Марийцы
Содержание:
Марийская культура
В культуре марийцев сохранились многие обряды, например свадебные и погребальные ритуалы. Один из обрядов — сурем ужо — изгнание из целой деревни злого духа. По мнению марийцев, он избавляет деревню от злых сил в пастбищный период.
Сурем ужо проходит в ночь на 6 мая. На окраине деревни собираются марийцы, разводят костер и прыгают через него — это обряд самоочищения. Затем его участники отправляются в деревню и обходят все дома с шумом, криками, звоном колоколов. Жители домов встречают их и угощают яйцами, хлебом и картошкой. Потом процессия идет на другую окраину деревни, снова разжигает костер, ставит котелки и варит угощения. Часть еды марийцы закапывают — так они подносят дары земле; остальное съедают. Длится обряд до самого утра.
Сохранился в культуре марийцев и традиционный танец — кандыра, или «Веревочка». Обычно в нем участвуют два парня и одна девушка. Так как одновременно могут танцевать сразу несколько пар, часто получается целая цепочка танцоров, которая может достигать километра. Один из элементов танца — дробушка, или тывырдык (быстрое движение ногами на одном месте). Четкий ритм кандыра поддерживают ритуальные марийские народные инструменты — барабан и шувыр (разновидность волынки). Марийцы верят, что во время этого танца-молитвы из тела выходит вся плохая энергия.
Самобытен и марийский костюм. Ткань для него изготавливается из конопляного холста или из шерстяных нитей домашнего прядения. Называется такая ткань пестрядью, потому что создается из разноцветных нитей. Затем марийские женщины расшивают костюмы с изнанки, а узор получается на лицевой стороне. В вышивке используется древний орнамент: птицы, кони, солярные знаки, бараньи рога, растения — всё это символы плодородия и обновления жизни. Женские и девичьи костюмы умелицы дополняют нагрудными украшениями яга, которые изготавливают из бисера и монет. Марийцы верят: звон серебра отпугивает нечистую силу, оберегая свою хозяйку.
История
Бронзовый век представлен Усть-Ветлужским могильником, который относится к сейменско-турбинскому феномену и отражает миграции индоевропейских народов. Также в марийском крае существуют свидетельства пребывания приказанской и Абашевской культуры. Территория современной Марий Эл является территорией генезиса чирковской культуры эпохи бронзы.
В эпоху раннего Средневековья (VI—VII вв.) началось формирование древнемарийской культуры. Область формирования марийских племен — правобережье Волги между устьями Суры и Цивиля и противоположное левобережье вместе с нижним Поветлужьем. По мнению А. П. Смирнова и его ученика Г. А. Архипова, основу марийцев составили потомки ананьицев (пермяне) и позднегородецкие племена. Однако исследования 1990-х и последующих годов (Т. Б. Никитиной, Н. Н. Грибова и других) показали, что древнемарийская культура напрямую наследует населению круга могильников ахмыловско-безводнинского типа наравне с культурой летописной муромы. Из этого района марийцы расселялись в северном и восточном направлении вплоть до реки Вятки и в южном до реки Казанки. Помимо Марий Эл марийцы населяли территории Кировской, Костромской и Нижегородской области, а также Чувашии.
В IX веке марийские племена (черемисы) попали под власть Хазарского каганата. В IX веке они вошли в состав Волжской Булгарии. C 922 года в Волжской Булгарии начал распространяться ислам, однако марийцы сохранили языческую религию. В середине XIII века марийский край вошел в состав Золотой Орды, из которой в XV веке выделилось Казанское ханство.
Плацдармом для русской экспансии стал город Васильсурск построенный в 1523 году на марийской земле в нижегородском краю. Этот город определил русско-татарскую границу. Первыми приняли русское подданство горные марийцы, присягнув Ивану Грозному в Свияжске в 1551 году. В ответ Иван IV на три года освободил марийцев от уплаты ясака и «дал им грамоту жаловалную со златою печятью». Вхождение марийского края в Россию ускорилось после падения Казанского ханства в 1552 году, однако процесс этот осложнялся черемисскими войнами. Первой русской крепостью на территории Марий Эл стал Кокшайск (1574). В 1583 году был основан Козьмодемьянск, а годом позже Царевококшайск. В 1647 году основан православный Мироносицкий монастырь, а в 1662 году — Мусерская Тихвинская пустынь. В 1708 году край разделён на два уезда (Козьмодемьянский и Царевококшайский) и приписан к Казанской губернии. В 1880 году в Юрино был возвёден готический Замок Шереметева.
С образованием РСФСР в 1920 году образована Марийская автономная область, которая делилась на кантоны и входила в состав Горьковского края. Административным центром области стал Краснококшайск. В 1931 году в областном центре открылся первый вуз. В 1936 году была образована Марийская Автономная Советская Социалистическая Республика cо столицей в Йошкар-Оле. Республика состояла из 14 районов и управлялась Верховным Советом. В 1939 году было начато строительство марийского машиностроительного завода.
В 1992 году республика обрела современное название Марий Эл.
Фольклор
Марийские семьи были преимущественно малыми, моногамными, хотя существовали и большие – неразделённые, объединявшие 3–4 поколения близких родственников.
Брак патрилокальный; при его заключении родителям невесты платили выкуп (олно), а они отдавали за дочерью приданое из имущества (пого) и скота (кузык).
Встречались смешанные браки, чаще с русскими и чувашами.
Свадебный обряд представлял собой многоэтапный сложный ритуал с музыкой, песнями, плясками.
Театрализованными действиями ряженых, играми, музыкой (популярные инструменты – барабан, волынка, свирель, гусли, деревянные трубы, со 2-й половины XIX в. – гармонь), самобытными песнями (муро), танцами сопровождались и тесно связанные с хозяйственной деятельностью всенародные праздники. Отмечались:
- новогодний праздник «шорык йол» с гаданиями об урожае, приплоде скота, о женихах и пр.;
- аналогичный русской масленице праздник «уйарня», весенний праздник пашни «ага пайрем» с общественным молением и жертвоприношением хлебов;
- летний праздник «сурем» с шумным ритуалом изгнания «злых духов» (под звуки трещоток и труб нагайками и прутьями марийцы хлестали свои дома и постройки);
- осенний праздник «угинде пайрем», который сопровождался приготовлением обрядовых блюд из хлеба нового урожая и семейными молениями.
Праздники христианского календаря также отмечались с включением элементов языческой обрядности. В районах близкого соседства с башкирами и татарами марийцы принимали участие в их празднованиях Джиена, Сабантуя.
У марийцев была развита нетрадиционная медицина, основанная на представлениях о космической жизненной силе, воле богов, злых духах, порче, сглазе, душах умерших. Знахари и колдуны обучались у своих учителей в глубокой тайне.
Архаичными особенностями культа предков являлись погребение в зимней одежде, перевозка покойного на кладбище в санях даже в летнее время.
В традиционном погребении нашли отражение представления о загробном мире (киямат): в могилу клали кусок холста, чтобы душа умершего могла, как по мосту, попасть через пропасть в иной мир; ветки шиповника, чтобы отогнать змей и собаку, сторожащих вход в царство мёртвых; собранные в течение жизни ногти покойника, с помощью которых он якобы сможет преодолеть горы и скалы при переходе на тот свет.
Марийский праздник Семык
Архив журнала “Наш дом – Татарстан”
Религия
Особую роль в жизни народа мари во все века играла религия. До сих пор сохранилась традиционная религия мари, которая является официально зарегистрированной. Ее исповедует около 6% марийцев, однако ритуалы соблюдают многие. Народ всегда толерантно относился к другим вероисповеданиям, поэтому и сейчас национальная религия соседствует с православием. Традиционная религия мари провозглашает веру в силы природы, в единство всех людей и всего сущего на земле. Здесь верят в единого космического бога Ош Кугу-Юмо, или Большого Белого Бога. Согласно легенде, он поручил злому духу Йыну вынуть из Мирового океана кусок глины, из которой Кугу-Юмо сделал землю. Свою часть глины Йын бросил на землю: так получились горы. Из этого же материала Кугу-Юмо сотворил человека, а душу принес ему с неба.
Всего в пантеоне насчитывается порядка 140 богов и духов, однако особо почитают лишь некоторых:
- Илыш-Шочын-Ава — аналог Богоматери, богиня рождения
- Мер Юмо — управляет всеми мирскими делами
- Мланде Ава — богиня земли
- Пурышо — бог судьбы
- Азырен — сама смерть
Массовые ритуальные моления происходят несколько раз в год в священных рощах: всего их насчитывается от 300 до 400 по всей стране. Одновременно в роще могут происходить служения одному или нескольким богам, каждому из которых приносят жертвы в виде еды, денег, частей животных. Алтарь сделан в виде настила из еловых веток, установленного возле священного дерева.
Пришедшие в рощу в больших котлах готовят принесенную с собой еду: мясо гусей и уток, а также особые пирожки из крови птиц и крупы. После под руководством карта — аналога шамана или священника, начинается молитва, которая длится до часа. Заканчивается обряд употреблением приготовленного и уборкой рощи.
Известные марийцы
Один из самых известных марийцев — актер Олег Тактаров, сыгравший в фильмах «Вий» и «Хищники». Во всем мире его знают и как «русского медведя», победителя жестоких боев без правил UFC, хотя на самом деле его корни ведут к древнему народу мари.
Живое воплощение настоящей марийской красавицы — «Черный ангел» Varda, чья мать была по национальности марийкой. Она известна как певица, танцовщица, фотомодель и обладательница соблазнительных форм.
Особое очарование марийцев состоит в мягком характере и менталитете, основанном на принятии всего сущего. Толерантность к другим, вкупе с умением отстаивать собственные права, позволили им сохранить свою аутентичность и национальный колорит.
Семейный уклад
После свадьбы невеста уходила жить в дом мужа, поэтому семьи у мари были большими. Часто в них соседствовали семьи братьев, вместе проживали старшие и последующие поколения, число которых доходило до 3-4. Во главе хозяйства стояла старшая женщина, жена главы семьи. Она раздавала детям, внукам и невесткам поручения по хозяйству, следила за материальным благополучием.
Дети в семье считались наивысшим счастьем, проявлением благословения Великого Бога, поэтому рожали много и часто. Воспитанием занимались матери и старшее поколение: детей не баловали и с детства приучали к труду, однако никогда не обижали. Развод считался позором, а разрешение на него надо было просить у главного служителя веры. Пары, которые изъявляли подобное желание, привязывали спинами друг к другу на главной деревенской площади, пока те ждали решения. Если развод происходил по просьбе женщины, ей срезали волосы, в знак того, что она больше не является замужней.
Язык
Марийские языки относятся к финно-волжской группе финно-угорской ветви уральских языков.
В России, по данным Всероссийской переписи населения , марийскими языками владеют 487 855 человек, в том числе марийским (лугововосточным марийским) — 451 033 человек (92,5 %), и горномарийским — 36 822 человек (7,5 %). Среди 604 298 марийцев в России марийскими языками владеют 464 341 человек (76,8 %), русским — 587 452 человек (97,2 %), то есть широко распространено марийско-русское двуязычие. Среди 312 195 марийцев в Марий Эл марийскими языками владеют 262 976 человек (84,2 %), в том числе лугововосточным марийским — 245 151 человек (93,2 %) и горномарийским — 17 825 человек (6,8 %); русским — 302 719 человек (97,0 %, 2002 г.).
Марийцы Башкортостана
Башкортостан — второй после Марий Эл регион России по численности проживающих марийцев. На территории Башкортостана проживает 105 829 марийцев (2002), треть марийцев Башкортостана проживает в городах.
Переселение марийцев на Урал происходило в XV—XIX веках и было вызвано их насильственной христианизацией на Средней Волге. Марийцы Башкортостана в массе своей сохранили традиционные верования.
Флаг «Марий ушем»
Доступно обучение на марийском языке в национальных школах, в среднеспециальных и высших учебных заведениях в Бирске и Благовещенске. В Уфе действует Марийское общественное объединение «Марий ушем».
Марийцы
Я живу в неприметном национальном регионе, который носит довольно нелепое для русского уха название Марий Эл и является родиной маленькой, но очень своеобразной нации марийцев. Чтобы не ходить вокруг да около скажу, что, во-первых, в сельской глуши до сих пор проживают люди, поклоняющиеся дохристианским богам, а, во-вторых, к ним относятся мои родственники по отцовской линии. В-третьих, надо отметить, что «сельской глушью» здесь можно назвать практически всю местность за пределами городов.
Чтобы понять местные обычаи и верования, нужно иметь примерное представление о том, кто такие марийцы, и каковы они. Народность относится к волжской ветви финно-угров, что делает их дальними родственниками финнов, эстонцев и венгров и более близкими — мордвы и коми. Как нация они сложились в неприветливой болотистой местности, окруженные татарами, русскими и чувашами, то есть не особо культурно близкими и доброжелательными соседями.
Типичный марийский мужик смотрит на тебя как на рушла
Как говорил Монтескье, география и среда определяет характер народа. И вот вам самый показательный факт, который может здорово обрисовать его: жители соседних регионов, как я узнал совсем недавно, называют местных простым и емким словом «кереметь», чаще всего даже не зная, что оно означает. А означает оно у самих марийцев одновременно дьявола и болотный дух, вредный, хитрый и злопамятный. «Не ходи по болоту, Кереметь за ногу утащит», — говорила мне бабуля.
В целом, все не так плохо и не такой уж кереметь, но характер у местных и вправду тяжеловатый. Вспомните все негативные стереотипы о русских: неприветливые, мрачные, сильно пьющие и слегка одичалые. Все это — стереотипы уже самих русских о марийцах, хотя лично мне они больше напоминают своеобразных хоббитов, просто не в лучшие годы и не в лучшем настроении.
Известные марийцы
- Арбан (Деревяшкин) Николай Михайлович — прозаик, драматург, музыкант, художник, первый заслуженный деятель искусств Марийской АССР, народный писатель Марий Эл.
- Айзенворт (Деревяшкин) Анатолий Карпович — писатель, литературовед.
- Тыныш Осып (Борисов Иосиф Алексеевич) — писатель, исследователь, педагог, член Союза писателей СССР.
- Васикова Лидия Петровна — профессор, доктор филологических наук, первая среди женщин-мари.
- Васильев Валериан Михайлович — языковед, этнограф, фольклорист, литератор.
- Васин Ким Кириллович — писатель.
- Вишневский Семён Алексеевич — поэт, переводчик, журналист.
- Герасимов Михаил Степанович — поэт и баснописец.
- Григорьев Александр Владимирович — художник.
- Евсеев Тимофей Евсеевич — этнограф, краевед, педагог, основатель Национального музея Республики Марий Эл.
- Ефимов Измаил Варсонофьевич — художник, герольдмейстер.
- Ефруш Георгий Захарович — писатель.
- Ефремов Тихон Ефремович — просветитель.
- Зотин Владислав Максимович — 1-й Президент Марий Эл.
- Игнатьев Никон Васильевич — писатель.
- Йыван Кырла — поэт, киноактёр.
- Искандаров Алексей Искандарович — композитор, хормейстер.
- Казаков Николай Иванович — поэт.
- Кириллова Сарра Степановна — режиссёр, заслуженный деятель искусств Марийской АССР, народная артистка Республики Марий Эл, лауреат Государственной премии МАССР.
- Колумб Валентин Христофорович — поэт.
- Конаков Александр Фёдорович — драматург.
- Коршунов Константин Максимович — актёр, драматург, режиссёр, заслуженный артист МАССР, лауреат Государственной премии МАССР.
- Лашманов Пётр Ильич — поэт, прозаик, переводчик, этнограф, краевед, педагог.
- Лекайн Никандр Сергеевич — писатель.
- Луппов Анатолий Борисович — композитор.
- Макс Майн — поэт, переводчик, журналист, редактор.
- Матюковский Геннадий Иванович — поэт, прозаик, переводчик, журналист.
- Мосолов Василий Петрович — агроном, первый академик из мари.
- Мухин Николай Семёнович — поэт, переводчик.
- Николаев Сергей Николаевич — драматург.
- Олык Ипай — поэт.
- Орай Дмитрий Фёдорович — писатель.
- Осмин Йыван — поэт, прозаик, журналист, редактор, педагог.
- Петров Иван Петрович — государственный и общественный деятель, первый председатель Марийского ОБИК.
- Палантай Иван Степанович — композитор, фольклорист, педагог.
- Першуткин Пётр Григорьевич — поэт.
- Прохоров Зинон Филиппович — гвардии лейтенант, Герой Советского Союза.
- Рыбаков Николай Фёдорович — драматург, писатель, журналист, артист.
- Сави Владимир Алексеевич — писатель.
- Савинов Эчан — писатель-драматург, переводчик, журналист, актёр.
- Сануков Ксенофонт Никанорович — доктор исторических наук, журналист.
- Сапаев Эрик Никитич — композитор.
- Суворов Сергей Романович — первый Герой Советского Союза из народа мари.
- Тойдемар Павел Степанович — музыкант.
- Чавайн Сергей Григорьевич — поэт и драматург.
- Чалай Васлий — поэт, прозаик.
- Четкарёв Ксенофонт Архипович — этнограф, фольклорист, писатель, организатор науки.
- Шабдар Осып — писатель.
- Шадт Булат — поэт.
- Шкетан Яков Павлович — писатель.
- Элексейн Яков — прозаик, журналист, педагог.
- Эшкинин Андрей Карпович — писатель.
- Эшпай Андрей Яковлевич — советский композитор.
- Эшпай Яков Андреевич — этнограф и композитор.
- Юзыкайн Александр Михайлович — писатель.
- Юзыкайн Алеко — писатель, журналист.
- Юксерн Василий Степанович — писатель.
- Ялкайн Яныш Ялкаевич — писатель, критик, этнограф.
- Ямбердов Иван Михайлович — художник.
- Князь Мамич-Бердей
- Чоткар патыр
- Полтыш князь Малмыжский, погиб в битве с русскими войсками
- Чумбылат, легендарный марийский князь XII века
В искусстве
- В 1839 году в сборнике повестей и рассказов Надежды Дуровой вышла романтическая повесть под титулом «Черемиска. Рассказ исправницы Лязовской», с подзаголовком «Черемисская повесть». В настоящее время повесть известна под названием «Серный ключ».
- Марийцы (черемисы) фигурируют в полудокументальном юмористическом рассказе Ярослава Гашека. В частности, упоминается многолетняя вражда черемисов с чувашами и язычество черемисов.
- В 2006 году Алексей Федорченко снял фильм «Шошо» (мар. «весна»), а в 2012 году на экраны вышел его фильм «Небесные жёны луговых мари» по одноимённой книге Дениса Осокина. Оба фильма сняты на марийском языке.
- В 2010 году режиссёр Василий Домрачев снял фильм «Салика» по комедии Сергея Николаева о жизни марийской деревни.
- В повести Александра Ивановича Куприна «Поединок» (1905 г.) денщик подпоручика Ромашова Гайнан был черемисом.
Башкиры
Южный Урал и прилегающие степи – территории, где сложился башкирский этнос, издревле были важным центром взаимодействия культур. Археологическое многообразие региона ставит исследователей в тупик и записывает вопрос о происхождении народа в длинный список «загадок истории».
На сегодняшний день существует три главных версии происхождения башкирского народа. Самая «архаичная» – индоиранская гласит, что главным элементом в формировании этноса были индоиранские сако-сарматские, дахо-массагетские племена раннего железного века (III-IV века до нашей эры), местом расселения которых стал Южный Урал. По другой, финно-угорской версии, башкиры являются «родными братьями» нынешних венгров, поскольку они вместе произошли от мадьяр и племени еней (в Венгрии – ено). В пользу этого говорит венгерское предание, записанное в XIII веке, о пути мадьяр с Востока в Паннонию (современную Венгрию), который они проделали дабы овладеть наследством Аттилы.
Основываясь на средневековых источниках, в которых арабские и среднеазиатские авторы уравнивают башкир и тюрок, ряд историков считают, что эти народы родственны.
По мнению историка Г. Кузеева, древнебашкирские племена (бурзян, усерган, байлар, сураш и другие) выделились на основе тюркских раннесредневековых общностей в VII веке нашей эры и впоследствии смешались с финно-угорскими племенами и родо-племенными группами сарматского происхождения. В XIII веке в Исторический Башкортостан вторглись кочевые кыпчакизированные племена, которые и сформировали облик современных башкир.
Лес в жизни марийцев
Культура марийцев была бы неполной без почитания леса и сил, которые он олицетворяет. В наши дни этот народ продолжает посещать священные рощи, куда приносит дары добрым божествам и духам леса.
Ежегодно осенью множество марийцев съезжается в такие места, где в качестве дани семьи оставляют утку. Марийцы молятся в лесах, у них нет храмов или церквей. Согласно их вере, в момент общения с богом человек устанавливает связь с силами Вселенной, с космосом. Считается, что в древних священных рощах, которые выбирали ещё предки мари, очень мощная энергетика. В этих местах нельзя громко разговаривать, шуметь или сквернословить.
Югорно. Марийский народный эпос в Марийском национальном драматическом театре
Энергия природы, по мнению марийцев, может наделять человека особенными силами. У этого народа много знахарей, которые действительно обладают необыкновенными способностями. Многие из них утверждают, что используют для лечения и заговоров энергетику деревьев, что и самим знахарям помогает восстановиться после тяжёлых сеансов.
Марийцы – народ с интересной историей и загадочной культурой. Сегодня их край привлекает туристов, которые мечтают хотя бы незначительно прикоснуться к древним обычаям народности, что сохранила верования и мировоззрение далёких предков. Как же это удалось марийцам? Кто знает, может, их мифы не так далек от истины, а в будущем учёные докажут внеземное происхождение человека. Впрочем, сами марийцы вряд ли удивятся такому открытию.
Верховный Бог марийцев — Кугу-Юмо
Тÿҥ Ош Поро Кугу Юмо (Единый Светлый Добрый Великий Бог) считается главным богом марийского народа. Это владыка высших и низших богов.
Да, он не так на слуху, как Зевс или Вишну, но по качествам — не менее могущественное существо. Кугу-Юмо обитает в верхнем мире (у марийцев есть своя космология из семи небес).
Кугу-Юмо — бог неба, что напоминает далеко не одного верховного бога: Юпитер, Дьяус, Один, Тенгри и пр. Пожалуй, трудно найти самое главное существо, которое бы не ассоциировали с небом.
Один из мифов изображает верховного бога марийцев в виде птицы. Птицы-демиурги — это популярный мифологический образ, который можно встретить в самых разных культурах
Его дыхание — ветер, радуга — просто атрибут, всего лишь лук в его руках. У Кугу-Юмо есть престол и даже колесница с огненными конями.
Особенно интересно представление том, что Юмо восседает на огромно дубе. Ясное дело, что речь о Мировом Древе. Схожий миф есть у скандинавов, где на дереве долгое время провисел Один.
Мировое Дерево присутствует в мифах марийцев и роднит их с другими религиями.
Да что там Один! Ходить далеко не надо: у близкой к марийцам Мордвы рассказывают про то, что главный бог Чам-паз тридцать лет спит на Мировом Древе.
Нельзя тут не упомянуть, что некоторые вольные толкователи Священного Писания пытаются связать с этим мифом и Иисуса Христа, распятого в неком смысле тоже на дереве. Но ясное дело, что христианские богословы скептично смотрят на такую параллель и считают её надуманной.
Марийцы проводят ритуал в священной роще. Фото: cdn24.img.ria.ru
Ещё интересные черты Юмо:
- Молот. И ещё одна параллель со Скандинавией! Именно молотом орудует бог Тор. Случайность ли это? Учитывая северную родню марийцев, вряд ли.
- Молнии-стрелы. У какого только божества не имелось такого оружия! Это всегда бог-воин, который при помощи стрел одолевает страшное чудовище. Примеров десятки: Индра и Вритра, Зевс и Тифон, Геракл и Гидра, Мардук и Тиамат и др. Вот и Юма при помощи того же оружия сражается со злым духом.
- Происхождение из яйца. Для финских народов Мировое яйцо — важный мотив. Богиня Ильматар, похожая на греческую Эвриному и месопотамскую Тиамат, хранила яйцо, снесённое некой изначальной уткой. Юмо тоже происходит из яйца, снесённого подобной уткой. В этом мифе Юмо — селезень, и у него есть брат, настроенный враждебно. Это напоминает средневековый образ дьявола. Что не удивительно: марийская религия многое заимствовала из христианский преданий и перерабатывала. Например, говорится, что Юмо вылепил человека из глины.
Молот Тора был настолько тяжел, что его никто не мог поднять