Музейный комплекс линия сталина в минске

Фильмы о Линии Сталина

Про «Линию Сталина» было снято несколько документальных фильмов, и пять из них мы предлагаем Вам посмотреть.

Первый — из серии «Искатели» под названием «Затерянный бункер» про Киевский УР, снятый российским Первым каналом.

Второй — об истории «Линии Сталина» на примере Тираспольского укрепрайона, показанный в 2013 году по телеканалу ТСВ.

Третий, снятый спутниковым оппозиционным польско-белорусским Белсатом «Линия Сталина: честь или позор?» («Лінія Сталіна: гонар ці ганьба?»), который больше рассказывает о самом музейном комплексе, чем о истории этих сооружений.

Четвертый фильм «Линия Сталина: трагедия Минского укрепленного района» телеканала «Звезда» подробно расскажет об истории конкретно Минского УР, о котором и написана наша статья.

Ну и пятый, тоже снятый «Звездой», посвящен полоцкому укрепрайону, который сыграл немаловажную роль во время наступления фашистских войск: «Линия Сталина: полоцкий рубеж».

Вместо заключения

Как мы уже упоминали, этот музейный комплекс скорее является развлекательным коммерческим предприятием, чем действительно историческим музеем. Здесь большое раздолье для детишек — этого не отнять. Можно даже покататься на квадроциклах.

Сюда, несомненно, стоит приехать, если Вы с детьми — они получат массу впечатлений от ползания по танкам и окопам. Тут вполне комфортно гулять даже с малышом и коляской. Единственное место, где коляску пришлось перетаскивать вручную — самое начало осмотра, перед артиллерийским капониром — там просто лестница, на которую никак не заехать. Но мы, как «избалованные следопыты», вряд ли приедем сюда еще раз — есть масса гораздо более интересных и «живых» мест в Беларуси, о которых мы частично уже писали — например, та же Хатынь.

Также интересно: Минск со смотровой площадки Национальной Библиотеки РБ

Кстати, здесь продают вполне достойные блинчики! Ценник, правда, слегка «кусается», по сравнению с обычным белорусским, но что поделать — раскрученное туристическое место.

Мы не раз встречали как большие «автобусные» группы иностранцев, так и маленькие, из 2-4 человек с индивидуальными экскурсоводами, явно заказанными на разных сервисах по бронированию экскурсий — просто подслушивали их разговоры.

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…

Уже на обратном пути в Минск, в небе были замечены воздухоплаватели на ярких воздушных шарах, и не сфотографировать это великолепие было бы преступлением.

Итак, если Вас вдруг занесло в Минск, и есть свободных полдня-день, то вполне можно посетить «Линию Сталина», только еще раз повторимся — как рекреационную зону, а не как исторический музей.

Купить билеты Стоимость: 7 руб. — 17 руб. Купить билеты Стоимость: 100 руб. — 350 руб. Купить билеты Стоимость: 100 руб. — 250 руб.

Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

Сразу хочется отметить, что в музейном комплексе практически все экспонаты являются «новоделами» — со времен ВОВ там практически ничего не осталось. Все было воссоздано заново, за исключением всего пары объектов, поэтому любителям «живой истории» там, по сути, делать нечего — конкретно в этом месте военные действия не проводились. Это скорее рекреационная зона, чем исторический музей.

Артиллерийский полукапонир №134

Осмотр экспонатов производится по круговой траектории и начинается с артиллерийского полукапонира №134, восстановленного со времен ВОВ.

Обратите внимание на фото ниже. Здесь установлены воздушные фильтры, призванные отвечать за очистку воздуха от пушечных пороховых газов на случай, если забор воздуха извне был невозможен из-за газовых атак противника

На самом деле таких установок в капонирах на «Линии Сталина» не было. Точнее, они были в проектах, но фактически либо не устанавливались совсем, либо не работали должным образом из-за отсутствия электричества или своей некомплектности. Можно сказать, что это «образцовый» полукапонир, такой, каким его изначально планировали, и каким бы его хотели видеть военные инженеры, имеющий мало общего с реальными сооружениями времен ВОВ.

Проходы внутри очень низкие — приходится ощутимо пригибаться, чтобы пройти через бронированные двери.

Вот так выглядело помещение и артиллерийский расчет 76.2мм пушки. У товарища слева в руках совсем не перископная труба. Это своеобразная «рация» для связи с оператором перископа — корректором, находившимся в соседнем отсеке.

А вот и перископ с ответной частью переговорных труб (пушек и артиллерийских расчетов в полукапонире было 2).

В техническом помещении находилась турбина вентиляции и водяной насос непонятного предназначения. Можно было бы предположить, что он нужен для обеспечения циркуляции воды для охлаждения оружия (как это сделано в пулеметном ДОТе, о котором чуть позже), но у 76.2мм пушек явно нет системы водяного охлаждения, а отопления внутри полукапонира не было, как не было и водонагревателя.

В небольшом коридорчике находится стеллаж для боеприпасов.

Окопы, блиндажи, бронеколпаки и заграждения

На территории комплекса «Линия Сталина» представлены различные типы заграждений, наблюдательные и огневые бронеколпаки и небольшая сеть окопов, в которую можно спуститься и посмотреть на «поле боя» глазами пехоты.

Вот так выглядел один из вариантов скрытого наблюдательного пункта в виде пня спиленного дерева. На заднем плане видны противотанковые ежи.

Там же установлено несколько бронеколпаков времен ВОВ, которые использовались как красноармейцами, так и их противниками. Вот один из них — польский.

А это реконструкция типового блиндажа — в него тоже при желании можно залезть. Здесь вообще большое раздолье для детей — нет практически никаких ограничений, все экспонаты можно «трогать» и залезать внутрь.

Разве что, на эту вышку нельзя — это просто опасно.

История «Линии Сталина»

Название «Линия Сталина» в СССР никогда не употреблялось для обозначения этих фортификационных сооружений — его применяли только на западе. Впервые оно было использовано в одной из статей латвийской русскоязычной газеты «Сегодня», а затем эта статья была перепечатана английской «Daily Express», после чего и получило широкое распространение заграницей.

Почитайте: Мемориал «Яма» в центре Минска — более 5000 убитых во времена ВОВ

Строительство оборонительных укрепленных районов (УР) в СССР началось в 1928 году под влиянием общеевропейской тенденции укрепления границ, навеянных Первой Мировой войной и аналогичными западными комплексами, такими как «Линия Мажино» во Франции и «Линия Маннергейма» в Финляндии. Сначала было построено 13 УР: Тираспольский, Рыбницкий, Могилев-Подольский, Летичевский, Новоград-Волынский, Киевский, Коростенский, Мозырский, Минский, Полоцкий, Псковский, Кингисеппский и Карельский, а позже, в 1938 году, еще 8: Каменец-Подольский, Остропольский, Старо-Константиновский, Изяславский, Шепетовский, Слуцкий, Себежский и Островский. Самым крупным из них был именно Минский укрепрайон, к 1936 году состоявший из тридцати трех артиллерийских, 114 противотанковых и 401 пулеметных сооружений и простирался на 140 километров с севера на юг и на 3-5км в глубину.

Качество построек, мягко говоря, было плохим. Во первых, строительство велось по уже устаревшим к тому моменту проектам 7-10 летней давности. За этот срок армии значительно эволюционировали как в вооружениях, так и тактически. Во вторых, даже во времена Сталина в полный рост процветало воровство, и качество строительных материалов из-за этого ощутимо страдало. И в третьих, практически все работы приходилось проводить вручную из-за отсутствия необходимой строительной техники на местах. Вдобавок ко всему, планирование велось по старым картам 1913 года, на которых отсутствовали многие появившиеся важные объекты местной инфраструктуры, например, крупные оросительные каналы, сильно затрудняющие строительство и искажавшие первоначально задуманные фортификационные функции.

В Минске с ребенком? Сходите в центральный парк Горького!

В конце 1938 года была проведена глобальная проверка укрепрайонов на «линии Сталина», обнаружившая огромное количество нарушений при строительстве. В актах проверок указывалось, что Псковский укрепрайон «не может быть занят войсками, так как до половины сооружений на 20-40 сантиметров заполнены водой, появившейся из-за неправильной оценки глубины грунтовых вод. В то же время водопровод не работает, электрооборудование УРов отсутствует, в жилых помещениях высокая влажность и спертый воздух, центры снабжения не построены, склады для продовольствия отсутствуют. Из-за неграмотного планирования УР их огневые сооружения не могут вести огонь на дальность более 50-100 м, так как местность имеет бугры, овраги и не вырубленные леса. Амбразуры ДОТов рассчитаны на применение пулеметов «Максим», но оборудованы станками неизвестной конструкции. Артиллерийское вооружение УР состоит из 6 устаревших полевых орудий 1877 года, к которым нет снарядов. Охрана территории УР не ведется — в ходе проверок комиссия неоднократно встречала местных жителей, проходящих в непосредственной близости от огневых сооружений для сокращения пути между поселками». Подобных характеристик были удостоены и остальные укрепрайоны на «линии Сталина» (источник — журнал «Российское военное обозрение»).

После расширения западных границ СССР, в 1939 году, было принято решение о консервации существующих укрепрайонов и начале строительства новых, названных впоследствии «Линией Молотова», но до начала войны их возвести так и не успели.

Есть мнение, что «Линия Сталина» была затем уничтожена по приказу самого Сталина, но это скорее пропагандистская легенда, чем правда. Вот можно почитать интересную статью по этому поводу.

«Линия Сталина» — как доехать из Минска

Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» находится в 6 километрах от города Заславль (в котором, кстати, тоже есть много чего посмотреть), на северо-западе Минской области, в районе 28 километра трассы «Минск-Молодечно» (Р28). Если на автомобиле сюда добраться весьма просто, то с помощью общественного транспорта — мягко говоря, не очень.

Без автомобиля доехать до «Линии Сталина» можно тремя способами. Первый и самый надежный — маршрутка «Минск-Молодечно» №700-Т, отправляющаяся с ул. Дружная (обратная сторона железнодорожного вокзала «Минск-Пассажирский»), ходит по расписанию. Вам нужно доехать до остановки «Линия Сталина», что в деревне Лошаны.

Второй вариант — маршрутка №482 до деревни Красное Молодченского района. Ее остановка находится также недалеко от ЖД вокзала, на пересечении улиц Бобруйская и Кирова, рядом с магазином «Axis». Ходит без расписания, отправляется «по заполнению», зимой вообще возможны перебои.

Ну и третий вариант — электричка, все с того же ЖД вокзала. Вам нужна электричка, останавливающаяся на станции «Беларусь» (время в пути от 25 до 45 минут). Далее либо пешком, либо на такси, либо автобусами местного сообщения.

Есть еще рейсовый автобус, отправляющийся с центрального автовокзала до станции «Сосновый Бор» и проезжающий по пути нужную остановку, но он ходит всего 2 раза в сутки.

Уехать обратно в Минск еще более проблематично — придется «ловить» на остановке проезжающие мимо маршрутки и автобусы, так что гораздо комфортнее все же ехать на «Линию Сталина» на автомобиле.

История «Линии Сталина»

Название «Линия Сталина» в СССР никогда не употреблялось для обозначения этих фортификационных сооружений — его применяли только на западе. Впервые оно было использовано в одной из статей латвийской русскоязычной газеты «Сегодня», а затем эта статья была перепечатана английской «Daily Express», после чего и получило широкое распространение заграницей.

Строительство оборонительных укрепленных районов (УР) в СССР началось в 1928 году под влиянием общеевропейской тенденции укрепления границ, навеянных Первой Мировой войной и аналогичными западными комплексами, такими как «Линия Мажино» во Франции и «Линия Маннергейма» в Финляндии. Сначала было построено 13 УР: Тираспольский, Рыбницкий, Могилев-Подольский, Летичевский, Новоград-Волынский, Киевский, Коростенский, Мозырский, Минский, Полоцкий, Псковский, Кингисеппский и Карельский, а позже, в 1938 году, еще 8: Каменец-Подольский, Остропольский, Старо-Константиновский, Изяславский, Шепетовский, Слуцкий, Себежский и Островский. Самым крупным из них был именно Минский укрепрайон, к 1936 году состоявший из тридцати трех артиллерийских, 114 противотанковых и 401 пулеметных сооружений и простирался на 140 километров с севера на юг и на 3-5км в глубину.

Качество построек, мягко говоря, было плохим. Во первых, строительство велось по уже устаревшим к тому моменту проектам 7-10 летней давности. За этот срок армии значительно эволюционировали как в вооружениях, так и тактически. Во вторых, даже во времена Сталина в полный рост процветало воровство, и качество строительных материалов из-за этого ощутимо страдало. И в третьих, практически все работы приходилось проводить вручную из-за отсутствия необходимой строительной техники на местах. Вдобавок ко всему, планирование велось по старым картам 1913 года, на которых отсутствовали многие появившиеся важные объекты местной инфраструктуры, например, крупные оросительные каналы, сильно затрудняющие строительство и искажавшие первоначально задуманные фортификационные функции.

В конце 1938 года была проведена глобальная проверка укрепрайонов на «линии Сталина», обнаружившая огромное количество нарушений при строительстве. В актах проверок указывалось, что Псковский укрепрайон «не может быть занят войсками, так как до половины сооружений на 20-40 сантиметров заполнены водой, появившейся из-за неправильной оценки глубины грунтовых вод. В то же время водопровод не работает, электрооборудование УРов отсутствует, в жилых помещениях высокая влажность и спертый воздух, центры снабжения не построены, склады для продовольствия отсутствуют. Из-за неграмотного планирования УР их огневые сооружения не могут вести огонь на дальность более 50-100 м, так как местность имеет бугры, овраги и не вырубленные леса. Амбразуры ДОТов рассчитаны на применение пулеметов «Максим», но оборудованы станками неизвестной конструкции. Артиллерийское вооружение УР состоит из 6 устаревших полевых орудий 1877 года, к которым нет снарядов. Охрана территории УР не ведется — в ходе проверок комиссия неоднократно встречала местных жителей, проходящих в непосредственной близости от огневых сооружений для сокращения пути между поселками». Подобных характеристик были удостоены и остальные укрепрайоны на «линии Сталина» (источник — журнал «Российское военное обозрение»).

После расширения западных границ СССР, в 1939 году, было принято решение о консервации существующих укрепрайонов и начале строительства новых, названных впоследствии «Линией Молотова», но до начала войны их возвести так и не успели.

Есть мнение, что «Линия Сталина» была затем уничтожена по приказу самого Сталина, но это скорее пропагандистская легенда, чем правда. Вот здесь можно почитать интересную статью по этому поводу.

Оплата через систему электронных платежей «АССИСТ BELARUS».

После подтверждения заказа вы будете перенаправлены на сервер провайдера электронных платежей ООО «Компания Электронных Платежей «АССИСТ» www.belassist.by, обеспечивающего безопасность платежей.

После заполнения всех данных и нажатия кнопки «Оплатить» на странице сервиса, Вы получите уведомление на почтовый ящик о результате совершения операции (транзакции).

Через некоторое время Вам также придет сообщение от администратора подтверждающее факт успешной оплаты услуг.

К оплате принимаются карты платежных систем Visa International, MasterCard и Белкарт всех классов и банков. Мы рекомендуем заранее обратиться в свой банк, чтобы удостовериться в том, что ваша карта может быть использована для платежей в сети интернет.

Комплекс «Линия Сталина»: история и реконструкция

Строительство оборонительной линии СССР от Карельского перешейка до Черного моря началось еще в 1928 году. Общая ее протяженность составляла 1850 километров. Вдоль линии располагались укрепительные районы с казематами, артиллерийскими позициями, бункерами для пулеметов и противотанковых орудий. Наибольшее число таких сооружений сконцентрировалось в Минском укрепрайоне.

В начале 1940-х годов «Линия Сталина» не была в полной боеготовности, оружия в сооружениях практически не было, все находилось на складах, а строительство было законсервировано. Поэтому в 1941-м году, фортификационная линия не могла полноценно служить в качестве оборонительного пункта при отступлении советских войск.

Интересно, что название «Линия Сталина» не использовалось в СССР. Его активно продвигали в западной, в частности немецкой, прессе и пропаганде после захвата линии немецкими войсками в 1941 году.

Реконструкция комплекса под Минском началась в рамках подготовки к празднованию юбилея Дня Победы. Восстановленная по архивным фотографиям и документам, «Линия Сталина» открылась для посетителей в июне 2005 года. Решение о создании такого сооружения было поддержано президентом А. Лукашенко, помощь в строительстве оказывали подразделения инженерных войск ВС Республики Беларусь.

albygan

Вместо заключения

Как мы уже упоминали, этот музейный комплекс скорее является развлекательным коммерческим предприятием, чем действительно историческим музеем. Здесь большое раздолье для детишек — этого не отнять. Можно даже покататься на квадроциклах.

Сюда, несомненно, стоит приехать, если Вы с детьми — они получат массу впечатлений от ползания по танкам и окопам. Тут вполне комфортно гулять даже с малышом и коляской. Единственное место, где коляску пришлось перетаскивать вручную — самое начало осмотра, перед артиллерийским капониром — там просто лестница, на которую никак не заехать. Но мы, как «избалованные следопыты», вряд ли приедем сюда еще раз — есть масса гораздо более интересных и «живых» мест в Беларуси, о которых мы частично уже писали — например, та же Хатынь.

Кстати, здесь продают вполне достойные блинчики! Ценник, правда, слегка «кусается», по сравнению с обычным белорусским, но что поделать — раскрученное туристическое место.

Мы не раз встречали как большие «автобусные» группы иностранцев, так и маленькие, из 2-4 человек с индивидуальными экскурсоводами, явно заказанными на разных сервисах по бронированию экскурсий — просто подслушивали их разговоры.

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…

Уже на обратном пути в Минск, в небе были замечены воздухоплаватели на ярких воздушных шарах, и не сфотографировать это великолепие было бы преступлением.

Итак, если Вас вдруг занесло в Минск, и есть свободных полдня-день, то вполне можно посетить «Линию Сталина», только еще раз повторимся — как рекреационную зону, а не как исторический музей.

Время работы и цены на услуги комплекса «Линия Сталина» в Беларуси

График работы комплекса меняется ежемесячно. Посещение возможно ежедневно с 10:00, без выходных. Заканчивает работу комплекс в 17:00, 18:00 или в 19:00, в зависимости от графика, утвержденного до конца года.

albygan

Стоимость билетов и услуг

Входные билеты можно приобрести за наличные или оплатить покупку банковской картой.

Цены (в белорусских рублях):

  • Взрослые — 15 руб.;
  • Школьники и студенты — 7 руб.;
  • Дети до 6 лет — бесплатно.

Заказать экскурсию по «Линии Сталина» можно как заранее, так и на месте. Продолжительность программы — 60 минут.

Стоимость:

  • Взрослая группа до 20 человек — 28 руб.;
  • Детская группа до 20 человек — 25 руб.

albygan

Фильмы о Линии Сталина

Про «Линию Сталина» было снято несколько документальных фильмов, и пять из них мы предлагаем Вам посмотреть.

Первый — из серии «Искатели» под названием «Затерянный бункер» про Киевский УР, снятый российским Первым каналом.

Второй — об истории «Линии Сталина» на примере Тираспольского укрепрайона, показанный в 2013 году по телеканалу ТСВ.

Третий, снятый спутниковым оппозиционным польско-белорусским Белсатом «Линия Сталина: честь или позор?» («Лінія Сталіна: гонар ці ганьба?»), который больше рассказывает о самом музейном комплексе, чем о истории этих сооружений.

Четвертый фильм «Линия Сталина: трагедия Минского укрепленного района» телеканала «Звезда» подробно расскажет об истории конкретно Минского УР, о котором и написана наша статья.

Ну и пятый, тоже снятый «Звездой», посвящен полоцкому укрепрайону, который сыграл немаловажную роль во время наступления фашистских войск: «Линия Сталина: полоцкий рубеж».

Линия Сталина: цена билета

Цена билета на вход в музей Линия Сталина 10 бел рублей (~ 5 долларов) для взрослых и 5 бел руб (2,5 доллара) для школьников и студентов. Позже мы увидели приписку, что эта цена оказывается для граждан Беларуси, а для граждан России и СНГ стоимость посещения в 1,5 раза выше. Мы заезжали на машине с белорусскими номерами, поэтому платили как за граждан Беларуси, да и вообще я не видела, что бы у кого-то на въезде спрашивали гражданство и паспорт

Дополнительно по желанию оплачивается экскурсия по музею – 25 бел руб (12,5 долларов) за группу от 1 до 5 человек. Мы экскурсию не брали, возможно и зря, т.к. мне, как девочке, гулять по комплексу было не очень интересно, т.к. вся эта военная техника и сооружения мне ни о чем не говорят

На территории комплекса большая платная стоянка – 2 бел руб (1 доллар) за машину.

Въезд на территорию платный

Большая парковка

Так же за дополнительную плату на Линии Сталина можно

Пострелять и сфотографироваться с оружием. Один выстрел – 4 бел руб (2 доллара)

Вот на таких лодках можно покататься по небольшому озеру

А самое интересное, можно покататься на танке! Это не дешевое удовольствие. Стоимость катания на Т-55 – 600 бел руб (да, это 300 долларов) за группу до 10 человек, на танке ПТ-76 – 200 бел руб (100 долларов) за группу до 10 человек. Написано, что катают 20 минут. Но мы наблюдали катание группы людей на танке ПТ-76 – мне показалось, что их катали минут 10, не больше. Но желающих было много, даже за такую цену!

Катание на танке недешевое удовольствие!

Все хотят покататься на танке

Видео: катание на танке на Линии Сталина

 В кафе можно попробовать солдатскую кашу – 2 бел руб за порцию

Конечно же можно купить сувениры: магнитики и даже бюсты Сталина! Мы не покупали, мне бы не хотелось на холодильнике иметь магнит с танком.

Как я уже говорила, территория музейного комплекса Линия Сталина большая и поделена на несколько частей: экспозиция укрепрайона с ДОТами, командно-наблюдательными пунктами, окопами, озеро с переправой,  выставочная часть с военной техникой.

План схема (карта) территории музейного комплекса Линия Сталина

Мы провели в комплексе около двух часов, но посмотрели далеко не все.

Сперва мы мимо озера отправились в выставочную часть комплекса, где осмотрели самолеты-вертолеты, инженерную технику, инженерные сооружения, технику ПВО. Почти все экземпляры можно потрогать, а на некоторые даже залезть.

Сперва осматриваем вертолеты-самолеты

Фотографируемся на и около разных боевых машин и танков

Проходим мимо различных военно-инженерных сооружений

Осматриваем технику ПВО

Мост через озеро почему-то был закрыт и назад пришлось возвращаться опять мимо озера.

Проход по мосту через озеро закрыт. Жаль

Возле парковки большая площадка с боевой техникой и самое интересное: ДОТы, траншеи, окопы. Везде можно зайти, потрогать, полазить.

Я не люблю музеи, связанные с войной, даже в Киеве мое самое нелюбимое место в городе – возле родины-мать, там где военная техника. Но прогуляться по природе и подышать чистым воздухом очень даже ничего. А вот детям и мужчинам думаю будет очень интересно на Линии Сталина. Видели довольно много иностранных туристов, которые с интересом слушали экскурсовода и рассматривали технику.

А еще в музейном комплексе часто проходят разные празднования и военно-историческая реконструкция боев. Думаю, в такие дни интересно посетить Линию Сталина.

Если вы еще думаете, что посмотреть возле Минска, то музей под открытым небом Линия Сталина хороший вариант для поездки на пол дня. Рядом еще можно заехать в городок Заславль, но у нас почему-то не сложилось с этим городом. О нем расскажу как-нибудь в другой раз. Подписывайтесь на мой блог Go2Weekend.ru, что бы не пропустить все самое интересное. Внизу под статье есть форма подписки.

Западный опыт

Для Франции Первая мировая значила гораздо больше, чем Вторая. Это не удивительно: большинство сражений на Западном фронте протекало на территории Республики. Не зря монументов в память о жертвах Первой мировой войны там огромное множество.

Но во Франции помнили слова маршала Фоша, который уверял, что окончание войны в 1918 году – это лишь передышка меж двумя войнами.


Маршал Фердинанд Фош

Поэтому, по инициативе министра обороны Мажино, на границе с Германией начали возводить сплошную стену с многочисленными бункерами и огневыми позициями. Общая стоимость всего проекта составила 3 миллиарда франков. Это создало огромную дыру в бюджете страны и не позволило вести разработку новых средств вооружений.

Когда в 1940 году германская армия начала вторжение во Францию, то немцы не стали штурмовать линию Мажино. Они поступили значительно проще и последовали методу Чингисхана, когда монголы, вторгаясь в Китай, банально обошли Великую стену.


Линия Мажино

Стоит отметить, что линию выстроили только по границе с Германией, а вот граница с Бельгией была не прикрыта. Это стало решающим фактором в захвате Республики.

Немцы двинули армию через Арденны и напали на французов со стороны оккупированной по пути Бельгии. Нацисты, кстати, прорвали и саму линию укреплений. В этом очень сильно помогала пикирующая бомбардировочная авиация, которая способна наносить точечные удары с воздуха.

Историческая справка

Ряд оборонительных сооружений, в память о котором была создана «Линия Сталина», возводился до начала Второй мировой войны — с 1928 по 1939 года. Это был самый мощный укрепительный район на территории Беларуси, призванный защитить Минск, который являлся важным транспортным и экономическим узлом СССР. Линия обороны протянулась от Черноморского побережья до Карельского перешейка и в общей сложности составила 1 200 км, а конкретно минская часть заняла 120 км. Несмотря на то, что столь протяженный укрепрайон сложно было обеспечить плотной защитой, и он был прорван немецко-фашистскими частями уже в 1941 году, его роль в обороне Минска сложно переоценить.

Что интересно, название «Линия Сталина» появилось вовсе не в СССР, а в западной прессе. Впервые так данный ряд оборонительных сооружений назвала одна из газет Латвии, после эстафету подхватил лондонский «Дейли Экспресс», и звучное имя быстро стало общепринятым всюду, кроме республик Советского Союза.

В 2000х годах с инициативой создания военно-исторического комплекса в Беларуси выступил фонд «Память Афгана». Эта задумка получила активную поддержку общественных организаций, нескольких предприятий и даже президента Александра Лукашенко. Это было в полном смысле слова «народное строительство», хотя основные работы по проектировке музея под открытым небом выполнили инженерные войска белорусской армии. Открытие состоялось 30 июня 2005 года, с тех пор музей круглогодично привлекает тысячи туристов из ближнего и дальнего зарубежья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector