Ханты-мансийск
Содержание:
[править] Источники
- Остяк
- Кулайская культура в гунно-сарматское время (II в. до н. э.—V в. н. э.)
- Кулайская культура в гунно-сарматское время Часть II
- В. А. Могильников, Формирование коренного населения Тюменского Обь-Иртышья
- Northwest Siberian Khanty and Mansi in the junction of West and East Eurasian gene pools as revealed by uniparental markers
- Genetic features of ancient West Siberian people of the Middle Ages, revealed by mitochondrial DNA haplogroup analysis
- Угорские княжества
- Казымское княжество
- А. Мельников, Военное дело таежных народов Западной Сибири
- С. 322
- СИБИРЬ ПЕРЕД ПРИСОЕДИНЕНИЕМ К РУССКОМУ ГОСУДАРСТВУ
- Продвижение русских в Зауралье
- Перевалова Е. В., 2000. Обдорские князья Тайшины (историко-этнографический очерк)
- Поход Ермака Тимофеевича и его гибель
- Головнев А. Говорящие культуры. С. 89 — 91
- КОДСКОЕ КНЯЖЕСТВО Большая российская энциклопедия
- Обдорское княжество — Государства мира
- Перевалова Е. В., 2000. Обдорские князья Тайшины (историко-этнографический очерк)
- См.: Бахрушин, С. Остяцкие и вогульские княжества в XVI—XVII веках. — Ленинград: Из-во народов Севера, 1935
- ФИЛОФЕЙ ЛЕЩИНСКИЙ
- СИБИРСКИЕ РЕФОРМЫ 1822 ГОДА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
- Казымское восстание
- Восстания на Ямале 1934 , 1943 гг.
- Животноводство и земледелие хантов и мансов
- Хозяйство традиционное обских угров
- Занятия и промыслы
- ВИДЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХАНТЫ: РЫБОЛОВСТВО, ОХОТА И ОЛЕНЕВОДСТВО
- Охота и рыболовство хантов и мансов
- См.: Бахрушин, С. Остяцкие и вогульские княжества в XVI—XVII веках. — Ленинград: Из-во народов Севера, 1935
- Поселения и жилища
- Ханты
- Как и где живут ханты и манси. — Про ханты и манси.
- Одежда хантов
- Кухня ханты: суп из рыбной муки. Рецепт в инфографике
- Как соль попала на стол ханты и манси
- Животноводство и земледелие хантов и мансов
- Кухня ханты и манси
- Цит. по: Бахрушин, С. Остяцкие и вогульские княжества в XVI—XVII веках. — Ленинград: Из-во народов Севера, 1935
- Родственные отношения ханты
- Пор — Культурное наследие Югры
- Успенская С. С., ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ НАРОДА ХАНТЫ В ФОЛЬКЛОРЕ И ТРАДИЦИОННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ
- Дрянкова О. О., СЕМЬЯ У ХАНТОВ В КОНЦЕ XVIII — ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА. С. 16
- Бахрушин, С. Остяцкие и вогульские княжества в XVI—XVII веках. — Ленинград: Из-во народов Севера, 1935
- Бахрушин, С. Остяцкие и вогульские княжества в XVI—XVII веках. — Ленинград: Из-во народов Севера, 1935
- Сибирские князья и дружина
- А. Мельников, Военное дело таежных народов Западной Сибири
- В. М. КУЛЕМЗИН, Н. В.ЛУКИНА, Знакомьтесь: ХАНТЫ
- Тумран — костяной хомус народа ханты
- Традиционный музыкальный инструмент хантов
- МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
- Хантыйский язык
- Тамга — Культурное наследие Югры
- Подробная информация о хантыйском языке
- Проблемы хантыйской письменности и пути ее совершенствования обсудили в Ханты-Мансийске
- Хантыйский язык
- Создание мира (мифы хантов)
- Небесный бог Нум-Торум
- Обитатели Нижнего мира
- Мир-суснэ-хум, Мир-шэтиви-хо
- Огонь и божество огня
- Медвежий праздник
- Ханты — Коренные народы Ямало-Ненецкого автономного округа
- Верования традиционные (ханты)
- Ханты и манси тоже когда-то были мусульманами
- ФИЛОФЕЙ ЛЕЩИНСКИЙ
История
Земли Сибири издревле были заселены северными народами со своими поверьями, православие тут распространилось с русскими переселенцами, но устойчивые языческие поверья тут все еще распространены повсеместно. Ханты-Мансийск с 50-х годов относился к Тобольско-Тюменской епархии, которая пережила годы репрессий в СССР.
Церковь Покрова Богородицы в Ханты-Мансийске
Весной 2011 года решением Священного Синода была выделена отдельная и самостоятельная Ханты-Мансийская епархия, границы которой полностью совпали с одноименным автономным округом. Архиерей новообразованной единицы носит титул Ханты-Мансийского и Сургутского, а кафедральным городом (здесь располагается кафедра архиепископа) стал Ханты-Мансийск.
Спустя пару месяцев, осенью этого же года, в Югру были доставлены мощи святителя Нектария — он служил в чине архиепископа Сибирского и Тобольского в Нило-Столобенской пустоши. После смерти он стал покровителем новой епархии и 5 ноября здесь отмечают день его памяти.
Главной целью священнослужителей епархии является не только восстановление заброшенных и разрушенных храмов в период СССР (восстановлено 4 самых старых собора области), но и активная евангелизация местному северному населению.
Храм Георгия Победоносца в Сургуте, ХМАО
В 2013 году силами епархии в Сургуте был возведен Георгиевский храмовый комплекс, который включает в себя большой реабилитационный центр и детскую площадку. В этом же году реставрировали уникальную в России часовню-маяк святого Николая, которая стоит в месте слиянии двух крупных сибирских рек — Оби и Иртыша.
Ход занятия.
Педагог:
— Где живут народы ханты и манси живут (они на родовых угодьях /стойбищах/).
-Назовите виды деятельности народов ханты и манси? (пасут оленьи стада, запасаются грибами, ягодами, ловят рыбу, охотятся на дичь и животных).
— Ребята, скажите какие праздники вы любите праздновать? У народов ханты и манси тоже есть свои национальные праздники.
— Сегодня мы будем говорить о праздниках народов ханты и манси.
— Первым праздником по календарю обских угров является Вурна Хатл или Вороний день. Прилет вороны связывается с приходом весны и тепла, ведь именно вороны прилетают первыми, начинают вить гнезда и громко каркают, пробуждая природу. В этот день нельзя шить, рубить лес, колоть дрова. На ветки березы вешают связки калачей и баранок. Также на ветки деревьев повязывают лоскутки из ткани с завязанными в них монетами, желая близким людям всего наилучшего в жизни.
— Народы Севера считают ворону священной птицей, покровительницей детей и женщин.На реке Сосьве записана такая песня: С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с талыми гнилушками (из их люлек) я присяду. Замерзшие руки свои отогрею, замерзшие ноги свои отогрею. Долго живущие девочки пусть родятся, долго живущие мальчики пусть родятся!», именно поэтому гнилушки, которые насыпают в люльку младенцам, никогда не выбрасывают, а складывают в специальное место за домом, для того, что бы ворона грела там лапки и охраняла детей, живущих в этом доме. Вороне посвящен специальный праздник. На праздник собираются пожилые женщины и девочки, готовится специальная ритуальная каша саламат.
Приложение № 1 картинки вороний праздник.
С почитанием воды связан еще один праздник ханты и манси. Он посвящен небольшой узкой лодке, выдолбленной из кедра или осины и называемой обласом. Еще с древних времен ее почитали и в середине лета устраивали в честь нее веселый спортивный праздник. Гвоздь праздника Обласа – гонки на обласах, управлять которыми очень сложно. Кроме того, мужчины состязаются в борьбе, слегка напоминающей самбо. Женщины выясняют, кто из них самая ловкая и сильная, игрой в палочку.
Приложение № 2 картинки праздник обласа.
— В культуре ханты и манси медведь считается священным зверем и младшим «братцем» человека. Поэтому одним из традиционных праздников является Медвежий праздник или Медвежьи игрища, которые длятся 4-5 дней. По традиционным воззрениям ханты и манси, убитый во время охоты медведь остается «живым». Добыча его оборачивается всеобщим праздником и весельем – приездом желанного «гостя» в дом охотника. Медведя вносят в дом и обряжают – глаза и нос закрывают берестяными кружками или металлическими пуговицами, на голову надевают шапку и пояс, лапы украшают бусами или кольцами. Выставляется угощение – хлеб, рыба, ягоды, вино. Съезжаются все родственники и соседи.На медвежьих игрищах исполняется до 300 номеров: песен, танцев, сценок, кукольных представлений. Затем убитого медведя делят на части, варят и едят.
Приложение № 3 картинки медвежий праздник.
Праздник трясогуски.
— По преданьям ханты и манси трясогузка довольная, что вернулась на родину, то взлетает коротким взлетом, то садится, потряхивает хвостиком, вертит головой, показывая то один глаз бусинку, то другой. Пританцовывает под музыку звонких ручейков. Коротким щебетом славят желанную весну, большой свет, белые ночи. Стряхивает с крылышек тепло, принесенное с южных краев.
Прилетела первая весенняя птица – трясогузка! Прилетела священная пташка – зима не вернется. Больше зиме, не морозить нас.
Физминутка «Трясогузка»
Трясогузка вправо полетела, помахала крылышком- правую руку вытянули, помахали
Трясогузка влево полетела, помахала крылышками — левую руку вытянули, помахали
Взмыла трясогузка в высоту- руки поднимают вверх, машут
Полетела в гости к детям за версту – побежали по кругу
СТИХОТВОРЕНИЯ О ТРЯСОГУЗКИ.
— Ребята вам понравились праздники народов ханты и манси?
— Похожи эти праздники на наши? Правильно все праздники народов ханты и манси связаны с природой птицами и животными, которых они почитают.
— На всех праздниках ханты и манси поют песни, танцуют, соревнуются в ловкости и силе, играют в национальные игры. Я предлагаю вам поиграть в игры ханты и манси. Хотите?
Приложение № 4. Игры народов ханты и манси.
Итог: Ребята, скажите какие праздники хантов и манси вам понравились и почему? Что вам еще запомнилось на занятии? В какие игры этих народов вы бы хотели поиграть со своими друзьями? До свиданья!
Это два разных народа
Несмотря на безусловное родство, которое выражается в схожести языков и многих обрядов, ханты и манси – разные народы. Но так уж повелось, что колонизаторам Западной Сибири, представлявшим интересы Российской империи, было не до выявления этнографических различий. Жителей Югры упоминали всех скопом и в официальных документах, и в научных исследованиях. Такой подход привел к возникновению Ханты-Мансийского автономного округа.
Общее название, которое ученые придумали, чтобы оправдать объединение двух народов, звучит как «обские угры». Поскольку эти люди живут в бассейне Оби и относятся к финно-угорским народам. Кстати, их ближайшими родственниками, по мнению лингвистов, являются венгры (мадьяры). Хантыйский, мансийский и венгерский входят угорскую группу уральской языковой семьи.
Считается, что этногенез двух коренных народов Западной Сибири произошел на Урале в результате смешения местных жителей, обитавших на этих землях с эпохи неолита, и финно-угорских племен, пришедших с юга. Затем и ханты, и манси были вытеснены на северо-восток воинственными соседями.
Главным отличием двух вышеупомянутых народов друг от друга является их образ жизни. Манси (вогулы) – это оленеводы-кочевники, населяющие тундру. Их быт соответствует основному занятию. Хотя они также промышляют охотой, добыча пушного зверя никогда не являлась для них главным источником дохода.
Ханты (остяки) живут в тайге и по берегам Оби, Иртыша, а также их притоков. Они – умелые охотники и рыбаки. Изначально эти люди жили лишь промыслом, а также собирали то, что дает лес. Поэтому среди хантов культ поклонения духам деревьев развит не меньше, чем почитание тотемных животных. Впрочем, начиная с XIX века, многие ханты занялись оленеводством.
Среда обитания и основной вид деятельности у вогулов и остяков, как их называли раньше, различны, а значит и жизненный уклад – другой.
Согласно переписи населения России 2010 года, численность народа ханты превышает 30 тысяч человек, манси намного меньше – всего около 12 тысяч представителей.
Жилье
Чум – традиционное жилище ханты и манси. Коническую постройку с деревянным каркасом очень удобно перевозить. Установка дома занимала у кочевников около 40 минут. Внутреннее убранство чума:
- Шест. Главный элемент дома состоял из 20-30 жердей. Он был очень прочным и не прогибался под тяжестью покрытия и снега.
- Очаг. Его располагали точно под верхушкой жилища. Огонь считали живым существом. Когда хозяйка шила новое платье, она обязательно отрезала кусок ткани и бросала в очаг.
- Спальные места. В жилище пространство четко разграничено. Почетное место предназначалось для гостей, дальше к двери располагались члены семьи. Причем мужское население размещалось ближе к очагу, а женское – к выходу.
Чум
Древние верования народов
Эти два народа верят в языческих божеств. С приходом и принятием христианства ханты и манси перенесли статуи идолов в леса.
Они преклоняются перед:
- деревьями;
- духами природы;
- тотемами зверей;
- усопшими праотцами.
Жертвоприношения иконам
Руководствуясь собственными обычаями, обские Угры мажут кровью губы святым.
В любой семье найдется православная икона. Их лики сравниваются с языческими богами. Когда в каком-либо деле человек нуждается в помощи, он ее просит у Николая Чудотворца. Для хантов и манси он олицетворяет верховное божество — Нум-Торума. Калтась-эква — Богоматерь, она же богиня земли. Такое смешение религий не удалось побороть христианским священникам.
Медвежий праздник
Обские Угры верят в то, что они произошли от медведей. Это животное для них — тотем. Но убить его считается в порядке вещей. Когда медведь добыт, празднуют все жители.
Обряд с животным:
- добыта медведица — празднуют 4 дня, если самец — 5 дней;
- разделывают животное — снимают шкуру при всей деревне;
- передние лапы не трогают — между ними укладывают отрезанную голову;
- на самца одевают намордник из белого слоя коры березы, на глаза вешают серебряные монеты;
- голову самки украшают платком, шею обматывают бисерными бусами.
В любом доме можно увидеть медвежью шкуру. Охота на этого зверя ведется постоянно.
Во время праздника:
- едят мясо медведя и блюда народной кухни;
- распевают ритуальные песни;
- организуют выступления в забавной форме;
- танцуют.
Актеры — только мужчины, исполняющие и женские роли тоже. Всеми обрядами они снимают вину за убийство животного.
Традиция кровной мести
У этих народов считается нормальным, если целые династии воюют друг с другом. Когда убит родственник, расплачивается вся семья преступника.
Традиция распространяется и на медведей. Когда животное убивает своего охотника, то родственник покойного обязан отомстить. Добытое тело косолапого убийцы принято сжигать.
В таком случае не приняты:
- гулянья;
- обряды;
- его поедание.
Убить такого зверя — честь.
Почитание духов природы
Поклонение стихиям природы — древнейшее верование этих народов. Вся природа является живой. Когда требуется срубить дерево — просят прощения.
К признакам жизненной силы природы относятся:
- дыхание;
- движение;
- рост.
Например, сухое дерево считается мертвым. Снег, летящий с неба, — живой, а упавший на землю — умерший. Сила жизни селится в камни, форма которых похожа на человека или животного.
У этих народов ритуальное общение с духами. Разговаривать с ними помогает шаман. Ханты и манси почитают лесных и водных духов.
Воздушное погребение
Воздушное погребение — древняя религиозная традиция. Она практиковалась до XX века. Так хоронили только мужчин, женщин же придавали земле. Тело усопшего вешали на специальном карнизе или укладывали на самодельной возвышенности.
Это делали, чтобы придать тело:
- воздуху;
- духу;
- свету;
- дереву.
С помощью обряда душа улетает для перерождения и дальнейшего воплощения на земле.
Так же погребали мертвых:
- индейцы в Северной Америке;
- грузины;
- абхазо-адыги;
- японцы.
Еда
Основным питанием хантов всегда являлось мясо диких животных и оленей. Его употребляли во всех видах. Мясо варили, запекали, вялили, солили, ели сырым. Употребляется кровь животных, которая считается очень питательной. Мясо придает силы и энергию. Рацион немного разбавляется растительными продуктами: ягодами, кедровыми орехами, корешками. После закалывания оленя его разделывали и сразу начинали есть. Это считалось деликатесным блюдом. От туши отрезают кусок, обмакивают в теплую кровь и едят. После контактов с русскими у хантов распространился обычай есть хлеб. Его готовят разными способами. Делают обычный хлеб, также его выпекают с икрой, оленьей кровью. Тесто замешивается на рыбном бульоне.
Большую часть питания составляет рыба. Ее вялят, коптят, жарят, делают строганину (свежемороженая сырая рыба, нарезаемая тонкими полосками). Деликатесное блюдо — филе из рыбы красных пород, смешанное с ягодами, заправленное рыбьим жиром. Распространенный способ заготовки на зиму — юкола. Это вялено-сушеная потрошенная тушка, мясо которой нарезают квадратами. Рыбу рядами вывешивают на солнце, где она находится несколько дней. В качестве напитков употребляется чай, оленье молоко.
История хантов
Сведения о происхождении хантийского народа ученые черпают из археологических находок, изучения фольклорных традиций и лингвистических особенностей национальных говоров. Большинство версий о формировании хантов сводятся к гипотезе о смешении двух культур: угорских племен с уральским неолитом. Найденные остатки бытовых предметов(глиняная посуда, каменные орудия, украшения) указывают, что первоначально ханты проживали на склонах Уральских гор. В пещерах Пермского края археологи обнаружили древние капища. Язык хантов относится к финно-угорской ветви, а, следовательно, народ имел родственные отношения с другими северными племенами. Близость культуры хантов и манси подтверждает сходства в национальных говорах, предметах и укладе жизни, в народном творчестве. Более четырех веков назад предки хантов переселялись вдоль реки Обь в северном направлении. В тундре кочевники занимались животноводством, охотой, собирательством и сельским хозяйством (в южной стороне) Не обошлось и без конфликтов с соседскими племенами ненцов, татар. Чтобы противостоять нападкам чужих племен, ханты объединялись в крупные союзы. Таким образованием руководил княэп, вождь, главный в племени.
После падения Сибирского ханства северные территории отошли Московскому государству. Здесь возводят по приказу государя северные остроги. Временные укрепления в Сибири в дальнейшем превратились в города. На чужие земли было отправлено много русских жителей, что привело к увеличению населения в целом. Пришлые русичи описывали неизвестные племена, как страшные, варварские группы дикарей. Местные традиции и обряды сопровождались кровью, ритуальными песнопениями и шаманскими заклинаниями, что наводило страх на русских переселенцев. Экспансия русским населением вызвала смятение у коренных жителей. В бескрайней тундре возводили они крепости и образовывали волости. Однако, для управления землями и населением выбирался знатный представитель из хантов. Коренное население, в том числе ханты, составляли лишь часть от общего количества жителей. На сегодняшний день ханты (примерно 28 тысч человек) проживают в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах.
Жилище
В связи с полуоседлым образом жизни у хантов имелось 2 вида жилищ: постоянные и временные. Постоянными были зимние, в остальные времена года использовались переносные юрты облегченного типа. Их делали разной формы: конической, полусферической, с многоугольным основанием. Самым простым жилищем был чум конической формы. Строение держалось на наклонных жердях, одни концы которых связывали вместе, другие расставляли по кругу. Поверх укладывали бересту, закрепляли ее палками. Многоугольные юрты представляют собой более сложное сооружение. Обычно они состоят из стен-плетенок, установленных по периметру жилья. К ним крепят жерди, сходящиеся в центре под углом. Они образуют конусообразную крышу. Такие юрты покрывали войлоком или звериными шкурами. Кочевники оставались на одном месте какое-то время, затем складывали юрты и вещи на собачьи или оленьи упряжки и переезжали.
Зимние поселения были больше, чем летние, в них концентрировалась основная масса людей. Летние состояли из нескольких семей, занимающихся совместным промыслом. Наблюдается разнообразие зимних типов жилищ, в зависимости от региона и специфики занятий. Тундровые оленеводы жили в чумах, покрытых шкурами животных. Охотники на зимовье строили срубные домики в лесу. Капитальные зимние жилища представляли собой либо полуземлянки, либо деревянные дома. Первые углубляли в землю. Устанавливали каркасные стены, крышу конической формы или двускатную. Вторые делали из срубов. Рядом располагали навесы, амбары для хранения вещей, припасов. В настоящее время многие южные ханты живут в обычных поселках, построенных по типу русских. Часть этноса живет в традиционных национальных жилищах.
Жизнь
Основными занятиями хантов являются рыболовство, охота, скотоводство. Промыслы немного различаются в зависимости от локализации определенной группы. Для северных групп характерно упряжное собаководство, оленеводство, широко развит рыбный промысел. В южных районах распространено разведение крупного рогатого скота, овощеводство, земледелие. Олени в основном служат транспортом. На них удобно кочевать с места на место, перевозить чумы, тюки с вещами. В пищу используется оленье молоко и продукты из него. Шкуры идут на изготовление одежды, обуви. Для еды применяется мясо диких зверей, птиц. Охотятся на лосей, косуль, медведей. Большое значение имеет рыба. Ее заготавливают разными способами. Кроме того, летом занимаются собирательством. В пищу употребляются ягоды, орехи, съедобные растения.
Ханты всегда бережно относились к природе. Они никогда не убивали беременных самок или молодняк. Рыболовные сети имеют крупные ячейки, в которые проходит только взрослая рыба. Они осознают, что нужно дать природе восполнить ресурсы, нельзя уничтожать ее бездумно. Охотники почитали животных, на которых охотились. Был распространен ритуал жертвования божествам леса. Первого убитого животного отдавали им в дар. Для рыболовства использовались лодки, выдолбленные из дерева, для передвижения на дальние расстояния делали лодку большого размера с надстройкой из бересты.
Традиционными ремеслами для хантов являются:
- 1. Резьба по кости, дереву.
- 2. Изготовление берестяных изделий.
- 3. Плетение из травы, камыша, прутьев.
- 4. Кузнечное дело.
Береста имеет большое значение в быту хантов. Из нее делают разнообразную посуду, покрытие для летних чумов, поделки. Бересту вручную отдирают от дерева, затем длительное время варят в котлах. Для придания особой прочности ее пропитывают рыбьим жиром. Части изделий сшивают оленьими жилами или конскими волосами. На готовых листах вырезают узоры, делают аппликации, тиснения, раскрашивают. Посуду, различные предметы быта часто делали способом плетения. Для этого использовали тонкие прутья, корни кедра, камыш, ивовое лыко. Широко использовались в быту плетеные циновки. Ими застилали полы, украшали стены.
В производстве посуды, предметов интерьера использовали древесину кедра, лиственницы, березы. Из заготовки выдалбливали мякоть, оставляя тонкие стенки. Из дерева делали чашки, пиалы, ложки, корыта, поддоны. Такая утварь прочная и легкая, удобна для применения. Ханты знали литейное и кузнечное дело. Из металла ковали холодное оружие, инструменты, предметы религиозного культа. Женщины изготавливали ювелирные изделия. В формочку наливали жидкий металл, накладывали бересту, распределяли его по всей площади. Так делали ожерелья, подвески, браслеты.
Южные ханты знали ткачество. Из волокон крапивы ткали полотно для пошива нательной одежды. На рубашках вышивали шерстяными нитками геометрический орнамент. Некоторые мастерицы расшивали свои платья снизу доверху. Праздничную одежду, головные уборы декорировали бисером. В настоящее время распространено также плетение из бисера. Национальные костюмы принято украшать аппликацией. Она выполняется в виде полосок, образуя широкую цветную кайму. В одежде хантов используются синий, белый, красный цвета. Зеленый, желтый почти не применяют.
Промыслами занимаются мужчины, женщины ведут хозяйство, изготавливают одежду, обрабатывают шкуры для чумов. Муж — добытчик, защитник, ему подчиняются все члены семьи. Жену выбирают в первую очередь по физическим данным. Если она крепкого телосложения, проворная, работящая, такая женщина подходит для семейной жизни
Также обращали внимание на ее одежду. У мастериц были красивые костюмы, расшитые орнаментом, отделанные цветным мехом
Если одежда аккуратная, хорошо сшита, значит, женщина умеет работать, будет хорошей женой. Физическая красота достоинством не считалась. Жена должна помогать мужчине во всех делах, иначе в трудные годы семья может не выжить
Также была важной способность рожать детей. Это необходимо для продления рода
Жених также оценивался по его умению охотиться, добывать пищу. На его внешность никто не обращал внимания. Мужчина должен быть сильным, выносливым, чтобы прокормить семью.
[править] Ссылки
- Народы России — Ханты
- Охотники Западно-Сибирской тайги
- Мифы, предания, сказки хантов и манси
- Народ ханты
Более 10 млн человек | Русские |
---|---|
От 1 до 10 млн человек | Татары • Украинцы • Башкиры • Чуваши • Чеченцы • Армяне |
От 500 тысяч до 1 млн человек | Аварцы • Мордва • Казахи • Азербайджанцы • Даргинцы • Удмурты • Марийцы • Осетины • Белорусы • Кабардинцы • Кумыки |
От 200 тысяч до 500 тысяч человек | Якуты • Лезгины • Буряты • Ингуши • Немцы • Узбеки • Тувинцы • Крымские татары • Коми-зыряне • Карачаевцы • Цыгане • Таджики |
От 100 тысяч до 200 тысяч человек | Калмыки • Лакцы • Грузины • Евреи • Молдаване • Корейцы • Табасараны • Адыгейцы • Балкарцы • Турки • Ногайцы • Киргизы |
От 30 тысяч до 100 тысяч человек | Коми-пермяки • Греки • Алтайцы • Черкесы • Хакасы • Карелы • Поляки • Ненцы • Абазины • Езиды • Эвенки • Туркмены • Рутульцы • Агулы • Литовцы • Ханты |
От 10 тысяч до 30 тысяч человек | Китайцы • Болгары • Курды • Эвены • Финны • Латыши • Эстонцы • Чукчи • Вьетнамцы • Гагаузы • Шорцы • Цахуры • Манси • Нанайцы • Абхазы • Ассирийцы • Трухмены |
История и культура жителей Ханты-Мансийского АО
Манси и ханты имеют одно название — обские Угры. Это родственные народы, с практически одинаковой культурой.
Считается, что у них общее:
- происхождение;
- внешность;
- история;
- смешанные браки.
Обские Угры живут на севере Западной Сибири.
В областях:
- Томской;
- Свердловской;
- Тюменской.
Ханты
Поселения хантов располагаются близ лесов. Это коренная сибирская нация. Численность народонаселения — 31 тысяча. Их зимняя одежда роскошнее, чем у манси. Разговаривают на хантыйском и русском.
Они промышляют:
- охотой;
- рыболовством;
- оленеводством.
Манси
Манси проживают в тундре. Они — кочевники. На 2021 год численность населения — 12 тысяч. Говорят на мансийском и русском языках.
Их занятия:
- рыболовство;
- оленеводство;
- земледелие;
- охота.
Религия и верования
Ханты с древности почитали стихии природы: солнце, луну, огонь, воду, ветер. Также у хантов существовали тотемные покровители, семейные божества и покровители-предки. Каждый род имел свое тотемное животное, его почитали, считая одним из далеких родственников. Данное животное нельзя было убивать и употреблять в пищу.
Медведя почитали повсеместно, его считали защитником, он помогал охотникам, охранял от болезней, разрешал споры. При этом на медведя, в отличии от других тотемных животных, можно было охотиться. Для того чтобы примирить дух медведя и убившего его охотника ханты устраивали медвежий праздник. Лягушка почиталась как хранительница семейного счастья и помощница рожениц. Были и священные места, место на котором живет покровитель. На таких места запрещалась охота и рыбалка, так как животных охраняет сам покровитель.
До наших дней традиционные ритуалы и праздники дошли в измененном виде, их адаптировали под современные взгляды и приурочили к определенным событиям. Так, например, медвежий праздник проводят перед выдачей лицензий на отстрел медведя.
После прихода в Сибирь русских, ханты были обращены в христианство. Оэнако этот процесс был неравномерным и коснулся, прежде всего тех групп хантов, которые испытывали разностороннее влияние русских переселенцев, это, в первую очередь, южные ханты. У прочих групп отмечается наличие религиозного синкретизма, выражающегося в адаптации ряда христианских догм, при преобладании культурной функции традиционной мировоззренческой системы.
Коренные народы Сибири
Связанные статьи:
Статьи по истории Сибири
Общие сведения о Ханты-Мансийском автономном округе
Отличительные особенности. Мекка для тех, кто любит черные деньги. Место, из которого ежегодно выкачивается более 50 % всей Российской нефти, большая часть которой продается на Запад, делая олигархов с каждым днем все богаче. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра занимает первое место в России по нефтедобыче, и второе по газодобыче. Основные крупные города сосредоточены вокруг нефтяных месторождений. Население в них постоянно растет — многие верят, что это своеобразная «Американская мечта». Правда, посреди таежных просторов Сибири.
Черное золото. Оно окрашивает многие сердца именно в такой цвет
Несмотря на обилие промышленных городов, в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре до сих пор сохранились малочисленные коренные жители: ханты, манси, ненцы. Это народ с богатейшей историей, многовековыми традициями, уникальной культурой. Основными занятиями для них являются охота, рыбалка, пушной промысел, животноводство.
Манси и карапузы мансята. Фото by dreamer (http://fotki.yandex.ru/users/valeriy-dreamer/)
В Ханты-Мансийском автономном округе достаточно серьезно развит туризм всех видов. Это и неудивительно, ведь холмы и возвышенности открывают безграничные возможности для горных лыж, сноубординга, кайтинга. А любители спортивного и экологического туризма смогут с удовольствием осваивать многочисленные природные парки, заказники. И даже побывать в двух государственных заповедниках.
Кстати, об экологии. А вот тут все плохо. Выбросы от сжигания нефтяного газа, продукты нефтепереработки, загрязнения выхлопными газами крупных городов — все это наносит непоправимый вред природе и здоровью людей.
Так поджигают небо
Географическое местоположение. На территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры тысячи рек и озер. Главные реки — Обь и Иртыш. Треть округа — это болота, а более 50% всей территории — таежные леса. Рельеф округа — это равнины, предгорья, горы, высота которых достигает почти 2000 метров.
На юге Ханты-Мансийский автономный округ — Югра граничит с Уватским и Тобольским районами Тюменской области, на юго-востоке и востоке — с Томской областью и Красноярским краем, на юго-западе со Свердловской областью, на северо-западе — с Республикой Коми, на севере с Ямало-Ненецким автономным округом.
Население округа 1 584 063 человек, и по уровню урбанизации Ханты-Мансийский автономный округ занимает пятое место в России. Уровень рождаемости один из самых высоких в Росси, а уровень смертности один из самых низких. Обусловлено это как высоким уровнем численности женщин активного репродуктивного возраста, повышенным качеством и уровнем жизни, так и хорошо развитой системой здравоохранения.
Основное население — это русские, их в Ханты-мансийском автономном округе — Юрге более 68%. Кроме них проживают татары, украинцы, башкиры — 16%. Стоит отметить, что коренные жители этой таежной цитадели ханты и манси — всего лишь скромные 2% от общего количества населения округа.
Криминал. Уровень преступности — 23 место по России. По словам Начальника МВД округа, уровень преступности непрерывно снижается. Полиция успешно борется со всяческими нарушениями закона — от организации незаконных притонов до убийств, разбойных нападений и коррупции во власти. При этом проблемами остаются достаточно высокий уровень краж и наркомания.
Уровень безработицы составляет 5, 3% и по сравнению с прошлым годом он снизился на 1%. По уровню зарплат — ну тут в крупных городах осуществилось желание Сталина «Жить стало лучше, жить стало веселее». Зарплата простого учителя, например, может составлять более 45 000 рублей в месяц. Средняя же зарплата в округе — более 50 000 рублей. Что само собой, ведет к нескончаемому ручейку мигрантов с юга.
Стоимость недвижимости. Жить в городах Больших Возможностей — это недешевое удовольствие. Нормальная 1-комнатная квартира в Сургуте метров на 40 обойдется Вам не менее 3 млн. рублей, в Нижневартовске — 2,7 млн. рублей, а в Нефтеюганске более 3,3 млн. рублей. Ну и снять квартиру здесь стоит недешево — однушки, например, начинаются от 20 000 рублей в месяц.
Климат. Зимы снежные, продолжительные (с октября по апрель), температура может достигать −60 °С, но в среднем она держится на отметке −20 °С. Да и лето не будет баловать теплолюбивых людей — средняя температура составляет всего +16,5 °С. За год выпадает 400-620 мм осадков, основная их часть приходится на теплое время года.
Вечный холод или последняя обитель мамонтов
Традиции. Праздники и ритуалы
Интересен весенний праздник, связанный с прилетом серой вороны. Появление этой птицы означало начало рыболовного сезона. Если ворону замечали на макушке дерева, то это был знак «большой воды». Прилет вороны знаменует приход весны, начало нового сезона, а значит, и жизни для коренных жителей. Чтобы задобрить птиц, для них ставят стол с лакомствами. Птицы очень радуются таким щедротам хантов! Не меньших почестей удостаивается хозяин тайги – грозный медведь. После охоты на медведя, ханты, словно просят прощения у убитого животного. Едят медвежатину поздним вечером или ночью, будто провожая душу животного в темное небо. .
Народы ханты и манси
Ханты и манси верят: соблюдение этих правил позволит их грозному предку возродиться после смерти. В северном доме принято, чтобы прибывших встречал глава семьи и его ближайшие родственники-мужчины. Хозяйка тем временем готовится ко встрече в доме, накрывает на стол. Гости входят по порядку: сперва мужчины, затем женщины и дети. Следует обмен приветствиями, а потом прибывших усаживают на почетное место — за очагом, напротив входа. За столом не принято говорить, что объелся, оставлять еду недоеденной, есть в головном уборе и стоя.
Также нельзя выходить из-за стола во время угощения. Но если все-таки необходимо отлучиться на время, гость говорит хозяевам: «стол держите».
Но вот приходит время прощаться: гостей угощают, дают еду в дорогу; перед самым отъездом гости кланяются родовым реликвиям семьи.
Провожают их все, кроме беременных женщин (для них это считается плохой приметой). После отъезда гостей о них стараются не говорить и не вспоминать часто, а если и думать — то только хорошее!
МБУ «Управление по развитию туризма и внешних связей» /visithm.com