Экскурсия в город кронштадт из санкт-петербурга. собор и другие достопримечательности кронштадта за 1 день
Содержание:
- Прогулка по Кронштадту
- Общественный транспорт
- Как проехать в город
- Толбухин маяк
- Интересные музеи Кронштадта
- Композиция «Котёл»
- Классы обслуживания
- Форты — героические развалины
- Популярные экскурсионные маршруты
- Форт Александр I
- Владимирский собор
- Памятник адмиралу С. Макарову
- Другие форты и сооружения
- Что посмотреть самостоятельно в Питере на выходных
- Дерево желаний
- Синий мост
- Петровский парк
Прогулка по Кронштадту
Самостоятельную экскурсию можно начать от Гостиного двора в центре города и продолжить прогулку по Советской улице, которая проходит вдоль Обводного канала и, по сути, представляет собой его набережную. Затем можно выйти на Якорную площадь (здесь можно посмотреть памятник адмиралу Макарову — за право воздвигнуть его город соперничал с Питером), к потрясающе красивому Морскому собору и направиться к морю.
Конечно, Морской Никольский собор не так красив, как храмы Питера, но и он производит сильное впечатление, поскольку для его проекта за основу был взят величественный Софийский собор в Стамбуле. Храм Кронштадта в высоту достигает почти 71 м, оно хорошо видно с берегов залива. Диаметр купола этого сооружения составляет 27 м .
По пути у Макаровской улицы можно посетить Петровский парк, к которому примыкает Зимняя пристань. Этот парк был разбита почти двести лет назад на месте Арсенальной площади по приказу адмирала Беллинсгаузена, который даже вложил собственные средства в озеленение города. В центре парка находится памятник Петру Великому.
Зимняя пристань по-своему тоже интересна:
- Когда-то именно с нее начинались все кругосветные плавания российского флота.
- На ней можно увидеть якоря от тех катеров, которые некогда участвовали в наступательной операции, сегодня известной как Петергофский десант.
В октябре 1941 года была предпринята попытка выбить фашистов из Петергофа. Она не увенчалась успехом, поскольку связь была потеряна, а десант так и не смог соединиться с пробивающимися навстречу ему частями Красной армии, и практически только несколько человек выжили в этой операции. Но моряки сражались отчаянно, до последнего патрона, и даже после этого шли врукопашную. Якоря их катеров — не единственная память о Петергофском десанте.
Общественный транспорт
Общественный транспорт
На автобусе до Кронштадта можно добраться за час-полтора в зависимости от городских пробок. Автобус №101 отправляется от остановки около станции метро «Старая Деревня», она находится за зданием диспетчерской троллейбусного парка. Транспорт ходит ежедневно, с 6 утра и до полуночи. Каждый автобус рассчитан на 70-100 пассажиров, стоимость билета – 50 рублей. Оплата производится наличными, картой «Подорожник», Единым билетом. С точным расписанием можно ознакомиться на сайте Яндекс.Расписания. В Кронштадте транспорт производит следующие остановки: «Кронштадтское шоссе, 38», «Кронштадтский лицей», «База РСУ», «16-й квартал», «Владимирская» и «Гражданская», от которой можно пешком дойти до основных достопримечательностей Кронштадтского района.
Как проехать в город
Необязательно покупать экскурсию, самостоятельное путешествие на остров Котлин будет не менее увлекательным. Кронштадт – город небольшой, для пешей прогулки по главным достопримечательностям достаточно нескольких часов. При желании можно присоединиться к морской экскурсии, чтобы посмотреть форты.
Добраться до Кронштадта можно на машине или общественным транспортом. Кольцевая автодорога подходит к городу с юга и с севера – все зависит от того, из какого района СПб ехать. Общественный транспорт, на котором вы доедете до Кронштадта – это 405 маршрутка и два автобуса – 101 и 175.
Самую подробную практическую информацию можно почерпнуть в «Нескучном путеводителе». Чтобы построить оптимальный маршрут, распечатайте его — в нем есть все, что может понадобиться туристу в Кронштадте, включая схему расположения достопримечательностей.
Толбухин маяк
В поисках вариантов, что посмотреть в Кронштадте, обратите внимание на Толбухин маяк. Древнейший отечественный маяк находится в 5 км от острова Котлин на специальной искусственной насыпи
Сооружение было возведено в 1718 году по приказу Петра I. Причем он самостоятельно сделал эскиз башни. Работы по возведению продолжались на протяжении восьми месяцев под руководством капитана Лейна.
Изначально маяк был деревянным, а свет исходил от обычных свечей. Но свечение было недостаточно интенсивным, поэтому начались эксперименты с маслом и углем. Естественно, в деревянной постройке это было затруднительно, поэтому было принято решение построить новый каменный маяк. С момента принятия решения до воплощения идеи в жизнь прошло около 50 лет, так как условия работы были очень тяжелыми. К башне была пристроена баня и караульная. Еще через несколько лет был достроен второй этаж.
Маяк пережил много реставраций и реконструкций, в результате которых появились линза, причал, бетонные укрепления и многое другое. Последние усовершенствования датированы 1970 годом. До сегодняшних дней маяк сохранился практически в идеальном состоянии и является действующим.
Идеальный вариант посещения Толбухина маяка — в составе экскурсионной группы на специальном судне. В зимнее время некоторые отчаянные туристы идут на маяк пешком по льду. Но этот вариант очень опасен. К тому же велика вероятность отказа в посещении.
Интересные музеи Кронштадта
В городе можно посетить музеи, чья экспозиция связана с морем и посвящена морскому делу. Всей семьей можно сходить в музей маячной службы, который открылся в 2017 году.
Музей истории Кронштадта
Располагается в водонапорной башне, построенной в 1991 году в стиле классицизма с арочными окнами на втором этаже. Расположена она на улице Ленинградская. Второе здание музея находится на Якорной площади. Экспозиции музея показывают историю становления и развития Кронштадта, о флоте и крепости. Многие документы и предметы переданы музею жителями города. Всего в стенах музея размещено около 6000 экспонатов.
Музей маячной службы
Открыт в 2017 году в честь 300-летия маячной службы в России. Расположен музей в стенах крупного форта «Константин». Большинство реставрационных работ при создании музея выполнили энтузиасты Бородавкин и Ергер. В ведении музея находится более 100 экспонатов, размещенных в четырех залах. Есть в коллекциях маячные фонари, линзы, техника ВМФ, звездный глобус, фонари с Дороги жизни Ладожского озера.
Кронштадтский Морской музей
Находится на улице Андреевская, рядом со сквером. Музей посвящен школе водолазного дела Бритнева, открытой по указу Александру II. Большая экспозиция рассказывает о развитии водолазного дела в России, которое начало свое развитие из школы водолазов в Кронштадте. В коллекции музея есть водолазные костюмы, дыхательные аппараты, предметы, поднятые с морского дна. Часть экспозиций посвящена обороне города в войну.
Музей-квартира Иоанна Кронштадтского
Расположен в квартире, где жил и умер преподобный священнослужитель. Еще при его жизни сюда приезжало сотни паломников со всей страны. Открыт музей в 1997 году. Основная экспозиция размещена в комнате, где был кабинет батюшки. В нем он не только работал, но и молился, спал, вел дневник. Кроме Иоанна Кронштадтского сюда никто не заходил, поэтому паломники отмечают в ней особую, намоленную атмосферу.
Мемориальный музей-кабинет А. С. Попова
Находится в Итальянском музее на улице Макаровской. Именно здесь находилась лаборатория Александра Попова, в которой он работал 18 лет на благо отечественного флота. Именно благодаря его работе корабли могли держать беспроводную связь между собой на расстоянии. Памятная экспозиция расположена в бывшем Минном классе. Выставлены один из первых в мире радиоприемников, приборы для физических измерений.
Композиция «Котёл»
А мы тем временем возвращаемся на просп. Ленина и сворачиваем направо до Безымянного переулка — пешеходной улицы, самой короткой в городе.
В самом начале переулка необычная скульптурная композиция. На небольшой гранитной плите стоит больших размеров чугунный котёл. Турист непременно должен бросить в него монетку и загадать желание.
Памятник котлу.
С достопримечательностью связана интересная легенда.
На одном из островов Финского залива Пётр I увидел отряд шведов и велел направиться туда. При виде русских кораблей супостаты бросились к своим шхунам. В порыве бегства они оставили на костре котёл, в котором варилась еда. С тех пор остров стал называться Котлином. А позже на нём основали город Кронштадт.
Изображение котла присутствует и на гербе города.
Спускаемся к ул. Карла Маркса.
Здесь ещё одна композиция — дерево желаний. Если вам интересно, можно остановиться на пару минут и совершить ритуал.
По ул. Карла Маркса доходим до ул. Макаровской. По Синему мосту переходим через Обводный канал и оказываемся на небольшом пятачке. Интересное место: здесь сразу 3 памятных объекта.
Классы обслуживания
Вместимость Метеора на экскурсиях к фортам — 120 человек. Для пассажиров на борту выделяется 3 класса. Стандарт — места на корме и в средней части салона, здесь тоже можно успеть занять удачные места с хорошим обзором. Комфорт — это центральный салон, пассажиры садятся рядом с окнами. Бизнес — салон в носовой части с лучшим обзором, комфортными местами с мягкими сиденьями; главные преимущества — здесь размещается максимум 22 пассажира, и каждому открывается панорамный вид.,
В хорошую погоду лучше наслаждаться погодой и видами с открытых палуб, которых на Метеоре три: две из них размещаются по бокам судна и соответствуют местам посадки и высадки, а еще одну можно отыскать между салонами № 2 и 3.
Форты — героические развалины
Остров с крепостью и городом окружен множеством фортов, составляющих единый оборонительных комплекс, фортификационное значение которого невозможно переоценить. Одни из них построены на природных островах, для других были сделаны искусственные насыпи на отмелях, что уже само по себе звучит фантастически, ведь речь идет о 18 веке, когда грунт и камни доставляли обычными лодками. Форты прикрывают пути к Кронштадту с юга и с севера и полностью оправдали свое название за века своей службы – слово “форт” переводится как “сильный”.
Самый известных и посещаемый форт Кронштадта — Кроншлот. Помимо героического прошлого в истории форта есть еще факт, который шокирует экскурсантов. Оказывается, основание под этот форт не просто насыпали искусственным образом, но и делали это зимой, погружая под лед ящики с камнями, привезенные по льду Финского залива.
Форт-крепость “Александр I”, наиболее интересная современным туристам тем, что у нее есть брат-близнец у берегов Франции. Это всем известный форт Баярд, место для съемок одной из самых популярных в мире телевизионных игр. Вот только по размерам наш форт значительно более внушительный.
При желании на катере можно объехать все форты. Вот только их состояние на сегодняшний день оставляет желать лучшего. Без реставрации они постепенно разрушаются и уже больше похожи на постапокалиптические руины. Надежду на их сохранение и восстановление дет тот факт, что форты Кронштадта теперь находятся под охраной и защитой всемирной организации ЮНЕСКО как объект Всемирного наследия “Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников”.
Популярные экскурсионные маршруты
- Кронштадт раньше был «закрытым городом», и не только иностранные гости, но даже местные жители не имели возможности приехать и посмотреть это место. Чтобы посетить Кронштадт, нужно было специальное разрешение, которое можно было получить, только если у вас были близкие родственники или профессиональная причина, чтобы поехать туда. С морского берега Финского залива каждый мог видеть огромный купол главного собора Кронштадта, но почти никто не мог подойти и увидеть его ближе. Легенда о невероятной красоте этого собора и слухах о его трагической судьбе стало все больше. Только в 1996 году Кронштадт был открыт для посетителей. Сейчас турфирмы предлагают развлекательные маршруты на остров, которые включают в себя: Езду на плотине. На остров можно попасть с севера, через Финский залив, преодолев 20 километров, и с юга через Залив. Путь через Залив будет почти в два раза короче, а часть его пройдет в туннеле под Заливом. Так что это может быть еще более захватывающим.
- Посещение форта «Константин». Это один из самых известных фортов. Строительство началось в 1808 году, когда на мелководье были возведены деревянные рамы и засыпаны камнями. Таким образом, появился искусственный остров, где была размещена артиллерийская батарея. Форт был реорганизован много раз и использовался в военных целях вплоть до 1960-х годов. Здесь можно увидеть бывшие батареи, казармы и дистанционную станцию. У форта есть отличная смотровая площадка, откуда вы увидите несколько других фортов. Среди них будет форт «Александр», который очень похож на французский форт «Боярд», и известен как Форт «Чумы» . В конце 19 века он стал местом, где проводились первые эксперименты с возбудителем чумы.
- Посещение Кронштадтского морского собора. Его огромный купол можно было легко увидеть из Петергофа, а в хорошую погоду даже из Санкт-Петербурга. Этот самый купол покрыт не золотом, как большинство других куполов, а серебром и украшен золотыми якорями на серебряных пластинах. Интерьер собора просто изумителен: многочисленные мозаики, разные мраморы и витражи. На стенах собора вы найдете каменные плиты с именами моряков, погибших во время службы.
- Езду и прогулки по улицам и набережным Кронштадта. Вы увидите: часть старой крепостной стены, Торговую гавань , Итальянский дворец князя Меншикова , Петровский док, Кронштадтский морской манометр, от которого измерены все глубины и высоты, памятник Петру Первому, основавшему эту крепость и памятник крошечной рыбе под названием колюшка, которая спасла горожан во время осады и многие другие интересные достопримечательности и памятники.
- Посещение музея подводного плавания (другое название Кронштадтский военно-морской музей).
- Подъем на колокольню военно-морского собора, чтобы полюбоваться Кронштадтом, заливом и материковой частью с высоты птичьего полета.
Форт Александр I
Наиболее примечательным из всех фортов, расположенных в зоне острова признан форт Александр-первый, ставший первым сооружением этого типа укреплений. По своему виду он напоминает форт Боярд, расположенный во Франции. При строительстве форта в нем размещались 74 пушки, которые спустя 9 лет по завершению строительства пришли в полную негодность. Форт стал использоваться военными как склад для хранения оружия. Позднее в нем была открыта противочумная лаборатория, где вырабатывали вакцину, и форт надежно охранялся. После вспышки инфекции форт был заброшен и пребывает в таком состоянии до наших дней. Тем не менее, для туристов интересующихся историей и архитектурой он представляет интерес.
Владимирский собор
Рекомендовать место
16
3
Владимирский собор – действующий православный храм в городе Кронштадте. Недавно собор отреставрировали, и он сильно выделяется в городе своим светлым, прекрасным, просто впечатляющим зданием. Во время ремонта главного собора города именно Владимирский собор на данный момент выполняет эту функцию.
Так как в Кронштадте еще с XVIII века постоянно находился военный гарнизон, то еще в 1730 году была построена деревянная церковь. Ее несколько раз перестраивали, пока в середине 19 века не было принято решение с позволения императора Александра Второго начать строительство большого и вместительного храма в Кронштадте. Новый собор строился 4 года, с 1875 по 1879 годы. Архитектором собора стал Х.И. Грейфан.
В 1880 году храм был освящен. В 1931 году Владимирский собор был закрыт, в нем сделали складские помещения. Сильно он пострадал и во время Великой Отечественной войны. А в пятидесятых годах здание пытались взорвать и уничтожить, также были планы разместить в соборе бассейн и даже конюшни.
1990 – год возвращения собора Православной церкви. В 2001 — 2002 годах был ремонт здания, а уже с 2006 года были грандиозные реставрационные работы по восстановлению внутреннего убранства Владимирского собора.
Памятник адмиралу С. Макарову
Справа, наискосок от Вечного огня, памятник величайшему флотоводцу, кораблестроителю, исследователю Арктики, герою русско-японской войны — адмиралу Степану Макарову. Установлен в 1913 г.
Ветер развевает полы шинели адмирала. Левой рукой он указывает курс своим кораблям.
В памятнике есть элементы символики. У ног адмирала плещутся волны. По форме они напоминают дракона. Японский змей унёс прославленного моряка в бездонную пучину. Флотоводец героически погиб в русско-японской войне.
Внизу крупными буквами выведено: «Помни войну».
Памятник адмиралу С. Макарову.
С трёх сторон постамента барельефы с изображением важных этапов его жизненного пути.
По углам основания памятника уложены чёрные корабельные якоря, соединённые цепями.
Другие форты и сооружения
Разумеется, перечисленными сооружениями список фортов Кронштадта не ограничивается. Среди южных фортов следует отметить еще несколько:
- Форт № 1 («Южный»), построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1865-1868 годах (инженер Зверев К.Я.). Два типовых каземата, на два орудия каждый. Принимал активное участие в обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
- Форт № 2 («Дзичканец»), построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1869-1873 годах (инженер Зверев К.Я.). Один каземат, орудия были расположены открыто. В годы ВОВ входил в систему ПВО Кронштадта.
- Форт «Великий Князь Константин» — одно из самых крупных фортификационных сооружений Кронштадта. Построен в 1808-1809 годах, 1858-1879 годах (военный инженер Сысоев П.), 1897-1901 годах. В настоящее время используется как историко-развлекательный объект и яхтенно-пограничный комплекс. Есть съезд с КАД.
Кроме фортов, в акватории Невской губы близ Кронштадта на искусственных островах расположены многочисленные маяки и створные знаки.
Маяк на насыпном острове
Помимо южных фортов, защищающих Кронштадт с юга и южный фарватер, существуют северные форты, которые защищают остров со стороны северного фарватера:
- Форт «Тотлебен» («A», «Первомайский»), построен в 1897-1913 годах (инженер Шишкин А.А.).
- Форт «Обручев» («B», «Красноармейский»), построен в 1896-1913 годах (инженер Шишкин А.А.). Строительство фортов «А» и «В», защищающих Северный фарватер и оснащенных 106 орудиями, стало самой трудоемкой и дорогостоящей работой в истории Кронштадта.
- 1-й Северный форт (Батарея северная №1). Построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.). Перестроен в 1861 — 1869 годах (инженер Зверев К.Я.). Был соединён дамбой с островом Котлин. До 2002 года использовался как склад патронов, в настоящее время заброшен.
- 2-й Северный форт (Батарея северная №2). Построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1862-1867 годах (инженер Зверев К.Я.).
- 3-й Северный форт (Батарея северная №3). Построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.), 1864-1868 годах (инженер Зверев К.Я.). Практически полностью уничтожен при строительстве дамбы.
- 4-й Северный форт («Зверев»). Построен в 1864-1869 годах (инженер Зверев К.Я.) в дополнение к уже существовавшим фортам №№ 1, 2, 3, 5 и 7. Позволял вести не только фронтальный, но и фланговый огонь. Имел более мощное вооружение, чем на других северных фортах. Соединен с фортом №6 подводной каменной грядой.
- 5-й Северный форт (Батарея северная №5), построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1864-1868 годах (инженер Зверев К.Я.).
- 6-й Северный форт (Батарея северная №6), построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1864-1869 годах (инженер Зверев К.Я.). В 1960-е годы здесь были построены сооружения из силикатного кирпича военного назначения, полностью исказившие облик форта середины XIX века. Соединен с фортом №4 подводной каменной грядой.
- 7-й Северный форт (Батарея северная №7), построен в 1854-1856 годах (инженер-генерал-майор Дзичканец И.Г.). Поврежден наводнением в ночь с 26 на 27 ноября 1857 года. Перестроен и усилен в 1860-е годы и позднее. В настоящее время соединен с дамбой КАД.
О дамбе КАД и северных фортах Кронштадта можно также прочитать в статье «Кронштадт: Защитная дамба, форты и первое знакомство с городом».
3-й Северный форт, вид с дамбы
После окончания Русско-японской войны было принято решение о переносе границ приморской обороны дальше на запад. Форты Кронштадта к тому времени технически устарели. В это время были построены форты «Ино» («Николаевский»), «Красная Горка» («Алексеевский»), «Серая Лошадь», «Риф» и другие.
***
Ну а нам пришло время возвращаться обратно в Кронштадт. Ниже — фотографии острова Котлин с воды.
Водопропускное сооружение на защитной дамбеГавани Кронштадта и купол Морского Никольского собора над островомСтворный знакГавани КронштадтаКорабли Балтийского флота ВМФ России в Средней гаваниКронштадтский морской заводКронштадтский морской заводМол и заброшенное здание в Военной гаваниАрсенал и пришвартованные корабли
Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Что посмотреть самостоятельно в Питере на выходных
Кронштадт хоть и небольшой город, но мест, которые осмотреть тут хватает и поэтому некоторые из них лучше осматривать вместе с гидом или историком, который сможет рассказать коротко, но емко. Для такого осмотра подойдут старинные постройки, которых много и все они разбросаны по городу и даже по воде, а именно, крепость, форты и доки.
Самостоятельно можно осмотреть практически все остальное, парки, прекрасные улицы, набережные и главную площадь, обязательно посетите Морской Никольский собор.
Если же в распоряжении несколько дней на осмотр Северной Столицы, то можно посмотреть и другие районы. Например Петродворцовый, где можно увидеть знаменитый Петергоф. В Выборгском районе можно пройтись по паркам и посмотреть на разводные мосты. А Петроградский район поразит обилием музеев и фонтанов.
По знаменитому Невскому хорошо прогуляться вечером, посмотреть на памятники, мосты с подсветками, посидеть в самых популярных кафе, где раньше собиралась городская элита.
А выехав в Курортный район можно увидеть шалашик Ленина и старинные часовни.
Дерево желаний
Судя по тому, сколько желающих поведать этому чугунному дереву свои самые сокровенные мечты, оно на самом деле помогает их воплощению. Антропоморфный облик придает дереву особый шарм и внушает доверие. И хочется верить, что, глядя своими металлическими глазами, оно видит, а его единственное ухо слышит не только сказанное, но и мысли, ведь о желании нельзя говорить вслух.
И пока Дерево желаний улыбается во весь рот, толпы туристов ходят по часовой стрелке вокруг его ствола, отсчитывая три круга, а затем бросают в совиное гнездо монетки — конечно же, на счастье. А самые озорные взбираются на милого олененка и трут его нос, ведь это тоже должно принести удачу. А потому не забудьте посетить это очаровательное место. Ведь кто знает – вдруг ваши желания сбудутся?
Синий мост
В 1794 году, когда сооружение, наконец, было построено, перила радовали прохожих сочным зеленым цветом. Мост построил купец Бекренев. Сооружение имело деревянный настил. Разведение осуществлялось при помощи цепного механизма.
Тогда мост назывался Новым или Таможенным. А в 1874 году военный инженер Петровский предложил реконструировать сооружение. Он заменил разводной механизм поворотным, добавил пешеходные дорожки с обеих сторон проезжей части.
Это были революционные решения в мостостроении. Следующая реконструкция была проведена в 60-е годы ХХ века. Настил изготовили из железобетона, разводной механизм убрали, а перила покрасили синим цветом.
Сегодня мост связывает два берега Обводного канала, по нему проезжают автомобили и проходят пешеходы. Но соединение берегов не единственная задача сооружения. На Синем мосту закреплен футшток, по уровню которого измеряются все глубины и высоты России.
Футшток установлен в 1840 году. А еще в башенке имеется мареограф, записывающий изменения уровня моря. Собирать данные с помощью мареографа начали с 1898 года.
Наводнения Санкт-Петербурга – трагическая страничка в истории города. И на Синем мосту имеется табличка из бронзы, на которой выбиты два числа: 3, 67 (м) и 1824 (год). До такого уровня поднялась вода.
Петровский парк
Создание этого парка в Кронштадте тесно связано с именем великого первооткрывателя Антарктиды. В 1839 году Ф.Ф. Беллинсгаузен являлся губернатором этого города – форта. Его не устраивало состояние улиц, но поддержки из казны он не получил. И все благоустройство проводилось за его счет.
Парк был разбит на месте плаца для муштры и наказания солдат – Арсенальной площади. Но поскольку для центра города было слишком невзрачно, то его превращают в парк в голландском стиле. Свое название парк получил после установления в нем памятника Петра Первого. Находится он между Макаровской улицей и Петровской пристанью.