«тайна гибели экспедиции полностью не раскрыта»: что принесли россии исследования владимира русанова

В ледяных торосах

На Крайний Север Врангель отправился в 1820-м и провел там четыре года. Опыт предыдущих исследователей севера показал, что с кораблей подробно исследовать состояние местных берегов практически невозможно — и Врангель, мичман, выпускник Морского корпуса, вынужден был обратиться к пешим переходам, путешествиям на собачьих упряжках и на оленях.

К 1824 году, когда экспедиция завершила свою работу, путешественники совершили четыре ледовых перехода, пройдя по торосам около 250 верст. И это не считая исследовательской работы в районе Нижнеколымска, базовой точки экспедиции.

врангель_1

Фердинанд Врангель, 1827 год

Фото: wikipedia.org

Сперва Врангель, как и было поручено, искал землю, которая могла находиться к северо-востоку от Медвежьих островов. Однако убедившись, что в той стороне ничего не просматривается, решился нарушить инструкцию. Аборигены упорно твердили о том, что в другой стороне, к северу от Чукотки, расположен другой остров.

Врангель, а также вошедший в его команду однокашник Пушкина Матюшков и штурман Прокопий Козьмин, плававшие вместе с ним и с Головниным на «Камчатке», отправились в ту сторону. Ни острова, ни даже его очертаний они так и не нашли.

Однако один из участников перехода как-то увидел далеко, на горизонте, поднимавшиеся силуэты гор — впрочем, слишком зыбкие для того, чтобы их можно было изучить. Врангель объяснил это поднимавшимся над торосами туманом. Но координаты видения на карту честно занес.

«Горы видятся с мыса Якона в летнее время», — отметил он на карте экспедиции. Когда они повернули назад, Врангеля отделяло от острова, названного позднее его именем, около 50 км.  

врангель_7

Русская церковь у побережья Северного Ледовитого океана

Фото: ТАСС/Анатолий Кузярин

Ни сам Врангель, ни начальник второго отряда лейтенант Петр Анжу во время этого путешествия не открыли ни одного нового острова. Зато Врангель стал первым, кто рассказал о существовании так называемых ледяных островов и дал в своих отчетах их точное описание.

Вместе с Анжу они организовали первые постоянные метеорологические наблюдения в месте базирования, Нижнеколымске, сумев создать там, в условиях неосвоенной северной земли, небольшую метеостанцию.   

Кроме того, Врангель составил одну из самых детальных карт побережья Северного Ледовитого океана от Колымы до расположенного на Чукотке мыса Северного (сегодня — мыс Шмидта). Но главное — Врангель, вооруженный передовыми по тем временам научными инструментами и знаниями, почерпнутыми в капитанской библиотеке на борту «Камчатки», составил подробное описание местного климата и полярных льдов. Так стало достоверно известно, что вдали от берега море не только не сковано вечным льдом, но даже не схвачено сплошным ледяным покровом. А это открывало новые возможности для судоходного освоения северных вод.    

Требования к оформлению статей

Тексты докладов для публикации принимаются к началу конференции – объём до 15 стр. в Word, шрифт Times New Roman, кегль 12 пт, интервал 1,5 для текста и для постраничных сносок. Чёрно-белые фотографии, чертежи, схемы в формате JPEG (не менее 300 dpi), не более 5 илл.; обязательно наличие подписей под илл.; внутри текста должны быть проставлены ссылки на илл., например: (рис. 1). Ссылки постраничные. Текст публикации должен включать: сведения об авторе (авторах), аннотацию (300 слов), ключевые слова, а также перевод на англ. яз. названия статьи, сведений об авторе (авторах), аннотации и ключевых слов.

Оргкомитет оставляет за собой право отбора статей для публикации.

Примеры оформления статей смотрите в опубликованных сборниках предыдущих конференций в разделе Архив.

2018: Финляндия предлагает России создать агрегатор ледокольных услуг

В качестве одного из наиболее перспективных Финляндия рассматривает проект создания агрегатора ледокольных услуг с участием России. Об этом журналистам в Хельсинки заявил в представитель по связям с общественностью финской государственной компании-оператора ледокольного флота Финляндии Ээро Хокканен, сообщает информационно-аналитическое агентство PortNews.

По словам Хокканена, в Финляндии целесообразным считают создание некоего агрегатора наподобие приложения Uber (такси), который, в свою очередь, предлагал бы операторам судов услуги ледокольной проводки с участием ледокольных флотов России, Финляндии, Канады, США, Норвегии, а также стран Прибалтики.

При этом представитель финской стороны признал, что несмотря на всю его перспективность, реализация такого проекта станет возможной лишь после снятия санкций и нормализации геополитической ситуации вокруг России.

Примечания

  1. ^
  2. Фишер, Раймонд H (1981). Путешествие Семена Дежнева в 1648 году. Общество Хаклуйт.
  3. Наташа Охотина Линд; Питер Ульф Мёллер, ред. (2002). Под командованием Витуса Беринга: новые перспективы российских камчатских экспедиций (Берингиана, 1). Орхус: Издательство Орхусского университета. ISBN 87-7288-932-2.
  4. ^
  5. Бертон, стр. 219.
  6. Жан Малори, 1982 год.
  7. См. Ссылки на Фредерик Кук для дополнительной информации.
  8. Сейл, Ричард; Льюис, Мадлен (2005). . Нью-Йорк: Коллинз. п.. ISBN .
  9. Краткая хронология приближения к полюсам, Институт полярных исследований Скотта. получено 2010-06-04.
  10. Симмонс, Джордж (1965). Цель: Арктика; Люди в небе на вершине мира. Книги Чилтона. С. 330–331. OCLC .

Библиография

  • Бертон, Пьер (1988). Арктический Грааль. Издание Anchor Canada , ISBN 0-385-65845-1
  • Эдингер, Рэй (2015). Любовь и лед: трагические навязчивые идеи доктора Элиши Кент Кейн, исследователя Арктики. Фредерик К. Бейл, издатель. ISBN  OCLC 
  • Макканнон, Джон (2012). История Арктики: природа, исследование и освоение. Книги Reaktion и Издательство Чикагского университета. ISBN 
  • Макканнон, Джон (1998). Красная Арктика: полярные исследования и миф о Севере в Советском Союзе. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0195114362
  • Майкл Робинсон (историк) (2006). Самый холодный тигель: исследования Арктики и американская культура. Издательство Чикагского университета. ISBN 
  • Продажа, Ричард (2002). На край земли: история полярных исследований. Лондон: HarperCollins. ISBN 000711124X. OCLC .
  • Симмонс, Джордж (1965). Цель: Арктика; Люди в небе на вершине мира. Книги Чилтона. OCLC .

21-го века

Алекс Хибберт

Фианн Пол , Алекс Грегори и Карло Факчино на океанской гребле на борту Polar Row.

  • 2000 : Украинская парашютная экспедиция на Северный полюс
  • 2001 : Лонни Дюпре с товарищем по команде Джоном Холешером совершают первое кругосветное плавание над Гренландией, протяженностью 6500 миль, и все это немоторизованное путешествие на каяке и собачьей упряжке.
  • 2002 : Жан Лемир и команда Sedna IV успешно проходят Северо-Западный проход на трехмачтовой шхуне , отплывая из Монреаля в Ванкувер за пять месяцев, снимая «Гранд траверсе» и четыре других документальных фильма о влиянии глобального потепления на канадскую Арктику. Архипелаг (в то время только седьмой парусник в истории, совершивший легендарный Северо-Западный проход с востока на запад)
  • 2003 : Пен Хадоу совершает одиночный переход из Канады на Северный полюс без пополнения запасов.
  • 2004 : Вместе к полюсу — польская экспедиция в составе четырех человек под руководством Марека Камински с Яном Мела (подростком с двумя ампутированными конечностями , который в том же году достиг Южного полюса ).
  • 2004 : Пять членов Отряда Ледяных Воинов достигают Северного геомагнитного полюса , включая первых двух женщин в истории, которые это сделали.
  • 2006 : Старт французской экспедиции на Тару
  • 2006 : Первая успешная летняя экспедиция на Северный полюс. Лонни Дюпре и его товарищ по команде Эрик Ларсен покинули мыс Дискавери, остров Элсмир, и прибыли на Северный полюс 2 июля, после 62 дней на льду.
  • 2007 : Арктика 2007 , российский подводный аппарат спускается на дно океана ниже Северного полюса с корабля « Академик Федоров».
  • 2007 : Top Gear: Polar Special , команда BBC Top Gear первой достигла Северного магнитного полюса на машине.
  • 2007 : Экспедиция по арктическому исследованию Марса на Свальбарде использует марсианские аналоговые площадки на Свальбарде для тестирования научных вопросов и приборов с полезной нагрузкой на борту марсианских миссий.
  • 2008 : Алекс Хибберт и Джордж Буллард завершают экспедицию Tiso Trans Greenland. Самое длинное путешествие в Арктику без поддержки на суше, протяженность 2211 км.
  • 2009 : Дэвид Скотт Каупер становится единственным, кто прошел Северо-Западный проход в одиночку за один сезон.
  • 2009 : Первая экспедиция с гидом с острова Элсмир, Канада, к Северному полюсу. Лонни Дюпре и члены команды Стюарт Смит и Макс Чая покинули мыс Дискавери 4 марта. Температура была -55F. Они прибыли на полюс 25 апреля после 53 дней на льду.
  • 2011 : МЛАЭ-2011 под руководством Василия Игоревича Елагина совершил поездку из Дудинки , Россия — Северный полюс — Резольют, Нунавут , Канада.
  • 2011 : Эдна Элиас , в то время комиссар Нунавута, и пять других женщин, включая мэра Кембриджского залива, прошли 220 км (140 миль) от Умингмактока (залив Чимо) до Кембриджского залива.
  • 2011 : Old Pulteney Row To The Pole , рекламный трюк, спонсируемый Old Pulteney Whisky, организованный Джоком Уишартом, который также руководил Polar Race.
  • 2013 г . : « Бабушка» , комбинированная ледовая лодка и парусный катамаран, вышла на полюс. Его остановил лед. Экипаж из двух человек спас российский ледокол.
  • 2015 : Междисциплинарная арктическая экспедиция «Картеш» — комплексная арктическая экспедиция, организованная проектом «Галерея полярных экспедиций» (позже переименованная в «Полярную экспедицию« Картеш ») в сотрудничестве с Морским исследовательским центром ЛМСУ . Задачи исследования: оценка уязвимости арктического побережья к антропогенному воздействию; мониторинг состояния морских и прибрежных экосистем и рельефа арктических морей; Исследования биоразнообразия Западной Арктики; исследование активности нефтеокисляющих микроорганизмов; апробация новых методов дистанционного зондирования акваторий.
  • 2017 : Арктическая миссия двух 15-метровых парусников под руководством Пена Хадоу добралась до 80 ° 10 ‘северной широты, отплыв из Нома, Аляска, и вернувшись в него.
  • 2017 : Полярный ряд, возглавляемый Фианном Полом , является самой рекордной экспедицией в мире (14 рекордов Гиннеса ). Команда преодолела 1440 миль по прямой в открытых водах Северного Ледовитого океана на гребной лодке и впервые проложила океанические гребные маршруты от Тромсё до Лонгйира, от Лонгйира до Арктического ледяного покрова (79º55’500 с.ш.) и от арктического льда до января. Майен .
  • 2019 : Экспедиция MOSAiC под руководством Института полярных и морских исследований Альфреда Вегенера с участием 300 ученых из 20 стран на борту немецкого ледокола Polarstern для сбора данных об океане, льдах, атмосфере и жизни в Арктике. понять изменение климата

Что такое Арктическое усиление?

За последние 30 лет Арктика нагревалась примерно в два раза быстрее, чем весь земной шар. Это явление исследователи называют Арктическим усилением. Большинство ученых сходятся во мнении, что столь быстрое потепление является сигналом антропогенного изменения климата. Арктическое усиление, однако, не единственное свидетельство быстрого изменения климата в Арктике.

Изменение растительности Арктики также влияет на яркость поверхности, которая затем влияет на потепление. По мере того как арктическая атмосфера нагревается, она может удерживать больше водяного пара, который является важным парниковым газом.

Что показали результаты Арктической экспедиции?

Как пишет The Conversation, новые исследования показывают, что расплата за бездействие в отношении изменении климата может наступить гораздо раньше, чем осознает большинство людей.

Результаты экспедиции показали, что толщина льда была лишь вдвое меньше, а температура измерялась на 10 градусов выше, чем во время экспедиции Фрама – предпринятой исследователями и учеными Фритьофом Нансеном и Яльмаром Йохансеном в 1890-х годах. Из-за меньшей поверхности морского льда океан был способен поглощать больше тепла летом, что, в свою очередь, означало, что формирование ледяного покрова осенью происходило медленнее, чем обычно.

К концу 21-го века Арктика может измениться до неузнаваемости. Впрочем, как и наша планета.

Арктика теряет лед по мере повышения глобальных температур, и это напрямую влияет на жизнь людей и запускает петли обратной связи, которые подпитывают еще большее потепление. Но еще одной причиной повышения уровня моря является Антарктида, в которой содержится достаточно сухопутного льда, чтобы поднять глобальный уровень моря более чем на 60 метров – примерно в 10 раз больше, чем в ледяном щите Гренландии. И признаки проблем ученые наблюдают уже сегодня.

Новое исследование показывает, что если количество вредных выбросов в атмосферу не изменится, то примерно к 2060 году антарктический ледяной покров пересечет критический порог и приведет мир к повышению уровня моря, которое не является обратимым в масштабах человеческого времени.

Переломный момент

Антарктида имеет несколько защитных ледяных шельфов, которые веером выходят в океан. Когда ледяные шельфы разрушаются, это может обнажить возвышающиеся ледяные скалы, которые, возможно, не смогут стоять самостоятельно. Части антарктического ледяного щита находятся ниже уровня моря на скальных породах, которые наклоняются внутрь к центру континента, поэтому потепление океанской воды может разъедать их нижние края, дестабилизируя их и заставляя их быстро отступать вниз по склону. Над водой таяние поверхности и дождь могут открыть трещины во льду.

Иллюстрация показывает, как потепление воды может проникать под ледники и дестабилизировать ихБолее теплая циркумполярная глубокая вода может проникать под шельфовые ледники и разъедать основание ледников.

Петр I: прорубить окно и закрыть ворота

Архангельск сыграл особую роль в жизни Петра I и судьбе России. Только в устье Двины, в 1693 году, молодой царь увидел настоящие океанские парусники, в сравнении с которыми флотилия Плещеева озера выглядела набором моделей. Там же он совершил первое морское путешествие и укрепился в намерениях модернизировать страну и создать флот.

Уже скоро на верфи острова Солóмбала в Архангельске начинается строительство новых кораблей по европейским технологиям. В 1694 году Петр проводит в Архангельске все лето, ходит в море на недавно построенном «Святом Петре», посещает Соловецкий монастырь.

«Пётр Первый на Севере». Художник Владимир Латынцев, 2002

Могло показаться, будто любовь царя к морю будет полностью удовлетворена северным побережьем. Но навигация на Севере поздно начиналась и рано заканчивалась, а путь в Архангельск был далек. Поэтому Петр начал войну за возврат балтийских побережий.

Третий и последний раз Петр побывал на Русском Севере в 1702 году. Два фрегата, построенные на Соломбальской верфи, были доставлены волоком с Белого моря в Онежское озеро по так называемой Осударевой дороге с 17 по 26 августа и приняли участие в боевых действиях.

Памятником путешествий Петра на Русский Север стал дом-музей в Вологде (Советский проспект, 47). Дом, где неоднократно останавливался царь, был выкуплен городской общественностью, отреставрирован и открыт как первый музей Вологды в 1875 году.

Но утверждать, будто памятник Петру Великому в Архангельске неуместен, было бы неверно. Со временем все ограничения были сняты, город расцвел. А благодаря европейскому просвещению, принесенному Петром, и развитию русской науки, Русский Север стал плацдармом для изучения и освоения Арктики.

За год до этого произошло одно из самых значительных военных событий в истории Русского Севера. Шведская эскадра вошла в устье Двины, чтобы уничтожить Архангельск со всей его кораблестроительной инфраструктурой. Мореход Иван Седунов (по прозвищу Рябов), взятый в плен шведами, сыграл роль «морского Сусанина» — завел шведские корабли на отмель рядом с Новодвинской крепостью, был ранен, но смог выпрыгнуть за борт и доплыть до берега. Один корабль был взорван, другой сдался, остальные уплыли. С тех пор боевые действия не велись на Русском Севере полтора столетия.

Но победа Петра над Швецией и «окно в Европу» на берегах Балтики по сути закрыла северные ворота. С 1718 года началось ограничение внешней торговли через Архангельск — вплоть до фактически полной отмены. Было запрещено строить традиционные поморские суда, вместо них — только «новоманерные» корабли европейской конструкции.

Интервенция

В 1918–1919 годах на Русском Севере произошли драматические события, связанные с захватом власти большевиками и интервенцией стран Антанты. Появление иностранных войск в северных портах было вызвано победой в Финляндии прогерманских сил и возможностью захвата этих портов финно-германскими отрядами. Однако уже скоро основным занятием интервентов в Архангельске и Мурманске стала борьба с большевизмом.

Интервенты в Мурманске, 1918

После поражения Германии (ноябрь 1918 года) предлог для иностранного пребывания на Русском Севере пропал. Антанта в сентябре 1919 года эвакуировала свои части. В феврале 1920 года Красная армия вошла в Архангельск и Мурманск. Около тысячи беженцев уплыли за границу на ледоколе «Козьма Минин» и других судах.

6

Железный век

Постепенно люди освоили изготовление орудий труда и оружия из железа. Такие изделия были значительно прочнее бронзовых, их можно было затачивать. Произошло разложение первобытно-общинного строя и переход к классовому обществу.

Историки делят железный век на два этапа: ранний железный век (VIII век до н.э. – III век н.э.) и поздний железный век (с IV века н.э. до середины II тысячелетия н.э.).

Из-за похолодания в эпоху раннего железного века и как следствие сокращения пищевых ресурсов в степной части Южного Урала возникает полукочевое и кочевое скотоводство. Во второй половине I тысячелетия до н.э. начинается потепление и установление более сухого климата, в результате чего кочевники продвигаются на север, в уральские лесостепи. На Южном Урале сформировалась самобытная савроматская культура, которую затем сменила сарматская культура. Главным источником для их изучения стали курганы.

В Среднем Зауралье произошёл расцвет меднолитейного производства. В начале эпохи железные изделия появлялись только в приуральских степях у кочевых племен савроматской культуры. В лесостепной и на юге таежной зоны изделия из железа появились не ранее V-IV веков до н.э. и были связаны с иткульским и ананьинским очагами цветной металлургии и металлообработки. 

В раннем железном веке на территории горно-лесного Зауралья обитало население иткульской культуры (VII-III века до н.э.). Иткульские литейщики плавили медь, изготовляли орудия труда и оружие, обменивали вещи из меди жившей в Прикамье ананьинской культуре, а оружие — племенам савроматов и сарматов на Южном Урале. Формируется пушной торговый путь, связавший юг и север. К этому времени относятся попадающиеся на Урале клады культовых отливок с изображениями птиц, животных, людей. В это время возникает пермский звериный стиль (медные литые изображения животных, птиц, людей), появляются святилища-костища. Из-за угрозы военных нападений с юга строятся городища – укрепленные поселения. 

В позднем железном веке случилось Великое переселение народов – передвижения племен в II-VI веках н.э. Все началось с продвижения кочевых степных племен, которые подтолкнули к перемещениям лесостепных и даже лесных племен Зауралья и Приуралья.

В середине I тысячелетия н.э. по территории лесной и горно-лесной полосы восточного склона Урала прошли кочевые угры-коневоды, что оказало влияние на хозяйство и быт местного населения. В VI-IX веках в лесном Зауралье сложилось три археологических культуры — петрогромская, молчановская и тынская, которые стали основой юдинской культуре (X-XIII века), это предки манси. 

В это время возник башкирский народ, произошло формирование современных народов Урала, сложилась праоснова протомансийского этноса. В VII-X веках произошла стабилизация уральских обществ и оформления племенных союзов, что привело к расцвету культур и восстановлению древних торговых связей со Средней Азией, Прикамьем и Великим Новгородом. С середины II тысячелетия на восточный склон Урала стали приходить «пашенные татары» (тюрки), которые расселялись по реке Нице и долгое время мирно соседствовали с манси. 

Зачем поморы двинулись на восток

Мы привычно считаем, что до Петра I у России морского флота не было. Но зачем-то же царь Петр ездил в Архангельск, перенимал опыт у северных корабелов и поморских плотников… А дело в том, что еще за три века до Петра Алексеевича русские выходили в Студёное море (так раньше называли Белое) и по своим лоциям, чертежам ходили по арктическим водам. Особой формы усиленные поморские кочи водоизмещением в сотни тонн Арктики не боялись. Кочи эти были длиной 15-20 метров и брали полезной нагрузки 30-40 тонн. Не совсем плоскодонные, они не имели большого киля, «сидели» в воде неглубоко, потому что во время штормов, ветров, среди льдов приходилось близко подходить к берегу, прятаться в бухтах, за островом или на реках.

В поисках промысловой рыбы и зверя поморы издавна освоили Грумант (Шпицберген), Матку (Новую Землю), многочисленные острова и побережья Белого моря и Ледовитого океана. Ходили в Норвегию. Участвовали они и в освоении Арктического морского пути, имевшего большое значение не только для России, но и для всей Европы.

Когда русские пришли на Север за пушниной, ее здесь было много. Но через некоторое время зверя выбили, и нужно было искать новые охотничьи угодья на востоке. Из Белого моря, которое, хоть и большое, но, по сути, внутреннее, поморы выдвинулись в сторону Карского моря, Северного Урала, к устью Оби. В XVI веке англичане и голландцы удивлялись, что, оказавшись в этих краях, постоянно встречали русские корабли, которые уверенно двигались дальше и дальше на восток, во льды, туда, куда, казалось, пройти было нельзя.

3

Развитие новых территорий

В начале XVIII в. число русских людей на всей территории от Урала до тихоокеанского побережья составляло примерно 200 тыс. человек, что соответствовало численности коренных народностей. Одним из важнейших достижений переселенцев стало развитие хлебопашества — к концу XVII в. оно распространилось по всем пригодным для него областям Сибири, и этот огромный край полностью обеспечивал себя хлебом.

Сельскохозяйственному использованию азиатских земель противодействовали кочевые феодалы Монголии и правящей династии Китая из Маньчжурии, и в 1689 г. Россия была вынуждена оставить амурские земли по договору с Китаем. Однако в середине XIX века, после того как экспедиция Г. Невельского доказала, что Сахалин — это остров, а в низовьях Амура отсутствует китайское население, Приамурье и Приморье по новому договору было закреплено за Российским государством. В 1860 г. был основан г. Владивосток, ставший впоследствии главным тихоокеанским портом России.

К началу XVIII в. были основаны новые укрепленные города: Омск, Абакан, Бийск и Барнаул. В результате Россия приобрела не только пахотные земли, но и смогла начать разработку недр Алтая

Здесь добывалась медь, а также серебро, что было особенно важно, так как ранее Россия не имела месторождений этого металла. На Алтае были открыты и первые золотоносные месторождения, а позже золото обнаружили на территории Томской и Енисейской губерний и в районе реки Лены.

В конце XIX века речное сообщение, обычное для Сибири, дополнило множество сухопутных дорог, объединенных в огромный Московско-Сибирский тракт, и начали работать некоторые участки Великого Сибирского железнодорожного пути.

17 век

Томас Баттон

  • 1605–1607 : датский король Кристиан IV из Дании отправляет три экспедиции во главе с Джоном Каннингемом , Годске Линденовым и Карстеном Ричардсоном (все пилотирует Джеймс Холл ) на поиски затерянного Восточного поселения , одной из на Гренландии.
  • 1606 : Джон Найт , который вместе с Джоном Каннингемом в 1605 году был капитаном « Каттена» , умирает, командуя совместной экспедицией Московской / Ост-Индской компании в поисках Северо-Западного прохода.
  • 1607 : Генри Хадсон исследует Шпицберген
  • 1608 : Генри Хадсон добирается до Новой Земли в попытке найти Северо-Восточный проход.
  • 1610 : Йонас Пул тщательно исследует западное побережье Шпицбергена, сообщая, что он видел «большое скопление китов»; этот отчет приводит к созданию английского китобойного промысла.
  • 1610 : Русский Кондратий Курочкин исследует устье Енисея и прилегающее побережье.
  • 1612 : Джеймс Холл и Уильям Баффин исследуют юго-запад Гренландии
  • 1612–1613 : Экспедиция Баттона под командованием Томаса Баттона в поисках Северо-Западного прохода.
  • 1613 г . : Несколько китобойных экспедиций, в общей сложности не менее тридцати кораблей из Англии, Франции, Испании и Нидерландов, наводнили западное побережье Шпицбергена.
  • 1614 : голландские и французские экспедиции открывают Ян Майен
  • 1615 : Роберт Фотерби , в полубаркас Ричард , это первая английская экспедиция достигнет Ян Майен
  • 1616 : английская экспедиция, пилотируемая Уильямом Баффином, исследует пролив Дэвиса — регион Баффинова залива.
  • 1619–1620 : Датская экспедиция под руководством Йенса Мунка в Энхёрнинген (Единорог) и Лампренен (Минога) для открытия Северо-Западного прохода проникла в пролив Дэвиса до 69 ° на север, нашла залив Фробишер , провела зиму в Гудзоновом заливе.
  • 1633–1634 : И. Ребров исследует устье реки Лены.
  • 1633–1635 : Илья Перфильев исследует реки Лена и Яна и их побережье.
  • 1638 : И. Ребров исследует побережье между реками Лена и Индигирка.
  • 1641 : Дмитрий Зырян и Михаил Стадухин исследуют устье реки Индигирки и прилегающее побережье.
  • 1646 : И. Игнатьев исследует устье реки Колымы и прилегающее побережье.
  • 1648 : Я. Семенов исследует устье реки Котуй и прилегающее побережье.
  • 1648 : Семен Дежнев и Федот Алексеевич Попов исследуют реку Колыма через Берингов пролив.
  • 1649 : Михаил Стадухин исследует побережье от реки Колымы до Берингова пролива.
  • 1676 : английская экспедиция под руководством Джона Вуда не смогла найти Северо-восточный проход.
  • 1686–1687 : экспедиция Ивана Толстоухова исследует устье реки Енисей и побережье полуострова Таймыр.

Интересы России в арктической зоне

Россия конкурирует с разными странами за право вести хозяйственную деятельность в Арктике. Причин для конфликтов несколько, но самая крупная из них – принадлежность хребта Ломоносова. Это подводный хребет в Северном Ледовитом океане, который поднимается над дном океана на 3300-3700 метров. Тянется он от Новосибирских островов до Канадского Арктического архипелага.

Позиции сторон такие:

  • Россия считает хребет продолжением континента, поэтому требует пересмотреть установленные границы;
  • Канада считает, что это продолжение Канадского Арктического архипелага;
  • Дания считает, что это продолжение Гренландии.

Больше всего усилий приложила Россия, проведя целую экспедицию Арктика-2007, но Комиссия ООН по внешним границам шельфа до сих пор не приняла никакого решения.

Другие конфликты постепенно решаются: в 1990 году была согласована граница между СССР и США в Беринговом море, а в 2010 году Россия урегулировала территориальный спор с Норвегией о границах в Баренцевом море. С Норвегией есть договоренности насчет острова Шпицберген.

Для чего же страны прилагают столько усилий? Дело в том, что владение Арктикой открывает для страны весьма неплохие перспективы. Так, интересы России в арктической зоне можно свести к трем пунктам:

  1. природные ресурсы;
  2. Северный морской путь;
  3. вопросы обороноспособности.

Главное – это, конечно, природные ресурсы. Хоть до сих пор нет точных оценок углеводородных запасов Арктики, хоть там крайне сложные условия добычи, арктические месторождения позволят серьезно укрепить финансы страны, которая будет их добывать.

Так, по оценкам Геологической службы США на 2008 год, в Арктике насчитали 90 миллиардов баррелей запасов нефти. Даже при средней цене в 60 долларов за баррель потенциал территории огромен – более 5 триллионов долларов.

Не менее привлекательна и добыча газа на арктическом шельфе. Только 3 месторождения (Штокмановское, Русановское и Ленинградское) оценили в 10 триллионов кубометров газа, которые при цене в 250 долларов за тысячу дадут 2,5 триллиона долларов.

Конечно, не на каждом месторождении можно вести добычу, по крайней мере, при существующем уровне развития технологий. Но 13% мировых запасов нефти и 30% запасов газа стоят того, чтобы вести дипломатические войны за территорию.

Но углеводороды – не все, что есть в Арктике. Только лишь на материковой части Арктики уже обнаружены редкоземельные металлы, золото, платина, алмазы, никель, медь, кобальт и множество других минералов.

Наконец, Арктика – это 20% мировых запасов пресной воды, и уже в скором времени этому найдут применение.

Что касается Северного морского пути, то это тоже крайне перспективное направление для грузов из Азии в Европу и обратно. СМП конкурирует с Суэцким каналом: если судно идет из Иокогамы (Япония) в Мурманск через него, то преодолевает 12 840 миль, а через СМП – всего 5 770 миль:

Схема Северного морского пути (отмечен синим)

Но пока, хоть перевозка грузов через СМП и растет, до показателей Суэцкого канала ему далеко. Одна из причин – финансовая: проход по Северному морскому пути формально бесплатный, но за ледокольное сопровождение нужно платить (по некоторым данным, около 380 тысяч долларов). Также нужно оплачивать страховку – это еще около 70 тысяч долларов.

Поэтому, хоть путь и более краткий, на него больше ориентируются компании из Китая, которые опасаются провокаций со стороны США при прохождении через Суэцкий канал.

Что же касается обороноспособности, то здесь переоценить значение Арктики сложно – это весьма короткий путь от России до США, поэтому контроль над территорией важен для национальной безопасности.

Освоение новых территорий

Впервые территория Центральной России начала осваиваться славянскими племенами еще в VIII веке, долгое время территория между Окой и Волгой была восточной частью Киевской Руси.

Однако, после нашествия монголо — татарского завоевателей, в XIII веке на этой территории образовался новое государственное образованием, центром которого стала Москва. Это стало первым шагом на пути к зарождению собственной государственности нашей Родины.

Со временем, население Центральной России начинает постепенное осваивание новых северо-восточных земель. Заселялись равнины Северной Двины, побережье Камы и Белого моря. В середине XVI века к русскому государству присоединились Астраханское и Казанское ханство, таким образом, к территории были присоединен бассейн Волги. (см. тему Внешнеполитические успехи России в 50-е годы XVI веке).

Именно в этот момент государство приобретает свою многонациональность: здесь проживают не только потомки славян, но и татары и башкиры. Главным препятствием для освоения новых земель для русского народа оказалась горная система Урала.

Но уже в 1581 году, русские отряды во главе с Ермаком, смогли пересечь Уральский хребет, таким образом, открыв путь народу к бескрайним широким просторам Сибири и Дальнего Востока.

Однако суровые климатические условия этих регионов не способствовали переселению людей с более благоприятной для жизнедеятельности центральной части государства.

Более активно переселенцы обосновывались в степных землях, которые располагались южнее Оки, отвоевывая территории у татарских кочевников. Активное освоение Сибири совпадает с началом развития производства и сельского хозяйства в XVIII веке.

Именно с этого периода началась массовое освоение цельных земель восточной Сибири, которое длилось на протяжении двух столетий и окончательно завершилось только в 1950 году.

Земледельцы расселялись как в Сибири, так и на территории северной части современного Казахстана, где по сегодняшний день большинство населения составляют русские. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector