Секреты храма василия блаженного

На защите Храма Василия Блаженного

Впрочем, есть версия, что арест Петра Барановского был обусловлен вовсе не «Болдинским делом». Причина в том, что Первый секретарь Московского горкома ВКП(б) Лазарь Каганович, именем которого было названо столичное метро, вознамерился снести храм Василия Блаженного на Красной площади: якобы здание мешало движению. «Плохонькие, старенькие строения загромождают лучшие места нашего города» — говорил Каганович. Поэтому неудивительно, что в 1927 году ВЦИК постановил снести Красные ворота. Были уничтожены и многие другие памятники архитектуры. Барановский не мог допустить разрушения и храма Василия Блаженного. Говорят, архитектор заперся в храме, заявив: «Взрывайте вместе со мной!».

Однако многие историки считают эту историю всего лишь красивой легендой. По крайней мере, Рой Медведев, автор книги «Они окружали Сталина», утверждает, что Петр Дмитриевич просто явился на прием к Лазарю Кагановичу по данному вопросу. Однако Кагановича доводы архитектора не убедили. Тогда Барановский отправил телеграмму на имя самого Иосифа Сталина, который и велел не трогать Храм Василия Блаженного. Между тем Медведев уверен, что именно Каганович сыграл главную роль в аресте реставратора. Перед отправкой в лагерь Барановский успел задать своей супруге всего один вопрос: «Снесли?». Но женщина ответила: «Целый!».

Как выглядит собор

Собор состоит из 8-ми церквей, которые группируются вокруг центрального храма Пресвятой Богородицы. Четыре из них посвящены христианским праздникам, на которые пришлись основные бои за Казань. А как же остальные? Храм Василия Блаженного возведен в честь юродивого, чьи мощи там находятся. Церковь Святой Троицы построена на месте старой деревянной Троицкой церкви. Варлаам Хутынский, которому также посвящен один из приделов, считался покровителем царской династии. Церковь Николая Чудотворца построена в честь этого святого, а храм Входа Господня в Иерусалим посвящен соответствующему христианскому празднику.

Высота собора составляет 55 метров, а в своей пиковой точке достигает и 65 м.

Все части храма построены из кирпича, который был инновационным для того времени материалом.

Купола церквей имеют форму луковицы, хотя считается, что первоначально они были шлемовидными. Больше всего удивляет и поражает их яркая и необычная расцветка. Точного объяснения ей до сих пор нет, но, по легенде, именно так выглядел Небесный Иерусалим, который приснился Андрею Юродивому. Если посмотреть на храм сверху, то можно увидеть, что его купола образуют восьмиконечную звезду — в православии она символизирует богородицу.

У входа в собор стоит памятник Минину и Пожарскому — организаторам восстания против польских захватчиков.

Внутри храм не такой просторный, каким кажется снаружи. Однако интерьер поражает своим великолепием: стены и потолок украшают иконы и фрески XVI-XIX веков. Посмотреть здание изнутри можно в часы посещения собора Василия Блаженного.

Легенды

Наверное, все граждане России слышали о чудовищной истории, в которой повествуется о жесткости Ивана Грозного. Суровый и беспощадный царь распорядился выколоть глаза русским зодчим – Барне и Постнику, поскольку боялся, что архитекторы смогут построить еще один такой же. Впервые легенду людям рассказал иностранный посол, но Постник точно не стал слепым, ведь он, вместе с другими мастерами, создавал не менее интересный объект – Казанский Кремль.

Согласно еще одной легенде, русский зодчий воплотил в Покровском храме копию восьмиглавой мечети, разрушенной при взятии города; 8 куполов московского, напоминают восемь минаретов мусульманского, девятый символизирует победу над злейшим врагом.

Люди, которые верили Василию Блаженному, утверждали, что юродивый собирал средства на возведение церкви и бросал деньги на площадь, но на них не обращал внимания никто. Подтвердить правдивость легенды сейчас невозможно, как и то, что возле гроба нищего происходили настоящие чудеса.

В тридцатых годах прошлого века нарком Лазарь Каганович, посоветовал Сталину убрать храм, а на его месте проводить парады. Нарком, доказывая необходимость снесения, сорвал сооружение с макета Красной площади, но Йосифу Виссарионовичу идея не понравилась, и Сталин приказал поставить макет на место.

Согласно неподтвержденной информации, архитектор Барановский не только писал письма вождю страны, но и стал на колени перед Центральным Кабинетом, чтобы спасти его от разрушения.

Начало ХХ в

Война с Францией и Наполеоном в 1812 г. едва не привела к разрушению храма. В нем солдаты держали лошадей, а по одной из легенд храм и вовсе хотели взорвать, и только божественное вмешательство в виде дождя его остановило. Несмотря на это, собор теперь был в плачевном состоянии. Его разграбили и повредили взрывами соседних зданий.

После окончания войны началась реставрация площади, но сам храм тогда еще не был восстановлен во всем великолепии: тогда была поправлена только ограда и опорная стена. В 1880 г. храм приобрел усадьбу, и на ней до 1918-го г. там жил его последний настоятель, о. Иоанн (Восторгов). В 1880-х гг. началась масштабная реконструкция храма. Ризница была украшена витражами, полы были укреплены.

Была созвана особая Комиссия, призванная обновить и отреставрировать собор в его изначальном виде. Но надвигавшаяся Октябрьская революция, ее последствия, и отсутствие средств, не позволила этому произойти.

Храм Василия Блаженного

Основные моменты

Авторами собора Василия Блаженного летопись называет русских зодчих Постника и Барму, которые, вполне вероятно, строили собор вообще без чертежей. Существует легенда, согласно которой Иван Грозный, увидев построенный по их проекту собор, был так восхищен его красотой, что приказал ослепить зодчих, чтобы они не могли нигде больше построить храм, равный по красоте Покровскому собору. Некоторые современные историки предлагают версию, по которой архитектором храма был один человек — Иван Яковлевич Барма, которого прозвали Постником за то, что он держал строгий пост. Что касается легенды об ослеплении Бармы и Постника, ее частичным опровержением может служить тот факт, что имя Постника в дальнейшем встречается в летописи в связи с созданием других значительных архитектурных сооружений. Собор Василия Блаженного представляет собой симметричный ансамбль из восьми столпообразных церквей, окружающих девятый -самый высокий — храм, увенчанный шатром. Приделы соединены друг с другом системой переходов. Столпообразные церкви увенчаны луковичными куполами, ни один из которых по архитектурному убранству не повторяет другие. Один из них густо усеян золотистыми шишками, они как звезды на небе в темную ночь; на другом — по светлому полю бегут зигзагами алые пояса; третий напоминает очищенный апельсин с желтыми и зелеными дольками. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами.

До конца XVII века, пока на территории Кремля не была построена колокольня Ивана Великого, собор Василия Блаженного являлся самым высоким зданием в Москве. Высота собора составляет 60 метров. Всего в соборе Василия Блаженного девять иконостасов, в которых находится около 400 икон XVI—XIX веков, представляющих лучшие образцы новгородской и московской иконописных школ.

Храм славен своими подземными ходами. Например, под приделом Иоанна Милостивого обнаружили замурованную комнату.

Имейте в виду, что фотографировать внутри можно только для себя, без штатива и специального освещения. Во всех иных случаях нужно заключать договор с Историческим музеем. При входе в собор можно купить экскурсию на русском или английском.

Перед собором Василия Блаженного стоит памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, руководителям второго народного ополчения во время польской интервенции в Смутное время. Они почитаются как герои-освободители от иноземного ига. Любопытно, что скульптору Ивану Мартосу при создании скульптур Минина и Пожарского позировали его собственные сыновья.

Архитектурный стиль

Собор строился на протяжении 6 лет исключительно весной и летом. В летописи указано, что мастера обрели южный девятый престол, когда здание было уже почти достроено. Храм получился удивительно симметричным, а это значит, что архитекторы изначально расписали композицию будущего сооружения. Предполагалось, что восемь приделов будут окружать центральную девятую церковь. Для строительства здания использовали кирпич, а для цоколя, фундамента и нескольких деталей декора взяли белый камень. Основные работы были завершены за 4 года. На праздник Покровы все церкви были освящены, кроме центральной, поскольку ее достроили только в 1561 году.

Это интересно. Несмотря на лабиринты проходов и количество помещений, подвалы в соборе отсутствуют. На их месте возвели общее основание — подклет без поддерживающих столбов со сводами. Вентиляция происходила с помощью специальных узких отверстий — продухов. Сначала самый нижний этаж использовали в качестве склада и хранили там царские деньги и золотые ценности некоторых богатых семей. Через некоторое время узкий проход в подклет и вовсе был заложен, а обнаружили его во время реставрации в 1930 году.

Изначально храм отличался необычной композицией — 9 самостоятельных церквей соорудили на общем основании и соединили внутренними проходами, которые окружили центральную церковь. Снаружи вокруг всех зданий возвели открытую галерею-гульбище. Приделы основной постройки перекрыли сводами и увенчали куполами. В архитектурный ансамбль удачно вписалась и трехшатровая открытая звонница с арками, в которых висели крупные колокола.

Сначала собор Василия Блаженного украсили 8 массивными куполами и маленькой главкой над центральным зданием. Для снижения негативного воздействия окружающей среды на используемый строительный материал, все поверхности были окрашены красно-белой краской. Роспись походила на кладку кирпича. До сих пор неизвестно какой именно материал использовали для первоначального покрытия, поскольку он был утрачен при пожаре в 1595 году.

Стоимость билетов в Собор Василия Блаженного в 2021 году

  • Для взрослых граждан России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии — 500 рублей
  • Для взрослых граждан других стран — 1000 рублей
  • Для детей до 7 лет — бесплатно (независимо от гражданства)
  • Для детей от 7 до 18 лет России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии — 250 рублей
  • Для детей от 7 до 18 лет других государств — 500 рублей
  • Для студентов дневной формы обучения РФ — 250 рублей
  • Для пенсионеров — граждан России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии по рабочим дням — 250 рублей
  • Для пенсионеров — граждан России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии по выходным и праздничным дням — 500 рублей

Настоятельно рекомендуем взять аудиогид, чтобы Ваше посещение было более интересным и познавательным. Стоимость аренды аудиогида:

  • На русском языке — 300 рублей
  • На иностранном языке — 600 рублей

Изменения в архитектуре и дизайне

Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.

Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.

Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.

Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.

До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.

Доработки XVI века

По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.

Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.

Как изменился храм в XVII веке

Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.

Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.

К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.

Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.

Пожар и восстановление

Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.

Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.

Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.

В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.

XIX — начало XX века и их влияние

Наложила свой отпечаток на собор история XIX—XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России. Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены. Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.

Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:

  • укрепили полы;
  • обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.

Сохраненные и возрожденные

Как пишет в своей книге «Житие Петра Барановского» Юрий Бычков, после освобождения из лагеря в 1936 году Петр Барановский не имел права возвращаться в Москву. Местом жительства ему был определен город Александров. Но и там архитектор нашел себе занятие. Он работал в местном музее и занимался реставрацией памятников Александровского кремля. Кроме того, регулярно под страхом нового ареста он приезжал в Москву, где делал обмеры уже к тому моменту обреченного Казанского собора. Потом на месте снесенного храма открыли летнее кафе, а позже общественный туалет для посетителей ГУМа. Через много лет обмеры Барановского, которые он передал своему ученику Олегу Журину, помогли воссоздать стертый с лица земли собор.

Болдинскому монастырю повезло чуть больше. В 1943 году он был частично разрушен немцами, но в 1960-х здания были восстановлены опять же по материалам Петра Барановского. Впрочем, это не единственные памятники, которые были сохранены или возвращены к жизни благодаря Барановскому. Например, под руководством Петра Дмитриевича чудом удалось отстоять деревянный Домик Петра I от уничтожения. Барановский руководил реставрационными работами в Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском. А вот Чудов монастырь ему спасти не удалось. Он успел лишь вынести из здания раку святителя Алексия. В общем, Петр Дмитриевич не зря прожил такую долгую жизнь. Он скончался в 1984 году в возрасте 92 лет, оставив после себя уникальное наследие.

Часы работы храма Василия Блаженного

В качестве музея собор открыт для посещения по сезонному расписанию:

  • 31 декабря и 1 января музей не работает.
  • 1 сентября — 31 октября: 11:00–18:00, ежедневно.
  • 1 ноября — 30 апреля: 11:00–17:00, ежедневно.
  • 1 мая — 31 мая: 11:00–18:00, ежедневно.
  • 1 июня — 31 августа: 10:00–18:00, ежедневно.
  • Кассы музея и его территория закрываются на 45 минут раньше.

В морозы ниже -15° или во время проведения праздничных мероприятий на Красной площади время работы сокращается, точную информацию нужно уточнять по телефону справочной.

В период школьных каникул (зимой и весной) музей открыт для посетителей на час дольше.

Первая среда месяца — санитарный день, входные билеты в этот день не продаются.

Мощи Праведной

Она умерла в начале мая 1952 г. и была похоронена на Даниловском кладбище, где в послевоенное время располагалась одна из немногочисленных действующих церквей.

Отпевание в храме Ризоположения на Донской улице совершил хорошо знакомый Матушке и почитавший её протоиерей Николай Голубцов

Потому старица и выбрала это место, чтобы слышать церковную службу. К ее могиле сразу же потянулись люди, стремящиеся прикоснуться к святыне.

У людей, наслышанных о чудесах, окружающих личность св Матронушки, и желающих посетить место ее упокоения и приложиться к святым мощам, возникает вопрос — где сейчас лежат ее мощи?

8 марта 1998 г. нетленные мощи были перенесены в Данилов монастырь, а позже – в Покровский храм одноименного подворья. Там их поместили в специальный серебряный ковчег — раку.

Примите к сведению: помимо столицы частицы мощей старицы перенесли во многие храмы России.

Спустя почти 24 месяца произошла ее канонизация.

Современное состояние и режим посещения

Васильевская церковь действующая, и каждый день в ней проходят богослужения. Двери храма открыты для паломников и туристов с 8.00 до 19.00. В эти же часы работает церковная лавка. Старинная икона Тихвинской Богоматери (XVI век) сегодня принадлежит Псковскому музею-заповеднику. Васильевский храм хорошо отреставрирован, внутри него можно увидеть богатый иконостас. В настоящее время ведутся работы по росписи внутренних стен.

С 2005 года при церкви открыта воскресная школа, которую посещают дети прихожан. Занятия ведутся в двух возрастных группах: дошкольной (с 3 до 7 лет) и школьной (с 7 до 14 лет). У Васильевского храма также есть собственная иконописная мастерская и мастерская художественной ковки, где можно заказать иконы, кованые кресты, перила, ограды и решетки.

Вид церкви с колокольней

Информация для посетителей

Адрес: улица Таганская, дом 58. Перед посещением лучше взглянуть на карту.

Схема местоположения Покровского монастыря

Добраться до Храма проще всего от станции метро — «Марксистская» или «Таганская»: для этого достаточно пройти вдоль Таганской улицы минут 7-10 до пересечения с Большой Андроньевской или проехать на автобусе, троллейбусе или машине.

От станции метро «Пролетарская» можно поехать на трамвае до «Абельмановской заставы». Так называется остановка, обычно её объявляют. Как выйдите из трамвая, через дорогу увидите высокий забор.

Информация для автомобилистов: вблизи места назначения расположены пять парковок, где можно поставить автомобиль. Четыре из них работают круглосуточно и берут плату за обслуживание.

Приходить можно в любое время, график очень удобный — открывается в 7 часов утра и работает на вход до 20 часов, в воскресенье – с 6 часов. Чтобы попасть на богослужение, стоит заранее узнать расписание и время. Это лучше всего делать на официальном сайте. Это очень удобно: туда всегда можно заглянуть, чтобы уточнить режим работы — со скольки работает храм, во сколько закрывается.

Правила посещения и поведения на территории данного комплекса ничем не отличаются от правил других святых мест:

  1. Женщинам необходимо прийти в закрытой одежде неярких тонов и покрыть голову платком. Мужчинам, напротив, снять головной убор.
  2. Запрещено употреблять спиртные напитки и курить, желательно выключить мобильные устройства или хотя бы звук – разговаривать по телефону запрещено.
  3. Запрещается проводить фото- и видеосъемку.
  4. Не разрешено приводить домашних животных, громко разговаривать и смеяться, ругаться, вызывающе вести себя.
  5. Здесь работает свечная лавка, где можно приобретать свечи и подавать записки за близких людей. Не благословляется приносить свечи из какого-либо магазина или из дома.

Добрый совет: съездить к матушке Матроне, поклониться, попросить о своих нуждах желают многие, всех она ждёт к себе в гости. Ещё при жизни старица говорила: «Я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам».

Смотрите видео, в котором рассказывается о Покровском монастыре и Матроне Московской:

Впечатления от посещения Собора Василия Блаженного

Все посетители, для того чтобы попасть в Собор Василия Блаженного, проходят через металлическую рамку и подвергаются досмотру. Надо отметить, что помещение, откуда начинается осмотр, называет подклет (или подцерковье) ранее был недоступен для посетителей Собора. Прихожане поднимались по красивым наружным лестницам сразу на второй этаж. А подклет использовался для разных других нужд, в том числе для хранения ценностей. Какое-то время здесь даже хранилась царская казна. Со второго этажа в подклет вела тайная лестница, а которой знали лишь избранные, а сегодня каждый из нас имеет возможность по этой лестнице подняться наверх.

Сейчас в подклете расположилась интересная выставка старинных икон, фрагментов украшения куполов, голосник, изразцы. Но больший интерес вызывают толстенные стены (толщина стен в основании храма достигает 3 метров) и своды.

Подклет Собора Василия Блаженного

Потолочная роспись.

Подклет Собора Василия Блаженного

На первом этаже можно увидеть макет Собора. Если посмотреть внимательнее, можно заметить, что Собор на макете выглядит немного не так. Все дело в том, что он с начала его постройки подвергался значительным перестройкам. Так церковь Василия Блаженного появилась спустя 30 лет после постройки храма. Интересным также является и то, что купола храма вероятно имели совсем другую форму и были позолоченными. Цветными же они стали в 18 веке.

Макет Собора Василия Блаженного

Также в первом зале можно увидеть и некоторые странные вещи, например, бревно, торчащее из стены, которое было обнаружено во время одной из реставраций. Назначение его так и не разгадано. Чертежей того времени не сохранилось (да и не известно, были ли они). Возможно, зодчие строили здание по деревянному каркасу, и это бревно – часть этого каркаса.

Церковь Покрова Богоматери

После осмотра подклета, мы поднялись по узкой секретной лесенке наверх. Наверху посетителей ждет самое интересное – 8 церквей, непохожих друг на друга, объединенных в единый собор. В центре находится Церковь Покрова Богоматери с потрясающим иконостасом. Признаться, честно, подобный иконостас я не видела никогда. Высота церкви — 47,5 метров. Долгое время она оставалась самым высоким строением в Москве.

Церковь Покрова Богоматери

Церковь Покрова Богоматери

Церковь Покрова Богоматери

В центральную церковь ведут три не похожих друг на друга портала, оформленные резьбой по кирпичу.

Порталы

Предания старины

Собор возведен в 1555-1561 годах на Красной площади в Москве, близ Спасских ворот Кремля, над спуском к Москве-реке, по велению Ивана Грозного. На месте, где красуется собор, в XVI веке соорудили оборонительный ров глубиной 13 и шириной 36 метров, проходивший вдоль кремлевской стены через Красную площадь. Ров засыпали в 1813 году.

Царь, отправляясь на покорение Казанского ханства – части бывшей Золотой Орды – дал обет Богу построить невиданный прежде храм на Руси, если победит нашествие врагов.

Строили храм 6 лет только в теплое время года. Согласно легенде, царь наблюдал за строительством с башни на кремлевской стене. Чтобы сохранить прекрасную постройку в единственном неповторимом экземпляре, зодчих собора Барму и Постника по приказу Ивана Грозного ослепили.

Во время Великой Отечественной войны храм замаскировали, чтобы спасти от бомбежек. После войны Сталину предлагали убрать собор как помеху для проведения победного парада. Каганович, показывая Сталину макет площади, приготовленной для парада, убрал изображение храма. Сталин резко оборвал его: «Лазарь, поставь на место!» С тех пор неприкосновенность храма ни у кого не вызывала сомнения.

Возрождение обители

В 1994 г. комплекс вернули Русской Православной церкви, было решено восстановить его в качестве женской общины.

Литургия в Покровской женской общине

Через короткое время был зарегистрирован внутренний устав для монахинь. В октябре провели первую Божественную литургию, после которой началось восстановление строений.

Стоит отметить: на первой литургии присутствовали всего 5 инокинь и матушка Феофания, которые сами пели. Иконостас был сделан из фанеры, иконы – бумажные.

Как писалось выше, в течение следующих двух лет все сохранившиеся постройки передали РПЦ. В 1998 году перенесли мощи блаженной. Помимо Покровской обители, мощи святой Матроны Московской хранятся еще в нескольких храмах Москвы, частица мощей обретается и на родине святой — в д. Себино, Тульской области, в церкви Успения Пресвятой Богородицы.

В течение нескольких лет были восстановлены или отстроены заново все разрушенные постройки, дополнительно разместили приют для девочек. Сегодня здесь проживает несколько десятков монахинь.

Главные святыни

Наиболее почитаемой святыней несомненно являются мощи Святой: ради них приезжают из других городов. До того близка Блаженная Матрона Московская людским сердцам, что частенько зовут ее люди на русский лад — Святая Матрёна.

День 8 марта как день обретения мощей Матроны стал одним из православных праздников — дополнительным днём празднования в честь святой блаженной Матроны Московской

Прежде, чем обратиться за помощью, необходимо принести жертву: продукты, чай, конфеты, крупы. Их отдают просящим милостыню или скармливают птицам. Также можно принести любимые Матроной цветы — самые разнообразное, главное, чтобы живые.

Еще одной достопримечательностью является икона «Взыскание погибших», которую художник создал по просьбе Матроны. О связанном с этим событием чуде было написано выше.

Чудеса праведной при жизни и после смерти

Без всяких сомнений, матушка старалась помочь как можно большему количеству людей при жизни, после ее преставления количество паломников не иссякло. В наше время к храму тянутся сотни людей, не боящихся простоять в очередях по часу и более.

К мощам Праведной в Покровском храме ежедневно приходят поклониться тысячи паломников (в выходные дни очередь к мощам растягивается на 7—8 часов)

В обители даже завели специальную книгу, в которой любой желающий может написать о произошедшем с ним чуде.

Интересный факт: первое чудо произошло уже при крещении: когда младенца погрузили в купель, от нее поднялся луч света, повеяло благоухающим дымом. Крестивший ребенка отец Василий предсказал, что девочка будет святой.

С детства девочка умела разговаривать с иконами: она отлично знала иконостас, будучи незрячей, благословляла иконописцев (позднее их иконы мироточили), иконы «рассказывали» ей о предстоящих стихийных бедствиях. Также старица предсказала революцию и что имение помещика Янькова, с чьей дочерью она ездила по святым местам, будет разграблено. Не послушавшись, тот остался и умер в молодом возрасте.

Одним из самых удивительных чудес стал сбор средств молодой девицей на создание иконы «Взыскание погибших», которую она увидела во сне. Перебирая собранные деньги, девочка отложила две монеты и не взяла их: одну мужчина отдал не от чистого сердца, вторую, копейку, бросили ради смеха.

«Взыскание погибших» — с ней праведная никогда не расставалась

Нанятый иконописец начал работу, но вскоре был вынужден признать поражение: икона не писалась. Выслушав его, блаженная велела исповедаться и покаяться от греха убийства, который лежал на художнике. Мужчина перепугался, ведь это была правда. Только после покаяния он смог выполнить работу. Икона сразу же стала чудотворной и помогла многим людям.

Пересказать все совершенные святой чудеса практически нереально: в советское время на нее предпочитали закрывать глаза, а приходящие люди и не думали записывать произошедшее. О чудесах, совершенных по сей день, лучше прочитать в книге или на храмовом сайте.

Правила посещения

  • Нельзя трогать ни витрины, ни какие-либо экспонаты и украшения.
  • Вы можете делать фотографии или видео бесплатно без вспышки и без штатива. Однако на временных выставках запрещены как фотографии, так и видеозаписи.
  • Из-за особенностей собора, куда можно попасть только по лестнице, детские и инвалидные коляски запрещены.
  • Не оставляйте маленьких детей без присмотра, потому что им легко заблудиться внутри собора.
  • Сумки и рюкзаки, размер которых превышает 30×40 см, а также зонтики, должны быть оставлены в специально отведенных местах хранения.
  • Когда температура опускается ниже -15 градусов, время работы собора может быть сокращено.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector