Государственно-политический строй и администрация германии в период государственно-политической диктатуры

Политическая система ФРГ

Основной закон ФРГ, состоявший из преамбулы, 11 разде­лов и переходных и заключительных положений, базировался на принципах республиканского и демократического устрой­ства государства и провозглашал его федеративный, правовой и социальный характер. На первое место в нем были поставле­ны классические права и свободы граждан, гарантированные государством.

Главой государства является федеральный президент, из­бираемый на пять лет специально собираемым для этого Федеральным собранием. Учитывая горький опыт Веймарской рес­публики, президенту отводятся представительские функции и роль посредника и третейского судьи, стоящего над политиче­ской борьбой отдельных партий.

Органом представительной и законодательной власти вы­ступает бундестаг, избираемый сроком на четыре года всеобщим голосованием. Бундестаг выбира­ет федерального канцлера абсо­лютным большинством голосов, а канцлер по своему усмотрению формирует кабинет министров. Он является его единственным членом, подотчетным парламен­ту. Эта ответственность проявля­ется в том, что бундестаг может вынести канцлеру конструктив­ный вотум недоверия, т. е. не просто свергнуть правительство, но обязательно выдвинуть канцлера, опирающегося на большинство депутатов и имеющего альтернативную программу. Это обеспечивает устойчивость кабинетов министров.

В политическую систему входят также бундесрат и Феде­ральный конституционный су Бундесрат представляет и защищает интересы отдельных земель, координирует их по­литику. Решения созданного в сентябре 1951 г. Федерального конституционного суда обязательны для всех других госу­дарственных органов, включая бундестаг. Суд следит за со­блюдением законов, дает толкование новым законам, прини­мает решения по конституционным жалобам и наблюдает за деятельностью политических партий, имея право запретить их за противозаконную деятельность.

Выборы в первый бундестаг ФРГ прошли 14 августа 1949 г. Победу на них одержал блок ХДС—ХСС, получивший 31,0% голосов избирателей (139 мест). Его главный соперник Соци­ал-демократическая партия Германии (СДПГ) набрала 29,2% голосов (131 мандат).

Избирательная борьба шла вокруг экономического курса. Социал-демократы резко критиковали концепцию рыночного хозяйства Л. Эрхарда как объявленную сверху классовую борьбу и выступали за плановую экономику и социализацию основных отраслей тяжелой промышленности. Выступая на предвыборном собрании Христианско-демократического сою­за (ХДС) в Гейдельберге, К. Аденауэр заявил, что речь идет о том, кем будет управляться Германия — христианами или социалистами, которые не смогут противостоять наступлению коммунизма. К тому же антикле­рикальные выпады лидера партии К. Шумахера отталкивали от СДПГ рабочих-католиков, а их го­лоса были решающими для исхо­да выборов, особенно в земле Се­верный Рейн-Вестфалия.

После выборов Аденауэр дого­ворился с либералами и Немецкой партией о создании коалиции. Пойти на союз с СДПГ он не захотел, поскольку избиратели отдали явное предпочтение с о ц и-ально-ры ночном у, а не пла­новому хозяйству.   12  сентября  лидер Свободной демократической партии (СвДП) Т. Хейс был избран Федеральным президентом ФРГ и предложил на пост Федерального канцлера ФРГ кандидатуру Аденауэра. При вы­борах Аденауэр получил в бундестаге 202 голоса из 402 и про­шел с минимальным большинством, которое составил его соб­ственный голос.

Для западных держав пришло время уступить власть ново­му кабинету министров и ввести в действие Оккупационный статут, сохранявший контроль союзников за политикой ФРГ на мировой арене (в первом кабинете министров не было даже поста министра иностранных дел), а также по главным экономическим вопросам (демонтаж оборудования, репара­ции, контроль над промышленностью Рура).

Канцлер Аденауэр стремился добиться большей самостоя­тельности для ФРГ. Символическим в этом отношении стала сама передачи текста Оккупационного статута. Верховные ко­миссары принимали канцлера и некоторых его министров в своей резиденции в Петерсберге. Чтобы подчеркнуть дистан­цию, их отделял от немцев красный ковер. Прекрасно зная, что он не должен наступать на ковер, Аденауэр тем не менее непринужденно встал на него и зачитал приветственное слово.

В общем замешательстве текст самого Статута канцлеру вру­чить забыли и второпях сунули его помощнику уже в гардеро­бе. Своим бесцеремонным поступком Аденауэр сразу дал по­нять, что ФРГ считает себя равноправным партне­ром стран Запада.

        Рубрика: Время Конрада Аденауэра (1949-1961).

§ Роль партий в политической системе Германии

Политические партии — это объединения граждан, которые длительное время оказывают влияние на политическое сознание людей и участвуют или стремятся к участию в Бундестаге Германии или земельных парламентах.

Политические партии играют большую роль в политике ФРГ, они во многом определяют внутреннюю и внешнюю политику страны. В Конституции Германии говорится, что политические партии содействуют формированию политической воли граждан страны и могут свободно создаваться гражданами страны. Как Конституция (Основной закон), так и закон о политических партиях ФРГ (нем. Parteiengesetz) определяют основные положения устройства, деятельности, а также отчетности политических партий (ссылки ниже на странице).

В частности, политические партии в Германии имеют следующий круг задач:

  • Разработка программы партии, в которой отражены ее цели;
  • Выдвижение своих кандидатов на выборы в органы государственной власти и в федеральных землях;
  • Влияние на формирование общественного мнения и воли народа;
  • Поддержка граждан в политической жизни;
  • Влияние на политику в парламенте и правительстве страны.

В Германии действует принцип равноправия в отношениях государства с политическими партиями, это означает, что государственные органы власти одинаково обращаются со всеми политическими партиями, обеспечивая свободную конкуренцию партий.

Антисоциальные реформы

В декабре 1923 года германские власти все-таки предприняли хоть какие-то меры для стабилизации экономической ситуации в стране. Даже до европейских стран дошло, что такими мерами они только уменьшают свои шансы на получение с Германия хотя бы каких-то средств. Был введен в действие план Дауэса, который сокращал размеры выплачиваемых Германией репараций, а в самой Германии прошли антисоциальные реформы, которые заключались в сокращении заработных плат, увеличении продолжительности рабочего дня и активной борьбе с рабочим движением.

В результате, в Германии, на волне событий 23-24 годов возникают крупнейшие монополии. Эти монополии пользовались поддержкой со стороны государства, поскольку они были, по сути, единственными более или менее надежными налогоплательщиками. Германская экономика к концу 20-х годов, несмотря на революцию и последствия первой мировой войны, была высоко монополизированной экономикой, а монополисты нуждались в крепкой политической воле и в человеке, который будет защищать их интересы и выполнять их приказы.

Германские рабочие вне всякого сомнения не могли этого не видеть, но бороться за свои права им было крайне сложно. Оставались только парламентские методы борьбы и не было ничего странного в том, что на выборах в рейхстаг в 1924 году победу одержали крайние силы. С одной стороны, это были коммунисты, а с другой стороны это были нацисты. Вся надежда была на президента Эберта, который будучи представителем социал-демократов олицетворял собой умеренное направление в политике.

Но дело в том, что срок полномочий Эберта кончался. В 1925 году должны были пройти очередные президентские выборы в Германии. Впрочем, популярность Фридриха Эберта была настолько велика, что в его победе на этих выборах никто особенно не сомневался. Так бы наверняка оно и было, если бы за несколько недель до выборов Эберт неожиданно не скончался в результате последствий операции по удалению аппендицита. Эта смерть была настолько странной, что в Германии заговорили о возможном политическом убийстве Эберта.

В 20-е годы вообще в разных странах мира произошло несколько подобных подозрительных смертей.

Мировой экономический кризис

В 1929 году Германию, как и другие европейские страны потряс мировой экономический кризис. Этот кризис был очень сильным в Америке, но в Германии он был еще сильней, и в первую очередь он затрагивал монополизированные отрасли производства, а в Германии уровень монополизации был уж очень высоким. В результате объем промышленного производства в стране в среднем сократился на 41 процент, но были отрасли, которые пострадали еще сильнее. Их объемы производства сократились в 3, а то и в четыре раза.

Результатом стали массовая безработица и голод. Если говорить о цифрах, то считалось, что прожиточный минимум в Германии для семьи из четырех человек составлял тогда 39 марок в неделю. Пособие по безработице платили в размере 10-12 марок в неделю, и то его получало около 15 процентов всех безработных в стране. Общее количество людей, которые искали работу и не могли ее найти составляло в то время в германии 7,5 миллионов человек. Впрочем, в 29 году президент РФС банка Ялмар Шахт отказался выделить кредиты на то, чтобы выплатить это пособие по безработице, и даже те 15 процентов, которые могли рассчитывать хоть на какую-то государственную поддержку, своих денег не получили.

Впрочем, немногим лучше было и тем рабочим, у которых работа была. Средняя зарплата в стране, мы напомним, что прожиточный минимум 39 марок неделю, сократилась с 53 до 22 марок, то есть даже обычной семье из двух человек в этой ситуации прожить было практически невозможно.

30 марта 1930 года президент Гинденбург назначает канцлером Германии Генриха Брюнинга. В народе он получил прозвище «Канцлер голод». Прозвище такое дано ему было совершенно не случайно. Его меры были направлены на поддержку предпринимательства, и это было бы наверное правильно, если бы вся эта поддержка предпринимательства не оказывалась за счет обычных людей. Путем увеличения налогов, увеличения импортных пошлин, сокращения пособий по безработице, Брюнинг выдавал кредиты предпринимателям.

Разумеется рейхстаг не мог утвердить такую программу реформ. Тогда президент Гинденбург воспользовался правом, который ему давала 48 статья конституции Германии. Об этой статье мы с вами уже говорили. Он распустил парламент и утвердил проект реформы Брюнинга своим специальным декретом. Вообще Гинденбургу такая практика понравилась. Если в 1930 году президент издал всего пять таких чрезвычайных декретов, а рейхстаг принял 98 законов, то уже через 2 года, в 32 году, президентских указов было 66, а законов, принятых рейхстагом всего 5.

§ Географическое положение Германии, ландшафт страны

Германия — это средняя по величине страна, находящаяся в центре Европы; Германия граничит со следующими 9 странами:

  • На севере: Дания
  • На востоке: Польша, Чехия
  • На юге: Австрия, Швейцария
  • На западе: Франция, Люксембург, Бельгия, Нидерланды

В сравнении с Россией, самой большой страной в мире, Германия по площади примерно 50 раз меньше. Тем не менее, ландшафт Германии весьма разнообразен. Можно выделить 4 региона Германии с разнообразным ландшафтом, с севера на юг страны.

Северо-Германская низменность (нем. Norddeutsches Tiefland)

Северо-германская низменность располагается в северной части Германии, начиная от побережья Северного и Балтийского морей, которые омывают Германию и заканчивая серединой Германии. В восточной части низменности находится много озер, а в западной — в основном поля, луга и болота (большинство из которых уже осушены).

Среднегерманская возвышенность (нем. Mittelgebirgsschwelle)

В центральной части Германии находится Среднегерманская возвышенность или среднегорье; по большей части оно покрыто пихтовыми и буковыми лесами. В состав среднегорья Германии входят:

  • Горный хребет «Баварский лес» (нем. Bayerischer Wald),
  • Рудные горы (нем. Erzgebirge),
  • Горы Гарц или Харц (нем. Harz),
  • Горный массив Таунус (нем. Taunus),
  • Нагорье Айфель (нем.Eifel),
  • Горный массив Швабский Альб (нем. Schwäbische Alb),
  • Горный массив Рён (нем. Rhön),
  • и некоторые другие.

В горных массивах Рён и Айфель есть потухшие вулканы.

Альпийское предгорье, Баварское плоскогорье

Далее к югу Германии между Среднегорьем и Альпами лежит Альпийское предгорье, территория которого является относительно плоской, холмистой, покрытой хвойным лесом, а также множеством крупных и мелких озер. Самые известные и красивые озера в этом регионе:

  • Кимзе (нем. Chiemsee)
  • Штарнбергское озеро, Штарнбергер-Зе (нем. Starnberger See)
  • Аммерзе, Химское озеро (нем. Ammersee)
  • Вальхензе (нем. Walchensee)
  • Кохельзе (нем. Kochelsee)

Альпы

Альпы — это самый большой горный массив Европы, часть этого массива, которая находится на территории Германии называется Северные Известняковые Альпы (нем. Nördliche Kalkalpen)

Реки Германии

На территории Германии протекает множество рек; в следующей далее таблице представлены основные реки Германии.

Название реки на немецком Название реки на русском Протяженность реки на территории Германии, км
Donau Дунай 647
Rhein Рейн 865
Elbe Эльба 727
Oder Одер 179
Weser Везер 750
Mosel Мозель 242
Main Майн 569
Inn Инн 218
Saale Зале 413
Spree Шпрее 382
Ems Эмс 371
Neckar Неккар 384
Havel Хафель 560
Werra Верра 292
Isar Изар 263
Mulde Мульде 290
Leine Лайне 281
Lech Лех 170
Aller Аллер 346
Weiße Elster Вайсе-Эльстер 247
Lahn Лан 250
Altmühl Альтмюль 220
Lippe Липпе 268
Ruhr Рур 227
Fulda Фульда 219
Elde Эльде 208
Kocher Кохер 201

Форма правления Германии в 20-м веке

К счастью, несмотря на свой огромный промышленный потенциал, Германия так и не смогла победить своего врага в Первой мировой войне. Поражение страны в войне привело ее к сильнейшему кризису, который завершился в 1918 году неизбежной революцией и падением империи. В начале следующего года прошли выборы в Учредительное собрание государства. Победила политическая партия социал-демократов. Ее лидеры заняли высшие посты в государстве. Учредительное собрание провозгласило формой правления Германии федеративную республику, избрало президента, канцлера.

Еще собрание приняло главный закон страны, который заложил основы конституционализма. В Конституции была зафиксирована форма правления Германии в начале 20 века — республика с президентско-парламентским правлением. Главным законодательным органом государства стал двухпалатный парламент. Нижняя называлась рейхстагом. Она избиралась сроком на четыре года. Верхняя палата называлась рейхсратом. Она была органом представительства земель. Президент выбирался на семь лет. Он осуществлял полномочия государственного правителя. Судебную власть представляли независимые суды.

В 1923 г. в условиях отсутствия социально-политической стабильности президент ввел осадное положение в государстве. В начале тридцатых годов политические круги Германии сделали неоднозначный вывод о том, что республика и демократия, к сожалению, изжили себя. Правящую элиту привлекала программа национал-социалистической партии. С этого периода началась процедура создания новой формы правления в нацистской Германии, которую можно было охарактеризовать как тоталитарный политический режим в рамках формально сохранявшейся республики. В 1934 г. правительство страны объединило посты канцлера и президента. Существовавшая на тот момент форма государственного правления Германии, к сожалению, давала возможность А. Гитлеру осуществлять свое правление всю свою жизнь с правом самостоятельно назначать себе преемника. А. Гитлер был также главнокомандующим страны и главным судьей.

Преобразование территориального устройства

 Другим  направлением  разрушения конституционного строя Ваймарской республики и более – всей традиционной системы государственно-политических связей в общегерманском государстве стала ликвидация самостоятельности земель и местного самоуправления.

Ликвидация автономии земель и перестройка начал самоуправления была проведена в два условных этапа. (1) В течение 1933 г. при формальном сохранении прежней территориально-общинной системы местные власти были подчинены напрямую центральной администрации во всех вопросах. (2) В течение 1934 – 1935 гг. были изданы основные законы о полной ликвидации прежних институтов автономии и самоуправления.

 Сохранение собственных полномочий землями и местной администрацией (даже в урезанных формах по Ваймарской конституции) противоречило доктрине государственной централизации нацистов. Поэтому реорганизация началась уже в первый месяц прихода к власти. По т. н. Временному закону об уравнении земель (31 марта 1933 г.) правительства земель теряли свои полномочия, распускались все земельные и краевые представительные собрания. Ландтаги и собрания формально сохранялись, но закон определил твердые количественные нормы представительства (от 9 до 77 чел., сообразно значимости). Все местные собрания следовало сформировать на началах пропорционального представительства, следуя итогам выборов 5 марта 1933 г., и этот процесс был поставлен под контроль министра внутренних дел. Вторым законом об уравнении земель (7 апреля 1933 г.) во все земли, исключая Пруссию, назначались особые наместники – штатгальтеры с полной административной властью; назначение их осуществлялось президентом. Штатгальтеры уполномочивались назначать земельные правительства, распускать ландтаги и назначать выборы, председательствовать в земельных собраниях

Только Пруссия, в силу особого своего статуса в империи вообще и важности для НСДАП, сохранила свое правительство во главе с министром-президентом Г. Герингом

Второй этап завершился новым административно-территориальным переустройством. Законом о новом строении империи (30 января 1934 г.), ссылаясь на то, что выборы в ноябре 1933 г. утвердительно показали «полное единство народа» и сделали бессмысленным какое-либо пропорциональное представительство интересов, земельные представительные органы упразднялись, вся высшая правительственная власть переходила к райху. Вследствие этого законом 14 февраля 1934 г. был распущен и райхсрат, права законодательства передавались правительственным властям полностью. Одновременно по-новому (законом 30 января 1935 г.) была конституирована власть штатгальтеров: они считались полноправными представителями центрального правительства и выразителями его воли, с их представления фюрер назначал членов земельных (областных) управлений.

Важнейшим актом о новом местном управлении стал Немецкий общинный устав 30 января 1935 г. По сути, это был второй из основополагающих законов нового уклада. В самом тексте он провозглашался фундаментальным, на котором создается новое строение райха. По уставу местное самоуправление (в подлинном, смысле слова) упразднялось. Общины провозглашались местными публичными корпорациями, которые управляются сообразно с законами и целями государственного руководства. Возглавляет общину (любого уровня) бургомистр (в городе – обер-бургомистр), назначаемый «по доверию партии и государства». При нем действует совет общины, но это только подчиненные для бургомистров, Все важные вопросы могут впредь решаться только с согласия органов НСДАП. Полномочия общин обеспечивает своей властью государство, собственных принудительных прав у них нет.

В период нацистской диктатуры территория Германии значительно увеличилась. В результате внешнеполитических акций, поддержанных недальновидной политикой западноевропейских государств и СССР, к империи были присоединены Австрия (1938), Судетская область Чехии (1939), прибалтийские области (1939). В них устанавливалось унифицированное управление. К июню 1941 г. к империи были присоединены еще до 12 европейских стран на правах оккупированных областей, для управления которыми сформировано Министерство оккупированных земель (1941). Однако в дальнейшем, с разгоранием войны, управление тесно переплелось с военной администрацией и носило особый характер.

Раздел Германии на 4 сферы влияния

После поражения Германии во Второй мировой войне страны-победительницы задумались о решении ее дальнейшей судьбы. Во-первых, участники антигитлеровской коалиции желали наказать главного виновника Второй мировой. Во-вторых, даже после низвержения нацистского режима, правительства Великобритании, Франции, Советского Союза и Соединенных Штатов Америки видели в немецком населении потенциальную угрозу. Они боялись возрождения нацизма, опасались, что после восстановления экономики и военной промышленности, немцы захотят отомстить за все унижения послевоенного времени.

Поэтому, в 1945 году после окончания всех военных действий, был установлен оккупационный режим в Германии. На территории побежденной страны были введены американские, советские, французские и британские войска. Таким образом, Германия была расчленена на 4 оккупационные зоны, каждая из которых была подконтрольна одной из стран-победительниц. После раздела Германии на зоны оккупации был учрежден Контрольный Совет, в состав которого входили представители Англии, Соединенных Штатов Америки, Советского Союза и Франции. Контрольный Совет созывался только по важным вопросам, касающимся судьбы всего государства. Вопросы местного значения решали администрации на местах, возглавляемые американцами, французами, советскими гражданами и англичанами.

Страны-победительницы поставили перед собой следующие цели раздела Германии на зоны оккупации:

  1. Провести полную демилитаризацию страны – ликвидацию всех вооружений, военной техники, военной промышленности. Сразу после окончания войны Советский Союз и США разделили между собой немецкий флот, вывезли большое количество военной техники. В дальнейшем, страны-победительницы договорились о перестройке немецких военных заводов на мирный лад, вывозе промышленного оборудования с территорий Германии.
  2. Осуществить денацификацию – искоренение нацизма. Страны антигитлеровской коалиции стремились ликвидировать НСДАП (Национал-социалистическую немецкую рабочую партию), привлечь к ответственности нацистских преступников, организовать комиссию по расследованию «степени виновности» подозреваемых. В высшей степени виновных в военных преступлениях немцев впоследствии отдали под суд, у остальных конфисковали имущество, наложили штрафы, ограничили в правах.
  3. Провести демонополизацию. Опасаясь, что Германия после восстановления экономики снова встанет на путь войны, страны-победительницы поставили перед собой цель – разрушить все крупные немецкие монополии, поставить немецкую экономику в зависимость от иностранных государств.
  4. Реализовать демократизацию – утверждение демократических принципов в немецком обществе. Демократия противопоставлялась тоталитарному нацистскому режиму и его принципам, поэтому с ее помощью страны-победительницы надеялись «очистить умы немцев» от национализма и других агрессивных идеологий.

Эти четыре главные цели прозвали планом четырех-Д, все они были реализованы, но по-разному в различных зонах оккупации.

Антидемократические режимы

Не все государства преодолевали послевоенную разруху и мировой экономический кризис путем проведения социальных реформ, утверждения принципов демократии. В некоторых странах сложились антидемократические политические режимы — авторитаризм и тоталитаризм. На первый взгляд эти режимы схожи между собой, однако между ними есть серьезные отличия.

Тоталитаризм – это политический режим, при котором государственная власть устанавливает полный всеохватный контроль над всеми сферами жизни общества: экономикой, политикой, культурой, религией, частной жизнью граждан. Основа любого тоталитарного режима – идеология, будь то коммунизм, нацизм, фашизм.

Запоминаем новые слова!

Коммунизм – идеология, согласно которой частная собственность порождает классовые противоречия, приводит к эксплуатации одного человека другим человеком.

Нацизм – это идеология, представляющая собой одну из форм фашизма, основанная на идее деления всего мира на чистую арийскую расу и все остальные низшие нечистые расы, которые подлежат уничтожению или порабощению.

Фашизм — это идеология, основанная на презрении к демократическим принципам, национализме и политике агрессивных войн, признании необходимости подчинения интересов отдельной личности интересам государства.

Признаки тоталитаризма:

  1. Вмешательство власти во все сферы жизни общества — культуру, политику, экономику, религию, включая личную жизнь граждан государства.
  2. Подчинение всего народонаселения одной идеологии, с помощью которой создается «новый тип людей» — мыслящих, думающих, действующих так, как того требует государство.
  3. Страной руководит диктатор, который создает из себя образ непогрешимого, идеального, всемогущего лидера, который не совершает ошибок.
  4. Замена рыночных отношений, основанных на свободной конкуренции, государственным экономическим планированием.
  5. Однопартийность – у власти одна единственная партия, оппозиция при этом отсутствует.
  6. Всевластие тайной полиции, разыскивающей и жестко наказывающей недовольных режимом людей, поощрение среди народонаселения доносительства.

В 20-30 годы политический тоталитаризм сложился в Советской России, Германии и Италии, изначально он был способом преодоления послевоенной разрухи, экономического упадка, но затем стал мощнейшим инструментом для установления тотального контроля государства над обществом. Несмотря на общие признаки, тоталитарные режимы СССР, Германии и Италии несколько отличались между собой.

Авторитаризм – политический режим, при котором власть в государстве принадлежит одному единственному человеку, провозгласившему себя вождем, лидером, диктатором. При этом участие народонаселения в политической жизни государства сводится к минимуму.

После Первой мировой войны авторитарные режимы были установлены в Польше, Португалии, Испании, в большинстве стран Латинской Америки.

Авторитаризм, во многом похож на тоталитарный политический режим, однако он имеет ряд отличий:

  • В авторитарном государстве,несмотря на то, что доминирует официальная идеология, допускаются другие идейные течения.
  • Государство не вмешивается в личную жизнь своих граждан.
  • Тотальный контроль власти не распространяется на культурную жизнь и религию.
  • Несмотря на то, что государством правит одна единственная партия, допускается наличие оппозиции.
  • Власть опирается на силу, однако массовых репрессий, как при тоталитарном режиме, не происходит.

Таким образом, авторитаризм занимает промежуточное положение между демократией и тоталитаризмом, представляет собой некую смягченную версию тоталитарного политического режима.

Президент и его полномочия

Бундеспрезидент считается главой Германии и может быть избран только на один или два срока протяженностью пять лет, последовательных друг за другом. Президент выбирается федеральным собранием, которое формируется председателем бундестага и состоит из представителей нижней палаты парламента и такого же количества членов, выбираемых законодательными органами земель. В ситуации недееспособности президента или его ухода из жизни полномочия осуществляются председателем верхней палаты парламента. Полномочия бундеспрезидента:

  • представление кандидатуры канцлера на заседании бундестага;
  • роспуск бундестага по решению канцлера, если он не выигрывает голосование;
  • назначение офицеров вооруженных сил государства;
  • помилование преступников.

Итак, отметим, что в Германии президент лишь формально является первым лицом государства. В реальности страной управляет правительство и канцлер. Президента Германии нередко сравнивают с королевой Великобритании, потому что у него в основном представительские, а не управляющие функции. Он формально назначает и увольняет министров, но все предложения о ротации кадров в государстве исходят от канцлера, кандидатуру которого вносит в парламент президент, но, опять же, с подачи партии или партий, которые договорились сформировать действующее правительство.

Главнокомандующий в стране тоже не президент, а министр обороны в мирное время или канцлер в случае вступления государства в военные конфликты. Что президент может? Он может помиловать, но он не может объявить амнистию в стране. Еще он может не завизировать какой-либо федеральный закон. К сожалению или к счастью, подобных случаев было всего несколько за всю историю современного государства. Действующий президент, Франк-Вальтер Штайнмайер, по политическим взглядам социал-демократ. Несмотря на все написанное выше, вокруг выдвижения очередной кандидатуры президента часто разворачиваются интриги и ожесточенная борьба за власть. Канцлер Меркель долго не соглашалась ни на кандидатуру Штайнмайера, ни на его предшественника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector