Navigation
Содержание:
Общие сведения
Основы швейцарской федеративной парламентской системы были заложены в 1869 году с принятием конституции. Действующая конституция Швейцарии была принята на референдуме 18 апреля 1999 года,
Демократия Швейцарской конфедерации не является парламентской или президентской в чистом виде, а представляет собой форму правления своего собственного образца. Это заключается в наличии двухпалатного парламента и Федерального Совета (правительства), состоящего из 7 членов, выбираемых парламентом. Особенность швейцарского правительства заключается в том, что члены правительства по очереди назначаются на пост президента на срок в один год.
Благодаря сложившейся практике прямой демократии, граждане Швейцарии могут непосредственно влиять на принятие политических решений в стране. Референдумы в Швейцарии проводятся очень часто по самым разным вопросам.
Швейцария имеет очень давние гуманитарные традиции, а ориентация во внешней политике на нейтралитет позволила стране избежать многих опустошительных войн.
CH (Confoederatio Helvetica)
До 1848 года, когда Швейцария, по сути, превратилась в современное федеративное государство, она представляла собой непрочный союз суверенных кантонов, сотрудничество между которыми в разные периоды истории то усиливалось, то ослаблялось. Несмотря на то, что официальное название страны — Швейцарская Конфедерация, Швейцария является федеративным государством, то есть объединением суверенных кантонов с единым федеральным центром, в отличие от конфедерации — союза независимых государств, имеющих свои собственные властные структуры и объединённых для совместного решения некоторых внутри- или внешнеполитических вопросов. Дело в историческом латинском названии Швейцарии — «Confoederatio Helvetica» (отсюда и буквенное обозначение страны — CH). Слово «Helvetic» восходит к названию древних племен гельветов, ранее заселявших территорию современной Швейцарии.
Кантоны
В состав Швейцарии входят 26 кантонов. Некоторые кантоны только немецкоязычные, некоторые — франкоязычные и один кантон, Тичино, — италоязычный. Также есть и двуязычные кантоны, Фрибург, а в кантоне Граубюнден говорят на трёх языках, включая ретороманский.
Кантоны Ури, Швиц и Унтервальден стоят у истоков образования Швейцарского государства. Именно эти три кантона в 1291 году заключили «Союз трех кантонов». С тех пор, к этому союзу присоединялись другие кантоны. Самый молодой кантон — кантон Юра, отделившийся от кантона Берн в 1979 году.
Три швейцарских кантона разделены на полукантоны. Это кантоны Унтервальден (Обвальден и Нидвальден), Базель (Базель сельский и Базель городской) и Аппенцелль (Аппенцелль-Ауссерроден и Аппенцелль-Иннерроден).
Кантон Гларус и полукантон Аппенцелль-Иннерроден уникальны тем, что в них действует прямая демократия. Высшим органом власти в них является ежегодное народное собрание, на котором принимаются важнейшие решения местного уровня.
Общины
Сход граждан общины Зарнен
Низший уровень территориально-административного деления в Швейцарии — община (нем. гемайнде, общее число: 2212). Каждый кантон состоит из нескольких общин, и швейцарец идентифицирует себя в первую очередь с общиной, к которой он принадлежит. Общины, как и кантоны, имеют свои сферу компетенции, которые включают в себя:
- учёт населения;
- взимание налогов (федеральных, кантональных и местных коммунальных);
- социальное обеспечение;
- служба местной полиции;
- здравоохранение;
- организация школ.
Число общин постоянно уменьшается: происходят частые слияния маленьких общин между собой для более лёгкого исполнения своих обязанностей.
Милиционная система
В Швейцарии укоренилась традиция заниматься общественной деятельностью по совместительству. Один из таких примеров — вооруженные силы Швейцарии, организованные по милиционной системе. За небольшим исключением в Швейцарии нет профессиональных солдат. Военнообязанные швейцарцы ежегодно приглашаются на прохождение повторных курсов, совмещая, таким образом, профессиональную деятельность со службой в армии.
Политические функционеры выполняют свои обязанности также по совместительству, и даже члены парламента не являются профессиональными политиками. У такой системы, однако, есть и оборотная сторона: в силу дополнительной нагрузки по времени и сравнительно небольшой денежной компенсации, маленьким общинам становится всё труднее найти людей, согласных представлять их интересы на кантональном уровне и заниматься политической деятельностью по совместительству.
Парламент
Парламент состоит из двух палат – Национального совета, представляющего швейцарский народ, и Совета кантонов, представляющего кантоны. Называть палаты «верхняя» и «нижняя» — неверно. Правильно — «большая» и «малая «палаты.
200 депутатов Национального совета (большая палата) избираются от кантонов прямым тайным голосованием по пропорциональной системе сроком на четыре года, при этом кантоны выступают в качестве избирательных округов. Совет кантонов (малая палата) состоит из 46 депутатов: по два от каждого кантона и по одному от каждого из полукантонов.
Понятие «полукантон» — это, скорее, дань истории, воспоминание о том, что когда-то полукантон был частью более крупного образования. С конституционно-правовой точки зрения, полукантон является полноценным субъектом федерации, обладающим всей полнотой прав и обязанностей.
Депутаты в Совет кантонов (от полукантонов Базель-городской, Базель-сельский, Нидвальден, Обвальден, Аппенцель-внешний и Аппенцель-внутренний — по одному депутату, от остальных — по два) — избираются народом кантонов на основе мажоритарной системы (кроме кантона Юра).
Национальный совет и Совет кантонов утверждают федеральные законы и контролируют работу правительства – Федерального совета. Можно сказать, что политическая система Швейцарии на федеральном уровне построена с определенным «перекосом» в сторону парламента (законодательной власти).
Система двух равноправных палат обеспечивает при этом равенство политического влияния и не дает «большим» кантонам возможности «задавливать» своим весом малые кантоны.
Официальную информацию можно найти на сайте швейцарского парламента.
Общие сведения
Основы швейцарской федеративной парламентской системы были заложены в 1869 году с принятием конституции. Действующая конституция Швейцарии была принята на референдуме 18 апреля 1999 года,
Демократия Швейцарской конфедерации не является парламентской или президентской в чистом виде, а представляет собой форму правления своего собственного образца. Это заключается в наличии двухпалатного парламента и Федерального Совета (правительства), состоящего из 7 членов, выбираемых парламентом. Особенность швейцарского правительства заключается в том, что члены правительства по очереди назначаются на пост президента на срок в один год.
Благодаря сложившейся практике прямой демократии, граждане Швейцарии могут непосредственно влиять на принятие политических решений в стране. Референдумы в Швейцарии проводятся очень часто по самым разным вопросам.
Швейцария имеет очень давние гуманитарные традиции, а ориентация во внешней политике на нейтралитет позволила стране избежать многих опустошительных войн.
CH (Confoederatio Helvetica)
До 1848 года, когда Швейцария, по сути, превратилась в современное федеративное государство, она представляла собой непрочный союз суверенных кантонов, сотрудничество между которыми в разные периоды истории то усиливалось, то ослаблялось. Несмотря на то, что официальное название страны — Швейцарская Конфедерация, Швейцария является федеративным государством, то есть объединением суверенных кантонов с единым федеральным центром, в отличие от конфедерации — союза независимых государств, имеющих свои собственные властные структуры и объединённых для совместного решения некоторых внутри- или внешнеполитических вопросов. Дело в историческом латинском названии Швейцарии — «Confoederatio Helvetica» (отсюда и буквенное обозначение страны — CH). Слово «Helvetic» восходит к названию древних племен гельветов, ранее заселявших территорию современной Швейцарии.
Кантоны
В состав Швейцарии входят 26 кантонов. Некоторые кантоны только немецкоязычные, некоторые — франкоязычные и один кантон, Тичино, — италоязычный. Также есть и двуязычные кантоны, Фрибург, а в кантоне Граубюнден говорят на трёх языках, включая ретороманский.
Кантоны Ури, Швиц и Унтервальден стоят у истоков образования Швейцарского государства. Именно эти три кантона в 1291 году заключили «Союз трех кантонов». С тех пор, к этому союзу присоединялись другие кантоны. Самый молодой кантон — кантон Юра, отделившийся от кантона Берн в 1979 году.
Три швейцарских кантона разделены на полукантоны. Это кантоны Унтервальден (Обвальден и Нидвальден), Базель (Базель сельский и Базель городской) и Аппенцелль (Аппенцелль-Ауссерроден и Аппенцелль-Иннерроден).
Кантон Гларус и полукантон Аппенцелль-Иннерроден уникальны тем, что в них действует прямая демократия. Высшим органом власти в них является ежегодное народное собрание, на котором принимаются важнейшие решения местного уровня.
Общины
Сход граждан общины Зарнен
Низший уровень территориально-административного деления в Швейцарии — община (нем. гемайнде, общее число: 2212). Каждый кантон состоит из нескольких общин, и швейцарец идентифицирует себя в первую очередь с общиной, к которой он принадлежит. Общины, как и кантоны, имеют свои сферу компетенции, которые включают в себя:
- учёт населения;
- взимание налогов (федеральных, кантональных и местных коммунальных);
- социальное обеспечение;
- служба местной полиции;
- здравоохранение;
- организация школ.
Число общин постоянно уменьшается: происходят частые слияния маленьких общин между собой для более лёгкого исполнения своих обязанностей.
Милиционная система
В Швейцарии укоренилась традиция заниматься общественной деятельностью по совместительству. Один из таких примеров — вооруженные силы Швейцарии, организованные по милиционной системе. За небольшим исключением в Швейцарии нет профессиональных солдат. Военнообязанные швейцарцы ежегодно приглашаются на прохождение повторных курсов, совмещая, таким образом, профессиональную деятельность со службой в армии.
Политические функционеры выполняют свои обязанности также по совместительству, и даже члены парламента не являются профессиональными политиками. У такой системы, однако, есть и оборотная сторона: в силу дополнительной нагрузки по времени и сравнительно небольшой денежной компенсации, маленьким общинам становится всё труднее найти людей, согласных представлять их интересы на кантональном уровне и заниматься политической деятельностью по совместительству.
5.1. Форма государственно-территориального устройства
Важной характеристикой государства выступает форма государственного устройства, которая раскрывает способы его административно-территориального строения, особенности взаимодействия центральных, региональных и местных органов власти. Швейцария является федеративным государством
Швейцария является федеративным государством.
Федеративное государство выступает как союз относительно самостоятельных в юридическом плане государственных образований: республик, штатов, земель, кантонов и др., обычно называемых субъектами федерации, которые не обладают полным суверенитетом, лишены права самостоятельного участия в международных соглашениях, но, тем не менее, наделяются учредительной властью, что позволяет им иметь собственные конституции, не противоречащие или полностью соответствующие основному общефедеральному закону.
Размер и обозначения
В Швейцарии относительно большое количество небольших муниципалитетов с населением не более 1000 человек, особенно в сельской местности. Из-за возрастающих трудностей с предоставлением профессиональных государственных услуг и с поиском добровольцев для политических постов в небольших муниципалитетах кантоны склонны поощрять добровольные слияния муниципалитетов. Это привело к тому, что с конца 2010 по начало 2019 года количество муниципалитетов сократилось на 384.
Некоторые муниципалитеты называют себя «городом» ( ville или Stadt ) или «деревней» ( Dorf ). Эти обозначения являются результатом традиций или местных предпочтений — например, несколько небольших муниципалитетов, обозначенных как города, имели права города в средневековье — и обычно не влияют на юридические или политические права или обязанности муниципалитетов в соответствии с кантональным или федеральным законодательством.
Муниципалитеты пронумерованы Швейцарским федеральным статистическим управлением (см. ). Один или несколько почтовых индексов (PLZ / NPA) могут быть присвоены муниципалитету или переданы другим муниципалитетам.
Население | Количество муниципальных образований в 2004 г. (%) |
> 20 000 | 30 (1,1%) |
10 000–19 999 | 89 (3,2%) |
5000–9999 | 180 (6,6%) |
1000–4999 | 1025 (37,4%) |
500–999 | 555 (20,3%) |
<500 | 861 (31,4%) |
Общее | 2740 (100%) |
Список муниципальных образований по населению (2011–16 гг.)
В период с 2011 по 2014 год шесть самых маленьких муниципалитетов объединились в другие в рамках усилий по ликвидации самых маленьких общин. Из оставшихся четырех муниципалитетов 2011 года два присоединились к другим муниципалитетам в 2016 году.
|
|
|
|
Основные политические партии (правящая, оппозиция)
Партия — это объединение граждан, которые по основным моментам имеют общее для них представление о том, как должно выглядеть государство и какими правилами должна регулироваться жизнь людей в обществе.
Партия имеет целью посылать своих делегатов в парламент и правительство, влиять на законодательство и принимать участие в формировании политической воли в целом. Для этого составляется программа.
В Швейцарии осуществлять свое влияние пытается большое количество партий. Примечателен тот факт, что членами какой-либо партии вообще являются всего лишь около 10% избирателей. Однако количество членов ни в коей мере не идентично числу сторонников партии.
В Швейцарии нет никаких политически мотивированных ограничений для партий, так что формирование и активность партий ограничиваются единственно общим правопорядком.
В Швейцарии сложилась многопартийная система. На правом крыле стоит Христианско-демократическая народная партия (в прошлом – Консервативная социально-христианская или Консервативно-католическая). Свою основную задачу она видит в защите учения и институтов Римско-католической церкви и в отстаивании прав кантонов, выступает за социально защищённую рыночную экономику.
Левый фланг занимает Социал-демократическая (или Социалистическая) партия, которая выступает за широкие социальные реформы, включая более широкое участие государства в экономической жизни страны, но при соблюдении партнерства между государством и частным предпринимательством.
В центре политического спектра находится Радикально-демократичес- кая партия Швейцарии. Она была действительно радикальной по стандартам XIX в., когда определяла политику страны. В современных условиях эта партия стала относительно консервативной. Выступает за рыночную экономику и политическую и духовную свободу личности.
От этой партии, объединявшей первоначально в своих рядах почти всё городское население, откололась сначала Демократическая партия, а в 1919 г. Партия крестьян, ремесленников и горожан. Первая из них исчезла, а вторая называет себя Швейцарской народной партией. Обе партии представляют интересы среднего сословия крестьян и ремесленников.
Каждая из трёх партий (Христианско-демократическая народная партия, Социал-демократическая партия, Радикально-демократическая партия) удерживает примерно пятую часть всех мест в национальном совете. Такое соотношение сил сохраняется от выборов к выборам, что обеспечивает Швейцарии политическое согласие и стабильность. С 1959 каждая из этих партий имеет по два из семи мест в Федеральном совете, а оставшееся место занимает представитель самой крупной из прочих партий – Швейцарской народной партии (в прошлом – Партии крестьян, ремесленников и бюргеров).
Основанная в 1919 г. протестантская Евангелическая народная партия Швейцарии отвергает любой церковный и государственный абсолютизм, выступает за социально ориентированную рыночную экономику и старается смотреть на все политические вопросы с точки зрения христианского евангелизма.
Основанная в 1944 г. Швейцарская партия труда— коммунистическая партия, борющаяся за национализацию экономики и ликвидацию обороны страны. Она стремится к такой социальной и финансовой политике, которая ориентировала бы все свои интересы на так называемом “маленьком человеке”.
Социалистическая рабочая партия борется против того, чтобы Швейцария являлась правовым государством, которое она намерена ликвидировать революционным путём.
Союз независимых возник в 1935 г. как фракция беспартийных сторонников основателя треста, располагающего крупной сетью распределения потребительских товаров и услуг. Партия выступает за защиту потребителей и социальную ангажированность свободного предпринимательства и одновременно борется с государственным управлением экономикой и односторонней политикой союзов.
Среди других небольших партий: «Зелёные», Союз независимых, Либеральная партия и Партия свободы (бывшая Партия автомобилистов). Последняя, образованная в 1985, защищает права водителей автомашин и выступает за ограничение иммиграции.
Прямая демократия
Швейцария предоставляет своим гражданам возможность непосредственно участвовать в процессе принятия политических решений.
Хотя прямая демократия не является только особенностью Швейцарии, здесь она, вероятно, более развита, чем в какой-либо иной стране. Швейцарские граждане могут либо сами предложить законопроект, либо отклонить уже одобренный парламентом закон.
Любой гражданин, группа граждан, любая партия и т.д. имеют право путём законодательной Инициативы предложить новый законопроект. Если такой группой собрано по меньшей мере 100 тыс. подписей в поддержку этого предложения, он будет (хотя отнюдь не сразу, порой через несколько лет) вынесен на всенародное голосование.
Референдум является всенародным голосованием, проводимым, кроме того, с целью поддержки или отклонения уже одобренного парламентом законодательного акта. Это – вторая форма современной прямой демократии в Швейцарии, наряду с инициативой.
Если группе, выступающей против нового закона, удастся собрать не менее 50 тыс. подписей в течение ста дней со дня официального опубликования принятого закона, он выносится на всенародное голосование. Иногда одна угроза провести референдум может привести к отзыву закона или к его переработке. Референдум всегда висит над швейцарским законодателем как «дамоклов меч», что заставляет его работать особенно тщательно (пусть и относительно медленно).
Некоторые законодательные акты (изменения в Конституции, международные договоры) должны выноситься на референдум в обязательном порядке (таким был договор о присоединении Швейцарии к Шенгенскому соглашению, референдум по которому прошел в 2005 г.).
Количество голосующих по инициативам или на референдумах составляет, как правило, квоту, которая редко превышает 40 % от общего числа избирателей. Это не очень высокий уровень. Большинство избирателей голосуют по почте.
Два из 26-ти кантонов страны – Аппенцель-Внутренний и Гларус — по-прежнему проводят ежегодные собрания всех избирателей под открытым небом («Ландсгемайнде») для решения различных вопросов методом поднятия руки. Это – древняя форма прямой демократии. В последние столетия акцент в Швейцарии все сильнее сдвигался от древних форм прямой демократии к современным. Здесь можно найти более подробное объяснение того, как работает прямая демократия в контексте политической системы Швейцарии. Кроме того, портал swissinfo.ch запустил проект «Прямая демократия», в рамках которого публикуются тексты и интервью, так или иначе связанные с этой темой.
Статья в этом материале
- Как работает политическая система Швейцарии?
- Швейцарское правительство и его «магическая формула»
Эта статья была автоматически перенесена со старого сайта на новый. Если вы увидели ошибки или искажения, не сочтите за труд, сообщите по адресу community-feedback@swissinfo.ch Приносим извинения за доставленные неудобства.
Швейцария в Совете Европы
Комитет министров
— Игнацио Кассис, начальник Федерального департамента иностранных дел- Кристьян Меули, посол, Постоянный представитель при Совете Европы
Парламентская ассамблея
25 июня 2018 года председателем Парламентской ассамблеи Совета Европы была избрана Лильян Мори-Паскье.
Швейцария представлена в Парламентской ассамблее делегацией из 6 представителей и 6 их заместителей.
Европейский суд по правам человека
— Судья в Европейском суде по правам человека: Хелен Келлер
— Количество жалоб, поданных против страны и принятых к рассмотрению Судом(*) в 2019 г.: 279
— Постановления, вынесенные в 2019 г.: 6, включая 5 постановлений, в которых установлены нарушения, и одно постановление, в котором нарушений не установлено.
(*) без учета жалоб, находящихся на стадии досудебного рассмотрения ввиду неполноты досье
Комиссар по правам человека
В рамках своих полномочий Комиссар осуществляет визиты в страны для мониторинга положения в области прав человека и продолжения диалога с местными органами власти и гражданским обществом.
Общий бюджет Совета Европы в 2021 г. составляет 520 млн евро.
Взнос Швейцарии – 9 401 536 €.
Мировые войны (1914–1945)
Швейцария была одной из стран Европы с наименьшей вероятностью поддаться фашизму, поскольку ее демократия имела глубокие корни, в ней отсутствовал разочарованный национализм, был высокий уровень жизни, широкое распределение собственности и надежная экономика. Несмотря на это, до Второй мировой войны в Швейцарии существовал ряд ультраправых и фашистских группировок.
Самые ранний из них был Евгений Берчер «s Schweizerischer Vaterländischer Verband , созданный в 1918 году Завоевание некоторых влиятельные членов, это продолжалось до 1947 года он был связан с Heimatwehr , в антисемитскую группу , созданной в 1925 году д — р Якоб Лоренц Aufgebot Bewegung , сформированная в 1933 году, пользовалась некоторой поддержкой нижнего среднего класса, выступая за сотрудничество с нацистской Германией . Франц Бурри выступал за подобную близость и возглавлял множество движений, включая Bund der Schweizer in Grossdeutschland (1941), Nationalsozialistische Schweizerbund и Nationalsozialistische Bewegung in der Schweiz (оба 1942).
К 1937 году фактически существовало три основных языковых группы: Национальный фронт (сформированный в 1933 году) для говорящих по-немецки, Национальный союз для носителей французского языка и Lega Nazionale Ticinese для носителей итальянского языка, причем две последние действовали в районах ретороманской . Из них только Национальный фронт смог получить реальную поддержку. К другим активным второстепенным, пронацистским , фашистским или крайне правым группам относились:
- Швейцарское отделение НСДАП под руководством Вильгельма Густлоффа .
- Bund für Volk und Heimat — христианская ультраправая группа, возглавляемая Рудольфом Гробом, Самуэлем Хаасом и профессором Вальтером Вили.
- Bund Treuer Eidgenossen Nationalsozialistischer Weltanschauung — более откровенно пронацистский откол от Национального фронта под руководством бывшего лидера Рольфа Хенне . Эта группа была заменена Nationale Bewegung der Schweiz в 1940 году.
- Eidgenössische Front — антисемитская группа, которой руководил Генрих Ойген Вехлин с 1933 по 1938 год.
- Eidgenössische Soziale Arbeiter-Partei — базирующаяся в Цюрихе группа, действовавшая с 1936 по 1940 год под руководством Эрнста Хофманна.
- Faschistischer Bewegung der Schweiz — движение последователя Бенито Муссолини Артура Фоньяллаза . Он вырос из его предыдущих групп Helvetic Action Against Secret Society и Federation Fasciste Suisse .
- Katholische Front и Front der Militanten Katholiken — два пронацистских римско-католических движения, возглавляемые братьями Карлом и Фридолином Ведер.
- Nationalsozialistische Schweizerische Arbeitspartei — миметическая нацистская группа, также известная как Volksbund , возглавляемая майором Эрнстом Леонхардтом .
Ряд пронацистских партий и организаций сохранились до Второй мировой войны . Однако в ходе войны эти пронацисты стали очень непопулярными и были фактически загнаны в подполье, Национальный фронт и его преемница Eidgenössische Sammlung были запрещены в 1943 году.