The museum’s collections

Полезная информация о музее Прадо

5 интересных особенностей достопримечательности

Для любознательных небезынтересными будут такие фактические эпизоды о музее Прадо в Мадриде:

1. Древнейший артефакт музея – скульптурное изображение царя Лагаша (2124-2119 годы до н.э.) из диорита.

2. Декоративное искусство тоже представлено в экспозиции. Выделяется коллекция «Сокровища Дофина», составленная из предметов XVI — XVII веков.

3. Пабло Пикассо был директором музея с 19 сентября 1936 года до конца Гражданской войны (1 апреля 1939 года).

4. Историческая эвакуация достопримечательности также случилась в Гражданскую войну в Испании. Холсты вывозились, например, в Валенсию, Каталонию и Женеву (Швейцария).

5. Грабительства галереи. Наиболее громкое датируется 1918 годом. Украдено, но возвращено, 18 предметов, основным участником стал служащий музея Р. Коба.

Видео о музее Прадо:

Справочная информация о музее Прадо

Время посещения музея Прадо:

  • С понедельника по субботу: с 10:00 до 20:00.
  • Воскресенье и праздничные дни: с 10:00 до 19:00
  • Сокращенные часы работы: с 10:00 до 14:00 (6 января, 24 и 31 декабря)
  • Закрыто 1 января, 1 мая и 25 декабря

Стоимость посещения музея Прадо:

  • Цена стандартного билета: 15 евро
  • Билет со скидкой: 7,5 евро (для людей старше 65 лет, младше 18 лет, многодетных семей)
  • Билет + гид по музею: 24 евро

Музей Прадо на карте:

Как добраться до музея Прадо:

  • Метро: станция Banco de España (línea 2), станция Atocha (línea 1)
  • Автобусы: № 9, 10, 14, 19, 27, 34, 37 или 45.

Что посмотреть рядом с музеем Прадо в Мадриде:

  • Парк Буэн-Ретиро – один из лучших парков Испании
  • Собор Альмудена – великолепный кафедральный храм Мадрида
  • Улица Гран-Виа в Мадриде – центральная улица испанской столицы
  • Площадь Пуэрта-дель-Соль – центральная городская площадь Мадрида

История и современность

Годом основания музея считается 1819, однако, история создания коллекции начинается намного раньше.

В Испании коллекции произведений традиционно занимались монархи, поэтому и направления искусства определялись личным вкусом королей. Первым королем, которому удалось не только собрать, но и сохранить уникальную коллекцию живописи стал король Карлос I, правящий страной в первой половине XVI века. Любимым художником этого правителя был Тициан, поэтому он отдавал предпочтение работам именно этого мастера.

Наследником Карлоса I стал Филипп II, который продолжен дело своего отца, собирая лучшие образцы предметов искусства, не только на территории Испании, но и на завоеванных землях. Именно во времена активных испанских завоеваний коллекция, которая со временем стала основой собранная музея Прадо, пополнилась произведениями мастеров итальянской и нидерландской живописи.

При Филиппе II приобретались не только картины религиозного содержания, но и жанровые произведения искусства, портреты. Коллекция была выставлена в загородной резиденции монархов, но видеть ее могли, разумеется, только избранные.

Филипп III, сменивший на троне Филиппа II, не интересовался искусством, поэтому коллекция за время его правления не пополнялась. А вот следующий наследник короны Филипп IV был истинным ценителем живописи и страстным коллекционером. Представители посольства во времена правления Филиппа IV были обязаны отслеживать появление на художественном рынке новинок и приобретать самое лучшее для королевской коллекции.

После того, как в начале XVIII века королевский трон в Испании заняла династия Бурбонов, направление отбора полотен для монаршей коллекции изменилось, так король Карл III приобретал, в основном, произведения французских и немецких художников.

Сама идея превратить частную коллекцию королевского дома в публичное собрание родилась к концу XVIII века, но осуществить ее удалось только спустя много лет. Здание для музея было решено строить в парке Прадо, что и определило название будущего музея.

 Архитектором де Вильянуэва был разработан проект и начато строительство здания, однако, во времена нашествия наполеоновских войск сильно пострадало и само здание, и собрание картин (часть произведений была попросту украдена и вывезена).

Истинная история Прадо, как публичного заведения, начинается в 1819, в ноябре этого года открылся национальный музей Прадо в Мадриде, собрание которого насчитывало тогда 311 живописных полотен.

В создании публичного музея большое участие проявила первая супруга короля Фернанда VII – Исабель, а затем, после ее кончины, за дело взялась новая супруга – Мария. Королева Мария была саксонской принцессой, поэтому она очень хотела, чтобы музей на ее родине ничем не уступал галерее, созданной ее отцом в Дрездене.

Сегодня коллекция национального музея содержит более 7500 живописных полотен, большое количество предметов прикладного и ювелирного искусства, исторических документов.

Постоянная выставка музея насчитывает более 1300 разнообразных экспонатов, остальная часть коллекции хранится в запасниках, а часть «путешествует» по миру, выставляясь в музеях разных стран.

 Постоянное пополнение коллекции привело к тому, что был поставлен вопрос о расширении и реконструкции здания музея. В 2007 году появились пристройки, которые идеально гармонируют с исторической частью, создавая единый ансамбль.

Самые известные произведения музея Прадо

В Национальном музее представлено столько экспонатов, что осмотреть все за одно посещение вряд ли получится. Чтобы туристам было легче разобраться, на входе выдают бесплатную карту, где представлена краткая информация по 15 шедеврам музея.

Вот некоторые работы, на которые стоит обратить внимание:

  • «Менины» Веласкеса;
  • полотно Рубенса «Три Грации»;
  • картина «Сад наслаждений» Босха;
  • работа Эль Греко «Портрет кабальеро».

Не стоит проходить и мимо копии портрета «Мона Лиза» («Джоконда»), которую создал ученик Леонардо да Винчи. Точное имя ученика неизвестно. Предполагают, что это либо Андреа Салай, либо Франческо Мельци.

Знатоки говорят, что написана она мастерски, но глубины, которой обладает оригинал Джоконды, в ней все же нет.

Копия портрета «Мона Лиза».

Еще одно произведение, привлекающее посетителей Дель Прадо – «Давид, победитель Голиафа» — работа художника Микеланджело да Караваджо.

Изначально предполагалось, что в галерее будут выставлены работы испанских живописцев.

Изначально так и было. Только полотен Гойи насчитывается больше 30 экспонатов. Они располагаются в хронологическом порядке и представляют каждый из периодов его творчества. 

Но постепенно музей расширялся и сейчас здесь представлены картины различных мастеров из Франции, Нидерландов, Германии, Италии.

Богатство галереи составляют не только знаменитые полотна. Здесь обнаружите и старинные предметы декоративного искусства. В музее представлены керамика, монеты, оружие, мебель и вещи, которые украшали быт богатых и знаменитых людей во времена Средневековья.

Особый интерес в галерее Прадо представляет коллекция «Сокровища Дофина», получившая название в честь сына короля Франции Луи XIV. Увидеть ее можно в залах, расположенных в подвальном этаже.

Экспонаты, выставленные в музее Прадо

Галерея музея Прадо сейчас насчитывает более 8600 работ различных художников. Не смотря на то, что музей постоянно расширялся, часть картин сохраняется в подвалах здания. По примерным оценкам, посетители музея могут осмотреть всего лишь 200 работ.

Галерея музея Прадо

В филиале музея, который был основан в здании Кассон дель Буэна Ретиро за главным сооружением, можно осмотреть работы испанских художников и скульпторов XIX века.

Кроме того, там выставлены некоторые работы французских и английских мастеров.

Также посетители могут осмотреть работы примитивистов и представителей эпохи Ренессанса XV-XVI веков, Босха и Дюрера; итальянской школы мастеров XV-XVII веков, Рафаэля и Титиана, испанской школы художников XVI-XVIII веков Веласкеса и Эль Греко, а также много чего другого.

В том случае, если хочется получить полное представление про коллекцию музея, необходимо познакомиться не только с экспозицией, размещенной в центральном доме (работы от средневековья до XVIII века), но также осмотреть дворец Вильяэрмоса, где представлена отличная коллекция Тиссен-Борнемисса, и сходить в Кассон-дель-Буэно-Ретиро, расположенный на улице Филиппа IV. Там представлены работы испанских живописцев, а также скульпторов, работы которых датируются XIX веком.

В мадридском музее Прадо находится наиболее полная коллекция картин, которые относятся к известным шедеврам. Здесь можно рассмотреть работы Берругете, Рибера, Сурбарана, Мурильйо, лучшие полотна Веласкеса («Сдача Бреды», «Менины», «Пряли», портреты Филиппа IV и его семьи) и Гойи (среди них изображение семьи короля Карла IV, несколько портретов королевских шутов а также полотно, изображающее расстрел в ночь со 2-го на 3 мая 1808 года, и некоторые другие картины).

«Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха

Голландская школа живописцев представлена в музее работами Рогира ванн дер Вейдена, Босха, Брейгеля и Мемлинга.

Также не стоит обходить стороной полотна итальянских мастеров: Фра Анджелико, Боттичелли, Тициана, Джорджоне, Веронезе и Тинторетто.

Кроме живописи, туристы смогут найти в музее Прадо коллекции древних украшений и монет, который когда-то были в ходу на территории Испании.

Здание

Архитектурный комплекс стал не только вместилищем лучших творений кисти испанских, фламандских мастеров, других произведений искусства, но настоящим шедевром зодчества, памятником неоклассицизма. Основное отличие от роскошных, отчасти помпезных, подобных сооружений состоит в простоте, изяществе линий, изысканно подобранном сочетании белоснежных колонн с розовыми стенами. Неоклассицизм считался главенствующим стилем в архитектуре Европы 18 века.

Здание возводилось в течение 2 десятков лет, в результате получился двойной шедевр: собрание произведений искусства внутри и блестяще реализованный архитектурный ансамбль снаружи. Здание прямоугольное в плане, с 2 фасадами. Один из них обращен на главный бульвар испанской столицы – Прадо, второй выходит в парк.

Волею судеб внешне здание не претерпело изменений, сохранило первозданный вид. Все последующие после постройки годы залы наполнялись сокровищами искусства, вследствие чего пришлось перестраивать и расширять их. В 30 годах 20 столетия Педро Мугуруса

Отаньо внес изменения в конструкцию центральной галереи, северной лестницы.

Спустя годы, уже в 21 веке, в Прадо в очередной раз провели масштабную перепланировку главного корпуса, а также возвели отдельное сооружение, названное «куб Монео». При возведении последнего использованы кирпич, мрамор, гранит, древесина, которые гармонично сочетаются с основным зданием. Суммарная площадь расширенного в 2007 году ансамбля составила почти 60 тысяч квадратных метров.

Интересные факты

Как и любая знаменитая галерея, испанский музей Прадо за свою историю видел немало.

В ноябре 1936 года, когда в стране началась Гражданская война, большая часть экспонатов была вывезена в сокровищницы Каталонии, Валенсии и Женевы. В Мадрид они вернулись только в 1939 году.

Вот еще несколько интересных фактов о музее Дель Прадо:

Самым старинным экспонатом стал бюст правителя Лагоша. Скульптура из диорита изготовлена в третьем тысячелетии до нашей эры. Позднее бюст перевезли в Национальный археологический музей, где хранится до сих пор.
В 1936 году по указу испанского президента Асаньи директором Прадо стал Пабло Пикассо. Этот пост живописец занимал до окончания Гражданской войны, но фактически в должность не вступил. Правда, время от времени Пикассо представлял музей за рубежом, сопровождая выставки живописцев, отправленных в ссылку. В 1937 году он участвовал в оформлении павильона Испании на выставке в Париже. К этому событию художник написал известную картину «Герника»

Сокровищница с бесценными экспонатами всегда привлекала внимание не только ценителей прекрасного, но и грабителей. Самое громкое ограбление произошло в 1918 году

Тогда в неизвестном направлении исчезло 18 предметов из «Сокровищ Дофина». В причастности заподозрили нескольких сотрудников, один из которых через несколько дней сдал уникальный экспонат в ломбард.
Еще одна неудачная попытка кражи произошла в 1961 году. Вор хотел проникнуть в помещение через крышу, но разбился, сорвавшись с нее. В кармане обнаружили записку с требованием выкупа за картины.
Здесь родился комик Тони Леблан, настоящее имя которого Игнасио Фернандес Санчес. Отец будущей кинозвезды работал в Прадо привратником и жил с семьей в маленькой квартирке, расположенной в стенах музея. Маленький Игнасио помогал отцу, находясь на посылках, а позже с гордостью рассказывал об этом факте биографии.
Иногда в музее показывают кино. Это происходит в честь открытия новых выставок, посвященных разным художникам и эпохам, в которые они жили.
Режим работы галереи с годами тоже менялся. В первые годы ее открывали для посетителей только 2-3 дня в неделю. Когда на улице шел дождь, залы были закрыты, чтобы исключить попадание грязи от большого скопления людей. Дело в том, что при строительстве здания полам не уделили должного внимания, и для удаления грязи долго использовали орошение водой. Со временем в галерее постелили паркетные полы, а в 30-х годах прошлого века заменили на мраморные.

Здание музея.

Шедевры, которые должен знать каждый

Музей Прадо обладает богатейшим собранием картин (свыше 8000), скульптур и других предметов искусства. В 2007 г. был открыт новый корпус, однако посетители могут увидеть лишь четверть от всей коллекции. Остальные экспонаты хранятся в запасниках: они ждут своего часа или путешествуют на временных экспозициях.

Но даже то, что доступно обозрению, невозможно осмотреть за день. Ценители прекрасного, которые не хотят пропустить самое выдающееся, на входе могут взять карту. На ней указано 15 картин из собрания Прадо, и среди них – 5 самых известных шедевров, которые будоражат воображение, и до сих пор вызывают споры.

«Поклонение пастухов» Эль Греко

«Поклонение пастухов – одна из самых известных и значимых картин, связанных с библейскими сюжетами. Она создана специально для алтаря старой церкви в Толедо. Картина написана в тёмных красках, что характерно для маэстро, завершающего к тому времени свой творческий путь.

Магический свет выхватывает из тёмного пространства пещеры людей – пастухов и Деву Марию с младенцем: над новорожденным парят ангелы, указывая на его высокое божественное предназначение. Чтобы подчеркнуть эту мысль, автор картины делает изображение Христа самым ярким и светлым пятном. Есть сведения, что на полотне мастер изобразил себя в лице пастуха, стоящего на коленях.

«Портрет семьи Карла IV» Гойи

Возле этой картины невозможно не остановиться, ведь этот портрет королевской семьи выделяется среди множества заказных портретов. Дело не только в роскошных костюмах, сверкающих драгоценностями и регалиями. Зрителей поражает реалистичная внешность героев и их непростые взаимоотношения, которые мастерски удалось передать художнику.

Самодовольный господин слева – старший сын королевской четы, в будущем король Фердинанд VII. Рядом женщина «без лица», его предполагаемая невеста. В центре, в окружении младших детей стоит королева Мария-Луиза. Король изображён в стороне, повторяя ситуацию, что сложилась в жизни супругов Он постоянно уклонялся от управления страной, а затем полностью передал бразды правления фавориту своей жены. Увидев работу Гойи, королевская семья не выразила ни недовольства, ни радости. Но и заказов от неё больше не поступало.

«Три грации» Рубенса

При слове «грациозность» современным людям представляется нечто лёгкое и невесомое. Поэтому многие зрители недоуменно замирают, увидев в музее «Грации» Рубенса. Но сегодня другие стандарты, а тогда идеалом женской красоты были женщины с пышными формами.

Маэстро вдохновлялся библейскими сюжетами, и умел изобразить людей в естественном виде. В то время он наслаждался семейным счастьем, и моделью для одной из богинь стала его жена. Обнажённые грации танцуют, но в них нет вульгарности и пошлости, они просты подобно самой природе. Их фигуры, полные жизни и энергии, воспевают радость и олицетворяют гармонию тела и духа.

«Менины» Веласкеса

«Менины» нередко называют картиной с двойным дном: Диего Веласкес показывает «изнанку» королевского двора и демонстрирует своё отношение к тем, кто его унижает. Перед зрителями разворачивается сценка: художник занят написанием портрета правящей четы. Но король и королева отодвинуты на второй план – неотчётливые очертания их силуэтов лишь отражаются в дальнем зеркале. В центре же находится маленькая инфанта Маргарита, одетая в пышное платье и окружённая фрейлинами (менинами). Она излучает мягкое свечение. Включив в групповой портрет карликов, автор увековечивает их наравне с монаршей четой, а высочайших особ сводит с пьедестала.

Несмотря на то, что в те времена рисование не признавалось искусством, Диего удалось получить престижное место при дворе Филиппа IV. Его фигура перед холстом и особенно крест ордена Сантьяго, написанный королём на груди мастера, свидетельствуют об определённом статусе.

«Сад земных наслаждений» Босха

Босх известен своим ярким воображением и необычной трактовкой библейских сюжетов, и этот триптих относится к самым знаковым произведениям художника. Посетители Прадо подолгу останавливаются перед полотном, стараясь рассмотреть огромное количество мелких деталей. Левый фрагмент демонстрирует начало жизни, появление человечества – первые люди Адам и Ева запечатлены в райском саду. В центре кипит человеческая жизнь со всеми её пороками. Правая тёмная створка символизирует конец земного существования: поедающие людей монстры, устрашающие музыкальные инструменты навевают мрачные мысли. Это одна из немногих картин, о смысле которых спорят по сей день.

Районы Мадрида

Условно Мадрид можно разделить на две основных туристических зоны. Первая — это старый традиционный центр, где находится сердце города — старинная площадь Пуэрта-дель-Соль и улица Гран-Виа, а также окружающие их районы 17 столетия — Австрийский (построенный во время царствования Габсбургов), Аргуэльес, Чуэка, Маласанья и Чамбери.

Вторая зона — новые кварталы Мадрида: космополитичный Кастельяна с его бизнес-офисами и высококлассными гостиницами, строго спланированный и заполненный особняками в стиле баррио район Саламанка — вотчина лучших магазинов и ресторанов города, северный район Чамартин с чарующей атмосферой жизни богемы и сильных мира сего.

Туристам будет трудно определиться, какой же район предпочесть для проживания. Вкратце охарактеризовать их можно так: старый Мадрид — старые гостиницы: либо с вековой историей и высокими ценами, либо бюджетные апартаменты и пансионы с очень и очень адекватным ценником. Новый Мадрид — это, как правило, дорогие и элегантные отели; экономные туристы здесь селятся редко — просто негде.

Центр Мадрида

Австрийский район назван в честь королей Испании, что правили в стране в 17 столетии. Его главное отличие — изящные переулки, крошечные площади, наиболее запоминающиеся церкви Мадрида. Расположенная в его центре Плаза-Майор славится самой яркой ночной жизнью города: здесь полно кафе, баров и магазинов, продающих все, начиная от сувенирных головных уборов начала 20 столетия до редких монет. Гостиниц вокруг хватает и дорогих, и экономных, но стремясь жить в самом центре многие забывают про шум, стоящий круглые сутки на площади.

К западу от Плаза-Майор, в узкой арке Cuchilleros, находятся самые аутентичные заведения Мадрида — табернас и месонес, где можно неспешно потягивать кофе часами. А на улице Кава-Баха, что начинается здесь же, наибольшая концентрация модных винных баров, уютных таверн и ресторанов в испанской столице.

Пуэрта-дель-Соль («ворота солнца») — отправная точка всех дорожных расстояний в Испании. Ее главные достопримечательности — магазины и крупные универмаги, а также бесчисленные бары и ночные клубы. Ну и, конечно, статуя медведя и земляничного дерева — любимое место свиданий и символ Мадрида.

Гран-Виа — главная артерия города, где находятся все штаб-квартиры банков и корпораций, универмаги и масса кафе. Улица стартует от площади Испании, где восседают гордый Дон Кихот и его верный оруженосец Санчо Панса, а заканчивается на площади Сибелес, знаменитой среди всех поклонников испанской живописи. Ведь именно на ней находится верхушка знаменитого «Золотого треугольника искусств» Мадрида.

Отели на Гран-Виа — не самая плохая идея, вдоль улицы находятся сразу три станции метро и отлично развита инфраструктура. Но минусы тоже есть — шум и извечные выхлопы авто.

К северу от Гран-Виа лежит район Чуэка — очень атмосферный, богемный, веселый и пользующийся успехом среди гей-сообщества Мадрида. Маласанья понравится поклонникам хард-рока и гранжа, его музыкальные бары прославились на всю Испанию, хотя сам район выглядит вполне прилично и уютно — сплошь особнячки 19 столетия. Стильный, элегантный и традиционный район Чамбери отлично подойдет для туристов с детьми. Его внешний вид скучноват, но спокоен — это широкие улицы с историческими особняками, многие из которых занимают иностранные посольства.

Новый Мадрид

Новый — не значит современный, к понятию «нового Мадрида» здесь относят все, что вышло за пределы городских стен 17 столетия. Кастельяна — самый длинный и самый элегантный проспект, протянувшийся от площади Кастилья до площади Колумба. Летом здесь работает масса открытых террас, где любят проводить вечера местные жители. Главные достопримечательности этого района — стадион Сантьяго Бернабеу, лучшие отели и дорогие магазины. Уютный Реколетос — это антикварные и книжные лавки, а также здание знаменитой Национальной библиотеки и старейшее кафе Мадрида «Хихон».

Пасео-дель-Прадо, которая ведет вниз от площади Сибелес до вокзала Аточа, знакома каждому туристу без исключения. Ведь здесь находятся музей Прадо, отель «Ритц», а также статуя Нептуна и парк «Ретиро» с его прогулочными дорожками, кафе с террасами, фонтанами, статуями, музыкантами и артистами.

Саламанка и Калле-Серрано — стильные и дорогие районы к востоку от центра. Главные местные развлечения для туристов — это шоппинг. В квартале Чамартин расположен Северный железнодорожный вокзал Мадрида, это также один из самых модных районов города.

Чтобы не стать жертвой воров-карманников, особенно внимательными нужно быть в местах большого скопления народа (например, в районах вокруг Пуэрта-дель-Соль и Плаза-Майор), а также в общественном транспорте и крупных магазинах.

Как добраться до музея Прадо

Галерея расположена на самой культурной улице Мадрида — бульваре Искусств. Район от вокзала Аточа до площади Сибелес отмечен на всех туристических картах города в качестве достопримечательности, обязательной к посещению.

Точный адрес: Calle de Ruiz de Alarcón, 23, 28014 Madrid, Испания.

Как добраться от аэропорта Мадрида:

  • Вариант 1

    Метро:спуститься на станцию Курская, проехать 1 остановку до Площади Революции (синяя ветка). Время в пути — 53 мин.

    Пешком:770 м.

  • Вариант 2

    Автомобиль:ехать на север по площади Курского Вокзала через набережную Москворецкая. Время в пути — 38 мин. Расстояние — 5,2 км.

  • Вариант 3

    Автобус:маршрутом М3 проехать 7 остановок от пл. Цезаря Куникова. Время в пути — 48 мин. Выйти на пл. Театральная.

    Пешком:1950 м.

Как добраться от ж/д вокзала Atocha Cercanias:

  • Вариант 1

    Пешком:идти на северо-запад в сторону Tunel de Atocha, затем свернуть на Plaza del Emperador Carlos V и выйти на Paseo del Prado. Расстояние — 800 м.

  • Вариант 2

    Автомобиль:направляться на юго-восток по ул. Альфонсо XII, затем свернуть на ул. Альберто Бош. Расстояние — 1,1 км.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector