Образование в израиле
Содержание:
- Стоимость обучения
- Мусульмане
- Зачисление (Багрут)
- Динамика по годам
- Повторение ошибок
- [править] Сильные стороны
- Национальный состав
- Школьное образование в Израиле
- Трудноразрешимая проблема №2: статус Иерусалима
- Теракты, протесты, переговоры
- [править] Территория
- [править] Общие сведения
- Порядок поступления иностранцев в вузы Израиля
- Учебники
Стоимость обучения
Учеба в Израиле – далеко не дешевое удовольствие
Важной особенностью израильского образования является то, что иностранные студенты всегда платят на 25% больше местных израильтян
Конечно же, стоимость обучения варьируется в зависимости от выбранного учебного заведения и факультета. Таким образом, студент-бакалавр крупного учебного заведения Израиля за два семестра или один учебный год заплатит около 400 тысяч рублей или 30 тысяч шекелей.
В менее престижных ВУЗах, находящихся в провинциальных частях государства, стоимость обучения будет намного ниже, примерно 130 тысяч рублей или 10 тысяч шекелей.
Те студенты, которые желают продолжить свое обучение дальше и пройти магистратуру, за нее будут платить немного больше, чем за бакалавриат. Опять-таки все зависит от ВУЗа и выбранной специальности.
Минимальная стоимость составит около 180 тысяч рублей или 14 тысяч шекелей. В престижных высших учебных заведениях стоимость обучения в магистратуре максимум будет составлять почти 660 тысяч рублей или 50 тысяч шекелей.
Государство Израиль также может предоставить кредит с низкими процентами студентам из малоимущих семей, вне зависимости местные они или иностранцы.
Также на такой кредит могут претендовать люди с небольшим достатком, так как могут зарабатывать и отдавать кредит во время учебы. Работать студентам во время обучения в ВУЗе не запрещается, поэтому у них есть все шансы получить хорошее образование.
Иностранные студенты могут дополнительно получать стипендию за особые достижения в научной сфере или творческой, но этих средств также не будет хватать.
Мусульмане
Большинство арабов исповедуют мусульманство. Но встречаются и представители, которые придерживаются христианства. У арабов свои школы для детей и магазины, предприятия общественного питания. В Иерусалиме нигде не встретишь араба среди иудеев и наоборот. Каким — то непостижимым образом, город делится на определенные части, в каждой из которой вполне мирно уживаются и иудеи, и евреи. Кроме того, они стараются уважительно относиться друг к другу. Языкового барьера не существует: многие мусульмане прекрасно знают английский и местные языки. В основном, мусульманство в Израиле представлено суннитами.
Израиль: ближайшие туры
Места силы Израиля. Гранд тур
|
||
Израиль: Живое Мертвое море
|
||
Панорама Израиля
|
||
Израильская мозаика
|
||
Классический Израиль
|
||
Израиль: Отдых на трех морях
|
Это интересно: Кто такой Иисус Христос — расписываем все нюансы
Зачисление (Багрут)
Средние школы в Израиле готовят учеников к израильским вступительным экзаменам ( багрут ). Это экзамены по различным академическим дисциплинам, которые изучаются по от одного до пяти (иногда до 10) единиц ( yehidot limud ), обычно по возрастающей сложности. Студенты с проходным баллом по обязательным предметам зачисления ( иврит , английский язык , математика , Священные Писания , история , государственные исследования и литература ), которые прошли тестирование по крайней мере по 21 разделу и сдали по крайней мере один экзамен из 5 пунктов, получают полный аттестат зрелости. В 2006/7 году 74,4% израильских 12-х классов сдали экзамены по багруту, в то время как только 46,3% имели право на получение аттестата зрелости. В арабском и друзовском секторах эти показатели составили 35,6% и 43,7% соответственно.
Сертификат Багрута и баллы Багрута часто определяют зачисление в элитные воинские части, поступление в академические учреждения и перспективы трудоустройства.
Ниже приведена таблица, показывающая процент получателей аттестата зрелости в крупнейших городах Израиля , по данным Центрального статистического бюро Израиля (год выпуска 2002).
Adva центр , а социальные проблемы мозговая в Израиле, говорит , что около 15% от сдавших сертификатов , выданных не имеют прав получателя для поступления в университеты Израиля.
Арабы-христиане, как правило, добивались самых высоких успехов на вступительных экзаменах как по сравнению с мусульманами и друзами, так и по сравнению со всеми учащимися еврейской образовательной системы.
Город | Получатели (%) |
---|---|
Иерусалим | 36 |
Тель-Авив | 60,3 |
Хайфа | 64,3 |
Ришон ле-Цион | 59,2 |
Ашдод | 55,9 |
Ашкелон | 58,5 |
Бат Ям | 49,5 |
Беэр-Шева | 51,5 |
Холон | 55,3 |
Нетания | 52 |
Петах-Тиква | 57 год |
Рамат-Ган | 65,3 |
Динамика по годам
Как уже говорилось ранее, исследованием демографических показателей занимается Центральное статистическое бюро. Сотрудники органа регистрируют численность жителей, начиная с 1948 года (с момента основания государства).
На момент первой официальной переписи, проведенной в ноябре 1948 года, на территории Израиля проживало всего 812 тысяч человек. Большая часть приходилась на долю евреев – около 716 тыс. ч., а также арабов – приблизительно 156 тыс. ч.
За последние годы численность населения Израиля показала внушительный рост. Такое положение дел связывают с несколькими факторами, в число которых входит не только чрезвычайно развитый уровень медицины (на Святой Земле находятся лучшие клиники мира), но и с грамотной миграционной политикой. Страна приглашает репатриантов вернуться на Родину, мотивируя их, вместе с семьями, всевозможными программами лояльности.
Повторение ошибок
Между двумя арабскими войнами прошло почти двадцать лет. Израиль за это время принимал все новых репатриантов и укреплял государственность. Во многих арабских странах сменилась власть: ушли старые, пробританские или профранцузские режимы, пришли молодые националисты, зачастую левые и пользовавшиеся поддержкой СССР — к примеру, Гамаль Абдель Насер (1918 – 1970), президент Египта. Впрочем, новые лидеры арабских стран были настроены так же антиизраильски, как старые. «Форпост империализма — Израиль — будет сброшен в море», — обещал Насер.
Гамаль Абдель Насер
В 1967 г. Египет и Сирия сосредоточили большие войска на границах с Израилем. В еврейском государстве это сочли приготовлением к атаке и 5 июня нанесли упреждающий удар. Уничтожив за шесть дней ВВС арабской коалиции, Израиль наголову разбил противника за шесть дней — эти события вошли в историю как Шестидневная война. Западный берег реки Иордан, с 1949 г. принадлежавший Иордании, сектор Газа и Синайский полуостров, находившиеся под контролем Египта, сирийские Голанские высоты — все это по итогам войны отошло Израилю. Оказался под его контролем и Восточный Иерусалим.
Израильские территории после победы в Шестидневной войне
[править] Сильные стороны
Шесть вузов Израиля входят в число 100 лучших университетов Азии. Четыре израильских вуза входят в 150 лучших университетов мира согласно академическому рейтингу университетов мира Шанхайского университета Цзяо Тун, а три израильских вуза входят в рейтинг Times Higher Education-QS World University Rankings (то есть в число «200 лучших университетов мира»).
Израильские вузы входят в 100 лучших университетов мира по подготовке в следующих областях:
- Математика (Тель-Авивский университет, Еврейский университет в Иерусалиме, Технион);
- Физика (Тель-Авивский университет, Еврейский университет в Иерусалиме, Институт Вейцмана, Технион);
- Химия (Тель-Авивский университет, Еврейский университет в Иерусалиме, Технион);
- Информатика (Тель-Авивский университет, Еврейский университет в Иерусалиме, Технион, Институт Вейцмана, Университет имени Бар-Илана);
- Машиностроение (Технион);
- Науки о жизни (Еврейский университет в Иерусалиме).
В сфере общественных наук Тель-Авивский и Иерусалимский университеты входят в топ-100, а также входят в число 100 лучших в экономике.
Израильские школьники иногда завоёвывают медали на международных соревнованиях.
Косвенным доказательством хорошего образования в Израиле служит успехи Израиля в хай-теке, в производстве военной техники, космонавтике, медицине и т. д.
Национальный состав
По данным, опубликованным на сайте Центрального статистического бюро, национальный состав Израиля в 2020 году выглядит следующим образом:
- Общая численность – 9 285 661 человек.
- 7 019 959, около 75,6% – евреи.
- 1 949 978, около 21% – арабы.
- 315 712, приблизительно 3,4 % – представители других национальностей.
На Святой Земле, наравне с еврейским большинством, проживает немалое количество национальных меньшинств. Израиль – многонациональная держава, на территории которой присутствуют люди, относящие себя к разным этническим группам. Здесь можно встретить арамейцев, самаритян, армян, коптов, черкесов, бедуинов и даже русских.
Школьное образование в Израиле
Школьное образование в Израиле начинается с шести лет и в государственных учреждениях оно бесплатно. Всего в стране действует пять типов школ:
- Государственные: работают по программам Министерства образования Израиля.
- Государственно-религиозные: сочетают общеобразовательную программу и изучение религиозных текстов.
- Ортодоксально-религиозные: программы с сильным акцентом на еврейскую религию и изучение Торы.
- Художественные, научные и технологические школы: делают акцент на развитии определённых способностей у детей, обучение платное.
- Частные школы: применяют инновационные педагогические методики, обучение платное.
Ортодоксальные евреи
Среднее школьное образование в Израиле имеет три ступени:
- начальная: 1-6 класс (с 6 до 11 лет);
- промежуточная, или средняя: 7-9 класс (с 12 до 15 лет);
- старшая: 9-12 класс (с 16 до 18 лет).
Считается, что обучение в израильских школах не такое сильное как в российских. Это не совсем так. В младших классах детям не задают домашние задания, программа довольно лёгкая. Основная задача этого периода — научить младших школьников общаться, привить им любовь к обучению и раскрыть творческие способности.
В средней школе программа начинает усложняться, появляются естественно-научные предметы, растут требования к оценкам учеников, им задают много письменных работ.
Первоклассники израильской государственной школы
А в старшей школе ученики активно готовятся к поступлению в израильские вузы. Они на профессиональном уровне изучают многие предметы, выбирают профиль обучения: гуманитарный, технический или научный. А в конце сдают итоговые экзамены и получают аттестат зрелости (багрут). Это сложное испытание, которое очень условно можно сравнить с российским ЕГЭ. На самом деле багрут получают далеко не все. Многие уже взрослые люди, развивающие собственный бизнес, иногда не имеют аттестата зрелости.
Израильские школьники с первого класса учат не только иврит, но и английский язык. Благодаря этому в стране практически каждый свободно говорит на английском. Дополнительно школьники могут выбрать третий язык: арабский, французский или какой-то другой.
Трудноразрешимая проблема №2: статус Иерусалима
Во всех переговорах между Израилем и палестинцами статус города, исторически крайне важного как для мусульман (по-арабски его называют Аль-Кудс — «священный»), так и для иудеев, остается камнем преткновения. Израиль в 1980 г
провозгласил Иерусалим своей единой и неделимой столицей, ООН призывает мировое сообщество считать такое решение незаконным. Решение президента США Дональда Трампа перенести американское посольство из Тель-Авива в Иерусалим в 2017 г. спровоцировало массовые протесты и гибель нескольких десятков человек.
Как правило, во время переговоров с Израилем о потенциальном разрешении конфликта, палестинская сторона настаивает на возвращении к границам «до 1967 г.», с признанием Западного берега реки Иордан и сектора Газа территорией палестинского государства. Как показали переговоры 2000 г., такое предложение могло бы устроить Израиль. Проблема в том, что до 1967 г. Иерусалим не был полностью израильским.
Предоставить палестинцам права даже на половину священного города Израиль отказывается, в том числе, и по соображениям безопасности: из Восточного Иерусалима прекрасно простреливается, например, международный аэропорт. В условиях, когда палестинское руководство сложно назвать политически стабильным, Израиль считает, что передать ему контроль над Восточным Иерусалимом невозможно — не говоря уже об имиджевых потерях.
Шестидневную войну 1967 г. арабы по аналогии с Катастрофой-Накбой называют Накса — Повторение. Поражение на этот раз было еще более бесславным, и сотням тысяч палестинских арабов вновь пришлось бежать из своих домов. Потери Израиля составили менее 800 человек, в то время как арабские страны потеряли около 15 000 своих солдат. Израиль втрое увеличил свою территорию по сравнению с довоенным периодом. Приходило понимание, что «сбросить в море» Израиль не получится.
Теракты, протесты, переговоры
Теракт на Олимпиаде в Мюнхене, 1972. Немецкие полицейские, переодевшиеся спортсменами, пробираются по крышам к заложникам
Долгие годы ООП вела себя как террористическая организация, признававшая любые методы борьбы против Израиля: убийство гражданских лиц, угоны самолетов, захват заложников. Наиболее запомнившийся теракт ООП — убийство еврейских спортсменов на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 г. В тренировочных лагерях ООП в Ливане «стажировались» террористы из Европы и Японии. Кроме того, в 1970-е Ясир Арафат и его соратники практически развалили Ливан: контролируя южную часть страны, они выступили одной из сторон в затяжной и очень запутанной гражданской войне, где также успели поучаствовать Израиль, Сирия и международный контингент ООН. Всего в Ливанской войне погибло 144 000 человек.
Сам Арафат, впрочем, всегда открещивался от наиболее одиозных деяний ООП, заявляя, что совершавшие их боевики покинули Организацию, и старался вести себя как респектабельный политик. В 1988 г. он, выступая в ООН, , что ООП отныне признает существование Израиля и осудил «терроризм в любых формах, включая государственный терроризм». По сути, это было предложение прямых переговоров.
Первая интифада. 1988
Израиль к тому времени был измотан интифадой — масштабной гражданской акцией неповиновения палестинцев, живущих на территориях, подконтрольных Израилю. Недовольные политикой Израиля и нарушением их прав, жители Западного берега Иордана и сектора Газа нападали на полицейских и солдат, бросали камни и палки. Местами интифада была больше похожа на войну — за 1987-1993 гг. погибло больше 100 израильтян и больше 2000 палестинских арабов.
Ицхак Рабин (1922-1995), премьер-министр Израиля, понимал, что без переговоров с ООП как наиболее прямым представителем интересов палестинского народа мир в Израиле никогда не наступит. «Я бы хотел, чтобы Газа просто утонула в море, но такое не случится, — мрачно шутил он в личных беседах, — Поэтому нам нужно найти решение».
[править] Территория
Территорию современного Израиля можно условно разделить на собственно Израиль и оккупированный, частично автономный Западный Берег. Израиль граничит с Ливаном, Сирией, Иорданией и Египтом.
География
Израиль сочетает в себе несочетаемое. Изрядная часть территории в центре страны, на юге и ближе к иорданской границе покрыта пустынями — Иудейской и Негевом. Северная часть Израиля лучше увлажнена и более гориста, есть даже гора, где во многие годы не сходит снежный покров. Крайний юг страны (Эйлат) — субтропический курорт на берегу Красного моря.
Страна имеет выход к 2 морям — Средиземному (протяженное ровное побережье) и Красному (всего 12 км побережья на крайнем юге). Главная река — Иордан. Есть несколько внутренних водоемов с достаточно большой площадью зеркала — Мертвое море, Кинерет.
Климат
Жаркий, особенно в пустынях и Иудейских горах. Сезонно дует хамсин с песком из Саудовской Аравии. Бывают ливни (север, Иерусалим и центр), 2-3 раза в ХХ веке наблюдалось не очень выраженное цунами с разрушением инфраструктуры портов на Средиземном море, но без жертв.
[править] Общие сведения
В Израиле, согласно Закону об обязательном образовании от 1949 года и поправкам к нему от 1980 года, действует система всеобщего обязательного образования, охватывающая детей от 5 до 15 лет. Закон устанавливал принцип бесплатного 8-летнего школьного образования (с 6 до 13 лет) и обязательного дошкольного образования детей в возрасте 5 лет. Закон предусматривал обучение лиц от 14 до 17 лет включительно, по какой-либо причине не получивших начального образования, для чего были созданы вечерние школы работающей молодёжи. В 1978 году было введено бесплатное обучение и в старших классах средней школы. Однако, обучение в 11—12 классах не является обязательным.
В системе среднего образования наблюдается склонность принимать в расчёт современные образовательные тенденции. Расходы на образование составляют около 10% ВВП, большинство школ субсидированы государством. Суммарные затраты на образование в Израиле (24,7 млрд шекелей в 2004 году; 27,6% этой суммы было переведено местным органам власти) составляют более половины всех правительственных расходов на социальные нужды.
Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития в Израиле на 2011 год 45% населения имели высшее образование. Среди стран, входящих в эту организацию, Израиль занимает 2 место. 78% общего финансирования высших учебных заведений поступает из госбюджета
58% взрослых израильтян считают, что высшее образование очень важно для успеха в жизни, 77% израильских родителей хотят, чтобы их дети получили высшее образование
Среднее образование готовит школьников к сдаче аттестата зрелости (багрута). Они охватывают разные академические дисциплины, которые оцениваются по возрастанию объёма изучаемого материала и сложности от 1 до 5 единиц. Школьники, получившие проходной балл по обязательным предметам (иврит, английский, математика, Танах и литература), которые сдавали экзамены общей сложностью 21 единиц и более и хотя бы один экзамен 5-й сложности, получают аттестат зрелости. В 2007 году 74,4% израильских 12-тиклассников сдавали экзамены, и только 46,3% получили аттестат. В арабских и друзских школах результаты были 35,6% и 43,7% соответственно.
За каждым национально-религиозным меньшинством признаётся право на создание школ с национальными кадрами учителей, преподавание на родном языке и включение в учебный план специальных предметов по истории и культуре данной религиозно-этнической группы. В Министерстве образования и культуры имеются отделы образования арабского населения (включая бедуинов), и образования друзов и черкесов. Выбор типа школы (государственной, государственно-религиозной или независимой религиозной) для детей, как и выбор детского сада, также является прерогативой родителей.
Как в государственных («светских»), так и в государственно-религиозных школах обучение ведется по программам, разработанным или утвержденным Министерством образования Израиля и под его постоянным контролем.
В стране действуют 9 вузов, имеющих статус университета и около 50 бюджетных и частных академических колледжей, имеющих право присваивать академические степени (большинство — лишь первую академическую степень).
После достижения возраста совершеннолетия, юноши и девушки евреи как правило призываются в Цахал, но могут просить отсрочку для прохождения подготовительных курсов (мехины). В рамках программы академического резерва (атуда) возможно получение академической степени перед началом армейской службы; для поступления на программу требуется согласие на прохождение сверхсрочной службы на 3 (юноши) или 2 (девушки) года.
Как правило вузы требуют определённого количества баллов за багрут и хороших показателей по психометрическому вступительному экзамену (от него освобождены арабы в рамках политики положительной дискриминации), который во многом напоминает американский SAT. Все 9 израильских университетов, а также некоторые колледжи, субсидируются государством (от 50% расходов), и студенты платят лишь небольшую часть реальной стоимости обучения.
После получения степени бакалавра студент, в случае соответствия критериям, может продолжить обучение до получения степени магистра, а затем — доктора.
По сведениям Организации экономического сотрудничества и развития на 2015 год, средний возраст окончания учёбы на первую степень в Израиле составляет 27 лет, а в целом академическую степень имеют 46% взрослых в Израиле.
Большинство детских садов, начальных и средних школ в Израиле — государственные или муниципальные.
Порядок поступления иностранцев в вузы Израиля
Израильские университеты и колледжи открыты для граждан других стран. Практически в каждом вузе работают программы для их обучения на английском языке и иврите. Кроме того, во многих учебных заведениях преподают выходцы из России, которые часть лекций читают на русском языке.
Израильские университеты привлекают абитуриентов из всех стран мира
Всем поступающим в вузы Израиля необходимо знать иврит хотя бы на среднем уровне. Выучить его можно в специальном образовательном центре — ульпане. Причём для этого необязательно ехать в Израиль, ульпаны есть и в России. Обычно их открывают при еврейских культурных центрах. Интенсивный курс изучения иврита займёт около 7–8 недель.
Израильское среднее образование значительно отличается от российского, поэтому выпускникам наших школ необходимо закончить дополнительные курсы продолжительностью от 7 до 12 месяцев. В них будущие абитуриенты изучают профильные предметы, английский язык, иврит и историю Израиля
Особое внимание уделяется подготовке к психометрическому тесту. После окончания занятий сдаются экзамены, результаты которого учитываются при поступлении в вуз. После получения сертификата об окончании подготовительных курсов и сдачи психометрического теста иностранные абитуриенты могут подавать документы в выбранный вуз
У каждого университета существует свой порядок записи. Как правило, приёмные комиссии в ответ на отправленный по почте запрос присылают все нужные бланки. Абитуриенту остаётся только заполнить их и отправить обратно вместе с документом об образовании. Подача заявки в израильский вуз стоит 250 шекелей. Квитанцию о её оплате также необходимо приложить к пакету документов
После получения сертификата об окончании подготовительных курсов и сдачи психометрического теста иностранные абитуриенты могут подавать документы в выбранный вуз. У каждого университета существует свой порядок записи. Как правило, приёмные комиссии в ответ на отправленный по почте запрос присылают все нужные бланки. Абитуриенту остаётся только заполнить их и отправить обратно вместе с документом об образовании. Подача заявки в израильский вуз стоит 250 шекелей. Квитанцию о её оплате также необходимо приложить к пакету документов.
Молодые люди, уже являющиеся студентами российских вузов, могут перевестись в израильский университет. Для этого потребуется предоставить документы в Отдел оценок и подтверждения степеней и дипломов Министерства просвещения Израиля. После получения его разрешения необходимо сдать экзамены, подтверждающие знание английского языка и иврита.
Большинство иностранных студентов начинает обучение с первого курса. Некоторые вузы засчитывают те предметы, которые были сданы на отлично.
Оформление студенческой визы
После получения подтверждения о зачислении в любое учебное заведение необходимо обратиться в консульство Израиля для получения студенческой визы, которая даёт право находиться на территории страны более 90 дней. Между Россией и Израилем действует соглашение об упрощённом порядке въезда, поэтому её соискателям потребуется минимум документов. В них входят:
- заполненный бланк анкеты, который можно скачать на сайте посольства Израиля (http://urlid.ru/ad9p);
- две фотографии размером 5 на 5 см;
- справка о зачислении в израильский вуз;
- документ, подтверждающий наличие средств на оплату учёбы и проживания в стране;
- квитанция об уплате консульского сбора.
Все документы должны быть переведены на иврит и заверены нотариусом.
Учебники
Согласно статье Нурит Пелед-Эльханан , профессора языка и образования в Еврейском университете Иерусалима , учебники в Израиле пропагандируют негативный образ арабов. Центр мониторинга влияния мира , мониторинг Учебника организации, оспаривал этот вывод, назвав ее претензию сильно политизирована и искажается.
В отчете, опубликованном в 2000 году, Центр по мониторингу воздействия на мир заявил, что в учебниках как общегосударственной сети, так и религиозной государственной сети предпринимались искренние усилия по устранению стереотипов и созданию основы для сосуществования. и взаимное уважение.
Согласно отчету Арабской культурной ассоциации за 2011 год, в учебниках арабского языка, предоставленных учащимся с третьего по девятый класс в израильских школах, было обнаружено много ошибок. Отчет основан на исследовании учебников по всем предметам. Доктор Джордж Мансур, изучавший учебники истории, сказал, что они игнорируют присутствие арабов-палестинцев в Израиле и преуменьшают значение арабской культуры.