Михайловский инженерный замок в санкт-петербурге. что посмотреть?

Особенности строительства

До сих пор удивительно, как быстро возвели новый замок в Санкт-Петербурге. Инженерный замок уже через три года после закладки первого камня был освещен, а еще спустя год он уже распахнул свои двери для императора и его семьи. Поразительно, но за четыре года строительства рабочие успели закончить абсолютно все задуманное Павлом I. Но вот цена этих усилий бала непомерно высока.

Для того чтобы успеть закончить стройку в срок, император приказал брать материалы с других строительных объектов города. Сюда свозили мрамор, предназначенный для храмов и соборов, а подчас и снимали с них уже готовые украшения. Многие горожане считали это святотатством и прочили беду столь предприимчивому императору.

Количество рабочих было доведено до шести тысяч. Строительство не прекращалось ни днем, ни ночью. В темное время суток для освещения использовались факелы. Многие рабочие не выдерживали такого темпа, в связи с чем был высок уровень травматизма. Нередко травмы были смертельными.

Все, кто вынужден был вместе с Павлом I жить в новом замке, мучились от невыносимых холода и сырости. Из-за спешки рабочим не хватило времени высушить стены и, по воспоминаниям очевидцев тех событий, несмотря на огонь в камине на некоторых стенах лежал слой льда в несколько сантиметров. Однако сам император был счастлив и из окна спальни гордо взирал свое детище.

Архитектура и интерьеры

Если посмотреть на замок сверху, становится понятно, что назначение здания, в первую очередь, оборонительное. Это скорее крепость, чем резиденция венценосной семьи. Здание замка квадратное, со скругленными углами, внутренний двор представляет собой вписанный в квадрат восьмиугольник. Расположен дворец на слиянии рек Мойки и Фонтанки, во время строительства две оставшиеся стороны были отделены от суши специально прорытыми Церковным и Вознесенским каналами, создав тем самым искусственный остров. Соединяет замок с сушей похожий на трезубец гранитный Трехчастный мост.

Примечательны и фасады дворца – ни один из них не похож на другой, при этом каждый служит своей цели и гармонично вписывается в окружающее пространство. Северный фасад выходит на Летний сад и Марсово поле, то есть является парковым. Это отражено в богатстве украшения аттика, широкой лестнице, декорированной скульптурами, а также мраморной колоннадой. Противоположный ему Южный фасад является главным входом, чем обусловлена репрезентативность этой стороны здания. Центральная часть выложена серым мрамором, приподнятый портик украшают парные колонны из мрамора и обелиски в виде рыцарских доспехов. Одноименную площадь перед замком украшает памятник конному Петру I с надписью «Прадеду правнук». На фасаде можно прочесть «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ».

Этот немного переиначенный библейский текст породил легенду, о которой будет рассказано дальше. Восточный и Западный фасады являются второстепенными по отношению к двум главным фасадам Михайловского замка. Западная сторона является церковной, в центре ее вздымается купол и золотой шпиль церкви Архистратига Михаила. Наконец, самый скромный, Восточный фасад выходит на набережную Фонтанки и имеет симметричную апсиду с куполом и флагштоком, на котором поднимался штандарт во время нахождения в замке его владельца. В округлом выступе располагался Овальный зал.

Архитектурным стилем дворца принято считать романтический классицизм. Внутреннее убранство дворца было роскошным, как и подобает статусу его владельцев. В отделке использовано много мрамора, стены украшали картины и скульптуры известных мастеров. В комплекс Михайловского замка входит целый ряд строений, помимо самого дворца. Если повернуться спиной к его главному фасаду, перед нами окажется площадь, ранее служившая военным плацем и называвшаяся площадью Коннетабля, с памятником Петру I по центру. От суши ее также отделяли рвы, соединенные с сушей подвесными мостами, тщательно охранявшимися.

По периметру площадь была укреплена пушками и бастионами и представляла собой вторую линию фортификационных укреплений замка. Сразу у конца площади с двух сторон можно увидеть трехэтажные западный и восточный павильоны Кордегардий, в которых размещался охранный караул. Затем начинается Кленовая аллея, в длинных сооружениях с двух сторон которой ранее располагались конюшни и здание манежа, также авторства В. Бренна. Наконец, выход из комплекса и вход в него осуществлялся через трехпроходные ворота, центральная часть которых предназначалась для венценосной семьи, остальные для других посетителей. Они, к сожалению, не сохранились до нашего времени.

Представив полную картину замкового комплекса, становится понятно, насколько это здание необычно для Санкт-Петербурга и какую сложную задачу удалось выполнить его создателям, органично вписав замок в городской ландшафт.

Памятник Петру Первому

Не любящий свою мать Екатерину, Павел, в тоже время, очень почитал своего прадеда Петра Первого и гордился этим родством, считая себя продолжателем великого дела. Поэтому у входа в замок был установлен бронзовый памятник Петру с «дарственной» надписью.

Памятник Петру Первому находится на центральной аллее

История появления этого скульптурного изображения весьма интересна. Памятник императора на коне в модельном варианте был выполнен еще во время царствования самого Петра Первого архитектором Б.Растрелли и считается первым конным монументом основателя Петербурга. Причем лик императора был скопирован с гипсовой прижизненной маски императора-реформатора.

Лицо Петра Первого воспроизведено с прижизненной маски

В выполненном в стиле барокко монументе перед нами предстает величественный император в триумфальном лавровом венце на могучем коне. Однако в бронзе статуя была отлита лишь в конце 40-х гг. 18 столетия при Елизавете Петровне, но место для установки данного памятника так и не было выбрано, он просто хранился в подвальном помещении. Екатерина Вторая, решившая установить памятник Петру на Сенатской площади, отвергла растреллевский вариант, и заказала Медного всадника Э.Фальконе.

Но Павел Первый решил установить около своего дворца именно скульптуру Растрелли. Для нее был сооружен специальный постамент (рис. Ф.Волкова), украшенный барельефами на темы Полтавской и Гангутской битв. Барельефные плиты выполнила группа скульпторов. Кроме них постамент был дополнен символической надписью «Прадеду – правнук». Монумент Петру установили на постамент в 1800 году.

Памятник, выполненный Растрелли, наконец обрел свое постоянное место

Изображения барельефов поражают своей детальностью, мастерством и художественностью сюжетов. Интересен сюжет спасения тонущего моряка, пятка которого натерта до блеска – ибо каждый турист прикасается к ней, желая, согласно легенде, избежать подобной участи. Другой барельеф, изображающий сцену из Полтавской баталии, также привлекает туристов – особенно ботфорты Петра и копыта лошадей, прикосновение к которым приносит большую удачу.

Фрагмент барельефа — спасение тонущего моряка

Интересно, что во время Второй мировой войны, памятник был снят с пьедестала и надежно спрятан, а после войны водружен на прежнее место.

Тайна Михайловского замка

С размещением в замке Инженерного училища здание стало обрастать мистическими легендами. Впечатлительные курсанты породили множество слухов о якобы имеющемся в замке привидении императора Павла I. Вслед за этими россказнями в народе тоже начались пересуды о таинственных видениях по ночам. Многие жители стали «видеть» зажженные свечи в окнах замка, а самые «наблюдательные» даже видели привидения.

Проверить эти утверждения не представляется пока возможным, потому что все чертежи подземелий уничтожены архитектором В. Бренна, когда он уезжал в 1801 году из России.

Надо сказать, что какая-то доля правды в мистических легендах наверняка есть. Иначе чем объяснить тот факт, что в советское время даже была создана комиссия по изучению аномальных явлений, происходящих в замке и беспокоивших советских сотрудников размещенных там ведомств. Однако результаты работы и выводы этой комиссии до сих пор засекречены.

Почему замок Михайловский, и чем он отличается от Михайловского дворца?

Замок назвали Михайловским, так как он был освящён 8 (20) ноября 1800 года, в день святого Архангела Михаила.

Но есть легенда, что сначала было видение. Караульному, что стоял у Летнего дворца, явился ангел. Он велел идти к императору и передать высшую волю: – построить на том же месте дом и храм, посвященный Михаилу. Возможно, эту легенду придумал сам Павел I, который страстно мечтал о замке и, как только взошел на престол, распорядился о его строительстве.

Михайловский дворец находится в нескольких минутах пешей прогулки от Михайловского замка, но это совершенно разные здания. Михайловский дворец – бывшая резиденция Великого князя Михаила Павловича, младшего сына Павла I. Архитектор – Карл Росси, стиль – ампир.

Михайловский дворец сегодня – главное здание Государственного Русского музея, а Михайловский замок – один из его филиалов.

Архитектура дворца

Михайловский замок в Санкт Петербурге выполнен в виде квадрата, стороны которого смотрят на стороны света. Внутри расположен двор для царских прогулок с гостями в виде восьмиугольника. Для въезда гостей предназначены были южные ворота. Планировка предлежащей площади и мостов, очевидно, была списана с площади Шантийи. Павел мог видеть ее, когда путешествовал по Европе в 1782 году. Поскольку проекты создавались Виолье с рисунков императора и в планировках обоих мест есть много схожего, можно предположить, что Павел просто повторил у себя понравившийся пейзаж с альбома принца Конде.

На площади возле замка, вокруг которой был вырыт ров, Павел установил памятник Петру великому. Возле подъемного моста стояли пушки, а по периметру площади располагались бастионы с оружием. Так же как в Шантийи от памятника ко дворцу вели три моста, средним могли пользоваться только члены царской семьи и самые почетные гости.

Во времена возведения здание стояло практически на острове, окруженном Мойкой, Фонтанкой и Церковным и Вознесенским каналами. Пройти на территорию дворца имелась возможность только через один из мостов. Сейчас из двух каналов остался только один Церковный, который был восстановлен в 2003 году. Близость его к зданию дворца создает иллюзию, будто замок построен прямо на воде.

Членство в Мальтийском ордене повлияло на видение Павлом строившегося дворца. Здесь присутствовали романтические нотки и строгая символика таинственного сообщества. Закругленные углы навевали образ неприступной крепости, квадратная форма здания и восьмиугольная встроенного внутреннего двора очень походили на дворец Фарнезе в Капрароле. Мальтийские настроения были сильно заметны, благодаря церкви святого Михаила, на золоченом шпиле которой был водворен мальтийский крест.

На фасаде южной стены дворца (со стороны главного входа) просматривается силуэт парижской арки Сен-Дени, примера классического французского зодчества. Ряды колонн на том же фасаде выглядят как копия «Колоннады Лувра» авторства К.Перро. И весь южный портал дворца и внутренний двор украшены римскими обелисками и вензелями императора.

Посещение Павлом в 1782 году Пармы и знакомство с архитектором Петито во Франции привели к тому, что главный фасад Михайловского замка оказался почти точной копией Пармского дворца. Внутренний двор с восемью углами также не нов – подобных архитектурных шедевров можно много найти во дворцах той же Италии. Корнями он уходит в древние христианские традиции.

В южном фасаде устроены ниши для статуй, символизирующих различные добродетели, которыми должен обладать идеальный правитель. Это: Сила, Победа, Слава, Изобилие и другие. Колоннада южной стены замка по своей архитектуре сильно напоминает западноевропейский стиль, например, повторяя фасад Королевского дворца в Казерте (район Неаполя).

Самым нарядным оказался западный фасад дворца. Он был украшен скульптурами Веры, Надежды и четырех библейских святых, располагавшихся вдоль искусного лепного карниза. В глубине аттика расположились гениальные скульптуры Паоло Трискорни, изображавшие двух апостолов Петра и Павла.

Западную стену также украшали:

⦁ рельеф работы Стаджи, прославляющий Российскую империю;

⦁ щит с имперским гербом;

⦁ восемь статуй, выполненных в символике тогдашних губерний.

Главная особенность северной стены Михайловского дворца – широкая лестница с мраморными колоннами и бронзовыми статуями по бокам. Статуи заранее привезли из Царского села, они изображали фигуры Геркулеса и Флоры Фарнезских.

Помимо основного здания в архитектурный комплекс Михайловского замка входят:

⦁ Трехчастный мост;

⦁ расположенная под ним часть Воскресенского канала;

⦁ площадь Коннетабля, где на горнверке стоял памятник Петру Великому (сейчас площадь носит его название);

⦁ павильоны Кордегардий;

⦁ Кленовая улица.

В свое время Михайловский замок Павла 1 смешал в себе несколько разных стилей (классицизм, барокко) и стал ярким примером так называемой «костюмированной архитектуры», которая привела к появлению в начале XIX века первых признаков ампира. Многие искусствоведы сравнивают уникальную архитектуру Михайловского замка с обликом самого Павла, чья жизнь закончилась столь трагически.

Выставки (залы и экскурсии) Михайловского дворца

Для тех, кто впервые едет в Михайловский замок, выставки постоянные (залы, картины) будут невероятно интересны – есть, что посмотреть и откуда почерпнуть много новой захватывающей информации. Если эти экспозиции уже знакомы, лучше позвонить заранее в кассы дворца и поинтересоваться, какие временные экспозиции представлены на текущий момент. К постоянным относятся выставки, связанные с интерьером дворца и его украшениями.

Убийство Павла

Павел Первый связывал с новым замком мечты всей своей будущей жизни. Он мечтал там жить со своей семьей, проводить императорские мероприятия, принимать гостей, осуществлять церемонии мальтийского ордена, празднества и прочее. Увы, эти мечты не сбылись, хотя начало было более чем торжественным.

Император совершил почти триумфальное перемещение к новому местожительству первого февраля 1801 года. Данное мероприятие сопровождалось небывалой помпезностью и ритуальностью. Императорская семья, окруженная свитой, прошла пешком от Дворцовой площади к новому дворцу. Семейное шествие правящих Романовых сопровождалось пушечными залпами и звуками военных оркестров. Гвардейцы стояли вдоль всего маршрута передвижения.

Несмотря на то, что отделочные работы Михайловского замка не были закончены, не просохла до конца штукатурка, пахло сыростью, всюду был холод и неуют, Павла это не смущало – ведь он переехал, как он считал, в неприступную крепость. Он был счастлив. Уже на следующий день Михайловский замок встречал гостей, прибывающих на бал-маскарад, устроенный по поводу императорского новоселья. Чуть больше месяца удалось Павлу насладиться жизнью в замке своей мечты.

Всего месяц суждено было прожить Павлу Первому в замке своей мечты

10 марта проходил один из музыкальных концертов, которые так любил устраивать император, а уже следующая ночь стала последней в жизни Павла. Случилось все после полуночи. Несколько гвардейцев-заговорщиков, ворвавшись в императорскую спальню, стали требовать отказа Павла от престола. Встретив сопротивление, заговорщики избили Павла, а затем удушили шарфом. Хотя смерть могла быть вызвана и ударом золотой табакерки Н.Зубова в императорский висок, полученным во время потасовки (та табакерка хранится сегодня в коллекции Эрмитажа).

Сцена убийства Павла Первого (гравюра)

Официально было объявлено о кончине императора в результате внезапного апоплексического удара. А чтобы показать умершего войскам и народу, лицо Павла загримировали. В гробу даже загримированное лицо частично было закрыто шляпой, надвинутой на лоб.

Столовая зала Михайловского замка, где прошел последний ужин императора

Надо отметить, что нестабильность политического курса императора вызывала недовольство в дворянском и военном окружении Павла. Прибавив к этому негативные личностные черты его характера: подозрительность, неуравновешенность, нелогичность и жестокость — становятся понятны причины заговора. Количество заговорщиков, среди которых был и генерал-губернатор города, составляло от 200 до 300 человек. В саму же спальню ночью 11 марта вошло порядка десяти человек.

Самый мистический замок Петербурга хранит тайну смерти Павла

Убийство Павла, запланированное или случайное, было жестоким и безжалостным. Но исторически устранение императора от власти было оправдано и благотворно отразилось на настроении в обществе. Похоронен Павел Первый, как и все императоры, в Петропавловском соборе.

Всего 40 дней прожил Павел во дворце своей мечты (опять мистическая цифра), пробыв у власти в течение четырех лет, четырех месяцев и четырех дней! Насильственная смерть императора создала вокруг замка ареол мистической тайны, и породила истории о призраке убиенного императора, который светился в окнах спальни, стонал, играл на своем любимом музыкальном инструменте.

Призрак Павла Первого не может покинуть Михайловский замок

Печальная судьба убиенного императора нашла широкий отклик в отечественной литературе. В «Приведении в Инженерном замке» Н.Лескова, «Павле Первом» Мережковского, «Заговоре» М.Алданова, «Михайловском замке» О.Форш и многих других произведениях затрагивается трагическая судьба правнука Петра Первого.

Семья императора, сразу же после его кончины переехала опять в Зимний дворец. Детище Павла — Михайловский замок был оставлен на несколько лет.

Русский музей в Михайловском замке

В стенах Михайловского замка можно видеть некоторые восстановленные комнаты и залы императорской резиденции. Также выставляются коллекции музея, в том числе портретная галерея, произведения отечественного искусства первой половины 19 века и скульптура конца 19-начала 20 веков.

Основная экспозиция музея в Михайловском замке посвящена царской семье и императорам династии Романовых.

Парадная лестница замка

Мраморная галерея (Георгиевский зал) служила кордегардией для кавалеров Мальтийского ордена. За время истории зал был перестроен и его первоначальный облик не сохранился

Галерея Антиков императрицы Марии Федоровны

Галерея Рафаэля

Овальный зал (Ротонда) — помещение, предназначавшееся для торжественного собрания кавалеров мальтийского Ордена

Опочивальня Марии Федоровны

Тронная Марии Федоровны — помещение, в котором находился трон.

Стены зала были затянуты малиновым бархатом. В центре потолка в окружении частично вызолоченной и раскрашенной лепки помещался плафон «Суд Париса» работы художника Я. Меттенлейтера, в аллегорической форме прославлявший красоту хозяйки замка.

В Михайловском замке открыта для посещения церковь Архангела Михаила, за исключением времени проведения церковных служб.

Также в музее проводят временные (сменяющиеся) выставки.

Павел I – мученик или самодур?

В историю России этот император вошел фактически под знаком вопроса. Период его правления был столь краток, что никто из современников даже не смог проникнуться грандиозными планами императора. Многие учебники дают о нем информацию, как о человеке недалекого ума, захлебывающемся от амбиций и претензионных идей. Довольно долго в обществе бытовало мнение, что останься император в живых, он привел бы к уничтожению России из-за планируемого союза с Наполеоном и симпатии к западному укладу жизни.

Однако позже историкам удалось найти ряд документов, которые в корне изменили представление о личности императора. Как оказалось, Павел I был очень образованным человеком, отлично разбиравшимся в архитектуре и искусстве. У него был свой взгляд на внешнюю и внутреннюю политику, причем император имел все шансы на то, чтобы договориться с Бонапартом и объединить армии обеих стран. За краткие четыре года своего правления император подписал большое количество реформаторских указов, которые должны были полностью изменить положение народа в России. Однако всем его идеям и мечтам не суждено было воплотиться в жизнь. Кроме одной единственное – о строительстве собственного замка.

Инженерный замок (Михайловский) стал его настоящим детищем, продуманным и возведенным в самые короткие сроки. По роковому стечению обстоятельств именно это место и стало его последним жизненным пристанищем, ведь в стенах замка Павел I встретил свою страшную смерть. Считается, что его дух так и остался в Инженерном замке. Приведение императора до сих пор бродит в его стенах, пугая смотрителей музея и припозднившихся посетителей.

Замок после смерти Павла и в наше время

После смерти Павла с Михайловского замка были сняты почти все украшения. Внутренняя отделка была сохранена только в Тронном зале и в Круглой комнате, в некоторых помещениях на потолках сохранялись живописные плафоны. Внутри разместились различные учреждения: жандармский полуэскадрон лейб-гвардии, институт слепых, комитет по благотворительной части, канцелярия министра духовных дел и просвещения. В 1820 году по проекту архитектора Карла России территория вокруг замка была перепланирована, засыпаны рвы, убраны подъемные мосты. В 1822 году он был переименован в Инженерный замок. В 1823 году здесь разместилось Главное инженерное училище (ныне Военный инженерно-технический университет).

В советское время в замке размещались различные учреждения, в блокаду — госпиталь. В результате переделок роспись на стенах и потолках была замазана, залы перегорожены. В 1991 и 1995 годах Михайловский замок сначала частично, а потом полностью был передан Русскому музею. В ходе реконструкции были восстановлены интерьеры, надпись на фасаде, статуи со стороны Летнего сада, фрагменты Воскресенского канала и Трехпролетного моста. 27 мая 2003 года состоялось торжественное открытие Михайловского замка. Сейчас в залах размещены постоянные экспозиции: «Античные сюжеты в русском искусстве», «Эпоха Ренессанса в творчестве русских художников», «История замка и его обитателей», «Открытый фонд скульптуры», проводятся временные выставки.

Зал Антиков императрицы Марии ФедоровныГалерея РафаэляТронный и Предтронный залы императрицы Марии ФедоровныБывший большой столовый зал. 11 марта здесь состоялся последний ужин императора Павла IПарадная спальня императрицы Марии ФедоровныГалерея ЛаокоонаЛестница на 1 этажОвальный залМраморная галереяКоридорОдин из заловОдин из залов. Декор потолкаОдин из заловОдин из заловОдин из заловБывшие казармы Лейб-гвардии. Экспозиция «Лица России». Портрет графа В.А.Зубова.

История замка

Прежде, чем рассказывать о строительстве замка, нужно сказать несколько слов о его названии. В замке находилась часовня, освященная в честь Архистратига Михаила, ей-то здание и обязано своим названием. Некоторые мемуаристы императора утверждают, что на том месте, где позже был построен замок, одному из солдат явился сам Архистратиг. Нужно отметить, что название светского сооружения в честь святого — это беспрецедентный случай во всей истории российского зодчества.

Но почему именно «замок»? Почему не «дворец» (как обычно назывались аналогичные строения того времени)? Причина проста: это было прихотью императора, который состоял в одном из старинных рыцарских орденов.

Как уже было упомянуто выше, у замка есть еще одно название — Инженерный. Оно появилось позже, когда в здании разместилось училище, готовящее инженерные кадры.

История замка началась в середине 80-х годов XVIII столетия. Именно тогда была начата работа над проектом здания. Проектирование длилось около двенадцати лет. В качестве архитектора выступал сам будущий император Павел Петрович (в то время еще великий князь). Им было подготовлено тринадцать вариантов проекта.

Взойдя на трон, Павел I отдал приказ о начале строительных работ. Разработку окончательного варианта проекта и руководство строительными работами он поручил профессиональным архитекторам. Для того, чтобы строительство продвигалось быстрее, использовались строительные материалы, переброшенные с других строек. Было разобрано несколько царскосельских павильонов и один дворец недалеко от северной столицы, все полученные строительные материалы пошли на постройку замка. Работы велись круглосуточно. В темное время суток стройку освещали многочисленные фонари и факелы. Над возведением здания трудились шесть тысяч рабочих.

В начале XIX века замок был достроен. Император прожил в нем всего сорок дней. В этом замке он был убит. Вскоре после этого здание пришло в запустение. Позже его мрамор использовался при возведении Нового Эрмитажа.

Спустя восемнадцать лет после убийства хозяина замка начался новый этап в истории здания: оно было превращено в училище, готовившее инженеров. Та комната, где был убит император, была превращена в церковь.

Нужно отметить, что первоначально здание было окружено водной преградой (каналами). В 20-е годы XIX века каналы исчезли: их засыпали. Территория вокруг замка лишилась и подъемных мостов. Было перестроено и само здание. Его первоначальный облик был утрачен.

В разное время в замке располагались различные научные и учебные учреждения. Лишь в 90-е годы XX века началась реставрация здания. В начале XXI столетия реставрационные работы были закончены. Восстановлена часть первоначальных интерьеров. Также теперь на территории, окружающей замок, можно увидеть фрагменты одного из каналов и подъемного моста.

В настоящее время замок является филиалом Русского музея. В нем можно увидеть несколько интересных экспозиций, одна из которых посвящена истории здания.

Михайловский замок

26 февраля 1997 года в РНБ открылась очередная выставка из цикла «История города», посвященная одному из самых «романтических» сооружений старого Петербурга. В этот день, 200 лет назад, по приказу Павла I, началось строительство его основной резиденции — Михайловского замка. Территория, где ныне стоит замок, отмечена была еще Петром I. Здесь он выстроил для своей жены Екатерины небольшой летний дом. Впоследствии, архитектор Ф.-Б. Растрелли в 1741-1745 годах строит на этом месте дворец для дочери Петра I Елизаветы. В этом дворце у ее невестки, будущей императрицы Екатерины II, рождается долгожданный сын Павел.

В облике Михайловского замка нашли отражение и личные вкусы императора Павла I, участвовавшего в формировании замысла ансамбля и блистательное мастерство зодчих В. Баженова и В. Бренны. Замок представляет ценность не только, как выдающееся архитектурно-художественное произведение, но и место, с которым связаны примечательные страницы истории России. В нем, ночью 11 марта 1801 года разыгралась завершающая трагедия эпохи дворцовых переворотов — убийство Павла I . С 1820 года в павильоне Михайловского замка, а с 1821 года в самом замке разместилось Инженерное училище. За время существования Инженерного училища в его стенах получили образование и работали многие замечательные деятели русской культуры и науки — великий физиолог И.М. Сеченов, знаменитый физик П.Н. Яблочков, композитор и ученый Ц.А. Кюи, герой Севастополя генерал-адъютант Э.И. Тотлебен, писатели Ф.М. Достоевский и Д.В. Григорович.

Материалы, представленные на выставке, последовательно раскрывают страницы истории замка: от замысла постройки до сегодняшнего дня. Книжная часть дополняется уникальным иллюстративным материалом:

— изображения Михайловского замка. Альбом К. Росси (Отдел рукописей);
— планы замка. Гравер И.И. Колпаков (1771-1830) (Отдел эстампов);
— Павловский дворец. Литогр. Л.Ж. Жакотте и Одрена по рис. И. Шарлеманя. СПб., изд. Дациаро, 1850-е гг. (Отдел эстампов);
— План Михайловского замка и прилежащей территории. Гравер А. Беме.
СПб., 1826-1850, на папиросной бумаге (Отдел картографии).

Особо выделен раздел, касающийся истории Николаевского Инженерного училища. На основе фондов РНБ в 1996 году в Михайловском замке была организована выставка «Михайловский замок. Эпоха военных инженеров». На экспозиции представлены прижизненные издания выпускников и преподавателей Николаевского Инженерного училища, сборники литературного кружка училища, организованного в 1906 году, материалы, посвященные юбилеям и встречам выпускников училища из собрания Александра Ивановича Савельева, генерал-лейтенанта, историка Николаевского Инженерного училища (из Отдела рукописей).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector