Что посмотреть в кронштадте: архитектурные достопримечательности города- крепости- подробный обзор + фото и видео
Содержание:
- Военно-патриотический парк культуры и отдыха «Патриот»
- Никольский Морской собор
- Главные достопримечательности Кронштадта
- Рассказы, маршруты и советы туристов с фото
- Интересные музеи Кронштадта
- Церкви и часовни Кронштадта
- Северные
- Главные форты Кронштадта
- Другие форты и сооружения
- Форт «Великий Князь Константин»
- Оборонительные форты Кронштадта
- Музеи за 1 день
- Памятники и монументы Кронштадта
- Форт Александр I
- Форт «Кроншлот»
- Как добраться до Кронштадта из Санкт-Петербурга
- Главные маяки Кронштадта
Военно-патриотический парк культуры и отдыха «Патриот»
В непосредственной близости от Морского собора, напротив Якорной площади, открыт парк «Патриот», в котором находятся: Аллея Адмиралов с монументальными образами 25 видных адмиралов отечественного флота, исторический яблоневый сад, часовня святых апостолов Петра и Павла, памятник Петру I, историко-патриотический памятный комплекс, посвященный 41 адмиралу — главным командирам Кронштадтского порта и кронштадтским военным губернаторам, также прогулочная зона, открытый кинотеатр, кафе. Посетителям парка для просмотра доступен док Петровский. Это уникальное гидротехническое сооружение, строительство которого было начато еще при Петре I.
Никольский Морской собор
Венчает Якорную площадь великолепный по архитектуре и необыкновенный по красоте Никольский Морской собор — памятник всем погибшим офицерам и морякам Российского военно-морского флота.
Внимательно всмотримся в главный купол храма. Он украшен золотым орнаментом в виде якорей и спасательных кругов, обвитых канатом. А кресты на всех куполах отлиты в виде штурвала корабля.
Никольский Морской собор и пирамида Вечного огня.
Войдём внутрь. Первое, что мы видим — чёрные мраморные доски на стенах. На досках золотыми буквами высечены имена офицеров, погибших при исполнении воинского долга. Нижние чины указаны общим числом. Исключение составляют те, кто совершил выдающийся подвиг.
Памятные доски с именами героев.
Потрясает богатое оформление собора. Купол олицетворяет собой звёздное небо. На полу изображения кораблей и обитателей морских глубин. Стены облицованы мрамором разного цвета и украшены росписями.
Иконостас собора.
Собор обязательно нужно посетить. И сделать это не самостоятельно, а в составе экскурсии.
При желании можно сходить в музей истории Кронштадта. Он находится в сквере Желобовского за Никольским собором.
Справа от собора Овражный парк. К нему примыкает Летний сад. В саду несколько интересных монументов. Да и просто приятно пройтись по лесопаркам.
На этом прогулку по городу морской славы можно завершить.
Посещая такие места, исполняешься гордостью за великое прошлое, за героические деяния тех, кто посвятил жизнь военно-морскому флоту.
А мы, жители Кронштадта, свято чтим память о его славных сынах.
Дарья Николаевна, инженер-технолог, 44 года
Главные достопримечательности Кронштадта
Город-порт с 300-летней военно-морской историей сохранил немало интересных мест, связанных с тем или иными значимыми событиями(революции, войны) и с трагическими природными стихиями (пожар 1764 года, наводнение 1824 года). Пожалуй, главное наследие Кронштадта — его форты и маяки, ведь город задумывался как портовый и оборонный.
Форты Кронштадта — уникальные для своего времени оборонительные сооружения. По ним можно проследить, как совершенствовались средства защиты от нападения с моря. В настоящее время большинство фортов заброшены и постепенно разрушаются, хотя периодически предпринимаются попытки их реанимации, как, например, это случилось с фортом «Константин».
Отдельная тема — маяки. Одним из символов Кронштадта является Деревянный маяк у Петровского канала — старейший действующий деревянный маяк. Ценители особой романтики заброшенных мест стремятся попасть на Нижний Николаевский маяк. Тематический Музей Маячной службы России расположен в казарме форта «Константин».
Говоря о Кронштадте, нельзя не упомянуть о его архитектурной жемчужине — Морском Никольском соборе. Собор выполнен в неовизантийском стиле и является доминантой главной городской площади — Якорной. Собственно, обзорные экскурсии стартуют, как правило, именно отсюда.
Рассказы, маршруты и советы туристов с фото
Узнать, что посмотреть в Кронштадте самостоятельно за 1 день стоит, а на что лучше не тратить время, можно в отзывах туристов. Путешественники делятся готовыми маршрутами по городу и всему острову Котлин, советуют, как грамотно распределить время. В отзывах вы найдете фото достопримечательностей Кронштадта в разное время года. Туристы советуют заведения общественного питания и гостиницы в городе. С их помощью вы можете составить наиболее полный путеводитель по Кронштадту на 1 день.
- Фотоальбом «Кронштадт и его достопримечательности» от Сергея Архипкина.
- Фотоальбом «Прогулка по Кронштадту» от Рамиля Юсипова.
- Рассказ «Форты, море, корабли» от Светланы Тернер.
- Рассказ «По святым местам Кронштадта» от Елены Яхонтовой.
Здание бывшей Машинной школы Балтийского флотаФото: Рамиль Юсипов
Интересные музеи Кронштадта
В городе можно посетить музеи, чья экспозиция связана с морем и посвящена морскому делу. Всей семьей можно сходить в музей маячной службы, который открылся в 2017 году.
Музей истории Кронштадта
Располагается в водонапорной башне, построенной в 1991 году в стиле классицизма с арочными окнами на втором этаже. Расположена она на улице Ленинградская. Второе здание музея находится на Якорной площади. Экспозиции музея показывают историю становления и развития Кронштадта, о флоте и крепости. Многие документы и предметы переданы музею жителями города. Всего в стенах музея размещено около 6000 экспонатов.
Музей маячной службы
Открыт в 2017 году в честь 300-летия маячной службы в России. Расположен музей в стенах крупного форта «Константин». Большинство реставрационных работ при создании музея выполнили энтузиасты Бородавкин и Ергер. В ведении музея находится более 100 экспонатов, размещенных в четырех залах. Есть в коллекциях маячные фонари, линзы, техника ВМФ, звездный глобус, фонари с Дороги жизни Ладожского озера.
Кронштадтский Морской музей
Находится на улице Андреевская, рядом со сквером. Музей посвящен школе водолазного дела Бритнева, открытой по указу Александру II. Большая экспозиция рассказывает о развитии водолазного дела в России, которое начало свое развитие из школы водолазов в Кронштадте. В коллекции музея есть водолазные костюмы, дыхательные аппараты, предметы, поднятые с морского дна. Часть экспозиций посвящена обороне города в войну.
Музей-квартира Иоанна Кронштадтского
Расположен в квартире, где жил и умер преподобный священнослужитель. Еще при его жизни сюда приезжало сотни паломников со всей страны. Открыт музей в 1997 году. Основная экспозиция размещена в комнате, где был кабинет батюшки. В нем он не только работал, но и молился, спал, вел дневник. Кроме Иоанна Кронштадтского сюда никто не заходил, поэтому паломники отмечают в ней особую, намоленную атмосферу.
Мемориальный музей-кабинет А. С. Попова
Находится в Итальянском музее на улице Макаровской. Именно здесь находилась лаборатория Александра Попова, в которой он работал 18 лет на благо отечественного флота. Именно благодаря его работе корабли могли держать беспроводную связь между собой на расстоянии. Памятная экспозиция расположена в бывшем Минном классе. Выставлены один из первых в мире радиоприемников, приборы для физических измерений.
Церкви и часовни Кронштадта
Главный храм города расположен на Якорной площади. Это величественный Морской Никольский собор. В разных местах Кронштадта на улицах и в скверах можно увидеть красивые небольшие часовни.
Владимирский собор
Находится на улице Флотская. Первый деревянный храм с таким названием построен в Кронштадте в начале XVIII века. Деревянная церковь несколько раз горела, а к середине XIX века перестала вмещать всех прихожан. По ходатайству губернатора Казакевича храм перестроили в камне. Окончательные работы завершили к 1875 году. В советское время храм трижды пытались взорвать. Сейчас собор высотой 50 метров полностью восстановлен.
Часовня Тихвинской иконы Божией Матери
Заложена в 1898 году по проекту архитектора из Санкт-Петербурга Н.Н. Никонова и обликом своим повторяла расположенный рядом Андреевский собор. Постигла часовню та же судьба, что и собор, взорванный в 1932 году. Восстановление часовни началось в 2008 году при участии Патриарха Алексия, освятил часовню в 2009 году Патриарх Кирилл. В часовне могут разместиться до 30 человек. Тихвинская икона установлена на трёхъярусном иконостасе.
Часовня Петра и Павла
Первая часовня построена в начале XX века по проекту архитектора Сиденснера. В годы советской власти ее частично разобрали, уцелевшие помещения использовали как склад. Восстановлением часовни занялись в 2015 году. Новую жизнь она получила при участии фонда Кронштадтского морского собора, меценатов, также личном участии Светланы Медведевой – жены премьер-министра. Освятили часовню в день ВМФ 30 июля.
Часовня Богоявления Господня «Спас-на-Водах»
Каменная часовня расположена на улице Ленинградская. Построена она в русском стиле в память об утраченной Богоявленской церкви в 1904 году. В советское время пришла в запустение и практически разрушилась. Реконструкция часовни произошла в 2004 году, к празднованию 300-летия Кронштадта ее торжественно освятили и открыли для прихожан. Мозаика на остроконечной крыше часовни цветом похожа на прозрачную морскую воду.
Северные
Обручев
Другие названия форта Обручев – «В» и Красноармейский. Был создан в 1896 году. В 1913 году проведена реконструкция артиллерийских батарей. В 1919 году участвовал в подавление восстания против советской власти, а также в советско-финской и Второй Мировой войнах.
В пятидесятых годах прошлого века был заброшен и разграблен, в этом же состоянии находится и по сей день. Доступен для туристов только в составе организованной экскурсии на прогулочном катере.
Дорога по воде до форта Обручев от Кронштадта займет 1,5 часа
Тотлебен
Форт Тотлебен построен в период с 1897 по 1913 год. Изначально именовался фортом «А», позже назван в честь героя обороны Севастополя, графа Тотлебена. В советское время переименован в Первомайский. Тотлебен принимал участие в советско-финской войне в 1939-1940 годах. Не используется в качестве укрепления с 1958 года.
До 2008 года у форта был неофициальный смотритель, Владимир Ткаченко, который следил за состоянием построек и даже создал музей истории на территории Тотлебена. Однако всё было разрушено вандалами, которые украли или уничтожили всё, что могли, разбили даже стёкла в окнах.
Сегодня Тотлебен заброшен, медленно разрушается. Можно посетить только на прогулочном катере.
Здесь вы найдете самые выгодные цены на гостиничный номер:
Северные с №1 по №7
Северные форты были созданы для преграждения Северного фарватера, чтобы защищать территории империи с моря во время войны со Шведами. Первый, второй, третий, пятый, шестой и седьмой форты строились в 1855-1856 годах , а четвёртый – в 1864-1869 годах.
Форт Северный №1
Четвертый Северный является интересным, поскольку именно на его территории впервые было использовано асфальтовое покрытие. После начали асфальтировать улицы Петербурга.
Форты прошли реконструкцию под новые орудия в шестидесятые годы девятнадцатого столетия. Сейчас заброшены и разрушены. Четвёртый, пятый и второй Северный доступны для посещения на водном транспорте. До Седьмого Северного можно добраться самостоятельно на автомобиле. Остальные Северные форты закрыты для посещения.
О других достопримечательностях Кронштадта читайте здесь
Главные форты Кронштадта
Уникальность Котлинских крепостных укреплений в том, что они имели дополнительные оборонительные сооружения – форты. Они расположены на юге и севере от основных защитных редутов. Форты были необходимы для усиления обороны, они преграждали шведам путь к Санкт-Петербургу. Возведение оборонительных сооружений началось в 1704 году и длилось до начала XX столетия. За это время построили 21 форт. 17 островов-крепостей окружены водами Финского залива. Экскурсионные туры сюда особенно популярны.
Южные форты №1 и №2
Координаты — 949857, 29.703850; 59.957525, 29.704547.
Эти небольшие крепости построены в середине XIX в., как защита от нападения союзной эскадры французов и англичан. В Южном форте №1 пушки были расположены в 2 казематах, а во 2-м форте – орудия стояли на открытой площадке. Вооружение укреплений менялось и совершенствовалось. В Великую Отечественную войну форты служили защитой Кронштадта от налетов фашистской авиации.
Форт Южная батарея №3
Адрес — территория 3-й Южный форт, литА.
Укрепления недолго носили свое первое название – Башенная батарея. Через 10 лет после постройки, в 1882 году, ее переименовали в честь графа Милютина. Они, с Константиновским фортом, расположенным напротив, закрывали от врага судоходный фарватер. При блокаде Ленинграда, артиллерия фортов обстреливала Петергоф и Стрельню, отражала нападения авиации захватчиков.
Форт Император Александр I
Адрес — территория Форт Александр I, литА.
Крепость открыли в 1845 году. На церемонии присутствовал царь Николай I. Позже (с 1897 года), в помещениях форта работала лаборатория, производившая лекарства для борьбы с различными эпидемиями. Препараты отправлялись не только по территории России, но и в Европу. За военным объектом закрепилось название – Чумной форт.
Строгие ограничения в общении, с населением округи, не спасли от эпидемии чумы в 1904 и 1907 годах. После 1917 г. крепость передали военному ведомству. Здесь находились оружейные склады. Позже ее забросили, и она не использовалась.
Береговые форты
К защитным сооружениям, расположенным на побережье можно отнести:
Форт Константин – возведен на южной стороне о. Котлин. Его отстроили в первое десятилетие XIX в. Он носил название – «Двойная южная батарея». Укрепления построили в 2 яруса. Здесь располагались 45 артиллерийских орудий. С 1833 года они именуются в честь сына Николая I – Константина.
Форт Цитадель – введен в строй в 1724 г. Его строительством занимались солдаты Преображенского и Семеновского полков. В 1734 году укрепления получили новое имя – Император Петр I.
Форт Риф – находится на Котлинской косе, на ее западном побережье. В 1915 г. завершили постройку укреплений. История сооружения тесно переплетается с революционными событиями 1917 года. Позже крепость служила убежищем для восставших, во время Кронштадтского бунта в 1921 году.
Форт Шанец – его история начинается с 1706 года. На северо-западе города построили Александр- шанец – редут, защищавший Кронштадт. Первые укрепления были земляными. В конце XIX столетия на их месте возвели долговременные батареи.
В военные годы здесь была база железнодорожной батареи. Орудия, установленные на платформах, курсировали между городом и крепостью Риф, нанося удары по врагу.
Северные форты
К оборонительным сооружениям, находящимся с северной стороны острова, относят 7 номерных фортов и 2 крепости – Тотлебен и Обручев.
Первые защитные редуты были построены из бревен. С 1863 года они начали перестраиваться. Укрепления возвели из камня и бетона. В начале XX века построены более современные фортификационные сооружения.
Во время финской компании, наши артиллеристы держали под обстрелом позиции финнов в районе реки Сестра. В Отечественную войну северные бастионы уничтожали фашистов, занимавших северную часть Финского залива.
Другие форты и сооружения
Разумеется, перечисленными сооружениями список фортов Кронштадта не ограничивается. Среди южных фортов следует отметить еще несколько:
- Форт № 1 («Южный»), построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1865-1868 годах (инженер Зверев К.Я.). Два типовых каземата, на два орудия каждый. Принимал активное участие в обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
- Форт № 2 («Дзичканец»), построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1869-1873 годах (инженер Зверев К.Я.). Один каземат, орудия были расположены открыто. В годы ВОВ входил в систему ПВО Кронштадта.
- Форт «Великий Князь Константин» — одно из самых крупных фортификационных сооружений Кронштадта. Построен в 1808-1809 годах, 1858-1879 годах (военный инженер Сысоев П.), 1897-1901 годах. В настоящее время используется как историко-развлекательный объект и яхтенно-пограничный комплекс. Есть съезд с КАД.
Кроме фортов, в акватории Невской губы близ Кронштадта на искусственных островах расположены многочисленные маяки и створные знаки.
Маяк на насыпном острове
Помимо южных фортов, защищающих Кронштадт с юга и южный фарватер, существуют северные форты, которые защищают остров со стороны северного фарватера:
- Форт «Тотлебен» («A», «Первомайский»), построен в 1897-1913 годах (инженер Шишкин А.А.).
- Форт «Обручев» («B», «Красноармейский»), построен в 1896-1913 годах (инженер Шишкин А.А.). Строительство фортов «А» и «В», защищающих Северный фарватер и оснащенных 106 орудиями, стало самой трудоемкой и дорогостоящей работой в истории Кронштадта.
- 1-й Северный форт (Батарея северная №1). Построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.). Перестроен в 1861 — 1869 годах (инженер Зверев К.Я.). Был соединён дамбой с островом Котлин. До 2002 года использовался как склад патронов, в настоящее время заброшен.
- 2-й Северный форт (Батарея северная №2). Построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1862-1867 годах (инженер Зверев К.Я.).
- 3-й Северный форт (Батарея северная №3). Построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.), 1864-1868 годах (инженер Зверев К.Я.). Практически полностью уничтожен при строительстве дамбы.
- 4-й Северный форт («Зверев»). Построен в 1864-1869 годах (инженер Зверев К.Я.) в дополнение к уже существовавшим фортам №№ 1, 2, 3, 5 и 7. Позволял вести не только фронтальный, но и фланговый огонь. Имел более мощное вооружение, чем на других северных фортах. Соединен с фортом №6 подводной каменной грядой.
- 5-й Северный форт (Батарея северная №5), построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1864-1868 годах (инженер Зверев К.Я.).
- 6-й Северный форт (Батарея северная №6), построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1864-1869 годах (инженер Зверев К.Я.). В 1960-е годы здесь были построены сооружения из силикатного кирпича военного назначения, полностью исказившие облик форта середины XIX века. Соединен с фортом №4 подводной каменной грядой.
- 7-й Северный форт (Батарея северная №7), построен в 1854-1856 годах (инженер-генерал-майор Дзичканец И.Г.). Поврежден наводнением в ночь с 26 на 27 ноября 1857 года. Перестроен и усилен в 1860-е годы и позднее. В настоящее время соединен с дамбой КАД.
О дамбе КАД и северных фортах Кронштадта можно также прочитать в статье «Кронштадт: Защитная дамба, форты и первое знакомство с городом».
3-й Северный форт, вид с дамбы
После окончания Русско-японской войны было принято решение о переносе границ приморской обороны дальше на запад. Форты Кронштадта к тому времени технически устарели. В это время были построены форты «Ино» («Николаевский»), «Красная Горка» («Алексеевский»), «Серая Лошадь», «Риф» и другие.
***
Ну а нам пришло время возвращаться обратно в Кронштадт. Ниже — фотографии острова Котлин с воды.
Водопропускное сооружение на защитной дамбеГавани Кронштадта и купол Морского Никольского собора над островомСтворный знакГавани КронштадтаКорабли Балтийского флота ВМФ России в Средней гаваниКронштадтский морской заводКронштадтский морской заводМол и заброшенное здание в Военной гаваниАрсенал и пришвартованные корабли
Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Форт «Великий Князь Константин»
Форт «Великий Князь Константин» внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО. Сегодня крепость утратила стратегическое значение, но привлекает туристов сохранившимися фортификационными сооружениями. Место расположения форта идеально перекрывает фарватер. И когда в 1808 году стал вероятен конфликт с Англией, здесь установили батарею из 45 орудий. Но наводнение 1824 года смыло пушки, поэтому было начато строительство сооружений из камня.
Название крепость получила в 1834 году: император Николай I повелел присвоить форту имя своего сына Константина. К середине 50-х годов 10 века сооружение стало абсолютно неприступным: его пушки имели оптические прицелы, скорость перезарядки было минимальна.
Доты были спланированы таким образом, что стрельба могла вестись даже при проникновении противника внутрь форта. Во время первой мировой войны, октябрьского переворота и гражданской войны крепость в боях практически не участвовала.
Но в Отечественную Войну гарнизон держал оборону против фашистов, используя доты, устроенные более 100 лет назад! В 60-е годы ХХ века форт был разоружен и разграблен. Постройки начали разрушаться. Но в начале 21 века его передали частной компании, которая отреставрировала уцелевшие помещения. Теперь здесь проводятся экскурсии, работает яхт-клуб. Владельцы делают все, чтобы сохранить это чудо военной инженерной мысли для потомков.
Оборонительные форты Кронштадта
На сегодняшний день можно осмотреть около 20 сохранившихся фортов. В Кронштадте это одни из самых популярных экскурсионных объектов. Планируется строительство большого туристического кластера, включающего территорию некоторых фортов.
Форт «Кроншлот»
Фортификационный памятник XVIII века. Создан в 1704 году для защиты города от шведов и стал первой крепостью на территории будущего Кронштадта. Форт принимал неоднократное участие в боевых действиях. К 1896 году его оборонное значение снизилось и форт стали использовать для хранения боеприпасов, позже основали здесь военные казармы. В настоящий момент продолжает является режимным объектом, осмотреть его можно только снаружи.
Форт «Александр I»
Считается самым экстравагантным фортом Кронштадта. Летом в него можно попасть на морской прогулке, зимой – просто дойти пешком по льду. Проект строительства утвержден в 1836 году, открытие его состоялось через 9 лет при участии Николая I. Овальный форт своим видом напоминает знаменитый французский форт Байяр. Размеры его – 90*60 метров. Он может вместить 1000 солдат, на его вооружении было 103 орудия.
Форт «Петр I»
Оборонительное сооружение построено в 1720-ых годах для защиты Купеческой гавани. Расположен форт в 800 метрах от форта «Александр I», осмотреть его можно на водной прогулке. В 1824 году деревянный форт сильно пострадал от наводнения и его перестроили в камне. Свои функции выполняет до сих порт – форт является базой хранения арсенала ВМФ. В начале XVIII века в распоряжении форта было 106 орудий.
Форт «Павел I»
Заброшенный форт, от которого сохранились лишь часть стены и лестничная башня. Расположен в 2 км от форта «Кроншлот». Строительство форта завершили к 1801 году, тогда ему дали название «Рисбанк». На его вооружении было 66 пушек, а оборонная линия имела протяженность 44 метра. К 1854 году форт перестроили в камне, название изменили на «Павел I». Между ним и фортом «Александр I» протянули первую в мире минную линию из 106 мин.
Форт «Обручев»
Северный форт Кронштадта в 4 км от острова Котлин, основанный в 1896 году. Строительство завершилось к 1913 году. Уже в 1916 году состав гарнизона насчитывал 342 человека, а на вооружении было 30 орудий. Перед войной вооружение форта модернизировали. В послевоенное время форт забросили и постепенно он пришел в упадок. Осмотреть его можно во время теплоходной экскурсии в летние месяцы, а зимой – дойти пешком.
Форт «Тотлебен»
Строительство форта велось одновременно с его соседом – фортом «Обручев». Находится форт «Тотлебен» в 10 км от острова Котлин. Название ему присвоили в честь военного инженера Тотлебена, участвующего в строительстве Кронштадтской крепости. Общая протяженность стен форта составляет 700 метров, ширина – 50 метров. Команда форта имела численность 700 человек. Посещение форта возможно только с согласования с сотрудниками МЧС.
Музеи за 1 день
Так как прогулка по городу и внешний осмотр достопримечательностей занимает немного времени, стоит выделить пару часов для посещения музеев Кронштадта. Тем более, большинство музейных учреждений находится по ходу выше указанного маршрута.
Кронштадтский морской музей
Кронштадтский морской музей был открыт в 2012 году, его руководителем является бывший моряк-подводник. Экспозиция музея собрана энтузиастами, влюбленными в море, и знатоками истории города. Одна часть посвящена Второй Мировой войне, вторая повествует об истории водолазного дела. Помимо исторических документов и архивных фотографий, в музее экспонируются реальные водолазные костюмы разных эпох, оборудование и другие предметы — все в рабочем состоянии.
Панорамный вид на экспозицию Кронштадского морского музея
Музей маяков
Музей маяков располагается на территории форта «Константин». Он открылся в 2017 году. Экспозиция музея посвящена 300-летней истории маячного дела в России. Здесь экспонируется самая большая в России коллекция светотехнических устройств с отечественных маяков. Особенно эффектно смотрится гигантская линза Френеля. Она была изготовлена еще в 1857 году и до начала XXI века служила на маяке на острове Сескар, который располагается в Финском заливе. Лучи света преломляются через линзу и образуют необычные узоры на стенах помещения. От музея можно отправиться на экскурсию к маякам Финского залива.
Форт «Константин», где находится музей маячного делаФото: Светлана Тернер
Мемориальный музей А. С. Попова
В кронштадтской лаборатории Александр Попов занимался своей научно-исследовательской деятельностью и опытами с радиоволнами. Кабинет-музей находится в помещении бывшего Минного класса. Здесь изобретатель радио работал и вел преподавательскую деятельность на протяжении 18 лет. Музей берет начало с экспозиции, которую устроили офицеры в память о своем преподавателе. В музее выставлена первая в мире модель радиоприемника, первый грозоотметчик и другие приборы для физических измерений. Также здесь экспонируются личные вещи Попова, включая рабочий стол.
В кабинете-музее ПоповаФото: Рамиль Юсипов
Музей Кронштадтского Морского завода
Тематическая экспозиция является частью музея истории Кронштадта. Ее открыли к 100-летнему юбилею Морского завода. Он был основан в 1858 году как Пароходный завод. На этом заводе впервые в России были сконструированы бронированное судно, торпеда, форштевня весом более 220 тонн. Кстати, литая решетка Летнего сада в Санкт-Петербурге тоже была изготовлена на Морском заводе Кронштадта. Завод продолжает работать и сейчас — недавно на нем был построен атомный ракетный крейсер «Петр Великий». Музей занимает 4 этаж в ДК Мартынова — экспозиция небольшая, осмотр займет не более получаса. К тому же вход в музей бесплатный.
Подробный материал: Музеи Кронштадта
Морской заводФото: Рамиль Юсипов
Памятники и монументы Кронштадта
Улицы и площади города украшают современные скульптуры и исторические памятники, посвященные значимым событиям и знаменитым людям.
Памятник блокадной колюшке
Находится у Синего моста, перекинутого через Обводной канал рядом с Кронштадтским футштоком. Открытие памятника состоялось в 2005 году, в год празднования 60-летия Победы. Изготовлен он на частные средства. Скульптор – Н.В. Чепурной. Тысячи жизней спасла маленькая рыбка колюшка во время блокады Ленинграда. За пару часов можно было наловить несколько килограмм этой рыбы, ранее считающийся «сорной» и не употребляемой в пищу.
Памятник адмиралу Федору Ушакову
Именно в Кронштадте Ушаков начал карьеру флотоводца. Памятник ему установлен у входа в Никольский Морской собор. Открытие памятника состоялось в 2015 году, в год празднования 270-летия Ушакова. Накануне открытия в соборе прошли богослужения, после которых Дмитрий и Светлана Медведева передали в дар собору ковчег, где хранятся частицы мощей св. Федора Ушакова. Скульптор Владимир Горевой изобразил адмирала серьезным и спокойным.
Памятник «Дерево желаний»
Считается, что необычный памятник способен исполнять заветные желания. Он установлен у Андреевского сквера в 2004 году. Представляет собой чугунное дерево с веселой улыбкой и большим ухом, на месте носа торчит сучок. Над кронами деревами кружат совы, которые держат таблички «вера», «надежда», «любовь». Напротив дерева стоит олененок. Загаданное желание нужно проговорить в оттопыренное ухо, потом обойти вокруг дерева 3 раза.
Памятник Иоанну Кронштадтскому
Открытие памятника приурочено к 100-летию кончины преподобного священнослужителя и состоялось в 2008 году. Расположен он у музея-квартиры Кронштадтского, на перекрестке улиц Посадская и Андреевская. Над памятником работали архитектор Г. Бойко и скульптор А. Соколов. Иоанн Кронштадтский почитается не только в родном городе, сотни людей со всей страны свидетельствуют о чудесных исцелениях от рук пастыря.
Памятник морякам-подводникам Балтики
Военный мемориал посвящен морякам-подводникам, сражавшимся у Ленинграда в период блокады. Средства на его установку собирал личный состав учебных отрядов подводных войск Балтийского флота. Представляет собой гранитную плиту размером 3*5 метров с выбитыми на ней памятными слова и барельефом якоря. Расположен памятник на проспекте Ленина в сквере подводников, где выставлены рубки подводных лодок и образцы вооружения.
Вечный огонь на Якорной площади
На центральной площади города с 1917 по 1921 году были захоронены останки более 600 революционеров, погибших во время вооруженных восстаний. В 1974 году на месте Братской могилы открыли памятник Жертвам революций, а в 1980 году зажгли Вечный огонь. Горит он не в привычной для многих городов чаше, а в оригинальной скульптурной форме, похожей на пирамиду. На гранях ее выбиты фамилии погибших.
Форт Александр I
По проекту – долговременное оборонительное сооружение казематного типа. Построен в 1845 году на искусственном островке к югу от Кронштадта для защиты южного фарватера финского залива. Форт ни разу не участвовал в боевых действиях, но трижды был в полной боевой готовности. В фоте спокойной размещался гарнизон из 1000 человек. На вооружении было 103 пушки. В 1896 году снят с реестра оборонительных сооружений.
В 1897 году форт был передан Особой лаборатории — шла пандемия чумы, и нужно было уединенное здание для лабораторных исследований и создания лекарств и вакцины против болезни
Несмотря на меры предосторожности, чума вспыхнула и в форте. После чего его стали называть «Чумной»
Кстати, форт можно увидеть в некоторых сериях телевизионного сериала «Морские дьяволы». С 2011 года в форте проводятся экскурсии.
Форт «Кроншлот»
Форт «Кроншлот» — один из ключевых пунктов того, что посмотреть в Кронштадте. Он был построен в начале Северной войны, когда Россия нуждалась в мощной обороне от шведских судов. С момента завершения строительства форта ни одному вражескому кораблю не удалось преодолеть эту преграду.
После ухода шведов из залива Петр I обнаружил некоторые недоработки. Он сам разработал макет форта, в 1703 году было начато строительство. Через год крепость была освящена в присутствии императора. Сегодня день освящения форта считается днем рождения Кронштадта.
После завершения строительства шведы снова дали о себе знать. Они опять потерпели неудачу, но сражения показали недостатки сооружения. В 1724 году была проведена модернизация. К сожалению, наводнение 1824 года серьезно повредило форт, а на его восстановление ушло 13 лет. Но воевать ему не пришлось вплоть до ВОВ (тогда здесь были установлены зенитки, а также обустроена лаборатория по размагничиванию судов).
Сегодня «Кроншлот» является историческим памятником федерального значения. Тем не менее экскурсионные катера сюда не заезжают, а проплывают мимо. Самые любопытные туристы добираются сюда самостоятельно на свой страх и риск.
Как добраться до Кронштадта из Санкт-Петербурга
Самый помпезный способ очутиться в Кронштадте — это конечно же поездка на метеоре. Если не заказывать экскурсию, а просто купить билет на пристани, придется расстаться с 1800 рублями. Это в один конец. В целом лихая поездка на подводных крыльях запросто выудит из вашего толстого кошелька 3600 руб.
Интересно, но некоторые туристы предпочитают именно этот способ путешествия даже зная о более дешевых альтернативах. Почему? Причин может быть несколько, но в основе почти любого довода лежит банальное слово «хочу». Желание попробовать что-то новое, ранее неведомое, порой толкает людей на невероятные траты, просто необъяснимые с точки зрения здравого смысла.
Кто-то никогда не катался на метеоре и решил побаловать свою персону. Другие имеют отличное оправдание, чтобы прикрыть собственное «хочу». Это дети. «Это не я, просто дети захотели прокатиться на скоростном корабле». Удобно, правда?
Конечно, на метеоре удобно, комфортно. Особенно если он не забит пассажирами под завязку. Необычно, опять же. Ведь некоторые люди за всю жизнь так и не удосужатся испробовать в деле судно на подводных крыльях. А иные, так и вовсе не предполагают существование подобных технических чудес.
Так что, если исключить досадные высокие траты и тот факт, что в дороге вам будут надоедать предложением купить книги, зонтики и прочую сувенирную ересь, то поездка на метеоре — это отличное, хоть и достаточно дорогое развлечение. В принципе, один раз можно проехаться.
Однако, если бы сами жители Кронштадта постоянно ездили в Санкт-Петербург и назад на метеорах, то они потратили бы на поездки все состояние, а судоходные компании немедленно превратились в самые успешные высокодоходные концерны.
Конечно же, есть альтернативы. Может быть не столь приятные и вычурные, но, зато, гораздо менее дорогие.
Возьмем хоть 101 автобус. Он уходит от станции метро «Старая деревня» и всего за 40 рублей (сорок) доставляет вас туда же, куда вы можете поехать на метеоре, заплатив в 50 раз (!) больше. Так что если хотите серьезно сэкономить, можно поехать на автобусе. Всего через час, час-десять будете на месте.
Я выбрал именно этот путь, поскольку уже имел опыт плавания на метеоре. Несколькими днями раньше мы всей семьей «сплавали» в Петергоф. Так что впечатления уже сложились, а денежки — их лучше потратить на что-то более разумное.
Главные маяки Кронштадта
Маяки всегда притягивали к себе туристов, как интересные исторические памятники, и как красивые и романтические достопримечательности. В Кронштадте проще всего увидеть старый Деревянный маяк и маяк Толбухин.
Деревянный маяк
Уникальный памятник архитектуры расположен на Петровском канале. Строительство маяка началось в 1722 году. Он до сих пор является действующим. Несмотря на то, что внутрь его попасть нельзя, к нему ежегодно приезжают тысячи туристов. Архитекторы Микетти и Браунштейн разработали проект многоярусного маяка с аркой, однако проект не утвердили и маяк получил стандартную прямоугольную форму. Свет маяка виден с расстояния 30 км.
Маяк Толбухин
Построен по личному указанию Петра I в 1719 году. Император также сам создал эскиз маяка. Изначально маяк был деревянным, в 1810 году его перестроили в кирпиче. Вместе с фортами Кронштадта является объектом, охраняемым ЮНЕСКО. Расположен на искусственном каменном островке в нескольких километрах от западной оконечности острова Котлин. Маяк является действующим, доступ на остров посторонним лицам запрещен.