Tрaнcпорт зарубежной европы
Содержание:
- Продукция промышленного производства и экспорта
- Черная металлургия
- Зарубежная Европа: страны и столицы
- Европа — часть света
- Крупнейшие морские порты мира
- География Западной европы
- Воздушное пространство
- Обзор
- Крупные порты Зарубежной Европы
- Общая характеристика
- Страны Зарубежной Европы
- Географическое положение
- Что мы узнали?
- Лихтенштейн
- Экономическое развитие
- Транспортные тенденции
Продукция промышленного производства и экспорта
Для понимания специфики экономики Европы следует составить конспект, какие именно продукты производятся на территории основных стран на экспорт.
Для Швеции доля сельского хозяйства в ВВП составляет всего 2%. Основная отрасль промышленности — машиностроение, развиты горнодобывающее направление, изготовление самолетов. Экономика государства ориентирована на экспорт, ресурсы — гидроэнергия, лес, железная руда. На территории страны действуют 5 АЭС (их расположение можно посмотреть на карте), реакторы для повышения безопасности модернизируются.
В Финляндии выпускают и реализуют на мировом рынке следующие товары и услуги: морские суда, пиломатериалы, бумагу, молочную продукцию, туристическую составляющую. Развит гостиничный бизнес.
Для Франции характерны следующие сферы промышленности:
- машиностроение;
- авиакосмическая отрасль;
- автомобилестроение;
- пищевая;
- судостроение.
На территории Италии располагаются несколько швейных фабрик, мастерских по производству обуви. Главное направление промышленности государства — машиностроение. Италия является мировым экспортером обуви и одежды. Судостроение развивается, однако рыболовство в государстве особенной мощи не имеет.
Черная металлургия
По объему выплавки стали и чугуна Европа занимает значимое место в мире. На ее заводах производится 12,5 % стали и около 10 % чугуна. Однако и она переживает жесткий кризис из-за падения спроса на ее продукцию как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Мощность заводов используется лишь на 50—60 %. Только с 2008 г. производство стали и чугуна сократилось в 1,2 раза (почти на 50 млн т и 26,6 млн т).
Сокращение производства стали и чугуна произошло почти во всех странах. Небольшой рост производства стали зафиксирован в Нидерландах, Словакии, Боснии и Герцеговине, Швейцарии, чугуна — в Нидерландах, Словакии, Испании, Боснии и Герцеговине. Сталелитейное производство закрыто с 2014 г. в Латвии, с 2016 г. — в Хорватии. В Болгарии с 2009 г. прекращено производство чугуна. Наибольшее сокращение стали отмечалось в Молдавии (7 раз), в абсолютных объемах — на Украине (13 млн т), чугуна — в Великобритании (1,6 раза), Италии (1,7 раза) и на Украине (7 млн т).
Добыча руд черных и цветных металлов в странах Европы
Страна | Железные РУДЫ, млн т | Марганцевые РУДЫ, тыс. т | Хромиты, тыс. т | Бокситы, тыс. т | Медные РУДЫ, тыс. т | |||||
2006 г. | 2016 г. | 2006 г. | 2016 г. | 2006 г. | 2016 г. | 2006 г. | 2016 г. | 2006 г. | 2016 г. | |
Австрия | 2Д | 2,8 | ||||||||
Албания | — | — | — | — | 201,1 | 712,7 | — | — | — | 0,21 |
Болгария | 0,46 | — | 20,5 | 41,7 | — | 98,8 | — | — | — | — |
БиГ | 3,44 | 1,7 | 2 | — | — | — | 816,6 | 641,2 | — | 109,7 |
Велико- британия | ||||||||||
Венгрия | — | — | 50 | 19,0 | — | — | 507,4 | 17,0 | — | — |
Германия | 0,41 | 0,5 | ||||||||
Греция | — | — | 0,02 | — | — | — | 2126,9 | 1880,0 | — | — |
Испания | 0,5 | 6,5 | 182,5 | |||||||
Италия | — | — | 0,7 | — | — | — | — | — | — | — |
Македония | 0,01 | 8,4 | 10,2 | |||||||
Норвегия | 0,62 | 1,8 | ||||||||
Польша | 497,0 | 424,0 | ||||||||
Португа- лия | 78,6 | 74,5 | ||||||||
Румыния | 0,3 | — | 70,9 | 4,5 | — | — | — | — | 15 | 8,4 |
Сербия | 26,5 | 41,3 | ||||||||
Словакия | 0,3 | |||||||||
Украина | 74,0 | 66,9 | 2245,2 | 1525,0 | ||||||
Финляндия | — | — | — | — | 549 | 1070 | — | — | 15,0 | 47,5 |
Франция | 168 | 70,0 | — | — | ||||||
Хорватия | — | — | — | — | — | — | — | 9,8 | — | — |
Черного- рия | 657 | 516,2 | — | — | ||||||
Швеция | 23,3 | 31,8 | 97,0 | 79,0 | ||||||
Итого | 105,44 | 105,5 | 2389,3 | 1590,2 | 750,1 | 1881,5 | 4275,9 | 3134,2 | 744,0 | 968,5 |
В настоящее время среди стран-производителей металлов лидирующие положения занимают Германия, Украина и Италия. Основные мощности металлургии сосредоточены в Рурской области и на Нижнем Рейне (Германия), в Криворожье и Донбассе (Украина), в Верхней Силезии (Польша), провинции Удина (Италия). Кроме стали и чугуна ряд стран выпускают ферросплавы.
Производство стали и чугуна в странах Европы в 2017 г.
Страна | Сталь | Чугун | ||
млн т | % | млн т | % | |
Германия | 43,4 | 22,3 | 28,4 | 25 |
Италия | 24,1 | 12,1 | 5,1 | 4,5 |
Украина | 21,3 | 11,1 | 20,1 | 17,7 |
Франция | 15,5 | 8,1 | 10,7 | 9,5 |
Испания | 14,5 | 7,6 | 4,5 | 3,9 |
Польша | 10,3 | 5,3 | 5,2 | 4,5 |
Австрия | 8,1 | 4,1 | 6,3 | 5,5 |
Бельгия | 7,8 | 4 | 4,9 | 4,3 |
Великобритания | 7,5 | 3,9 | 6,0 | 5,3 |
Нидерланды | 6,8 | 3,5 | 6,1 | 5,3 |
Словакия | 5,0 | 2,5 | 4,1 | 3,6 |
Швеция | 4,7 | 2,4 | 3,1 | 2,7 |
Чехия | 4,6 | 2,4 | 3,7 | 3,2 |
Финляндия | 4,0 | 2 | 2,6 | 2,3 |
Румыния | 3,6 | 1,8 | 1,9 | 1,7 |
Белоруссия | 2,4 | 1,2 | ||
Люксембург | 2,2 | 1,1 | ||
Португалия | 2,1 | 1 | ||
Венгрия | 1,9 | 0,9 | 1,3 | 1,1 |
Сербия | 1,5 | 0,8 | ||
Швейцария | 1,5 | 0,8 | ||
Греция | 1,4 | 0,7 | ||
Итого | 194,2 | 100 | 114,0 | 100 |
Цветная металлургия также в основном использует привозное сырье из Африки и Америки, и в ограниченном количестве местное. Выплавляются алюминий, медь, цинк, свинец, никель, серебро, золото и некоторые другие металлы. По объемам производства наиболее развиты алюминиевая, медная и свинцово-цинковая промышленность. Несмотря на конкуренцию со стороны развивающихся рынков, производство цветных металлов в основном растет. Так, с 2006 по 2016 г. производство серебра увеличилось на 20 %, алюминия — 45 %, цинка и золота — в 1,7 раза, меди — в 1,9 раза. Сократились лишь производства свинца (3 %) и никеля (4 %). По набору выплавляемых металлов лидерами являются Греция, Польша, Финляндия и Швеция. Ограниченный ассортимент у Албании, Черногории, Исландии.
Зарубежная Европа: страны и столицы
В следующей таблице представлен список стран и столиц Зарубежной Европы в алфавитном порядке:
№ |
Страна |
Столица |
Территориальное устройство |
Государственный строй |
1 |
Австрия |
Вена |
Федерация |
Республика |
2 |
Албания |
Тирана |
||
3 |
Андорра |
Андорра-ла-Велья |
Унитарное |
Республика |
4 |
Бельгия |
Брюссель |
Федерация |
Конституционная монархия |
5 |
Болгария |
София |
Унитарное |
Республика |
6 |
Босния и Герцеговина |
Сараево |
Унитарное |
Республика |
7 |
Ватикан |
Ватикан |
Теократическая монархия |
|
8 |
Венгрия |
Будапешт |
Унитарное |
Республика |
9 |
Великобритания |
Лондон |
Унитарное |
Конституционная монархия |
10 |
Германия |
Берлин |
Федерация |
Республика |
11 |
Греция |
Афины |
Унитарное |
Республика |
12 |
Дания |
Копенгаген |
Унитарное |
Конституционная монархия |
13 |
Ирландия |
Дублин |
Унитарное |
Республика |
14 |
Исландия |
Рейкьявик |
Унитарное |
Республика |
15 |
Испания |
Мадрид |
Унитарное |
Конституционная монархия |
16 |
Италия |
Рим |
Унитарное |
Республика |
17 |
Латвия |
Рига |
Унитарное |
Республика |
18 |
Литва |
Вильнюс |
Унитарное |
Республика |
19 |
Лихтенштейн |
Вадуц |
Унитарное |
Конституционная монархия |
20 |
Люксембург |
Люксембург |
Унитарное |
Конституционная монархия |
21 |
Македония |
Скопье |
Унитарное |
Республика |
22 |
Мальта |
Валлетта |
Унитарное |
Республика |
23 |
Монако |
Монако |
Унитарное |
Конституционная монархия |
24 |
Нидерланды |
Амстердам |
Унитарное |
Конституционная монархия |
25 |
Норвегия |
Осло |
Унитарное |
Конституционная монархия |
26 |
Польша |
Варшава |
Унитарное |
Республика |
27 |
Португалия |
Лиссабон |
Унитарное |
Республика |
28 |
Румыния |
Бухарест |
Унитарное |
Республика |
29 |
Сан-Марино |
Сан-Марино |
Унитарное |
Республика |
30 |
Сербия |
Белград |
Унитарное |
Республика |
31 |
Словакия |
Братислава |
Унитарное |
Республика |
32 |
Словения |
Любляна |
Унитарное |
Республика |
33 |
Финляндия |
Хельсинки |
Унитарное |
Республика |
34 |
Франция |
Париж |
Унитарное |
Республика |
35 |
Черногория |
Подгорица |
Унитарное |
Республика |
36 |
Чехия |
Прага |
Унитарное |
Республика |
37 |
Хорватия |
Загреб |
Унитарное |
Республика |
38 |
Швейцария |
Берн |
Федерация |
Республика |
39 |
Швеция |
Стокгольм |
Унитарное |
Конституционная монархия |
40 |
Эстония |
Таллин |
Унитарное |
Республика |
Европа — часть света
Европа — часть света, причем Старого света, но это тонкости и мелочи. Она сыграла огромную роль в истории всего человечества. Для примера, первые колонии Австралии и двух Америк — это тоже Европа.
Территориально Европа расположена на самом большом континенте — Евразии, в западной его части. Омывается двумя океанами — Северным ледовитым и Атлантическим, и большим количеством морей. Европейское побережье сильно изрезано, имеет много заливов и полуостровов. Также, к Европе относятся ближайшие к западной части материка острова.
Название и история
Имя Европа можно встретить в древнегреческих мифах. Именно так звали финикийскую принцессу, в которую влюбился сам Зевс, а потом похитил ее. Но откуда же пришло само имя? Что означает «европа»?
Единого мнения нет, есть лишь несколько наиболее распространенных точек зрения:
- По одной версии, слово «европа» состоит из -еври и -опс, что можно перевести как «широкоглазая».
- По второй версии, Европия («заход солнца») переводится как «страна заката».
И та и другая версия очень старые, предложенные еще в античности.
Название Европа в древних греческих книгах отсутствует до конца 6 века до н.э. Впервые оно появляется в трудах Гекатея Милетского в «Описании Земли».
В далеком прошлом греческие географы считали, что Европа является отдельным обособленным континентом, омываемым Эгейским, Черным и Средиземным морями. Но позже, все-таки, убедились в том, что это всего лишь небольшая часть огромного материка, который сейчас мы именуем Евразия.
Материковые границы между Европой и Азией тоже со временем менялись. Так, сначала восточную границу условно проводили по реке Дон. Позже ее «отодвинули» к Уральским горам. Там она сейчас и находится. Иными словами, все территории лежащие западнее Уральских гор — Европа, восточнее — Азия.
Крупнейшие морские порты мира
Порт |
Страна |
Грузооборот (млн.т) |
Сингапур |
Сингапур |
325 |
Роттердам |
320 |
|
Новый Орлеан |
США |
225 |
Шанхай |
Китай |
185 |
Сянган |
Китай |
175 |
Тиба |
Япония |
170 |
Хьюстон |
США |
160 |
Нагоя |
Япония |
155 |
Ульсан |
Р.Корея |
150 |
Антверпен |
130 |
|
Лонг Бич |
США |
125 |
Инчхон |
Р.Корея |
120 |
Пусан |
Р.Корея |
115 |
Иокогама |
Япония |
115 |
Гаосюн |
115 |
|
Лос-Анджелес |
США |
115 |
Гуанчжоу |
Китай |
100 |
Анализ перечня крупнейших портов мира показывает, что значительная часть из них (11 из 17 крупнейших) расположена в Азии. Это говорит о возрастающей роли Азиатско-Тихоокеанского региона в мировом хозяйстве.
Все основные морские порты подразделяются на два типа: универсальные и специализированные. Большая часть портов мира универсального типа. Но наряду с универсальными есть порты, специализированные по вывозу нефти (например, Рас-Таннура, Мина-Эль-Ахмади, Харк, Тампико, Валдиз), руды и угля (Тубаран, Ричардс-Бей, Дулут, Пор-Картье, Порт-Хедлен), зерна, лесоматериалов и других грузов. Специализированные порты распространены в основном в развивающихся странах. Они ориентированы на погрузку товара, являющегося предметом экспорта данной страны.
В структуре мировых морских перевозок в последние десятилетия происходили изменения: до начала энергетического кризиса главной чертой этих изменений было увеличение доли наливных грузов (нефть, нефтепродукты и газ). В связи с кризисом доля их стала снижаться, тогда как доля сухогрузов и генеральных грузов (готовых изделий и полуфабрикатов) возрастает. Хотя необходимо отметить, что в целом объемы морских перевозок, в том числе и нефтепродуктов, растут.
География Западной европы
Западная Европа — регион, включающий в свой состав в в основном государства немцев и кельтов.
Один из самых развитых экономических регионов планеты. Началом формирования Западной Европы считается распад Римской империи, деление ее на Восточную и Западную.
Список стран Западной Европы: Австрия, Бельгия, Андорра, Великобритания, Ирландия, Германия, Лихтенштейн, Монако, Люксембург, Нидерланды, Швейцария и Франция.
Последние заметные изменения карты Западной Европы произошли примерно в 11 веке, не зря эта часть считается «старым светом». Государства Западной Европы делятся на четыре группы (крупные, средние, малые и карликовые государства).
На территории Западной Европы проживает, около 296 миллионов человек. И из них, примерно 20 миллионов иностранных рабочих, Западная Европа — своеобразный иммиграционный очаг мира.
Население Западной Европы принадлежит к индоевропейской языковой семье, романской и германской группе.
Самая большая страна в Западной Европе — Франция, площадь ее равна 549,2 тысяч км2, при этом она же и самая богатая и старинная страна этой части Европы.
Западная Европа — регион, занимающий первое место по размерам мелко хозяйственного и промышленного производства, по экспорту товаров, по запасам золота и валюты, по развитию международного туризма.
Отличительной чертой Западной Европы считается высокий уровень развития процессов интеграции. Развитие Западной Европы, как региона, определяется вкладом всех стран региона, но в основном наиболее развитых — Францией, Германией, и Великобританией.
Культурное достояние Западной Европы, это мировая кладезь необычайно красивых и известных произведений искусства.
В истории Западной Культуры можно проследить немало культурных событий, оставшихся в памяти всего мира, а так же тысячи имен известных художников, музыкантов, скульпторов ассоциируется со странами Западной Европы.
К самым красивейшим городам Западной Европы можно отнести: Париж, Амстердам, Лондон.
Ежегодно они привлекают к себе миллионы любопытных туристов. Туристические доходы западных стран, заполняют большую нишу в бюджете страны.
Франция — одно из самых экономически развитых государств Европы.
Рассмотрим характеристики данной страны:
1) Площадь территории — 551.6 тыс. квадратных километров; столица — Париж; в административном плане страна разделена на 96 департаментов, в т.ч. Париж — на правах отдельного департамента.
2) Экономико-географическое положение: страна находится на западе Европы; граничит с государствами, имеющими достаточный экономический уровень: Испания, Италия, ФРГ, Бельгия, Швейцария и др.
Франция имеет удобное положение по отношению к транспортным магистралям, сухопутные пути густо пронизывают всю территорию Западной Европы.
Огромное значение в устройстве страны играет наличие морской границы (Северное и Средиземное моря, Бискайский залив).
3) Природные условия и ресурсы:
а)
- рельеф: преобладание равнинных территорий, на юго-востоке — горы;
- минеральные ресурсы: ими страна небогата — скромные запасы каменного угля и природного газа, скудные ресурсы нефти, руд цветных и редких металлов, хотя есть крупные запасы железных руд;
б)
- почвы: окультурены, плодородны (бурые лесные, коричневые, серо-коричневые);
- земельные ресурсы: большая часть земель занята под пашни;
в)
- климат: умеренный климатический пояс, средние температуры зимы от 0 до +8 градусов, средние летние температуры +16 — +24 градуса, осадки от 250 до 1000 мм;
- агроклиматические ресурсы: благоприятны для выращивания поздних зерновых, подсолнечника, сахарной свеклы, на юге — маслин и оливок;
г)
- воды: реки — Гаронна, Луара, Рона и др.;
- водные ресурсы.
Воздушное пространство
К специфическому виду транспорта относятся воздушные сообщения. Авиационные перевозки проводятся как внутри стран, так и на международном уровне. Общая протяженность воздушных путей составляет 2330 тыс. км. С каждым годом популярность авиационных доставок увеличивается.
Для работы используются грузовые и пассажирские авиалайнеры. Для этого в Европе построено более 50 аэропортов. Особой популярностью авиационные перелеты стали пользоваться с развитием туризма.
С учетом возрастающего спроса на этот вид транспорта авиационные компании проводят ряд мер. Состоят они в следующем:
- повышение безопасности полетов;
- уменьшение времени полета;
- снижение уровня шума.
Обзор
Политическая география Европы делит континент на более чем 50 суверенных государств и территорий. Эта фрагментация, наряду с возросшим передвижением людей после промышленной революции , привела к высокому уровню сотрудничества между европейскими странами в развитии и обслуживании транспортных сетей. Наднациональные и межправительственные организации, такие как Европейский союз (ЕС), Совет Европы и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе , привели к разработке международных стандартов и соглашений, которые позволяют людям и грузам пересекать границы Европы, в основном с уникальным уровнем свободы и легкости.
<div style = «border: solid transparent; position: absolute; width: 100px; line-height: 0; <div style =» border: solid transparent; position: absolute; width: 100px; line-height: 0;
Грузовые перевозки ЕС в 2016 году
Дорога (51%)
Море (33%)
Железнодорожный транспорт (12%)
Внутренние водные пути (4%)
Воздух (0,1 %%)
Автомобильные, железнодорожные, воздушные и водные перевозки широко распространены и важны в Европе. Европа была местом первых в мире железных и автомобильных дорог, а сейчас здесь расположены одни из самых загруженных портов и аэропортов мира. Шенгенский зона позволяет контролировать бесплатный проезд границы между 26 европейскими странами. Грузовые перевозки имеют высокий уровень интермодальной совместимости, а Европейская экономическая зона позволяет свободно перемещать товары через 30 государств. Из всех тонно-километров, перевезенных в 2016 году, 51% был перевезен автомобильным транспортом, 33% — морем, 12% — железнодорожным транспортом, 4% — внутренним водным транспортом и 0,1% — воздушным транспортом.
Обзор важнейших факторов успеха реализации проектов транспортной инфраструктуры в Европе представлен в отчете за 2017 год.
Крупные порты Зарубежной Европы
Безусловным лидером в числе европейских морских портов является нидерландская рыбная бухта Роттердам. Это главный морской порт Европы, который входит в десятку крупнейших мировых портов.
Роттердам построен на побережье Северного моря в Нидерландах, и свою славу одного из самых загруженных портов в мире заслужил еще в 1962 году. С тех пор он только наращивал мощь, и в настоящее время его грузооборот составляет около 421 млн. тонн в год.
ТОП-4 статьи
которые читают вместе с этой
История этого порта уходит корнями в 14 век, когда он был только основан. Размеры его впечатляют: общая площадь порта составляет 105 кв. км, а в длину он занимает почти 40 км.
Рис. 2. Порт Роттердам.
Благодаря тому, что порт находится в устьях рек Маас и Рейн, его еще часто называют «воротами Европы», поскольку на его территории перерабатывают чуть меньше половины всех грузов, поступающих в эту часть региона. Роттердам обустроен специальными терминалами для приема самых различных грузов: горючих материалов, полезных ископаемых, зерна, контейнеров.
В списке крупных европейских портов есть еще два лидера:
- Гамбург – обслуживает транзитные суда Чехии и Австрии.
- Антверпен – обслуживает Бельгию, а также Германию, Люксембург и северные районы Франции.
Общая характеристика
Западная Европа представляет собой регион, важнейший для функционирования мирового хозяйства. Здесь развиты промышленность, международный туризм. В так называемую «Большую семерку» входят 4 западноевропейские страны:
- Франция;
- Германия;
- Италия;
- Великобритания.
К основным территориальным преимуществам, которые обусловили развитость промышленности Европы, относится выгодное географическое положение. Многие страны имеют выход к морю. Между государствами осуществляется интеграция. На территории проживают квалифицированные рабочие кадры. Кроме того, хороший уровень развития имеет и транспортное сообщение: дороги находятся в хорошем состоянии и охватывают большую часть территории. Западная Европа не уступает США и Японии по особенностям промышленного развития, а лесопереработка, легкая и пищевая промышленности находятся на гораздо более высоком уровне.
Таблица распределения по отраслям
Таблица для 11 класса «Промышленность зарубежной Европы» выглядит следующим образом:
Отрасль | Краткая характеристика | Государства |
Машиностроение | Является ведущей отраслью промышленности. Особенно развито автомобилестроение. | Концерны Рено (Франция), ФИАТ (Италия), Мерседес и Фольксваген (Германия), Вольво (Швеция). |
Химическая | Вторая по значимости отрасль промышленности Европы. | Более всего развита в Германии. Нефтепереработка популярна в Голландии, Чехии, Польше, Венгрии, Словакии. |
Металлургия, топливная энергетика | Включает в себя добычу нефти и природного газа, угля. | Германия, Голландия, Великобритания, Франция. Каменный бурый уголь добывают в Чехии и Польше. Электроэнергетика развивается в Чехии, Германии, Болгарии. Ирландия ориентирована на геотермальную энергию. |
Лесная | Конкретный профиль зависит от сырьевых ресурсов конкретного государства | Финляндия, Швеция. |
Легкая | Именно она стала первым этапом индустриализации Европы, однако постепенно утратила свою значимость. | Бельгия, Великобритания, Франция, Италия (обувь), Португалия (одежда). |
Основное подразделение
Рассматривая географический рисунок расселения и хозяйства зарубежной Европы, следует отметить, что структура сформировалась еще в XIX веке на основании разницы природно-ресурсного потенциала. Сейчас в регионе более сотни промышленных районов и 400 агломераций городов. Те из них, что отличаются промышленным развитием, располагаются в центральной оси развития. Это 8 государств: ФРГ, Швейцария, Бельгия, Франция, Голландия, Италия, Великобритания, Австрия. Стержень оси — линия Рейн-Рона. Население — 120 млн человек.
Промышленные районы Зарубежной Европы можно подразделить на 4 группы:
- Высокоразвитые. Здесь процветают наукоемкое производство, биржи, банковское дело.
- Старопромышленные. Здесь развиты отрасли, сформировавшиеся в начале XIX века. Это ФРГ, Франция, Великобритания, Польша, Чехия.
- Отсталые аграрные. Развито сельское хозяйство. Это итальянский юг, западные районы Франции, части Португалии, Испании, Греции.
- Нового освоения. Север Скандинавии, акватория Северного моря.
Страны Зарубежной Европы
Образована Зарубежная Европа четырьмя десятками стран. На европейском материке есть и другие страны, но они не относятся к Зарубежной Европе, а входят в состав СНГ.
ТОП-4 статьи
которые читают вместе с этой
Среди стран есть республики, княжества, королевства. Каждая из них обладает своими природными ресурсами.
Практически все страны имеют морские границы или находятся на небольшом удалении от моря. Это открывает дополнительные торговые и экономические пути. Страны Зарубежной Европы на карте в большинстве своем имеют маленькие размеры. Особенно это заметно в сравнении с Россией, Китаем, США и Канадой. Однако это не мешает им быть одними из самых высокоразвитых в мире.
Рис. 2. Страны Зарубежной Европы
Практически все население относится к группе индоевропейцев, за исключением эмигрантов из других стран. Большая часть населения проповедует христианство. Европа является одним из самых урбанизированных регионов — это означает, что в городах здесь проживает около 78% всего населения.
В таблице ниже представлены европейские страны и столицы, с указанием количества жителей и площади территории.
Таблица.
Состав Зарубежной Европы.
Страна |
Столица |
Население, млн чел |
Площадь, тыс. кв. км. |
Андорра-ла-Велья |
|||
Брюссель |
|||
Болгария |
|||
Босния и Герцеговина |
|||
Будапешт |
|||
Великобритания |
|||
Германия |
|||
Копенгаген |
|||
Ирландия |
|||
Исландия |
Рейкьявик |
||
Лихтенштейн |
|||
Люксембург |
Люксембург |
||
Македония |
|||
Валлетта |
|||
Нидерланды |
Амстердам |
||
Норвегия |
|||
Португалия |
Лиссабон |
||
Бухарест |
|||
Сан-Марино |
Сан-Марино |
||
Словакия |
Братислава |
||
Словения |
|||
Финляндия |
Хельсинки |
||
Черногория |
Подгорица |
||
Хорватия |
|||
Швейцария |
|||
Стокгольм |
|||
Как видно, географическая картина Зарубежной Европы очень разнообразна. Страны, входящие в ее состав, можно разделить на несколько групп по их расположению.
- Внутриконтинентальные, то есть не имеющие границ с морем. Сюда входит 12 стран. Примеры — Словакия, Венгрия.
- Островными, или полностью расположенными на островах, являются 4 страны. Пример — Великобритания.
- Полуостровные полностью или частично расположены на полуострове. Например, Италия.
Рис. 3. Исландия является одним из островных государств Европы
Наиболее высокоразвитыми в экономическом и техническом плане являются четыре европейские страны — Италия, Великобритания, Германия, Франция. Они входят в состав Большой семерки наряду с Канадой, Японией и США.
Географическое положение
Европа расположена в Северном полушарии, в западной части материка Евразия. В рельефе преобладают равнины. Самыми крупными являются Восточно-Европейская, Среднеевропейская, Средне- и Нижне-Дунайская равнины, а также Парижский бассейн.
Европейские горы, в основном, среднего размера и составляют 17% территории. Основными являются Альпы, Карпаты, Пиренеи, Апеннины, Кавказкие, Уральские, Крымские и Скандинавские горы.
Рис.2. Физическая карта континента
Большинство стран имеет приморское положение. Береговая линия слишком изрезана. Удалённость от моря, в среднем, составляет 300 км. Страны Европы близко расположены друг к другу. В основном границы пролегают не по природным рубежам, либо имеется небольшое расстояние, которое не отражается на транспортных связях. Такое соседское расположение благоприятно влияет на процессы интеграции.
Интеграция привела к созданию в числе 19 государств, которые являются членами ЕЭС, Европейского экономического пространства. В его пределах установлено свободное передвижение товаров, капитала, услуг, людей, создана единая денежная система. Всё это благоприятно влияет на развитие экономики стран.
Континент выгодно расположен и по отношению к остальным мировым регионам, таким как Африка, Азия. Это даёт возможность наладить транспортные связи, торговлю. Богатство природных ресурсов даёт предпосылки для развития отраслей промышленности и хозяйства.
Что мы узнали?
Особенности Зарубежной Европы – под прицелом нашего внимания. После рассмотрения этой темы по географии за 10 класс и 11 класс приходим к следующему выводу: сравнительно небольшая по площади территория на огромном континенте является одной из самых успешных, развитых по качеству жизни населения, по структуре производства, по масштабам экономической деятельности и уровню технологического развития. Способствовало тому множество факторов: географическое положение, благоприятные природные условия, небольшие размеры стран, их близкое соседство и многое другое.
-
Вопрос 1 из 10
Начать тест(новая вкладка)
Лихтенштейн
Лихтенштейн занимает второе место среди стран-малюток по размерам территории. Её общая площадь – 160 кв. км. Форма правления – конституционная монархия. Страна также находится под влиянием своих влиятельных соседей – Швейцарии и Австрии, между которыми она и расположилась. В былые времена основным занятием жителей Лихтенштейна было сельское хозяйство. Положение изменилось после окончания Второй мировой войны: чрезвычайные налоговые льготы превратили аграрное государство в крупнейший офшорный центр. Помимо того, выгодное экономико-географическое положение привело к развитию машиностроения, пищевкусовой, фармацевтической, текстильной, мебельной и керамической отраслей промышленности. А живописные горнолыжные курорты не уступают знаменитым «собратьям» в Австрии и Швейцарии.
Экономическое развитие
Ключевой показатель экономического развития государства считается размер ВВП на душу населения. По этому показателю страны Западной Европы занимают ведущие (со 2 по 44-ю) позиции в мире. Самыми развитыми странами являются «экономические флагманы» Евросоюза — Германия и Франция. Высоким уровнем развития отличается и экономика недавно покинувшей ЕС Великобритании.
Остальные государства западной части региона позиционируются в качестве малых промышленно-развитых стран. Страны бывшего социалистического лагеря, занимающие восточную часть европейского региона, находятся в стадии перехода от планово-централизованной экономической модели к системе рыночного хозяйства. Поэтому показатель ВВП в этих странах значительно (в 2−3 раза) ниже, чем у их западных партнеров по союзу.
Структура и специализация хозяйственной деятельности стран западноевропейского региона также не лишены отличительных черт. В ФРГ доминирует промышленное производство, в экономике Греции, Италии и Португалии преобладает сельскохозяйственная составляющая, а в государствах-карликах вроде Сан-Марино и Монако в приоритете сфера услуг.
Транспортные тенденции
Доля транспортных средств с 1952 по 2016 год показывает первоначальный рост использования автомобилей, который затем достиг пика и начал плавное снижение по мере увеличения использования железных дорог за последние двадцать лет.
С 1952 года (самая ранняя дата, по которой доступны сопоставимые данные) в Соединенном Королевстве наблюдался рост использования автомобилей, что привело к увеличению его доли транспорта , в то время как использование автобусов сократилось, а использование железных дорог росло медленнее. Однако с 1990-х годов железная дорога начала увеличивать свою долю в различных видах транспорта за счет автомобилей, увеличиваясь с 5% до 10% пассажиро-километров. Это совпало с приватизацией British Rail , но ее влияние активно обсуждается .
В 1952 году 27% расстояния было пройдено на машине или такси; из них 42% на автобусах и 18% по железной дороге. Еще 11% — на велосипеде и 3% — на мотоцикле. Расстояние, пройденное по воздуху, было незначительным.
К 2015 году 83% расстояния было пройдено на машине или такси; 5% на автобусе и 10% на железнодорожном транспорте. На воздух, педальный цикл и мотоцикл приходилось примерно по 1% каждый. Что касается пассажиро-километров, немногим более 662 миллиардов было произведено автомобилями, мотоциклами, фургонами и такси, 78 миллиардов — железнодорожным транспортом, 39 миллиардов — автобусом, 5 миллиардов — педальным циклом и 9 миллиардов — внутренними воздушными рейсами.
Пассажирский транспорт в последние годы вырос. Цифры DfT показывают, что общий пассажиропоток внутри Соединенного Королевства вырос с 403 миллиардов пассажиро-километров в 1970 году до 793 миллиардов в 2015 году.
Грузовой транспорт претерпел аналогичные изменения, увеличившись в объеме и переместившись с железных дорог на автомобильные. В 1953 г. было перевезено 89 млрд. Тонно-километров товаров, из которых 42% приходилось на железную дорогу, 36% на автомобильный транспорт и 22% на воду. К 2010 году объем перевозок грузов увеличился более чем вдвое и составил 222 миллиарда тонно-километров, из которых 9% было перевезено по железной дороге, 19% по воде, 5% по трубопроводам и 68% по автомобильным дорогам. Несмотря на рост тонно-километров, экологические внешние затраты на грузовики и грузовики в Великобритании, как сообщается, снизились. В период с 1990 по 2000 год произошел переход к более тяжелым грузовым автомобилям из-за серьезных изменений в транспортной отрасли, включая переход на более крупные сочлененные автомобили. Оборот автопарка, превышающий средний, обеспечил быстрое внедрение новых и более чистых транспортных средств в Великобритании.
Хотя сокращение использования железных дорог привело к сокращению протяженности железнодорожной сети, протяженность дорожной сети не увеличилась пропорционально увеличению использования автомобильных дорог. В то время как железнодорожная сеть сократилась вдвое с 19 471 миль (31 336 км) в 1950 году до 10 014 миль (16 116 км) сегодня, сеть основных дорог увеличилась только с 44 710 миль (71 950 км) в 1951 году до 50 893 миль (81 904 км) в 1990 году, и немного сократилось до 50 265 миль (80 894 км) к 2010 году. В 2008 году Министерство транспорта заявило, что заторы на дорогах являются одной из самых серьезных транспортных проблем, с которыми сталкивается Соединенное Королевство. Согласно подготовленному правительством отчету Эддингтона за 2006 год, узкие места на дорогах находятся в серьезной опасности стать настолько перегруженными, что это может нанести ущерб экономике.
Выбросы парниковых газов
Важнейшей проблемой для транспортного сектора является его вклад в выбросы, связанные с изменением климата. Транспорт стал крупнейшим сектором выбросов парниковых газов в 2016 году. С 1990 года выбросы углекислого газа от транспорта в Великобритании сократились всего на 4% по сравнению с сокращением в целом по экономике на 43%. Выбросы от наземного транспорта составили 22% выбросов углекислого газа в Великобритании в 2019 году, причем более половины из них пришлось на автомобили. Комитет по изменению климата предположил , что транспорт должен будет сократить свои выбросы до нуля смеси сокращения спроса, принятия более эффективных транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания, изменения в режимах , основанных без автомобиля и электрификации флота. Критики полагают, что стремления к сокращению выбросов углерода от транспорта недостаточно и что требуется более радикальный план изменения поведения.