Эволюция государственного строя франции в 1814

Новый режим и цезаризм

Период Консульства и Первой империи в цезаризм  имел особое значение в истории французской новой государственности и французского общества в целом. В правление Наполеона и во многом благодаря его государственной деятельности провозглашенный Революцией социальный и политический порядок приобрел стабильные очертания, в полной мере был основан строй «нового режима». Условное возрождение монархических тенденций, в немалой степени уподобленное институтам старого абсолютизма, послужило также историческому завершению централизации в стране, с отсутствием которой в общественном сознании связывались многие изъяны старых порядков. Централизация и военная администрация закономерно привели к отказу от политического либерализма и к ограничению гражданских свобод в стране. Как ни парадоксально, такое ограничение было также историческим обеспечением дела Революции: вызванный ею радикализм, политическая и гражданская анархия, даже коммунистические тенденции были очевидно опасны для главных приобретений «нового режима» – равенства и собственности. «Бонапарт принял наследие монархии и восстановил ее предание, ее людей и дела. Он не воскресил умерших привилегий, разрушение которых так улыбалось Ришелье, но он закончил дело наших королей, приводя все к более правильной и более сильной централизации. Энергичная администрация, полное равенство и совершенное отсутствие свободы – вот каково было устройство, восстановленное Первым консулом».

Система государственных институтов и административных принципов, сформированных в период Империи, оказалась наиболее долгоживущей в истории Франции – в значительной мере на протяжении XIX века. Хотя организация высшей политической власти в дальнейшем претерпевала неоднократно важные перемены. Империя привнесла в государственно-политический уклад Франции выраженное начало авторитаризма (источник которого был и в традициях крестьянской нации, и в особенностях деформаций взаимоотношений законодательной и исполнительной властей в период Революции). Это начало стало одной из основных созидающих и разрушающих сил последующей эволюции государства. Одним из источников конституирования политического авторитаризма стала, как это ни парадоксально, непосредственная демократия – в виде плебисцитов, референдумов на основе всеобщего избирательного права. Взаимная обусловленность непосредственной демократии и государственного авторитаризма (цезаризма), в ограниченной форме известная со времен античной тирании, стала одним из самых важных итогов истории Империи для всего политического уклада Нового времени.

показать содержание

Форма государственного устройства

От неё зависит, как распределена власть по территории страны. 

Унитарное государство

Слово «унитарное» происходит от латинского unis — «один». В такой стране все территории подчинены единому правительству и парламенту, находящемуся в столице. На них действует одно законодательство, конституция и судебная система. Таково большинство стран мира. 

Федеративное государство

Федеративное государство (от латинского feodus — «союз») устроено сложнее. Оно разделено на субъекты (области, края, республики, штаты), в каждом из которых может быть своё правительство, законодательство и даже конституция. Всего в мире 26 федераций: Россия, США, Индия, ОАЭ, Мексика и другие страны. 

Парламент Франции

Парламент Франции является двухпалатным, то есть состоит из Верхней палаты (Сенат) и Нижней палаты (Национальное собрание Франции), каждая из которых выполняет определенные функции.

ТОП-2 статьи

которые читают вместе с этой

Заседания Национального собрания проводятся в Бурбонском дворце , а Сената – в Люксембургском дворце. Когда палаты собираются вместе, они заседают в Версале.

Рис. 2. Бурбонский дворец во Франции.

В состав Национального собрания входит 577 депутатов, которые избираются путем прямых выборов по мажоритарной системе на 5 лет. Главной задачей национального собрания является рассмотрение и принятие новых законов, а также пристальное наблюдение за действиями правительства. Президентом является представитель лидирующей партии, а вице-президентом – представитель, как правило, другой партии.

В состав Сената входит 348 сенаторов, которые избираются всеобщим голосованием путем непрямых выборов сроком на 6 лет.

Рис. 3. Заседание в Сенате во Франции.

Минимальный возраст для сенатора – 24 года

Что мы узнали?

Франция является президентско-парламентской республикой. Но так было не всегда, так как еще несколько столетий назад в стране существовала монархия, где вся власть принадлежала королю. Сейчас принятие законов находится в ведомстве парламента, который состоит из двух палат – Сената и Национального собрания.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

децентрализация

До прихода к власти Франсуа Миттерана в 1981 году Франция была сильно централизованным государством: каждый департамент возглавлял префект, назначенный непосредственно правительством .

В 1982 году правительство передало далеко идущие фискальные и административные права местным избранным представителям. Децентрализация Франции утвердилась. С 28 марта 2003 г. добавлением к статье 1 Конституции оговаривается, что французская государственная организация децентрализована. Экономическое распределение сил показывает сильную централизацию в направлении Парижского бассейна ( Иль-де-Франс ).

Государственная организация
  • 35 416 муниципалитетов (183 из них в заморских департаментах). Председатель: Муниципальный совет (законодательный) и мэр ( Мэр ; исполнительный)
  • 101 департамент , 96 из которых находятся в столичной Франции и пять департаментов и территорий внешнего мира (DOM-TOM). Префект представляет правительство. Исполнительную власть, однако, принимает председатель генерального совета (законодательная власть ).
  • и 18 регионов , 13 из которых находятся во Франции и пять за рубежом. Законодательный орган: областной совет. Председатель областного совета принимает на себя исполнительную власть.

На практике централистическая традиция Франции часто означает, что член парламента, член правительства или председатель партии в течение многих лет, помимо своего мандата или должности в центральном государстве, является мэром своего избирательного округа или места своего рождения. или десятилетия. Фактически, мэрия тогда исполняет один из его доверенных лиц, его заместитель.

Полезная информация о Франции

  1. Население — более 66 млн. человек. 
  2. Площадь — 674 685 км2.
  3. Язык — французский. В Эльзасе и Лотарингии также говорят на немецком диалекте, который называют эльзасским. 
  4. Валюта — евро.
  5. Столица — Париж.
  6. Время — центральноевропейское UTC +1, летом +2.
  7. Виза — шенгенская. 
  8. Электричество — от 220 до 230 В, 50 Гц. 
  9. Лето — самый высокий сезон. Хотя Франция популярна практически круглый год. Большинство французов отдыхают в августе. Поэтому в этот период могут быть закрыты некоторые магазины, кафе и т.п.
  10. В городах обычно располагаются небольшие супермаркеты. Крупные гипермаркеты (Auchan, Carrefour и др.) расположены на окраинах населённых пунктов. 
  11. Tax Free можно вернуть с покупок стоимостью от 175,01 евро. 
  12. Национальные праздники: 1 января — Новый год, 6 января -Богоявление, 2 февраля — Сретение Господне, 8 марта -Международный женский день, апрель (май) — страстная пятница, Пасха (через 40 дней после Пасхи — Вознесение, а через 50 дней — праздник св. Троицы), 1 мая — праздник труда, 8 мая — день победы, 21 июня — день музыки, 14 июля — день взятия Бастилии, 15 августа — успение Богородицы, 1 ноября — день всех святых, 11 ноября — окончание Первой мировой войны, 25 декабря — Рождество, 26 декабря — день св. Стефана. 

литература

  • Конституция Française: La Documentation Française No. 1.04. Париж 2005, ISBN 978-2-11-005490-6 (французский).
  • Жорж-Марк Бенаму : Французская комедия — Choses vues au coeur du pouvoir . Fayard, Париж, 2014 г., ISBN 978-2213678450 (французский).
  • Удо Кемпф: От де Голля до Ширака. Политическая система Франции , Westdeutscher Verlag, Opladen 1997, ISBN 3-531-12973-2 .
  • Адольф Киммель : Конституционный текст и живые конституции , в: Мариелуиз Кристадлер и Хенрик Утерведде, изд .: Country report France.

    снова в Kimmel & Uterwedde, Ed .: Country Report France. История, политика, экономика, общество. VS Verlag , 2 отл. Издание Висбаден 2005 г., ISBN 3-531-14631-9 , стр. 247-267.

    Серия публикаций Федерального агентства гражданского просвещения, Том 360, Бонн, 1999.

  • Адольф Киммель: Законодательство во французской политической системе . В: Вольфганг Исмайр (ред.): Законодательство в Западной Европе. Страны ЕС и Евросоюза. VS Verlag, Висбаден 2008, стр. 229-270.
  • Николаус Марш, Йоан Вилен, Матиас Вендел (ред.): Французское и немецкое конституционное право. Springer, Берлин / Гейдельберг, 2015 г., ISBN 978-3-642-45053-2 .
  • Требование Йорга: Франция с 1945 года . UTB, Геттинген 2011, ISBN 978-3825235369 .

Достопримечательности Франции

Эйфелева башня

Эйфелева башня — символ Парижа. Это огромное металлическое сооружение высотой более 320 метров было построено за 2 года и 2 месяца в 1889 году. Названа в честь инженера Гюстава Эйфеля, архитектурное бюро которого её спроектировало и построило. Эйфелева башня была возведена как временное сооружение к Всемирной выставке, но со временем превратилась в главную достопримечательность Парижа. 

Нотр-Дам-де-Пари

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) — старейший и самый известный собор Парижа, расположенный в древнейшей его части на острове Сите. Это великолепный шедевр готики, увековеченный гениальным Виктором Гюго и превратившийся в культовое место столицы Франции. 

Лувр

Лувр — художественный музей в Париже, один из самых знаменитых и больших музеев мира, который ежегодно посещают около 10 млн. человек. Здесь находятся многие из самых известных произведений искусства западной цивилизации, среди которых Мона Лиза да Винчи и скульптура Венеры Милосской. 

Версаль

Версаль — роскошная королевская резиденция в стиле барокко, расположенная в пригороде Парижа. Является одним из самых известных и красивых дворцово-парковых комплексов во всём мире. Версаль считается настоящим произведением искусства и эталоном французского барокко. 

Млн-Сан-Мишель

Мон-Сен-Мишель — древнее аббатство на скалистом укреплённом острове в Нормандии, которое является одной из самых ярких достопримечательностей Франции. Монастырь является чудом средневековой готической архитектуры. А сам остров славится красивыми безмятежными видами.

Шартрский собор

Шартрский собор — великолепный собор, который является шедевром готики и включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. 

Монблан

Монблан — самая высокая вершина Альп, расположенная на границе Франции и Италии. Это одна из самых живописных и «сильных» природных достопримечательностей Европы. 

Каркассон

Каркассон — сказочный средневековый город, окружённый мощными стенами с башнями. Представляет собой лабиринт узких извилистых улочек из булыжника и причудливых старых домов.

Рокамадур

Рокамадур — живописный средневековый городок на скалах, который известен как место паломничества. В часовне chapelle Miraculeuse хранится Чёрная Богородица — древняя фигура Девы Марии, вырезанная из орехового дерева. Базилика Сен-Совер является крупнейшей церковью этого городка и шедевром романского стиля и готики, а также объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. 

Шенонсо

Шенонсо — один из самых красивых и известных замков в долине Луары, построенный в 16 веке. Замок построен на реке Шер и является вторым по популярности после Версаля. 

Храм Девы Марии в Ле-Пюи-ан-Веле

Храм Девы Марии в Ле-Пюи-ан-Веле — старинный собор на вершине живописной скалы. Является местом паломничества с средних веков. 

Римское наследие Нима 

Город Ним был основан римлянами и являлся важнейшим городом провинции Галлия. Здесь сохранилось несколько поразительных римский строений, среди которых выделяется амфитеатр и римский храм. 

Реймский собор

Реймский собор — внушительное средневековое религиозное сооружение и шедевр французской готики. Известен как место коронации французских монархов. 

Пон-дю-Гар

Пон-дю-Гар — грандиозный римский акведук, расположенный недалеко от города Ним на реке Гар (Гардон). Является самым высоким среди римских сооружений такого типа. 

Авиньон

Папский дворец в Авиньоне является одним из крупнейших и наиболее важных средневековых готических зданий в Европе. Дворец был построен в 14 веке, когда папы вынуждены были находиться в Авиньоне. 

Шамбор 

Шамбор — один из замков долины Луары, который является шедевром французского ренессанса. Построен в 16 веке в качестве королевской охотничьей резиденции. 

Государственный строй Франции периода средневековья

В IX–XII вв. в условиях политической децентрализации и территориальной раздробленности королевская власть стала утрачивать свое былое значение. Власть королей была чисто номинальной в масштабе всей страны. Они считались полновластными монархами только в своей собственной сеньории (домене), т.е. в Парижской и Орлеанской областях. Короли должны были вести постоянную борьбу с крупными феодалами, чтобы спасти свои собственные владения от их посягательств. Вне пределов королевского домена власть принадлежала крупным землевладельцам. Такая форма феодального государства, построенная по принципу сюзеренитета-вассалитета, определялась как сеньориальная монархия. Политическая власть в ней фактически была разделена между королем и феодалами различного уровня, связанными сеньориально-вассальными отношениями, и приобретала тем самым частно-правовой характер.

Высшие органы. Форму правления Франции того периода можно определить как раннефеодальную монархию. Власть короля во Франции была очень слабой и вследствие выборности, хотя нужно отметить, что при этом придерживались династических принципов. Такой порядок был введен в 887 г. после низложения Карла Толстого. В 987 г. на съезде светских и духовных феодалов был избран Гуго Капет, от которого пошла династия Капетингов, которые еще при жизни старались обеспечить избрание и коронование своих наследников. Но только при Людовике VIII (1223–1226 гг.) устанавливается наследственность королевской власти, которая до этого была формально выборной.

На ранних этапах деятельности французского государства при решении важных вопросов, а также выборов короля собиралась феодальная курия, где принимали участие герцоги и графы. Однако по мере превращения в самостоятельных государей они стали мало интересоваться делами всей страны и игнорировали ее работу.

В борьбе за централизацию власти французские короли стали проводить коренную реорганизацию управления в собственных владениях. Создается малый королевский совет, который отличался от королевской курии тем, что его состав был специально подобран королем из угодных ему людей, в число которых входили не только вполне надежные крупные феодалы, но и всякие мелкие люди из рыцарства и духовенства, имевшие юридическое образование, стаж работы в финансовых и судебных ведомствах.

Местные органы. Управление на местах осуществлялось аппаратом управляющего поместьями короля. Во главе округов, на которые были разбиты владения, ставились прево. Их помощниками в деревнях были сержанты, а в городах – майоры. Они осуществляли полицейские и судебные функции. С увеличением королевского домена происходило объединение отдельных округов в более крупные административные единицы – бальяжи. Во главе их стояли бальи, которые осуществляли контроль за сбором налогов, за находившимися под их властью прево, а также за исполнением королевских законов и указов. Они же формировали военные отряды.

Руководитель страны

Глава государства – президент, которого выбирают сроком на семь лет всеобщим и прямым голосованием по мажоритарной системе в два тура. В обязаности президента входит следить за полным соблюдением Конституции и обеспечением нормальной деятельности государственных организаций. Президент назначает премьер-министра вместе со всеми членами правительства, он председательствует в Совете министров, управляет вооруженными силами, обладает правом назначения на все высшие государственные гражданские и армейские должности. Он наделен еще правом роспуска Национального собрания.

Развитие общества и общественные институты

Неразвитость торговли и денежного обращения была одной из причин крайней статичности населения. Как показали исследования историков, подавляющее большинство французских крестьян XVII — первой половины XVIII вв. никогда в своей жизни не выезжало за пределы своей деревни на расстояние более нескольких километров. Почти в каждой провинции существовали свои единицы мер и веса, несопоставимые с единицами, применяемыми их соседями. Около 80 % французского населения было неграмотным.

Судебная система была крайне сложной и запутанной — так, только в одном районе Парижа существовало порядка 40 различных судов и трибуналов. Судьями являлись исключительно представители первого и второго сословия. Все судебные должности продавались и наследовались, что предопределяло большое представительство среди судей крупной аристократии. Например, одних только помещичьих судов (где помещик выступал судьёй) было во Франции порядка 20-30 тысяч. Историки отмечают постоянную дискриминацию третьего сословия, особенно крестьян, в судебных разбирательствах.

Законы были сложны и запутаны, их выполнение отнюдь не было обязательным, а из любого закона было множество исключений. «Часто жалуются, что французы презирают закон; увы! Когда бы они смогли научиться уважать его? Можно сказать, что у людей старого порядка то место, которое в человеческом уме должно занимать понятие закона, пустовало».

Церковь являлась не только самым крупным землевладельцем, но и политическим институтом: всё третье сословие было обязано платить специальный церковный налог (церковную десятину), достигавший в некоторых провинциях 10-12% от валового урожая. Уплата церковного налога не давала права крестьянам пользоваться услугами священников — они должны были им платить отдельно (за крещение ребёнка, проведение мессы, венчание и т. д.), что вызывало постоянное недовольство населения и требования отмены десятины, которая воспринималась как несправедливый налог на третье сословие. Во время революции церковь, наряду с аристократией, подверглась нападкам, преследованиям и террору.

Социальная структура

Первое и второе сословия

Объявление 1752 года о продаже фьефа и титула, который нужно зарегистрировать в провинциальных штатах

Первое и второе сословия (дворянство и духовенство) были освобождены от уплаты любых налогов, имели исключительные политические права и ряд других привилегий по отношению к остальному населению. Большинство государственных должностей могли занимать только дворяне, они же формировали парламенты, куда практически невозможно было попасть представителям третьего сословия. Например, в составе парламента провинции Бретань в период с 1660 по 1789 гг. не было ни одного члена, не имевшего дворянского титула.

Одновременно с продажей государственных должностей во Франции широко распространилась и практика продажи дворянских титулов. Этим широко пользовались нувориши из третьего сословия, которые через данный механизм превращались в дворян. Новый слой дворянства, образовавшийся посредством покупки титулов, называли «дворянство мантии» (noblesse de robe), в то время как старую потомственную аристократию называли «дворянством шпаги» (noblesse d’épée).

В результате указанной практики в течение существования Старого порядка произошло очень сильное разбавление французского дворянства разбогатевшими выходцами из третьего сословия. Например, в Парижском парламенте в XVIII веке из 590 его членов лишь 6 % относились к потомкам старой аристократии, существовавшей до 1500 года, а 94 % членов парламента принадлежали семьям, получившим дворянский титул в течение XVI—XVIII вв. По мнению историков, к XVIII в. между новым и старым дворянством исчезли сколько-либо существенные различия, и они сформировали единую «касту».

В середине XVIII в. возникла теория, пользовавшаяся популярностью среди французской аристократии, согласно которой дворянство во Франции произошло от «расы завоевателей» — франков, в то время как всё остальное население было потомками галльских крестьян, в своё время покорённых франками; таким образом, особое положение аристократии получило расовое обоснование.

Третье сословие

Жанровая сцена из XVIII века. Жан-Луи-Эрнест Мейссонье, 1897 г.

Третье сословие включало около 98 % населения Франции и было неоднородным. Наиболее крупными социальными группами в его составе были крестьянство (более 85 % населения) и буржуазия. Под «буржуазией» во Франции понимали не то, что в России в XX—XXI веках; словом «буржуазия» обозначали средний класс, имевший свой «буржуазный» стиль жизни, соответствовавший его довольно скромному уровню доходов; а те буржуа, которым удавалось разбогатеть, как правило, спешили купить себе дворянский титул и покидали ряды буржуазии, примкнув к аристократии. Английские историки А. Милвард и С. Саул подсчитали, что во Франции конца XVIII века средний уровень доходов аристократии в 10 раз превышал средний уровень доходов буржуазии, а последний, в свою очередь, также примерно в 10 раз превышал средний уровень доходов рабочих и крестьян.

Самым тяжёлым было положение крестьян, которые несли основное бремя налогов и сборов, страдали от произвола помещиков и бюрократии и не имели никаких политических прав. По оценкам, совокупное налоговое бремя крестьян по отношению к помещикам, государству и церкви (налоги, арендная плата, десятина и т. д.) составляло в среднем 30—40 % от валового урожая (или порядка 45—50 % от нетто-урожая, за вычетом семенного фонда). Помимо этого, крестьян часто привлекали к принудительным неоплачиваемым работам на государство (строительство дорог и т. д.) и на помещиков.

По свидетельствам очевидцев, 3/4 крестьян во Франции круглый год — и летом, и зимой — ходили в одной и той же изношенной одежде, так как другой у них не было, и в деревянных ботинках (сабо) на босу ногу; зимой они сильно мёрзли, так как в их жилищах не было никакого отопления, а леса, как правило, были собственностью помещиков или короля, и вход туда был запрещён. Крестьянские бунты были постоянным явлением, порой охватывая большие территории. Особенно большой размах они приобрели в 1789 г., когда крестьяне пожгли много помещичьих усадеб (события, получившие название «Великий страх» — Grande Peur).

Многочисленные факты свидетельствуют о наличии сильного антагонизма между дворянством и третьим сословием, что особенно проявилось в первые годы революции. Слова «аристократы» и «аристократия» в то время стали ругательными, а сами дворяне и их семьи стали объектом террора, издевательств и нападок со стороны народных масс. Французские историки Ф. Фюре и Д. Рише полагают, что это стало следствием «комплекса унижения», сформировавшегося у массы простых французов к концу существования Старого порядка.

Язык

Французский язык эпохи дореволюционной Франции значительно отличался от современного, поскольку французские революционеры, как затем и советские в России, приступили к активному постреволюционному языковому строительству, так как считали, что моду французской речи до революции задавали королевские придворные. Королевский французский внезапно стал восприниматься как вычурный и помпезный. Ряд языковых норм, в том числе фонетических, подвергся ревизии. К примеру буквосочетание «oi» до революции при дворе произносившееся как , было изменено на , считавшееся до этого просторечием. Ряд старофранцузских лексем окончательно канули в прошлое. Тем не менее, поскольку данные изменения во Франции произошли после 1789 года, французский язык в Канаде, которую в 1759 году захватили британцы, не подвергся языковой ревизии и сохранил до настоящего времени, в большей или меньшей степени, черты королевского французского.

Кроме того, между разными регионами Франции до 1789 г. существовали большие языковые различия, что объяснялось замкнутостью существования основной массы населения и отсутствием связей между разными регионами. После краха Старого порядка эти языковые различия начали быстро исчезать.

Июльская монархия: хартия 1830 г.

В 1830 г. король Луи Филипп издал Хартию, в основном воспроизводившую Хартию Людовика XVIII (1814 г.), с учетом новых капиталистических реалий. Несколько уменьшились полномочия короля, например право законодательной инициативы получили также палата пэров и палата депутатов. Были понижены и возрастной, и имущественный цензы для избирателей и кандидатов в депутаты. Вместе с тем Луи Филипп фактически не реформировал доставшуюся ему в наследство судебно-административную и правовую систему Франции.

Для подавления республиканской оппозиции и растущего рабочего движения королевское правительство не стеснялось использовать самые разнообразные методы полицейского надзора и репрессии. Вместо ликвидированной в ходе революции 1830 г. жандармерии была учреждена Национальная гвардия.

Специфической была политическая и экономическая ориентация, которой придерживалось правительство июльской монархии. Слова, произнесенные при коронации Луи Филиппа, «отныне править будем мы – банкиры», оправдались. Наступил тот период, когда руководящая роль в государстве оказалась в руках небольшой группы финансовых магнатов (олигархов).

Был понижен, но оставался чрезвычайно высоким имущественный ценз (200 франков) для пассивного избирательного права и возрастной ценз – для избирателей до 25 лет, а для депутатов до 30 лет. Общее число голосующих выросло незначительно составив всего 240 тыс. человек на всю страну (вместо 6 млн, как было бы при всеобщем мужском избирательном праве). Оправдывая высокий имущественный ценз, председатель Совета министров в правительстве Луи Филиппа Гизо заявил: «Обогащайтесь, господа, и вы станете избирателями». Это был своеобразный лозунг Июльской монархии.

В 40-х гг. XIX в. оппозиция режиму Июльской монархии заметно увеличилась. Против нее все активнее выступал быстро растущий рабочий класс Франции, усилилось недовольство со стороны мелкой, а также промышленной буржуазии, отстраненной от участия в выборах и политической власти Кризис 1847–1848 гг. способствовал созданию новой революционной ситуации и быстрому росту популярности республиканских идей. Февральская революция 1848 г., в победе которой важную роль сыграло рабочее население Парижа, требовавшее уже не только восстановления республики, но и проведения социальных реформ, привела к падению правительства Луи Филиппа.

Общая характеристика


Территориальные приобретения Франции в Европе с 1552 по 1798 год

По словам П. Губера, «Старый порядок — это прежде всего, форма общества». Сложившееся во Франции общество до Великой Французской революции довольно сильно отличалось от того, что было в соседних государствах. Марксистские историки полагали, что это было феодальное общество. Однако подавляющее большинство немарксистских историков с этим не согласно, прежде всего по той причине, что в нём отсутствовали основные признаки феодализма. Так, крепостное право во Франции повсеместно исчезло уже к концу XIII века, система вассально-ленных отношений (феодальная лестница) также исчезла задолго до Старого порядка. Сильный удар по феодальным пережиткам был нанесён кардиналом Ришельё в начале XVII века. Как указывает историк Р. Мандру, кардинал уничтожил замки-крепости французских герцогов и баронов, сохранившиеся со времён Средневековья, распустил их частные армии, запретил дуэли и ввёл полицейские ограничения на свободы французской знати. С этого момента во Франции окончательно сформировался абсолютизм — сильная неограниченная власть монарха, которая также нехарактерна для феодализма с его системой рыхлой вассальной зависимости («вассал моего вассала — не мой вассал»).

Вместе с тем Старый порядок имел мало общего и с капитализмом, который бурно развивался в соседних странах Англии, Голландии, Германии и Италии. В отличие от этих стран, Франция той эпохи характеризовалась неразвитостью товарно-денежных отношений и преобладанием натурального обмена (см. далее). А. Токвиль сравнивал некоторые черты Старого порядка с Индией до её колонизации англичанами, другие авторы той эпохи проводили параллель с Персидской империей античной эпохи и сравнивали французские провинции с персидскими сатрапиями, есть много общих черт с Китаем XIV—XVIII веков, что позволяет некоторым авторам относить Старый порядок к особому типу общества, не феодальному и не капиталистическому, который в основном был характерен для стран Востока.

Характерной чертой Старого порядка являлась сословность. Всё французское общество делилось на три сословия — католическое духовенство, дворянство и так называемое третье сословие. В политической сфере делался упор на божественное право королей править своими подданными. Абсолютный монарх (самым знаменитым из которых был «Король-Солнце», Людовик XIV) обладал неограниченной властью.

Старый порядок соответствовал нескольким историческим периодам в истории Франции. Окончательно сложившись к концу эпохи сословной монархии, он в основном существовал в течение эпохи Ришельё и французского абсолютизма. Период до заключения Утрехтского мира (1714), пока могущество Франции шло вверх, принято называть великим веком (Grand Siècle), а последующее время — веком галантным. После революционных потрясений многие французы с ностальгией вспоминали «старые порядки». Талейран как-то заметил, что не жившие при старом режиме не могут знать, что такое сладость бытия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector