Республика абхазия — самое важное про страну души

История[править | править код]

Монета Диоскуриады, конец II века до нашей эры. Аверс: Два пилоса, увенчанные звёздами. Реверс: тирс, ΔΙΟΣΚΟΥΡΙΑΔΟΣ

Первые поселения на территории города появились ещё в древнем каменном веке в эпоху нижнего палеолита, около 300 тысяч лет назад.

История города насчитывает более 2500 лет. На месте большого древнегрузинского поселения, у подножия трёх гор Яштхвы, Бирцхи и Гварды в VI веке до нашей эры греческие купцы из Милета основали колонию Диоскуриаду (Диоскурию), назвав её так в честь братьев Диоскуров Кастора и Полидевка (Поллукса), участников похода аргонавтов в Колхиду, принадлежавшую затем Понтийскому царству.

Диоскурия была значительным торговым центром, обеспечивая не только местные нужды региона, но и транзитную торговлю с народами Северного Кавказа. В V—II веках до н. э. она играла значительную политическую и экономическую роль на Западном Кавказе. На это указывает древний географ и историк Страбон:

В I веке до нашей эры в результате Митридатовых войн и последовавших за ними неурядиц Диоскурия потеряла своё значение. В 65 году до н. э. сюда пришли римляне, основавшие на месте греческой колонии крепость Себастополис (от греч. sebastos — священный и polis — город, греческое слово sebastos представляет перевод латинского «август» (в прошлом эпитет римских императоров), как считается, в честь императора Октавиана Августа, по гречески «себастоса», который родился 23 сентября 63 года до н. э., то есть после основания города и получившего имя Imperator Caesar Augustus 16 января 27 года до н. э. Крепостные сооружения Себастополиса сохраняли прочность 200 лет, а затем начали разрушаться. В VI веке на побережье вторглись византийцы и захватили крепость. При императоре Юстиниане I Себастополис был отстроен заново и пережил новый период расцвета. В 30-х гг. VIII века по землям Абхазии прокатились арабы, хотя они не смогли здесь обосноваться, зато успели разрушить город.

С 736 года поселение известно под названием Цхум в составе Абхазского царства. В средние века город Цхуми в составе Грузинского царства. К XIV веку превращается в периферийный городок Сабедиано. С XV века снова важный торговый порт Восточного Причерноморья и основной пункт генуэзской колонизации побережья.

С XVI в. территория Абхазии находится под властью турок: в 1578 году они захватили город, назвав его Сухум-Кале, В 1724 году крепость была перестроена.

С конца XVIII века по 1864 год город является столицей Абхазского княжества. Абхазы отбили крепость у турок, и владетельный князь Абхазии переносит в неё свою резиденцию. В 1805 году владетельный князь Абхазии Келешбей Шервашидзе-Чачба решает присоединить свою страну к России, по примеру картлийского и мегрельского царей. Но это удалось сделать только через 5 лет. 17 февраля 1810 года был подписан манифест о присоединении Абхазии к России.

В ходе Русско-турецкой войны 1806—1812 годов русский морской десант выбил турецкий гарнизон из города, занял местную крепость (см. Взятие Сухума) и утвердил власть российского императора.

В 1846 году Сухум-Кале получает статус торгового порта, а в 1848 г. статус портового города, который в 1866 году стал называться Сухумом. После упразднения Абхазского княжества в 1864 году стал центром Сухумского военного отдела (области) в подчинении Кутаисского генерал-губернатора, с 1866 года центр Сухумского округа Кутаисской губернии.

Во время Русско-турецкой войны (1877—1878) годов Турция попыталась отторгнуть Черноморское побережье от России. 2 мая 1877 года турецкий флот начал бомбардировку города и высадку десанта, русский гарнизон отступил. Обратное взятие Сухума отрядами генералов Бабича, Алхазова и Шелковникова было осуществлено 20 августа того же года.

XX векправить | править код

В советское время осуществлялось благоустройство и реставрация города Сухуми. В это время были построены:

  • художественная школа (1935 год),
  • гостиница «Абхазия» (1938 год),
  • Дом правительства Абхазской АССР (1939 год),
  • железнодорожный вокзал (1951 год),
  • институт субтропического хозяйства (1968 год).

В 1960-х годах активно развернулось строительство типовой жилой и курортной инфраструктуры.

В августе 1990 года в Сухуми произошёл один из самых крупных тюремных бунтов в новейшей истории. Заключённые захватили склад с оружием, который хранился в одной из камер. Взяли в заложники трёх контролёров и потребовали автобусы и самолёт. Был вызван отряд специального назначения КГБ «Альфа» и спецназ МВД «Витязь». Заложники были освобождены, а один из осуждённых в ходе операции убит.

В начале 1990-х годов Сухум был одним из центров грузино-абхазского конфликта.

Восстание и махаджирство

В 1866 году в Абхазии вспыхнуло восстание, волна которого прокатилась от села Лыхны до Сухума. Причиной возмущения стала подготовка к российских властей к проведению крестьянской реформы. Чиновники упустили из виду тот факт, что, в отличие от Грузии, в Абхазии не было крепостнических отношений. После подавления восстания в Абхазии начались репрессии, прошло безоговорочное разоружение народа (были отняты даже кинжалы). Участники восстания оказались сосланными на Крайний Север и в Сибирь. Летом 1867 года еще 20 тысяч абхазов стали махаджирами – переселенцами в Турцию.

Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов абхазы выступили на стороне турок. По окончании войны это повлекло массовые политические репрессии. Абхазы были признаны «виновным» населением, и их поголовно стали отправлять на каторгу или в ссылки в глухие российские губернии. В 1877 году махаджирство достигло пика – страну покинули еще около 50 тысяч абхазов. Ее поселки города практически опустели. Чтобы как-то решить проблему, Абхазию стали заселять другими народами, в первую очередь грузинами (мегрелами), а также греками, русскими, армянами, эстонцами, болгарами, немцами. К концу XIX века абхазы составляли всего 55% от общего числа жителей страны.

Диоскуриада

Вместе с тем, территория, где греки основали Диоскуриаду, носила древнеабхазское название Акуа. О древности местного топонима может говорить и надпись «Акой» (Акуа) на золотых монетах (статерах), отчеканенных в 90-80 гг. до н. э. в подражание статерам фракийского царя Лисимаха. Кроме того, замок Баграта, расположенный в окрестностях современного Сухума и названный так краеведами в конце ХIX – начале XX веков, именовался ранее замком Агуа (Акуа). В начале VI-V вв. до н. э. греческое и местное поселения представляли собой две замкнутые и автономные структуры, связанные только экономическими узами. Затем, в эпоху эллинизма (особенно в IV-III вв. до н. э.), произошло их взаимное интегрирование, и население Диоскуриады стало смешанным – греко-местным.Римляне сменили греков и укрепились в Абхазии в I веке н. э. при римском императоре Августе Октавиане. Тогда же античная Диоскуриада была переименована в Себастополис. Это было начало нового римско-византийского периода истории Сухума, который продолжался до VII в. н. э.

Жилище

Традиционным жилищем абхазов является апацха. Типу данной постройки уже более тысячи лет. Стены в апацхе являются плетеными, их делают из орешника, азалии, а для основы используют тис или дуб. В апацхе обычно принимают гостей, готовят и принимают пищу. В доме животных держали редко, тем более домашний скот. Жилище предусматривало 2–3 помещения. В самой большой комнате ставился очаг, возле которого спали старшие. В ней же могли принимать гостей. Младшие располагались в комнатах поменьше. Поддержание огня в очаге являлось важным занятием, так как он символизировал жизнь. Рядом с очагом располагали скамейки, на стенах закрепляли нары с шерстяными покрывалами. Некоторые абхазы и сейчас пользуются той же утварью, что и их предки: сундуками, шкатулками, старыми ящиками, которые накрывают покрывалом. На полках хранили специи, а ружья вешали на специальные крючки. Дрова для очага хранили на головной части.

Название государства Абхазия

Местное население называет свою древнюю страну Апсны – это чётко читаемый топоним, происходящий от самоназвания абхазцев – апсы. Слово пришло в европейские языки через грузинскую транскрипцию – апхазети, а на Руси нынешняя Абхазия с давних времен называлась Абеза (или Обеза), что также связано с древним наименованием племени абазгов, чья история была известна еще древним грекам и римлянам. Эта этимология в свое время была подтверждена и трудами академика Н.Я. Марра. Современное название «Абхазия» появилось сравнительно поздно с точки зрения истории — в далёком средневековье. Впервые оно встречаетcя в письменах древнеармянских и древнегрузинских, а затем арабских и персидских летописцев.

Древняя Абхазия

Начало истории Абхазии спрятано за туманом тысячелетий. Первые люди появились на ее плодородных землях 35 тысяч лет назад, в эпоху позднего палеолита. Хорошо изучены стоянки времен мезолита, возникшие в 12–7 тысячелетии до нашей эры. Люди обживали пещеры недалеко от рек, занимались рыболовством и собирательством. Об этом свидетельствуют рыбьи кости и костяные гарпуны, в большом количестве найденные вокруг их жилищ.

В VI– IV тысячелетиях до нашей эры, в период неолита, появляется посуда из глины. В это же время человек выходит из пещер и начинает строить жилища самостоятельно. Начинается развитие сельского хозяйства: обработка земли и одомашнивание диких животных. На границе IV–III веков до нашей эры жители Абхазии научились плавить метал – медь и бронзу. Спустя тысячелетие появилась дольменная культура. Ее следы – дольмены (каменные гробницы) – встречаются повсеместно на территории современной Абхазии. Наибольшая их концентрация отмечается в Гудаутском районе, в окрестностях села Отхара (здесь зафиксировано 15 дольменов весом от 60 до 110 тонн). В дольменах эпохи поздней бронзы исследователи находят наконечники копий, бронзовые топоры, керамику и всевозможные украшения.

Культура

Основные достопримечательности

Сухумские театры предлагают классические и современные спектакли. Театральный сезон длится с сентября по июнь. Несколько галерей и музеев демонстрируют современное и историческое абхазское изобразительное искусство. Сухумский ботанический сад был основан в 1840 году и является одним из старейших ботанических садов Кавказа.

Средневековый мост через реку Беслетку, известный как мост царицы Тамары .

В Сухуми находится ряд исторических памятников, в частности мост Беслети, построенный во время правления царицы Грузии Тамар в XII веке. Здесь также сохранились видимые остатки несуществующих памятников, в том числе римские стены, средневековый замок Баграта , несколько башен Келасурской стены , также известной как Великая абхазская стена, построенная между 1628 и 1653 годами Леваном II Дадиани для защиты его вотчины от вторжений. Абхазские племена; Генуэзский форт 14 века и османская крепость 18 века. Монастырь Камани XI века (12 км от Сухуми) возведен, по традиции, над могилой святого Иоанна Златоуста . Примерно в 22 км от Сухуми находится Новый Афон с руинами средневекового города Анакопия . В нео-византийском Новоафонский монастырь был построен здесь в 1880 году по приказу царя Александра III России .

К северу в горах находится пещера Крубера , одна из самых глубоких в мире, ее глубина составляет 2140 метров.

Образование

В городе находится ряд научно-исследовательских и образовательных учреждений, в том числе Абхазский государственный университет , Сухумский открытый институт и около полудюжины профессиональных колледжей. С 1945 по 1954 год городская лаборатория электронной физики участвовала в советской программе создания ядерного оружия. Кроме того, в городе находится Абхазский государственный архив .

До 19 века молодые люди из Абхазии обычно получали образование в основном в религиозных школах (мусульмане в медресе и христиане в семинариях), хотя небольшое количество детей из богатых семей имели возможность выезжать за границу для получения образования. Первые современные учебные заведения (школы и колледжи) были созданы в конце 19 — начале 20 века и быстро росли до второй половины 20 века. Например, количество студентов колледжей выросло с нескольких десятков в 1920-х годах до нескольких тысяч в 1980-х.

Согласно официальным статистическим данным, в Абхазии есть 12 колледжей ТиПО (по состоянию на 2019 год, оценка), которые предоставляют образование и профессиональную подготовку молодежи, в основном в столице, хотя есть несколько колледжей во всех крупных районных центрах. Независимые международные оценки показывают, что эти колледжи обучают примерно по 20 различным специальностям, ежегодно привлекая от 1200 до 1500 молодых людей (в возрасте от 16 до 29 лет) (по состоянию на 2019 год, оценка). Самые крупные колледжи:

  • Абхазский многопрофильный техникум (1959 г.) (с 1959 г. по 1999 г. — Сухумское торгово-кулинарное училище),
  • Сухумское государственное училище (1904 г.) (с 1904 по 1921 г. — Сухумское реальное училище; с 1921 по 1999 г. — Сухумский индустриальный техникум),
  • Сухумское художественное училище (1934) (с 1934 по 1966 — Сухимская художественная студия). Этот колледж также является домом для относительно большой коллекции местных картин и скульптур, накопленной в основном за последние 60 лет.
  • Сухумский медицинский колледж (1931 г.)

Высшее образование в Сухуми в настоящее время представлено одним университетом, Абхазским государственным университетом , который имеет особый статус в системе образования Абхазии и управляет своим собственным бюджетом.

Абхазский государственный университет (1979 г.) имеет собственный кампус, в котором расположены 42 кафедры, разделенные на 8 факультетов, на которых обучаются около 3300 студентов (по состоянию на 2019 г., оценка).

Отечественная война

14 августа 1992 года только что вступившая в ООН Грузия развязала войну против Абхазии. Грузинские войска при поддержке авиации, бронетехники, артиллерии вторглись в Абхазию и оккупировали часть ее территории. Помимо физического истребления народов, населяющих Абхазию, проводилась и политика культурного геноцида. Уничтожались памятники истории и культуры абхазского народа, погибли ценнейшие исторические документы, лингвистические материалы, редчайшие книги и рукописи.30 сентября 1993 года вся территория Абхазии была освобождена. Победа досталась дорогой ценой — около трех тысяч человек отдали свои жизни за свободу и независимость Абхазии.

Праздники Абхазии

Больше половины жителей Абхазии придерживаются христианских взглядов, около 15% — мусульмане. При этом христиане могут отмечать праздники ислама, мусульмане — христианские. И те и другие далеко не в полном объёме исполняют религиозные ритуалы. У абхазов есть единый, верховный, Бог — Анцва, которого ещё называют Творцом всего сущего.

Сухум — с этим городом в календаре связан отдельный праздник.

Государственные праздники Абхазии совпадают с российским календарем.

Среди национальных праздников:

  • 14 января — Старый Новый год, или День сотворения мира
  • 21 мая — День памяти жертв Кавказской войны
  • 23 июля — День Государственного флага Республики Абхазия
  • 14 августа — День памяти защитников Отечества
  • 26 августа — День признания независимости Абхазии
  • 27 сентября — День освобождения Сухума
  • 26 ноября — День Конституции Абхазии
  • 11 декабря — Международный день гор в Абхазии

Расскажем о некоторых из них.

Старый Новый год в Абхазии

Когда празднуют: ежегодно в ночь с 13-го на 14 января.

В отличие от россиян, абхазы в этот день не работают. Для некоторых жителей Абхазии этот праздник ценнее обычного Нового года. Другое название праздника — День сотворения мира. Символами праздника стали молот, наковальня и другие инструменты кузнеца.

Считается, что празднику более двух тысячелетий, он языческий и сопровождается жертвоприношением богу кузнечного ремесла Шашвы — самому сильному из божеств. Архаический ритуал в наши дни соблюдают в основном в деревнях.

Ритуальную часть праздника соблюдают в основном в деревнях. Фото: Saulich Elena / Shutterstock.com

Все родственники собираются вместе в кузне. Если девушка покинула семью по любой причине, то присутствовать в кузне ей нельзя. Если она вышла замуж, то не может присутствовать и вся её семья.

После захода солнца приносят в жертву козу, реже — молодого бычка. Главное, чтобы животное было без пятен и старше двух лет. Кроме того, режут по одному петуху для каждого гостя.

День флага в Абхазии

Когда празднуют: ежегодно 23 июля.

Государственный флаг Республики Абхазия утвердил Верховный Совет страны 23 июля 1992 года с решением о прекращении действия Конституции Абхазской АССР 1978 года и восстановлении Конституции ССР Абхазии 1925 года. Отмечают этот день с 2005 года.

Гостеприимство абхазов отражает даже флаг. Белая ладонь на красном фоне — символ государственности, который означает доброжелательный приём гостей. Звёзд над ладонью семь — по количеству основных областей Абхазии. Зелёные полосы на флаге — символ духовности, а белые полосы — про молодость и жизнь.

Зелёные полосы на флаге — символ духовности, а белые полосы — про молодость и жизнь.

Праздник отмечается народными гуляниями с флагами. Организуют концерты, конные и факельные шествия. Люди выходят на улицы в национальных костюмах.

Международный день гор в Абхазии

Когда празднуют: ежегодно 11 декабря.

Было бы странно, если бы в Абхазии, стране, 75% территории которой покрыто горами, не отмечали Международный день гор. Праздник установила в 2003 году Генеральная Ассамблея ООН

Она призвала устраивать в этот день различные мероприятия, чтобы привлечь внимание к проблемам развития горных регионов планеты

75% территории страны — горы. Неудивительно, что им посвящен отдельный праздник.

В Абхазии четыре крупных горных хребта: Гагрский, Чхалтский, Кодобский и Бзыбский. Самая высокая точка абхазской земли — гора Домбай-Ульген, 4046 м над уровнем моря. 

В Абхазию едут за горами, озёрами, каньонами, пещерами, водопадами и замками. Но и нравы абхазов — как отдельная уникальная достопримечательность. Теперь ты многое знаешь об абхазах и их культуре, и твоё путешествие заиграет новыми красками.

Кухня

Абхазская кухня сформировалась под влиянием климатических и экономических факторов. Основными продуктами питания жителей этой страны были (впрочем, и сейчас остаются) кукуруза, просо, молочные продукты питания.

Главное блюдо абхазской кухни – мамалыга, каша из кукурузной муки. Существует несколько вариантов приготовления мамалыги – ayladzh (мамалыга со свежим сыром), achamykva (мамалыга с молоком и сыром). Из кукурузной муки делают лепешки amgyal. Из пшеничной муки чаще всего делают пироги. Главное мясное блюдо – шашлык.

Кроме того, у жителей Абхазии популярны свежий сыр (ashvlaguan) и йогурт (ahartsvy или matsoni).

Практически во все овощные блюда добавляют грецкий орех. Но больше всего абхазы любят приправу аджику (главные ингредиенты – красный перец, чеснок и пряные травы), сыр сулугуни и вино.

Традиционные безалкогольные и алкогольные напитки – йогурт ahartsvy, медовый напиток atshadzyua, чай, вино и чача (виноградная водка).

Раннее средневековье

С IV по VI в. абхазские земли входили в западно-грузинское Лазское го-сударство на правах княжества. В это же время побережье оказалось внутри сферы интересов Византиии. Византия старалась поддерживать древние антич-ные колонии. Особенно активно эта по-литика проводилась в VI в., в правление императора Юстиниана I. Он заново отстроил Себастополис. Одновременно начинается и распространение христианства в Абхазии. Византия, противо-стоявшая Ирану, была заинтересована в пропаганде своей веры. Расчетливые константинопольские политики отлично понимали, что вера – мощный объединяющий фактор – единоверцы всегда потенциальные союзники (и наоборот), а в союзниках они нуждалась. Первые христианские храмы и общины появи-лись тут еще в IV в., но располагались они на территории римских крепостей. После того как христианство в 527 г. стало официальной религией, храмы распространились по всей стране. В то же время местные жители всегда стре-мились минимизировать влияние Византии.

В VII в. у границ Абхазии появляется новый враг – арабы. В том же веке араб-ские войска захватили Лазику, в начале VIII в. – крепости по Кодорскому ущелью, в 30-х годах осадили Анакопию.К VIII в. на основе объединения абазгских и апсильских племен фор-мируется абхазское царство.В VIII–IX вв. оно уже существовало как самостоятельная государствен-ная единица. Это была эпоха расцвета. Росли города, строились крепости и храмы. С тех времен сохранилось много построек, что говорит о высоком уровне строительных технологий. Были построены Моквский со-бор, Лыхненский храм, Хашупская крепость и т.д.Влияние Абхазского государства распространялось на значительную территорию современной Грузии. Но 982 г. стал последним годом его существования. После смерти бездетного абхазского царя Феодосия Слепого государство по наследству перешло к его племяннику Баграту III – правителю Картли. С тех пор Абхазия была подчинена Картли на правах княжества. Объединение это произошло мирно, без войн и оружия. Позднее Баграт III присоединил еще ряд земель, про-славившись как царь-объединитель Грузии. Столицей его государства стал г. Кутаиси, остававшийся в этом статусе до середины XII в.

Но тогдашняя Грузия не была цен-трализованным государством. Она и Грузией стала называться позднее, а в те времена именовалась «царством абхазским и картлийским». Местные феодалы имели большое влияние.

XIII в. был веком междоусобной феодальной борьбы.

Города и курорты

Самые большие абхазские города – Гагра, Гудаута, Очамчыра, Ткварчели, Гали, и, конечно же, Сухуми.

На побережье Черного моря в Абхазии расположено несколько отличных пляжных курортов – Новый Афон, Гагра, Авадхара, Пицунда, Очамчыра.

Большая часть пляжей в Абхазии галечно-песчаные (преобладают пляжи с мелкой галькой, как в Гаграх). Только в Пицунде находится полностью песчаный пляж. Большинство пляжей муниципальные, т.е. вход на них бесплатный. Вход на пляжи санаториев и пансионатов платный. Кстати, песчаные пляжи есть и в Сухуми – например, Синопский пляж, дина которого составляет 2 км, а ширина – 20 метров.

Практически на всех частных пляжах хорошо развитая инфраструктура, включая волейбольные площадки кафе и рестораны. А вот муниципальные пляжи оборудованы не очень хорошо.

Возле некоторых пляжных курортов находятся сероводородные источники, в которых туристы могут принимать лечебные грязевые ванны. Вообще, в Абхазии насчитывается более 170 минеральных и горячих источников. Самый известный абхазский минеральный источник — Auadhara, берущий свое начало из родника в долине одноименной реки. Что же касается горячих источников, то самые популярные из них – в поселках Приморское и Kyndug.

Абхазское княжество и Османская империя

XV век, вторая половина. У берегов Абхазии появился турецкий флот. Генуэзцы спешно покидают черноморское побережье. К этому времени внутри страны идут сложные политические баталии: представители абхазского рода Чачба (Шеваршидзе), бывшие в то время владетелями Абхазии, изо всех сил старались освободиться зависимости от мегрельских царей. Уже 30 лет длилась междоусобная война между феодалами обоих княжеств. Завершилась она установлением границы между картвелами и абхазами по реке Ингур, которая сохраняется и поныне.

В начале XVII века турки осадили с моря Севастополис. Абхазы были вынуждены платить дань. В 1634 году турецкий десант, высадившийся у Кондорского мыса, разграбил и опустошил прилегающую к морю территорию. Местных феодалов турки также обложили данью. В 1724 году на берегу у Севастополиса турки построили крепость, которую назвали Сухум-кале. Город стал называться так же. Турецкое иго оказало влияние не только на экономическую и политическую жизнь страны, но и на религию: с турками в Абхазию проник и начал распространяться ислам.

В конце XVIII века абхазский владетель Келашбей Чачба сумел укрепить государство. С помощью собственного флота Абхазия начала контролировать побережье Черного моря от Батума до Анапы.

Население[править | править код]

Самые радикальные изменения в этническом составе населения Абхазии произошли в ходе и по окончании русско-турецкой войны 1877—1878, когда значительная часть абхазов и других народов Северного Кавказа, не желавших оставаться в составе Российской империи, были вынуждены покинуть свои земли (см. Махаджирство). За один только год население Абхазии сократилось почти наполовину. Выселение абхазов в Османскую империю имело насильственный характер. В результате катастрофического уменьшения численности населения Абхазии её территория была заселена колонистами — русскими, греками, армянами и др.

К -м годам бо́льшую часть населения Абхазии составляли грузины; доля абхазов сравнительно с началом XX века сильно сократилась; в 1989 она составила 17,8 % от всего населения республики.

Современный этнический состав населения Абхазии неоднороден: на её территории проживают абхазы, русские, грузины, мегрелы, армяне, украинцы, греки, евреи, белорусы, эстонцы, болгары, немцы и др. Вопрос о конкретной численности и этническом составе населения Абхазии является крайне сложным. Официальные данные датируются последней переписью населения, проводившейся ещё в СССР (1989).

Однако, во-первых, ситуация в республике коренным образом изменилась после грузино-абхазского вооружённого конфликта 1992—1993 (обе воюющие стороны понесли значительные потери, а грузины, до начала конфликта составлявшие этническое большинство, в массовом порядке покинули Абхазию, как и многие русские, армяне и греки)[Источник?], а во-вторых, вопрос об этническом составе населения Абхазии всегда был крайне политизирован[Источник?]: абхазские и грузинские источники значительно расходятся в оценках соотношения численности абхазского, грузинского и русского населения.

Руководство Грузинской ССР проводило политику грузинизации Абхазии[Источник?], в том числе используя в этих целях информационно-пропагандистские методы, в связи с чем достоверность и объективность даже официальных советских источников иногда ставится под сомнение. Кроме того, данные, приводимые в различных официальных советских источниках, иногда явным образом противоречат друг другу.[Источник?]

В приведённой ниже таблице указаны, согласно официальным источникам разных лет, общая численность населения Абхазии в целом, численность абхазов, грузин, русских, армян и греков. Некоторые данные даны в округлённом виде. Мегрелы и сваны в этой статистике учтены вместе с грузинами:

Источник/год Всего Грузины Абхазы Русские Армяне Греки
Перепись 1926 201.000 67.494 55.918 ? ? ?
БСЭ, 1-е изд., 1926 174.126 31.350 83.794 ? ? ?
Перепись 1959 405.000 158.200 56.197 86.700 64.400 ?
Перепись 1970 ? 199.596 77.276 ? ? ?
Перепись 1979 486.082 213.322 83.087 79.730 73.350 13.642
Перепись 1989 525.061 239.872 93.267 74.913 76.541 14.664
Перепись 2003 215.272 45.953 94.606 23.420 44.870 1.486

[Источник?]

Наиболее плотно заселены приморская равнина и предгорья, где расположены все города и проживает большая часть сельского населения. В советское время в этом поясе было сосредоточено около 93 % населения республики. Данные на 2006 год отсутствуют.

В результате вооружённого конфликта 1992—1993 гг. произошла некоторая дезурбанизация. На сегодняшний день, количество лиц проживающих в городах, составляет примерно 50 % от уровня 1992 года.[Источник?] Аналогична ситуация и в сельской местности: после окончания войны в 1993 году произошёл значительный отток сельских жителей в города.

Языкиправить | править код

Государственный язык Республики Абхазия согласно абхазской конституции — абхазский. Русский язык наряду с абхазским признается языком государственных и других учреждений. Государство гарантирует всем этническим группам, проживающим в Абхазии, их право на свободное использование родного языка.

Культура Абхазии

Абхазская культура основывается на народном этическом принципе «апсуара» (абхазские нравственные ценности). Значение этого слова – «быть абхазским». Иными словами, «апсуара» — это неписаный кодекс абхазских этнических знаний, описывающий народные обычаи и верования.

Отцом-основателем абхазской художественной литературы считается Дмитрий Гулиа, опубликовавший свое первое произведение в 1913 году.

До сих пор в Абхазии сохранились старинные песни, которые отображают народную жизнь. Отличительная черта абхазского народного пения – полифония.

Культурным героем абхазской мифологии считается богатырь Абрскил. Он является своего рода абхазским Прометеем. Абрскил не подчинился богам, и они его в качестве наказания приковали к столбу в глубине глубокой пещеры.

Абхазия под покровительством России

В XIX веке Россия и Турция воевали, пытаясь окончательно закрепиться на черноморском побережье. В июле 1810 года российская военная эскадра штурмом взяла крепость Сухум-кале. Абхазия, за исключением вольных горских обществ, была присоединена к России. 1810 год считается датой вступления Абхазии под покровительство России. В том же году до 5 тысяч абхазов выселилось в Турцию. Это была первая в ХIХ веке волна переселения.Одна из отличительных черт Абхазского княжества в том, что оно, в отличие от Грузии, не утеряло полностью своей государственности с присоединением к России. С 1810 по 1864 гг. Абхазское княжество сохраняло автономное управление в составе России и просуществовало дольше других на Кавказе.В июне 1864 года Абхазское княжество было упразднено и переименовано в Сухумский военный отдел Российской империи. Накануне ликвидации Абхазского княжества наместник на Кавказе Михаил Романов представил план колонизации восточного берега Черного моря. Александр II одобрил заселение казачьими станицами территории от устья Кубани до Ингура. В это время почти полностью выселились в Турцию убыхи (до 45 тыс. человек) и садзы (20 тыс. человек).

Первые города

Первые крупные поселения-города появились в истории Абхазии в VIII веке до нашей эры, когда ее черноморское побережье начали осваивать греческие мореходы-колонисты. В VI–I веках до нашей эры они основали в тихих и удобных для мореплавания бухтах города Питиунт (ныне Пицунда), Гюэнос (Очамчыра), Триглит (Гагра), Диоскурию (Сухум) и другие. Эти города колонии быстро разрастались, превращаясь в культурно-исторические центры побережья Черного моря. В них процветала торговля, осуществлялся товарообмен, развивались ремесла.

Диоскуриада

Территория, на которой эллины основали Диоскуриаду, по-абхазски называлась Акуа. О древности названия говорят надписи «Акой» (Акуа) на монетах-статерах из золота, отчеканенных в I веке до нашей эры. Кроме того, расположенный недалеко от современного Сухума замок, названный исследователями начала прошлого века замком Баграта, назывался раньше замком Агуа (Акуа). В V-IV веках до нашей эры местное и греческое поселения на этой территории были связаны только экономическими интересами. Столетие спустя, в эпоху эллинизма, их жители взаимно интегрировались, и состав населения Диоскуриады стал смешанным, греко-абхазским.

В I веке нашей эры на берегах Черного моря появились и стали господствовать римляне. Это была эпоха императора Октавиана Августа. Она стала началом нового, римско-византийского периода истории Абхазии, продолжавшегося до VII века. В I веке Диаскуриада получила новое, римское название – Себастополис.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector