Трудовая миграция
Содержание:
- Разновидности трудовой миграции
- Ответственность за прием нелегалов
- Последствия трудовых миграций для стран-доноров и стран-реципиентов
- Плюсы и минусы трудовой миграции
- Ответственность за прием нелегалов
- Особенности и проблемы трудовой миграции в России
- Экономические эффекты трудовой миграции. Государственное регулирование трудовой миграции
- Основные характеристики миграции современных трудовых ресурсов
- Какие бывают типы мигрантов?
- Первопричина миграционных проблем
- Последствия трудовых миграций для стран-доноров и стран-реципиентов
- Службы и организации, регулирующие процесс
- Страны с наибольшим числом мигрантов
- Трудоустройство граждан ЕАЭС в РФ: основные направления и порядок приёма на работу
- Международные мигранты подразделяются на пять основных категорий:
- Миграция рабочей силы в современном мире
Разновидности трудовой миграции
Трудовую миграцию подразделяют на:
- внутреннюю;
- внешнюю.
Скажем несколько слов о внутренней миграции трудовых ресурсов. Например, люди покидают провинцию, где работа есть только в сельском хозяйстве, мало промышленных производств и, соответственно, нет возможности достаточного уровня заработка. Они переезжают в более или менее крупные города, где становятся внутренними трудовыми мигрантами. В качестве первого примера можно перевести забытую многими урбанизацию в Советском Союзе, которая происходила в 60-х и 70-х годах прошлого столетия. Именно в этот период население многих городов удвоилось и даже утроилось за счёт приехавших из сельской местности трудовых мигрантов.
В качестве второго примера можно привести трудовую миграцию в Китае, где наблюдается неравномерное экономическое развитие разных регионов страны. Китайские мегаполисы, преимущественно расположенные в восточной части КНР ближе к морю, притягивают к себе работников, проживающих в центре и на западе страны. Именно массовое перемещение рабочей силы внутри КНР предоставляет серьёзные трудовые ресурсы для развития промышленности.
Международная трудовая миграция означает пересечение границ другой страны в поисках работы. Примером может служить массовое трудоустройство граждан Украины в соседней Польше, где уже (только по приблизительным подсчётам) работают около свыше 3 млн украинцев.
Переехавшие на работу в другие страны рано или поздно либо становятся частью общества принявшего их государства, либо возвращаются в ту страну, из которой они уехали. В первом случае они перевозят к себе свои семьи или создают их в принявшем их государстве, где есть работа и жизнь относительно комфортна, есть перспектива профессиональной самореализации, а уровень дохода позволяет с уверенностью смотреть в день завтрашний.
Также существует более детальная классификация трудовой миграции. Она учитывает сроки, на которые мигранты переезжают в другие страны (временно или постоянно), характер перемещения («челночный» или регулярный), а также степень законности и квалификационный уровень мигрантов — утечка «мозгов» или низкоквалифицированных трудовых ресурсов.
Ответственность за прием нелегалов
Вопрос о нелегальных мигрантах остро стоит во многих развитых и развивающихся странах. Потоки нелегалов из государств с плохо развитой экономикой каждый день атакуют их границы, проникая во многие города. На сегодняшний день в Западной Европе находятся более 5 млн. нелегалов. Но самая критическая ситуация наблюдается в США, куда за «американской мечтой» ежедневно приезжают тысячи китайцев, мексиканцев и прочих нелегалов.
Власти стран уделяют большое внимание нелегальной внутренней миграции, а мировое сообщество – международному перемещению трудоспособного населения в поисках хорошей работы, но проблема только все больше назревает. Несмотря на все санкции против самих нелегалов, а также против работодателей, которые их привлекают на работу, число незаконных работников не уменьшается. За прием на работу нелегальных мигрантов предусмотрены административные штрафы и даже уголовная ответственность
Нелегалу грозит депортация или выдворение из страны.
Нелегальное трудоустройство чревато самыми неприятными последствиями, как для работника, так и для работодателя. Устроившись неофициально, следует ожидать, что работодатель заставит трудиться больше и дольше, в более тяжелых условиях, чем официальных сотрудников, а заплатит гораздо меньше, или вообще не заплатит. И ничего с этим не поделаешь, так как нелегал – это бесправная рабочая сила.
Национальные зарубежные службы по охране рынка труда ежегодно ужесточают меры ответственности за трудоустройство нелегалов. Регулярно проводятся проверки на всех предприятиях и в учреждениях, в которых люди могут работать незаконно.
В Европе за одного нелегала нужно будет заплатить штраф в размере 50 000 или же получить тюремный срок. Также могут остановить работу предприятия на 3 месяца, что повлечет значительные убытки. Сам работник получит штраф в 1 000 евро, его депортируют, и в течение 1-5 лет не будут впускать в страны ЕС. В России штрафы за привлечение нелегальных мигрантов составляют 400 000 – 1 000 000 рублей. Также работодателю грозит приостановка работы учреждения на период 14-90 дней.
Последствия трудовых миграций для стран-доноров и стран-реципиентов
Трудовая миграция порождает множество проблем как для стран, из которых целыми потоками уезжают люди работоспособного возраста, так и для государств, куда приезжают потоки мигрантов. К проблемам стран доноров можно отнести:
- экономический спад;
- снижение качества жизни;
- демографический упадок;
- разрушение инфраструктуры.
Все эти негативные последствия становятся результатом того, что люди, которые должны были развивать социальную и экономическую сферу своего города (села, деревни), уезжают в более перспективные города с более высоким уровнем жизни и высокими зарплатами.
Большой поток мигрантов (даже с высшим образованием) становится проблемой и для стран-реципиентов.
К таким проблемам относятся:
- Ухудшение криминогенной обстановки. Далеко не всем трудовым мигрантам удается устроиться на подходящую работу. В итоге не хватает средств на жизнь и единственным способом раздобыть себе средства на существование является преступная деятельность.
- Перенаселение больших городов. Еще один недостаток притока мигрантов. Переселенцы стремятся именно в мегаполисы, игнорируя провинцию. Большое количество приехавших людей порождает в свою очередь проблемы с экологией, с загруженностью дорог, недостатком жилья, пищи, безработицей.
Нельзя не отметить и повышение уровня заболеваемости. Если мигрант не нашел работу, то, соответственно, у него нет денег на медицинскую страховку и на медицинское обслуживание. В результате распространяются такие опасные заболевания как туберкулез, чесотка.
Плюсы и минусы трудовой миграции
Перемещение населения в поисках работы имеет свои достоинства и недостатки. К плюсам можно отнести:
- некоторое омоложение коренного населения, так как мигранты – это чаще всего люди до 30-40 лет;
- страны-доноры рабочей силы как бы проводят апгрейд своих кадров, которые постажировавшись в более развитых странах, возвращаются домой высококлассными специалистами и могут помочь поднять экономику своего государства;
- снижение напряженности на рынке труда.
Имеются у этого процесса и негативные последствия. К минусам занятости можно отнести:
- Негативное влияние на демографическую ситуацию. Работа вдали от дома, особенно длительное время, приводит к тому, что у трудовых мигрантов появляются на стороне другие семьи, а своих жен, мужей, детей они бросают. Молодые бессемейные люди вступают в брак в чужой стране и, соответственно, их дети часто становятся гражданами других государств.
- Старение населения. На заработки чаще всего уезжает самая молодая и активная часть населения. В результате средний возраст населения повышается.
- Экономический урон. Отток молодых и перспективных кадров, которые могли бы принести пользу своей родине, приводит к ухудшению ее экономического развития.
- Безработица и снижение уровня заработных плат в странах-реципиентах.
Трудовая миграция – явление по определению очень сложное, имеющее свои особенности и тенденции, но оно является некой необходимостью в современном мире. Люди всегда будут искать лучшего места для своей жизни и работы. Кому-то удается мигрировать в страны с развитой экономикой, высоким уровнем жизни и устроиться там на хорошую работу. А кто-то становится нелегальным мигрантом и работает за мизерную зарплату, постоянно рискуя жизнью. Власти государств и все мировое сообщество в целом обязаны контролировать миграционные процессы, интеграцию нелегалов в мировую экономику, не допуская обострения ситуации.
Ответственность за прием нелегалов
Вопрос о нелегальных мигрантах остро стоит во многих развитых и развивающихся странах. Потоки нелегалов из государств с плохо развитой экономикой каждый день атакуют их границы, проникая во многие города. На сегодняшний день в Западной Европе находятся более 5 млн. нелегалов. Но самая критическая ситуация наблюдается в США, куда за «американской мечтой» ежедневно приезжают тысячи китайцев, мексиканцев и прочих нелегалов.
Власти стран уделяют большое внимание нелегальной внутренней миграции, а мировое сообщество – международному перемещению трудоспособного населения в поисках хорошей работы, но проблема только все больше назревает. Несмотря на все санкции против самих нелегалов, а также против работодателей, которые их привлекают на работу, число незаконных работников не уменьшается
За прием на работу нелегальных мигрантов предусмотрены административные штрафы и даже уголовная ответственность. Нелегалу грозит депортация или выдворение из страны.
Нелегальное трудоустройство чревато самыми неприятными последствиями, как для работника, так и для работодателя. Устроившись неофициально, следует ожидать, что работодатель заставит трудиться больше и дольше, в более тяжелых условиях, чем официальных сотрудников, а заплатит гораздо меньше, или вообще не заплатит. И ничего с этим не поделаешь, так как нелегал – это бесправная рабочая сила.
Национальные зарубежные службы по охране рынка труда ежегодно ужесточают меры ответственности за трудоустройство нелегалов. Регулярно проводятся проверки на всех предприятиях и в учреждениях, в которых люди могут работать незаконно.
В Европе за одного нелегала нужно будет заплатить штраф в размере 50 000 или же получить тюремный срок. Также могут остановить работу предприятия на 3 месяца, что повлечет значительные убытки. Сам работник получит штраф в 1 000 евро, его депортируют, и в течение 1-5 лет не будут впускать в страны ЕС. В России штрафы за привлечение нелегальных мигрантов составляют 400 000 – 1 000 000 рублей. Также работодателю грозит приостановка работы учреждения на период 14-90 дней.
Особенности и проблемы трудовой миграции в России
Образование после развала Советского Союза независимых республик привело к возникновению на постсоветском пространстве международной трудовой миграции. Например, если раньше армянин приезжал и на работу в Россию, то он считался внутренним мигрантом. Теперь же аналогичный процесс можно отнести исключительно к международной категории.
Российскую Федерацию сегодня можно считать не только государством-донором трудовых мигрантов, но и государством-реципиентом. Многие россияне уезжают в более благополучные в экономическом отношении страны на заработки. Далеко не всегда можно говорить о том, что предстоящая работа за границей будет соответствовать профессии трудового мигранта. Многие высококвалифицированные российские специалисты часто вынуждены идти на работу, которая предполагает низкий квалификационный уровень. Но оплата даже низкоквалифицированного труда, к примеру, в странах Европейского Союза, будет в несколько раз выше, чем их работы по специальности на родине.
С другой стороны, в Россию направляется трудовой миграционный трафик из республик СНГ. В большинстве стран, относящихся к ближнему зарубежью, уровень жизни населения ниже, что вынуждает их граждан к переезду на работу в Россию, где гораздо легче найти вакансию, чем, например, в странах Европы или США. Плюсами станут и отсутствие языкового барьера, и общее советское прошлое, и практически одинаковый менталитет.
Особенностью международных процессов трудовой миграции в Российской Федерации считается относительно слабое государственное регулирование, конечно, если сравнивать его с подобным в странах Западной Европы или, например, в Канаде. Значительная часть зарубежной трудовой силы в России работает нелегально. Безусловно, государство старается бороться с этой тенденцией, но пока что это борьба идёт с переменным успехом.
В России ведётся борьба с нелегальной трудовой миграцией
В данном случае нельзя не упомянуть и его внутренней трудовой миграции на территории Российской Федерации. Экономическое развитие регионов далеко не равнозначно, поэтому жители относительно слаборазвитых регионов стараются переехать в более экономически благополучные. Основными центрами притяжения трудовых мигрантов в России стали её столица, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Тюмень, Татарстан. Отличительной чертой России, впрочем, наблюдающейся и в других странах СНГ, является существенная разница в оплате труда между соотечественниками, работающими в пределах крупных агломераций и россиянами, занятыми в провинции.
Процессы трудовой миграции постоянно претерпевают изменения. Меняются направления миграционного трафика, изменяются центры притяжения трудовых ресурсов. Прогнозирование на основе возникающих предпосылок ближайшего будущего и отдалённых перспектив в значительной степени помогает правильно расставлять акценты при развитии определённых направлений экономики на глобальном уровне. Но понимание современных тенденций трудовой миграции станет очень полезным и для рядовых граждан, которые намереваются в ближайшем будущем реализовать свои способности и трудовые навыки за рубежом.
Экономические эффекты трудовой миграции. Государственное регулирование трудовой миграции
Основная идея теоретических моделей анализа трудовой миграции на мировом рынке труда заключается в том, что международное перемещение трудовых ресурсов как одного из факторов производства оказывает влияние на темпы экономического роста. Причинами миграции в основном являются межстрановые различия в уровне оплаты труда.
Экономические эффекты международной миграции заключаются в следующем:
- эмиграция положительно сказывается на экономике трудоизбыточных стран (сокращается безработица);
- эмиграция положительно воздействует на платежный баланс страны (переводы из-за рубежа, налоги на фирмы по трудоустройству за рубежом, инвестиции эмигрантов в экономику своей страны);
- иммиграция привносит динамизм в экономическое развитие стран;
- иммигранты заполняют вакансии, на которые нет претендентов среди местного населения;
- иммигранты часто заняты в секторах экономики, производящих неторгуемые товары.
Распределение экономического эффекта, получаемого в результате миграции, происходит в форме роста доходов мигрантов, переводов денежных средств из-за рубежа на родину.
Эмиграция высококвалифицированных работников приводит к снижению технологического потенциала экспортирующих стран, их общего научного и культурного уровня.
Государственное регулирование миграции трудовых ресурсов призвано защищать интересы трудящихся мигрантов, национальных работников, а также обеспечивать взаимную защиту интересов самих стран-экспортеров и импортеров трудовых мигрантов.
Государственная миграционная политика подразделяется на эмиграционную и иммиграционную, имеющие различные цели и методы регулирования.
Эмиграционная политика содержит прямые и косвенные методы регулирования.
Прямые методы направлены на регулирование объемов и структуры эмиграционных потоков и включают:
- требования (ограничительные и поощрительные) к субъектам трудовой миграции;
- ограничение выдачи загранпаспортов;
- введение эмиграционных квот;
- установление обязательных сроков работы в стране после завершения образования за государственный счет.
Косвенные методы призваны создать благоприятный эмиграционный климат. К ним относятся:
- льготы для эмигрантов на банковские услуги, продажа необлагаемых ценных бумаг;
- таможенные льготы для реэмигрантов;
- эмиграционные программы (стимулирование реэмиграции, экономическая помощь странам массовой эмиграции).
Государственная иммиграционная политика призвана ограничить национальный рынок труда от неконтролируемого притока мигрантов, обеспечить рациональное использование их труда.
Различают три основных типа иммиграционной политики:
- ограничение пребывания иммигрантов в стране;
- разрешение проживания без предельного срока с правом въезда членов семьи;
- разрешение постоянного проживания иммигрантов с правом получения гражданства.
Инструментами иммиграционной политики являются:
- требования к качеству трудовых ресурсов (образование, знание языка, квалификация, стаж работы по специальности);
- возрастной ценз;
- ограничения по состоянию здоровья;
- ограничения личностного характера;
- квотирование импорта трудовых ресурсов;
- финансовые ограничения (оплата трудоустройства и т. д.);
- временные ограничения (разрешение на временную работу выдается на определенный срок — от полугода до пяти лет);
- национально-географические приоритеты;
- санкции в отношении незаконных мигрантов;
- программы репатриации (выплата за досрочный выезд из страны, обеспечение адаптации на родине, помощь странам массовой эмиграции).
На международном уровне созданы организации, упорядочивающие процессы миграции — Международная организация труда (МОТ), Международная организация по миграции (МОМ), Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ) при ООН, Система постоянного наблюдения за миграцией при Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР).
Миграция трудовых ресурсов на мировом рынке труда обеспечивает их перераспределение в соответствии с потребностями наиболее динамично развивающихся стран. Миграция ведет к чрезмерному росту крупных городов, демографическому старению населения в странах эмиграции.
Совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перемещения.
Основные характеристики миграции современных трудовых ресурсов
Основными характеристиками рассматриваемого процесса на сегодняшний день следует считать:
- Сформированность миграционных потоков, которые влияют и регулируют международный рынок труда.
- Отток населения из стран с низким жизненным уровнем в страны с более высоким качеством жизни. Основными направлениями для миграции являются: страны Западной Европы, США. Для стран бывшего СССР таким центром притяжения является Россия, однако это касается лишь низкоквалифицированных работников.
- Увеличение доли высококвалифицированных специалистов в общем миграционном потоке.
- Увеличение доли нелегальной миграции, во многом связанной с нестабильной политической обстановкой на Ближнем Востоке и в странах Африки.
Какие бывают типы мигрантов?
Важный момент – не стоит путать обыкновенных «челноков» и прочих бизнесменов, вынужденных часто пересекать границу, с трудовой миграцией. Но при этом представители многих крупных фирм часто переезжают из страны в страну, с целью обучить новый персонал, провести обучающий семинар или контроль выполнения работ. Такое явление часто встречается в крупных корпорациях, филиалы которых разбросаны по разным точкам мира, и причисляется к трудовым мигрантам.
Переселенцы.
Это мигранты, которые стремятся переехать в другую страну на постоянное место жительства, с последующим получение гражданства. Переезжают либо в одиночку, либо вместе с семьями. Наиболее популярными странами для таких мигрантов являются США, Канада и некоторые страны западной Европы. В России существуют масштабные государственные программы для таких мигрантов, но они в большей степени ориентированы на возвращение соотечественников.
Рабочие по контракту (обычно со средней квалификацией или вовсе неквалифицированные).
Когда мигрант прибывает в страну при условии, что покинет ее по истечении определенного срока, его называют рабочим по контракту. После выполнения контрактных обязательств рабочий обязан вернуться на родину. К таким мигрантам относятся сезонные рабочие, моряки и представители сферы обслуживания. Например, в некоторых регионах России многие люди приезжают в Турцию на время туристического сезона.
Специалисты высокого класса.
Подобные специалисты мигрируют в поисках лучших условий для трудоустройства и карьерного роста. Подобная «утечка мозгов» иногда становится серьезной проблемой государственного уровня.
Нелегалы.
Одна из наиболее серьезных проблем, от которых страдает вся международная трудовая миграция в целом. Нелегальные мигранты пересекают границу незаконным способом, и затем неофициально трудоустраиваются. Иногда нелегальные мигранты прибывают законно – по вызову или в качестве туриста, а затем остаются в стране. В России времен СССР таких людей называли «невозвращенцы».
Беженцы.
Это не совсем «чистый» образец трудовой миграции. Население, пострадавшее от государственных переворотов, войн или политических преследований, отправляется за границу для смены места жительства и последующего трудоустройства.
Первопричина миграционных проблем
Начиная с 2020 года, ситуация сложилась таким образом, что нелегалы, приехавшие в Россию, создали в стране некоторые проблемы. Их причиной послужило незнание русского языка и законодательства.
Кроме того, увеличилось количество преступлений, совершенных иностранцами на территории страны. Стоит заметить, что их характер ничем не отличается от преступлений, совершенных коренными жителями России. Согласно статистических данных это мошенничество и воровство.
На основании вышесказанного остается сделать вывод, что миграционные процессы оказывают влияние на общественную жизнь России внутри страны, которое обусловлено разницей интересов.
Несмотря на трудности и сложную экономическую и политическую ситуацию в мире, прогноз в данном направлении свидетельствует о том, что как приток иностранцев, так и отток российских граждан за границу будет иметь тенденцию к увеличению.
Более низкий уровень жизни по некоторым странам по сравнению с Россией как раз и явился причиной появления многих желающих получить работу в стране. Именно этим можно объяснить ужесточение контроля и внесение изменений в российское законодательство.
Последствия трудовых миграций для стран-доноров и стран-реципиентов
Трудовая миграция порождает множество проблем как для стран, из которых целыми потоками уезжают люди работоспособного возраста, так и для государств, куда приезжают потоки мигрантов. К проблемам стран доноров можно отнести:
- экономический спад;
- снижение качества жизни;
- демографический упадок;
- разрушение инфраструктуры.
Все эти негативные последствия становятся результатом того, что люди, которые должны были развивать социальную и экономическую сферу своего города (села, деревни), уезжают в более перспективные города с более высоким уровнем жизни и высокими зарплатами.
Большой поток мигрантов (даже с высшим образованием) становится проблемой и для стран-реципиентов.
К таким проблемам относятся:
- Ухудшение криминогенной обстановки. Далеко не всем трудовым мигрантам удается устроиться на подходящую работу. В итоге не хватает средств на жизнь и единственным способом раздобыть себе средства на существование является преступная деятельность.
- Перенаселение больших городов. Еще один недостаток притока мигрантов. Переселенцы стремятся именно в мегаполисы, игнорируя провинцию. Большое количество приехавших людей порождает в свою очередь проблемы с экологией, с загруженностью дорог, недостатком жилья, пищи, безработицей.
Нельзя не отметить и повышение уровня заболеваемости. Если мигрант не нашел работу, то, соответственно, у него нет денег на медицинскую страховку и на медицинское обслуживание. В результате распространяются такие опасные заболевания как туберкулез, чесотка.
Службы и организации, регулирующие процесс
Трудовая миграция – явление глобальное, не ограничивающееся лишь странами бывшего СССР. Поэтому для недопущения ее стихийного характера на международном уровне принят целый ряд правил и документов, целью которых является упорядочивание миграционных процессов в целом и трудовой миграции в частности.
Международные
Основную роль в вопросах регулирования ресурсов трудовой миграции играет Международная организация труда (МОТ). Именно этой структурой был разработан основополагающий документ в данной области – Конвенция МОТ о трудящихся-мигрантах. Основные его положения сводятся к созданию благоприятных и равных условий для всех мигрантов вне зависимости от национального происхождения, пола и расы. В то же время этот документ осуждает нелегальную миграцию и предлагает ряд мер, направленных на ее пресечение.
Государственные
Россия является членом МОТ, поэтому решения, принимаемые этой организацией, служат основой для формирования соответствующей нормативной базы в области трудовой миграции в нашей стране.
Государственным органом, осуществляющим регистрацию и учет мигрантов в РФ, является МВД. Ранее подобные функции выполняла отдельная структура – Федеральная миграционная служба (ФМС), однако она была ликвидирована с передачей ее полномочий полиции. В составе МВД существует Главное управление по вопросам миграции, при региональных УВД также сформированные управления и департаменты, комитеты, занимающиеся вопросами учета мигрантов, а также пресечением нелегальной миграции. Также существует министерство занятости труда и миграции, которое занимается регулированием и совершенствованием текущих процессов.
Страны с наибольшим числом мигрантов
Традиционно люди мигрируют в те государства, где экономическая ситуация гораздо лучше, чем у них на родине
Преобладают в этом смысле соседние государства, но если и там ситуация обстоит неважно, мигранты выбирают самые известные страны-лидеры мировой экономики
В список таких стран входят:
- США. Это исторический центр притяжения для всех мигрантов, по численности превосходящий многие другие, ведь сама страна была, по сути, образована приезжими из разных стран. Основным контингентом является Латинская Америка, но стремятся в США и люди из Кореи, Индии, Сальвадора и других стран.
- Германия. Сюда приезжают из Турции, Польши, Казахстана, России, Чехии, Румынии. Влечет их сюда высокий уровень жизни и развитая инфраструктура.
- Великобритания. В эту страну мигранты пребывают в основном из Индии, Пакистана, Польши. Англия традиционно входит несколько лет подряд в десятку самых рейтинговых стран по количеству мигрантов, несмотря на жесткую миграционную политику.
Также много трудовых мигрантов можно встретить в Саудовской Аравии, Канаде, Франции, Австралии, Испании. Традиционно люди едут в более развитые страны для улучшения своего материального положения.
https://youtube.com/watch?v=XEG4cDN4RQY
Трудоустройство граждан ЕАЭС в РФ: основные направления и порядок приёма на работу
Трудоустройство иностранных граждан в РФ отличается от принятия на работу россиян. Эта процедура требует от работодателя выполнить определенные функции. В отношении граждан прибывших из стран, подписавших договор ЕАЭС, действует упрощенная схема трудоустройства. В целом можно отметить, что граждане Беларуси, Казахстана, Киргизии, Армении трудоустраиваются в России практически по тем же правилам, что и россияне.
Работодатель не должен требовать патент на работу в РФ и ВНЖ, сотрудники МВД не требуют от него разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы, не нужно соблюдать квоту относительно занятых в российской экономике иностранцев.
Трудоустройство граждан из стран ЕАЭС с азербайджанским, кыргызским, узбекским паспортом проходит в несколько этапов:
- Сбор необходимых документов. Потребуется паспорт (как доказательство, что иностранец является гражданином ЕАЭС), трудовая книжка (если ее нет, работодатель сам обязан ее выдать), диплом (при необходимости его придется перевести на русский и заверить нотариально), СНИЛС (документ нужен для начисления стажа).
- Оформление на работу. На этом этапе составляется трудовой договор по всем правилам ТК РФ, издается приказ о приеме на работу, заводится личная карточка, нового сотрудника (с фото) ознакомляют со всеми необходимыми документами. Заработная плата иностранного сотрудника должна быть не менее МРОТ, установленного законом. После этого в течение 3 дней направляется уведомление в ГУВМ МВД (бывший ФМС). ИФНС уведомлять не нужно.
Последним этапом станет регистрация. Работодатель после оформления нового сотрудника из страны ЕАЭС должен поставить его на миграционный учет в течение 30 суток, так как новое место работы является одновременно и местом регистрации.
Международные мигранты подразделяются на пять основных категорий:
— иммигранты и не иммигранты, легально допущенные в страну. Для стран, которые традиционно принимают иммигрантов, 80 — 90-е гг. были периодом высокого уровня иммиграции; — работники-мигранты по контракту. Их к концу 90-х гг. в мире насчитывалось более 25 млн. человек. Многие страны зависят от иностранной рабочей силы. Договоренность о ее контактировании заключаются между странами с избыточной рабочей силой в некоторых районах Азии и, например, рядом стран Ближнего Востока, Европы;
— нелегальные иммигранты. Их число в конце 90-х гг. превышало 30 млн. человек. Почти все индустриальные страны имеют у себя нелегальных иммигрантов. Часть из них проникают через границу, другие остаются в чужой стране с просроченными визами; обычно они замещают рабочие места, находящиеся на низшей ступени трудовой иерархии;
— лица, просящие убежища. До 80-х гг. численность этой категории мигрантов была крайне незначительна, затем она заметно увеличилась — до более 1 млн. человек к концу 90-х гг. Просьбы об убежище люди направляют по политическим мотивам, а также в силу тяжелого экономического положения в своих странах;
— беженцы. Поданным ООН, в мире на конец 90-х гг. насчитывается более 22 млн. беженцев (из них около 4 млн. возвратившихся в места прежнего проживания, но находящиеся под патронажем ООН). Большинство сегодняшних беженцев живут в специальных лагерях. Находящихся под опекой ООН или частных агентств. По оценкам, лишь менее 1% беженцев расселяются в развитых странах Запада.
Теория интеграции.
Теоретически миграция рабочей силы имеет место до тех пор, пока в интеграционном пространстве не выравнится предельная производительность труда и, таким образом, заработная плата. Предпосылка тому — отсутствие преград для миграции, взаимное признание уровня квалификации и условие, что культурные и языковые различия не являются решающими. Значение социально-культурной принадлежности в принятии решения о миграции слабо учитывается в этой теории, хотя, как свидетельствуют различные миграционные модели, применяющиеся к гражданам ЕС, при определении размеров и направлений миграционных потоков очень важны традиционные отношения (историческое измерение). Вопреки положениям теории интеграции движение капитала и товаров стало более важным инструментом сглаживания различий в уровне заработной платы и производительности, чем трудовая миграция. До создания общего рынка 44% иностранной рабочей силы составляли выходцы из региона, образовавшего позднее “шестерку” ЕЭС. В “девятке” ЕЭС в 1980г. около 47%всей иностранной рабочей силы были выходцами из ЕЭС. Эта доля уменьшилась в конце 80-х — начале 90-х годов. В 1995г. лишь 42% из примерно 6,5 млн. иностранных рабочих, занятых в 15 странах ЕС, были выходцами из регионов ЕС.
Степень взаимоналожения рынков труда в ЕС (доля граждан стран — членов ЕС в общей численности занятых) очень низка и составляет в настоящее время около 2% (в Германии — 1,8%; Франции — 2,4%; Великобритании — 1,6%; Австрии — 0,9%). Доля всей иностранной рабочей силы в общей численности занятых в ЕС в 1996г. составляла 5%. Подобная динамика соответствует намерениям ЕС: создание внутреннего рынка ЕС не должно увязываться с резким ростом трудовой миграции. Выравнивание межрегиональных различий в доходах и заработной плате должно в первую очередь осуществляться через потоки капитала и товаров и лишь затем через трудовую миграцию.
Миграция рабочей силы в современном мире
Сущность международной миграции
Международная миграция рабочей силы представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. Помимо экономических мотивов процесс международной миграции обусловливается также соображениями политического, этнического, культурного, семейного и иного характера. Таким образом, международная миграция рабочей силы является частью более широкого явления — международной миграции населения, когда данный процесс не связан прямо с трудоустройством.
Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию. Под эм игр аци ей понимается выезд из страны на постоянное место жительства, под имм играци ей — въезд в страну на постоянное место жительства. Международная миграция включает также процесс репатриации— возвращение в страну происхождения ранее выехавших из нее граждан.
Междунаро дные мигр анты подразделяются на пять основных категорий:
иммигранты и неиммигранты, легально допущенные в страну. Для стран, которые традиционно принимают иммигрантов, 80—90-е гг. были периодом высокого уровня иммиграции;
работники-мигранты по контракту. Их к концу 90-х гг. в мире насчитывалось более 25 млн человек. Многие страны зависят от иностранной рабочей силы. Договоренности о ее контрактировании заключаются между странами с избыточной рабочей силой в некоторых районах Азии и, например, рядом стран Ближнего Востока, Европы;
нелегальные иммигранты. Их число в конце 90-х гг. превышало 30 млн человек. Почти все индустриальные страны имеют у себя нелегальных иммигрантов. Часть из них проникают через границу, другие остаются в чужой стране с просроченными визами; обычно они замещают рабочие места, находящиеся на низшей ступени трудовой иерархии;
лица, просящие убежища. До 80-х гг. численность этой категории мигрантов была крайне незначительна, затем она заметно увеличилась — до более 1 млн человек к концу 90-х гг. Просьбы об убежище люди направляют по политическим мотивам, а также в силу тяжелого экономического положения в своих странах;