Эрмитаж без очереди: билеты и экскурсии. главные шедевры
Содержание:
- Главный штаб
- Интересные факты
- История создания дворца
- История Зимнего Дворца
- История
- Где покупать билеты в Эрмитаж
- Как добраться
- Интересные факты
- «Иорданский» подъезд
- Исторические события
- Стоимость билетов и график работы Зимнего дворца в Эрмитаже
- Путь к искусству
- Трагические страницы
- Названия до появления, при основании, после революции
- Как добраться до Эрмитажа?
- Что входит в состав музея «Государственный Эрмитаж», цены и режим работы
- Частные апартаменты и Эрмитаж
- Интересные факты
- Светлое настоящее Зимнего
- Убранство Иорданской лестницы после пожара 1837 года[править | править код]
Главный штаб
Застройка ансамбля Дворцовой площади продолжилась возведением в 1819–1929 годах архитектором К.И. Росси Главного штаба. Два протяженных здания были построены на южной стороне площади вместо обывательских домов со стороны Мойки. В них разместился Главный штаб и два министерства — иностранных дел и финансов.
116672
Длина полукруглого фасада здания Главного штаба составила 580 метров (самый длинный фасад здания в мире). Посередине здания — грандиозная Арка, украшенная скульптурной композицией «Колесница Славы» с изображением воинов и крылатой богини Победы, — Ники, держащей в одной руке венок победы, а в другой лабарум (воинский знак) с российским двуглавым орлом (скульпторы Н. Пименов и В. Демут-Малиновский). Высота скульптурной группы составляет 10 метров, высота арки — 28 метров, ширина — 17 метров.
116671
К. И. Росси придал арке триумфальный характер — она олицетворяла победу русской армии в Отечественной войне 1812 года.
Согласно легенде, после завершения строительства Николай I сказал архитектору: «Иностранные мастера утверждают, что арка вскоре рухнет». Тогда К.И. Росси поднялся на нее и с высоты произнес: «Если она упадет, я готов упасть вместе с ней».
В фильмах о революции, где показан штурм Зимнего Дворца, можно увидеть, как вооруженные солдаты и матросы, выбегают на Дворцовую площадь именно из-под Триумфальной арки Главного штаба.
Александровская колонна в центре площади, созданная по проекту О. Монферрана через четыре года после возведения арки Главного штаба, стала заключительным аккордом в композиции, созданной Росси.
В настоящее время в западной части здания расположено командование Западного военного округа, а в восточном крыле экспонируются произведения западноевропейского искусства XIX–XX веков, а также проводятся временные выставки современного искусства Эрмитажа.
Интересные факты
Здание и его внутренние помещения неоднократно становились декорациями для съемок художественных фильмов и сериалов. Среди них:
- «Бедная Настя»
- «Русский ковчег»
- «Распутин»
- «Октябрь»
- «Красные колокола»
Во дворце сложилась отдельная популяция домашних котов. Их родоначальниками стали голландский кот, завезенный в Россию Петром I и несколько кошек из Казани, доставленные в Петербург по распоряжению Елизаветы. Во время блокады кошачья «дворцовая гвардия» полностью исчезла и была восстановлена заново. Коты находятся на полном довольствии. В их прямые обязанности входит уничтожение грызунов в здании.
История создания дворца
За всю историю существования, Зимний дворец претерпевал 5 различных перестроек. Сегодня мы можем увидеть последний вариант этого шедевра зодчества. А первым вариантом здания был, построенный Петром Великим, деревянный дом, где он жил со своей семьей. В 1711 году здание на месте деревянного терема был возведен большой каменный дом и закончилось строительствоперед самым венчанием Петра I с будущей императрицей Екатериной.
В 1716 г. Петр Великий решает перестроить и расширить дворец, так появился 2й вариант здания. А в 1720 г., императорская чета покидает летнюю резиденцию навсегда и переезжает жить вЗимний дворец. Здесь же и провел свои последний дни жизни император.
Третий вариант Зимнего дворца появился, благодаря восхождению на престол императрицы Анны Иоанновны. Она же вернула столицу в Петербург, статус которой Петр II бесцеремонно отобрал угорода. Царская особа решает жить в Зимнем дворце, но только после перестройки под ее личные вкусы. И в 1731 г. она решает начать строительство нового дворца и поручает эту задачуархитектору Трезини, которого вскоре сменила на Растрелли. Именно последнему удалось угодить императрице и создать роскошные палаты, пышущие роскошью.
По проекту архитектора был построен большой придворный театр. Фасад самого дворца не претерпел изменений, только была переделана крыша дворца, которая соединила основное здание спристроенными покоями императрицы. Теперь все сооружение насчитывало приблизительно 70 залов, 100 спален и массу караульных, служебных и подсобных помещений. Перестройказакончилась в 1735 г., и более 20-ти лет служило главной царской резиденцией.
После смерти царицы Анны Иоанновны, власть в свои руки берет дочь Петра Великого Елизавета. Она жаждала еще большего шика и богатого убранства резиденции и по ее указу отделяюткомнаты, расположенные в южной части Световой галереи. Перестроить Зимний дворец на свой манер императрица поручает Растрелли, который начинает строительство новых зданий в гармониис уже существующими. Однако, через год после начала работ, Елизавета Петровна захотела сделать Зимний дворец выше и архитектор советует перенести весь комплекс на другое место. Такойсовет был отклонен и в 1754 г. издается указ о начале строительства на месте прежнего дворца, который был разобран к тому времени.
Не желая покидать столицу, Растрелли возводит новый Зимний дворец в 1755 г. для императрицы, который считается 4-м вариантом. Это была временная резиденция, пока строился новыйроскошный Зимний дворец для дочери Петра I, который ей так и не удалось увидеть, и в 1762 г. его разобрали до основания
Петр III продолжает строительство и уделяет огромное вниманиевнутренней отделке. Первый этаж был похож на кружево от большого количества арок, а галереи, занимающий центральную часть, представляли собой светлые и просторные помещения
По обестороны от галерей были отведены всевозможные служебные и складские помещения.
Главные залы разместились в угловых зонах здания и 2-х анфиладах. Петр III особо выделял отделку Тронного зала в стиле барокко, который остался на прежнем месте, но вырос в размерах. Кслову сказать, все жилые комнаты были выполнены в роскошном, поражающем воображение, стиле русского барокко. Множество огромных зеркал в золоченых витых рамах, окна на всю стенупридавали Зимнему дворцу ощущение бесконечного пространства и особого богатого убранства. Свои покои Петр III расположил около дворцовой площади, а комнаты своей фаворитки обустроил ваккурат под своими, на первом этаже. А вот собственную жену поселил ближе к Адмиралтейству. Весь комплекс теперь насчитывал более 1500 комнат и имел более 2-х километров периметра.
После убийства Петр III, на престол взошла Екатерина II и именно при ее правлении было окончено строительство Зимнего дворца. Однако, и она внесла свои коррективы в постройку и приказаласделать дворец еще больше и просторнее за счет пристройки нового здания, именуемого Малый Эрмитаж. Императрица решает разместить в нем коллекцию произведений искусства, а немногопогодя дополнительно были достроены Большой Эрмитаж и Эрмитажный театр. Немного позже был создан новый тронный зал, который в последствии назовут Георгиевским залом.
В 1826 создается Военная галерея, приуроченная войне 1812 г., а уже в 19-м веке возводится новое здание, которое знакомо нам как Эрмитаж. С 1852 г. музей открывает двери для посетителей.
История Зимнего Дворца
Нынешний Зимний Дворец – пятая по счету из располагавшихся в Санкт-Петербурге зимних резиденций императорской семьи, начиная от двухэтажного деревянного домика Петра I и заканчивая великолепным трехэтажным зданием до 1905 года считавшимся самым высоким жилым сооружением в городе.
Возведение Зимнего Дворца в том виде, в котором его можно увидеть в наши дни, началось в 1754 году по приказу Императрицы Елизаветы Петровны. Руководил работами уже широко известный на тот момент архитектор Бартоломео Франческо Растрелли, на счету которого было много выдающихся проектов, включая Большой Петергофский Дворец.
Зимний Дворец Анны Иоанновны, ранее находившийся на этом месте, был практически полностью разобран, так как вносимых в него изменений и дополнений было уже недостаточно, что бы удовлетворить растущие потребности двора. До окончания строительства в 1762 году сама Елизавета Петровна не дожила, скончавшись годом ранее. Работу был вынужден принимать ее наследник – Петр III, после свержения которого, обустройством дворца занялась его супруга Екатерина II.
Примечательно, что привычную расцветку Зимний Дворец приобрел только в середине XX веке. Изначально он был светло-желтого, песчаного цвета, повторяя архитектурные решения Версаля и других знаменитых дворцов того времени. Впоследствии его перекрашивали в охру, терракотовый, кирпичный и даже красный, сохраняя, тем не менее, общую стилистику неизменной. В 1927 году дворец едва не приобрел серо-коричневую гамму. Решение покрыть стены краской, имеющей изумрудный оттенок, было принято в 1947 году, после этого при обновлении фасадов использовались исключительно различные оттенки зеленого.
Даже когда отделка дворца была полностью завершена, строительные работы время от времени возобновлялись: сооружались новые галереи и залы, расширялись и видоизменялись имеющиеся, возводились дополнительные пристройки. Так, за время правления Екатерины II к Зимнему Дворцу был пристроен Малый Эрмитаж, который должен был вместить ее коллекцию картин и произведений искусства, затем Большой Эрмитаж и Эрмитажный театр, разбит зимний сад с экзотическими растениями, статуями и фонтанами. Помимо главного придворного собора Спаса Нерукотворного, которым пользовались в торжественных случаях, в 1768 году во дворце была организована Малая придворная церковь Сретения Господня для повседневных служб.
Каждый новый владелец дворца стремился внести в него свои изменения, от небольших нововведений в интерьере, до глобальных перепланировок. Таким образом, в разное время появились: деревянная колокольня, телеграфная вышка, портретная галерея, посвященная победе над Наполеоном в войне 1812 года, многочисленные анфилады и залы. Над обликом Зимнего Дворца трудились известнейшие архитекторы Петербурга: Джакомо Кваренги, Карл Росси, В.П. Стасов, Огюст Монферран.
После грандиозного пожара 1837 года большую часть интерьеров дворца пришлось воссоздавать заново, при этом многое, включая северный фасад, было существенно видоизменено, первоначальный стиль елизаветинского барокко, считавшийся в XIX веке пошлым и вычурным, был приближен к популярному в то время классицизму, во внутренней отделке царила эклектика. В таком виде, практически без изменений, дворец просуществовал до революции.
После 1917 года в Зимнем Дворце был открыт Музей Революции, а затем Музей Ленинского Комсомола, под цели которого в 30-х годах XX века активно перестраивались покои и залы. Кроме музеев, помещения дворца постоянно занимали, сменяя друг друга, различные комитеты и учреждения, так на третьем этаже находилась колония беспризорников, а на втором — штаб Октябрьских и Первомайских торжеств. В залах показывали кино, играли спектакли и даже собирались на митинги. Последние изменения в планировку дворца вносились в 1946 году, после этого здание насчитывала 1084 комнаты, 1945 окон, 1786 дверей и 117 лестниц, включая потайные.
История
Идея сооружения больших внутренних многомаршевых парадных лестниц с неожиданно раскрывающимся пространством второго этажа принадлежит эпохе барокко. До этого лестницы строили либо наружными, либо прятали в толщине стен или башен. Согласно барочной традиции лестницы завершали анфилады первого этажа и вели на второй, парадный этаж аудиенц-залов и торжественных галерей. Таковы шедевры архитектуры итальянского барокко: вестибюль палаццо Дураццо в Генуе (1628—1630) и лестница вестибюля Университета в Генуе (1630—1634) архитектор Б. Бьянко, генуэзские дворцы Г. Алесси, лестница Королевского дворца в Казерте, близ Неаполя (1752—1774), архитектор Л. Ванвителли.
По проекту Растрелли 1756 года парадная лестница была включена в анфиладу, парадных залов Четвёртого по счёту Зимнего императорского дворца на берегу р. Невы. К лестнице вела сводчатая галерея первого этажа (позднее названная «Растреллиевской»). В мае 1758 года была выполнена деревянная модель, сохранились чертежи изначальной отделки.
В XVIII веке лестницу называли Парадной, затем Посольской. Позднее она получила название Иорданской, в связи с тем, что рядом на льду Невы во время праздника Богоявления (6 января по старому стилю) устраивали прорубь — иордань, и проводили водосвятный молебен в честь Крещения Господня в реке Иордан. Подъезд северного фасада дворца, через который совершался выход императорской семьи, также назвали Иорданским.
Опустошительный пожар в Зимнем дворце в декабре 1837 года полностью уничтожил бесценную отделку парадных интерьеров, в том числе и Парадной лестницы. Император Николай I распорядился, в отличие от проектов пересоздания других интерьеров, «парадную лестницу возобновить совершенно по-старому, заменить верхние колонны мраморными или гранитными». Воссоздание лестницы было поручено архитектору В. П. Стасову. По поводу точности воссоздания шедевра Растрелли существуют различные мнения. И. Э. Грабарь и П. Н. Столпянский считали, что лестница восстановлена в прежнем виде. Другие исследователи отмечали существенные различия.
Где покупать билеты в Эрмитаж
Билеты в Эрмитаж можно купить: в кассе, в электронном киоске, онлайн.
Билеты в кассе Эрмитажа
Отстояв очередь и зайдя в здание музея, вы сразу оказываетесь перед еще одной очередью – в кассу. Не бойтесь, она движется очень быстро. Потратите минут 10-30, не больше. К оплате принимают карты и наличные.
Билеты в электронном киоске
Во дворе Эрмитажа, там где стоят очереди есть несколько киосков в которых можно самостоятельно купить билет, но только за полную стоимость. Поэтому там покупают только пара иностранцев, которые потом все равно встают в очередь в музей.
Электронные билеты и вход без очереди
Только на официальном сайте Эрмитажа можно купить электронный билет без комиссии, который дает право на вход в Музей без очереди! В остальных местах вам продадут тот же билет, но с комиссией. Например, вот хороший ресурс с экскурсиями по Петербургу, где в том числе есть ваучеры в Эрмитаж.
Как понимаете, за вход без очереди надо платить. Поэтому электронный билет стоит дороже обычного и у Эрмитажа есть 2 предложения:
- 730 рублей – бесплатный вход в Эрмитаж на 1 день,
- 1020 рублей – исследуйте Эрмитаж 2 дня.
Льготы для пенсионеров и детей сохраняются. Купленный билет (ваучер) действителен в течение 180 дней с момента покупки, поэтому можете приобрести его заранее.
Как добраться
Доехать до площади можно, воспользовавшись метро. Самая ближняя станция – Адмиралтейская. Кроме того, посетить Зимний дворец можно, воспользовавшись услугами экскурсионных автобусов.
Ника
10
Увлекаюсь походами и путешествиями, фото и видеосъемкой. Хожу в походы с детства. Всей семьей ходили и ездили — то на море, то на речку, на озеро, в лес. Было время, когда в лесу мы проводили по целому месяцу. Жили в палатках, готовили на костре. Наверное, поэтому и сейчас меня тянет в лес и, вообще, на природу. Путешествую регулярно. Примерно три путешествия за год по 10-15 дней и множество 2-х и 3-х дневных походов.
Комментарии: 0Публикации: 668Регистрация: 23-10-2018
Ника Путешествия по России
Интересные факты
Здание и его внутренние помещения неоднократно становились декорациями для съемок художественных фильмов и сериалов. Среди них:
- «Бедная Настя»
- «Русский ковчег»
- «Распутин»
- «Октябрь»
- «Красные колокола»
Во дворце сложилась отдельная популяция домашних котов. Их родоначальниками стали голландский кот, завезенный в Россию Петром I и несколько кошек из Казани, доставленные в Петербург по распоряжению Елизаветы. Во время блокады кошачья «дворцовая гвардия» полностью исчезла и была восстановлена заново. Коты находятся на полном довольствии. В их прямые обязанности входит уничтожение грызунов в здании.
«Иорданский» подъезд
«Иорданский» подъезд находится в самом центре фасада, выходящего на Дворцовую набережную. Изначально он назывался «Посольским», но впоследствии получил свое новое название благодаря тому, что во время Крещения Император, его семья и свита выходили через него на лед Невы, где была в честь праздника специально вырублена прорубь – «иордань», именуемая так в память об Иоанне Крестителе, совершавшем свой обряд в реке Иордан.
В остальное время этим подъездом пользовались высшие гражданские чины (первые четыре класса «Табели о рангах», то есть не ниже действительного статского советника). Из «Иорданского» подъезда посетители попадали в одноименную галерею, которая вела к лестнице, также переименованной из «Посольской» в «Иорданскую».
После пожара 1837 года и лестница и подъезд претерпели существенные изменения. Полукруглые фронтоны стали треугольными, появились колонны, поддерживающие балки. Изначальная деревянная лестница, полностью утраченная при пожаре, была воссоздана из белого мрамора, появились колонны из серого гранита, балюстрада и алебастровые статуи, установленные на кронштейнах.
В советские годы этот вход во дворец называли Экскурсионным, чтобы изжить отсылки к христианскому обряду. Но это название не прижилось.
Исторические события
Новый Зимний дворец был освящен и стал использоваться по прямому назначению с апреля 1762 г. Петербургская резиденция императоров неоднократно становилась местом проведения важных исторических событий, происходивших в жизни страны:
- покушение на Александра II народовольцем С. Халтуриным (1880 г.)
- расстрел мирной демонстрации(1905г.)
- превращение в штаб-квартиру Временного правительства (февраль-октябрь 1917 г.)
- обстрел и штурм дворца, ставшие началом Октябрьской революции(1917 г.)
- преобразование во Дворец Искусств (1918-19 гг.)
- объявление коллекции Эрмитажа государственным музеем
- учреждение музея Революции (1920 г.)
Стоимость билетов и график работы Зимнего дворца в Эрмитаже
Время работы и сеансы посещения экспозиций Зимнего дворца
Все объекты Главного музейного комплекса Эрмитажа, включая Зимний дворец работают по следующему графику:
- 11:00 – 19:00 (вторник, четверг, воскресенье);
- 11:00 – 20:00 (среда, пятница, суббота);
- понедельник – выходной.
Запускают людей по сеансам через каждые 30 минут. Начинаются сеансы с 11.00 и заканчиваются за 2 часа до закрытия.
Сотрудниками музея разработано два маршрута по Зимнему дворцу. Билет покупается на конкретный маршрут.
Зимний дворец со стороны Дворцовой набережной
Стоимость билетов в Зимний дворец и льготы
Также есть возможность приобрести билеты на сайте или в кассах со скидкой за 300 рублей если вы относитесь к одной из категорий:
- студент из любой страны, курсант учебных заведений РФ или ребенок с 7 до 18 лет;
- пенсионер (РФ и ЕАЭС);
- инвалид I или II группы и сопровождающее их лицо (РФ и ЕАЭС).
Бесплатно проходят дети до 7 лет. По действующему законодательству в посещают категории граждан:
- несовершеннолетние;
- студенты и курсанты;
- многодетные семьи.
Путь к искусству
В 1764 году Екатерине II из Берлина пришли 317 ценных картины. Общая стоимость коллекции оценивалась в 183 тысяч талеров, пишет «Дилетант».
Картины разместили в «уединенных» апартаментах дворца. Они и породили французское название «Эрмитаж» — место уединения.
С 1767 по 1775 годы для коллекции картин спроектировали специальное здание. Оно расположилось восточнее дворца. Чтобы увидеть шедевры необходимо было пройти через апартаменты императрицы.
Только спустя несколько десятков лет, в 1790-х годах, Екатерина II приказала создать галерею-перемычку с Зимним дворцом — «Аполлонов» зал. Так посетители могли проникать к картинам, не проходя через царские покои.
Трагические страницы
Дворец не только многократно перестраивался и реконструировался, он пережил и немало других потрясений. Так, в декабре 1837 года в нем случился грандиозный пожар из-за недочетов в печном отоплении. Из пламени удалось вынести ценные картины, ковры, часть мебели и ценностей. Но само здание вместе с отделкой выгорело до основания — огонь полыхал трое суток.
Благодаря усилиям архитекторов Стасова, Брюллова и Штауберту буквально за год были проведены восстановительные работы, и Зимний вновь стал главным дворцом страны. Зодчим удалось не только вернуть былое величие строению, но и внести изменения в проект, чтобы он соответствовал требованиям времени. Так, было введено аммосовое отопление, а перекрытия впервые в истории делались из металла.
Здесь произошло покушение на Александра Первого, при котором погибли солдаты караула, но сам император не пострадал. Во время Первой мировой в здании был устроен госпиталь для раненых.
После февральской революции в Зимнем расположилось Временное правительство. Его министры были арестованы большевиками при Октябрьском перевороте в стенах дворца. Новая власть переименовала его во Дворец искусств. Но это название не прижилось в народе. Через две недели после переворота дворец был объявлен музеем, а оставшиеся ценности национализированы.
Еще одной сложной страницей в истории стала Великая Отечественная война. Экспозиция была вывезена, но само здание стало прекрасной мишенью для вражеской артиллерии. В подвалах были устроены бомбоубежища. Во избежание возгорания часть окон была заложена кирпичом, а полы из драгоценной древесины засыпаны песком. Было зафиксировано два прямых попадания авиабомб и семнадцати снарядов, выпущенных артиллерией. Но даже в годы войны энтузиасты вели восстановление музея. Уже осенью победоносного 45-го года он встретил первых посетителей.
Названия до появления, при основании, после революции
Адмиралтейский луг
Первоначально это место, где сейчас находится Дворцовая площадь, называли Адмиралтейским лугом, в который также входила территория современного Александровского сада. Имя дали по Адмиралтейской верфи, оно было известно с 1736 года и просуществовало до 1772 года.
Дворцовая площадь
Современное название Дворцовая площадь получила в 1766 году по расположенному неподалёку Зимнему дворцу, южный фасад которого выходит на площадь.
Площадь Урицкого
В октябре 1918 года площадь переименовали в площадь Урицкого, в честь Моисея Соломоновича Урицкого, одного из организаторов штурма Зимнего дворца в 1917 году, председателя Петроградской ЧК. Его убили 30 августа 1918 года у входа в здание Главного штаба.
Историческое и современное имя
Историческое название вернули согласно указу от 13 января 1944 году о возвращении 20 исторических названий, в том числе Дворцовой площади.
Как добраться до Эрмитажа?
Эрмитаж имеет несколько зданий, главные из которых соединены переходами, так что путешествовать можно по нему, не выходя из музея, по всем его зданиям, а можно посетить по отдельности.
- Адрес Эрмитажа — Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 34. Его здания:
- Зимний дворец (Большой Эрмитаж) — Дворцовая площадь, 2;
- Главный штаб — Дворцовая площадь, 6-8;
- Малый Эрмитаж — Дворцовая набережная, 36;
- Новый Эрмитаж (с атлантами) — Миллионная ул., 35;
- Дворец Меншикова — Университетская наб., 15А.
До Главного музейного комплекса Эрмитажа, который находится на Дворцовой площади, можно доехать на метро. Ближайшая станция метро — «Адмиралтейская», от неё до Эрмитажа — 700 м. При выходе из станции нужно добраться до улицы Малой Морской, зетам повернуть направо, пройти несколько метров до Невского проспекта. Далее потребуется прогуляться по главной и самой красивой магистрали города — Невскому проспекту, чтобы вскоре оказаться на Дворцовой площади и у входа в Эрмитаж.
Также можно добираться до Эрмитажа от станции метро «Невский проспект», которая удалена от его Главного комплекса на 900 м. От станции метро «Гостиный Двор» Эрмитаж находится в 1,3 км. В обоих случаях нужно выйти на Невский проспект, следовать в сторону Адмиралтейства до Большой Морской улицы. На пересечении Большой Морской улицы с Невским проспектом будет видна арка Главного штаба. Пройдя под ней, попадаешь на Дворцовую площадь. Вход в Главный музейный комплекс с Дворцовой площади.
Можно добраться до Эрмитажа наземным транспортом. Автобусы №№ 7, 10, 24, 191, а также троллейбусы №№ 1, 7, 10, 11 идут до Дворцовой площади. Нужно доехать до одноимённой остановки, от которой до Эрмитажа необходимо пройти всего 300 м.
До Нового Эрмитажа от Московского вокзала на автомобиле всего — 15 минут, на автобусах №№ 7, 24, 191, на троллейбусах №№ 1, 7, 10, 11 до остановки «Дворцовая площадь».
Что входит в состав музея «Государственный Эрмитаж», цены и режим работы
Крупнейшие музеи Санкт-Петербурга принадлежат государству и для удобства управления они объединены в комплексы. За основу берется главная достопримечательность и к ней относят несколько других, в той или иной степени относящейся по смысловому содержанию объектов. Достопримечательности иногда объединяют в один музейных комплекс в связи с размещением там не поместившихся экспонатов в главном здании. Поэтому к Эрмитажу также относится, в частности, дворец Меншикова и Главный штаб.
Для обычного туриста это означает только одно, покупать билеты в рамках музейного комплекса можно в одном месте, а иногда и со скидкой, если брать абонемент на несколько экспозиций сразу.
Рассмотрим, вкратце, что же входит в музейный комплекс «Эрмитаж».
Зимний дворец и главный музейный комплекс
Зимний дворец — это и есть то самое всем известное здание на Дворцовой площади напротив Главного штаба. Бывшая зимняя резиденция царей.
Помимо Зимнего дворца в Главный музейный комплекс входят рядом стоящие здания:
- Большой (Старый) Эрмитаж
- Малый Эрмитаж
- Новый Эрмитаж
- Эрмитажный театр
- Запасной дом Зимнего дворца – Лабораторно-хранительский и административный корпус.
Время работы с 11:00 и до 19:00 во вторник, четверг и воскресенье, и до 20:00 в среду, пятницу и субботу. Понедельник — санитарный день.
Стоимость билета — 500 рублей. Есть льготы. Имеется два маршрута. Об этом подробнее далее в статье.
Главный штаб
Второй по величине музейный комплекс, входящий в состав Эрмитажа. Находится на Дворцовой площади, 6/8, напротив Зимнего дворца. Вход в музей с Дворцовой площади левее арки Главного штаба (если стоять лицом к арке).
Главный штаб
График работы такой же как и у комплекса Зимний дворец: с 11:00 и до 19:00 во вторник, четверг и воскресенье, и до 20:00 в среду, пятницу и субботу. Понедельник — санитарный день.
Билет стоит 500 рублей.
Посещение по сеансам, рассчитанным на 2 часа: 11.00, 11.30, 12.00, 12.30, 13.00, 13.30, 14.00, 14.30,15.00, 16.00, 16.30, 17.00. Вечерние сеансы по средам, пятницам и субботам в 17.30 и 18.00.
Дворец Меншикова
Дворец Меншикова находится по адресу Университетская набережная, 15. Метро Василеостровская, автобусы 7 и 24, троллейбусы 1, 10 и 11.
Здание построено в 1710–1727, архитекторы Дж.-М. Фонтана и Г. Шедель.
Работает во все дни, кроме понедельника с 12:00 до 19.00.
Цена билета — 600 рулей.
Зимний дворец Петра I
Находится рядом с Зимним дворцом (Дворцовая набережная, 34) в здании Эрмитажного театра.
График работы: во все дни, кроме понедельника с 12:00 до 19.00.
Билет стоит 600 рублей.
Музей Императорского фарфорового завода
Находится по адресу проспект Обуховской обороны, дом 153 на территории бывшего Императорского фарфорового завода. 500 метров от метро Ломоносовская.
Открыт во все дни, кроме понедельника с 12:00 до 19.00.
Билет стоит 300 рублей.
Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня»
Находится по адресу Заусадебная улица, д. 37А.
Время работы: все дни кроме понедельника с 10:30 до 18.00.
Билет стоит 600 рублей.
Биржа
Известное здание Биржи на стрелке Васльевского острова также относится к Государственному Эрмитажу. Адрес: Биржевая площадь, 4. Здание построено в 1805-1810, архитектор Ж.-Ф. Тома де Томон.
Центры и представительства Государственного Эрмитажа
У Эрмитажа есть свои представительства в других городах России и за рубежом:
- «Эрмитаж-Амстердам», Нидерланды;
- «Эрмитаж- Италия», Венеция, Италия;
- «Эрмитаж-Выборг»;
- «Эрмитаж-Казань».
Масштаб коллекции Эрмитажа — цифры говорят сами за себя
По данным на лето 2021 года Эрмитаж может похвастаться следующими цифрами:
- Общая площадь помещений Эрмитажа — 233 345 кв.м., из них для выставок 100 000 кв.м.
- Количество предметов изобразительного и прикладного искусства — 1 014 806 штук.
- Количество памятников нумизматики — 1 125 975 штук.
- Количество археологических памятников — 808 695 штук.
- Количество образцов оружия — 14 016 штук.
- Другие исторические экспонаты — 214 771 штук.
Частные апартаменты и Эрмитаж
После ареста властей Российской Федерации в Малой столовой свидетельства очевидцев фиксируют систематическое разрушение квартир большевиками:
В течение короткого периода после революции частные апартаменты были открыты для публики, чтобы продемонстрировать жизнь бывших правителей, так как это была часть дворца, куда входили революционеры, и, как следствие, многое было разрушен, поэтому трудно понять, насколько точным могло быть изображение частной жизни империи. Сегодня, за исключением библиотеки, залы просто оформлены и представляют собой часть обширной коллекции произведений искусства Эрмитажа; не упоминается их прежнее использование. Большая часть произведений искусства, представленных сегодня во дворце, не принадлежит Зимнему дворцу, а была привезена из множества других дворцов и усадеб, которые были национализированы после революции.
Интересные факты
Здание и его внутренние помещения неоднократно становились декорациями для съемок художественных фильмов и сериалов. Среди них:
- «Бедная Настя»
- «Русский ковчег»
- «Распутин»
- «Октябрь»
- «Красные колокола»
Во дворце сложилась отдельная популяция домашних котов. Их родоначальниками стали голландский кот, завезенный в Россию Петром I и несколько кошек из Казани, доставленные в Петербург по распоряжению Елизаветы. Во время блокады кошачья «дворцовая гвардия» полностью исчезла и была восстановлена заново. Коты находятся на полном довольствии. В их прямые обязанности входит уничтожение грызунов в здании.
Светлое настоящее Зимнего
Дворец получился поистине шедевральным. Крылья здания, обращенные к Адмиралтейству, образуют парадный вход. Фасад, выходящий на Неву, украшен белыми колоннами, составляющими два яруса, чтобы подчеркнуть высоту здания и придать массивному сооружению легкость. Расстояние между колоннами различно, этот прием создает игру света и тени. Наличники окон украшены элементами, присущими барокко.
Масштабы здания весьма впечатляют:
- высота — 23,5 метра;
- длина со стороны Невы — 210 метров, со стороны Адмиралтейства — 175;
- общее количество залов — 1050;
- окон — 1945;
- больших и малых лестниц — 117;
- дымовых труб — 329;
- крышу украшают 176 скульптур, которые чередуясь с вазами, оживляют строение.
Николай Первый издал указ, регулирующий высоту столичных жилых домов, которая не должна была превышать 11 саженей (23,47 метра). Хотя это не говорилось прямо, но каждый знал, что царь не желает, чтобы в столице появились дома, выше его резиденции.
Каждый император, восходивший на престол, вносил свои коррективы в облик Зимнего дворца или в его внутреннее убранство. При Николае Первом он стал поистине символом могущества Империи.
Убранство Иорданской лестницы после пожара 1837 года[править | править код]
После пожара для замены десяти сгоревших колонн высотой 7,5 метров вместо предполагавшегося розового тивдийского мрамора использовали блоки серого полированного сердобольского гранита (в том числе восемь взяли со склада строительства Исаакиевского собора). Декоративные детали стен были позолочены, а балюстраду лестницы сделали из белого каррарского мрамора. Это значительно изменило колорит изысканной рокайльной отделки, задуманной Растрелли.
Новые статуи из гипса выполнили академические скульпторы: Мудрость и Правосудие (работы А. И. Теребенёва), Величие и Изобилие (Н. А. Устинова), Верность и Справедливость (И. И. Леппе), Венера и Меркурий (А. Мануйлова). Все фигуры высотой в 2,1 м установлены в январе 1839 года. Однако по требованию императора статую Венеры заменили репликой античной фигуры Музы Эрато с венком в руках (И. Германа). Из-за дороговизны работ многие статуи заменяли готовыми из Летнего сада, Таврического дворца, других дворцов. В центральной нише нижней площадки — мраморная скульптура неизвестного мастера XVIII века, Аллегория Государства.
Новый проект росписи плафона выполнил В. П. Стасов (1838). Для срединной части, взамен сгоревшего, Стасов использовал хранившийся в Эрмитаже плафон (холст, масло, 1890 × 854 см) с изображением пиршества Олимпийских богов работы Гаспаро Дициани.
В. П. Стасов как архитектор классицизма привнёс новые черты, несвойственные манере Растрелли. Это особенно заметно в деталях и цветовом решении, в частности, профиль тяжёлых серых колонн не соответствует изяществу и живописности растреллиевского стиля. Тем не менее, А. П. Башуцкий отмечал, что «Стасов как бы в содружестве с Растрелли создал выдающееся произведение». Напротив, А. Н. Бенуа посчитал, что замысел Растрелли «испорчен сухостью и педантизмом» николаевского времени. Компромиссная оценка сводится к тому, что В. П. Стасов «нашёл свою творческую аранжировку барочного декора».