Почему на территории турции находится символ армении
Содержание:
- Где находится и как туда добраться
- Интересные факты
- Большой и Малый Арарат
- В Библии
- Поиски Ноева ковчега
- Восхождение
- Арарат: описание и характеристика знаменитой горы
- Гора Арарат на карте Турции
- Библейская история
- Восхождение на Арарат
- Арарат – священная гора армян
- Как Арарат стал турецким
- Армения и Арарат в составе РИ и СССР
- Гора Арарат и Армения
- Религиозное и культурное значение
Где находится и как туда добраться
Как уже упоминалось выше, на легендарную гору можно добраться с двух сторон – с турецкой и армянской. Но по причине того, что уже давно объект располагается на территории Турции, осмот со стороны Армении достаточно проблематичен.
Итак, всем, кто решил прикоснуться к величайшему географическому объекту, стоит прибыть на территорию Турции в город Стамбул. После этого необходимо добраться до Дугубаязита. В эту сторону проложены и автобусные маршруты, так же есть возможность доехать любым иным видом транспорта.
В этой местности настоятельно рекомендуется отыскать опытного проводника, который сможет безопасно и быстро переправить туристов к подножию горы. К тому же, полезно будет попросить проводника (гида), чтобы он поведал какие-нибудь интересные факты, пересказал легенды и истории. Без таких фактов невозможно в полной мере ощутить всю мощь и величие.
Интересные факты
Слово «Арарат» отождествляют с древним государством Урарту, существовавшим на территории Армянского нагорья еще в доисторический период. Из входивших в его состав племен формировался армянский этнос.
Ереван на фоне горы Арарат, Грач Оганесян
Араратом называется область в Армении, граничащая с Турцией и Азербайджаном. Здесь расположены одноименные город и село. Тот же топоним носит населенный пункт и аэропорт в австралийском штате Виктория, река в американском штате Вирджиния и гора в Хакасии. Самопровозглашенную Курдскую республику, существовавшую в период с 1927 по 1930 гг., также называли Арарат.
Для армянского народа Арарат — это больше, чем любимый образ Родины, это немой свидетель национальной судьбы. Гора присутствует на щите, изображенном на государственном гербе. Ее название носит Ереванский коньячный завод, выпускающий целую серию коньяков под брендом «АрАрАт», а также самый известный за пределами Армении футбольный клуб Еревана, популярное в стране радио ФМ, железнодорожная станция и множество других объектов. Горе посвящают стихи и песни.
Вид на Арарат, Грач Оганесян
Киноленту «Арарат», вышедшую на экраны в 2002 году, канадский режиссер и актер Атом Эгоян посвятил геноциду армянского народа в период 1915–23 гг. Фильм получил несколько премий и наград, однако огромных кассовых сборов он не принес.
Русский художник армянского происхождения И. Айвазовский (Ованнес Айвазян) не раз изображал Арарат в своих работах
На вопрос в рамках Парижской выставки, почему в своем творчестве он уделяет внимание армянским видам, мастер воскликнул: «Вот наша Армения!», указав на написанную им в 1889 году картину «Сошествие Ноя с горы Арарат». Сегодня произведение храниться в Национальной галерее Армении, в Ереване
Айвазовский. Сошествие Ноя с Арарата, commons.wikimedia.org
Изображения Арарата присутствовали на денежных купюрах номиналом 100 армянских драм и 100 турецких лир.
Восхождения
Впервые на вершину Большого Арарата поднялся профессор-естествоиспытатель И. Е. Паррот в сентябре 1829 г. В экспедиции приняли участие еще пять человек. Группа отметила свое достижение установкой креста. Восхождение на гору Арарат стало возможным после того, как ее вершины перешла под юрисдикцию Российской империи в ходе подписания в 1828 году Туркманчайского мирного договора.
В сентябре 1876-го Арарат был покорен «в одиночку» Д. Брайсом. Его последователями стали А. Пастухов и А. Абелян (1893–96 гг.). Зимним первопроходцем-одиночкой стал турецкий подданный Б. Эргер. Свой путь он совершил в феврале 1970-го.
Сегодня для восхождения на Арарат требуется получение индивидуального или группового разрешения у турецкой стороны.
Большой и Малый Арарат
Арарат состоит из двух пиков различных по высоте. Они принадлежат к единой вулканической системе, чья общая протяженность составляет 130 км. Горы отделены друг от друга Сардар-Булакской седловиной. По этой перемычке совершают восхождения на конусы. Гора окружена живописными долинами, полными сельскохозяйственных угодий и пастбищ для овец.
Большой Арарат (Масис)
Самая большая гора в вулканической системе. Она настолько высока, что ее можно увидеть за десятки километров с территории соседних государств. 5 км пик представляет собой уснувший вулкан, образованный примерно 3 500 000 лет назад, его склоны состоят из выщербленного базальта и завалов камней, а вершина выше 3500 м покрыта вечным снегом и системой из 30 ледников. Самый длинный из ледников имеет протяженность 2 км.
Нередко подножие Большого Арарата укутывается плотными облаками, оставляя видимым, лишь хорошо освещенную вершину. Альпинисты, которые находятся там во время подобного явления, испытывают ощущения схожие с «хождением по небу». Это очень красиво и завораживающе.
Малый Арарат (Сис)
Малый конус имеет высоту на 2000 м ниже, чем Большой Арарат. По геологическим меркам – это совсем молодое образование, чей возраст не превышает 150 000 лет. Оно образовалось вследствие закупорки большого конуса, в результате чего лава нашла себе выход в другом месте.
По виду она представляет собой копию Большого конуса. Все те же правильные формы, каменистые и пустынные склоны, а также вечный снег на высоте от 3500 м. У подножия горы можно встретить заросли из берез и дикого винограда, но в целом растительности здесь не больше, чем перед Большим Араратом.
Климат горы
Климат горы Арарат довольно суров: на высоте свыше 2 тыс. метров всегда дуют ветра, а дневная температура воздуха даже летом может быть ниже +10°С. Наиболее комфортная погода здесь в июле, когда температурные показатели воздуха составляют около +25°С.
Восхождение на гору
Несмотря на непростые климатические условия, подняться на гору несложно благодаря плавному подъёму на северном склоне вулкана. Единственное, что собираясь покорить эту гору летом, необходимо не забыть захватить с собой специальное снаряжение для того, чтобы иметь возможность безопасно преодолеть ледники.
Кроме того, желающие увидеть гору, к которой согласно преданиям причалил в своё время ковчег Ноя, должны учитывать также тот факт, что добраться до неё со стороны Армении в данный момент сложно и проблематично, поэтому учитывая, что гора Арарат находится в Турции, желательно добираться к ней через эту страну.
В Библии
Йозеф Антон Кох, Пейзаж с жертвоприношением Ноя, 1803 г. На заднем плане видна гора с ковчегом на вершине.
В Библии упоминаются «горы Араратские». Согласно современным представлениям, речь идёт об Урарту — местности на севере Ассирии и, в другое время, государстве севернее Ассирии. Ноев ковчег, согласно Библии, сел на мель на одной из гор земли Араратской (Быт 8:4):
Согласно Библейской энциклопедии Брокгауза, ничто не указывает на то, что ковчег пристал именно к современной горе Арарат.
Есть версия, что сказание о всемирном потопе, описываемое в Библии, связано с месопотамскими преданиями. Однако в целом разные варианты сказания о всемирном потопе встречаются среди многих народов, вплоть до Австралии, островов Океании и индейских племён, что может говорить о более древнем источнике. Подробнее см. . Согласно Новосельцеву, месопотамский миф о потопе был в ассирийский период связан с южными отрогами Армянского нагорья. Иосиф Флавий в I в н. э. сообщал, ссылаясь на халдеянина Бероса, что остатки ковчега сохранились «в Армении на горе Кордуйской» — согласно Новосельцеву, в Кордиенских горах, то есть горном хребте, непосредственно примыкающем с севера к Месопотамской равнине.
По мнению Новосельцева, отождествление горы Ноя с современным Араратом, по-видимому, сложилось после V века в церковных кругах вне Армении, откуда оно попало и в эту страну. Согласно Православной энциклопедии, лишь начиная с XI—XII вв. армянской, а затем и другими традициями Масис (устаревшее армянское название Арарата) стал отождествляться с местом, где пристал Ноев ковчег.
В развитие этой традиции европейцы дали горе название «Арарат» (см. раздел ).
Вокруг этой традиции у местных народов сложился комплекс легенд. Арарат является священным местом для армян (см. также раздел ). Персидская легенда называет Арарат колыбелью человечества. Считалось, что деревня Ахури на склоне Арарата находится на месте, где Ной построил алтарь и посадил первый виноградник, а её название выводили из армянского «он посадил лозу»). Название города Маранд выводили из армянского «здесь находится мать» и считали местом смерти и захоронения жены Ноя. Название города Нахичевань трактовали как «он впервые сошёл» и идентифицировали с местом высадки Ноя[неавторитетный источник?]. Считалось, что на вершине горы халдеи поклонялись звёздам, и трое из них последовали за Вифлеемской звездой к месту рождения Иисуса Христа[неавторитетный источник?].
Святой Яков и недосягаемость вершины Арарата
Армянский монастырь св. Якова на склоне горы Арарат. Зарисовка Ф. Паррота 1829 года
С XIII века европейцам известна армянская легенда о Святом Якове (Агопе) (являющаяся адаптацией более ранней легенды о Святом Иакове Низибийском, в которой фигурирует гора Джуди). Этот монах страждал подняться на вершину горы и поклониться ковчегу, который был виден в хорошую погоду. Трижды пытался он взойти на вершину, но, поднявшись на большую высоту, каждый раз засыпал, а проснувшись, он обнаруживал себя у подножия горы. После третьей попытки ему во сне явился ангел и сказал, что Бог запретил смертным восходить на священную вершину и касаться ковчега. Но в награду за стремление к святыне ангел даровал монаху кусок дерева, из которого был сделан ковчег. Святому Якову был посвящён монастырь, расположенный выше деревни Ахури (деревня и монастырь были полностью разрушены в 1840 году, см. раздел ).
Невозможность достичь вершины Арарата была, по словам Джеймса Брайса, «почти частью вероучения» армянской церкви. Двое из сопровождавших Паррота (см. раздел ) армян после восхождения утверждали, что поднялись на большую высоту, но не на вершину. Похожая история произошла и с другим покорителем Арарата — Абихом — в 1845 году. Группа англичан, поднимавшихся на гору в 1856 году, получили заверения от курдов и турок, что вершина недосягаема. По мнению Брайса, в 1876 году ни один человек, живущий в зоне видимости Арарата (за исключением, возможно, какого-нибудь хорошо образованного российского чиновника в Ереване), не сомневался, что после Ноя никто не ступал на вершину горы. После восхождения на Арарат Брайс посетил Эчмиадзин, где был представлен управляющему им архимандриту. В ходе беседы Брайс сообщил, что взошёл на гору. Переводчик сказал архимандриту: «Этот англичанин говорит, что был на вершине Масиса». Тот с улыбкой ответил: «Нет, этого не может быть. Никто никогда там не был. Это невозможно».
Поиски Ноева ковчега
Легенда о ковчеге известна всем христианам мира и представителям иных религиозных убеждений. Она непосредственно связана с турецко-армянской горой. Историки, археологи и исследователи до настоящего момента занимаются активными поисками останков.
Поиски осуществляются на территории национального парка, который раскинулся на огромной площади в 88 га у подножия Арарата.
Никаких официальных подтверждений того, что ковчег Ноя стоит искать именно в этой местности, не имеется. Эти предположения основываются на теологических историях. Однако, веру в то, что останки когда-нибудь будут найдены, историки не теряют. Ведь данная находка может стать величайшим открытием для всей мировой истории для всех христиан.
Легенда о ковчеге поддерживает статус Арарата в качестве священной горы. Считалось, что взобраться на вершину невозможно, потому что гора имеет святость. Когда в 19 веке, наконец, английский исследователь совершил восхождение, доказать этот факт ему было проблематично. В этот рассказ местному верующему народу было очень трудно поверить.
По одной из легенд русский офицер Росковитский тоже совершил полное восхождение на вершину. По преданию, он даже видел Ноев ковчег и сделал его фотоснимки. Но в 1917 году была совершена революция и эти кадры были бесследно утрачены – уничтожены или утеряны.
Возьмите на заметку: есть и другие смутные подтверждения существования священного корабля. Например, однажды были сделаны снимки местности с высоты. И, как показалось исследователям, в одной из существующих расщелин видны останки Ноева ковчега. Это произошло еще в 70-х годах прошлого века. Однако до настоящего времени данная информация достоверно не подтверждена.
Великий Арарат с двумя своими вершинами до сих пор считается святыней для армянского народа, пусть даже она не находится на его территории. Святость объекта до настоящего времени не подвергается сомнению.
Связь с библейским Ноевым ковчегом делает это место привлекательным с туристической точки зрения. Посмотреть на великую гору приезжают не только из соседних стран, но и из дальнего зарубежья.
Совет: перед поездкой в Турцию, стоит заранее изучить существующие маршруты и близлежащие достопримечательности. Это позволить сэкономить время и посмотреть много интересных мест.
О священной горе Арарат смотрите следующее видео:
Восхождение
И хотя погодные условия на этой территории не радуют, восхождение всё равно происходит довольно просто, ведь здесь сконструирован специальный подъём в северной части склона горы. Главное, если вы преодолеваете подъем в летний сезон, то вы должны обязательно позаботиться о специальном снаряжении, чтобы покорение горы происходило безопасно.
Также тем, кто хочет добраться до священного Ноева ковчега, нужно учитывать то, что дойти до него с территории Армении довольно проблематично, поэтому лучшим вариантом будет, если вы начнёте своё восхождение с территории Турции, на которой и располагается эта гора.
Арарат: описание и характеристика знаменитой горы
Располагается самая высокая гора Армянского нагорья в восточной части Турции, на прибрежном месте около реки Аракс, на расстоянии шестнадцати километров от Ирана и тридцати двух от самой Армении.
- Арарат включён в состав Армянского нагорья, территория которого равняется 400 тыс. км кв. (если внимательно проанализировать географическую карту, то можно увидеть, что горный массив располагается сразу на территории нескольких стран – Турции, Армении, Грузии, Азербайджана, а также Ирана). Сейчас все вулканы, которые имеются на Армянском нагорье, полностью неактивны, исключая Немрут. К потухшим вулканам местные жители относят и самую высокую вершину хребта, то есть саму гору Арарат.
- Специалисты в области изучения горы говорят, что вулкан Арарат последний раз извергался в 3 тыс. до н. э., так как под слоями лавы учёные смогли найти и откопать большое количество артефактов и необычных предметов, которые можно отнести к бронзовому веку, а также были найдены останки людей. После этого момента гора перестала проявлять какие-либо признаки активности и надолго успокоилась.
- Полностью потухшим вулканом Арарат считать не стоит, так как ещё одно проявление активности было совершено не так давно, в середине XIX века. Оно вызвало землетрясение большого масштаба, из-за которого подвергся разрушению монастырь Святого Якова, а также сильно пострадала маленькая деревня Аргури (после этого события народы перестали поселяться поблизости либо на склонах великой горы). Стоит отметить, что данное извержение вулкана происходило необычном образом – возникло оно глубоко в земле, лава при этом на поверхность вулкана не выбрасывалась.
Внешний вид
Арарат сформирован подобием двух вулканических конусов, подножья которых раскинулись на 130 километров в стороны. Совмещает их вместе Сардар-Булакская седловина, а расстояние между вершинами двух гор равняется одиннадцати километрам.
Характеристика Большого Арарата
Большой Арарат, который на карте находится с западной стороны Турции, возник около 3,5 миллионов лет тому назад и считается самой большой горной возвышенностью на территории Турции. Высота хребта равняется 5165 метрам над уровнем моря. С отметки в 4200 метров склоны горы начинают обильно покрываться снегом и ледниками различного происхождения (всего ледников насчитывается около двадцати единиц, самый крупный – ледник святого Якова распростёрся на расстояние в два километра).
Малый Арарат: характеристика
На географической карте можно рассмотреть Малый Арарат, расположенный с восточной стороны от Большого. Возникла эта гора намного позже – 150 тыс. лет назад, показатели высоты её также намного скромнее – 3 896 метров над уровнем моря. И хотя гора не такая высокая, но на её склонах и на склонах Большого Арарата растительности очень мало. Очень редко тут можно встретить одиноко стоящие берёзы либо дикий виноград. Всё это можно объяснить тем, что территория гор покрыта большим слоем пепла, лавы, а также отложениями тефры.
Климатические особенности
Погода на территории горного хребта довольно суровая и неблагоприятная. Так, на высоте выше 2 тыс. метров над уровнем постоянно дуют холодные ветра, а температура воздуха даже в летнее время может равняться всего лишь 10 градусам Цельсия, а иногда и ниже. Наиболее благоприятный режим погоды здесь устанавливается в июле, когда температура воздуха доходит до отметки в 25 градусов Цельсия.
Гора Арарат на карте Турции
Арарат находится в 36 километрах от армянской границы и в 16 — от границы с Ираном. Ыгдыр — название турецкого региона, в котором она находится.
Библейская история
Большинству из нас Арарат известен как гора, на которой после долгого плавания остановился Ноев ковчег. Подтверждения этому факту, и уж тем более — остатков самого ковчега нет. Однако чисто из соображений логики предполагается, что Ноев ковчег осел на самой высокой горе в данной местности. И именно Арарат больше всего подходит на эту роль.
По верованиям армянской христианской церкви, вершина горы является недосягаемой для простых смертных. По легенде, святой Яков трижды пытался взойти на гору, чтобы поклониться остаткам ковчега, трижды засыпал по дороге и просыпался у подножия вершины. Лишь позже в видении ангел сказал ему, что смертным подниматься на вершину нельзя. По этой причине попытки покорения Арарата многими армянами считались богопротивными.
Из-за этого многие факты восхождения альпинистов на вершину опровергались служащими церкви. Два армянских крестьянина, сопровождавших первого покорителя Арарата Фридриха Паррота, говорили, что поднялись очень высоко, но до вершины не дошли. А когда учёный Брайс после восхождения сообщил о своём достижении архимандриту армянской церкви, тот с улыбкой покачал головой и сказал, что этого не может быть.
Восхождение на Арарат
Первыми покорителями вершины были участники экспедиции шведского профессора Иоганна Фридриха Паррота, поднявшиеся на гору в 1829 году. Это была исследовательская экспедиция, во время которой проводилось картографирование местности и изучение геологии, флоры и фауны окрестностей горы. В составе группы были переводчик, двое солдат и двое крестьян.
Первое одиночное восхождение на Арарат совершил британский исследователь Джеймс Брайс в 1876 году, а первое зимнее восхождение — турецкий альпинист Боскут Эргёр в 1970 году.
Технически восхождение на Большой Арарат не сложно благодаря достаточно плавному подъёму на него с северной стороны. Сегодня на него может взойти любой альпинист, получивший специальное разрешение у властей Турции. Для восхождения в летнее время требуется специальное снаряжение для безопасного пересечения ледовых полей, поэтому определенная квалификация у альпиниста должна иметься.
Единственной проблемой для желающих осуществить восхождение на Арарат является ее удалённость от многих крупных населённых пунктов. В рамках самостоятельного путешествия по Турции к нему можно добраться из Вана или Карса на автобусе или арендованной машине. В случае же, если Арарат является единственной целью путешествия, можно рассматривать вариант въезда в Турцию из Грузии и заброски под гору с помощью нанятого транспорта.
Важно и то, что церковь сегодня официально признала возможность покорения Арарата, и потому на туристов и альпинистов, побывавших на вершине, никто и нигде не будет смотреть с негодованием. А сам вид с пятитысячника подарит очередную порцию положительных эмоций упорному покорителю
Арарат – священная гора армян
Находится самая высокая гора Армянского нагорья на востоке Турецкой Республики, на побережье реки Аракс, в шестнадцати километрах от Ирана и в тридцати двух – от Армении (если нужно уточнить по карте, где находится гора Арарат, то её точные географические координаты составляют 39°42′09″ с. ш. 44°18′01″ в. д.).
Входит Арарат в состав Армянского нагорья, площадь которого составляет около 400 тыс. км. кв. (если смотреть по карте, то он расположен на территории сразу пяти стран – Турции, Армении, Грузии, Ирана и Азербайджана). В настоящее время почти все вулканы Армянского нагорья, кроме Немрута, никакой вулканической активности не проявляют – это касается и самой высокой вершины горного хребта, горы Арарат.
Учёные предполагают, что самый высокий вулкан Турции проявлял активную вулканическую деятельность в III тыс. до н. э., поскольку под толщей лавовых наслоений исследователи нашли немало артефактов, относящихся к раннему бронзовому веку и остатки человеческих тел. После этого гора успокоилась и особой активности не проявляла.
Полностью уснувшим вулканом Арарат назвать нельзя, поскольку последние проявления вулканической активности произошли относительно недавно, в середине XIX века, вызвав сильнейшее землетрясение, из-за которого оказались полностью разрушены монастырь Святого Якова, и небольшая деревня Аргури (после этого каких-либо поселений на склонах горы уже не обустраивали). Стоит заметить, что вышеупомянутое извержение было специфическим – происходило оно глубоко в земле, а лава не выбрасывалась.
Как Арарат стал турецким
В наши дни Арарат располагается на территории турецкого государства, в восточной Анатолии. Неподалеку находятся границы с Арменией и Ираном. Несмотря на многолетние запреты совершать восхождение на гору, в 1829 году впервые до вершины добралась экспедиция из Российской империи. Возглавил ее профессор Дерптского университета Иоганн Фридрих Паррот. Это случилось спустя год после того, как Закавказье с территорией Армянского нагорья перешло к России после войны против Персии (ныне – Иран). Почти сто лет Арарат находился на территории Российской империи, так же, как и Армения. Ситуация изменилась после Первой мировой войны.
Османская империя вышла из мирового конфликта в статусе проигравшего государства и фактически распалась. На ее обломках возникла молодая Турецкая республика под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка. В конфликтах с уже независимыми Арменией и Грузией Ататюрку удалось отвоевать земли до Каспийского моря. В 1920 году турки заняли крепости Карс, Артвин, Нахичевань и Батуми. РСФСР могла бы вступиться за Армению, но предпочла не развязывать новую войну. Начались переговоры. Нахичевань и Аджария приобрели статус автономий и не достались туркам, хотя те, вероятно, планировали вернуть их в случае краха советского государства. Граница между Турцией и Арменией прошла по реке Аракс, расположенной на Армянском нагорье. Большой Арарат в 1921 году тоже стал турецким. Через девять лет Турция выменяла у иранского шаха склон Малого Арарата, став единственной обладательницей легендарной горы.
Армения и Арарат в составе РИ и СССР
Уже в начале 19 века, после нескольких российско-персидских войн, практически вся территория Армении, в том числе и гора Арарат вошли в состав Российской Империи. Именно российский профессор Паррот и 5 его спутников (3 из которых – армяне, а 2 – русские солдаты) были первыми людьми, побывавшими на вершине легендарной горы. Случилось это 27 сентября 1829 года.
А вот правительству Ленина было не до христианских и армянских легенд, и оно спокойно передало Арарат Турции в 1921 году. Но уже во времена Сталина (а именно он, вопреки расхожему мнению был создателем СССР) на гербе Армянской ССР появился Арарат. Когда западные журналисты спросили почему – ведь гора принадлежит Турции, то он возразил, что на турецком флаге есть полумесяц, но это не значит, что Луна принадлежит туркам.
Арарат был, есть и остается святыней всех армян, несмотря на гонения и геноциды. Это святое место не только для них, но и для всех христиан. Кстати гора эта довольно труднодоступная для восхождения и не годится для посещения паломниками.
Так что может и к лучшему тот факт, что сейчас она находится на территории Турции. Кстати, в завоеванном некогда турками Константинополе (Царьграде) находится еще одна святыня – Собор Святой Софии, ныне превращенная в мечеть. Но, как известно, в жизни не бывает ничего вечного.
Гора Арарат и Армения
Святая гора Арарат – это сакральный символ, визитная карточка и благословенная гордость для армян всего мира. Они называют ее Масис, что переводится как «большой, великий» и означает «величайшая гора». Невзирая на то, что Арарат отделяет от современной границы Армении 32 км, земли вокруг нее армяне считают своей исторической Родиной, а своих прародителей— первым послепотопным народом.
Уничтоженная землетрясением 1840 г, деревня Аргури почиталась как первая стоянка Ноя, где он сошел с ковчега, заложил первый алтарный камень и возделал первую виноградную лозу.
Ни в одной стране мира нет такого большого эпического наследия, посвященного этой могущественной горе. В одном из преданий говорится о трех царях-великанах — Эльбрусе, Казбеке и священном Арарате, которые охраняют мир от разрушения с начала времен.
Об исключительном поклонении говорит тот факт, что подъем на Масис считался небогоугодным деянием. Это мнение нашло отражение в древнем армянском сказании о Святом Якове. В нем повествуется о том, как Яков решил отдать дань уважения Ковчегу, хорошо заметному в погожие дни, и стал взбираться на вершину. Но по дороге он неожиданно заснул, а пробудился внизу склона горы. Трижды повторял он свои безуспешные попытки, и после последнего пробуждения удостоился явления небесного ангела.
Посланник Господа наградил его за упорное стремление прикоснуться к святыне, и в благодарность даровал кусочек дерева, из которого был построен Ковчег. Вместе с этим он передал монаху божье послание, запрещающее смертным подниматься на священную гору.
Символическое изображение горы Арарат – неизменный геральдический атрибут Армении. Вначале она украсила ее герб в 1918 г под названием «Араратской республики». С тех пор названия страны несколько раз менялись, неизменным оставался лишь вид горных вершин на ее гербе. В своем современном варианте к нему был добавлен Ноев Ковчег. Всем хорошо известно, что Арарат – самое распространенное армянское имя, а одноименный фирменный знак лучшего армянского коньяка почитается по всему миру.
Малоизвестные факты
Знали ли армяне, называя Арарат величайшей горой, что со временем геологи подтвердят этот факт?
Ведь его относительная высота от подножия до вершины составляет 4365 метров, что намного превышает этот показатель у высочайшей вершины мира – Эвереста. Высота гималайского гиганта 8848 м измеряется от уровня моря, а над поверхностью земли она возвышается всего лишь на 3550 м.
Не надо быть великим пророком, чтобы предсказать будущее этой удивительной горы-легенды. Воспетая великими поэтами и героями, двуглавая белоснежная красавица когда-нибудь откроет миру свои древние тайны и принесет еще немало необычных сюрпризов своему благодарному человечеству.
Автор Григорьева Лариса
Религиозное и культурное значение
Арарат популярен не только природной красотой, а, во многом, благодаря библейским сказаниям. Согласно учениям главной книги христиан, Ной во времена Всемирного потопа нашел убежище именно на вершине Арарата. Прямых доказательств, тем более найденных артефактов найти не удалось. Если руководствоваться здравым смыслом, то ковчег должен пристать к самой высокой точке суши в данном регионе, которым и является Арарат. История горы обросла множеством легенд и преданий, многие близлежащие народы считают ее священной и достойной поклонения.
Согласно верованиям древних армян, вершина горы недосягаема для посещения, сему способствовала легенда о Святом Якове, датированная 13 веком. Монах Яков, желавший найти и поклониться священным реликвиям, трижды отправлялся на вершину горы. Каждый раз, он непостижимым образом, оказывался у подножия. В третий раз ему явился во сне ангел, с объяснениями, что Божьей волей запрещено простым людям подниматься на вершину и тревожить священный ковчег. Желая поощрить старания монаха, подарил ему кусочек дерева с ковчега. В память о знаменательном событии построен монастырь Святого Якова у подножия горы.
С той поры многие смельчаки отправлялись покорять неприступный пик во имя поиска святыни. Необъяснимые вещи, которые сопровождали экспедиции, доказывали правдивость легенды. Лишь в 1876 году Джеймс Брайс в одиночку, затратив на подъем целые сутки, первым ступил на вершину священного пика.