Интересные факты о казанском соборе в санкт-петербурге
Содержание:
История создания шедевра
Казанский собор появился не на пустом месте. Его история неразрывно связана с появлением на Руси чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, явленной народу в 1579 году в Казани при загадочных обстоятельствах.
Казанское чудо
В далекие времена правления Иоанна Грозного в России произошло событие, ставшее знаковым для развития русского государства. Шел 1579 год, в Казани только что отшумел невероятной силы пожар, спаливший Казанский кремль.
Он начался возле церкви святого Николая и многие тогда усомнились в христианской вере, считая пожар наказанием за взятие города и завоевание оплота ислама — Казанского ханства.
Через несколько дней после пожара дочке стрельца Даниила Онучина Матрене приснился дивный сон.
Указав точное место, она озарила всю комнату прекрасным сиянием и разбудила девочку. Сначала родители не поверили Матреше, но на вторую и третью ночи сон повторился.
Всей семьей они отправились на указанное место и — о, чудо. На глубине метра в земле под обломками пожарища они обнаружили икону Пресвятой Богородицы. Это действительно было чудом, что христианская святыня осталась невредимой в самом центре исламского ханства.
Чудодейственная икона, защитница земель русских
Эта благая весть птицей разнеслась по городу, и все священники поспешили к дивному месту. Архиепископ Иеремия торжественно принял образ и перенес его в церковь святого Николая. Отслужили благодарственный молебен и крестным ходом перенесли святыню в первый православный храм Казани — Благовещенский собор.
В процессе крестного хода по многочисленным исцелениям среди простого народа сразу стало понятно, что икона чудотворная. Сомневающиеся в вере Христа первые падали на колени и просили у образа защиты и спасения.
По своему типу икона Пресвятой Богородицы является иконой Одигитрия — Защитницы и Путеводительницы. Она не раз спасала российское государство в знаковые моменты истории страны. Находилась она в Теремном Казанском соборе в Москве и с нее делали копии — так называемые списки, имеющие ту же чудодейственную силу.
Один из таких списков образа Пресвятой Богородицы появился в петровские времена в Санкт-Петербурге.
Появление образа в городе на Неве
Петр I, несмотря на широту взглядов, был глубоко религиозным человеком и слова «народная святыня» были для него не пустым звуком. Именно поэтому в 1708 году он приказал привезти в Санкт-Петербург список с образа Казанской Пресвятой Богородицы для защиты города и прославления христианской веры.
Первоначально святыня находилась в деревянной часовне на Посадской улице и затем в Троицком храме на Троицкой площади. В 1730 году высочайшим повелением было приказано строить церковь из камня во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
В 1733 году по проекту зодчего М. Г. Земцова на углу Невской «першпективы» и речки Кривуши началось возведение новой обители. Она была построена к лету 1737 года, и 2 июля этого же года икона Казанской Девы Марии была перенесена в новую церковь.
Храм-памятник
Михаила Кутузова проводили в последний путь и похоронили в храме. На основании изображения архитектора Воронихина сделали перегородку, которая отделяла место захоронения великого князя от мраморной плиты, расположенной выше.
Казанский собор в Санкт-Петербурге хранит свыше 100 флагов и знамен уничтоженных боевых подразделений Франции, более 90 ключей от оборонительных пунктов, которые захвачены российскими войсками.
В 1837 г., празднуя победу над Наполеоном, возле Казанского собора состоялось официальное открытие памятников знаменитым русским военачальникам: М. Барклаю-де-Толли и М. Кутузову. Известный архитектор В. Стасов стал автором идеи, а образа главнокомандующих изготовил скульптор Б. Орловский.
Памятники напоминали об огромной значимости храма. Они увековечили героические поступки русской армии на благо Родины. Недалеко от царского места во второй половине 19 столетия под стеклом находилось письменное обращение высшего органа церковной власти русской православной церкви о гибели Александра II. Рядом висело послание о Священном союзе.
Настоятели
С открытия Казанского собора здесь служили следующие настоятели:
- Сырохнов Иоанн: с 1811 по 1814 г.г. На место настоятеля назначен в конце 1810 г. О его биографии практически ничего неизвестно. Только то, что после обучения в духовной семинарии Пскова он более 10 лет нес службу в Никольском храме Витебска. Имел жену и 4 детей. О том, когда и где похоронен, неизвестно.
- Бедринский Иоанн: 1814-1831 г.г. Привел строительные счета собора в порядок. В это время в Санкт-Петербурге началось большое наводнение, в результате чего пришлось восстанавливать церковь. Во время его настоятельства осуществлен обряд отпевания графа М. Милорадовича и Александра I.
- Мысловский Петр: 1831-1846 г.г. В период служения настоятеля поставлены памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли, проведено восстановление храма.
- Никольский Тимофей: с 1846 до 1848 г.г. За время его настоятельства в соборе проведено несколько епископских посвящений, а также вымыта алтарная перегородка храма, которая потемнела.
- Райковский Андрей: 1848-1860 г.г. Во время его служения введен новый крестный ход, как напоминание о холере, которая погубила большое количество жителей.
- Дебольский Григорий: с 1860 по 1881 г.г. За годы настоятельства в храме проводился капитальный ремонт и реставрация, отпраздновали 50-летие собора, поменяли старые рамы, произвели реставрацию живописи на стенах.
- Булгаков Александр: 1881-1883 г.г. Во время его работы обновлены накладные украшения ни иконе, запущен процесс отделки престола серебром для его гармонии с иконостасом.
- Лебедев Александр: 1883-1898 г.г. Благодаря ему было отремонтировано сооружение для подвешивания колоколов (звонница), конюшни и каретные сараи подверглись перестройке. При нем повешены новые люстры, иконы помещены под стекло, чтоб на них не скапливалась пыль. Куплено помещение, из которого сделали приют для пожилых людей, детей и женщин в беспомощном состоянии.
- Мегорский Евграф: 1898-1904 г.г. Во время его настоятельства крыша храма подверглась ремонту, собор оснащен электроэнергией. Протоиерей организовал церковно-школьный праздник.
- Мегорский Димитрий: 1904-1909 г.г. Больше всего его волновало церковное хозяйство храма. Ввел собственную структуру финансирования, привел общественные дела в надлежащий вид.
- Сосняков Николай: с 1909 по 1913 г.г. В период его настоятельства отметили 100 лет со дня открытия собора. Он полностью занимался подготовительными работами к юбилею. Храм при нем подвергся основательному ремонту. Священник также подготовил все необходимое, чтобы отметить 300-й юбилей царствования династии Романовых.
- Головин Николай: 1913 г. Основной задачей настоятеля было введение нищего населения в церковь и наставление малоимущих на путь истинный.
- Орнатский Философ: 1913-1918 г.г. Он был настоящим патриотом Родины, помогал армии, организовал материальную помощь русским войскам, обеспечение теплыми вещами, помощь членам семьи раненых солдат.
- Маренин Василий: 1918-1920 г.г. По случаю празднования 100-летия собора произносил торжественную речь. К моменту назначения настоятелем батюшка страдал от различных недугов, к тому же находился в преклонном возрасте. Поэтому было решено дать ему в помощь Н.К. Либина. Отец Василий создал новый придел, который освятил отец Вениамин в 1921 г.
- Чуков Николай: 1920-1923 г.г. Его назначили настоятелем в конце 1920 г., а в мае 1922 г. арестовали с назначением строго наказания и конфискацией имущества. Однако расстрел было решено заменить лишением свободы сроком на 5 лет. В 1923 г. отца Николая освободили из-под стражи.
- Игумен Сергий: 1991-1996 г.г. После длительного перерыва собор снова начал свою работу под его настоятельством.
- Красноцветов Павел: с 1996 г. до нашего времени. Провел процедуру освящения церкви в полной степени. Возобновились богослужения на регулярной основе. Восстановлены приделы церкви, иконостас. Реставрационные работы проводятся до сих пор.
Интерьеры собора
По своему виду внутреннее пространство обители напоминает скорее дворцовые залы, нежели интерьеры религиозных сооружений. Интерьер поражает своим великолепием и разнообразной отделкой. Впечатляют 56 колонн из розового финского камня с позолоченными капителями.
Расположение колонн в четыре ряда делит пространство на три нефа, из которых центральный шире боковых в 4 раза.
Отделка потолка живописными розетками из французского алебастра, пол, выложенный серым рускеальским и розовым белгородским мрамором, и роспись стен создают светский жизнерадостный интерьер.
Волнующий свет, льющийся из 16 окон, расположенных по периметру барабана купола создает оптический эффект, когда возникает ощущение, что купол буквально парит в воздухе. Живопись, скульптурные композиции и лепные элементы придают интерьеру необыкновенную выразительность.
Интерьер собора еще называют энциклопедией камня из-за широкого использования редких и полудрагоценных минералов. Алтайские порфиры и эстонские доломиты, шошкинский кварцит и яшма придают интерьеру исключительную художественную и эстетическую ценность.
Интерьер Казанского собора
Внутри собор имеет форму римской базилики, разделенной рядами гранитных монолитных колонн с капителями, коринфского ордера на три нефа (коридора).
Центральный неф в четыре раза шире боковых и перекрыт полуцилиндрическим сводом. Боковые нефы перекрыты прямоугольными кессонами.
Пол собора мозаичный. Выложен серым и розовым карельским мрамором.
Полы и ступени алтаря и амвона, основание царского места и кафедра облицованы малиновым шокшинским кварцитом (порфиром).
Неотъемлемой частью интерьера петербургского Казанского собора является живопись.
Иконостас собора был расписан лучшими художниками конца 18 — начала 20 веков. К. Брюллов, Бруни, Басин, Шебуев, Боровиковский, Угрюмов, Бессонов и другие расписывали иконостас собора, его стены и подкупольные столбы — пилоны.
Наиболее примечательной живописной работой в соборе является запрестольный образ «Взятие Богородицы на небо» работы К.П. Брюллова.
Главной святыней собора является чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, список (копия) с чудотворной иконы, обретённой в Казани в 1579 году. Хотя икона в петербургском соборе и копия, но она, как и сама изначальная икона, признана чудотворной.
Казанскую икону, принадлежавшую царице Парасковии Федоровне, родственнице Петра, в Санкт-Петербург привезли при Петре I. Согласно исследованиям она была списком с изначального казанского прототипа. После длительного нахождения в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, икона была помещена в новом Казанском кафедральном, который был возведен для неё. Казанская икона стала одной из главных православных святынь Санкт-Петербурга.
После закрытия Казанского собора в 1932 году икону удалось спасти — её перенесли в Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне в Петербурге. В августе 2002 года икону Казанской Божьей Матери вернули в собор и установили по правую сторону от Царских Врат воссозданного иконостаса.
Внутри, как и снаружи, Казанский кафедральный собор богато украшен скульптурой.
Рельефные скульптурные работы и внутри и снаружи созданы скульпторами Гордеевым, Рашеттом, Прокофьевым и другими.
Потолок собора украшен имитирующими живопись розетками в виде стилизованного цветка из французского алебастра.
Купол собора, вид изнутри.
Придел Святых Антония и Феодосия Киево-Печерских.
В северо-восточной части собора, напротив придела святых Антония и Феодосия Киево-Печерских, погребен М.И. Кутузов.
Над могилой возведена бронзовая ограда, созданная по проекту А.Н. Воронихина. Над памятной плитой из красного мрамора установлена икона Смоленской Божией Матери и укреплен герб Светлейшего князя Смоленского.
На стене над могилой укреплена картина художника Алексеева «Чудо от Казанской иконы Божией Матери в Москве». На картине изображено событие из истории российской воинской славы — освобождение Москвы ополчением под руководством К. Минина и князя Д. Пожарского в октябре 1612 года с Казанской иконой Божией Матери.
После успешного освобождения русскими войсками под командованием М.Б. Барклая де Толли Западной Европы от Наполеона в собор начали поступать ключи от французских крепостей, взятых русскими войсками. 97 ключей было размещено на стенах собора. Большинство из ключей сейчас находятся в Москве. 6 связок расположены над могилой М.И. Кутузова в петербургском Казанском кафедральном соборе.
У выхода из собора, по обеим сторонам от северной двери, размещены памятные доски в честь императоров — начало (основание) и окончание строительства собора: «Соизволеніемъ ПАВЛА I-го начата 1801» и «Попеченіемъ АЛЕКСАНДРА I-го кончана 1811».
Внешний облик храма
Казанский собор напоминает резиденцию папы Римского, от которой отличается величавостью, великолепием, необыкновенной красотой и самобытностью.
Здание построено в форме четырехконечного латинского креста, в средокрестии – купол, вдоль барабана которого 16 круглых окон.
Купол поддерживают 4 монолитных пилона. Собор скрывается за колоннадой, состоящей из 96 колонн, расположенных полукругом, над которыми на высоте 72 м возвышается купол. Каждая колонна высотой 14 м весит 28 тонн.
В основании здания – высокий цоколь из крупных монолитов серого гранита. На фасаде – шестиколонные портики с барельефом «Всевидящее око», украшенные треугольными фронтонами. Длина Казанского собора 72,5, ширина – 56,7 метров. В западной части колоннады – звонница, колокольня в соборе не построена. В храме 4 придела. В 1900 году перед Казанским собором разбили сквер, поставив завершающий штрих к облику.
Снаружи храм облицован пудостским камнем, на главном фасаде – статуи ангелов. Северный фасад украшают 4 бронзовые скульптуры: князь Владимир, Иоанн Креститель, Владимир Первозванный и Александр Невский, щит которого опирается на меч со львом – символом Швеции. Здесь же – барельеф с изображением сцен из жизни Божьей Матери.
На парадной Казанской площади – два памятника русским полководцам: фельдмаршалу Кутузову и Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли, военному министру Российской империи. Полководцев отлили в полный рост с плащами на плечах. Кутузов подает сигнал войскам к наступлению, Барклай-де-Толли стоит в ожидании.
Как добраться до Казанского кафедрального собора
Одна из главных достопримечательностей располагается на главной городской магистрали Санкт-Петербурга — Невском проспекте. Добраться до Казанской церкви можно несколькими способами.
Точный адрес: Санкт-Петербург, Центральный район, Невский проспект, 25.
- Вариант 1
Пешком:600 метров.
Метро:от станции Маяковская по зеленой ветке 3 до станции Гостиный двор (3 мин.).
Пешком:600 метров.
- Вариант 2
Пешком:400 метров.
Автобус:от остановки Площадь Восстания на автобусе №1, 3, 7, 22, 24, 27 или 191 до остановки Невский Проспект (4 мин.).
Пешком:240 метров.
Как добраться от Московского вокзала:
Легенда об обретении святыни и факты из истории
Икона, в честь которой освятили Казанский собор, была найдена в Казани в 1579 году. В те далекие времена вспыхнул сильнейший пожар, из-за которого город едва не сгорел дотла. Больше всего от пламени пострадал дом купца Онучина. Предание гласит, что купеческой дочке Матрене в сновидении явилась Пресвятая Божия Матерь, которая открыла девочке, что под развалинами дома спрятан чудотворный образ. Матрена сама отыскала икону, которая оказалась нетронута пожаром и выглядела словно только что созданная. В скором времени люди убедились в ее чудесных свойствах. В Казанском соборе хранится список великой иконы.
На месте Казанского собора в 18 веке располагался другой храм — каменная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы с высокой многоярусной колокольней. Ее также называли Казанской церковью по имени находившегося там образа Казанской иконы Божией Матери, списка великой иконы. Позже храму присвоили более высокий статус – собора.
Когда здание храма стало ветхим, было решено возвести новый собор. Павел I рассмотрел несколько проектов нового храма, однако все предложенные варианты были им отвергнуты. Вскоре императору представили проект архитектора А.Н. Воронина, который и получил высочайшее одобрение.
Собор строился целое десятилетие. В 1811 году он был освящен. Для современников Казанский собор являлся великим символом победы России над наполеоновскими войсками. В храм привезли знаменитые воинские трофеи, полученные нашими войсками на поле сражения: знамена армии наполеоновских войск, ключи от разных городов, признавших свое поражение, жезл, принадлежащий французскому маршалу. После торжественного богослужения из Казанского собора направился в армию главнокомандующий М.И. Кутузов, а летом 1813 года сюда доставили прах величайшего полководца. Спустя два десятилетия у собора воздвигнуты монументы фельдмаршалам М.И. Кутузову и Барклаю-де-Толли.
Конкурс проектов нового собора.
В ноябре 1800 года Павел I повелел воздвигнуть вместо церкви Рождества Богородицы соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Этому решению предшествовал конкурс на лучший проект нового храма, проведенный в 1799 г. В этом конкурсе участвовали: выдающийся зодчий строгого классицизма Чарльз Камерон, только что прибывший в Россию архитектор Жан Тома де Томон и живописец-декоратор, мастер паркостроения, Пьетро Гонзаго. Однако ни одному из конкурсантов не удалось найти решения, которое бы удовлетворило требованию монарха включить в проект колоннаду, подобную римской. Более всех проектов Павлу понравился проект Ч.Камерона, который задумал охватить невысокими колоннадами площадь перед западным фасадом собора без выхода на Невский проспект. В ноябре 1800 года Павел предписывает петербургскому губернатору фон Палену: «Я поручил архитектору Камерону составить проект Казанской церкви в Петербурге. Уведомляю Вас о сем для того, чтобы вы оказали ему содействие, сделав распоряжение. Благосклонный к Вам Павел». Однако вскоре произошел неожиданный поворот. 14 ноября того же года император утвердил другой проект Казанского собора, составленный малоизвестным русским зодчим А.Н.Воронихиным. Бывший крепостной графа А.С.Строганова в 1797 г. получил от Академии художеств звание академика перспективной и миниатюрной живописи и только в 1800 г., по представлению президента Академии Строганова, — звание архитектора. Не исключено, что в выборе Павла I между проектами Камерона и Воронихина сказывалась его неприязнь к Камерону, пользовавшемуся благосклонностью Екатерины II. В то же время император считался с мнением графа Строганова, который сыграл решающую роль в утверждении проекта Воронихина. После долгих творческих поисков, Воронихин находит оригинальное решение. Проект Воронихина действительно очень напоминает собор святого Петра в Риме. Однако колоннады римского храма, пристроенные Бернини через сто лет после долголетнего строительства собора святого Петра, играют вспомогательную роль, лишь формируя площадь перед собором. А колоннады Воронихина органически связаны с массивом собора и включают собор в ансамбль Невского проспекта. Купол более стройный и легкий, чем купол собора святого Петра, и во многом напоминает купол парижского Дома инвалидов или церкви св.Женевьевы (Пантеон). Кроме того, колоннады Казанского собора скрывают определенную асимметрию храма. По православной традиции главным входом в собор является западный, напротив которого, с восточной стороны, размещается алтарь. Поэтому у Казанского собора, представлявшего в плане латинский (вытянутый) крест, основной вход ориентирован не на Невский проспект — парадную коммуникацию города, а на узкую Большую Мещанскую улицу. Купол же расположен не в центре храма, а значительно сдвинут от него в сторону востока. Эта асимметрия скрыта колоннадами. Само здание собора скрывается за ними. Виден только купол, находящийся между двумя крылами колоннады, создающих зрительную иллюзию его центрального положения в самом здании. По проекту предполагалось возведение двух колоннад — с северной и с южной стороны храма и создание вокруг храма трех площадей — с северной, южной и западной сторон. Колоннады завершаются боковыми порталами — проездами со стороны набережной Екатерининского канала и Большой Мещанской улиц. В связи с начавшимся строительством была реконструирована вся прилегающая территория. Собор возводился южнее церкви Рождества Богородицы, которая оставалась на месте до конца строительства собора. Работы развернулись 22 ноября 1800 г., через восемь дней после утверждения проекта Воронихина. Павел I приказал: «Для построения Казанской церкви по конформированному нами плану повелеваем составить особую комиссию, в которой присутствовать президенту Академии художеств, действительному тайному советнику графу Строганову, генералу от инфантерии и генерал-прокурору Обольянинову, тайному советнику Чекалевскому, а производить строение архитектору Воронихину». К январю 1801 года была составлена расходная смета и определены сроки строительства. Комиссия определила расходную смету в сумме 2 843 434 руб. и, подчиняясь повелению Императора, обязалась построить собор в три года. Павел собственноручно определил жалование архитектору три тысячи рублей в год. Сумма по тем времена большая, учитывая, что рабочий каменщик получал не более трехсот рублей в год.
Внутреннее убранство храма. Иконы
Для внутренней отделки Воронихин выбрал мрамор, гранит, порфир, яшму. Мраморные плиты разных расцветок на полу выложены в виде затейливых орнаментов. Красота камня оттеняется восхитительной люстрой, деталями из золота и других драгоценных металлов.
Первый иконостас, изготовленный по проекту Воронихина, мы уже не увидим. Он украшал храм до 1936 года, а потом городу преподнесли великолепный серебряный иконостас с чеканкой – трофей донских казаков в войне 1812 года.
Здесь есть иконы кисти лучших мастеров:
- Кипренского
- Угрюмова
- Боровиковского
В конце XX века справедливость восторжествовала, собор вернули епархии, там стали проводиться богослужения, совершаться религиозные таинства. Через некоторое время вернулась сюда и икона Казанской Богородицы. Прихожане получили возможность помолиться перед чудотворным образом.
Сквер как преграда демонстрантам
Власти, не способные противостоять демонстрантам, решили превратить площадь пред храмом в сквер. Начиная с 1880 года, разрабатывались разные проекты. Но по всевозможным причинам разбивка сквера откладывалась. Так, в 1881 году городской садовник Визе представил 4 проекта обустройства сквера с фонтанами, клумбами и дорожками.
Ограждения, которые планировали установить на площади, якобы в декоративных целях, не позволяли бы политической аудитории использовать пространство для митингов. Но ничего из предложенного Визе не получило одобрение со стороны властей.
Через год архитектор Бенуа продвигал свой проект с древесными посадками вокруг памятников Кутузову и Барклаю-де-Толли. И этот план не нашел ответа. В 1880-е годы были установлены чугунные тумбы с железными цепями, появились новые фонари и скамейки. Последние скоро убрали, в 1889-м возвратили, в 1901-м они бесследно исчезли.
Петербургский голова Клейгельс хотел внести свою лепту, и в 1898 году предложил устроить цветник с фонтаном у собора. Государь одобрил, но проект так и остался на бумаге.
В конце XIX века был проведен конкурс, специальной комиссией было рассмотрено с десяток стоящих планов. Три плана были удостоены медалями: золотой — садовника Рудольфа Францевича Катцера, малой золотой — городского садовника Визе, большой серебряной — садового инженера Эккерта.
Сразу началась закладка сквера по проекту Катцера. В первый год XX века на площади появилась беседка, были высажены свыше половины тысячи многолетних растений. Газоны были ограждены от многолюдного Невского тротуарами, выложенными из плит, а также чугунными колоннами с цепями. Спустя шесть лет беседку сменил цветник.
Несмотря на предпринятые властями меры, Казанская площадь все равно привлекала революционно настроенное общество, что пагубно сказывалось на состоянии цветников и газонов. После Октябрьской революции они пришли в негодность. Неоднократно при советской власти сквер возрождался и реставрировался.