Кносский дворец в греции

Дворец

Кносский дворец находится на холме Кефал, на севере острова Крит в административном округе Греческой Республики, в четырёх километрах от побережья Критского моря, южнее столицы Ираклион. Найти город можно по следующим координатам: 35° 17′ 52″ с. ш., 25° 9′ 47″ в. д. или по адресу: Крит, Minoiton, Heraklion 71409.

Лабиринтом дворцовый комплекс прозвали неслучайно. Кносский дворец царя Миноса был построен до того запутано и хаотично, что многие посетители, незнакомые с его планом, попросту терялись и выход находили с трудом. Интересно, что дворец строился дважды. Первый дворцовый комплекс, построенный царем Миносом (по предположениям, главным архитектором являлся Дедал), был возведён около четырёх тысяч лет назад и оказался разрушен мощнейшим цунами, который по оценкам геологов обрушился на остров между 1645 и 1500 гг. до н.э. Второй дворец был отстроен ахейцами по плану первого, но они пробыли в нём не больше века, после чего по неизвестным причинам покинули город.

Период, когда был создан первый дворец и последующие за ним годы (1700 по 1450 гг. до н.э.), считается временем расцвета минойской цивилизации, в частности, города Кносс, а потому архитектура, живопись и даже инженерные технологии находились на высоком уровне. Довольно показательным является факт, что археологи среди развалин Кносского дворца нашли немало документов, которые дали возможность определить, что на острове существовало сразу три вида письменности: иероглифическое письмо (знаки были запечатлены в виде рисунков), а также линейное письмо А и Б – знаки изображались контурными линиями.

Считается, что Кносский дворец являлся самым большим сооружением, возведённым представителями минойской цивилизации: площадь его составляла 130 на 180 метров (многие его называют первым небоскрёбом древнего мира: в нём были постройки, насчитывающие около пяти этажей). Во дворце был предусмотрен водопровод, канализация, вентиляция, а также находилось огромное количество жилых комнат, мастерские, залы для приёмов, комнаты правителя и т.п.

К сожалению, точных данных о том, как именно выглядел этот памятник архитектуры, не сохранилось, а по найденным развалинам об этом можно лишь догадываться. В результате реконструкции, археологи смогли хоть и не полностью, но восстановить облик древнего строения.

Кносс или лабиринт?

Это сегодня лабиринт — путаные хаотичные галереи, которые созданы, чтобы сбивать с толку всех в них входящих. Но изначально древние греки называли лабиринтом… сам Кносский дворец, и это неслучайно. Вероятно, планировка дворца со множеством комнат и напоминала лабиринт, поэтому многие исследователи полагают, что именно это и дало основание для создания легенды о Минотавре и Тесее.

Суть этого мифа в том, что сын афинского царя Тесей услышал о кровавой дани, которую требовал царь Крита Минос за то, что афиняне убили его любимого сына. Он требовал, чтобы из Афин на Крит каждый год доставляли семь юношей и семь невинных девушек на съедение Минотавру. Тесей добровольно зачислился в юноши для ежегодного пожертвования и убил Минотавра. Но перед тем как вместе с остальными жертвами отправиться на Крит на корабле с черными парусами, Тесей дает своему отцу Эгею обещание: если ему удастся убить Минотавра, он на обратном пути сменит черные паруса на белые — это будет знаком, что Тесей остался жив. Однако судьба распорядилась по-своему. Дочь царя Миноса Ариадна влюбилась в Тесея, как только он ступил на берег, и согласилась помочь ему одолеть Минотавра.

Ариадна дала Тесею клубок шелковых нитей, с помощью которого он смог найти дорогу из лабиринта обратно. Вдвоем с Ариадной они отправились обратно в Афины, но, сделав остановку на острове Наксос, Тесей по приказу бога Диониса оставил там девушку. Расстроенный Тесей забыл об обещании заменить черные паруса на белые. Эгей, увидев их, бросился в море со скалы. Это море назвали Эгейским.

Происхождение слова «лабиринт»

У этого слова необычное происхождение. Древнегреческое слово «лабиринтос», возможно, происходит от того же корня, что и древнегреческое «лабра» — улица, переулок, ущелье. Другая версия — происхождение от слова «лабрис» — так назывался церемониальный топорик с двумя лезвиями, который в древности использовался на Крите и изображения которого можно повстречать в Кноссе и сегодня.

Во всяком случае, в античную эпоху лабиринт ассоциировался с лабиринтом Кносса и с Минотавром.

Двор Кносского дворца

Кносский дворец изначально не предусматривал никаких фортификационных сооружений, а все его постройки (залы, галереи, лестницы, переходы) в хаотичном порядке располагались вокруг центрального каменного двора квадратной формы, 50 на 50 м.

Поскольку местные архитекторы искусством симметрии не владели, они строили здания там, где считали нужным, и на то, насколько гармонично вписывается постройка в ансамбль, особого внимания не обращали. Поэтому одни помещения были вырублены прямо в скале, другие возведены из кирпича (поскольку эта местность всегда была сейсмически активной, минойские мастера, чтобы придать постройкам устойчивость, чередовали камень с прослойками из дерева).

Также была интересной и конструкция каменных лестниц дворцового комплекса: они не только соединяли постройки друг с другом, но и имели желоба, по которым во дворец поступала питьевая вода, наполнялись бассейны и ванные, были установлены трубы, выводящие из уборных отходы.

Древнегреческие мифы. Тесей и Ариадна

Минотавр стал изощренным наказанием, посланным Посейдоном минойскому правителю за отказ принести в жертву богам прекрасное животное. Жена Миноса, прекрасная Пасифея, воспылала любовью к быку, который, согласно различным сказаниям, был послан на землю не то Посейдоном, не то самим Зевсом. Плодом их преступной страсти и стал кровожадный Минотавр.

Чудовище требовало регулярных человеческих жертв. Каждый семь лет на остров с лабиринтом Минотавра доставлялись по семь прекраснейших афинских юношей и девушек. По одной из версий, они становились добычей монстра, по другой – умирали естественной смертью от жажды и голода, в отчаяньи блуждая по лабиринту и не находя выхода.

Эта несправедливость длилась долгие годы, пока в лабиринт Минотавра в качестве одной из жертв не прибыл афинский герой Тесей, сумевший сразить кровожадное чудовище и освободить страну от кровожадного тирана. Осуществить этот подвиг ему помогла родная сестра Минотавра, подарив Тесею путеводную нить, которая помогла герою уверенно найти выход и покинуть лабиринт. Ее имя давно стало нарицательным и известно едва ли не более, чем само чудовище. Миф «Лабиринт Минотавра» сделал Ариадну покровительницей путников. Ее незримые нити всегда укажут верный путь и не дадут погаснуть надежде.

Краткое описание Кносского дворца

Всего 100 с небольшим лет назад этот дворец существовал лишь в мифологии. Кноссом назывался дворец легендарного царя Миноса, женатого на Пасифае, которая родила полубыка-получеловека Минотавра. Чтобы было где держать это чудовище, зодчий Дедал построил Лабиринт, и Афины должны были отправлять на Крит молодых людей, которых жертвовали Минотавру – до тех пор, пока Тесей не убил этого людоеда, сумев затем выбраться из его запутанного логова с помощью Ариадны.

Открытие дворца и сопоставление находок с мифологией – бесспорно, одна из самых поразительных историй новейшей археологии. Генрих Шлиман, тот самый немец, который раскопал Трою, подозревал, что под здешними курганами могут прятаться минойские дворцы, но местные османские власти в конце XIX века так и не дали ему разрешения на раскопки. Более удачливым оказался сэр Артур Эванс, который получил разрешение в 1900 году и благодаря успеху своей деятельности прочно связал своё имя с Кноссом.

Каждые 10 минут автобусы № 1 и 2 от конечной остановки местных автобусов (рядом с восточным автовокзалом) уходят по 25 Августа (есть остановка к югу от платии Венизелу) и затем, пройдя сначала по Одос-1821, потом по улице Эванса, выезжают из города. Если вы поедете на автомобиле, то следуйте этим же маршрутом (по указателям от платии Элефтерияс). Слева у холма, совсем рядом с входом на археологическую площадку, есть бесплатная автостоянка, так что вам незачем разоряться на платные частные паркинги, которых много по дороге.

Такси из центра обойдётся примерно в 7 €. В Кноссе за пределами огороженной площадки вы увидите частично восстановленный минойский караван-сарай, в котором античные путники могли отдохнуть и напоить своих верховых или вьючных животных. Вступив на дорогу к музею, вы обнаружите, что и современные путешественники от жажды не умрут – их поджидает шеренга таверн, пожалуй, дороговатых, и, конечно, лавок с сувенирами.

Фрески Кносского дворца

В Кноссе было найдено немало фресок в самых разных частях комплекса. Некоторые фрески можно увидеть на стенах в помещениях дворца, другие — в качестве экспонатов в Археологическом музее города Ираклиона. 

Все найденные фрески исследователи делят на две группы. К первой группе они относят изображения с декоративными или геометрическими композициями. Во вторую группу включены так называмемые сюжетные фрески. На них мы видим сцены из повседневной жизни минойцев, их религиозные праздники и священные ритуалы.

Вот пример фрески с растительным орнаментом. 

Смотрите, как гармонично она вписывается по цветовой гамме в интерьер дворцового зала. 

А вот примеры сюжетных композиций. На фото слева — фреска, найденная в так называемом Коридоре процессий. Древний художник изобразил юношей, которые несут дары царице

Обратите внимание, что фигуры окрашены в темно-красный цвет. Это говорит о том, что изображены мужчины или юноши.  

На фото справа — очень известная фреска, которая получила название «Принц с лилиями» или «Царь-жрец». На ней изображен юноша в юбке с широким поясом и в короне с павлиньими перьями. Правой рукой, сжатой в кулак, принц касается груди. Левой рукой, отведенной назад, он сжимает жезл. Принц проходит среди растущих белых лилий с красными тычинками и порхающих бабочек. Как видите, на фреске красной нитью проходит тема лилий. Они есть и в короне, и в ожерелье из бусин, и в нижней части изображения.  

Фреска с принцем была обнаружена в поврежденном виде. От неё сохранились лишь часть перьев султана, грудь, ноги и одна рука принца. Но посмотрите, как филигранно поработали реставраторы!

Вот ещё одна известная фреска — «Игры с быком». Она была найдена в Восточном крыле Кносского дворца. Я помню эту фреску ещё из своего школьного учебника по истории древнего мира.  

Тавромахия

Тавромахия это игра-состязание юношей и девушек с быком

Обратите внимание: фигура юноши, который перепрыгивает через быка, выкрашена в темно-красный цвет, а вот фигуры девушек по бокам — в белый

Если внимательно посмотреть на фреску, то становится понятной суть игры. Нужно было схватить бегущего быка за рога, сделать двойной переворот в воздухе над его туловищем и спрыгнуть сзади. Здесь от участников требовались и ловкость, и смелость, и сноровка. 

Ещё один интересный момент: юноши и девушки, изображенные на фреске, одеты одинаково. У каждого из них на бедрах тонкая повязка, на талии — металлический пояс. Широкая груда, тонкая талия, гибкость, мускулистость считались в то время признаками мужской и женской красоты. 

По мнению искусствоведов, это была не просто игра, но и особый сакральный ритуал. Мы же с вами прекрасно знаем, что на Крите бык считался священным животным. Вот два рельефных изображения быка. Первое можно увидеть в Археологическом музее Ираклиона, а второе — на северном бастионе Кносского дворца. 

Одно из сакральных помещений дворца — Тронный зал. В нём до сих пор сохранился небольшой каменный трон. На нём восседал царь, который считался верховным жрецом. Остальные жрецы сидели на скамьях вдоль стены. 

А теперь давайте посмотрим на фрески. На всех стенах четко видны изображения грифонов среди тростниковых растений. Это мифологическое животное появилось здесь неспроста. Минойцы верили, что грифон объединяет в себе три божества: божество небесное с головой орла, божество земное с телом льва и божество подземное со змеиным хвостом. 

От южной стены Тронного зала вниз идёт так называемая Большая лестница. Она ведёт на веранду, где изображены щиты.   

Щиты представлены парами, в виде восьмёрок. Каждая пара словно нанизана на общую спираль, которая хорошо просматривается на фотографии.  

Вот изображение фрески со щитами в Археологическом музее Ираклиона. 

Древние жители Крита были мореходами и рыбаками. Они прекрасно знали море и его многочисленных обитателей. Об этом свидетельствует фреска, которая сохранилась в мегароне царицы.

Что такое мегарон

Это тип дома, состоящего из прямоугольного помещения, боковые стены которого продолжены в сторону входа и образуют портик, иногда колонный.

На фреске, которая относится к раннему периоду истории минойской цивилизации, изображены дельфины, рыбы, медузы и морские ежи. В более поздний период изображение частично закрыли другой фреской, где тянется пояс со спиралями.

Обратите внимание на пилястру (внутренню часть колонны) справа. Там ещё одна фреска, которая получила название «Танцовщица»

Мы видим танцующую женщину с черными, развевающимися на ветру волосами. На танцовщице — длинная разноцветная юбка и блузка с рукавами, украшенная вышивкой.   

Фрагментом фрески можно полюбоваться в Археологическом музее Ираклиона. 

Кносский дворец — лабиринт Минотавра

Удивительно, но ещё 100 лет назад человечество не знало о существовании минойской цивилизации! И, как это не парадоксально, открыта она была именно благодаря мифу о лабиринте Минотавра: чудовища с телом человека и головой быка, которое питалось молодыми юношами и девушками. Ещё в Средневековье на Крит прибывали иностранные путешественники, искавшие везде мифологические места. Легендарный Кносс и Лабиринт всегда были в центре поисков. Три тысячелетия спустя этот миф привёл англичанина Артура Эванса на Крит, и дворец был найден!

Существовал ли лабиринт Минотавра в Кносском дворце на самом деле? Таким, каким мы ждём, нет, не существовал. Но взгляните ещё раз на план Кносского дворца. Многоярусное здание с огромным числом комнат, залов, пристроек, разнообразных помещений, с дворами, коридорами, причудливыми переходами, бесконечными лестницами и портиками, кладовыми и мастерскими… Окажись вы в его центре, скоро ли нашли бы выход, быстро ли сориентировались бы? Всякому, кто попадал во дворец, должна была поневоле прийти в голову мысль о лабиринте. Именно из-за сложной структуры помещений Кносского дворца скорее всего и возник миф о Лабиринте. Минотавр же мог просто отражать могущество Крита и его доминирование в остальной Греции.

Однако, культ быка в минойской культуре, бесспорно, был. С удивительным постоянством образ быка встречается среди многочисленных фресок, скульптур, статуэток, рельефов. Вспомним ритуальный сосуд ритон в форме головы быка (на фото слева), рога «посвящения» на стенах Кносского дворца, множество фигурок быка из Археологического музея Крита. Вспомним и знаменитую фреску «Акробаты. Игры с быком» (на фото правее и ниже), фигурку акробата из слоновой кости. Фрески минойской эпохи не склонны изображать фантазийные сюжеты, они натуралистичны. Исследователи приходят к выводу, что игры с быком в минойской цивилизации действительно существовали. Если вы посмотрите на знаменитую фреску, вы оцените крайнюю степень опасности этих игр. Может быть, такие игры носили чисто спортивный характер, может быть, были связаны с религией и некими жертвоприношениями. Конечно, только молодые юноши и девушки могли заниматься такими вещами и, конечно, периодически они гибли! Может быть, это и легло в основу мифа о Минотавре, на растерзание которому регулярно отправлялись молодые юноши и девушки.  

Кносс настоящий

Из преданий о Кносском дворце можно узнать и о важных моментах мифической истории Греции. Выдумки переплетаются с реальными событиями и персонажами, последовательность повествования похожа порой на лабиринт, из которого подчас не спасает ни одна нить Ариадны. Хотя остров Крит и Кносс наполнены множеством мифов, эти места также хранят память об удивительном историческом прошлом.

Так, во всех перечисленных мифах поражают постоянные упоминания о быках. Это и Зевс в виде белого быка, и «увлечение» Пасифаи, и сам Минотавр, в конце концов. Скорее всего, это отсылает нас к далекому архетипу минойцев, поклонявшихся этому животному. Еще одно упоминание о быке — статуи в виде рогов, стоявшие по периметру Кносского дворца. Конечно, они строились и в сакральных целях, хотя многим могли внушать мысль: «Вот она истинная обитель Минотавра!»

Каменные рога в Кносском дворце

Мифы способны поведать множество интересных фактов, и многое из рассказанного в них можно увидеть, гуляя по руинам Кносского дворца. Впрочем, о самих жителях и об их мировоззрении больше расскажут фрески — картины, сохранившиеся на стенах дворца.

Архитектура

Начнем с того, что термин «дворец» — некорректен. Кносский дворец Миноса был не только резиденцией царствующей семьи, но и небольшим городом-в-городе, наподобие Ватикана или Запретного города в Пекине.

Отличительной чертой является тот факт, что весь этот город был одним огромным зданием, располагавшимся на площади в 6 акров (примерно 24 тысячи квадратных метров).

Во дворце было более тысячи комнат, соединенных коридорами, а также множество специализированных построек, наподобие театра, храма и даже горшечной мастерской.

В огромных хранилищах дворца были запасы на случай осады, кроме того, прямо во дворце располагались свои мельницы, а также виноградники и винодельни, что позволяло при необходимости поддерживать определенную автономию.

Кроме прочего, стоит отметить, что во дворце была вполне рабочая канализация, а также несколько источников воды.

Что же касается архитектуры декоративной, то здесь интересным моментом являются колонны – минойские колонны в корне отличаются от греческих.

В отличие от материковых версий, которые обычно были белого цвета и сужались к вершине, минойские колонны выкрашены в красный и наоборот, расширяются к верхней части.

Настоящей загадкой стал Малый тронный зал Кносского дворца (Большой до наших дней не дошел).

Это небольшая тронная комната, скорее всего, построенная в период Микенской оккупации Крита, расписана прекрасными фресками и обладает отличным от других комнат стилем, в котором чувствуется влияние уже материковой Греции.

Однако, что наиболее поразило археологов, так это белый трон у северной стены комнаты. До сих пор неизвестно, кому именно он принадлежал, ведь царский трон был расположен в другой части дворца.

Возможно, отсюда правила царица, либо же трон был оставлен пустым как место правления какого-либо бога.

Немного о Минойской цивилизации

Кносский дворец – самый, пожалуй, известный объект Крито-Микенской, или Минойской, цивилизации, существовавшей 3-4 тысячи лет назад. А эта цивилизация – первый (из известных) росток европейской культуры.

Крит лежит на крайнем юго-востоке Европы, совсем недалеко от Азии и Африки, но дошедшие до нас произведения критского искусства того времени сильно отличаются от созданного на Древнем Востоке. Они светлы и жизнерадостны. Их художественный язык внятен нам, их образы, их эстетика вполне созвучна европейской.

Некоторые вещи удивительно повторяются в искусстве 20 века. Изображения людей с их удлинёнными руками и огромными миндалевидными глазами будто выполнены художниками-модернистами.

Фреска под названием «Коридор процессий»

А труженики на празднике урожая со счастливыми лицами несущие полновесные снопы пшеницы, и могучие круторогие быки не напоминают ли нам скульптуры на ВДНХ?

На Крите существовал культ быка, символизировавшего, вероятно, мощь природы и плодородие. Изображения быка или бычьей головы, порой очень выразительные, попадаются регулярно. Кроме того, на стенах дворца довольно часто попадаются изображения рогов.

Частью этого культа были игры с быками. Есть несколько изображений, показывающих акробатические прыжки через несущегося быка. С этими эгейскими обычаями связана, предположительно, иберийская традиция корриды. И греческий миф о кровожадном монстре Минотавре, человеке с бычьей головой, которого побеждает Тесей, — тоже отсюда.

Фреска «Игра с быком»

Прекрасные изображения гордых женщин говорят о высоком положении женщин в критском обществе, что не похоже на восточные страны того времени.

Эта фреска получила название «Парижанка»

Некоторые историки предполагают, что на Крите той эпохи было вполне демократичное общества с культом сельского труда и что дворцы в Кноссе, Фесте, Малее и Закросе были не дворцы царей, а центральные части городов, в которых столетиями жили свободные и счастливые люди, занимавшиеся творческим трудом. Настоящий золотой век!

Возможно, что и царей в ту эпоху на Крите не было. За это говорит тот факт, что в египетских  папирусах, посвящённых Криту (а таковых много, ибо древние египтяне активно торговали с Критом) ни разу не названы имена царей Крита, не указаны их титулы, но всегда говорится о народе Крита. При том, что обожествлявшие своих фараонов египтяне очень внимательно и уважительно относились к владыкам других земель и их титулам

В этих дворцах очень сложная планировка, в них отсутствует симметрия, но при этом они ориентированы строго по сторонам света. Наверное, это потому, что они строились постепенно в течение длительного времени, и к старым постройкам по мере надобности и развития пристраивались новые.

План Кносского дворца

Считается, что легенду о лабиринте, из которого практически нет выхода, греки создали, увидев дворцы на Крите. Ну, а творцом чудесного дворца-лабиринта, согласно мифам, был знаменитый мастер Дедал, тот самый, который улетел с Крита вместе с сыном Икаром на самодельных крыльях. Впрочем, это совсем другая история.

Возможно, однако, что легендарный царь Минос всё-таки имел реальный исторический прообраз, и только буйная фантазия древних греков придала ему сказочные черты и сделала сыном Зевса.

Сказать точно, стоял ли во главе Крит царь или нет, как было устроено критское общество, о чём думали и чем занимались древние критяне, историки пока не могут.

Им остаётся делать догадки и предположения, ибо письменности (а их было несколько: иероглифическое письмо, линейное А и линейное Б)  пока расшифрованы очень приблизительно, да и короткие записи носят в основном хозяйственный характер.

Достоверно известно, что долгое время критяне господствовали в восточном Средиземноморье. Их мощь была так велика, что во дворцах на Крите не обнаружили никаких следов укреплений. Не от кого им было обороняться. Наоборот, отсталые окрестные народы вынуждены были платить дань гордым критянам и посылать им в качестве заложников или рабов своих юношей и девушек. Вспомните ту же легенду о Тесее.

Но не мифический Тесей победил царя Миноса и его сына Минотавра. Если бы не чудовищное извержение вулкана на Санторини, произошедшее около 1500 года до нашей эры и вызвавшее гигантскую в условиях замкнутого Средиземного моря волну цунами высотой до 100 метров, которая буквально смыла города минойской цивилизации, то история Европы пошла бы по-другому. О высоте этой волны ярко говорит тот факт,  что разрушенный ей Кносский дворец расположен на холме высотой 85 метров над уровнем моря.

Версии гибели дворца

Известно несколько версий окончательной гибели постройки:

  1. В 1450 году до н.э. на острове бушевал пожар, который и стал причиной гибели Кносса.
  2. По документам, в это же время Крит захватили Микены: город-государство в материковой части Греции. Известно, что захватчики были безжалостны, они разрушали все, что попадалось под горячую руку. Но конкретных фактов об их правлении не существует.
  3. В 1000 году до н.э. микенцев вытеснили римляне (римская Греция). Они начали строить на острове по своим канонам. Но подробно об этом периоде известно еще меньше.
  4. В период с 1450 по 1380 годы до н.э. город и дворец захватили ахейцы: это стало реальным из-за того, что микенская цивилизация пришла в упадок. В это время дворец еще существовал и активно использовался новыми владельцами. А после 1380 года до н.э. ахейцы бросили постройку и ушли из города.

Ученым еще предстоит сделать окончательный вывод о трагедии, постигшей уникальную постройку.

Creta Maris Beach Resort

Крит

6 открытых бассейнов, 1 крытый бассейн с подогревом, 5 детских бассейнов

9,1
Превосходнона основании 409 отзывов

Забронировано сегодня 10 раз

Показать цены

Blue Palace, a Luxury Collection Resort and Spa, Crete

Крит

Современный спа-центр, пейзажные бассейны и 2 теннисных корта

9,3
Превосходнона основании 627 отзывов

Забронировано сегодня 7 раз

Показать цены

Domes Noruz Chania, Autograph Collection — Adults Only

Крит

Спа-центр и 2 бассейна с видом на лазурное море

9,3
Превосходнона основании 189 отзывов

Забронировано сегодня 8 раз

Показать цены

Что обязательно посмотреть

 

Как и любая историческая достопримечательность древнего периода, Кносский дворец — объект на любителя. Ценители истории будут в восторге: некоторые залы комплекса восстановлены практически целиком. Напротив, те, кто к подобным вещам равнодушен, могут найти пребывание здесь довольно заурядным. Однако и тем и другим обязательно нужно взглянуть на следующее.

  • Тронный зал. Очень популярен у туристов, поскольку восстановлен тщательнее других помещений. В целом он дает представление о том, как протекала нелегкая жизнь правителя — здесь находится каменный трон, большая ритуальная чаша, а стены украшены разнообразными фресками с сюжетами игр, животными и сценами из жизни дворца. Очень интересно расположены колонны — гиды утверждают, что на них лежала функция перераспределения воздушных потоков: окон во дворце не было, и свежий воздух поступал только сверху.
  • Хранилище. Здесь можно собственными глазами увидеть огромные пифосы — глиняные сосуды, в которых запечатывали на хранение зерно, масло и вино. Размеры, действительно, впечатляют, а еще больше возраст: согласно карте-программке, им около 4 тыс. лет.
  • Дорога Процессий и Южные Пропилеи. Называется так по сюжету расположенной на стене фрески — очевидно, на ней происходит приношение даров божеству. Пройти ритуальной дорогой в царской резиденции — такой шанс выпадает не каждому! После коридора вы попадаете на главный уровень — по всей видимости, использовавшийся для хранения провианта.

  • Парадная лестница. Впечатляющие размеры ступеней дают представление о том, какой высоты должны были быть ярусы легендарного сооружения — она охватывает аж 4 этажа.
  • «Офис ремесленника», как шутливо называют его гиды. Здесь можно увидеть изделия и инструменты, которыми пользовались микенские гончары: при раскопках были найдены специальные ступы для замешивания.
  • Центральная площадь. Большое открытое пространство с уложенными плитами, на котором, как предполагается, происходили важнейшие события Кносса. Отсюда можно попасть к любому из восстановленных помещений — но не забудьте головной убор: тени никакой нет, а солнце в зените весьма опасно.

Время работа и цены на билеты

Для взрослого туриста входной билет стоит 15 евро, для детей до 18 лет билет покупать не требуется. Для того, чтобы сэкономить, следует приобрести билет на официальном сайте.

А пройти бесплатно можно:

  • в зимние месяцы (ноябрь-апрель): каждое первое воскресенье
  • в международный день туризма: 27 сентября
  • в праздничные дни (указаны на официальном сайте дворца)

В курортный сезон (май-октябрь) центр принимает посетителей ежедневно с 8 утра до 7 часов вечера. В зимнее время (ноябрь-апрель) комплекс работает с 9 утра до 3 часов дня. За полчаса до закрытия гостей перестают пропускать на территорию.

Кносский дворец: архитектура и внутреннее убранство

Многие, кто видел Кносский дворец воочию, утверждают, что именно он тот самый легендарный лабиринт Минотавра, оживший из мифов.

Очевидцев не смущает и то, что лабиринт на Крите был выстроен много позже, чем родился сам миф. И это неслучайно, впечатляющая архитектура и масштабы строения наводят на эту мысль.

Внутри Кносского дворца (Steve Jurvetson)

Кносский дворец по своим габаритам превосходил Ватикан и Версаль. Выстроенное на прочном фундаменте здание имело сложную систему ходов.

Дворец представлял собой своеобразное здание-государство с различными многоуровневыми постройками, соединенными бесчисленными лестницами и переходами.

Здесь было несколько внутренних дворов и строений, театр и летняя резиденция царя, храмы, склады и даже внутренние сады. При всем этом многообразии, Кносский дворец не являл собой хаотичное нагромождение, а имел четко задуманный архитектурный план, не имеющей больше аналогов в мире.

Кносский дворец отличался великолепным декором с художественной росписью и фресками со сложной композицией. Артефакты, найденные во время раскопок, свидетельствуют о роскоши обстановки.

Так до нашего времени дошли обломки мебели и элементы убранства: золотые вазы и светильники, позолоченные статуэтки богов. В кладовых были найдены доспехи инкрустированные драгоценными камнями. В комнатах – женские украшения.

Сохранившиеся настенные росписи дают представление о ценностях и идеалах ушедшей цивилизации. Здесь можно найти представления минойцев о мироздании и богах. Ко всему прочему, настенные сюжеты позволили установить материальную культуру ушедшей цивилизации: традиционную одежду, предметы быта, род занятий и т.п.

Фреска с дельфинами (Ania Mendrek)

Кносс, «дышащий» преданьями

Память о Кноссе хранят предания и легенды, где много надуманного и запутанного, но порой в них отражаются исторические факты. Кносский дворец «дышит» преданиями.

Зевс и Европа

Легенда утверждает, что владыка олимпийских богов Зевс родился и вырос на Крите. В обличье белого быка повелитель украл Европу, которая играла с подругами на берегу моря, и увез на спине на свой остров.

Здесь он принял вид прекрасного юноши и овладел Европой: у них родилось трое сыновей, младший, по имени Минос, основал Кносс.

Зодчий Дедал с сыном Икаром украсили город. Царь приютил мастера на острове и пользовался его искусством. Дедал вылепил статуи Миноса и его дочерей. Для жены Миноса, Пасифии, изготовил деревянную корову на колесах, обшил свежесодранной шкурой и выставил на луг.

Наказание Миноса

Повелитель богов Зевс и бог морей Посейдон покровительствовали Миносу, за что Посейдон попросил в жертву из стада царя самого красивого быка. Минос пожалел любимца и отдал Посейдону красавца коня.

Рассерженный бог в отместку пробудил у жены Миноса страсть к быку. Женщина втайне от мужа скрылась с предметом страсти в деревянной корове, стоящей на лугу, в результате чего родился Минотавр – человек с бычьей головой, жестокое кровожадное чудовище.

Дедал создал лабиринт, куда Минос поселил Пасифию с Минотавром. Чтобы чудовище безвылазно жило в построенном для него лабиринте, ему бросали на съедение преступников. Раз в 8 лет он просил дань – 14 юношей и девушек.

Царь Минос, не желая посылать на смерть подданных с Крита, приказывал высылать в жертву чудовищу молодых людей с Афин.

Подвиг Тесея

Афинский принц Тесей решил убить чудовище. Отправившись на Крит, Тесей договорился с отцом, царем Эгеем, если победит Минотавра, то при возвращении заменит черные паруса на корабле белыми.

Оказавшись во дворце Миноса, принц очаровал дочь царя, Ариадну. Влюбленная девушка знала, что, победив Минотавра, Тесей самостоятельно не выберется из лабиринта. Ариадна подарила ему клубок, нить которого указала дорогу домой.

Отважный Миноса и вместе с Ариадной отправился на родину. Минос, обещавший дочь в жены богу Дионисию, требовал вернуть Ариадну. Тесей никого не слушал, и боги поняли, что уговоры напрасны. Тогда всемогущие наслали на Тесея проклятье: он, торопясь с невестой домой, забыл про обещание отцу.

Эгей ждал сына на скале и, увидев черные паруса приближающегося корабля, в отчаянии бросился в море. С тех пор море называют Эгейским.

Гибель Дедала и Икара

Когда Тесей вышел из лабиринта, убив Минотавра, Минос запер туда Дедала с сыном, откуда пленники сбежали. Сделав искусственные крылья, отец и сын поднялись в небо, так что царь не мог их вернуть.

Икар погиб, неосторожно приблизившись к солнцу: воск, связывающий перья крыльев, растопился, и Икар упал на землю. За сыном добровольно последовал безутешный отец

Немного истории

По сведеньям современных историков, всего было два дворцовых комплекса, которые отличались временами строительства. Первый дворец был построен архитектором Дедала более 4 000 лет назад при царе Миносе. Разрушен он был во времена вражеских набегов спустя несколько тысячелетий после строительства. Второй дворцовый комплекс был построен на месте прежнего сооружения архитекторами и работниками минойской цивилизации, которые спустя несколько веков покинули эту территорию.

Кносский дворец – это самое большое сооружение, построенное минойцами, которое включало больше 1000 комнат и залов. Это сооружение было не только резиденцией царя, но и важным экономическим и политическим центром, вокруг которого был основан город.

Раскопки дворцового комплекса начались только в средине XIX века по инициативе богатого купца Миноса. В этот период был раскопан склад со старинными сосудами и оружием, а также  некоторые таблички с критскими текстами. Между купцом и властями возникли конфликты, поэтому все эти артефакты были уничтожены.

Повторно раскопками начали заниматься только в начале XX века. Артур Эванс занимался изучением и раскопками минойской цивилизации, поэтому приехал на остров Крит со своими единомышленниками, чтобы восстановить или частично сохранить значимые памятки этой цивилизации. Способы у него были достаточно противоречивы, ведь он планировал на месте Кносского дворца построить новое сооружение и использовал для этого бетон и железо.

Сохранена была лишь небольшая часть артефактов минойской цивилизации: остатки мебели, вазы, статуэтки, украшения с драгоценными камнями и доспехи. Все эти предметы говорят о том, что минойская цивилизации достигла высокого мастерства в архитектуре, живописи и ювелирному искусству.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector