Оружейная палата

Как попасть на экскурсию в Кремль

В Московском Кремле готовят групповые и индивидуальные, обзорные и тематические программы.

Самые интересные экскурсии для индивидуальных посетителей:

  • обзорная по Кремлю — 1100 руб. для взрослых и 900 руб. для детей 7–18 лет.
  • по Государственной Оружейной палате — 1400 руб. для взрослых и 900 руб. для детей 7–18 лет.

Обе программы длятся по 1,5 часа. Присоединиться к ним предложат в кассах. Группы формируются каждые полчаса-час. Чтобы забронировать тур заранее на официальном сайте музейного комплекса, выберите опцию «билет с экскурсией».

Попасть в Большой Кремлевский дворец и Грановитую палату можно только через турагентства, которые самостоятельно набирают группы. Цена — от 5000 руб.

Московский Кремль — история и архитектура

Первое упоминание о Москве встречается в летописи и относится к 1147 году.  В 1156 году на берегу Москвы-реки и устья реки Неглинной были построены первые деревянные стены. Русь в то время была разъединена на отдельные княжества, поэтому не смогла в 1238 году устоять от нашествия татаро-монгольского ига. Москва была разорена, а Кремль сожжен.

В период правления Ивана Калиты Московское княжество было укреплено и Кремль перестроен. Сооружены каменные церкви, соборы и крепкие дубовые стены. По указу князя Димитрия Донского, внука Ивана Калиты, в 1367 году возводятся белокаменные стены и башни. Москву стали называть белокаменной. При великом князе Иване III расширяется территория Кремля, был вырыт ров вокруг стен. Совместно с иностранными зодчими строятся Успенский и Благовещенский храмы, Грановитая палата и колокольня Ивана Великого (дозорная башня). Был заложен Архангельский храм. С расцветом культуры и архитектуры в 17 веке преображаются и постройки Кремля. На Кремлевских башнях появились высокие кирпичные шатры с черепичными покрытиями и позолоченными флюгерами.

В начале 18 века по указу Петра I заложено здание Арсенала. С переносом столицы в Петербург Кремль оставался в заброшенном состоянии. Почти все деревянные строения были уничтожены пожарами и не восстанавливались.

Только со 2-ой половины 18 века началось его возведение. По проекту архитектора М. Ф. Казакова строится здание Сената. Под руководством архитектора Ивана Еготова было сооружено первое здание для Оружейной палаты. Во время войны 1812 года Наполеон при отступлении решил взорвать Кремль. Только благодаря мужеству москвичей, он был чудом спасен. Вскоре все поврежденные его постройки были восстановлены.

В 1917 году взятием Кремля была завершена революция в Москве. Сюда в марте 1918 года из Петрограда переехало Советское правительство. В наши дни здесь находится резиденция Президента России.

На территории Кремля Москвы создан Государственный музейный комплекс, включающий в себя Оружейную палату и храмы (Успенский, Архангельский и Благовещенский), церковь Ризоположения и Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов, ансамбль колокольни Ивана Великого, а также коллекции артиллерийских орудий и колоколов. Комплекс Кремля и Красной площади в 1990 году были включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО как один из выдающихся исторических памятников планеты.

АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР

В 1505 г. скончался Иван III. Его последним деянием стала закладка на Соборной площади нового храма, который бы стал его усыпальницей. Заканчивать собор пришлось его второму сыну Василию, который, не слишком полагаясь на собственные таланты, не столько проводил свои начинания, сколько завершал отцовские замыслы. И в этом преуспел. Через три года после смерти Ивана III собор был готов и освящен во имя Архистратига Михаила. Туда перенесли все мощи прародителей великого князя, присоединив к ним прах Ивана III. С этого почтительного жеста и началось княжение Василия. C тех пор внешне собор мало изменился.

Одним из последних погребений в его истории стало помещение сюда останков Ивана Алексеевича, брата Петра I. После этого царей стали хоронить в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Единственным исключением в 1730 г. стал Петр II, скоропостижно скончавшийся в Москве. Дальнейшая участь храма повторила судьбу всех кремлевских соборов: в 1917 г. он пострадал при обстреле большевиками, после чего был закрыт, а ценности расхищены (реквизированы) новой властью.

Когда сносился Вознесенский монастырь, в подклет собора перенесли 35 усыпальниц русских цариц и великих княгинь, до того хранившихся в уничтоженной обители. С 1955 г. собор функционирует в качестве музея.

Услуги

Оружейная палата предлагает своим посетителям уникальную возможность: каждый из них может воспользоваться уникальным аудиогидом. Он выдается посетителям без дополнительной платы и позволяет не только увидеть весь план музея, но и индивидуально прослушать информацию о любом выставленном экспонате. Обычно отведенного на экскурсию времени — полутора часов — не хватает человеку, чтоб успеть спокойно осмотреть все сокровища Оружейной палаты. А уж о том, чтобы узнать о них все интересующие сведения, и говорить не приходится. Поэтому многие посетители последние залы зачастую осматривают только беглым взглядом.

Но теперь на помощь тем, кого заинтересовал музей-сокровищница, пришел карманный персональный компьютер — электронный путеводитель. Человек может вывести на дисплей не только планировку этажей и залов Оружейной палаты, но и изображения всех витрин и расположенных в них экспонатов, а также в спокойных условиях прослушать о них полную информацию.

На коне

Отдельный зал и не самый маленький по площади отдан коллекции конского убранства, которая не имеет аналогов в мире. Ни у кого нет такой, а у нас она сохранилась, благодаря традициям сохранять все царское. Привозят, например, дары покоренные турки Екатерине II из своей сокровищницы, а она велит их везти на хранение. Седла, попоны, сбруя, другие украшения в золоте и драгоценностях, одно только перо для всадника, усыпанное бриллиантами, могло кормить и поить весь двор в течение года — все складировалось в Конюшенную казну. Кроме, разумеется, породистых скакунов. Среди турецких подарков оказалось серебряное ведро начало XVII века, которое царица получила в дар полтора столетия спустя.

Накопилось много ценного и из предметов, созданных в собственных мастерских. Это седла в оправах, украшенных дорогими камнями, позолоченные уздечки, попоны и покрывала из дорогих тканей, расшитые золотом, различные украшения для коней по богатству не уступающие королевским ювелирным изделиям.

Самым ранним в этой коллекции является седло Ивана Грозного из красного бархата, прекрасно сохранившим яркость цвета, украшенный золотыми вкраплениями, серебром, сапфирами и другими камнями, с чеканной вставкой и расшитый золотыми нитями. Историки утверждают, что он был большим любителем покрасоваться верхом и был талантливым полководцем.

Недаром Конюшенная казна занимала важное место в ряду государственных сокровищниц. Ее штат в XVII веке состоял из семисот человек, содержащих более 40 тысяч лошадей

Из них 150-т предназначались для царя, еще столько же для царской семьи, остальные для послов. В парадных выездах участвовали три тысячи лошадей элитных пород. Но большинство – конница для военных походов.

Не уступает по уникальности и коллекция экипажей, в которых венценосные пассажиры пересекали границы Кремля. Их двадцать четыре, начиная от созданных в XVI веке колымаг, возивших исключительно царей и представителей церкви (только через столетие в конные повозки могли сесть бояре и прочая знать), до карет, какие мы все видим в фильмах о том времени. Все они имеют определенные названия, конструкцию, назначения и отражают дух времени. Петербургские мастера сделали двухместную карету для Анны Иоановны в стиле барокко, а ее последовательница Елизавета Петровна выезжала в венской карете, отмеченной рококо. Элегантные четырехместные кареты появились во времена правления Екатерины II: зимой она выезжала в экипаже, созданном в Берлине, а летом пользовалась английской коляской. Этот летний открытый экипаж ей подарил граф Орлов. Знатоки называют ее шедевром каретного искусства того времени. Она необычна по исполнению: это чисто женский вариант — ее кузов напоминает то ли гондолу, то ли крылья птицы, то ли открытую морскую раковину. В общем, на этой жемчужине коллекции поднимали придорожную пыль и последующие правители. Несмотря на то, что они были мужчинами.

Увидеть можно экипажи для парадных выездов мастеров и других европейских центров — Парижа и Вены. Французский вариант принадлежал дочери Петра I. Это изящная, легкая, сверкающая золотом на солнце, в росписи из нимф карета. Елизавете Петровне принадлежали и две кареты венских мастеров, одна из которых роскошный подарок графа Разумовского.

На месте Конюшенного приказа и стоит современное здание музея.

Революция, гражданская война и Великая Отечественная повлияли на сохранность многих экспонатов. Часть коллекции (исключая кареты и некоторые иконы) была эвакуирована в Свердловск летом 1941 года, но, несмотря на тяжесть времени и сложность дороги, пережила все это время благополучно. Волнений у хранителей, сопровождавших сокровища, было предостаточно. А как только они вернулись в Москву, был уже готов проект новой экспозиции. Через полтора месяца, весной 1945 года, в залах проводили экскурсии для участников Парада Победы, одним из которых был будущий президент США Эйзенхауэр.

Несмотря на большой интерес и положительные отзывы от деятелей культуры и искусств об экспозиции, выставочные площадки Кремля открыли для массового посещения только в 1955 году. Через пять лет Оружейная палата официально вошла в его состав, а еще через два года открылся филиал в Патриарших кремлевских палатах как Музей прикладного искусства. В самом же здании Оружейной палаты вот уже полвека работает постоянная выставка Алмазного фонда.

Экспонаты

Залы музея постоянно пополнялись различными военными и героическими трофеями, царскими драгоценностями, ценными экспонатами, подаренными музею.

На первом этаже музея можно увидеть коллекцию карет, среди которых экипаж Бориса Годунова, а также коляска императрицы Екатерины II. В выставочных витринах расположены различные царские украшения и наряды различных эпох.

Одним из самых известных экспонатов, представленных в Оружейной палате, является шапка Мономаха. Она украшена различными драгоценностями и мехом соболя. Она являлась одним из символов и олицетворением власти многих царей и императоров.

В музее представлено множество военных регалий и трофеев различных сражений и битв, а именно щиты, знамена и мечи.

Отдельный зал отведен под коллекции ювелирных изделий, которые были подарены государству иностранными послами.

Некоторые залы богаты изделиями прикладного характера, декоративного искусства, которые знакомят посетителей с историей отношений России во внешней политики. Многие экспонаты являются подарками английских, голландских и иных иностранных послов.

Сокровищницей всей экспозиции является выставка работ Фаберже, которая привлекает свое внимание величественностью и роскошью. В Оружейной палате представлено 10 яиц из коллекции великого Дома, которые были подарены женам императора

Оружейная палата известна во всем мире своим культурным богатым наследием и роскошью сокровищницы. Она хранит в себе многовековую историю великого государства, знакомит желающих с культурой и дворянским бытом империи.

Залы Оружейной палаты Московского Кремля

  • В первых двух залах представлены русские золотые и серебряные изделия. В первом — 12–17 веков, во втором — 17 – начала 20 века.
  • В залах 3 и 4 представлено парадное вооружение. В 3 зале выставлено европейское и восточное парадное вооружение 15–19 веков, а в зале 4 — русское вооружение 12 – начала 19 века.
  • В зале 5 представлено западно-европейское серебро 13–19 веков.
  • В зале 6 — драгоценные ткани и шитье 14–18 веков и светский костюм 16 – начала 20 века.
  • В зале 7 — древние государственные регалии и предметы парадных церемоний 13–18 веков.
  • В зале 8 представлены предметы конского убранства 13–18 веков.
  • В 9 зале Вы увидите экипажи, которые всегда вызывают восторг посетителей.

Посетители музея, могут воспользоваться аудиогидом, который выдаётся бесплатно и позволит увидеть план музея и прослушать информацию об экспонатах. Обычно отведенного времени (полтора часа) не хватает, чтоб спокойно осмотреть все экспонаты и прослушать информацию о них. Часто последние залы осматриваются беглым взглядом.

Оружейная палата Московского Кремля — это настоящая сокровищница, в которой собраны ценные исторически значимые экспонаты,  созданные в кремлевских мастерских, а также полученных в дар русскими царями от послов иностранных государств.  Самые красивые и ценные предметы находятся в Алмазном Фонде, расположенном рядом.

Режим работы

Посещение музея организовано полуторачасовыми сеансами 4 раза в день:

  • Часы работы: 10‑00; 12‑00; 14‑30; 16‑30 в любой день недели, кроме четверга.
  • Кассы открываются за 45 мин. до начала каждого сеанса.

Цена билета

  • Взрослый билет без скидок — 700 р.
  • Билет школьный, а также для пенсионеров — 200 р.
  • Дошкольники, военнослужащие‑срочники, ветераны, инвалиды и некоторые другие категории граждан имеют право бесплатного посещения.
  • В выходные и праздничные дни предлагаются семейные билеты — 200 р. на каждого члена семьи.

Адрес

Легче всего попасть в оружейную палату — добравшись с помощью метро. Ближайшими станциями являются «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина» и «Боровицкая». Здание музея расположено сразу же на подъёме от Боровицкой башни Кремля с левой стороны.

Тот, кто не помнит своей истории, не имеет будущего. Эта истина известна с древнейших времён и считается прописной, но почему‑то в разных странах и народах всегда находятся люди, пытающиеся забыть о ней и переписать историю по‑своему. Правда, до сих пор это мало кому удавалось — время и память людская в конце концов всё равно расставляют и заслуги, и просчёты на свои места, давая им объективную и непредвзятую оценку.

Видео-экскурсия по оружейным палатам

Соборная площадь

Я рекомендую прийти на Соборную площадь в субботу. С апреля по конец октября в 12:00 здесь проходит развод караулов Президентского полка — пешего и конного.

Зрелище потрясающее: на фоне старинных церквей играет оркестр и маршируют красавцы-военные. Они перестраиваются, показывают строевые приемы с оружием. Самый захватывающий момент — «конная карусель». 20-минутное представление проходит бесплатно для всех, кто находится на территории Кремля.

Далее расскажу о храмах и палатах Соборной площади. Знакомиться с ними будем по часовой стрелке.

Архангельский собор

  • Даты постройки: 1505–1508
  • Архитектор: итальянец Алевиз Новый

Врата Архангельского собора / фото автора

Первый каменный собор заложил на этом месте князь Иван Калита в 1333 году. Здание, которое дошло до наших дней, возвели в XVI веке.

Это не просто храм, а усыпальница царей и князей. Внутри 46 гробниц: погребены Иван Грозный и его сын, Михаил Романов и братья Петра I. Усыпальница Годунова стоит пустой: его останки вынесли из храма в 1605 году по приказу Лжедмитрия I, чтобы «не осквернять» церковь.

В южной пристройке храма посмотрите выставку, посвященную Вознесенскому женскому монастырю. Его основала Евдокия, жена Дмитрия Донского.

Благовещенский собор

  • Даты постройки: 1484–1489
  • Архитекторы: покровские мастера Кривцов и Мышкин

Благовещенский собор / фото автора

Благовещенскому храму более 500 лет. Первоначально он был квадратным и с тремя главками. Сейчас их девять.

Собор работает как музей. Спуститесь в подклет, там организовали экспозицию «Клады и древности Московского Кремля». Выставлены оружие, ювелирные изделия, денежные слитки — всего более 1500 экспонатов.

Раз в год, 7 апреля, в Благовещенском проходят патриаршее богослужение. С крыльца выпускают в небо белых голубок.

Грановитая палата

  • Даты постройки: 1487–1491
  • Архитекторы: Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари

Фрагмент облицовки Грановитой палаты / фото автора

У строения необычный фасад: его облицевали белым камнем, который обтесали на 4 грани. Поэтому палату и назвали Грановитой. Это самый древний церемониальный зал Москвы. Здесь проходили Земские Соборы и Боярские Думы.

Через парадное Красное крыльцо выходил царь. После революции крыльцо разобрали, чтобы построить партийную столовую. Восстановили только в 90-х годах, так что это — исторический новодел.

Церковь Ризоположения

  • Даты постройки: 1484–1485
  • Архитектор: неизвестен

Скромная Церковь Ризоположения выглядит миниатюрной, но в XV веке она была одной из крупнейших в Москве. У храма один купол. По архитектурным особенностям и облику он напоминает храм Покрова на Нерли.

В крытой галерее стоит посмотреть выставку деревянной скульптуры. В небольшой экспозиции представлены резные иконы, складни, кресты.

Успенский собор

  • Даты постройки: 1475–1479
  • Архитектор: Аристотель Фиораванти

Успенский собор Кремля / фото автора

С 1498 года в Успенском соборе венчали на царство, поэтому он считается главным в Кремле.

Южный фасад собора украшен изображением Богоматери Владимирской — копией иконы, которая хранилась в храме, а теперь перенесена в Третьяковскую галерею.

В храме сохранились росписи и иконостас XVII века. Одна из важнейших реликвий собора — Гвоздь Господень.

Патриаршие палаты и собор Двенадцати апостолов

  • Даты постройки: 1635–1656
  • Архитекторы: русские зодчие Огурцов и Константинов

Патриаршие палаты и Собор 12 апостолов. На заднем плане фрагмент Государственного Кремлевского Дворца / фото автора

Патриаршие палаты — редкий памятник гражданского зодчества. Их возвели по распоряжению патриарха Никона на месте более древних.

Поднимитесь на второй этаж, чтобы увидеть постоянную выставку, посвященную русской культуре XVII века. В экспозиции есть старинная мебель, предметы царской охоты, драгоценная посуда, золотое шитье.

В церкви Двенадцати апостолов работает выставка икон.

Колокольня Ивана Великого

  • Даты постройки: 1505–1508
  • Архитектор: итальянец Бон Фрязин

Колокольню возвели в память об Иване III. Столетие спустя по указу Бориса Годунова сооружение достроили. Оно стало самым высоким в Москве XVII века — 81 метр.

Всего здесь 22 колокола. Самый большой весит 64 тонны, самый древний — Медведь — отлит в 1501 году.

Подняться на колокольню разрешают только с мая по сентябрь. Выход на смотровую площадку строго по времени: 10:15, 11:30, 13:45, 15:00 и 16:00.

О лучших смотровых площадках Москвы читайте здесь.

Здание Арсенала

Пушка у здания Арсенала / фото автора

Когда вы пройдете через Троицкие ворота, слева будет лимонное здание Арсенала. До пожара 1701 года на его месте были амбары, в которых хранили запасы хлеба на случай осады.

Считается, что план Арсенала — тогда его называли Цейхгаузом — нарисовал Петр I. Он хотел сделать оружейный склад и музей военных трофеев. Вдоль здания стоят пушки всех мастей. Всего на территории Кремля их 875.

Подойти близко, чтобы рассмотреть архитектуру, не позволит охрана: внутри сейчас казармы Комендатуры Кремля. Дальше находится действующая Резиденция Президента, поэтому вход также запрещен.

Все остальные объекты находятся по правую руку.

Реликвии

Несмотря на свое название, музей хранит не только памятники, относящиеся к боевому арсеналу. Оружейная палата в Москве демонстрирует своим посетителям и государственные древние регалии, и церковную, и царскую парадную одежду. Здесь экспонируется одно из крупнейших в стране собраний золотых и серебряных изделий, принадлежащих русским мастерам, роскошные ткани, старинные экипажи царей и императоров, а также конское убранство.

Однако свое название Оружейная палата Кремля получила в первую очередь из-за того, что здесь, в мастерской, трудились специалисты, которые изготавливали удобное и легкое, обладающее высокими боевыми характеристиками оружие. Чуть позже к ней присоединилась и иконописная, в которой творили Ф. Зубов, С. Ушаков.

Здесь можно увидеть макет рыцаря, сидящего на лошади. Он закован в броню. Всего Оружейная палата выставляет около четырех тысяч уникальных предметов российского декоративно-прикладного искусства. Есть здесь экспонаты, привезенные из стран Европы. Их ценность принесла музею мировую известность.

Как купить билеты в Кремль

Вид на Троицкую башню с Троицкого моста / фото автора

Попасть в Кремль могут все желающие. Билетные кассы находятся в Александровском саду, в застекленном коричневом здании. Заранее билеты покупайте только на сайте . В противном случае нарветесь на мошенников или просто переплатите.

Какие бывают билеты в Кремль:

  • Билет в Кремлевский сквер стоит 250 руб. Вы проходите на территорию, любуетесь Царь-колоколом, Царь-Пушкой, старинными церквями. Но внутрь соборов не зайдете.
  • Билет на Соборную площадь обойдется в 1000 руб. с аудиогидом и в 700 руб. без него. Увидите все на территории, плюс экспозиции в палатах и соборах.
  • Билет в Оружейную палату стоит 1000 руб. По нему попасть на остальную территорию Кремля не получится: потребуют отдельный билет в Кремлевский сквер или на посещение Соборной площади.
  • Билет на колокольню «Иван Великий» стоит 350 руб. Его продают в кассах за 45 минут до начала сеанса. Точное расписание смотрите ниже.

Дети до 7 лет проходят бесплатно.

Алмазный фонд расположен на территории столичной крепости, но не имеет к музеям Кремля никакого отношения. Билеты стоят 800 руб. Они продаются в кассах № 4 и № 5 в Александровском саду и на официальном сайте gokhran.ru.

Кремль открыт в любой день, кроме четверга — это выходной.

Зимой музеи работают с 10:00 до 17:00. В летний период (с 15 мая по 30 сентября) на час дольше.

История создания

История возникновения Оружейной палаты относится к XVI веку, когда она принадлежала к царскому дворцу и в ней работали самые известные оружейных дел мастера и иконописцы.

В палате того времени работали и творили великие матера иконописи. Такие известные персоны как Симон Ушаков и Никита Давыдов принимали участие в создании сокровищницы. После того как мастерские перестали существовать в здании Оружейной палаты, здесь образовалось хранилище казны.

Преображение Оружейной палаты произошло во время правления императора Петра I. Он приказал реконструировать все помещения.

Открытие экспозиции произошло в начале XIX века, в 1806 году по приказу Александра I. Она стала действовать в качестве музея для высших сословий, дворянства. Для всех желающих вход был открыт лишь спустя столетие, в 1918 году.

Само здание Оружейной палаты представляет собой результат архитектурного замысла Константина Тона. Стилистика ориентирована на русскую культуру XVII века. Само здание имеет прямоугольную форму, но части его торцов закруглены. Весь внутренний интерьер был выполнен по приказам императора Николая I, который говорил о том, как должны быть расположены комнаты.

Алмазный фонд

Алмазный фонд — это выставка, которая находится в Оружейной палате, но принадлежит Гохрану. Сюда вы попадете только с экскурсией. Группы формируются каждые 20 минут.

В фонде собраны царские регалии, парадные украшения, природные алмазы. Всего 114 подлинных экспонатов. Например, карта России из бриллиантов и двухкилограммовая корона Российской империи, стоимость которой оценивают почти в миллиард рублей.

Интереснейший экземпляр — безукоризненный алмаз Шах в 88,7 карат. Камень — подарок персидского принца русскому правительству. Есть версия, что принц преподнес его как компенсацию за убийство Грибоедова, автора «Горе от ума».

Буквально в нескольких метрах находится выход из Кремля через Боровицкие ворота.

Царь-Пушка

Царь-Пушка – один из самых узнаваемых памятников литейного искусства России. Располагается легендарное артиллерийское оружие напротив Церкви Двенадцати апостолов.

Царь-Пушка

Отлито орудие было в конце XVI века на Пушечном дворе знаменитым мастером Андреем Чоховым и предназначалось для защиты Кремля от неприятеля. Передвигать дуло нужно было при помощи четырёх канатов, прикреплённых к специальным «ручкам». Размер пушки впечатлил даже польских интервентов во время Смуты. Они писали, что оружие настолько большое, что солдаты могли прятаться в нём от дождя.

Масса Царь-Пушки впечатляет не меньше её грозного вида. Вес оружия составляет более 39 тонн! С Пушечного двора на постамент на Лобном месте Царь-Пушку тянули двести лошадей!

Красота оружия, богато украшенного памятными изображениями и надписями, восхищает по сей день. На постаменте около Царь-Пушки находятся декоративные ядра из чугуна весом почти по две тонны каждый. Внутри они полые, стрелять ими орудие не сможет. Эти ядра были отлиты значительно позже создания пушки, лишь в 1835 году.

Существует несколько точек зрения о происхождении имени Царь-Пушки: по размеру и по изображению царя Фёдора Иоанновича (около жерла).

Иногда считают, что, несмотря на свои размеры и устрашающий вид, Царь-Пушка никогда не стреляла. Это ошибочное мнение! Царь-Пушка была настоящим боевым оружием. Она могла стрелять как огромными ядрами, так и картечью (дробью). Во время исследований внутри дула были обнаружены следы пороха. Значит, Царь-Пушка хотя бы раз стреляла.

Расположение: около соборной площади внутри Кремля. Осмотр свободный

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector