Кто такой кул-шариф

История строительства мечети Кул Шариф

В 1552 году войска Ивана Грозного напали на столицу Казанского ханства. На захваченной территории методично уничтожали ключевые городские сооружения и мечети, возводя на их месте православные храмы. Не стало исключением и главное молитвенное сооружение в ханстве.

Больше четырех столетий понадобилось, чтобы восстановить историческую справедливость и воссоздать многоминаретную мечеть на территории Казанского кремля. Она носит имя последнего имама и одного из предводителей обороны Казанского ханства — Кул Шарифа.

Работа над проектом архитектурного комплекса началась зимой 1995-1996 годов и была осложнена тем, что достоверная информация о том, как выглядело сооружение XVI века, отсутствовала. Предположение о наличии 8 минаретов строилось на исторических данных о восьми провинциях Волжской Булгарии, которые они олицетворяли. Перепад рельефа обыграли двумя платформами: верхней — ритуальной, нижней — для проведения музейных мероприятий, экскурсий.

В 1997 году был заложен фундамент строения, в 1998 году — возведен цокольный этаж и отлит монолитный каркас. Уже в следующем году изготовили купола и металлические верхушки минаретов, а вот установили их только в 2001 году.

В общей сложности строительство длилось около 10 лет, велось преимущественно на пожертвования жителей и организаций Татарстана. Записи о них внесены в специальные книги, которые хранятся в главном зале джума-мечети. Сметная стоимость строительных работ превышает 500 миллионов рублей.

В 2005 году открытие мечети приурочили к 1000-летнему юбилею столицы Татарстана.

Мечеть Нурулла

Это культовое сооружение представляет собой здание из двух этажей. Примерная дата постройки — конец 1840-х годов. Нуруллская мечеть в Казани имеет просторный зал с глубоким колоритным куполом. Минарет состоит из трех ярусов и расположен над южным входом.


Экстерьер храма украшен орнаментом, свойственным средневековому Ближнему Востоку. До 1908 года имам-хатибом мечети был известный общественный деятель Габдулла Апанаев, который также являлся владельцем издательства «Азат». После его ухода храм был закрыт и частично разрушен по распоряжению властей Татарстана. И только в 1992 году мечети Нурулла вновь вернули ее былое величие и значимость. Ближе к концу 1990-х храм был полностью реконструирован.

Выставки и мастер-классы

На постоянной основе проводятся мастер-классы, ориентированные на широкую аудиторию:

  • «Семейный вензель татарча» — создание монограммы в рамке орнамента;
  • «Дивный сад» — декорирование тарелки в технике декупаж;
  • «Искусство арабской каллиграфии» — работа с калямом, записывание собственного имени арабской вязью;
  • «Роспись по стеклу» — рисование витражными красками на стеклянных предметах;
  • «Искусство носить платок» — освоение различных вариантов ношения платков, палантинов и арафаток.

Средняя продолжительность мастер-класса составляет 50-60 минут. После большинства занятий у посетителей остаются памятные сувениры, сделанные или украшенные собственными руками. Для участия в некоторых занятиях (например, «Семейный вензель татарча») требуется предварительная запись.

Для любителей динамичных развлечений в музее разработана квест-программа «Код Кул-Шариф». Участникам предстоит погрузиться в антураж восточных легенд, разгадывать головоломки и решать логические задачи, чтобы стать студентами тайного университета при мечети.

В музее проводятся выставки и мастер-классы.

Архитектура

Высота каждого из четырёх основных минаретов 58 метров. Также имеется два малых минарета. Купол высотой 39 метров и диаметром 17 метров декорирован внутри формами, ассоциирующимися с образом и декоративными деталями «Казанской шапки».

Архитектурное многоминаретное решение внешнего облика мечети достигнуто благодаря разработке смысловых элементов[каких?

], сближающих архитектуру мечети с местными традициями. Гранит и мрамор привезены с Урала, внутреннее убранство — ковры — дар правительства Ирана, цветная хрустальная люстра диаметром пять метров и весом почти две тонны сделана в Чехии, витражи, лепнина, мозаика и позолота.

Внутри мечети (справа и слева по отношению к главному залу) имеются два смотровых балкона для экскурсий.

В главном здании мечети размещены Музей исламской культуры и истории распространения ислама на территории Поволжья, комната для проведения торжественного свадебного обряда — никаха, кабинет имама.

Здания мечети облицованы белым мрамором (на закате отливающим розоватыми тонами), купол и шпили минаретов имеют окраску бирюзового цвета. Фасад главного здания украшен бронзовыми металлическими надписями исламской тематики и гранями порталов. На площади-дворе уложена декоративная тротуарная плитка с зелеными и красными орнаментами (в цветах флага Татарстана). Мечеть имеет эффектную ночную архитектурную подсветку.

Интерьер мечети Кул Шариф

Умелыми руками мастеров достопримечательность стала не только символом веры, но и памятником тысячелетних традиций народа. Внутри можно увидеть арки с аятами, орнаментальные косички.

Не забыли архитекторы о славном цветке, который обозначает «возрождение» – тюльпане. Его можно увидеть в прорезах окон. Восемь символов мусульманской веры – полумесяцев отождествляют восемь минаретов прошлого.

В интерьере просматриваются уникальные виды работ и отделки. Их выполнили в соответствии с технологиями шестнадцатого века. В строительстве использовали алебастр (ганч), дерево и камень. Все обрабатывалось вручную. Также удивляют позолоченные элементы, обогащающие главную достопримечательность казанского Кремля изнутри.

Красоту интерьеру придают лепнина, витражи, мозаика .

Ковры на полу мечети — подарок правительства Ирана, а цветная хрустальная люстра весом около двух тонн была сделана в Чехии.

Внутреннее убранство элементов ансамбля

Интерьеры в молельном и хозяйственно-административном пространстве – плод реализации тысячелетних ремесленных традиций татарского народа. Вам предстанут шедевры уже названных зодчих, художников (дизайнеров, мастеров росписи и специалистов по арабской вязи), резчиков по камню, граверов, кузнецов, лепщиков, краснодеревщиков и каменщиков. Многие из них явились по сути реставраторами.

Гранит, оникс, змеевик и мрамор плавно переходят в резные изгороди из алебастра (ганча или ганджа) или красиво расписанного дерева. А еще выше – в цветастые орнаменты на приделанных холстах или в позолоченную вязь исламских текстов. И по большей части перед нами предстают главные суры Корана. Они взывают к мудрости, доброте и аскезе.

В создании стекол для оконных проемов использованы витражи. Кстати, окна самого купола вырезаны в форме тюльпанов. А все из-за того, что у арабов слово «тюльпан» («лале») похоже по буквам на идиому «во имя Аллаха».

Часть интерьеров украшена сложной причудливой мозаикой (есть еще в Казани такие «прикладники»). Люстра приехала сюда из Чехии (вы увидите натуральное богемское стекло). Ковры, по которым будете ходить – подарок от правительства Ирана. Лепнину же создавала интернациональная артель узких специалистов по восточной орнаментальной пластике.

Основное здание членится на башенку для хранения Корана (сюда поднимается священнослужитель), обзорные веранды, молельных залов для мужчин и женщин, музея (он выше) и комнаты для подготовки к никаху (о нем читатель узнает дальше).

В дополнительном строении (также купольном, но одноуровневом) кроме администрации и прочего персонала пребывают штатные пожарники со всем своим нехитрым инвентарем.

«Соборные мечети не могут стоить дешево, красота требует денег»

— Нравится ли вам образ соборной мечети в Москве, в создании которой вы принимали участие?

— Я принимал участие в проектировании интерьеров. Но в конце концов там появились турки, и внутри все было сделано в турецком стиле. А с точки зрения фасада… Если старая мечеть на этом месте, которую снесли, была действительно татарской — ее строили татары, и прихожанами были в основном татары, жившие в Москве, то нынешние прихожане соборной мечети уже в основном не татары, а представители разных национальностей, исповедующих ислам. Так что предъявлять претензии по поводу того, что снаружи она должна выглядеть как татарская мечеть, не совсем обоснованно. Это просто современная российская мечеть.

— А «Сердце Чечни»?

— Это чисто османский стиль мечети, как снаружи, так и внутри. Как раз из той серии, когда скопировали то, что было красиво, и построили у себя. Это действительно красиво, ничего не могу сказать. Но ничего нового нет. Это тот случай, когда в окружении высоток мечеть выглядит несколько чужеродно. Такая же копия турецкой мечети сейчас строится в Симферополе, но это повторение пройденного.

— Вы можете оценить, сколько стоило строительство Московской соборной мечети и сколько будет стоить возведение казанской?

— По поводу московской знаю только, что Сулейман Керимов, который был спонсором ее строительства, выделил 100 млн долларов.

Что касается казанской мечети, думаю, все будет зависеть от того, какие материалы будут применяться. Если мрамор, мозаика, позолота — будет очень дорого. Соборные мечети не могут стоить дешево. Красота требует денег. Несколько миллиардов уйдет на это точно.


Фото Дмитрия Щипанова

— Какие мечети, выстроенные на постсоветском пространстве за последние 30 лет, вам нравятся больше других?

— Могу показаться нескромным, но, кроме «Кул-Шарифа» и тех мечетей, которые были построены по моим проектам, мне ничего из современного не нравится. Это я вам честно говорю.

— Кстати, сколько из ваших проектов мечетей было реализовано?

— 13. По географии — вплоть до Владивостока. Две мечети построено по моим проектам в казахстанском городе Актобе. Также строились мечети в Башкортостане, Татарстане.

Сейчас строится 14-я мечеть по моему проекту, который я сделал совместно с ученицей — в Залесном. И 15-я — в Набережных Челнах (речь идет о соборной мечети «Джамиг», самой высокой в Татарстане. Решение о ее строительстве было принято в 1992 году, сегодня ее стоимость оценивается в 1 млрд рублей, — прим. ред.).

— Буквально в прошлом месяце в соцсетях был размещен ролик с просьбой поддержать ее строительство. Вы надеетесь, что при вашей жизни ее достроят?

— Там было очень много вопросов с финансированием. Это же непростая задача. Когда строили «Кул-Шариф», стройка два года стояла замороженная, не было денег. Нотр-Дам строился больше ста лет. Деньги искали, ждали. Нынешний мэр Набережных Челнов начал находить средства, дело зашевелилось, стройка пошла. Слава Аллаху.

Мечеть Кул Шариф внутри


В мечети 24 часа в сутки не умолкает живое чтение Корана. Хафиз читает на арабском языке времен пророка Мухаммеда середины VII века н.э. Чтение транслируется в интернет, можно присоединиться. Единственное время, когда это место становится пустым: идет намаз в молельном зале. Уже по этому признаку Кул-Шариф становится в ряд самых значимых мечетей не только России, но и мира. Важные предметы, которые сопровождают повседневную жизнь казанских татар, даже не особо религиозных представлены в витринах. Шамаиль — это всегда декоративно-организованный текст, источником которого является Коран, главная святыня для мусульман. Представлены переводы смыслов Корана на татарский язык.

Четки из косточек финика служат напоминаниями, чтобы ничего не пропустить. Говоришь слово и бросаешь косточку, на четках их 99.

Финик — один из главных даров Аллаха людям, основа основ.

Особенности экстерьеров реконструированного комплекса

По откликам, все, кто оказываются в Казани, мечеть Кул-Шариф осматривают в первую очередь. Ведь это – жемчужина площади Тысячелетия. Поражает масштабом конструкций, богатством фактуры и тектоники фасадов. Текстурой отделочных материалов, а также яркими цветовыми сочетаниями, создающими атмосферу некоей свежести (об этом ниже).

На данный момент вас ждут запоминающиеся достопримечательности. 6 минаретов высотой 58 метров (в 1996 г. они были самыми высокими в РФ, теперь такая слава перешла к мусульманскому храму в городе Грозный). Кстати, площадь, которую занимает суннитский собор, равна 10000 квадратных метров.

У главной религиозной обители свой двор. Он находится все в той же (западной) части Кремля. Ландшафтно связан с бывшим Юнкерским училищем (к тому ведет парадная лестница). Внутри основное здание, располагающее двумя пристроенными к нему полупавильонами. Четыре башни встроены по углам. Две поодаль. По разным сторонам.

Имеется также хозяйственно-административная постройка. Стилистика у всех элементов ансамбля единая – «ханафитская». Кроме того, она пересекается с канонами татарского (правильнее говорить, булгарского) гражданского строительства. Достаточно посмотреть на все здания Кремля. Каждый вышестоящий уровень меньше, но имеет больше граней.

Что касается материалов отделки, использовано эффектное сочетание ослепительно белого мрамора (при ярком солнце розоватый оттенок почти не заметен) и элементов бирюзового оттенка.

Упомянутые цвета олицетворяют у ханафитов непорочность и строгое следование букве Корана. Бирюза заменяет ритуальный зеленый цвет (ведь она погранична по отношению к голубому и изумрудному). Что касается дизайнеров, то для них такие тона – лучший способ передать ощущение чистоты и свежести. И оно есть!!!

Нижние уровни и поверхность сотворены из живописного по текстуре гранита. Венчают основную конструкцию традиционные для всех исламских направлений шпили и купол (кстати, последний изображает аутентичную шапку татар…). 2 роскошных балкона созданы специально в целях панорамного обзора (ведь сооружение изначально задумывалось для туристов). Арочные порталы и окна стрельчатые. Весьма высокие.

Наконец, на некоторых этажах использованы оникс и змеевик. Большинство пород добывали на Урале. В Казани «Голубая мечеть» (так прозвали культовое сооружение в народе) имеет внушительную высоту подкупольного пространства – оно составляет целых 39 метров. Для сравнения – купол кончается на страте 13-го этажа гражданского здания.

Бронзовые надписи фасада цитируют различные исламские мудрости. В качестве шрифта использована арабская вязь (так прописал единый закон для всех школ мусульманского зодчества).

Над буквами расположена изящная кованая изгородь (на крыше полупавильонов, считающихся первым уровнем). В здешних помещениях использовано много граней. Бросаются в глаза резные элементы П-образных фризов, кантующих все порталы.

В двух шагах протекает живописная извилистая река Казанка. От берега вас поднимает тротуар с поребриком из мрамора, где установлены современные светильники. Описанное пространство рассчитано на одновременное пребывание 1,5-2 тысяч верующих. На площадке перед зданием свободно встанут еще 10000 человек!

Тротуарная плитка с зелеными и красными узорами символизирует административную атрибутику Республики Татарстан. В наличии у каждого строения подсветка, придающая мечети эффектный облик даже в темное время суток. Зеленое убранство состоит из цветников, ухоженного газона, подстриженных деревьев.

Стоимость и правила посещения

Чтобы посетить здание, нужно придерживаться некоторых правил:

  • закрытая одежда, голова, все тело должно быть покрытым;
  • отсутствие обуви, каждый разувается перед входом в здание, можно надеть бахилы на ноги;
  • во время молитвы нельзя мешать молящимся, женщинам нельзя проходить на мужскую половину, они молятся на втором этаже;
  • нужно проявлять толерантность к окружающим, верующим людям. Не торопить их, не шуметь, не фотографировать людей во время молитвы;
  • наблюдать за молящимися можно с одной из двух смотровых площадок для экскурсионных групп и индивидуальных туристов.

Посещение самой мечети бесплатно, а за вход в музей исламской истории, расположенный на цокольном этаже, взрослые платят 50 рублей, студенты и пенсионеры — 40 рублей, школьники – 20 рублей.

Советы при посещении

Несмотря на то, что посещение территории и здания мечети открыто для всех желающих, это не простое общественное место, а духовная святыня для тысяч мусульман. Поэтому необходимо следовать некоторым правилам, нормам поведения и внешнего вида и уважать мусульманские обычаи.

  • Одежда должна быть максимально закрытая, желательно надеть головной убор (например, платок);
  • Перед тем, как войти в здание, необходимо разуться — посещение мечети в обуви запрещено (бахилы разрешены);
  • Женщинам ни в коем случае нельзя заходить в мужской молельный зал;
  • Необходимо проявлять уважение к окружающим — нельзя проходить перед читающим намаз, создавать шум и суету;
  • Туристам во время молитвы разрешено находится только на специальных площадках на втором этаже мечети.

Соблюдение этих простых правил поможет не только получить удовольствие от красот интерьера и архитектуры мечети, но и глубоко проникнуться исламской культурой, больше понять и прочувствовать религию и традиции мусульман.

Современный вид

Сеид Кул Шариф

Потомки пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), которые были в родовой линии, уходящей к его внуку Хусейну, у мусульман называются сеидами. Кул Шариф также был сеидом, его род возводился к Мухаммаду. То есть Кул Шариф – прямой потомок пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха).

Современные историки недавно обнаружили и опубликовали генеалогию сеидов Шакуловых, которые были из Касимовского ханства. Литературовед М.И.Ахметзянов показал таким образом, что данная геология действительно восходит к Мухаммаду и Хусейну. Вследствие этого, Кул Шарифа причислили к сеидам.

В 15-16 веках каждое отдельное татарское ханство имело по нескoлько сеидов, и только один из них мог быть верховным. Он так и назывался – великий сеид. Судя по данным из истории, которые до нас дошли, можно полагать, что Кул Шариф, так же как и Кул Мухаммад, был крымским сеидом. Кул Шариф некоторое время проживал с сеидом Мансуром в Астраханском ханстве. Мансур был предположительно его отцом. Литературовед Ахметзянов в свое время выдвинул гипотезу, что Кул Шариф является автором сочинений «Зафернаме-и вилайет-и Казан» (1550 г.), стихотворений «Шариф Хаджитархани» и «Кул Шариф». И действительно, после того, как Кул Шариф стал главным сеидом, в русских источниках продолжали упоминать о том, что Шариф является муллой. Из всех сочинений и стихотворений было замечено, что автор очень образован, он обладал знаниями в астрономии, знал татарскую и русскую историю, интересовался государственными делами. Первое его произведение «Зафернаме-и вилайет-и Казан» можно назвать прозой, здесь довольно много поэзии.

Страшное время Кул Шарифа

Кул Шариф жил в те времена, когда Казанское ханство было в трагической ситуации, приближающейся к гибели. Поэт потрясающе описал трагедию своего народа в своей прозе «Зафернаме-и вилайет-и Казан». О Казани он говорил, что ей неоткуда ждать поддержки, никто не помогает. Только правительство Тенгри и помощь ангелов вдохновляли ее. Кул Шариф рассказывает о тяжелой ситуации всего города, о том, что сложно было обеспечить безопасность всего государства, о том, что им пришлось подписать соглашение с немусульманами. Ради благополучия народа в 1550 году Казань заключала договор с Москвой о взаимопомощи и взаимопонимании. После заключения этого договора, каждая сторона еще не раз отправляла своих послов для урегулирования конфликта.

Но в следующем году русские войска нарушают мир и вступают в бой, летом они уже обступают всю Казань. Тогда для народа Кул Шарифа начались тяжелые времена. Казанцы отправляют русским воеводам послания о мире, чтобы те утихомирили свой гнев. Эти данные до нас дошли из Патриаршей летописи. С такими требованиями к Шах Али и русским главным воеводам отправлялись мулла Кул Шариф с тюменским князем Бибарсом Растовым. Таким образом, они выполняли волю своего народа. Это видно по грамоте, которую казанцы тогда отправили Ивану Грозному. Однако послы долгое время не соглашались идти на уступки. Это следует из летописи 1551 года. Тогда завоеватели решили пригрозить, если татары не примут решение русских воевод, то придется брать их силой. И лишь после этих угроз, послы согласились и приняли условия, поставленные Москвой.

Нужно отметить, что в принятии такого решения личной вины у Кул Шарифа и Бибарса не было. Они лишь выполняли государственный долг, так как являлись дипломатами того времени.

О, Шарифи, если ты еще надеешься на лучшее,
Не уходи с этой земли,
Ибо если ты уйдешь, кто же будет сахибом города Казани?Из прозы «Зафернаме-и вилайет-и Казан»

Убийство Кул Шарифа

Кул Шариф погиб во время взятия русскими Казани в 1552 году. Философ и историк Марджани, изучив народные предания, говорит о том, что Кул Шариф и его последователи, которые объединились в некое военное подразделение, погибли героически. Ученики Шарифа были молодыми студентами, они оборонялись отступая.

Кул Шариф, их предводитель, по словам Марджани, поднялся на крышу мечети, где его и убили, и упал вниз. Вот так трагически погибла выдающаяся личность всей эпохи Казанского ханства Кул Шариф.

Именно в честь сеида Кул Шарифа была названа впоследствии одна из крупнейших мечетей в Европе, с её историей вы можете ознакомиться здесь

Строительство новой мечети

Почти четыре с половиной сотни лет о старой казанской мечети напоминали только немногочисленные исторические документы, народные предания и стихи. Советская власть вела борьбу с любой религией, поэтому о возрождении храма не могло быть и речи. Только в середине 1990-х годов, когда отношение к Церкви изменилось, был поставлен вопрос о строительстве в Казанском кремле новой мечети.

Общий вид мечети Кул-Шариф

На воссоздание исторического храма ушло почти 10 лет. Стройка проходила с 1996 по 2005 годы. Никто не знал, где стояла старая мечеть, поэтому Кул-Шариф решили возвести на территории, которая раньше принадлежала Юнкерскому училищу. Деньги на храм внесли более сорока тысяч граждан и организаций Татарстана.

Чтобы точно определить ориентацию мечети на Мекку, строители использовали навигацию на космическом спутнике. Храм открыли в середине лета 2005 года, когда жители города отмечали 1000-летие Казани.

Мечеть Марджани

Мечеть Аль-Марджани была построена по личному разрешению Екатерины II в 1767 году после покорения Казани Иваном Грозным. Строительство велось на деньги казанцев — тогда 62 человека собрали 5000 рублей. Мечеть до сих пор служит религиозным центром для татар и важным архитектурным памятником XVIII века.

Здание Аль-Марджани отражает формы традиционной татарской архитектуры и провинциального барокко, а в оформлении можно найти черты петербургского барокко и мотивы татарского декоративного искусства. Историки предполагают, что её архитектором был В. И. Кафтырев — первый в Казани профессиональный архитектор и представитель русского барокко.

Как и Иске Таш, мечеть Марджани находится в Старо-Татарской слободе, так что после посещения мечетей советуем прогуляться мимо особняков знаменитых татарских купцов, промышленников и интеллигенции.

Адрес: ул. Каюма Насыри, д. 17

Музей

С 2006 года на цокольном этаже, в стилобате открыт интересный Музей исламской культуры. Его экспонаты занимают два зала и рассказывают об истории и культуре мусульманских традиций тюркско-татарских народов, которые издревле жили в Поволжье и Приуралье. Это единственный в России музей подобной тематики.

Вид молельного зала мечети со смотрового балкона

Туристы могут узнать, какие государства существовали на территории современного Татарстана в Средневековье. Один раздел посвящен истории ислама со второй половины XVIII – до начала XXI века, а другой – самобытной книжной культуре татарского народа.

Часть экспонатов музея – мультимедийные. Посетителям нравится рассматривать инсталляцию, которая показывает историю строительства Казанского кремля.

Залы открыты для гостей ежедневно в 9:00 до 19:30. Касса прекращает работу за полчаса до закрытия. Вход для взрослых стоит 200 рублей, а для учащихся вузов и пенсионеров – 100 рублей. Посетителей младше 18 лет пускают бесплатно.

История первоначальной мечети и амира Кул Шарифа

«Руководитель Долины» или «Предводитель Колена (Рода)» – именно так переводится арабско-татарское понятие «Кул-Шариф». И так на самом деле звали религиозного деятеля Казанского ханства, проживавшего во времена покорения этого государства Москвой и возглавлявшего его оборону (как мы знаем, тщетную).

3D-панорама Голубой мечети

В описываемый период времени Кул-Шариф являлся верховным имамом казанских татар. Он относился к роду сейидов (потомков пророка Мухаммеда). Исследователи считают: именно к крымской династии.

Стоит уделить внимание минаретному храму, место которого с 1996 г. начал занимать строящийся комплекс соборной (джума) мечети

Дело в том, что исконное помещение для отправления культа было возведено еще в годы жизни Кул-Шарифа.

Оно носило иное название и считалось в те времена архитектурной доминантой всего Казанского Кремля. А располагалось в западной части. Судя по старинным изображениям, тогдашний «Дом Бога» имел много башен.

В основном, нынешнее сооружение копирует свою предтечу. Но рисунки путешественников очень смутные. И проектировщики многое додумывали сами. В частности, непонятно – 6 или 8 минаретов было у старой мечети. Дело в том, что в тогдашнем ханстве имелось 8 провинций. Элементы декора тоже так и остались тайной.

Последней страницей биографии храма-оригинала явился пожар, случившийся во время прорыва московских войск внутрь города. В неравной схватке погибли и мечеть, и амир, в честь которого и был назван сегодняшний архитектурный ансамбль.

Наименование нынешней джумы – дань памяти этому самоотверженному человеку, мудро разрешавшему многие споры, политические и религиозные разногласия. Кул Шариф считается «великим героем», а один востоковед считает его автором эпического произведения «Зафернаме и вилайет-и Казан», посвященного истории развития ханства. Сейида Кул Шарифа убили, когда он находился на крыше собора, а тело столкнули вниз.

Читайте в тему — мечеть Ирек в Казани

Указ о возведении новой мечети был подписан еще в 1995 г. – лично президентом Шаймиевым. Проект был отобран в результате конкурса среди архитекторов. Победила совместная работа группы из четырех специалистов – Латыпова, Саттарова, Сайфуллина и Сафронова.

Фото: https://nat-geo.ru/

Строительство стартовало через несколько месяцев подготовительного цикла. А спустя 10 лет комплекс был полностью завершен. Открытие мечети Кул-Шариф в Казани прошло в рамках празднования тысячелетия города. Оно традиционно проходит 24 июня. 400 млн. рублей – как раз столько было потрачено на возведение комплекса строений. Ему присвоен статус действующего музея Распространения Ислама в Поволжье.

Важные символы культуры


На фото скамейки и панно — важнейшие символы, связанные с культурой Татаро-Ислама. Скамейки являются наследием древнего кожевенного ремесла — татарская кожаная мозаика. Использовалась при изготовлении сапог — ичиг. Каждый кусочек вырезан по отдельному лекалу и сшит с другими особым двойным швом. Мы видим то, что было актуально вплоть до XX века. Виден мотив тюльпана. Также символ, связанный с древним источником жизни — рог барана.

Второй очень важный символ — это вечное древо жизни. Кувшин, как символ сотворения мира. Все цветы разные, есть только похожие, но не одинаковые. Каждый листочек немного отличается от других. Это все благодаря мудрости божьей, создал мир таким многообразным, что никогда в нем ничего не повторится. Ни один человек не будет копией другого, ни один день не будет повторением предыдущего. Кроме того, это мир радости: дерево цветущее, красочное

Важно уметь видеть радость и благодарить каждый день за то, что ты имеешь счастье жить в этом мире, наслаждаться его прелестями. В зале 4 панно и все разные

Кул-Шариф — новодел с древней историей

В 1551 году, во время осады столицы Казанского царства, в крепостных стенах возник пожар, в результате которого сгорела кафедральная мечеть. Это было величественное монументальное здание, имевшее восемь минаретов — больше, чем у каких-либо других мусульманских храмов, за исключением мечети в Мекке. В самом почитаемом мусульманами храме девять минаретов, и превышать это число при строительстве новых культовых сооружений запрещено.

Последним служителем храма был Шерифкол. Этот человек пользовался уважением в городе, он прославился религиозностью и благими деяниями, занимался просветительской деятельностью, а во время осады вдохновлял защитников города, которые долгое время героически отражали натиск русского войска.

Соборная мечеть была не просто религиозным заведением, в ней была собрана богатейшая библиотека, это был один из центров культурной жизни Среднего Поволжья.

Несколько веков жители Татарстана мечтали о возрождении соборного храма. Но строительство началось лишь в 1996 году, после подписания президентом Татарстана соответствующего указа. Новую мечеть в Казани назвали Кул-Шариф, почтив память последнего настоятеля соборного храма.

Невзирая на «юный возраст», мечеть стала одним из самых известных храмов Татарстана. Она символизирует возрождение веры и является уникальным памятником татарской культуры и истории.

Особенности экстерьеров реконструированного комплекса

По откликам, все, кто оказываются в Казани, мечеть Кул-Шариф осматривают в первую очередь. Ведь это – жемчужина площади Тысячелетия. Поражает масштабом конструкций, богатством фактуры и тектоники фасадов. Текстурой отделочных материалов, а также яркими цветовыми сочетаниями, создающими атмосферу некоей свежести (об этом ниже).

На данный момент вас ждут запоминающиеся достопримечательности. 6 минаретов высотой 58 метров (в 1996 г. они были самыми высокими в РФ, теперь такая слава перешла к мусульманскому храму в городе Грозный). Кстати, площадь, которую занимает суннитский собор, равна 10000 квадратных метров.

У главной религиозной обители свой двор. Он находится все в той же (западной) части Кремля. Ландшафтно связан с бывшим Юнкерским училищем (к тому ведет парадная лестница). Внутри основное здание, располагающее двумя пристроенными к нему полупавильонами. Четыре башни встроены по углам. Две поодаль. По разным сторонам.

Имеется также хозяйственно-административная постройка. Стилистика у всех элементов ансамбля единая – «ханафитская». Кроме того, она пересекается с канонами татарского (правильнее говорить, булгарского) гражданского строительства. Достаточно посмотреть на все здания Кремля. Каждый вышестоящий уровень меньше, но имеет больше граней.

Что касается материалов отделки, использовано эффектное сочетание ослепительно белого мрамора (при ярком солнце розоватый оттенок почти не заметен) и элементов бирюзового оттенка.

Упомянутые цвета олицетворяют у ханафитов непорочность и строгое следование букве Корана. Бирюза заменяет ритуальный зеленый цвет (ведь она погранична по отношению к голубому и изумрудному). Что касается дизайнеров, то для них такие тона – лучший способ передать ощущение чистоты и свежести. И оно есть!!!

Нижние уровни и поверхность сотворены из живописного по текстуре гранита. Венчают основную конструкцию традиционные для всех исламских направлений шпили и купол (кстати, последний изображает аутентичную шапку татар…). 2 роскошных балкона созданы специально в целях панорамного обзора (ведь сооружение изначально задумывалось для туристов). Арочные порталы и окна стрельчатые. Весьма высокие.

Наконец, на некоторых этажах использованы оникс и змеевик. Большинство пород добывали на Урале. В Казани «Голубая мечеть» (так прозвали культовое сооружение в народе) имеет внушительную высоту подкупольного пространства – оно составляет целых 39 метров. Для сравнения – купол кончается на страте 13-го этажа гражданского здания.

Бронзовые надписи фасада цитируют различные исламские мудрости. В качестве шрифта использована арабская вязь (так прописал единый закон для всех школ мусульманского зодчества).

Над буквами расположена изящная кованая изгородь (на крыше полупавильонов, считающихся первым уровнем). В здешних помещениях использовано много граней. Бросаются в глаза резные элементы П-образных фризов, кантующих все порталы.

В двух шагах протекает живописная извилистая река Казанка. От берега вас поднимает тротуар с поребриком из мрамора, где установлены современные светильники. Описанное пространство рассчитано на одновременное пребывание 1,5-2 тысяч верующих. На площадке перед зданием свободно встанут еще 10000 человек!

Тротуарная плитка с зелеными и красными узорами символизирует административную атрибутику Республики Татарстан. В наличии у каждого строения подсветка, придающая мечети эффектный облик даже в темное время суток. Зеленое убранство состоит из цветников, ухоженного газона, подстриженных деревьев.

Опасения напрасны?

— Полгода прошло с момента, когда обсуждалась концепция устойчивого развития Казани, тогда ставили вопрос — где будет построена мечеть. Минниханов тогда сказал: «Прорабатывайте». После этого ничего официального не было, — рассказала «Реальному времени» зампредседателя ТРО ВООПИиК Фарида Забирова, одна из разработчиков концепции.

Однако на этом этапе, похоже, проект и остановился, что не может не беспокоить верующих.

— Боюсь, как бы не повторилась история с Национальным университетом: подняли вопрос, долгое время обсуждали, но в итоге ничего не ясно. Раз приняли решение по мечети — делайте и не кормите надеждой годами! — подчеркнул председатель Совета старейшин Татарстана (Шура аксакалов РТ) Рауф Ибрагимов.

Он предположил, что руководство республики не хочет поднимать лишний шум, поскольку строительство религиозных сооружений, особенно мусульманских, в последнее время довольно остро воспринимается частью населения. В ряде городов (в том числе в Москве) некоторые активисты, узнав о предстоящем строительстве мечети, подтягивали «группы поддержки» и собирали митинги против исламских центров. После этого городские власти и инициаторы строительства были вынуждены отступить…

Вероятно, аксакал беспокоится напрасно. И в казанском Кремле, и на уровне ответственного за строительство мечети Камиля Исхакова уверяют, что вопрос с повестки не снимался. Детали прорабатываются.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector