Административно-территориальное устройство россии

Другие типы территориального деления и объединения субъектов

В различных целях может применяться более удобная группировка субъектов, которая, однако, не затрагивает другие сферы, где не реализуется данная цель. В экономических и статистических целях субъекты федерации объединены в 12 экономических регионов. Также определены 10 экономических макрозон (например, экономическая зона Байкало-Амурской магистрали в нескольких субъектах). В целях обороны страны применяется объединение в , названия и состав которых определяется указом президента РФ. Также президент в целях повышения эффективности с 2000 года вместо каждого субъекта федерации назначает своих полномочных представителей в федеральные округа, состав которых определяется указом. Полномочные представители являются сотрудниками администрации президента, никаких конституционных полномочий не имеют. Часовые зоны России определяются федеральным законом, только в одном случае субъект федерации не входит в часовую зону целиком (Якутия). В соответствии со статьей 28 Водного кодекса в Российской Федерации установлены 20 бассейновых округов. Современное почтовое деление России введено в 1971 году, и первые три цифры индекса соответствуют определенному субъекту федерации.

Специалисты могут выделять и неформальное территориальное деление, не определённое официальными документами. Например, выделяют городские агломерации и осуществляют расчёты в рамках такого деления, которое не совпадает с региональным и административным. В отличие от ряда других стран, агломерациями в России специально не управляют единые органы власти. Например, в метеорологии или мобильной связи сложно разделить Москву и Московскую область из-за географической близости, несмотря на то, что де юре это два разных субъекта.

Экономические районы

Экономические районы России

  1. Восточно-Сибирский
  2. Волго-Вятский
  3. Дальневосточный
  4. Западно-Сибирский
  5. Калининградский
  6. Поволжский
  7. Северный
  8. Северо-Западный
  9. Северо-Кавказский
  10. Уральский
  11. Центрально-Чернозёмный
  12. Центральный

Федеральные округа

13 мая 2000 года на карте России появилось 7 федеральных округов. Главной целью формирования Федеральных округов являлся  — контроль  за исполнением законов Российской Федерации. 19 января 2010 года из состава Южного Федерального округа был выделен Северо-Кавказский Федеральный округ (см. рис.4),

Рис. 4. Северо-Кавказский Федеральный округ

таким образом, на карте России появилось 8 федеральных округов (см. рис.5).

Рис. 5. Федеральные округа Российской Федерации

Домашнее задание

  1. Почему Москва и Санкт-Петербург стали городами федерального подчинения и субъектами Федерации?
  2. По карте Федеральных округов России (Источник) рассмотрите особенности  географического положения федеральных округов, найдите их центры.

Список рекомендованной литературы

  1. География России. Природа. Население. 1 ч. 8 класс / авт. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе
  2. География России. Население  и хозяйство. 9 класс / авт.В.П.Дронов, В.Я. Ром
  3. Атлас. География России. Население и хозяйство / изд »Дрофа» 2012

Задачники

Другие уроки на эту тему

Унитарное  — это государство, не имеющее в совсем составе самоуправляющихся единиц.

Федерация – это форма государственного устройства, при которой, в отличие от унитарного, государство состоит из федеративных единиц, субъектов Федерации.

Политическая независимость, самостоятельность государства или другого политического субъекта в его внутренних и международных делах.

Эти субъекты Федерации появились на карте России в 2000 году

Деление по-американски

США по особенностям формирования
территории близки России. Главное отличие
состоит в том, что российские землепроходцы шли с
запада на восток, а американские рейнджеры и
трэвеллеры — с востока на запад. Границы штатов
часто появлялись сначала на карте, а потом уже
переносились на местность. Понятно, что в таком
случае предпочитались геометрические границы,
привязанные к сетке географических координат,
ведь никто толком не знал, где именно будет на
занимаемом участке пространства водораздел или
река. Даже земельные владения — тауншипы —
резались в Америке правильными квадратами
площадью по 36 квадратных миль. Такой метод свел к
минимуму столь распространенные в России споры
по поводу границ сельских хозяйств, обусловил
близкую к прямоугольной конфигурацию
автомобильной и железнодорожной сети,
планировку городских кварталов. Большинство
границ американских штатов проходят по прямым
линиям (все границы Вайоминга, Колорадо, Юты,
Нью-Мексико прямолинейны), но есть и участки,
проходящие по рекам (в основном по Миссисипи,
Миссури, Огайо, Колорадо и Колумбии) и горным
хребтам (Аппалачи, Биттеррут).

Для России подобная схема АТД тоже
может использоваться. В нашей стране нет жестко
обусловленных ареалов политической и
экономической жизни, поэтому существующие ядра
опорного каркаса территории вполне могут лежать
внутри прямоугольных ячеек. Несколько исказят
идеальную геометрию прямых линий лишь
традиционные и неоспоримые рубежи-фронтьеры
русской экспансии на восток — Волга и Уральские
горы (американские аналоги — Аппалачи и
Миссисипи).

Имена российских штатов видятся
нейтральными (примеры: Северный Урал, Дон, Енисей,
Алтай и др.), иногда возможно применение
традиционных или устаревших топонимов или
этнонимов (Чудь, Саха, Хазария, Югра, Идель и др.),
аналогами которых на американской карте могут
служить «туземные» названия: Массачусетс,
Висконсин, Миннесота, Канзас. Не будет страшным и
признание прав некоторых исторических деятелей
России на размещение на новой политической карте
страны. Например, штат на правом берегу Волги с
центром в Саратове можно назвать Иоаннией в
честь Ивана IV Грозного, присоединившего эти
земли к Москве. Существуют же в США две Каролины,
две Виргинии, Джорджия и Мэриленд, названные по
британским монархам.

Еще один важный нюанс американской
модели АТД — выбор административных центров.
Нередко столицами штатов в США становятся либо
совсем небольшие города, либо города,
существенно уступающие по размерам
урбанистическим лидерам штатов. Таковы Олбани
(штат Нью-Йорк), Сакраменто (Калифорния),
Гаррисберг (Пенсильвания), Спрингфилд (Иллинойс).
Рекордно мал Монтпилиер — столица Вермонта, в
которой проживает лишь 8 тыс. жителей. В
размещении администрации в малых городах есть
свои преимущества. Во-первых, обстановка здесь
более спокойная, а экологическая ситуация менее
острая, чем в крупных промышленных центрах.
Во-вторых, руководящие органы штатов менее
подвержены влиянию со стороны представителей
крупного бизнеса, контролирующих, как правило, не
только свое предприятие, но и экономический узел,
где оно расположено. В-третьих, размещение
институтов власти поднимает престиж города,
помогает ему выбраться из захолустья. Поэтому
признается целесообразным придание функций
столиц российских штатов таким старинным
российским городам, как Углич, Кириллов, Олонец,
Елец, Кунгур, Тобольск, Козьмодемьянск. Последний
может выполнить функцию альтернативной столицы
штата Ветлуга, равноудаленной от двух
соперничающих центров Среднего Поволжья —
Нижнего Новгорода и Казани. Аналогом может
служить столица штата Миссури Джефферсон-Сити —
небольшой городок, специально основанный ровно
на полдороге между могущественными Сент-Луисом и
Канзас-Сити. Столицами российских штатов могут
стать и те города, что в 20-е и 30-е годы прошлого
века специально создавались или
реконструировались для размещения органов
власти различных советских автономий: Саранск,
Сыктывкар, Элиста, Ханты-Мансийск, Биробиджан.

Важный элемент деления по-американски
— наличие федерального округа, находящегося под
прямым управлением центральных органов власти.
Это особенно актуально для современной России,
где администрация столицы проводит политику, в
некоторых аспектах противоречащую федеральной.
Границей федерального округа следует признать
местоположение бывшего Камер-Коллежского* вала
— границы Москвы в XIX в. В этом нет ничего
необычного, ведь границы округа Колумбия в США не
менялись с 1846 г., в то время как пригороды
Вашингтона перешагнули былую ограничительную
линию и устремились на пространства соседних
штатов — Виргинии и Мэриленда.

Особенности статуса различных типов субъектов Федерации

  • Общим для всех 6 типов субъектов является их непосредственное подчинение федеральной власти при наличии определенного уровня самостоятельности.

  • Субъектам предоставлены права: иметь по 2 своих представителя в Совете Федерации, управлять своей территорией в рамках свободы, предоставленной федеральным законодательством, иметь свои властные и судебные структуры.

  • Все субъекты РФ равноправны.

Республики

Республики сформированы по национальному признаку и названы по титульной нации.

Они имеют право давать свое гражданство, иметь Конституцию, вводить обязательное изучение своего языка в учебных заведениях и использовать его наравне с общегосударственным.

  1. Республика Адыгея (Майкоп)

  2. Республика Алтай (Горно-Алтайск)

  3. Республика Башкортостан (Уфа)

  4. Республика Бурятия (Улан-Удэ)

  5. Республика Дагестан (Махачкала)

  6. Республика Ингушетия (Магас)

  7. Кабардино-Балкарская Республика (Нальчик)

  8. Республика Калмыкия (Элиста)

  9. Карачаево-Черкесская Республика (Черкесск)

  10. Республика Карелия (Петрозаводск)

  11. Республика Коми (Сыктывкар)

  12. Республика Марий Эл (Йошкар-Ола)

  13. Республика Мордовия (Саранск)

  14. Республика Саха (Якутия) (Якутск)

  15. Республика Северная Осетия-Алания (Владикавказ)

  16. Республика Татарстан (Казань)

  17. Республика Тыва (Кызыл)

  18. Удмуртская Республика (Ижевск)

  19. Республика Хакасия (Абакан)

  20. Чеченская Республика (Грозный)

  21. Чувашская Республика (Чебоксары)

  22. Республика Крым (Симферополь)

Автономные округа

Автономные округи тоже созданы по национальному признаку, но не имеют своего гражданства и Конституции, не используют в государственных учреждениях языков кроме русского.

Большинство автономных образований (кроме Чукотского автономного округа и Еврейской автономной области) входят в состав какого-либо края или области.

  1. Ненецкий автономный округ (Нарьян Мар)

  2. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (Ханты — Мансийск)

  3. Чукотский автономный округ (Анадырь)

  4. Ямало-Ненецкий автономный округ (Салехард)

Области

Область – это исторически (с Х века) сложившиеся регионы России, ранее они назывались волостями. Области имеют свою столицу, Устав, властные структуры.

Края

Край – по статусу практически не отличается от области.

  1. Алтайский край (Барнаул)

  2. Камчатский край (Петропавловск-Камчатский)

  3. Хабаровский край (Хабаровск)

  4. Краснодарский край (Краснодар)

  5. Красноярский край (Красноярск)

  6. Пермский край (Пермь)

  7. Приморский край (Владивосток)

  8. Ставропольский край (Ставрополь)

  9. Забайкальский край (Чита)

Существует тенденция к укрупнению регионов. Так, за последние 15 лет в результате слияния областей и автономных округов в России были созданы 3 новых края Пермский, Забайкальский, Камчатский.

Субъекты федерации

Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является федеративным государством и состоит из 85 равноправных субъектов Российской Федерации (иногда называемых просто «регионами»), которые являются основной территориальной единицей, указанной в Конституции, и относящейся ко всем ветвям власти — и исполнительной, и законодательной, и судебной. Перечень регионов не изменился со времени нахождения РСФСР в составе СССР, кроме нескольких переименований, объединений и присоединений. Однако, по сравнению с Конституцией РСФСР Конституция РФ 1993 года внесла изменения в систему государственной власти. Органы власти субъектов РФ входят в систему государственной власти РФ. В субъектах осуществляется разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Органы власти субъектов федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории за пределами вопросов совместного ведения. Верхняя палата парламента — Совет Федерации — формируется только по региональному принципу от законодательных и исполнительных органов субъектов.

Юг

(Юг России, Приазовье, Северный Кавказ)

Бесспорной столицей региона является Краснодар, в силу своей расположенности на перекрестке товарных путей.
Традиционные товаро-потоки: Москва-Ростов-Краснодар-Новороссийск, Москва-Ростов-Краснодар-Ставрополь, Москва-Ростов-Краснодар-Закавказье. Если рассмативать вопрос об открытии регионального склада, филиала, Ростов – предпочтительнее, в силу расположения, специфики города – как промышленного, а значит удобного для транспорта, переваливания, складирования товара, наличия свободных площадей под офисы и склады.

Административно-территориальное деление России

Любая страна делится на , какие-то части. Делается это для удобства управления ею. Очень естественной формой организации власти является ступенчатая — от центральных органов власти к местным. Поскольку слово «управление» имеет синоним «администрирование», такое деление называется административно-территориальным.

Административно-территориальное деление страны (АТД) формируется под влиянием исторических, экономических, национальных, природных и многих других факторов. В России это деление складывалось в течение длительного времени. Первое упорядочение системы АТД страны было произведено по указу Петра I. Огромная территория России была разделена всего на восемь губерний: Петербургскую, Московскую, Архангелогородскую, Смоленскую, Киевскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Губернии, в свою очередь, делились на уезды. Несовершенство такого деления очевидно: вся азиатская часть страны, составлявшая примерно 75% её площади, входила в состав одной губернии. В дальнейшем число губерний увеличилось до 68, а площадь каждой из них существенно уменьшилась. Однако это деление не учитывало специфику расселения коренных народов страны. Например, территория современного Татарстана разделялась между пятью губерниями! Позднее, уже в период СССР, губернии и уезды были упразднены, им на смену пришли современные административно-территориальные единицы.

Федеральные округа

В мае 2000 года для улучшения управления страной было выделено 7 федеральных округов.

  • Центральный эк.район
  • Центрально-черноземный эк.район

Центр ФО г. Москва.

  • Северный эк.район
  • Северо-западный эк.район
  • Калининградская обл.

Южный

  • Северо-кавказский эк.район
  • Нижнее Поволжье (Калмыкия, Астраханская обл, Волгоградская обл)

Центр ФО г. Ростов-на-дону

Приволжский

  • Волго-Вятский эк.район
  • Поволжский без нижнего Поволжья
  • Западный Урал (Оренбургская обл, Пермский край, Башкирия респ, Удмуртия респ.)

Центр ФО г. Нижний Новгород

  • Тюменская обл.
  • Свердловская обл.
  • Челябинская обл.
  • Курганская обл.

Центр ФО г. Екатеринбург

  • Западно-тюменский эк.район (без Тюменской обл.)
  • Восточно-сибирский эк.район

Центр ФО г. Новосибирск

Губернская реформа 1775 г.

Характер губернской реформы определили Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи.

Подробнее об Учреждениях

Учреждения для управления губерний Всероссийской империи считаются значительным законодательным актом реформы местного управления, принятым 7 ноября 1775 г. в правление императрицы Екатерины II. Именно этот документ заложил основы административно-территориального управления России на период имперского развития длительностью в полтора века.

Основное содежание кодекса:

  • упразднение провинций, укрупнение деления России на губернии и уезды;
  • создание новой судебной системы с учётом сословий;
  • реформация местного административно-полицейский аппарата .

Особенности губерноской реформы:

  1. деление на губернии и уезды осуществлялось по административному принципу;
  2. не учитывались географические, национальные и экономические признаки;
  3. одна губерния включала в себя население численностью около 400 тыс. чел. (душ).

Губернатор – высший правительственный чиновник в любой губернии. Назначение его на должность и смещение с неё входило в полномочия монарха.

Губернское  правление – местное административное учреждение, коллегиальный орган при губернаторе. В состав правления входили губернатор, два советника (назначались сенатом), а также иные должностные лица.

Функции Губернского правления:

  1. общее управление губернией;
  2. публикация законов, указов и распоряжений императора;
  3. надзор за исполнением;
  4. наложение ареста на имущество;
  5. рассмотрение жалоб.

Казенная палата решала вопросы, связанные с распределением доходов и расходов в губернии.

Здравоохранение и образование отныне входили в компетенцию Приказа общественного призрения.

Во главе уездной администрации стояли земский исправник и нижний земский суд, избираемые уездным дворянством.

Нижний земский суд, в состав которого входили исправник и два заседателя, руководил земской полицией, наблюдал за проведением в жизнь законов и решений губернских правлений.

Надзор за законностью в губернии был возложен на губернского прокурора и двух губернских стряпчих. В рамках уезда надзором занимался уездный стряпчий.

В городах была введена должность городничего.

Генерал-губернатор – должность, введенная Учреждениями. Человек, занимающий эту должность, осуществлял верховный, политический надзор, активное управление губерниями оставалось в руках губернаторов. В отсутствие монарха генерал – губернатор являлся главнокомандующим на своей территории, мог вводить чрезвычайные меры.

В целом, Губернская реформа 1775 г. носила феодально-крепостнический характер, проявившийся в укреплении позиций дворянства и усилении власти губернаторов.

РФ и РСФСР

Как вы видите, особенности современного административно-территориального деления России не позволяют в полной мере считать ее федерацией. Однако РФ сегодня в большей степени похожа на нее, чем РСФСР — ее предшественник. Субъектами современной РФ являются не только настоящие или бывшие автономии, но и края, области, а также города федерального значения. Следовательно, сегодня не часть, как раньше, а вся территория государства складывается из территорий входящих в ее состав субъектов. Несмотря на то что многие черты изменились, Российская Федерация как была федерацией конституционно-правовой, так и осталась ей.

Необычная федерация

Порядок образования РФ говорит о том, что эта федерация с самого возникновения носила договорной или договорно-конституционный характер, так как она была сформирована не путем заключения договора между входящими в ее состав субъектами, а на основе Конституции, которая провозгласила ее создание.

Россия, не имеющая классических признаков государства федеративного, в качестве такового вызывала множество споров. Но основным аргументом в защиту статуса федерации служили не ее формальные признаки, а воля народов, которые выразили желание свое государство рассматривать как федеративное.

Урал

(Регион «миллионников»)

Городское население свыше 70%

Промышленный регион, с хорошими перспективами подъема промышленности, с хорошей инфраструктурой, самодостаточный. Отсюда, возможные сложности торговли, при несомненно высоких экономических показателях. Достаточный ассортимент ТНП производится в регионе, где и потребляется без наценок, неизбежных при транспортировке.
Специфика хороших продаж: «продается то, что рекламируется» и «хорошо продаются новинки». Хорошо налаженные транспортные потоки Москва-Екатеринбург. Москва-Башкирия. Последний стоит несколько обособленно от всего региона, поэтому, возможно, выгоднее и просто целесообразнее возить товар непосредственно из Москвы.
Специфика Уфы – способность на местном рынке организовать разделение сфер влияния, достаточно часто слышал, что если один занимается брендом «Х», то другие возят этот товар не очень охотно. Поэтому здесь наиболее четко просматривается схема: «один клиент – один город».

Понятие об административно-территориальном устройстве, основные принципы

Одним из основных атрибутов государства является административно-территориальное устройство. Если унитарное государство подразделяется на административно-территориальные единицы, то государство федеративного устройства включает в себя субъекты, территория которых, в свою очередь, состоит из административно-территориальных единиц.

Правовая основа административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации – Конституция РФ, законодательные и иные нормативно-правовые акты федерального уровня, устав субъекта Федерации, закон об административно-территориальном устройстве субъекта Российской Федерации.

Определение 1

Административно-территориальное устройство субъектов РФ – это обоснованное разделение территории на административно-территориальные единицы, согласно которым выстраивается система государственных и муниципальных органов с учетом исторических и культурных традиций, а также хозяйственных связей и имеющейся инфраструктуры.

Граница территориально-административной единицы – линия, которой определены пределы территории административно-территориального образования, то есть пространственный предел функционирования соответствующих государственных и муниципальных органов, установленный в законодательном порядке.

Вывод 1

Как правило, границы административно-территориальных единиц в субъектах Российской Федерации идентичны границам соответствующих муниципальных образований.

Классификация принципов разделения административно-территориальных единиц

Подразделение на административно-территориальные единицы основано на определенных принципах. Основным принципом административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации является экономический принцип. Согласно этому принципу, должен осуществляться следующие действия:

  • Осуществление учета естественных рубежей, экономической направленности территории;
  • Реализация контроля численности и плотности населения, принадлежностью населенных пунктов к определенным экономическим центрам;
  • Определение направлений и характера путей сообщения, развития средств связи;
  • Формирование экономических и организационных условий для эффективно действующих государственных и муниципальных органов.

Следующий принцип – сопоставление исторически сложившейся системы расселения и тенденций развития таковой системы.

Национальном принципом подразумевается проведение учета национального состава населения, его характерных особенностей, создание условий для компактного проживания в границах определенной административно-территориальной единицы. Целевое назначение национального принципа – развитие культур различных национальностей, культурно-бытовых традиций, а также различных видов деятельности национальных и этнических групп народов с малой численностью населения, которые проживают на территории субъекта Российской Федерации.

К принципам административно-территориального устройства субъекта РФ также следует отнести приближение к населению государственного и муниципального аппарата.

Важнейшим принципом является учет мнения местного населения при решении вопросов организации новых или уже существующих административно-территориальных единиц.

1914—1922 годы

В данный период происходит переход от Российской империи к Российской республике, а затем и к РСФСР.

Становление Российской республики происходит в крайне тяжёлых условиях: Российская империя втянута в Мировую войну, часть её территории оказалась под оккупацией Германией, на оккупированных территориях возникают сильные националистические движения. Исключение составляет восточная часть Османской империи — территория Западной Армении, освобождённая Русской армией к 1917 году. После Февральской революции националистические движения возникают и внутри империи, а после Октябрьской революции и провозглашения РСФСР к внешним врагам и националистическим движениям добавляется третья сила — белогвардейцы.

В результате непрерывных боевых действий как на фронтах, так и внутри страны, Российской империей, а впоследствии и РСФСР, были навсегда утрачены территории Царства Польского и Великого княжества Финляндского. О независимости также заявили губернии, располагавшиеся на территориях современных государств Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Украина, Молдова, Грузия, Армения, Азербайджан; Бухарский эмират и Хивинское ханство, бывшие вассальные владения Российской империи, вышли из-под вассальной зависимости. На оставшейся части империи время от времени образовывались республики, объявлявшие себя независимыми.

В 1921—1922 годах ситуация начала налаживаться: на всей территории РСФСР, в Белоруссии, на Украине, в Закавказских республиках, а также на территориях бывших Бухарского и Хорезмского эмиратов была установлена советская власть; на территории РСФСР образовано несколько автономных республик.

30 декабря 1922 года был создан Советский Союз (СССР) как единое государство, однако БССР (Белоруссия), УССР (Украина), РСФСР и ЗСФСР (Закавказье) вошли туда на равных правах. Таким образом, для РСФСР, как правопреемницы Российской империи, территории белорусских, украинских и закавказских губерний были утрачены. В 1940 году в СССР вошли также территории бывших остзейских губерний Российской империи, но также на правах союзных республик, то есть эти земли для РСФСР также оказались утраченными.

Проблемы устройства

Территория, на которую распространен суверенитет, один из важнейших государственных атрибутов. Поэтому понятно, что оптимизация считается критическим фактором обеспечения постепенной интеграции как одного из видов политической и гражданской общности.

Представление об инструментальной сути подразделения обусловило возникновение проектов изменения. Большинство из них рассматривало преобразования на субрегиональном уровне.

Организация низовых звеньев игнорировалась. Отказ от любых попыток проводить радикальные реформы обессмысливал их.

Проекты, выдвигаемые в середине 90-х годов, основывались на принципах устройства, основанных в советский период. Следовательно, ориентировались на соответствие элементов экономическим районам.

По этой модели строится и сегодня система органов, отвечающих за исполнительную власть. Аналогичным образом устроены структуры, находящиеся в системном подчинении.

Такое устройство отражает и сосредоточенность местной инфраструктуры в границах единиц территории райцентра. Разделение происходило только в случае, если центральным был город регионального подчинения.

Реформа территориального деления России по этой причине оказалась бы слишком дорогой. Сделанный во время перестройки выбор в пользу кардинальных преобразований способствовал его сохранению.

У мелких единиц имелось меньше политико-экономических прав. К тому же укрепление дотационных сельских районов не приводило к созданию недотационных образований.

Внешнее преобразование системе организации управления субъектов придали переименования единиц, отражавшие идеологические ориентации элит. Например, волости стали называть сельсоветами.

Так что проблемы реформирования оказались в первую очередь связанными с изменением не «нарезки», а имеющегося статуса. По отношению к регионам, расположенным на карте РФ, вопрос касался действия органов власти или их подразделений.

Административно-территориальное устройство РФ, которое в перестроечное время перетерпело изменения, обусловлено рядом факторов — экономическими, этническими, природными, национальными. С учетом их субъекты наделяются указанными в Конституции правами.

Субъекты Российской Федерации

Российская Федерация – демократическое, федеративное государство с республиканской формой правления. Во главе страны стоит президент, который избирается путем прямых выборов один раз в шесть лет. Законодательная власть принадлежит парламенту (Федеральное собрание), состоящему из двух палат – Государственной Думы и Совета Федераций.

В состав России входят 88 равноправных субъектов:

  • 21 республика;
  • 7 краев;
  • 48 областей;
  • 2 города федерального значения;
  • 10 автономных округов;
  • 1 автономная область.

Рис. 1. Регионы Российской Федерации на карте.

Каждый регион имеет свое законодательство и свою Конституцию, однако законы принимаемые в регионе не могут противоречить общероссийским. Субъекты Российской Федерации хоть и имеют определенные полномочия, но не имеют права, например, заключать международные договоры. Каждый регион включает в себя муниципальные округи и муниципальные районы.

Самым крупным по площади регионом является Республика Саха (Якутия), а самым маленьким – город федерального значения Севастополь.

ТОП-2 статьи

которые читают вместе с этой

До 2005 года существовало 89 регионов. Но в 2005 году Пермская область и Коми-Пермятский АО объединили в один субъект – Пермский край.

Рис. 2. Пермский край.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector