. P. Middle Egyptian. An Introduction to the Language and Culture of Hieroglyphs. — Second editon, revised. — «CUP», 2010.

Амон-Ра

8 — 21 января, 1 -11 февраля

Амон-Ра считался создателем вселенной и человечества,  богом защиты и правителем всех богов. Рожденные под знаком этого египетского бога талантливы и оптимистичны. Они становятся хорошими лидерами и могут вдохновлять других людей. 

В любой ситуации эти люди уверенны и стараются держать все под контролем. Благодаря своему оптимизму, они часто чувствуют себя счастливыми. Они доверяют своему внутреннему голосу и используют его для помощи другим людям. 

Их можно назвать везунчиками, и они становятся довольно успешны.

Из них получаются хорошие консультанты, тренеры и руководители, вдохновляющие других стать лучше. Люди часто обращаются к ним за советом. Те, кто родился под знаком Амон-Ра, умеют принимать правильные решения. 

Представители этого египетского знака умны, полны мудрости и отваги, обладают силой воли и усердием.

Среди недостатков можно отметить склонность быстро выходить из себя, когда они сталкиваются неприятными ситуациями.

Положительные черты: сильный и готовый помочь

Отрицательные черты: скрытный

Идеальная работа: финансовая сфера

Египетское животное: баран

Совместимость: Хорус

Архитектура Среднего царства

В городах Среднего Египта, получивших значительную самостоятельность, возникли ведущие художественные направления времени Среднего царства, отличавшиеся в силу некоторой изолированности от придворной школы усилением реалистических черт.

Наиболее значительной постройкой этого времени является заупокойный храм фараона Ментухотепа II


Заупокойный храм фараона Ментухотепа II

Рельефы и монументальные скульптурные изображения царя украшали храм и стены ведущей к нему дороги. Среднее царство использовало круглую пластику не только для заупокойного культа; вводя скульптуру в архитектурный ансамбль, зодчие этого времени пользовались ею как средством возвеличивания царя, подчеркивая божественность самого фараона и его власти над Египтом.

От времени XII династии до нас дошли развалины города, построенного при входе в оазис Фаюм (современный Кахун).

Коптский раннеарабского периода (7 по 10 в. РХ.)

В середине седьмого столетия, Египет подпадает под арабское владычество. Арабы пытались силой заставить коптов изучать арабский язык, которой стал необходим для работы на государственных должностях. Такая политика медленно, но верно, сокращала число мирян, читающих на коптском, которые в большинстве своем принадлежали именно к такому сословию государственных служащих, либо к их семьям. Другими словами, знание арабского обеспечивало стабильную работу, которая могла перейти по наследству и детям. Это охладило желание воспитывать детей на коптской литературе. Именно в это тяжелое время, осознавая эти необратимые изменения, епископ Северий Аль-Ашмунэн счел необходимым написать свою Историю Патриаршества на арабском.

Но язык богослужения и в это время продолжал неукоснительно сохраняться. Фактически, огромное количество агиографий было составлено именно в начале этого периода

Коптский продолжали использовать в Церкви наряду с греческим, вторым по важности языком богослужения. К сожалению, сохранилось довольно небольшое колличество богослужебных текстов этого периода

Причиной тому: плохая эксплуатация, плохие условия хранения в период упадка, и пергамент, на котором они были написаны, не выдержавший этих испытаний.

В этот же период, в коптский проникают и некоторые арабские заимствования. Но это совсем не касается Церкви, нет никаких признаков использования там арабского. Никаких коптско-арабских рукописей, либо литературных источников, на основании которых можно было бы утверждать это. Коптский все еще остается разговорным языком сельских жителей и клира.

Магические свойства

На основании многочисленных исследований силы египетского креста, эзотерики пришли к выводу, что он оказывает мощное влияние на разные сферы деятельности человека. У обладателей Анха наблюдается следующее:

  • существенное улучшение самочувствия;
  • развитие интуиции и сверхъестественных способностей;
  • появление уверенности в себе;
  • достижение успехов в бизнесе;
  • проявление новых талантов;
  • налаживание отношений со второй половинкой, успехи в личной жизни.

Амулет притягивает удачу, сохраняет бодрость духа, устраняет препятствия на пути к цели, улучшает атмосферу в семейных отношениях. Людям, на протяжении долгих лет не способным зачать или выносить ребенка, египетский крест помогает обрести радость материнства и отцовства. В период болезни он ускоряет выздоровление, а также защищает от дурной энергии, направленной на своего обладателя.

литература

Общий

Саймон Д. Швейцер: Письмо и язык 4-й династии. (= МЕНЕС, Исследования по культуре и языку раннего египетского периода и Древнего царства. Том 3). Harrassowitz, Wiesbaden 2005, ISBN 3-447-05137-X .

Грамматики и введения

  • Эльмар Эдель: Древнеегипетская грамматика (= Analecta Orientalia. Том 34/39). Рим 1955/1964 (монументальная справочная грамматика древнеегипетского языка, однако, особенно в области вербальной интонации и вербального синтаксиса, частично уступающая более поздним книгам, перечисленным ниже.)
  • А. Х. Гардинер : египетская грамматика. 3-е издание, Оксфорд, 1957. (Базовая справочная грамматика среднеегипетского языка со списком Гардинера в приложении; имеет дело только с древнеегипетским языком в подчиненной манере)
  • Вольфганг Шенкель: Знакомство Тюбингена с классическим египетским языком и письмом . Pagina, Tübingen 2005, ISBN 3-938529-00-8 (Лекционные заметки для начинающих преподавателей Среднего и (скорее второстепенного) древнеегипетского языка; охватывает последние исследования)

Исследования по грамматике

Джеймс П. Аллен: изменение глагола в текстах пирамид (= Bibliotheca Aegyptiaca . Volume 2)

2 тома, Публикации Ундена, Малибу 1984, ISBN 0-89003-143-6 (в мягком переплете); ISBN 0-89003-142-8 (в твердом переплете) (важное исследование древнеегипетского глагола текстов пирамид) .
Эрик Дорэ: Повествовательная вербальная система древнеегипетского и среднеегипетского языков (= Cahiers d’Orientalisme. № 12)

Крамер, Женева, 1986 (имеет дело только с нечестивыми надписями; немного устарело)

Юрген Осинг: Номинальное образование египтянина. 2 тома, фон Заберн, Майнц, 1976.

Словари

Адольф Эрман , Герман Грапов : Словарь египетского языка. Том IV; Том VI: Немецко-египетский словарь. ; Том VII: Уменьшение словарного запаса. ; Том 8–10: Справочник путевок. Берлин 1950–1963 гг. (все еще основной словарь)

  • Ханниг-Лексика: язык фараонов. (2800-950 гг. До н.э.)
    • Том 1 — Райнер Ханниг : Язык фараонов. Большой краткий словарь египетского и немецкого языков (= культурная история древнего мира . Том 64). фон Заберн, Майнц 1995, ISBN 3-8053-1771-9 .
    • Том 2 — Райнер Ханниг, Петра Вомберг: Словарь фараонов в тематических группах. Учебник по культуре Египта (= история культуры древнего мира. Том 72). фон Заберн, Майнц 1998, ISBN 3-8053-2543-6 .
    • Том 3 — Райнер Ханниг: Язык фараонов. Большой краткий немецко-египетский словарь (= культурная история древнего мира. Том 86). фон Заберн, Майнц 2000, ISBN 3-8053-2609-2 .
    • Том 4 — Райнер Ханниг: Египетский словарь 1. Старая империя и первый промежуточный период (= культурная история древнего мира. Том 98). фон Заберн, Майнц 2003, ISBN 3-8053-3088-X . (Специальный древнеегипетский словарь со ссылками)

Текстовый вывод

  • Вольфганг Косак : Тексты древнеегипетских пирамид. В новом немецком переводе; полностью отредактировал и отредактировал Вольфганг Косак. Кристоф Бруннер, Берлин 2012, ISBN 978-3-9524018-1-1 .
  • Курт Сетхе :
  • Георг Штейндорф (Hrsg.): Документы египетской древности. Лейпциг 1904 г. и далее.

Золотой век коптского языка

С конца второго столетия нашей эры, с распространением христианства и вплоть до жесточайших гонений Диоклетиана в начале четвертого века, коптский, являлся главным языком посредником между греками и египтянами. После волны гонений, с новой силой возродилась жизнь монастырей. Для коптов это был единственный способ проявить свою огромную любовь к Богу, которая ранее выражалась в добровольной жертве всеми земными сокровищами. Эти монашеские общины были многочисленны и в большинстве своем состояли из египтян. В создавшейся ситуации возникла насущная необходимость настоятелям монастырей написать правила для своих общин на египетском языке. Кроме того, и египетские Отцы церкви, которые обычно писали на греческом, адресовали некоторые свои работы египетским коптам монахам.

Итак, с таких учителей монашества как преподобный Антоний, преп. Пахомий, и преп. Макарий и их великих учеников пишущих для монахов, и отцов Церкви: св. Афанасия, св. Фиофила, и св. Кирилла, которые обращались к пастве на коптском, и начинается золотой век коптского языка.

Наивысшего расцвета он достигает при святом архиепископе Шеноде. Святой Шенода ( 348 по 466 г н.э.) сделал коптский из языка наставлений богатым литературным языком, на котором могли общаться не только монашествующие, клирики и миряне, но и представители власти. Его яркая харизматическая личность, владение греческим и риторикой, новое нестандартное мышление, все это послужило усовершенствованию содержательности и стиля коптского языка и привело его к небывалому литературному взлету. Ученые, занимающиеся коптским и по сию пору изумляются его непревзойденными трудами, изучают и издают их.

Эта литературная традиция была продолжена, хотя уже в меньшей степени, трудами его ученика, святого Беза во второй половине пятого столетия. Но его произведения, почти все адресованы многочисленной братии белых монастырей. Позднее, в шестом- седьмом веках, много писали на коптском такие Отцы как : Руфин Соотеп, Константин Азиат, Пизенций Кифт.

Изобретение письменности – вклад египтян в мировую культуру

Итак, самым крупным и значимым вкладом древних египтян в мировую культуру и цивилизацию, несомненно, является изобретение письменности. Именно из египетских иероглифов возникли:
— синайское письмо;
— финикийское письмо;
— арамейская письменность;
— греческий алфавит;
— латинский алфавит;
— славянская азбука.

В очертаниях некоторых греческих и латинских букв без труда можно обнаружить признаки египетского происхождения.

Не будет преувеличением сказать, что история Египта начинается со времени возникновения первых письменных документов. Она возникает с момента объединения государства, которому предшествовало объединение небольших деревень и поселений, разбросанных по берегам Нила, ранее независимых друг от друга. Постепенно сформировалось несколько десятков крошечных государств.

В IV тысячелетии до нашей эры в результате объединения на территории Египта образовалось два больших политических объединения: Верхний Египет в южной части страны и Нижний Египет, расположенный в Дельте. Скорее всего, в качестве самостоятельных государств они просуществовали в течение длительного времени, поскольку их обособленность друг от друга отражена в административном делении, которое сохранялось на всем протяжении истории Древнего Египта.

Именно древние египтяне придумали узаконенную форму отношений между мужчиной и женщиной — брак. Они же распространили и такое понятие, как «брачный договор», в котором еще в те времена четко указывались права и обязанности мужа и жены и их доля в совместном имуществе.

Правитель Египта носил титул царя Верхнего и Нижнего Египта. Одним из символов его власти была двойная корона — пшент — которая возникла как результат соединения белой короны Верхнего Египта с красной короной Нижнего Египта.

Общество, разделенное на классы, образовалось в Египте на тысячу лет раньше, нежели в Греции и Риме. Однако последующее замедление темпов развития государства представляет собой резкий контраст с его ранним становлением. То есть более ранний общественный строй Древнего Египта в историческом аспекте оказался прогрессивнее, чем позднейшее государственное устройство античных стран — Греции и Рима.

Несмотря на то, что экономическое и социальное развитие Египта проходило очень медленными темпами, а внешняя политика и внутренняя структура оставались практически неизменными на протяжении нескольких тысячелетий, хотя искусство этой страны после начального бурного расцвета закостенело настолько, что зачастую было невозможно отличить друг от друга художественные произведения мастеров Древнего и Нового царств, история государства интересна и полна драматизма.

Т. ФисановичТайны древних пирамид

Примечания

Комментарии

  1. Пример из учебника А. Х. Гардинера (Gardiner, &148): m=k nTr rdj.n=f anx=k — «вот, смотри, это Бог, он дал жизнь твою» (подлежащее смещается на первое место в предложении); snty=k dj.n=j sn m sA HA=k — «сёстры твои, я поместил их под защиту, позади тебя» (дополнение смещается на первое место в предложении).

Источники

  1. Языки Азии и Африки. Т.4. Афразийские языки. Кн.1—2. М., Наука. 1991—1993.
  2. Ancient Egyptian Chronology / Edited by Erik Hornung, Rolf Krauss and David A. Warburton. — Leiden, Boston, Köln: Brill, 2006. — P. 490—495. — 517 p. — (Handbook of Oriental Studies. Section 1 The Near and Middle East, Volume: 83). — ISBN 978-90-47-40400-2.
  3. Например, египтологи А. Х. Гардинер, М. А. Коростовцев и Н. С. Петровский.
  4. Gardiner A. H. Egyptian Grammar. Being an Introduction to the Study of Hieroglyphs. — 1927.
  5. Allen J. P. Middle Egyptian. An Introduction to the Language and Culture of Hieroglyphs. — Second editon, revised. — «CUP», 2010.

Государственное устройство и население

Во главе Древнеегипетского государства стоял всесильный повелитель – фараон. Ему принадлежали все земли царства, он являлся верховным судьей и верховным главнокомандующим. Жители верили, что фараоны Древнего Египта являются прямыми потомками богов, которые когда-то снизошли с небес на землю. Власть фараонов передавалась по наследству, таким образом, занять трон могли исключительно представители священного царского рода.

Могущество фараонов поддерживалось силой армии Древнего Египта. Воины проходили специальную боевую подготовку. Основным оружием для них служил лук, копье с наконечником и боевой топор.

 

Самыми уважаемыми категориями населения Древнего Египта были жрецы, чиновники и писцы. Жрецы распоряжались храмами, организовывали религиозные праздники, следили за поклонением населения богам и «сынам богов» — фараонам. Они были самыми образованными людьми в государстве: могли вычислить продолжительность года, предсказывали лунные и солнечные затмения, проводили сложные математические вычисления. Чиновники (управленцы) распоряжались царской сокровищницей, землями, зернохранилищами. Они осуществляли сбор налогов, следили за состоянием войск, контролировали местное население. Писцы проводили перепись жителей долины Нила, писали письма, фиксировали суммы налогов, взимаемых с народа, подсчитывали продовольственные запасы.

Запоминаем новые слова!

Налоги – это обязательные платежи, взимаемые с граждан в пользу государства.

Казна – это государственная собственность, состоящая из драгоценностей и денежных средств.

Ремесленники в Древнем Египте находились под контролем государства и получали плату из государственной казны. Они изготавливали предметы мебели и одежду, орудия труда, оружие, посуду, ювелирные украшения. Самой большой по численности населения в Древнем Египте была категория крестьян. Они занимались земледелием, скотоводством и рыбной ловлей. Продукция, которую они производили, принадлежала государству, храму, чиновникам, землевладельцам.

Самое низкое положение в Древнеегипетском государстве занимали рабы. В основном это были военнопленные и осужденные преступники. Но в отличии от других рабовладельческих государств, рабы в Древнем Египте могли заводить семью, владели собственностью, находились под защитой законов.

Развитие египетского языка

Ни один язык не может существовать без изменений на протяжении нескольких тысяч лет. Причинами этих изменений могут быть заимствования, попытки упрощения языка и т.д.. Египетский язык не был исключением. Ученые выделяют 5 периодов формирования египетского языка:

Древнеегипетский

Язык периода I-VIII Династий, примерно 4200-2240 до Р.Х. Сюда входит язык текстов пирамид. В основном, сохранившиеся документы этого периода носят официальный характер:это могильные надписи с биографическими текстами, погребальные правила. Древнеегипетский с небольшими изменениями переходит в среднеегипетский.

Среднеегипетский

Возможно это местный диалект периода IX-XI Династий 2240-1990 до Р.Х., который позднее был загрязнен новыми народными элементами. В своей более поздней форме он сохранился в литературных памятниках вплоть до времен Греко-римской Империи, в то время, как ранняя его форма сохранилась в качестве религиозного языка.

Позднеегипетский

Народный язык периода XVIII-XXIV Династий, примерно 1573-715 до Р.Х.,наглядно представлен в деловых документах и письмах, а также в историях и других литературных произведениях, и в некоторой степени в официальных надписях начала XIX Династии. Однако существует несколько текстов, в которых народный язык не смешивается с классическими выражениями Среднеегипетского.

Демотический

Этот термин широко применяется по отношению к книжному языку и языку рукописных документов. Демотический язык известен со времен XXV династии до времен Римской Империи (715до Р.Х. 470 после Р.Х.) Здесь также древние классические выражения переплетаются с более поздними народными элементами.

Коптский

Древнеегипетский язык в своей последней переработке зафиксирован в коптских рукописях начиная с конца первого тысячелетия н.э.: он имеет такое название потому, что на нем разговаривали копты, христианские потомки древних египтян. После Арабского завоевания 641г.н.э., коптский был постепенно вытеснен арабским языком и почти перестал существовать в качестве разговорного языка в 16 веке. В греческом алфавите коптский представлен семью специальными буквами, произошедшими от иероглифов. В последнее столетие коптскому языку уделяется все больше внимания.

Искусство

Древние египтяне были прекрасными художниками и скульпторами. Они украшали настенными росписями жилые дома, дворцы, храмы. Художники изображали сцены из жизни простых людей, развлечения знатных господ, религиозные церемонии, сражения и охоту. Рост людей на картинах зависел от их общественного положения. Самыми высокими изображали фараонов, меньшего роста были жрецы и чиновники, еще ниже были ремесленники, крестьяне и рабы.

Особое внимание уделяли росписи внутренних помещений в пирамидах фараонов. Чаще всего там изображали богов, сцены из загробного мира, фараона со своей свитой

Саркофаг, в который помещали тело умершего, также разрисовывался с особой роскошью.

Запоминаем новые слова!

Церемония – это особый распорядок проведения торжественных мероприятий.

Саркофаг – это разновидность гроба, используемая в Древнем Египте.

Древнеегипетская скульптура отличалась особенной реалистичностью. Статуи людей создавали в соответствии с пропорциями тела человека. В основном, скульпторы изображали фараонов и богов, значительно реже жрецов, чиновников, военных.

Самая известная скульптура Древнего Египта, сохранившаяся до наших дней –сфинкс – мифическое существо с головой человека и телом льва. Согласно верованиям, сфинкс являлся хранителем тайных знаний, охранял вход в пирамиды.

Среднее царство: XI–XIII династии

Периодом наибольшего расцвета Среднего царства стало правление XII династии. Ее основатель Аменемхет I перенес столицу из Фив в построенный им на границе Нижнего и Верхнего Египта город Иттауи («Соединяющий две страны»), окончательно утвердив государственное единство.

Государство облегчало переход с одних этажей социальной лестницы на другие. Трудовое население («царские люди») было объектом политики государственного учета и регулирования рабочей силы: по достижении определенного возраста все «царские люди» переписывались, распределялись по профессиям и посылались на работу.

Возросло количество рабов, главным источником которого оставались войны.

Это движение, в конце концов подавленное, нанесло смертельный удар Среднему царству.

Возрождение коптского в 19 столетии

Но Господь, по Своей милости, не попустил окончательного забвения. И пролил яркий свет жизни во мраке безнадежности. Этим светом явился святой Кирилл IV, Патриарх Александрийский в начале второй половины 19 столетия. Святой Кирилл начал активное восстановление Церкви с обучения клириков и подрастающего поколения. Для чего совершенно необходимой мерой было возрождение коптского. Итак, изучение коптского языка было принято во всех школах, которые он построил наряду с учебными планами нового поколения.

Святой Кирилл недолго оставался на престоле святого Марка. Фактически это очень короткий эпизод в истории Церкви. Его кончина была на руку противникам его реформ. Но он заложил столь крепкую основу для преобразований, что они продолжались и по его кончине. В последующую часть века продолжалось активное возрождение коптского языка. Немалую лепту в этот процесс стандартизации коптского произношения внесли греки. В греческом сохранилось много исконно коптских звуков, которые он впитал в себя за годы прошлого тесного общения. Хотя греческий язык претерпел некоторые изменения из-за 150- летнего турецкого (османского) владычества. Поэтому, не имея живых образцов для подражания, новое произношение, воспринятое через греческий, не звучало как египетское, коим должно было быть.

Несмотря на трудности, образованные люди распространяли язык среди народных масс. Они издавали сохраненные манускрипты, которые ранее были только в рукописном варианте. Возрождали традицию использования коптского на богослужениях. Результатом исследований в области грамматики стали разносторонние и доступные словари. А начальство духовных школ всячески поддерживало эти начинания.

Активация и очищение

Приобретенный или подаренный магический знак в виде кулона нуждается в активации, очищающей изделие от негативной энергетики, которой оно могло впитаться, находясь в чужих руках. Помимо этого, обряд способствует установлению связи между амулетом и его обладателем.

В древние времена наиболее подходящим временем для таких манипуляций считалось солнечное затмение. Поскольку это событие случается крайне редко, активировать амулет можно в другое время.

Современные маги рекомендуют выбрать для обряда ясный и солнечный день и проводить процедуру поэтапно:

  1. В течение нескольких минут подержать Анх под струей холодной воды. Одновременно нужно представить, как этот поток забирает у него всю отрицательную энергию. По окончании манипуляций вытирать магический знак не стоит.
  2. Положить амулет на всю ночь в место, хорошо освещаемое лунным светом. Это зарядит его энергией Осириса – повелителя царства мертвых.
  3. В дневное время оставить Анх под прямыми солнечными лучами, олицетворяющими Исиду – богиню жизни и плодородия.

Активированный египетский крест протягивают через тонкий кожаный ремешок и надевают на шею. В активации нуждаются только изделия, находившиеся в чужих руках, или приобретенные в магазине. Крестам, выполненным своими руками, этот обряд не требуется.

Для возвращения кресту первоначальных качеств необходимо проводить обряд очищения не реже одного раза в 3 месяца. С этой целью его на всю ночь помещают в емкость и засыпают большим количеством поваренной соли, которая заберет себе всю негативную энергию. Утром кулон очищают от соли и возвращают на прежнее место (на шею).

Корпус

В дополнение к уже упомянутым текстам пирамид и многочисленным биографиям на могильных стенах (от 4-й династии ), текстовый корпус древнего Египта содержит некоторые письма (от 5-й династии ), юридические тексты, архив из Элефантины ( 6-я династия ), звонки и речи о изображениях повседневной жизни, могильные надписи с просьбами о сохранении могилы, а также с раннединастического периода . бесчисленные списки подношений u. кроме того, некоторые королевские надписи происходят из позднего периода , которые на языке Старое царство составлено.

Недавно добавленный чрезвычайно важный источник — это более 2000 писем и документов, которые относятся к 6-й династии и были написаны на глиняных табличках . Они были найдены в оазисе городе Айн ASİL , в Dachla , где папирус был , по- видимому редким и дорогой.

Население Древнего Египта

Как мы уже говорили, территория Египта населена с древнейших времен. Наиболее ранние следы человеческого пребывания, обнаруженные в этой стране, оставлены приблизительно за 10000 лет до начала нашей эры. Древнейшие постоянные поселения возникли примерно на рубеже VI и V тысячелетий до нашей эры.

Первый винный погреб был найден в Египте. Кроме того, древние египтяне были первыми, кто сварил пиво.

С помощью радиоуглеродного метода исследователям удалось установить, что зерно из ям для хранения урожая в доисторическом поселении, обнаруженном в Фаюмском оазисе, относится к 4600-4300 годам до нашей эры.

Это доказывает, что на территории Египта уже в те времена обитали земледельцы, ведущие оседлый образ жизни. И нет никаких сомнений, что они проживали в Египте и ранее.

Население Египта составляли местные племена Северной и Восточной Африки, которые положили начало древнеегипетской народности. Позднее в него вошли пришельцы из тропической части континента, большинство из которых были уроженцами Северо-Западной Африки, покинувшими свои земли из-за высыхания почвы.

В результате в долине Нила смешались представители различных племенных объединений. Этот факт доказан исследованиями антропологического типа древних египтян. Причем далеко не всегда эта ассимиляция происходила мирным путем, кое-где не обходилось без стычек, кровопролитных войн и порабощения. Элементы этого смешения обнаруживаются не только в близлежащих, но и в отдаленных областях Африканского континента.

Существуют гипотезы об азиатском, или семитском, происхождении этого народа. Однако подавляющее большинство египтологов полностью отвергает их, считая неубедительными. Говоря об этом, стоит отметить, что древние египтяне по языку являлись представителями народов, говоривших на родственных языках одной большой семито-хамитской, или афразийской, языковой семьи, в которую вместе с древнеегипетским языком включались языки родственных по происхождению многочисленных народов Африки и Азии — берберийские, кушитские и семитские.

Религиозная реформа Эхнатона

Наиболее полно концепция единого божества, создателя мира и человека, была сформулирована при Эхнатоне.

Эхнатон

По его повелению единым и неделимым творцом мира был объявлен Атон, изображавшийся в виде солнечного диска, от которого расходятся лучи-руки, дарующие людям свет и жизнь.

Культы других богов если не уничтожались, то рассматривались как проявления единого божества. Как единственное божество Атон не имел ни супруги, ни детей, ни каких-либо божественных родственников, не имел он в отличие от всех египетских богов ни человеческого, ни животного образа, не воплощался в статуях.

Поскольку Атон рассматривался как единое божество, другие боги потеряли «законное» право на существование рядом с ним. По приказу Эхнатона имена других богов, особенно Амона-Ра, уничтожались, жертвы им не приносились.

Однако концепция единого божества не была принята в Египте, и после смерти Эхнатона религия Атона была отменена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector