Зимний дворец

Содержание:

Собор Казанской иконы Божией Матери

Собор был построен царем Павлом I как символ союза православной и католической церквей. Благодаря этому он приобрел нетипичный вид по сравнению с другими соборами. За пределами самого храма здание включает в себя массивную колоннаду, окруженную римскими колоннами, потому что цель заключалась в том, чтобы приблизиться к базилике Святого Петра в Ватикане. Здание было построено в начале 19 века, а колонны его колоннады уже указывают на то, что это здание в стиле ампир. Строительство велось во время наполеоновских войн, поэтому собор Казанской Богоматери также использовался как памятник победе России над наполеоновской Францией. Как и Исаакиевский собор, эта церковь использовалась как музей атеизма при социализме.

«Салтыковский» подъезд

Подъезд был назван в честь Николая Ивановича Салтыкова, являвшегося воспитателем детей Великого Князя Павла Петровича. В 1773 году Салтыкову были выделены покои на третьем этаже в западной части дворца, после чего лестница, ведущая к ним и сам подъезд стали именоваться «Салтыковскими». Открывался это вход исключительно для Великих Князей.

Это главный подъезд западного фасада, обращенного к Адмиралтейству. Сейчас здесь расположен сквер с фонтаном, а ранее находилась разводная площадка, на которой проходили смотры войск, при посещении которых император выходил именно через «Салтыковский» подъезд, по этой причине так же именуемый подъездом «Его Императорского Величества».

Экскурсия по Зимнему дворцу

За один день осмотреть все комнаты Дворца не получится.

Нужно заранее продумать, что нужно посмотреть.

На первом этаже находятся археологические находки, обнаруженные по всей России. Любопытно посмотреть комнаты дочерей Николая I, из них можно полюбоваться Невой. В передней части расположены находки палеолита.

Гостиная со стрельчатыми окнами украшена рельефами с изображением растительности. Потолок гостиной и арки богато увенчан толстощёкими амурами, крылатыми ангелочками. Здесь демонстрируются предметы неолита и раннего периода бронзы. Рядом находятся комнаты, где собраны керамика, украшение и оружие, привезённое из Скифии.

На втором этаже обустроены Тронный, Большой и Петровский залы, часть комнат, где проживала семья императора. Там экспонируются предметы искусства, произведённых в западной части Европы.

На третьем этаже расположены предметы, привезённые из Азии.

На бывшей гауптвахте собраны предметы народностей Алтая и Сибири. Среди экспонатов находится самый древний ковёр с ворсом. Его соткали ещё за 4-5 столетий до нашего времени.

Полезней самим посетить Зимний дворец.

Студентов, малышей и пенсионеров с пропиской в России пропускают бесплатно. Но желающих много, можно не попасть в число счастливчиков.

Здесь можно купить экскурсию по залам Эрмитажа.

Третий Зимний дворец, перестроенный Анной Иоанновной

В начале 30-х годов XVIII столетия, сочтя Зимний дворец слишком маленьким для царской особы, Анна Иоанновна поручает его перестройку Б. Растрелли, разработавшему собственный план переустройства. Для осуществления плана необходимо было выкупить помещения (эти помещения являлись собственностью Апраксина, Морской Академии, Рагузинского и Чернышева), располагавшиеся тогда на месте сегодняшнего дворца. Сразу после одобрения проекта Анной Иоанновной, помещения были куплены, их снесли и начали возводить новые постройки.

Своей лицевой стороной здание дворца было развернуто к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. К середине 30-х годов дворец достроили, и в нём поселилась государыня. Теперь сооружение стало четырёхэтажным, состояло из 70 парадных, более сотни спален, галереи, театра, капеллы, многочисленных лестничных площадок, канцелярских, помещений для служащих. Одновременно начата перестройка дворцового сооружения – к основному зданию пристраивались помещения технического назначения: сараи и конюшни.

В Зимнем дворце летом 1739 года принцесса Анна Леопольдовна обручилась со своим мужем. После кончины Анны Иоанновны сюда был привезён император-младенец Иоанн Антонович, пробывший здесь чуть дольше года, до начала правления в России государыни Елизаветы.

При этой императрице пристройка к основному зданию служебных строений было продолжено. С первого дня 1752 года, императрицей Елизаветой решаются вопросы, связанные с увеличением дворца. На свободных площадях под руководством Растрелли пристраивались новые помещения. По разработанному им плану все постройки: старые и новые, оформлялись в одном общем стиле.

К концу 1752 года, Елизавета задумала увеличение высоты Зимнего дворца. Растрелли пришлось изменить план. После этого от архитектора поступает предложение возвести дворец в другом месте, но государыня не одобряет этого. В итоге архитектор с согласия Елизаветы решает начать возведение абсолютно нового Зимнего дворца.

Описание Зимнего дворца

Фотография. Зимний дворец с Петропавловской крепости.

Строительство Зимнего дворца в Петербурге началось в 1754 году и продолжалось до 1762 года под руководством архитектора из Италии Бартоломео Франческо Растрелли.

Зимний дворец — старейший памятник архитектуры в стиле Петербургского барокко.
До окончания строительства зимней резиденции царский двор менял своё местоположение пять раз. Первый и второй зимние дома Петра Первого примыкали к Зимней канавке, третий дворец принадлежал Анне Иоанновне, четвёртый дворец находился на Невском проспекте. В новом дворце императрица Елизавета Петровна, младшая дочь императора Петра I и императрицы Екатерины I, хотела видеть роскошь и величие апартаментов и хозяйственных помещений. Зимний дворец строился, словно великий и могущественный город в городе со своими кухнями, конюшнями, прачечными и своей личной армией – дворцовыми гренадёрами и караулом из гвардейских полков. Все здания Зимнего дворца связывались между собой висячими переходами и залами, украшенными золоченой резьбой и бессчётным количеством зеркал.

В 1837 году в Зимнем дворце в Петербурге проживало около четырёх тысяч служащих. 17 декабря 1837 года случился грандиозный пожар, который считался самым масштабным по причинённому ущербу внешнему и внутреннему убранству дворца. Во время пожара полностью выгорели 2 и 3 этажи Зимнего дворца вместе с интерьерами, оформленными Б.Ф. Растрелли, Д. Кваренги, О. Монферран и К.И. Росси. Воссозданием дворца занимались русские архитекторы В.П. Стасов и А.П. Брюллов, справились они со своей работой за 2 года.

Фотография. Вид на Зимний дворец с Дворцовой площади Санкт-Петербурга.

На этом в Зимнем дворце не закончились происшествия. Так, спустя 43 года в 1880 году народоволец С.Н. Халтурин произвёл взрыв с целью убийства Александра II. Впрочем, задуманное не было исполнено: император и не один член его семьи не пострадал, погибло 11 солдат из караула и около 50 человек получили ранения. 9 января 1905 года во время шествия была расстреляна мирная демонстрация рабочих. События 1905 года послужили стартом Революции, продлившейся с 1905 по 1907 год. Октябрьская Революция 1917 года для Зимнего дворца завершилась пушечной атакой из Петропавловской крепости и свержением Временного правительства.

30 октября 1917 года народный комиссар А.В. Луначарский объявил Зимний Дворец — Эрмитаж государственным музеем.

Доблестное прошлое Зимнего

За всю историю в граде Петровом было возведено 5 зимних дворцов. Поначалу “отец” Северной столицы со дня основания своего “детища” в течение пяти лет проживал в одноэтажной деревянной избе, построенной всего за трехдневный срок.

В дальнейшем Петру Первому потребовалась достойная зимняя резиденция. К тому времени он издал указ, согласно которому на берегах Невы запрещалось выделять наделы тем, кто не имел морского чина. Сам император, желая выстроить в центре города резиденцию, получил разрешение как мастер корабельных дел Петр Алексеев. Он выстроил деревянный “Зимний дом” в два этажа, который сложно было назвать царскими хоромами.

В 1712 году тогдашний губернатор стольного града Александр Данилович Меншиков решил сделать подарок императору к его свадьбе с Екатериной Алексеевной, и пригласил архитектора Георга Маттарнови, который перестроил деревянный дом в каменный. Спустя восемь лет монаршее семейство перебралось в новые Зимние покои. Однако пожить в каменных “Свадебных палатах” счастливому мужу довелось только 5 лет.

Впоследствии на престол взошла Анна Иоанновна, сестра и соправительница Петра Великого, так как приходилась четвертой дочерью царя Ивана Пятого. Она слыла женщиной, живущей с размахом, и неудивительно, что ей было тесно в петровских палатах.

У новой императрицы были свои видения настоящей царской резиденции. Для ее кардинальной реконструкции она пригласила гениального архитектора Франческо Растрелли. Для реализации целей потребовался снос близлежащих строений. Все произошло удачным образом, и в 1735 году Анна Иоанновна отмечала пышное новоселье.

Зимний уже состоял из семидесяти парадных залов, из более сотни спален. Нашлось пространство для галереи, театра и большой капеллы. Были тут помещения для канцелярии, караульной службы, прочие. Увы, данных просторов оказалось мало для императрицы. Поэтому буквально сразу стали вестись новые работы по усовершенствованию дворца.

Взошедшая на престол в 1741 году младшая дочь Петра Первого — Елизавета Первая пристроила к Зимнему служебные помещения. Как писали очевидцы того времени, дворец “представлял вид пестрый, грязный, недостойный места им занимаемого…”.

Через пару лет императрица решила его расширить. Продолжилась скупка ближайших усадеб, и Растрелли возводил добавочные корпуса. Затем Елизавете пришло на ум поднять потолок с четырнадцати до двадцати двух метров. Архитектор, произведя расчеты, пришел к выводу, что для этого потребуется переделка проекта, а это нелегкое дело, и он предложил выстроить дворец в иной местности, но хозяйка Зимнего и слышать не хотела о такой затее.

Тогда пришлось выстроить абсолютно новое дворцовое строение. Возведение 4-ого Зимнего осуществлялось в рекордные сроки, в 1755 году работы уже были завершены. Простояло строение лишь до 1762-го года. Елизавете оно было не по душе. Она желала, чтобы резиденция русских царей роскошью и свежестью как внешнего, так и внутреннего убранства в разы затмевала европейские замки.

Честь воплотить мечту русской царицы в жизнь вновь выпала Растрелли. Архитектор старался изо всех сил угодить венценосной особе. Восемь лет длилось строительство. Новое роскошное творение Растрелли включало полторы тысячи комнат, а общая площадь достигала шестидесяти тысяч квадратных метров. Более того, дворец возвышался над всеми городскими зданиями.

Елизавете не суждено было пожить в чертоге собственной мечты. Работы принял Петр Третий. По завершению отделки фасадов, новоявленный император уже думал о расчистке окрестностей. Его изобретательности нужно отдать должное. Он нашел весьма оригинальный способ уборки места. Тонны остатков стройматериалов пришлось бы вывозить месяцами. Он издал указ, в котором разрешил всем желающим взять с дворцовой площади то, что понравится. К утру в округе и щепки нельзя было найти.

После свержения Петра Третьего окончательное возведение Зимнего легло на плечи Екатерины Второй. Она тут же отказалась от услуг Растрелли и привлекла других архитекторов, работавших под неусыпном контролем ее личного секретаря Ивана Ивановича Бецкого.

История дворца

На протяжении 18 столетия на этом месте было воздвигнуто 5 Зимних дворцов.

1. Свадебные палаты Петра Великого

В начале 18 столетия были построены свадебные палаты для Петра I. Это здание глава города подарил царю в честь бракосочетания.

2. Зимний дворец Петра I

Приказ на строительство нового Зимнего дворца царь поручил архитектору Георгу Маттарнови в 1716 году. При строительстве здания на 50 метров к реке пришлось передвинуть Дворцовую набережную. Император через 4 года обосновался в сооружении, а в 1725 году скончался.

3. Зимний дворец Анны Иоанновны

Статус столицы вернула Санкт-Петербургу императрица Анна Иоанновна. Она решает обосноваться в Зимнем дворце и придает ему статус официальной резиденции. Однако конструкция не соответствовала потребностям государыни, и она приказывает переоборудовать сооружение. За строительство берется Ф. Б. Растрелли в 1731 году.

Государыня переехала в новое здание на постоянное жительство спустя 4 года. Здание состояло из четырех этажей, на которых располагалось около 70 парадных залов, примерно сто спальных комнат, служебные и караульные помещения, и собственный театр.

Елизавета Петровна садиться на престол после кончины Анны Иоанновны. Она хочет еще более шикарную конструкцию, чем ее предшественница и приказывает отделить комнаты, примыкающие с юга к Световой галерее.

В середине 18 столетия государыня поручает Ф. Б. Растрелли расширить сооружение. Архитектор строит новые помещения в унисон существующему. Через год после этого императрица приказывает изменить здание по высоте в сторону увеличения. Растрелли приходиться преобразовывать свои чертежи, и он советует государыне строить здание на другом пространстве города. Но она отказывается перемещать здание. Это привело к тому, что в 1754 году подписывается приказ на воздвижение здания дворца на прежнем участке.

5. Пятый (существующий) Зимний дворец

Действующий Зимний дворец возводился с 1754 по 1762 год. Правительница снимает с должности архитектора Растрелли, и строительством занимаются уже другие архитекторы во главе с Бецким. В постройке располагалось более 1500 комнат. Государыня скончалась раньше, чем закончилось строительство. Здание сдавали в эксплуатацию уже Петру III. Сооружение обошлось в более чем 2,6 миллиона рублей.

В стенах дворца Екатерина II приказывает соорудить для своего любовника графа Орлова комнату.

Императрице из Германии в счет погашения задолженности князю В. Д. Долгорукову вручили более 300 дорогих полотен. Эти картины стали истоком коллекции Эрмитажа.

В 1783 году императрица издает указ о разрушении дворцового театра.

Много происшествий повидал Зимний дворец в Санкт-Петербурге с тех времен. Он пережил страшный пожар, в результате которого пришлось восстанавливать весь интерьер и статуи на кровле здания. Видел покушение на императора Александра II. Стал местом проведения шикарных костюмированных балов. В нем располагался госпиталь, Временное правительство. Пережил тяжелый штурм в революционные годы. Центр культурного наследия Санкт-Петербурга располагался во дворце. В тяжелые годы ВОВ служил бомбоубежищем для более двух тысяч граждан. Очень сильно повредили здание военные бомбардировки – реставрация сооружения длилась многие десятилетия после войны.

Сегодня Зимний дворец представляет собой шикарную конструкцию и имеет конфигурацию прямоугольника со сторонами 137 на 106 метров. Высота здания 23,5 метра. Дворец отлично расположился на территории города, и придает ему художественно-композиционный колорит.

Главные помещения Зимнего дворца

Всего в Зимнем четыре основных корпуса, которые соединены многочисленными залами, галереями, комнатами — их почти 500.

Парадная Иорданская лестница

При входе во дворец нас встречает великолепная лестница, получившая свое название от Иордани, — крещенской купели. Именно по Иорданской лестнице крестный ход направлялся к реке для последующего омовения.

Георгиевский или Большой тронный зал

Когда-то — главный зал страны. Именно там испокон веков стоял трон: начиная с 18 века, на нем восседали российские монархи. Пожар 1837 года совершенно уничтожил данный символ самодержавия, но мастерам удалось воссоздать былое великолепие. После революции трон разобрали и вернули только спустя много десятилетий — в конце 1990-х.

Эрмитажный театр

Изящный небольшой театр в былые времена предназначался для избранных: членов царской семьи и приближенной знати. Сейчас его двери открыты для каждого: на легендарной сцене проходят концерты известных музыкантов, спектакли Мариинского театра, научные диспуты и симпозиумы.

Большая церковь Зимнего дворца

Имелась у монарших особ и собственная церковь: в этих роскошных интерьерах обращало свои молитвы к Богу не одно поколение российских правителей. Простым смертным вход сюда был запрещен. После великого пожара 1837 года помещение реконструировали с большой точностью, однако в целях безопасности деревянные элементы заменили на конструкции из папье-маше.

В церкви находятся бесценные православные реликвии: образ 17 века в золотой ризе с бриллиантами, десница Св. Иоанна Предтечи и ковчег из золота с частицей ризы Господней — наследие могущественного ордена госпитальеров.

История создания

Основной императорский дворец видоизменялся в течение всего времени существования. Всего за период 1711—1764 годов возводилось пять зимних дворцов:

  • Первый деревянный дворец был возведен для царя Петра I в 1711 году. Потом он был перестроен в каменный дом с черепичной крышей как подарок на свадьбу Петра и Екатерины. Дом имел спуск к набережной.
  • Второй дворец построил архитектор Маттарнови по указу императора в 1716 году. В 1720 году император переехал в зимнюю резиденцию из летней, где он прожил до 1725 года.
  • Третий Зимний дворец строился по проекту Трезини, который перестроил и расширил Второй дворец.
  • Четвертый императорский дом был намного красивее и пышнее предыдущих дворцов.
  • Пятый дворец был построен архитектором Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны.

В 1837 году случился сильный пожар, который не могли потушить более суток. К восстановлению здания было подключено 6000 рабочих, которые закончили работу за 15 месяцев.

Архитектурный стиль

Зимний дворец выполнен в стиле барокко. Дворец выделяется невероятными по тем временам размерами, необычной отделкой фасада и роскошным внутренним убранством.

Двухъярусные колонны визуально увеличивают высоту и без того немаленького сооружения. Балюстрада кровли по всей длине уставлена различными статуями и вазами. Элементы барокко сохранились далеко не везде из-за ряда перестроек.

Архитекторы Старов и Кваренги внесли в убранство здания классический стиль. Детали пышного стиля остались в интерьере знаменитой парадной Иорданской лестницы. Дворец несколько раз перекрашивали в розовый и желтый цвет. Сейчас дворец темно-бирюзового цвета с белыми колоннами.

Внешний вид Зимнего дворца

Растрелли сооружал не просто царскую резиденцию, — дворец строился «для одной славы всероссийской», как было сказано в указе императрицы Елизаветы Петровны Правительствующему сенату. Создавая Зимний дворец, Растрелли каждый фасад проектировал по-разному, исходя из конкретных условий. Северный фасад, обращенный на Неву, тянется более или менее ровной стеной, не имея заметных выступов. Со стороны реки он воспринимается как нескончаемая двухъярусная колоннада. Южный фасад, выходящий на Дворцовую площадь и имеющий семь членений, является главным. Центр его выделен широким, пышно декорированным ризалитом, прорезанным тремя въездными арками. За ними находится парадный двор, где в середине северного корпуса прежде был главный вход во дворец. Из боковых фасадов более интересен западный, обращенный в сторону Адмиралтейства и площади, на которой Растрелли предполагал поставить отлитую его отцом конную статую Петра I.

Южный фасад Зимнего дворца

Дворец задуман и построен в виде замкнутого четырехугольника с обширным внутренним двором. Своим гигантским объемом и большей, чем у соседних зданий, высотой он доминирует над окружающим пространством. В громадном сооружении нет ни однообразия, ни монотонности. Бесчисленные белые колонны то собираются в группы, особенно живописные и выразительные на углах здания, то редеют и расступаются, открывая окна, обрамленные наличниками с львиными масками и головками амуров. Установленные на балюстраде кровли десятки декоративных ваз и статуй усиливают впечатление нарядности. Великолепны углы здания, окаймленные колоннами и пилястрами.

Зимний дворец и дворцовая площадь, вид сверху

От европейских зданий стиля барокко дворец отличают яркость, жизнерадостность образного строя, праздничная торжественная приподнятость Его более чем 20-метровую высоту подчеркивают двухъярусные колонны. Вертикальное членение дворца продолжают статуи и вазы, уводящие взгляд в небо. Высота зимнего дворца стала строительным эталоном, возведенным в принцип петербургского градостроения. Выше Зимнего здания в старом городе строить не разрешалось. Дворец представляет собой гигантский четырехугольник с большим внутренним двором. Фасады дворца различные по композиции образуют как бы складки огромной ленты. Ступенчатый карниз, повторяющий все выступы здания, протянулся почти на два километра. Отсутствие резко выдвинутых частей по северному фасаду, со стороны Невы (здесь всего три членения), усиливает впечатление протяженности здания вдоль набережной; два крыла с западной стороны обращены к Адмиралтейству. Главный фасад, выходящий на Дворцовую площадь, имеет семь членений, он наиболее парадный. В средней, выступающей, части располагается тройная аркада въездных ворот, украшенных великолепной ажурной решеткой. За линию главного фасада выступают юго-восточный и юго-западный ризалиты. Исторически сложилось так, то именно в них находились жилые покои императоров и императриц.

Северный фасад Зимнего дворца

На протяжении столетий время от времени менялся цвет фасадов
Зимнего дворца. Первоначально стены были окрашены «песчаной краской с самой
тонкой прожелтью», декор – белой известью. Перед первой мировой войной дворец
приобрел неожиданный красно-кирпичный цвет, придавший дворцу мрачный вид.
Контрастное сочетание зеленых стен, белых колонн, капителей и лепнины декора
появилось в 1946 году.

Исторические события

Новый Зимний дворец был освящен и стал использоваться по прямому назначению с апреля 1762 г. Петербургская резиденция императоров неоднократно становилась местом проведения важных исторических событий, происходивших в жизни страны:

  • покушение на Александра II народовольцем С. Халтуриным (1880 г.)
  • расстрел мирной демонстрации(1905г.)
  • превращение в штаб-квартиру Временного правительства (февраль-октябрь 1917 г.)
  • обстрел и штурм дворца, ставшие началом Октябрьской революции(1917 г.)
  • преобразование во Дворец Искусств (1918-19 гг.)
  • объявление коллекции Эрмитажа государственным музеем
  • учреждение музея Революции (1920 г.)

Зимний дворец Санкт-Петербурга: что посмотреть

Даже если вы не особенно любите искусство, Зимний дворец в Санкт-Петербурге будет интересно посмотреть. Уникальность его состоит в том, что именно это здание использовалось как резиденция царей и место для приема гостей, официальных лиц. Тут сохранились интерьер и быт, какими они были 100-200 лет назад. Посетители могут посмотреть будуары и гостиные, где жили монаршие особы и их приближенные, полюбоваться на их наряды, мебель, коллекцию украшений.

Зимний дворец, который мы знаем, был заложен в Санкт-Петербурге Анной Иоанновной в 1732 году. До этого на его месте были деревянный, а затем каменный дом Петра Первого. Окончательно завершила строительство Екатерина Вторая, именно при ней Зимний обрел нынешнее великолепие. Кроме того, она является основательницей Эрмитажа, так как впервые начала собирать во дворце предметы искусства. А вот открыл резиденцию для посетителей Николай Первый, хотя до революции музей могли посещать только очень состоятельные люди.

Экспозиции и выставки Зимнего дворца в Санкт-Петербурге

В залах и хранилищах Эрмитажа собрана коллекция из более, чем 3 миллионов экземпляров предметов искусства, в основном – картин. Список актуальных выставок можно посмотреть на официальном сайте Эрмитажа hermitagemuseum.org. Основные экспозиции музея Зимнего Дворца в Санкт-Петербурге расположены следующим образом:

  • на первом этаже – античность и древности (Средняя Азия, античный мир, древности Европы). Справа от входа – дворцовые интерьеры, затем – Древний Египет;

  • на втором этаже – русская и европейская культуры, в том числе декоративно-прикладное искусство Франции, выставка оружия, экспонаты культуры Средневековья, коллекции картин, зал Рафаэля, коллекция европейской скульптуры 19 века, итальянские художники, искусство Фландрии, голландская живопись, Зал Рубенса, Рембрандта, Леонардо Да Винчи и др. Кроме того, здесь расположены личные апартаменты императрицы Марии Александровны (золотая гостиная и будуар), библиотека Николая Второго, Большой тронный зал и портретная галерея династии Романовых, которые будут интересны поклонникам истории;

  • на третье этаже демонстрируются культура Византии, Дальнего Востока и Центральной Азии, а также Западной Европы 20 века.

Выставка на третьем этаже

Знатоки советуют начинать осмотр со второго этажа.

Жемчужины коллекции искусств

За один день однозначно не обойти коллекцию, которая хранится в Зимнем. Как утверждают знатоки, чтобы уделить каждому экспонату хотя бы минуту, придется потратить 8 лет жизни. Но хотя бы известные предметы искусства, «звезды» музея, посмотреть вы обязаны.

Итак, как их найти:

  • Иорданская лестница – шедевр архитектурного искусства. Ее не надо искать: именно отсюда начинаются все туристические маршруты. Вы ее точно не пропустите;

  • коллекция импрессионистов. Зимний дворец в Санкт-Петербурге известен своими коллекциями картин, и, в частности, импрессионистов. Моне, Ренуар, Дега, Гоген и другие художники ждут туристов на третьем этаже, в залах 316-350. Здесь же хранится знаменитая «Дама в саду Сент-Адресс» Клода Моне;
  • «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» – картины Леонардо Да Винчи, две из 14 сохранившихся. К слову, Эрмитаж в этом смысле держит твердое первенство после Лувра, где можно увидеть 5 картин мэтра. Обе картины можно посмотреть в зале 214.

Обилие зимних дворцов

Свадебные палаты Петра I

Первый в Петербурге. На участке между Невой и Миллионной улицей,там где сейчас базируется Эрмитажный театр. Именно здесь в 1708 году построили первый в городе так называемый «Зимний дом» — небольшой по своим размерам,двухэтажный,из дерева и с высоким крыльцом.

Спустя 4 года к свадьбе Петра I и Екатерины Алексеевны губернатор Санкт-Петербурга Александр Меншиков построил каменный дворец — Свадебные палаты Петра I.

Первый дворец — Свадебные палаты

Public domain/wikipedia.org

Дворец Петра I

В 1716 году царь Петр I отдал приказ построить новый Зимний дворец. Его возведением занялся архитектор Георг Маттарнови. Сооружение решили возвести на «Зимнедомном канале» — на углу Невы и Зимней канавки. Уже к 1720 году император со всем своим семейством переехал в новый дворец. Там же в 1725 году он умер.

Второй дворец —Зимний дворец Петра I

Public domain/wikipedia.org

Дворец Анны Иоанновны

После своего восхождения на престол в 1730 году,императрица Анна Иоанновна задумалась о расширении дворца. На следующий год после коронации она поручила его перестройку Франческо Растрелли.

По проекту архитектора,дворец занимал бы территорию собственности графа Апраксина,Морской Академии и некоторые другие существующие постройки. Все эти здания выкупили и снесли. Строительство началось в 1732 году и завершилось спустя 3 года. Императрица переехала туда на постоянное жительство.

Третий дворец -Анны Иоанновны

Public domain/wikipedia.org

Фасады здания были направлены на Неву,Адмиралтейство и Дворцовую площадь. На четырех этажах уместились 70 парадных залов,более 100 спален,галерея,театр,большая капелла,служебные и караульные помещения,комнаты дворцовой канцелярии. Почти сразу после своего переезда Анна Иоанновна начала пристраивать к дворцу технические помещения,конюшни и сараи.

Сооружать пристройки продолжили и при следующей императрице,Елизавете Петровне. К 1750 году дворец стал пестрым и грязным. Только 1 января 1752 года императрица приказала создавать пристройки в едином стиле.

Чтобы уместить их все,пришлось вновь выкупать участки по соседству. Архитектор пристраивал новые корпуса,а в конце 1752 года Елизавета Петровна загорелась идеей увеличить высоту дворца с 14 до 22 метров. Проект Зимнего дворца нужно было переделать настолько,что архитектор предложил строить его в новом месте с нуля.

Последний Зимний дворец

Императрица подписала новый проект 27 июня 1754 года.

К тому же,9 марта 1755 года Сенат постановил выслать в Петербург дополнительную рабочую силу: каменщиков,плотников,столяров,литейщиков и других. Для повышения спроса на должности потенциальным кандидатам сулили три рубля. Но по приезду людям приходилось соглашаться на любые условия — вернуться обратно самостоятельно не представлялось возможным.

Елизавета Петровна до окончания строительства не дожила. Частично работу принимал Петр III — 6 апреля 1762 года. Однако летом 1762 года правителя свергли с престола,строительство закончилось только при Екатерине II.

Общая площадь дворца составила порядка 60 тысяч кв.м. В самом здании уместилось около 1,5 тысяч комнат. Архитектора Растрелли,который занимался проектированием,с работы сняли. Отделкой интерьеров дворца при новой императрице занимались уже другие иностранные архитекторы под руководством Бецкого. По окончанию строительства дворец имел желтые оттенки в окраске. В середине XIX века появились красные оттенки.

Что ещё посмотреть в Эрмитаже

По средам в 20:00 в Малом Эрмитаже заводятся знаменитые часы «Павлин» в Павильонном зале. В Новом Эрмитаже можно посмотреть античную коллекцию — Древний Рим, Древняя Греция, статуи богов и богинь, амфоры и украшения — все это расположено в прекрасном антураже. Здесь же стоит знаменитая огромная Колыванская ваза.

Второй этаж Нового Эрмитажа тоже насыщен великолепными экспонатами: тут находятся скульптуры и полотна мастеров эпохи Возрождения: Рафаэля, Да Винчи и Микеланджело, Рембрандта, Тициана и Рубенса.

Но учтите: к некоторым картинам бывают даже очереди. Европу средних веков представляет живопись голландских и фламандских мастеров. Металлическим блеском лат и конной композицией пленяет рыцарский зал.

Счастливый обычай: крайний правый Атлант, который смотрит в сторону Марсова поля, считается наделенным чудодейственной силой. Стоит прикоснуться к нему, чтобы получить частичку его магической везучести.

Дворцы Санкт-Петербурга

Среди красивых зданий отдельно стоит выделить княжеские и императорские дворцы, которые сегодня стали музеями. Их залы дышат историей, здесь плели интриги и принимали судьбоносные решения.

Дворец Белосельских-Белозерских

Другое название – Сергеевский (по имени младшего брата Александра III). Построен по заказу княгини Белосельских. Семья вела светский образ жизни. Во дворце часто устраивались приёмы и балы. На них присутствовали члены монаршей семьи. Впоследствии император выкупил дворец и подарил на свадьбу брату. Сейчас в здании располагаются комитет по культуре, Исторический музей восковых фигур, культурный центр и концертный зал.

Мраморный дворец

Находится в исторической части города. Построен во второй половине XVIII века в стиле классицизм. Монаршие особы передавали дворец из рук в руки, но толком тут никто не жил, поэтому здание пришло в аварийное состояние менее чем за 100 лет. Сейчас дворец отреставрирован и отдан под филиал Русского музея. Перед восточным фасадом установлен памятник Александру III. В бывший служебный флигель располагается заочный технический университет.

Александровский дворец в Пушкине

Построен в подарок будущему императору Александру I. Проект завершили в 1796 году. Вокруг разбит парк с озером. За время существования дворец менял назначения. Здесь жили представители семьи Романовых, иностранные делегации, знатные особы. Внутренняя отделка, как и убранство комнат, практически не сохранилась. После реставрации уже в наше время здание передали под контроль музея-заповедника «Царское село».

Дворец Монплезир в Петергофе

Перевод названия – «моё удовольствие». Памятник архитектуры XVIII века. Пётр I лично выбрал место для дворца в Петергофе, а также давал указания по поводу планировки и интерьеров. Проект был закончен к 1723 году. Сейчас в Монплезире хранится собрание картин европейских художников, китайский фарфор, голландский фаянс, а также некоторые личные вещи императора и дипломатические подарки.

Михайловский замок

Павел I в конце XVIII века распорядился построить в центре Санкт-Петербурга новую резиденцию. Монарх подозревал окружение в желании устроить переворот, поэтому искал для себя безопасное убежище. Его убили именно в этом замке в 1801 году. Сейчас памятник архитектуры передан под контроль Русского музея и открыт для посещений. Двор замка украшают скульптуры Павла I и Петра I.

Летний дворец Петра I

Возведён в Летнем саду по указу Петра I. Был предназначен только для проживания в тёплое время года. Эта императорская резиденция не подразумевала приёма большого количества гостей. В 14 комнатах дворца располагались спальни царской семьи, комнаты для прислуги, гардеробные, кабинет, кухня и столовая. Интерьер сохранился до наших дней. С 1934 года здесь находится историко-бытовой музей.

Предыстория

До того, как было выстроено барочное здание, являющееся сегодня украшением Дворцовой площади, существовали другие зимние императорские резиденции. Таких зданий было четыре (или даже пять, если считать одноэтажный дом Петра I).

Первые два были выстроены в начале XVIII столетия, в петровскую эпоху. Третье здание было построено для Анны Иоанновны, которой петровская резиденция показалась слишком тесной. Точнее, это было не строительство нового здания, а перестройка и значительное расширение старого. В перестроенном дворце было около сотни спален, примерно семь десятков залов, театр и множество других помещений. Что интересно, практически сразу после окончания строительства это здание решено было перестроить (расширить), что вскоре и было осуществлено.

При Елизавете Петровне расширение здания было продолжено. К нему пристраивались все новые и новые служебные помещения, что отнюдь не шло на пользу архитектурному облику дворца. В итоге сооружение выглядело настолько странно, что это вызывало неудовольствие императрицы и негативные отзывы ее современников. Здание вновь было расширено (на этот раз с таким расчетом, чтобы его внешний вид радовал глаз). Но когда императрица решила увеличить дворец не только в длину и ширину, но и в высоту, архитектор принял решение просто выстроить его заново. Это решение было одобрено императрицей. А пока шли строительные работы, императрица находилась во временном дворце (четвертом). Он был разобран в 60-е годы XVIII века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector