Феодальная раздробленность на руси

Северо-Западная Русь

Среди земель Северо-Западной Руси ключевая роль по-прежнему принадлежала Новгородской и Псковской республикам. В Новгороде продолжало расти влияние боярских кланов. К середине XIV в. бояре прочно укоренились во властной вертикали республики, подчинив себе все политические институты. Вече всё ещё существовало, но уже скорее как дань традиции.

Боярские вотчины достигли огромных размеров, что позволяло им контролировать промыслы и большую часть экспортного потока товаров: меха, воск, мёд, рыбу

Новгород занимал важное место в системе балтийских торговых связей, став настоящим «окном в Европу» для Руси XIII-XV вв. Интенсивной торговле способствовало наличие тесных связей с рядом городов, входивших в северогерманский торговый союз «Ганзу»

Ганзейские купцы поставляли в Новгород драгоценные и цветные металлы, ткани, предметы роскоши, янтарь, вина.

Аристократически-купеческий уклад, сложившийся в Новгородской республике того времени, был схож с Венецианской республикой. Однако Венеция намного дольше сохраняла свой независимый статус, а новгородское боярство, в отличие от своих западноевропейских коллег, создавших собственную дипломатическую службу, флот, собственное производство, не пошло дальше экспорта природных богатств. Чрезмерная зависимость ремесленников и купцов от боярства воспрепятствовала складыванию цехового строя, характерного для Западной Европы.

В XII-XIII вв. Псков находился в составе Новгородской республики. Несмотря на относительную торгово-экономическую самостоятельность псковитян, с Новгородом их сближало наличие общих военно-политических интересов — защита своих земель от агрессии рыцарей-крестоносцев. После снижения уровня западной угрозы во 2-й половине XIII в. военные связи Пскова и Новгорода ослабли. На тот момент в Пскове уже существовало собственное боярство, желавшее монополизировать власть в Псковской земле. О фактической самостоятельности Пскова можно говорить применительно к концу XIII в. — годам правления князя Довмонта.

Де-юре Новгород признал независимость Псковской республики в 1348 г., заключив с ней Болотовский договор. В 1397 г. народным вече Пскова была принята первая редакция Псковской судной грамоты — кодифицированного сборника законов.

Владимиро-Суздальское княжество

Первоначально эти земли носили название Ростово-Суздальские (Ростов и Суздаль были равнозначными центрами), затем, с возрастанием роли Владимира, их стали называть Владимиро-Суздальскими. В 30-е годы XII века они полностью вышло из-под власти Киева.

Территориальные и природные особенности

Княжество образовалось на северо-востоке Руси, в междуречье Волги и Оки. Удаленность от степей, реки и густые леса обеспечили защиту от кочевников.

Климат здешних земель был достаточно суровым, не самым благоприятным для земледелия. Сельскохозяйственные угодья также были более скудными по сравнению с южными плодородными землями. Тем не менее, было достаточно земель, пригодных для земледелия – так называемое Ополье.

Леса были богаты дичью, в том числе пушниной. В многочисленных реках и озерах было много рыбы.

Экономические особенности

В поисках спокойных для проживания мест сюда в XI-XII веках активно переселялись жители из южных областей, подвергавшихся постоянным набегам кочевников. Колонизировались дикие земли, создавались новые поселения – Владимир, Переславль-Залесский, Кострома, Москва и другие.

Основой экономики было сельское хозяйство. Несмотря на суровый климат, выращиваемого на Ополье зерна хватало не только для собственного пропитания, но и для торговли. Развивалось скотоводство. Процветали лесные промыслы: охота, бортничество, собирание грибов и других даров леса, рыболовство.

По рекам имелся выход к Волге, развивалась торговля. Среди переселенцев было много ремесленников, что вместе с появлением торговых путей способствовало развитию ремесел в городах.

Социально-политические особенности

В новых землях не успело сложиться многочисленное и сильное боярство и купечество. Вечевые традиции пришлого населения, оторванного от своих корней, также значительно ослабели, поэтому в экономике и политике превалировала власть князя. Военная сила князя в данных условиях была решающей, полномочия вече сводились к совещательным. Это привело к формированию монархии с элементами деспотии.

Период феодальной раздробленности еще больше укрепил княжескую власть. Князья наделяли своих дружинников земельными наделами. Возникло дворянство, служившее опорой власти князя.

Выдающиеся правители

Юрий Долгорукий (годы правления 1125–1157). Младший сын Владимира Мономаха. Стал первым независимым от Киева князем после смерти старшего брата Мстислава, занимавшего киевский престол. Сильный правитель, значительно расширивший территорию княжества. Прозвище получил за стремление к захвату чужих земель. Основатель Москвы.

Андрей Боголюбский (годы правления 1157–1174). Сын Юрия Долгорукого. Первый князь, который, завоевав киевский престол и титул Великого князя, не остался в Киеве. Он сделал столицей и политическим центром Руси Владимир. Прозвище получил по поселению Боголюбово, расположенному под Владимиром. Князь выстроил там роскошные хоромы, в которых проводил большую часть времени.

Всеволод Большое Гнездо (годы правления 1176–1212). Младший брат Андрея Боголюбского. Стал князем после двухлетней междоусобицы, затеянной боярами. При нем княжество достигло наивысшего могущества и влияния. Прозвище получил из-за большой семьи – имел 8 сыновей и 4 дочери. После его смерти княжество было раздроблено на уделы, что привело к значительному ослаблению земель.

Раздробленность

Раздробленность — закономерный этап развития Древней Руси. Закрепление отдельных территорий-земель за определенными ветвями киевского княжеского рода было ответом на вызов времени. «Круговорот князей» в поисках более богатого и почетного престола мешал дальнейшему развитию страны. Каждая династия больше не рассматривала свое княжество как объект военной добычи; хозяйственный расчет вышел на первое место. Это позволило власти на местах более эффективно реагировать на недовольство крестьян, на недороды, внешние вторжения.

Киев стал первым среди равных княжеств-государств. Вскоре другие земли догнали и даже опередили его в своем развитии. Сложились, таким образом, полтора десятка самостоятельных княжеств и земель, границы которых сформировались в рамках Киевской державы как рубежи уделов, волостей, где правили местные династии.

Титулом великого князя величали теперь не только киевских, но и князей других русских земель. Политическая раздробленность не означала разрыва связей между русскими землями, не вела к их полной разобщенности. Об этом свидетельствуют единая религия и церковная организация, единый язык, действовавшие во всех землях правовые нормы «Русской Правды», осознание людьми общей исторической судьбы.

В результате дробления в качестве самостоятельных выделились княжества, названия которым дали стольные города: Киевское, Черниговское, Переяславское, Муромское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро-Волынское, Полоцкое, Турово-Пинское, Тмутараканское; Новгородская и Псковская земли. В каждой из земель правила своя династия — одна из ветвей Рюриковичей. Сыновья князя и бояре-наместники управляли местными уделами. Междоусобицы как внутри отдельных ветвей князей Рюрикова дома, так и между отдельными землями во многом определяют политическую историю периода удельной раздробленности.

Рассмотрим историю наиболее крупных русских земель с момента отделения их от Киева и до монголо-татарского завоевания.

Причины феодальной раздробленности на Руси

Основные причины феодальной раздробленности на Руси вытекают из тех исторических, экономических и политических процессов, которые в тот момент времени происходили в стране. Можно выделить следующие основные причины образования Удельной Руси и раздробленности:

  • Господство натурального хозяйства. Как ни парадоксально, но это одни из главных критериев, который привел к образованию уделов. Натуральное хозяйство предполагает замкнутый цикл в пределах конкретного района, в данном случае в отдельной земле. Последствия такого построение сводится к тому, что связь между административными центрами очень слабая, а значит, и взаимной необходимости друг в друге нет.
  • Усиление княжеств. Отдельные княжества той эпохи значительно усилились и их князья не желали подчиняться кому-либо. Они хотели самостоятельно править, пусть и только в своей земле. Такие настроения были массовыми. Каждое княжество имело своего правителя, большинство из которых отказывались признавать чью бы то ни было власть над собой.
  • Отсутствие сильных врагов за пределами страны. Для России того времени было затишье в войнах, да и соседи страны никак не могли посягать на ее владения, поскольку все они были слабы. Конечно, были, например, те же половцы, которые периодически совершали набеги на восточные земли, но князья своими силами справлялись всегда с врагами. Нужды же в сильном, объединенном войске не было. А в момент, когда оно понадобилось для борьбы с Батыем – собрать его не удалось, по тем же причинам обособленности.
  • Рост торговых городов. Главным образом речь идет о Новгороде и Смоленске, которые благодаря своему географическому положению были торговыми центрами страны и, как следствие, быстро росли и расширялись. Естественно, на фоне роста общего недоверия к Киеву, князья этих владений желали получить самостоятельность и не выплачивать налоги в Киев.
  • Богатый этнос страны. Русь исторически населяли различные народности, которые долгое время жили в мире, но с ростом недовольства внутри страны, национальный вопрос стал очень остро и сыграл немалую роль в разделе.

Весь этот комплекс мер и привел к тому, что причины феодальной раздробленности на Руси оказались очень существенными и привели к необратимым последствиям, едва не поставившим на кон само существование государства.

Раздробленность на определенном историческом этапе это нормальное явление, с которым сталкивалось практически любое государство, но на Руси в этом процессе были определенные отличительные особенности. Прежде всего, необходимо отметить, что буквально все князья, управляющие уделами, были из одной правящей династии. В мире такого больше не было нигде. Всегда были властители, которые силой держали власть, но исторических притязаний на нее не имели. В России же практически любой князь мог быть выбран главным. Во-вторых, следует отметить потерю столицы. Нет, формально Киев сохранял главенствующую роль, но это было только формально. В начале этой эпохи по-прежнему Киевский князь был главенствующим над всеми, другие уделы платили ему налоги (кто сколько может). Но буквально в течение нескольких десятилетий это изменилось, поскольку вначале русские князья взяли штурмом ранее неприступный Киев, а после этого монголо-татары буквально уничтожили город. К этому времени Великим князем был представитель города Владимир.

Новгородская боярская республика

Новгородская земля — важнейшая составная часть древнерусского государства. В период феодальной раздробленности она сохраняла свое политическое значе­ние, экономические и торговые связи с Западом и Востоком, охватывала территорию от Ледовитого океана до верховьев Волги с севера на юг, от Прибалтики и почти до Урала с запада на восток. Огромный земельный фонд принадлежал местному боярству. Последнее, используя восстание новгородцев в 1136 г., сумело победить княжескую власть и установить боярскую республику. Высшим органом стало вече, где решались важнейшие вопросы жизни и избиралось новгородское управление. Фактически хозяевами на нем были крупнейшие бояре Новгорода. Главным должностным лицом в управлении стал посадник. Он избирался из знатнейших родов новгородцев. Вече избирало и главу новгородской церкви, который распоряжался казной, контролировал внешние сношения и имел даже свое войско. С конца XII в. должность руководителя торгово-хозяйственной сферы жизни новгородского общества называлась «тысяцкий». Обычно ее занимали крупные купцы. Определенные позиции сохраняла в Новгороде и княжеская власть. Вече приглашало князя для ведения войны, но даже резиденция князя находилась вне новгородского кремля. Богатство и военная мощь Новгорода делали Новгородскую республику влиятельной силой на Руси. Новгородцы стали военной опорой в борьбе с немецкой и шведской агрессией против русских земель. Монгольское нашествие не дошло до Новгорода. Широкие торговые связи с Европой определили значительное влияние Запада в Новгородской республике. Новгород стал одним из крупных торговых, ремесленных и культурных центров не только на Руси, но и в Европе. Высокий уровень культуры новгородцев показывает степень грамотности населения, что видно из открытых археологами «берестяных грамот», число которых превышает тысячу.

Появление во второй половине XI в. — первой трети XIII в. новых политических центров способствовало росту и развитию культуры. В период феодальной раздробленности возникло одно из величайших творений древнерусской культуры «Слово о полку Игореве». Его автор, прикоснувшись к обстоятельствам поражения новгород-северского князя Игоря Святославича в будничном столкновении с половцами (1185 г.), смог превратить его в трагедию общенационального масштаба. «Слово о полку Игореве» стало пророческим предостережением от опасности княжеских усобиц, прозвучавшим за четыре десятка лет накануне сокрушительного татаро-монгольского нашествия.

Вывод

Анализируя данный период, историки выделяют положительные и отрицательный аспекты.

Плюсы: • Подъем экономики; • Рост числа городов; • Расцвет культуры; • Политическая стабилизация на местах; • Рост политической элиты.

Минусы: • Отсутствие единой системы обороны; • Постоянные междоусобицы; • Внешнеполитическая опасность для уделов.

Несмотря на внешнюю раздробленность, между уездами сохранялась единая религия, культура, язык, правовые нормы. У общества оставалось осознание общей исторической судьбы. В целом такой устрой, удовлетворял всех жителей древней Руси, пока не пришли татаро-монгольские завоеватели. Чтобы избавиться от влияния орды, русским князьям пришлось объединиться.

Политика московских князей

У истоков московской княжеской династии был один из сыновей Александра Невского — Даниил Александрович (1276-1303). Уже в годы его княжения Москве удалось присоединить Коломну, Можайск и переяславльские земли. К концу его правления Московское княжество стало одним из крупнейших княжеств Северо-Восточной Руси.

Со 2-й половины XIII в. население, в том числе и знатного происхождения, Киевского, Черниговского и других южнорусских княжеств массово переселялось на северо-восток. Тогда же состоялся переезд митрополита Максима из Киева во Владимир-на-Клязьме (1299). Эти процессы были обусловлены меньшим масштабом разорений и более быстрыми темпами восстановления Северо-Восточной Руси.

Начало XIV в. ознаменовалось обострением борьбы между Тверью и Москвой за лидерство среди княжеств Северо-Востока. На руку Москве сыграл тот факт, что жена московского князя Юрия Даниловича, приходившаяся сестрой монгольскому хану Узбеку, была убита тверским князем Михаилом Ярославичем. Разгневанный хан Узбек в 1319 г. впервые передал ярлык на великое княжение московскому князю, казнив Михаила.

Окончательно лидерство Москвы было закреплено его преемником Иваном Даниловичем. Иван I Данилович Калита (12831340) — великий князь московский (1325-1340), владимирский и новгородский. Заложил основы в утверждение экономического и политического союза Московского княжества и Золотой Орды, для которой он собирал дань с русских княжеств. Жёстко пресекал народное недовольство, вызванное постоянными поборами, расправлялся с политическими противниками. Так, в 1327 г. совместно с монголами подавил антиордынское восстание населения Твери.

Иван Калита постоянно находился в тесном контакте с отцами церкви — митрополитами Петром и Феогностом. Добился перемещения митрополичьей кафедры из Владимира в Москву (1328), после чего она приобрела статус религиозного и идеологического центра Руси. Этому способствовала и деятельность монастырей, наиболее известным из которых стал Троицкий монастырь, основанный Сергием Радонежским (1321-1391) в 70 километрах от Москвы (ныне Троице-Сергиева Лавра). Основанный в лесистой малонаселённой местности (пустоши), монастырь быстро превратился в значимый религиозно-хозяйственный центр не только княжества, но и всей Северо-Восточной Руси.

Сергий Радонежский (1314-1392) — иеромонах Русской церкви, принимал участие в основании нескольких монастырей, в том числе и Свято-Троицкого монастыря в Подмосковье. Сергия Радонежского считают духовным собирателем русского народа, с ним связывают культурный идеал Святой Руси, формирование уникальной русской духовности и культуры. Хотя легендарный игумен не оставил письменных работ, многие его проповеди дошли до нас в форме устного предания.

Князь распространил влияние Москвы на ряд земель севера Руси (Тверь, Псков, Новгород и др.). Московское княжество считалось самым зажиточным, что объясняет и происхождение прозвища Ивана Даниловича — Калита (сума для денег).

Сыновья Ивана Калиты Семён Гордый (1340-1353) и Иван Красный (1353-1359) расширили территорию Московского княжества за счёт Дмитровских, Стародубских, Калужских и Костромских земель.

Дмитрий Донской (1350-1389) — князь московский (1359-1389) и владимирский. Будучи московским князем, стал признанным лидером антиордынской коалиции и собирателем русских земель. Представление о независимости и политическом единстве Руси стало при Дмитрии совпадать с идеей сильной великокняжеской московской власти. Великое княжество Владимирское окончательно перешло под власть Москвы, что сделало процесс возвышения Москвы необратимым.

Дмитрий Донской получил ярлык на великое владимирское княжение в 1371 г. Вскоре он покорил Тверь. В эти годы князь все свои силы направил на объединение русских земель для борьбы с Ордой. События 60-х — 1-й половины 70-х годов укрепили роль Москвы как общерусского центра, что было очень важным на фоне междоусобиц, начавшихся в Орде.

В 1374 г. князь Дмитрий Иванович прекратил выплату дани Орде и тем самым разорвал с ней отношения. В 1377 г. московские и нижегородские войска взяли город Булгар, благодаря чему торговый путь по Волге оказался под контролем Москвы. В следующем 1378 г. московское войско во главе с князем Дмитрием Ивановичем разгромило ордынцев на реке Воже, что стало прологом к битве на Куликовом поле.

На склоне лет князь самостоятельно, без согласия Золотой Орды, передал великое княжение Владимирское своему сыну Василию (1389-1425), что привело к слиянию Владимирского и Московского княжеств.

Литература

В XII-XIII вв. основными памятниками литературы Древней Руси остаются летописи, продолжает развиваться местное летописание. Центр летописания и литературы на Руси перемещается из Новгорода и Киева на окраины. Каждый князь считает почетным иметь при своем дворе летописца, что повышает интерес народа к созданным ими произведениям. Местные летописцы описывали в основном события, очевидцами которых являлись, но были и исключения. Так, стремление владимирских князей приобрести главенствующее положение на Руси, отражалось и в летописях. Летописцы пытаются представить историю Владимирского княжества в рамках общей истории Руси. В созданных ими летописях владимирский князь представляется законным приемником князя киевского.

Значительно отличались произведения литературы Древней Руси киевского периода от тех шедевров, которые были созданы в эпоху раздробленности. Отличия проявлялись также и на местном уровне. Так, основной новгородских летописей стали события городской жизни, летописцы писали о простых людях, боярах и купцах, о князе и его семье рассказывалось немного. Летописи Новгорода написаны в светской манере, слог деловой, простой, церковные термины отсутствуют.

Летописцы Галицко-волынского княжества больше внимания уделяют приданию поэтичности своим произведениям. Главная тема летописей – борьба между князьями и непокорными боярами.

В литературе Киевской Руси возникают новые направления и жанры. У простых людей особую популярность приобрели поучения. Известнейшим памятником литературы Руси становится «Поучение детям» Владимира Мономаха

В этом произведении поднимаются важные для Руси вопросы объединения, важности соблюдения традиций. Рассказывая о своей жизни, князь пытается убедить читателя в важности семейных ценностей, праведной жизни и почтения к старшим

По примеру Владимира Мономаха поучения начали писать и другие князья.

Слово о полку Игореве

Значительное место в литературе Руси 10-13 века занимает «Слово о полку Игореве». Сам термин «Слово» чаще всего употребляется в заглавии различных сочинений. Изначально такие сочинения предназначались для произнесения в храме и впоследствии стали основой для церковной проповеди. Примером является «Киево-Печерский патерик», бывшим сборником повествований о жизни в монастыре. Он стал первым, созданным именно на Руси патериком. В произведении описана жизнь русских людей и отражен настоящий быт монастыря, занимавшего значительное место в развитии древнерусской культуры.

«Слово о полке Игореве» является самым успешным из светских произведений такого рода. Оно написано в 80-е гг. XII в. и описывает переживания, которые терзали сердца русских людей после неудачного похода новгородско-северского князя Игоря на половцев. Поход был совершен в 1185 г., но память о нем еще долго хранилась среди потомков. «Слово…» является выражением стремления народа к единению. Форма изложения – стихотворная, поэтическая.

Автор произведения «Слово о полку Игореве» остался неизвестен, но сделанная им попытка осмыслить судьбу Руси в рамках существующей раздробленности, имела огромное значение. Причину гибели князя и его войска он видит в усобице. «Слово о полку…» призывает к прекращению борьбы между князьями. В произведении «Слово о полку Игореве» рассказывается о величии единого государства и беде, которая постигает всех стремящихся к распрям и раздорам, великих князьях, ратующих за единство страны. Использование в «Слове…» образов исторических персонажей было редкостью для того времени. Чаще всего авторы приводили в качестве примеров события из Библии или римско-византийской истории.

Не менее значимым произведением светской литературы второй половины XII в. является «Слово Даниила Заточника». Автор его происходит из Северо-Восточной Руси, он дворянин, служивший при дворе Андрея Боголюбского, но попавший в немилость и пытающийся посредством «Слова…» объяснить князю мотивы своих поступков и вновь заслужить его расположение.

В начале XIII в. появляется вторая редакция «Слова…». Новое произведение называется «Моление Даниила Заточника». Автор обращается к переяславскому князю Ярославу Владимировичу, рассказывает о своем понимании сути жизни, хорошем правителе и о том, каким должен стать человек. Хороший князь обязан беспокоиться о подданных, защищать слабых. Человек должен быть подобен библейскому Самсону по силе, а в храбрости и благородстве не уступать Александру Македонскому, иметь ум Иосифа, мудрость Соломона и быть хитрым, как Давид.

Появление «Слов…» и «Моления…» являются показателем высокого уровня культуры Древней Руси.

Факторы формирования сильной княжеской власти

В Древнерусском государстве власть князя строилась по дворцово-вотчинному типу: в пределах своей вотчины князь обладал абсолютной властью. На остальных территориях княжества его власть была ограничена.

Усилению власти князя в Суздале способствовали:

  1. Захват близлежащих территорий, находящихся под управлением вече.
  2. Ослабление вечевой власти – она носила только совещательный характер.
  3. Объединение в собственности князя обширных земельных угодий.
  4. Создание сильной дружины.
  5. Перенос столицы княжества из одного города в другой.

Вече – народное собрание на Руси, игравшее роль высшего органа государственной власти. Собиралось для решения важнейших вопросов.

Зодчество

Раздробленность не оказала отрицательного влияния на зодчество Древней Руси. В небольших княжествах появляются собственные мастеровые и различные умельцы, с помощью которых создаются настоящие архитектурные шедевры. Увеличивается количество каменных построек. Отличительной особенностью церковного зодчества Древней Руси является стремление архитекторов поразить обывателя не масштабностью, а простыми и красивыми образами, изящной отделкой. Типичным строением стало здание (храм) в виде куба с напоминающей шлем верхушкой.

Строительство на Руси рассматриваемого периода поручалось исключительно местным мастерам. В Новгороде, Пскове, Владимире и Суздале появились собственные художественные школы. В больших городах воздвигли новые каменные церкви. Каменное церковное зодчество Древней Руси в Ладоге представлено новым величественным храмом на берегу Волхова (церковь Святого Георгия). Выстроен храм неизвестными зодчими, отличался простотой и изяществом.

Выдающимся памятником каменного зодчества Древней Руси XII в. стал храм Спаса на Нередице, воздвигнутый вблизи Новгорода. Храм украшала фреска, изображавшая князя Ярослава (отец А. Невского).

Расцвет каменного зодчества Киевской Руси наблюдается во Владимире. Здесь были воздвигнуты величественные соборы, украшавшиеся иконами и росписями. По приказу Андрея Боголюбского выстроили Успенский собор. Стоял он на берегу Клязьмы и был самой высокой каменной постройкой того времени (32 метра). Изнутри храм украшали фрески, полы были выложены разноцветными плитками, а двери оббиты медью и покрыты позолотой.

Настоящим произведением каменного и деревянного зодчества на Руси стала церковь Покрова на Нерли, строительство которой началось в память о любимом сыне князя Андрея. Он повелел заложить храм вблизи своих палат. Согласно пожеланию князя зодчие воздвигли небольшую однокупольную церковь, изысканность архитектурных линий которой прекрасно сочеталась с окружающей природой.

В XII в. на Руси появляются не только каменные храмы, но и замки. Так, в 1158 г. началось строительство резиденции Андрея Боголюбского. Она включала двухэтажный каменный дворец, церковь, переходы и башни. Замок строили из белого камня. Украшали его прекрасные скульптуры.

Новые памятники зодчества Древней Руси появились во владимирской земле и при приемниках князя. Так, Всеволод Большое Гнездо распорядился заложить Дмитриевский собор. Он был однокупольным, стены собора покрыли каменной резьбой, изнутри расписали фресками.

Великий Новгород

Господин Великий Новгород – уникальное явление в русской истории. Образование в XII веке феодальной республики проходило при активном противодействии Киева. Великие князья стремились всячески укрепить свою власть над непокорными новгородцами, те же, в свою очередь, отстаивали свою независимость. Именно анти-киевские настроения послужили основным фактором, сплотившим разные социальные слои новгородского общества.

Эти земли первыми на Руси попытались выйти из-под власти Киева. Еще в 1015 г новгородский князь Ярослав Мудрый, сын киевского князя Владимира Мономаха, отказался платить дань. Но полной независимости, или «вольности в князьях», новгородцы добились только в 1136 г, когда за трусость на поле боя был изгнан присланный Киевом князь, и был избран первый посадник из городских бояр.

Территориальные и природные особенности

Республика занимала огромную территорию на северо-западе Руси – от побережья Северного Ледовитого океана до верховья Волги, и от Балтики до гор Урала. Климат неблагоприятный для земледелия. Плодородных земель мало, зато много лесов и водоемов.

От нападений кочевников новгородские земли были надежно защищены удаленностью от степей. Но западные границы находились под постоянной угрозой немецкой и шведской агрессии.

Экономические особенности

В XII веке Новгород стал одним из самых богатых русских городов. Основой экономики было сельское хозяйство, несмотря на не самые благоприятные условия. Богатство природных ресурсов обусловило развитие лесных и морских промыслов, было развито солеварение, добывалось и выплавлялось железо.

Главным источником новгородских богатств стала торговля. Здесь пересекались активные торговые пути, включая знаменитые «из варяг в греки» и «из варяг в арабы», связывавшие Балтику с Черным и Каспийским морями. Активная торговля стимулировала развитие ремесленных производств, Новгород славился своими мастерами.

Социально-политические особенности

Новгород был разделен на пять районов – «концов», делившихся на улицы. Для управления улицами и концами избирались старосты. Остальные территории республики делились на области – «пятины», состоящие из погостов. Ими управляли новгородские наместники. Во всех административных единицах создавалось вечевое самоуправление.

Формально власть в республике принадлежала общенародному собранию – новгородскому вече, где принимались решения по всем вопросам внутренней и внешней политики. Реальная политическая власть была в руках новгородских бояр-землевладельцев и купеческой верхушки. На вече избирались все высшие должностные лица: архиепископ, посадник, тысяцкий. Они, а также бывшие посадники и тысяцкие, старосты концов и приглашенный князь входили в Совет господ, который и был правительством республики.

Князь не назначался кем-то со стороны, а избирался вечевым решением из нескольких кандидатур. Он не был полновластным правителем Новгорода, а только военачальником. С ним заключался договор-ряд, значительно ограничивавший княжеские полномочия, и на вече князь давал клятву соблюдать новгородские вольности. Все решения он мог принимать только с согласия посадника. Князь даже не имел права жить в черте города, а селился под Новгородом, на Рюриковском городище. Вече имело право изгнать князя, если тот нарушал договор.

Население Новгорода отличалось высоким уровнем грамотности и культуры.

Организация управления

Высшим органом власти было новгородское вече. В нем имели право голоса все свободные граждане республики мужского пола, владевшие хозяйством.  На вече избирались:

  • Посадник – глава исполнительной и судебной власти. Избирался из самых влиятельных бояр.
  • Тысяцкий – помощник посадника, управлял ополчением, ведал сбором налогов, председательствовал в торговом суде. Мог принадлежать к незнатному роду.
  • Владыка (епископ, с 1165 г. – архиепископ) – управлял церковными делами. Ведал городской казной, обладал огромной властью и влиянием.

Новгородская республика смогла сохранить свои устои даже в пору татаро-монгольского ига, и просуществовала более трех веков. Но в конце XV века, после трех московско-новгородских войн, она была присоединена к землям окрепшего Московского княжества князем Иваном III. Уникальная политическая структура была полностью ликвидирована, непокорные горожане частью убиты, частью переселены в другие земли, в том числе почти все новгородские бояре. В 1478 г. Новгородская республика прекратила свое существование.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector