История народа бурятов: все факты- обзор +фото и видео
Содержание:
- Историческое наследие хори
- Буддизм распространен среди этнических бурят
- Внешность
- Ассирийцы-католики объединены в Халдейскую католическую церковь
- В наши дни
- Кто такой шаман?
- [править] Происхождение
- Выдающиеся персоны
- Шаманизм — древняя религия Бурятии
- Религиозная принадлежность населения Бурятии
- Современная организация в республике
- На территории Бурятии действуют представители нетрадиционных религий
- Немного о языке
- Религия и верования
- Этноним “бурят”
- Религия и верования
- Католицизм и протестантизм среди бурят развит слабо
Историческое наследие хори
Хори остаются одним из немногих монгольских этносов, которые неизменно присутствуют на всём протяжении монгольской истории. То есть, на этом огромном временном пространстве появлялось и исчезало множество племен, а народ хори оставался неизменным игроком этого пространства на всём протяжении времени. Они были в дочингисовский период (Алан-гуа), были, естественно, во времена Чингисхана и потом после его смерти — с Хубилай ханом. Юаньский период хори был наиболее активным — тесные отношения с корейцами, обширная торговля на азиатском континенте и близость к императорскому дому Юань (времена Бальжин-хатан).
Хори-буряты торговали с Китаем и активно участвовали в геополитических процессах царской России (прим. автора: на рубеже XVII-го века хори-буряты оказали ключевое содействие при урегулировании конфликта с Цинами (Китай) после подписания Нерчинского договора и получили от Петра I право бессрочного владения землями от восточного берега Байкала до Даурии). После, следуя сложившейся традиции, у хори были хорошие отношения с другими императорами и императрицами русского двора. В период правления последнего императора дома Романовых Николая II здесь появилась целая плеяда высокообразованных и целеустремленных деятелей. Именно эти люди основали Бурнацком (Бурят-Монгол улс), которая впоследствии ими же была сформулирована в виде Бурят-Монгольской АССР. Однако ХХ-й век для хори оказался периодом “ста лет унижения”.
Буддизм распространен среди этнических бурят
Решая какую религию исповедуют буряты, необходимо помнить, что на территории современной Бурятии с конца XVI века начала распространяться одна из тибетских школ буддизма под названием гелугпа (бур. шара шажан — жёлтая вера).
Это распространение шло среди этнических бурят. Считается, что в 1741 году буддизм был признан одной из официальных религий в России. Примерно тогда же был построен первый бурятский стационарный монастырь — Тамчинский дацан.
Русско-бурятская школа. Конец XIX века. Появление в Бурятии буддизма дало толчек к развитию бурятского языка и культуры. Фото: upload.wikimedia.org
При распространении буддизма на территории современной Бурятии активизировались процессы распространения письменности, развитие науки, литературы, искусства и зодчества.
Со второй половины XIX начинается период бурного расцвета бурятского буддизма. Широко практиковалась тибетская медицина. В 1914 году в Бурятии насчитывалось 48 дацанов с 16 000 ламами.
20%
столько в Бурятии проживает буддистов
В 1918 году вышел декрет, отделивший церковь от государства. В Бурятии действие закона началось с 1925 года. В результате начались гонения на буддизм и иные религии. Из сорока семи действующих дацанов и дуганов в начале века практически ничего не сохранилось.
1864 высокообразованных учёных-лам были отправлены в тюрьмы, ссылки, на каторжные работы, сотни расстреляны. К концу 1930-х годов бурятская буддийская община перестала существовать.
Иволгинский дацан — центр буддизма в России. Дуган Зелёной Тары. Большинство бурят — буддисты. Фото: upload.wikimedia.org
В годы Великой Отечественной войны политика советских властей по отношению к буддизму в республике значительно смягчилась. С 1946 года были заново открыты 2 дацана — Иволгинский в Бурятии и Агинский в Агинском Бурятском национальном округе Читинской области.
Окончательно возрождение буддизма в Бурятии началось со второй половины 1980-х годов. В наше время буддисты составляют 20% населения Бурятии. Власти республики поддерживают деятельность буддистских общин, считая её одним из факторов национальной консолидации и духовного возрождения бурят.
Внешность
У якутов чистой расы овальная форма лица, широкий и гладкий, невысокий лоб, черные глаза с чуть скошенными веками. Нос прямой, часто с горбинкой, рот большой, зубы крупные, скулы умеренные. Цвет лица смуглый, бронзовый или изжелта-серый. Волосы прямые и жесткие, черного цвета.
Одежда
В национальном костюме якутов сочетаются традиции разных народов, он отлично приспособлен для сурового климата, в котором живет этот народ. Это отражается в крое и оформлении одежды. Состоит костюм из кафтана с поясом, кожаных штанов и меховых носков. Рубахи якуты подпоясывают ремешком. Зимой носят сапоги из оленьей кожи и меха.
Главный орнамент одежды, это цветок лилии-санданы. В одежде якуты стараются сочетать все цвета года. Черный — это символ земли и весны, зеленый — лето, коричневый и красный — осень, серебряные украшения символизируют снег, звезды и зиму. Якутские узоры всегда состоят из разветвленных непрерывных линий, которые означают, что род не должен прекращаться. Чем больше у такой линии ответвлений, тем больше детей у человека, которому принадлежит одежда.
В пошиве верхней одежды использован разношерстный мех, жаккардовый шелк, сукно, кожа и ровдуга. Украшается костюм бисером, орнаментными вставками, металлическими подвесками и украшениями.
Бедняки шили нательную и летнюю одежду из тонкой замшевой кожи, богатые носили рубахи из китайской хлопчатобумажной ткани, которая была дорогой и получить ее можно было только путем натурального обмена.
Праздничная одежда якутов более сложного кроя. Стан к низу расширен, у рукавов сборка по окату. Называются такие рукава бууктаах. Облегченные кафтаны имели ассиметричную застежку, щедро декорировались бисерной вышивкой, узкой полоской дорогого меха и металлическими элементами. Носили такую одежду только зажиточные.
Одним из предметов гардероба якутов являются халатообразные изделия, пошитые из ткани дабы с цельнокроеными рукавами. Носили ее женщины в летний период. Шапка якутов похожа на камелек. На верхушке обычно делали отверстие для того, чтоб туда заглядывали луна и солнце. Ушки на шапке означают связь с космосом. Сегодня их принято украшать бисером.
Ассирийцы-католики объединены в Халдейскую католическую церковь
Зачем нужна религия
Халдейская католическая церковь представляет собой одну из восточнокатолических церквей. Это одна из ветвей Церкви Востока. Независимость этой Церкви началась в 1553 году, когда папа Юлий III провозгласил Сулаку «патриархом халдеев» Симоном VIII.
После того, как он вернулся на родину, его схватил паша Амадии, подверг пыткам и казнил в 1555 году. В конце концов, его последователи вернулись в Ассирийскую Церковь Востока, но в течение двухсот лет продолжалась борьба между про- и антикатолической партиями.
Халдейская католическая церковь во имя святого Георгия в Мичигане, США. Храмы Халдейской католической церкви расположены по всему миру
В 1830 году папа Пий VIII утвердил митрополита Иоанна Гормиздаса главой всех халдейских католиков, присвоив ему титул Патриарха Вавилона Халдейского с резиденцией в Мосуле. В 1954 году кафедра Патриарха была перенесена в Багдад.
Во время Первой мировой войны, Халдейская католическая церковь, наряду с другими ассирийскими церквями, подверглась жестоким гонениям. В результате погибло более 70 тысяч верующих.
1553
в этом году получила независимость Халдейская католическая церковь
После того, как в 1994 году было подписано в Риме христологического соглашения между Папой Римским и Патриархом Ассирийской церкви востока отношения между Халдейской Католической Церковью и Ассирийской Церковью Востока стали быстро улучшаться.
В наше время обе церкви находятся в состоянии пасторского сотрудничества. Кандидаты в священники учатся в Багдадской патриаршей семинарии Св. Петра. Семинария ныне не дает высшего богословского образования.
В Багдаде и Мосуле есть центры по духовному образованию мирян. Рассматривается вопрос об открытии в Ираке католического университета.
Луис Рафаэль I Сакко. Его Блаженство патриарх Вавилона Халдейского и архиепископ Багдадский. Луис Рафаэль I Сакко в наше время возглавляет Халдейскую католическую церковь. Фото: upload.wikimedia.org
Халдео-католики, в большинстве своем, проживают Багдаде (Ирак). В настоящее время Халдейская католическая церковь состоит из 9 архиепархий и 12 епархий.
Главой церкви является патриарх Луис Рафаэль I Сако. Число прихожан на 2011 год составляет 536 тысяч человек.
536000
столько было прихожан Халдейской католической церкви по данным на 2011 год
В Церкви используется халдейская (или восточно-сирийская) литургика с элементами латинской. Литургический (богослужебный) язык — сирийский. К известным халдео-католикам принадлежал Тарик Азиз (настоящее имя Михаил Юханна), бывший вице-премьер Ирака.
В наши дни
Статья по теме
Лекарство против кризиса. Пережить трудные времена поможет вера
В современном мире кроме классических шаманистов и двоеверов появились ещё и неошаманы или городские шаманы. Если обычные шаманы появляются в определённом роду, проходят обряд инициации, то в число неошаманов может войти любой человек. Для этого ему нужно прийти в городскую шаманскую общину, заплатить определённую сумму денег, пройти обучение и стать шаманом. После этого они остаются в общине и ведут постоянный приём верующих, которые приходят к ним со своими просьбами и обращениями. Валентин Хагдаев считает, что уход людей «в шаманы» связан с безработицей.
В последние годы шаманизм и культура коренных народов в целом столкнулись с новой проблемой: часть молодого поколения отказывается от культуры и религии своих предков. Например, Зоя Джуракулова, возглавляющая эвенкийскую общину в Казачинско-Ленском районе, сетует, что молодёжь не хочет учить язык и хранить традиции своего народа.
Впрочем, большая часть нового поколения придерживается своей веры. Как рассказал 25-летний Владимир из Осинского района, в его поселении все, независимо от возраста, почитают своих предков. Чаще всего это выражается на бытовом уровне. «Когда мы идём в лес, то просим о помощи Духов природы. Если нужно решить домашние дела, то обращаемся к предкам, – рассказал молодой человек. – Еще у бурят есть традиция «капать» молоком или водкой (небольшое количество жидкости выливают из стакана или рюмки на стол либо разбрызгивают пальцем по разным сторонам. – Ред.), как бы показывая предкам, что о них помнят и их чтят». Ещё один способ выразить почтение к Духам – рассыпать по ветру возле священных мест табак.
Такие обряды проводят не только коренные народы. Веры настолько тесно переплетаются, что такой традицией обзаводятся и люди других наций, например, русские.
Кто такой шаман?
И у эвенков, и у бурят шаман – это человек из рода, по их верованиям, обладающий сильной энергетикой, а иногда и паранормальными способностями. Буряты вычисляют его определённым образом: если в роду дед или прадед общался с Духами, то в следующем поколении один из членов рода тоже будет шаманом. Эвенки же считают, что определить, шаман человек или нет, может только другой шаман. Сам избранный может даже не знать о своих способностях и болеть так называемой «шаманской болезнью»: с ним постоянно будут случаться неприятности, он будет плохо себя чувствовать, и даже страдать алкогольной зависимостью, потому что неосознанно идёт «не по тому пути».
Руководитель Хандинской эвенкийской общины Зоя Джуракулова рассказала, что последний шаман в их общине умер ещё в 1983 году. Лично она его не знала, но люди рассказывают, что дед Егор – так звали шамана – обладал невероятными способностями, например, разговаривал с животными и даже мог вселяться в них и видеть мир их глазами.
Для того, чтобы просить помощи у Духов, предков и природы, не всегда нужен проводник. Например, эвенки из Ханды за решением бытовых проблем обращаются к Духам через онгона – идола, стоящего у расколотого молнией дерева, которое считается местом силы. К нему приносят подношения: конфеты, готовое мясо, хлеб, молоко, а потом озвучивают свою просьбу. Просят о разном – о здоровье, замужестве, удаче на охоте, хорошем урожае, спокойствии в дальнем пути. А вот у бурят шаманы есть почти в каждой общине, поэтому подношениями для Духов и более тесным контактом с их миром занимаются именно они.
[править] Происхождение
Происхождение якутов — сложная проблема для этнологов и генетиков, поскольку якуты — тюркоязычный народ и, как и многие другие тюрки, преимущественно занимаются кочевым животноводством, но генетически близки к уральским народам.
По словам самих якутов, их предки пришли в Якутию с юга, предположительно с северо-западного побережья Байкала. Интересно, что в Якутии широко распространены топонимы, близкие по звучанию к названию знаменитого озера. Хотя устные свидетельства не позволяют четко определить время переселения, археологические данные свидетельствуют о том, что это произошло до XIV века. В 1976 году в бассейне средней Лены была обнаружена Кулун-Атахская археологическая культура, принадлежавшая якутам. Она представлена аналогичными поселениями животноводов, умевших обрабатывать железо, делать керамику и луки с костяными накладками. Вещи, найденные в поселениях и захоронениях Кулун-Ата, имеют много общего с находками из археологических культур Прибайкалья, Западной и Южной Сибири первой половины I тыс. до н.э. Таким образом, якуты могут быть потомками группы уральских народов, которые во время экспансии тюрок переняли их язык и кочевой образ жизни, а затем под давлением монголов или бурят двинулись на север. Лингвисты и генетики отмечают, что в новой среде обитания якуты ассимилировали предыдущую древнюю популяцию, позже группы эвенков и бурят.
В результате миграции на север якуты были вынуждены адаптироваться к новым условиям среды, заимствовать традиции аборигенов и отказаться от уже известных им владений, в том числе письменности. Они освоили не только пашни средней Лены, но и ее таежные притоки, где были вынуждены уделять больше внимания охоте и рыболовству. В приполярной тундре поселенцы начали разводить оленей. В первой четверти XVII века, когда русские появились на землях якутов, они уже заселили междуречье рек Лены и Амги, берега Вилюя и продвинулись к устью Алекмы и истокам Яны.
Выдающиеся персоны
Бурятский народ представлен рядом значительных фигур, внесших замечательный вклад в развитие мировой науки, дипломатии, медицины, культуры и искусства.
Известна деятельность Петра Бадмаева, Агвана Доржиева, Гомбожаба Цыбикова, в международной политике на рубеже XIX—XX вв., по устанавлению и укреплению дипломатических контактов России с Монголией и Тибетом. Агван Доржиев провел огромную работу в распространении буддизма на европейском континенте, выстроил первый в Европе буддийский храм.
После 1917 года такие бурятские специалисты, как Элбек-Доржи Ринчино, сыграли значительную роль как в создании бурятской автономии, так и в создании Монгольской Народной Республики.
В Тибете и тибетской эмиграции в Индию бурятские буддийские учителя продолжали сохранять влияние, хотя почти утратили связь с родиной.
Работы ряда современных бурятских художников и скульпторов представлены в крупнейших музеях и галереях мира. Среди них Даши Намдаков, Сэренжаб Балдано, Вячеслав Бухаев, Зорикто Доржиев.
Достижениями первой величины известны многие бурятские спортсмены. Так Баир Бадёнов на летних Олимпийских играх 2008 года в Пекине завоевал первую за 20 лет медаль Российской Федерации по стрельбе из лука, повторив успех Владимира Ешеева, получившего олимпийскую медаль в 1988 году.
Бурятские корни имеет президент Монголии Намбарын Энхбаяр. Бурят Юрий Ехануров был премьер-министром Украины с сентября 2005 по август 2006.
Колесница Майдари, конец XIX века.
- Сагаалган — Праздник Белого месяца (Новый год)
- Сурхарбан — Праздник лета
- Ночь Ёхора
Религиозные праздники
- Цам;
- Дуйнхор (Калачакра);
- Гандан-Шунсэрмэ (рождение, Пробуждение и Паринирвана Будды Шакьямуни);
- Майдари-хурал (ожидание прихода Будды грядущего мирового периода Майтрейи);
- Лхабаб-Дуйсэн (нисхождение Будды с неба Тушита);
- Зула-хурал (день памяти Цонкапы).
Использованы материалы Википедии
Шаманизм — древняя религия Бурятии
Какая религия у бурятов главенствующая ответить достаточно сложно. Дело в том, что буряты часто сочетают элементы одной религии с другой. Так, например, они одновременно придерживаются и ламаизма (течение в буддизме, зародившееся в Тибете), и шаманизма. При этом в Бурятии шаманизм зародился еще в эпоху палеолита.
Бурятский шаман осуществляет подношение духам. В Бурятии шаманы считаются уважаемыми людьми. Фото: o-buddizme.ru
Высшим божеством у бурятов является Создатель мира — Хухэ Мунхэ Тэнгэр. Не меньшим почетом пользуется Вечно Синее Небо (Хухэ Мунхэ тэнгри). Бурятские шаманы весьма уважаемые: к ним идут не только для того, чтобы исполнить религиозные церемонии, но и для того, чтобы просто получить житейский совет.
Проезжая по Бурятии, часто можно увидеть деревянные или каменные столбы (сэргэ), украшенные разноцветными ленточками (залаа). Их устанавливают в особых местах, которые называются «бариса». Здесь поклоняются духам.
3%
столько бурятов считают себя шаманистами
Шаманизм не предполагает строительства храмов. Но в особых, священных местах можно встретить скопления камней, которые называются «обо». Их приносят паломники, чтобы отдать дань уважения духам этих мест.
Примечательно, что сэргэ раньше устанавливали у каждой юрты, ведь изначально это был не культовый объект, а столб для привязывания лошадей. Сейчас сэргэ чаще встречаются вдоль дорог. Возле них принято оставлять монеты или капать на землю алкоголь в качестве подношения духам.
Сэргэ (священные столбы) в Бурятии устанавливают в священных местах или же вдоль дорог. Для того, чтоб сделать подношение духам, достаточно повязать на сэргэ цветную ленточку
Во времена СССР как в Бурятии, так на территории Иркутской области, а также других мест проживания бурят, шаманы преследовались. Возрождение шаманизма началось только со второй половины 1980-х годов.
Западные буряты, проживающие в Иркутской области, положительно воспринимали веяния буддизма, однако на протяжении столетий у бурят, проживающих в Прибайкалье, шаманизм остаётся традиционным религиозным течением. В наши дни шаманистами являются около 3% жителей республики Бурятия.
Религиозная принадлежность населения Бурятии
Согласно результатам исследования, уровень образования, материального достатка, возраст и социальный статус респондентов не оказывают существенного влияния на отношение к религии.По мнению жителей Бурятии, буряты должны быть буддистами, а русские — православными. При этом православие в Бурятии исповедуется людьми, относящими себя к армянам, полякам, венграм, украинцам, эвенкам, татарам, корейцам; старообрядчество исповедуют «семейские», указавшие, что не являются русскими; католицизм — поляками и литовцами; буддизм — эвенками, сойотами, калмыками, китайцами; ислам — азербайджанцами, киргизами, узбеками, татарами, дагестанцами; шаманизм — эвенками, сойотами, метисами; язычество — эвенками. Самыми многочисленными группами по конфессиональной принадлежности являются православные и буддисты.
Распространенным явлением в последние годы в Бурятии стала вера формальная, основанная только на самоопределении вследствие личных взглядов или социальных представлений. Степень воцерковленности возможно определить по некоторым параметрам: соблюдению религиозных традиций и обрядов, позитивной и негативной самоидентификации, по частоте посещения храма, готовности предпринять активные действия для защиты религиозной общины.
Современная организация в республике
Бурятская организация «Тэнгэри» была зарегистирована в 2003 году. В переводе название означает «небо». Председателем ее стал Цырендоржиев Баир Жамбалович. Основная деятельностьнаправлена на духовную помощь бурятам.
Члены организации делают все возможное, чтобы возродить традиции вероисповедания. Они оживляют ритуалы — культурное наследие названной религии. Дархан Тэнгэри насчитывает около 200 человек, среди которых около 50-ти практикующих шаманов.
В стране самыми известными шаманами из списка являются:
- Верховный шаман, он же главный в организации, Цырендоржиев Баир Жамбалович;
- Цыдыпов В.;
- Цырондоржиев Б;
- Дашицыренова Людмила.
За помощью люди обращаются в центр Тэнгэри. Это место, где принимают шаманы. В поселке Новая Комушка на улице Барнаульская будут рады всем. Платы за проведение обрядов шаманы не берут.
Верховный шаман Цырендоржиев Баир Жамбалович
Если же ритуал сложный, то просят принести с собой все необходимое для его исполнения. Это могут быть продукты, одежды и другие вещи.
На территории Бурятии действуют представители нетрадиционных религий
В Бурятии представлены практически все мировые религии и конфессии. Сегодня к нетрадиционным религиям для Бурятии можно отнести новые религии, многие из которых возникли в середине и конце ХХ столетия. В большинстве своем это так называемые неохристианские (Свидетели Иеговы, муниты, мормоны) и неориенталистские (кришнаиты, бахаи) течения.
Внутренние помещения Правительства Республики Бурятия. Руководство Республики Бурятия жестко борется с религиозным экстремизмом. Фото: ksonline.ru
Необходимо отметить, что руководство Республики Бурятия проводит достаточно жесткую религиозную политику. Она направлена на поддержку традиционных для бурят религий. В первую очередь это касается буддизма и православия. КНР и Монголия, где также проживают этнические буряты, принимают аналогические меры для борьбы с религиозным экстремизмом.
47
столько религиозных организаций запрещены на территории Бурятии
В настоящее время на территории Республики Бурятия запрещено 47 религиозных организаций. Среди них:
- международное религиозное объединение «Нурджулар»;
- международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат»;
- международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра»;
- международное объединение «Кровь и Честь».
Немного о языке
В республике Саха два государственных языка — якутский и русский. Первый из них относится к тюркской группе, однако имеет много заимствований из монгольского и русского языков, а также лексику неясного происхождения.
Среди коренного населения распространено двуязычие, 2/3 жителей свободно говорят по-русски.
Якутский язык используется в быту, на нем ведется делопроизводство. Издаются книги, газеты и журналы. Производятся телевизионные программы.
В качестве алфавита принята кириллица с некоторыми добавлениями.
В зависимости от места проживания население использует несколько диалектов: центральный, вилюйский, таймырский и северо-западный.
Религия и верования
Для бурят, как и для других монголоязычных народов, традиционен комплекс верований, обозначаемый термином шаманизм или тенгрианство, на бурятском языке он носил название «хара шажан» (чёрная вера).
С конца XVI века более широкое распространение получил тибетский буддизм школы гелуг или «шара шажан» (жёлтая вера), частично ассимилировавший добуддийские верования. Особенностью распространения буддизма на бурят-монгольских территориях является бо́льший удельный вес шаманских верований по сравнению с другими территориями, населёнными монголами.
Распространение христианства у бурят началось вместе с появлением первых русских. Иркутская епархия, созданная в 1727 году, широко развернула миссионерскую работу. До 1842 года в Селенгинске действовала Английская духовная миссия в Забайкалье, составившая первый перевод Евангелия на бурятский язык. Христианизация усилилась во 2-й половине XIX века. В начале XX века в Бурятии функционировал 41 миссионерский стан, десятки миссионерских школ. Наибольших успехов христианство добилось у иркутских бурят. Это проявилось в том, что у западных бурят получили распространение христианские праздники: Рождество, Пасха, Ильин день, святки и др. Несмотря на поверхностную (иногда насильственную) христианизацию, иркутские буряты, в большинстве, оставались шаманистами, а восточные — буддистами.
В 1741 году буддизм признан одной из официальных религий в России. Тогда же был построен первый бурятский стационарный монастырь — Гусиноозёрский (Тамчинский) дацан. С утверждением буддизма в крае связано распространение письменности и грамоты, развитие науки, литературы, искусства, зодчества, ремёсел и народных промыслов. Он стал важным фактором формирования образа жизни, национальной психологии и нравственности. Со второй половины XIX по начало XX века — период бурного расцвета бурятского буддизма. В дацанах работали философские школы; здесь занимались книгопечатанием, различными видами прикладного искусства; развивались богословие, наука, переводческо-издательское дело, художественная литература. В 1914 году в Бурятии насчитывалось 48 дацанов с 16 000 лам.
К концу 1930-х годов бурятская буддийская община перестала существовать. Лишь в 1946 году были заново открыты 2 дацана: Иволгинский и Агинский.
Возрождение буддизма в Бурятии началось со второй половины 80-х годов. Восстановлены более двух десятков старых дацанов, ведётся подготовка лам в буддийских академиях Монголии и Бурятии, восстановлен институт молодых послушников при монастырях. Буддизм стал одним из факторов национальной консолидации и духовного возрождения бурят. Со второй половины 1980-х годов началось также возрождение шаманизма, на территории республики Бурятия. Западные буряты, проживающие на территории Иркутской области положительно воспринимали веяния буддизма, однако на протяжении столетий у бурят, проживающих в Усть-Ордынском Бурятском округе, шаманизм остается основным религиозным направлением.
Также среди бурят есть небольшое число последователей христианства.
Этноним “бурят”
Считается, что этноним “бурят” (бурийад) впервые упоминается в “Сокровенном сказании монголов” («Монголой нюуса тобшо») наряду с такими племенами, как хори-туматы, баргуты, ойраты и др. (1240). Однако имеет ли этот этноним отношение к современным бурят-монголам, неизвестно. Этимология этнонима имеет различные версии, которые можно разделить на более и менее вероятные:
-
От “бури” (монг. возм. из тюрк.) – волк, предполагает тотемный характер этнонима (Цыдендамбаев, 1972). По всей вероятности, слово “бури” было табуировано в монгольских языках, в результате чего впоследствии стало применяться другое – “чоно” (“шоно”, “чино”, “чон”). Наиболее вероятная версия;
-
От “буриха” (монг.) – уклоняться (Санжеев, 1983). По всей вероятности народная этимология;
-
От термина “буру-т” (монг.) – неправильный, неверный, (иногда) предатель. Под бурутами монгольские группы подразумевали кыргызов, исповедующих ислам, поэтому использование этого термина для обозначения северных монгольских групп, бывших шаманистами и буддистами, как и все остальные монголы, маловероятно. По всей видимости народная этимология;
-
От “бургут”, в качестве фонетического варианта этнонима бургут-бурут (Банзаров, 1997). Бvргvд – беркуты, соколы (совр. калм.), неизвестно о наличии этого слова других монгольских языках (халх., бур.), возможно заимствование из тюркских языков. В этом случае как и в случае с “бури”, этноним носит тотемный характер, однако переход бургут(бvргvд)-бурут-бурийат вызывает сомнения;
-
От “бураа-д”, что означает “лесные племена” (Зориктуев, 1996).
-
Помимо этих высказывались также мнения о возможности происхождения этнонима:
-
От “бурийа” — циновка, мат, тростник, камыш (перс.) (Митрошкина, 1995);
-
От слова “брат” (рус.). Еще более маловероятная версия, рожденная, по всей видимости, ошибками в толковании некоторых русских летописей.
Множественность толкований наводит на мысль о том, что подлинный смысл этнонима в современных монгольских языках, возможно, утерян.
Религия и верования
Для бурятов характерен религиозный синкретизм. Традиционным является комплекс верований, так называемый шаманизм или тенгрианство, на бурятском языке называемый «хара шажан» (черная вера). С конца XVI века в Бурятии начал развиваться тибетский буддизм школы гэлуг — «шара шажан» (желтая вера). Он серьезно ассимилировал добуддийские верования, но с приходом буддизма бурятский шаманизм не был полностью утрачен.
Западные буряты исповедуют шаманизм, ламаизм и православие, а восточные в основном шаманизм и буддизм ламаистского толка. До сих пор в некоторых областях Бурятии шаманизм остается основным религиозным направлением.
Дацан в Улан-Удэ на горе
Приход буддизма ознаменовался развитием письменности, грамоты, книгопечатания, народных промыслов, искусства. Широкое распространение также получила тибетская медицина, практика которой существует в Бурятии и сегодня.
На территории Бурятии, в Иволгинском дацане находится тело одного из подвижников буддизма ХХ века, главы буддистов Сибири в 1911-1917 годах Хамбо-ламы Итигэлова. В 1927 году он сел в позу лотоса, собрал учеников и сказал им читать молитву-благопожелание для умершего, после чего, по буддийским верованиям, лама ушел в состояние самадхи. Он был похоронен в кедровом кубе в той же позе лотоса, завещав перед своим уходом откопать саркофаг через 30 лет. В 1955 году был проведен подъем куба. Тело Хамбо-ламы оказалось нетленным.
Иволгинский дацан
Забайкальские буряты вместе с калмыками построили первый буддийский дацан в Санкт-Петербурге в 1915 г.
XVII-XVIII вв.: ламаистский буддизм из Монголии проник к бурятскому населению Забайкалья в начале XVII в. Первоначально эта религия была распространён среди селенгинских и джидинских бурятов, пришедших незадолго до этого из Монголии, а в конце XVII-начале XVIII в. буддизм распространился на территории всего Забайкалья. В 1741 императрица Елизавета Петровна (1741-1762) узаконила существование 11 дацанов и 150 лам при них, т.е. буддизм был официально принят как религия Российской империи.
Буряты 19-го века
Для бурят, как и для других монголоязычных народов, наряду с буддизмом традиционен комплекс верований, обозначаемый термином шаманизм или тенгрианство, на бурятском языке он носил название «хара шажан» (чёрная вера). Эта вера основана на почитании рода и предков. Всвязи с этим, бурятский буддизм имеет свои особенности. В частности, распространено распитие водки, которую буряты считают национальным напитком наряду с молоком и чаем. Распространение христианства у бурят началось вместе с появлением первых русских. Иркутская епархия, созданная в 1727 году, широко развернула миссионерскую работу.
Православные храмы в Улан-Удэ
Католицизм и протестантизм среди бурят развит слабо
Католицизм бурятам принесли военнослужащие армии Российской империи, а также ссыльные из Польши. Католицизм среди бурят был практически не распространён.
Так, к 1 янв. 1930 г. в БМАССР существовал католический костел в Верхнеудинске, община которого состояла из 71 верующего и не имела священнослужителя. В наши дни католическая община Бурятии относительно малочисленна (140 тыс. чел.) и её членами не являются этнические буряты.
Баптистское крещение, г. Минусинск, 1907 ( журнал «Путь Веры», 1934, №11, С.12). Протестантизм в Бурятии появился давно, но в наши дни не имеет на бурят особого влияния
Протестантизм, также не имеет успеха на этой территории из-за противодействия буддийского духовенства. В 1818 году, во время упадка православного миссионерства в Забайкалье, в Бурятию приехали проповедники, посланные Лондонским миссионерским обществом.
Переведенная ими на монгольский язык и розданная в несколько тысяч экземпляров Библия мало послужила миссионерским целям: ее экземпляры ламы отбирали у бурят и уничтожали; в 1820-1841 гг. протестанты крестили несколько бурят. В наше время число протестантов в республике не превышает 300 тыс. чел.
Католиков и протестантов в Бурятии проживает 140 и 300 тыс. чел. соответственно.
В начале XX века на территории Б. появились баптисты, к 1 янв. 1930 г. в БМАССР существовали 5 баптистских общин. В конце 2002 г. в республике действовали 3 общины баптистов (в Улан-Удэ, Закаменске и селе Шабур Заиграевского района).
В Улан-Удэ, посёлке Нижнеангарске и селе Петропавловке Джидинского района зарегистрированы общины Христианской евангелической церкви Господа Иисуса Христа. В Бурятии действуют 26 общин христиан веры евангельской (пятидесятников); в поселке Усть-Баргузине работает «Байкальская библейская школа» Союза церквей ХВЕП.