Древний город теотиуакан
Содержание:
Пирамиды и прочие постройки Теотиуакана
Пирамида Луны в Теотиуакане
Памятью из этой эпохи к нам пришли множество построек, разбросанных на огромной территории. Так в центре города находятся две пересекающиеся улицы, ориентированные по сторонам света. В направлении север-юг тянется знаменитая Дорога мертвых Теотиуакана. На ее северном окончании находится храм-пирамида Луны, состоящий из пяти ярусов с плоской вершиной. Основание пирамиды — 150 на 130 метров, высота — 42 метра.
Пирамида Солнца в Теотиуакане
С востока от улицы находится главная достопримечательность — храм Солнца. Ее основание уже 240 на 255 метров, а общая высота доходит до 72 метров. Святилище, находящееся в прежние времена на вершине храма, до нас не дошло. Пирамида Солнца является третьей в мире пирамидой по высоте. Храм Солнца является очень значимым для Мексики, изображается на многих предметах.
Другие сооружения
Вдоль самой улицы находится множество других менее значимых построек. Здесь и храм бога дождя Тлалока, которому особо поклонялись местные жители, Храм земледелия, особо можно выделить Сьюдаделу.
Сьюдадела — огромная платформа длиной 400 метров. С одной из сторон к ней подведена лестница, а в общем плане к ней примыкают четыре меньших платформы, ориентированных согласно сторонам света, на каждой из которых находится по четыре пирамиды. На центральной площади находится храм Кецалькоатля — шестиярусная пирамида, украшенная змеиными головами, являющимися символом Кецалькоатля или Пернатого змея.
Пернатый змей
На западе от Сьюдаделы расположен Большой комплекс — площадь с платформами и зданиями. Исследователи предположили, что Сьюдадела могла выступать центральным дворцом правителя, а Большой комплекс — рынком.
Улицу мертвых почти идеально пересекают другие проспекты, разделяющие город на ровные кварталы, застроенные зданиями и дворцами. Здесь было найдено множество фресок, изображающих помимо божественных персонажей и обычных воинов
Прочие находки также усиливают версию о важном влиянии воинов на жизнь города и их отношении к знати
К богатому району дворцов примыкает район торговцев и ремесленников. Теотиуакан являлся крупным торговым центром. Здесь было найдено более 600 мастерских, производящих все, что можно вообразить для того времени. Конечно же, не весь город относился к мастерам и воинам, основную его массу представляли обычные земледельцы.
Гибель города относят к 450-650 годам нашей эры. Предполагается, что смерть его настигла быстрая, возможно она была связана с нашествием тольтеков. После этого завоевания город погружается в полное забвение, и лишь огромные пирамиды храмового ансамбля Теотиуакана навсегда сохраняют тайну места, где взяли свое начало Солнце и Луна.
Исчезнувшие боги древности
Ацтеки считали Теотиуакан «Городом богов». И не зря! Ведь, их легенды гласят, что это место заселили древние боги, вернувшиеся на землю после Потопа. Здесь, по мнению ацтеков боги возродили солнце и положили начало новой эпохе, названной Эпохой Белого Ягуара. Это – место рождения Пятого Солнца. А значит, земля возрождалась после катастрофы не один раз!
Как бы мифично ни звучали такие рассказы, в пользу древнейшего происхождения Теотиуакана говорят некоторые факты. Например то, что все сооружения города до раскопок были занесены плотным слоем земли. Предположение историков, что комплекс засыпали сами ацтеки звучит весьма сомнительно. К тому же, сооружения построены с астрономической и математической точностью, недоступной древним дикарям. Также интересно, что Дорога Мертвых, длящаяся 3 км, ориентирована на север с погрешностью на 15.5° к востоку. Предположительно, именно так был расположен северный полюс до Потопа, а катаклизм вызвал смещение земной оси. Так что, возможно, Теотиуакан построили деревние “боги” еще до Потопа.
Открытие и интерпретация
В годы, предшествовавшие 1942 году, в комплексе Тепантитла в Теотиуакане была найдена серия фресок . Комплекс Тепантитла предоставил жилье тем, кто, по-видимому, был гражданами с высоким статусом, и его стены (как и большая часть Теотиуакана) украшены ярко раскрашенными фресками. Самые большие фигуры на фресках изображали сложных и богато украшенных божеств или сверхъестественных существ. В 1942 году археолог Альфонсо Касо идентифицировал эти центральные фигуры как теотиуаканский эквивалент Тлалока , мезоамериканского бога дождя и войны. Таков был консенсус в течение 30 лет.
В 1974 году Питер Ферст предположил, что на фресках вместо этого изображено женское божество, и эту интерпретацию поддержала исследовательница Эстер Пазтори . Их анализ фресок был основан на ряде факторов, включая пол сопровождающих фигур, зеленую птицу в головном уборе и пауков, замеченных над фигурой. Пастори пришел к выводу, что эти фигуры олицетворяли богиню растительности и плодородия, которая была предшественницей гораздо более поздней ацтекской богини Шочикецаль . В 1983 году Карл Таубе назвал эту богиню «Теотиуаканской женщиной-пауком». С тех пор стало популярным более нейтральное описание этого божества как «Великой богини».
С тех пор Великая Богиня была идентифицирована в других местах Теотиуакана, помимо Тепантитлы, включая комплекс Тетитла (см. Фото ниже), Дворец Ягуаров и Храм земледелия, а также на переносных предметах искусства, включая сосуды и даже на обратной стороне пиритовое зеркало . Трехметровая блочная статуя (см. Фото ниже), которая раньше находилась у основания пирамиды Луны, как полагают, представляет Великую Богиню, несмотря на отсутствие головного убора с птицами или зубчатой насадки для носа.
Эстер Пазтори предполагает, что Великая Богиня, будучи далекой и амбивалентной материнской фигурой, смогла создать объединяющую структуру для Теотиуакана, которая превзошла разделение внутри города.
Фреска из комплекса Тепантитла, показывающая то, что было идентифицировано как аспект Великой богини Теотиуакана, из репродукции в Национальном музее антропологии в Мехико .
После Теотиуакана
Великая Богиня, по-видимому, свойственна Теотиуакану и не появляется за пределами города, за исключением тех мест, где поселился Теотиуакан. В более поздней культуре тольтеков в долине Мексики очень мало следов Великой Богини , хотя на Стеле 1 было обнаружено изображение богини земли от Шочикалько , современницы тольтеков. В то время как ацтекская богиня Чалчиутликуэ была идентифицирована как преемница Великой богини Теотиуакана, археолог Джанет Катрин Берло предположила, что, по крайней мере, воинственный аспект богини был принят богом-защитником ацтеков — и богом войны — Уицилопочтли . Истребление этого аспекта у Великой Богини было увековечено в мифе Уицилопочтли, убившего свою сестру Койолксауки вскоре после своего рождения.
Берло также видит отголоски Великой Богини в почитании Девы Гваделупской .
Падение Теотиуакана
Еще одной неразгаданной тайной города является его упадок. Теотиуакан оказался заброшенным с 7 века н.э. Значительно позже сюда пришли ацтеки, но нашли только руины некогда великого города.
Историки выдвигают различные теории падения города.
Версии гибели Теотиуакана
Одна из основных теорий рассматривает вторжение враждебных племен и полное истребление населения.
Согласно второй гипотезе, произошло восстание низших слоев против элиты. Город был уничтожен, дома разрушены, захоронения и святилища разграблены.
Но эти версии не находят должного подтверждения, так как археологам не удалось найти следы ни вторжения, ни восстания.
Существует теория, что крах Теотиуакана был вызван уничтожением его сельского хозяйства в результате извержения вулкана Илопанго в Сальвадоре в 535 году.
В любом случае нам остались только руины, среди которых массивными глыбами выделяются самые крупные пирамиды города.
Пирамида и остатки древних строений в Теотиуакане
ЗЕМНОЙ ТЕРМИТНИК
– О каком термитнике ты сейчас упомянул? – посмотрел я на Рада.
– А у тебя цепкий ум, – усмехнулся инопланетянин. – Зришь в корень. Но чтобы посвятить тебя в планы глобализаторов, придётся нам ненадолго отвлечься от темы.
Ты не против?
– Конечно, нет!
– Тогда слушай.
На вашей планете за её долгую геологическую жизнь было не три и не пять, а множество различных цивилизаций. Некоторые цивилизации покинули Землю, некоторые деградировали и выродились. Сейчас речь идёт о последних.
Почему они исчезли?
Какой социальный механизм привёл космических колонистов к гибели?
И есть ли он вообще?
Оказывается, есть. И имя его глобализация. Да-да, глобализация, – кивнул Рад, видя моё удивлённое лицо. – Глобализация по типу общественных насекомых, какую нелюди пытаются раскрутить на вашей планете.
Что она представляет собой?
В основе её лежат рыночные отношения. Суть в том, что рынок – идеальный механизм накопления огромных средств в нескольких планетных сверхбанках. Деньги, как тебе известно, представляют собой энергию – ту, которая движет людьми. Более всего она действует на материализованное сознание.
Так?
Я кивнул.
– Теперь представь, что основная масса ничем не подкреплённых бумажек, которая называется деньгами, благодаря торговле и ростовщичеству сосредоточилась в десяти или тринадцати гигантских планетарных сверхбанках.
– Почему вдруг 13-тринадцати?
– Потому что число 13-тринадцать у вас на Земле считается сатанинским, понятно?
– Не совсем.
– Не перебивай и слушай, до тебя дойдёт, не дурак.
Так вот, если деньги благодаря рыночным отношениям оказались в руках немногих, что из этого следует?
– Обладатели денег начнут диктовать свою волю всему населению планеты.
– Это на первом этапе глобализации… На самом примитивном, когда энергия денежных потоков заставит повиноваться государственные структуры всех стран планеты. Деньгами будут покупаться все, начиная от депутатов, кончая президентами. Вот зачем всему миру навязывается стереотип демократии. Демократическим обществом посредством денег намного проще управлять. Но банковский механизм управления громоздок, без глобального рынка существовать он не в состоянии. Рынок, как ты понимаешь, требует тоже затрат. Не только финансовых, но и интеллектуальных. Естественно, когда политическая власть над планетой окажется в руках банкиров, точнее их хозяев, рыночные отношения последним станут обузой. Законы ссудного процента сделают своё дело: сосредоточат энергию денег в руках горстки немногих.
К чему теперь напрягаться?
Теперь можно привести рыночные отношения в рамки необходимого. Деньги же можно использовать в качестве инструмента для глобальной чипизации земного социума.
Сейчас ты понял, зачем нужны иллюминатам пять уровней рыночных отношений, о которых напишет в своей книге Жак Аттали?
– Чтобы сосредоточить основную часть финансов у одного хозяина.
– Всё верно.
А зачем нужны нелюдям сами деньги, догадываешься?
По всей вероятности, чтобы заставить население планеты воткнуть себе кое-куда чипы. И превратиться в электронных, управляемых дистанционно биороботов.
– Молодец, соображаешь. Вот она, скрытая, невидимая простому человеку основная задача денег. С помощью их энергии нелюди пытаются превратить носителей сознания в тупые управляемые механизмы. Мы, кажется, об этом свойстве денег ещё не говорили.
– Нет, не говорили, – согласился я.
– Их энергия является той переходной силой, которая может заставить человечество принять образ жизни общественных насекомых. В случае с чипизацией – термитов.
– Неужели термиты чипизированы? – удивился я.
– Кто же их так?
Мой вопрос заставил волхва расхохотаться.
– Он опять из себя дурня строит, – посмотрел хранитель на улыбающихся Яруна с Радом. – Как он вас!
А?
– Никого я из себя не строю.
– Ладно, ладно, не строишь, – успокоил меня Ярун.
– Просто мало кто знает, что матка, или царица термитов, управляет термитником телепатическими командами, термиты слепо ей повинуются. В термитнике обладает сознанием только она одна. Все остальные насекомые, по сути, являются биороботами. В земном социуме, если, конечно, затеянная пучеглазыми и их подельниками глобализация победит, роль телепатических сигналов заменит электроника. С одной стороны, внедрённые в тело носителей сознания, связанные с их нервной системой чипы, с другой – мощное компьютерное обеспечение, которое окажется в руках подлинных хозяев вашей планеты.
– Кого ты имеешь в виду?
– Уж, конечно, не иллюминатов и не банкиров. И те, и другие только мыслят себя хозяевами социума. На самом деле они только инструмент для тех сил, которые стоят выше.
Ну что?
Мне кажется, что ты всё понял.
Вам понравится Мексика!
Как это ни странно, но я точно уверен, что Вы захотите поехать в Мексику и, скорей всего, поедете. Мы посетили уже почти 80 стран, но Мексика оставила у нас настолько яркие впечатления, что мы обязательно туда вернемся. Мексика впечатляет и своей историей, уходящей в далёкие времена, и своим климатом, так как находится не далеко от экватора, своей едой -удивительно вкусной и разнообразной. Но самое главное в Мексике, конечно, люди – очень доброжелательные, готовые помочь в любой момент. Благодаря всему этому, Мексика – очень комфортная страна для путешествий.
Кроме того, в Мексику можно найти недорогие билеты, а отели и питание здесь приятно удивят любого путешественника.
Домен
Считается, что Великая Богиня была богиней подземного мира , тьмы, земли, воды, войны и, возможно, даже самого творения. Для древних цивилизаций Мезоамерики ягуар, сова и особенно паук считались созданиями тьмы, часто встречающимися в пещерах и в ночное время. Тот факт, что Великая Богиня часто изображается со всеми этими существами, еще больше подтверждает идею о ее связях с подземным миром.
На многих фресках Великая Богиня изображена на фоне суетящихся паукообразных, на ее одежде или свисающих с ее рук. Ее часто можно увидеть со щитами, украшенными паутиной, что еще раз указывает на ее отношение к войне. Великая Богиня часто изображается в райской обстановке, даря дары. Например, на фреске из Тепантитлы изображена вода, капающая с ее рук, в то время как на картине под ее портретом смертные плавают, играют в мяч и танцуют (см. Фото справа). Эта кажущаяся мягкость контрастирует с более поздними подобными ацтекскими божествами, такими как Чихуакоатль , у которого часто есть воинственный аспект. Этот контраст, по словам Эстер Пазтори , археолога, долгое время изучавшего Теотиуакан, простирается за пределы рассматриваемых богинь и простирается до самой сути культур Теотиуакана и ацтеков: «Хотя я не могу это точно доказать, я чувствую, что целью ацтеков была военная слава. и предотвращение коллапса вселенной, тогда как целью Теотиуакана, кажется, было создание рая на земле ».
Однако это не означает, что у Великой Богини нет ее более жестокого аспекта: один фрагмент фрески, вероятно, из Течинантитлы, показывает ее как большой рот с зубами, обрамленный когтистыми руками.
История
Согласно мифу, это место было выбрано богами для создания центра вселенной. Поселение здесь началось около 500 г. до н.э. как деревня, занимавшаяся изготовлением каменных изделий. Начиная со II века нашей эры, он превратился в политический и религиозный центр, просуществовавший до IX века. Это был крупнейший городской центр, построенный в центральной Мексике до Теночтитлан дальше на юг в 15 веке. Все, что осталось от этого города, — это археологические раскопки, в которых сохранились такие строения, как Пирамиды Солнца и Луны, Храм Кецалькоатль, рынок и множество небольших построек, большинство из которых были правительственными зданиями.
Во время Испанское завоевание, район Теотиуакана почитался ацтеками, но этот статус умер с приходом христианства. Район перешел под контроль Texcoco. Район был переименован в Сан-Хуан-Теотиуакан и был энкомьенда Франсиско де Вердуго Базана к концу 16 века.Вовремя Мексиканская война за независимость здесь не велось сражений, хотя и повстанческие, и роялистские армии в то или иное время проходили через них. Муниципалитет был обложен высокими налогами, чтобы прокормить Мехико в то время, что привело к заброшению многих полей.
Вид на Аллею мертвых и с пирамиды Луны. Современный город на горизонте
В Мексиканская революция в начале 20 века оказал глубокое влияние на муниципалитет, а также на многие другие сельские районы Мексики. Различные фракции, лояльные повстанцам, такие как Эмилиано Сапата, Венустиано Карранса и Альваро Обрегон приходили и уходили, вызывая анархию и нехватку еды. К концу войны в муниципалитете царил повсеместный голод, а поля превратились в руины.
С тех пор большая часть истории муниципалитета связана с археологическими раскопками. Археологические исследования на этом месте начались Леопольдо Батрес еще в 1905 году. Первой была исследована и восстановлена Пирамида Солнца, за ней последовал ряд других религиозных сооружений. В 1962 г. Instituto Nacional de Antropología e Historia (INAH) начал работу на сайте под Игнасио Берналь, который был завершен в 1964 году. В рамках этого проекта были исследованы и восстановлены дворцовый комплекс Кетца-Марипоса, улица Калле-де-лос-Муэртос, Пирамида Луны и завершена работа над Пирамидой Солнца. Также было построено шоссе из Мехико. Сайт был открыт для публики Президентом Адольфо Лопес Матеос.
Сайт был источником дохода для муниципалитета, а также источником споров. INAH разделил большую часть территории на три сектора: A, B и C. A включает Кальсада-де-лос-Муэртос (Аллея мертвых), пирамиды и другие сооружения в пределах того, что обычно считается местом. Секторы B и C представляют собой два периферийных кольца вокруг сектора A. Каждый из этих секторов имеет ограничения на строительство и другие ограничения на землепользование, которые зависят от того, насколько далеко от центра находится данный участок. Эти ограничения вступили в конфликт с проблемами развития.
Bodega Aurrerá Теотиуакана
Самый большой из этих споров произошел в середине 2000-х годов, когда Bodega Aurrerá, дочерняя компания Wal-Mart Мексики, получила разрешение на строительство супермаркета в районе Пурификасьон, который находится в секторе C. Муниципальные власти и INAH выдали разрешения на реализацию проектов с некоторыми ограничениями. Однако активисты, в том числе некоторые известные имена, такие как Хосе Луис Куэвас, Франсиско Толедо, Елена Понятовская и Омеро Ариджис, выступил против присутствия магазина по культурным и экономическим причинам. Однако магазин построен и работает с 2005 года.
В 2008 году епархия Сан-Хуан-Теотиуакан была уполномочена Ватикан. Первый епископ, Гильермо Франсиско Эскобар Галисийский, родился в районе Теотиуакана.
В декабре 2009 года около 300 членов Sindicato Mexicano de Electricistas (SME), национального союза электриков, устроили саботаж на подстанции на 110 км шоссе Теотиуакан-Тулансинго, отключив электричество примерно 45 000 человек в различных муниципалитетах. МСП и федеральное правительство разошлись по поводу приватизации электроэнергии в стране.
Названия города и пирамид Теотиуакана
Вы обратили внимание, что достоверных данных о цивилизации Теотиуакана нет, а названия есть?
Никто не знает, как назывался город, пирамиды и улицы. Все названия пошли от ацтеков, которые нашли город давно покинутым и разрушенным
От местных индейцев до ацтеков дошла легенда, согласно которой здесь родились Боги Солнца и Луны.
Легенда Теотиуакана
Вначале была тьма. Боги собрались на совет и решили осветить мир. Для этого кому-то из них придется принести себя в жертву. Боги готовят большой костер, который горит четыре дня, и возводят платформу высоко над огнем. В назначенный день два избранных бога Тексистекатль и Нанауацин встают на платформу, ожидая момента жертвоприношения. Боги призывают Тексистекатля первым принести себя в жертву. Четыре раза он разбегается для прыжка и четыре раза останавливается на самом краю в нерешительности. С отвращением к трусости Тексистекатля боги призывают Нанауацина, который спокойно идет к краю платформы, закрывает глаза, он прыгает в самый центр огня. Увидев, что Нанауацину хватило мужества, которого ему недоставало, Тексистекатль тоже прыгает в горящий костер.
Сначала ничего не происходит, но в итоге на небе появляются два солнца. Один из богов, злится на Тексистекатля и в гневе бросает ему в лицо кролика, заставляя его потерять свой блеск. Таким образом, Тексистекатль становится Луной, которая теперь никогда не будет ярче Солнца.
На этом легенда не заканчивается. Солнце осталось висеть над Землей неподвижно. Боги поняли, что им всем придется пожертвовать собой ради людей и по очереди бросаются в огонь. Благодаря сильному ветру, который возникает в результате их жертвы, Солнце начинает двигаться по небу, питая землю светом, и не испепеляя её.
Теотиуакан имеет несколько интерпретаций. Название можно перевести с языка индейцев нахуа как «место, где родились Боги» или «место перерождения богов». Есть еще перевод «место для тех, кто прошел путь Бога».
Общие сведения
Современные исследователи считают, что площадь этого древнего поселения составляла 26-28 км², а население — свыше 125 тыс. человек. Это один из самых древних и самый крупный в эпоху своего расцвета индейский город доколумбовой Америки, входивший в шестёрку самых крупных городов мира. Поселение городского типа в этом месте возникло в 3 веке до н. э., но город сформировался ко 2 веку н. э. в результате миграции населения с территорий, пострадавших от извержения вулканов. Основные монументы строились постепенно до 250 года. Упадок города начался в середине 6 века, когда центральная часть города и святыни были разграблены и сожжены. К середине 7 века город был полностью покинут населением.
Название города неизвестно. В текстах майя классического периода он назывался puh — заросли камыша. Однако, это образное выражение для обозначения большого скопления людей использовалось впоследствии разными племенами индейцев для наименования и других крупных городов Мезоамерики. Название Теотиуакан развалинам города дали ацтеки через несколько веков после его исчезновения.
Этнический состав города также определить затруднительно. Известно, что Теотиуакан был многоэтническим городом, а наиболее многочисленные населявшие его племенные группы — науа, отоми и тотонаки. В период расцвета в городе и пригородных селениях жило также большое число мигрантов (квалифицированных и не квалифицированных рабочих) из самых разных, близких и весьма отдалённых регионов Мезоамерики.
История
Теотиуакан стал региональным центром во II в. н. э. в результате того, что город Теопанкаско и прежний центр Куикуилько были заброшены после извержения вулкана, а их жители переселились в Теотиуакан. Вскоре стал крупнейшим городом и экономическим центром Мезоамерики с населением более 125 тысяч человек
Правильная сеть улиц, пересекающихся под прямым углом с центральным проспектом города, свидетельствует о том, что Теотиуакан развивался по тщательно продуманному плану. Вокруг центра находились близко расположенные друг к другу глинобитные жилища[источник не указан 1208 дней] простых горожан, образующие отдельные городские кварталы, с узкими улицами и глухими стенами домов. Дома были в основном одноэтажными, с плоскими крышами и без окон. Единственным источником воздуха и света служили двери, обязательно выходившие во внутренний открытый дворик. В городе имелись и многоэтажные здания.
В эпоху своего наивысшего расцвета (250—600 гг. н. э.) Теотиуакан оказывал значительное культурное влияние на многие области Мезоамерики. Теотиуаканские глиняные сосуды и статуэтки встречаются от северных районов Мексики до гор Гватемалы и от Тихоокеанского побережья до Мексиканского залива. В эпоху расцвета своего могущества Теотиуакан контролировал центральные нагорья Мексики и поддерживал контакты с центрами соседних цивилизаций — Монте-Альбаном и городами-государствами майя (Тикаль).
В период своего расцвета это был город с четко организованным укладом, во главе которого стояла многоэтническая корпоративная элита, контролировавшая в первую очередь импорт сырьевых товаров. Священнослужители, обладавшие познаниями в астрономии, следили за общественной жизнью и осуществляли жёсткий социальный контроль в том числе с помощью человеческих жертвоприношений. Религия глубоко проникала в жизнь каждой семьи. Домашние алтари были обнаружены даже в самых бедных домах. Искусство и мифология Теотиуакана, отразившие богатый духовный мир своих создателей, были сконцентрированы вокруг пантеона божеств. Важнейшее место в мифологии занимал Кетцалькоатль, бог с телом змеи, покрытым птичьими перьями. Обитатели города поклонялись ему как верховному божеству природы. Позднее у ацтеков Пернатый змей — Кетцалькоатль стал покровителем культуры, его часто отождествляли с планетой Венера.
Развитие цивилизации Теотиуакана по времени совпадает с расцветом Древнего Рима, но история месоамериканского города оказалась более продолжительной. Город был основным объектом паломничества. Путешествующие по долине Мехико посещали Теотиуакан, чтобы заключить торговые сделки, найти работу или поклониться религиозным святыням. Тысячи предгорных деревень в определённые дни оставались практически пустыми, а их жители устремлялись на площади Теотиуакана, чтобы принять участие в религиозных церемониях и мистических праздниках, призванных обеспечить будущее процветание города и всех обитателей долины.
Монументы Теотиуакана
Пирамида Солнца
Пирамида Солнца является самым большим сооружением в Теотиуакане и вторым по величине во всей Мексике, уступая только Великой пирамиде Чолулы. Она поднимается до 65 метров в высоту, имеет 365 ступеней, стоит на почти квадратной основе (размером 222 на 225 м) и ориентирована входом на запад. Хотя считается, что на самом верху существовал ещё какой-то храм, сегодня верхняя поверхность структуры пуста, открывая впечатляющий обзор на 360 градусов.
Почти через 2000 лет после постройки, пирамида Солнца остается загадкой. Никто точно не знает, ни с какой целью её возвели, ни даже каково её первоначальное имя.
Когда Ацтеки прибыли в Теотиуакан, они увидели только заброшенное место. Они считали, что в этом городе было создано Пятое Солнце, или наш современный мир, как мы его знаем сегодня, и в ознаменование этого факта они дали двум самым крупным пирамидам имена Солнца и Луны.
Как и другие древние памятники, такие как Гёбекли Тепе, Ольмекские головы или статуи Рапа Нуи, Пирамида Солнца была намеренно покрыта землей, по-видимому, ещё до того, как ее окончательно покинули. И долгие столетия после этого она была скрыта под кучей песка и деревьев.
Вся поверхность пирамиды была покрыта слоем почвы и камней толщиной более четырёх метров. Раскопки, которые начались в 1905 году и продолжились пять лет, потребовали удаления тысяч тонн этой земли. Согласно летописцам того периода, с которыми беседовал археолог Рубен Кабрера, во время первых официальных раскопок пирамида выглядела просто как огромный холм.
В те времена, на заре XX века, в качестве символа как часть празднования столетия независимости Мексики, президент Порфирио Диас поручил археологу Леопольдо Батресу отчистить большую пирамиду. Этот археолог из-за спешки и личных амбиций решил использовать динамит, чтобы убрать всю землю, которая скрывала строение. Из-за динамита, некоторые структуры пирамиды деформировались и при восстановлении получили поворот на 10 градусов по своей оси. Кроме того, Батрес имел собственную идею прикрепления каменной лестницы к пирамиде, чтобы президент Порфирио Диас мог подняться и проверить ход «восстановления».
Другой неудачный факт заключался в том, что из-за взрывов и алчности археолога слой слюды, покрывающий вершину пирамиды, был демонтирован и продан. Слюда — это минерал из группы силикатов, состоящий из очень ярких, эластичных и чрезвычайно тонких хлопьев, очень устойчивых к электричеству и прохождению нейтронов, что делает этот материал мощным электрическим изолятором. Странная вещь заключается в том, что слюда может быть найдена только в Бразилии, и этот материал никогда не был найден ни в одном другом археологическом месте Месоамерики.
Главные достопримечательности древнего города Теотиуакан
Дорога мертвых:
Дорога, длина которой составляет 2 километра, проходит по участку от Пирамиды Луны до цитадели и далее на юг еще примерно на 3 километра. По всей своей протяженности она не раз прерывается: сначала Цитаделью, затем Большим Ансамблем (местом, где располагался городской рынок). Здания, расположенные вдоль Дороги Мертвых на протяжении 2 километров, имеют очень похожий и типичный для Теотиукана архитектурный стиль, несмотря на то, что каждое из них имеет свои особенности.
Пирамида солнца:
Ее раскопки, как и последующая реконструкция, проводились в начале XX века без должной компетентности. Очень многое было безвозвратно разрушено.
Сегодня высота пирамиды составляет 65 метров, а в древние времена она была еще больше. В основании мексиканской пирамиды Солнца — 225 метров, ее высота — 65 метров. Первоначально пирамида состояла из 4 ярусов на квадратном основании со сторонами в 200 м. В древности на ее вершине располагался храм, в котором находился каменный идол, уничтоженный во время Конкисты.
При строительстве в нее было уложено 765 000 кубометров строительного материала (земли и камней, а также адобов — высушенного на солнце кирпича-сырца). Выше и величественней пирамиды Солнца только пирамида Хеопса в Египте. Она поражает ювелирной точностью расчетов при строительстве. Судя по всему, пирамида завершалась плоской крышей, на которой стоял храм.
Никто не знает истинного назначения пирамиды Солнца, но поскольку она расположилась вдоль оси восток-запад, пути следования солнца по небу, считалось, что она символизирует центр Вселенной: ее четыре угла указывают на четыре основные стороны света, а вершина — центр бытия.
Храм Солнца, главного божества далеких предков Риго, был самым почитаемым. Не зря к нему вели сохранившиеся до наших дней 242 ступени, истершиеся до лунок, очень высокие и узкие, на которых едва умещается человеческая стопа. Подняться к вершине пирамиды нелегко. Впрочем, разве должен быть легким путь к общению с богами? Своим фасадом пирамида Солнца смотрит строго на восток, на главную, согласно мифологии древних обитателей Мексики, сторону света. Туда, где зарождается яркое светило.
Сердцевина пирамиды заполнена камнями и землей, а снаружи сооружение облицовано тесаными каменными глыбами. Храм на вершине пирамиды был центром не только Теотиуакана, но и всей Вселенной. Так считали жрецы, которые в городе с населением более 200 тысяч человек были главными правителями, ведавшими не только вопросами религии, но и политики, и науки. Им подчинялась огромная плодородная территория.
Пирамида Луны:
Не меньше, чем огненному ягуару — богу Солнца — поклонялись жители Города Богов богине ночи Луне. Ей они посвятили особый храм, который находился на вершине второй по величине пирамиды Теотиуакана — пирамиды Луны. Она не так высока, как пирамида Солнца — всего 42 метра высотой и около 150 метров в основании. Но возведена так хитроумно, что взгляд современника воспринимает пирамиду Луны по мере приближения к ней куда большей, чем она есть на самом деле. Ступени, ведущие к вершине, здесь еще круче и уже, чем на пирамиде Солнца. И поэтому, находясь на самом верху и глядя вниз, не видишь, куда спускается лестница, и кажется, что ведет она «в никуда».
Поднявшись на Пирамиду Луны, составляющую крайнюю северную точку огромного проспекта Мертвых, можно увидеть перед собой центральную ось города и восторгаться его планировкой. Непосредственно напротив пирамиды находится большая площадь, очерченная тремя пирамидами с каждой стороны.