Голубая мечеть в стамбуле: просто о самом главном

Азиатская часть города

Уникальность Стамбула, как уже было сказано в его географическом положении, – в двух частях света. Данный факт делает районы города удивительно похожими и в то же время несравнимыми друг с другом. Если вы уже изучили «европейский» Стамбул, достопримечательности «азиатского» тоже не обойдите стороной, не верьте мифу, что их там нет. Мы рекомендуем вам два больших комплекса, на которые стоит потратить как минимум день.

Во-первых, стоит отправиться на Принцевы острова. Еще во времена Византийской империи на них отправляли в ссылку принцев и близких к императору людей, а сейчас это популярное место отдыха не только туристов, но и местных жителей. В этом интересном месте можно отведать лучшие блюда из рыбы и морепродуктов, посетить монастырь Св. Георгия и многое другое, занятий хватит на целый день.

Во-вторых, исторический район Ускюдар, расположенный на месте стоявшего когда-то там античного города Скутари. Вы встретите на своем пути множество великолепных старых мечетей, церквей и храмов, живописные фонтаны и интересные музеи.

Какие выставки включает Музейная Карта

Ежегодно меняется не только стоимость пропуска, но и список мест, которые включены в его программу.

Галатская башня – ДОБАВИЛИ 30 лир Открыто ежедневно
Музей Мозаики Большого Дворца 24 лиры Открыто ежедневно
Музей Мечети Фетхие 10 лир Открыто ежедневно
Музей Карие или Монастырь Хора 54 лиры Открыто ежедневно
Музей Галата Мевлевиханеси 14 лир Понедельник выходной
Музей Хисарлар 18 лир Среда выходной
Музей истории исламской науки 14 лир Открыто ежедневно
Стамбульский Музей Археологи 36 лир Понедельник выходной
Церковь Святой Ирины 36 лир Вторник выходной
Дворец Топкапы 72 лиры Вторник выходной
Дворец Топкапы и Гарем 108 лир Вторник выходной
Музей турецкого и исламского искусства 42 лиры Понедельник выходной
Собор Святой Софии – УБРАЛИ 72 лиры Понедельник выходной
Музей Гробниц Бесплатно Открыто ежедневно
Музей Адама Мицкевича Бесплатно Понедельник выходной

Для наглядности рядом указаны обычные цены на билеты:

Башня Галата построена в VI веке. Служила маяком, колокольней и обсерватория. С нее был совершен первый удачный полет человека на импровизированных крыльях. Ныне это смотровая площадка, ночной клуб и ресторан.

Подъем наверх – 30 лир.
Работает ежедневно.

BÜYÜK SARAY MOZAİKLERİ MÜZESİ (Музей Мозаики Большого Дворца). Выставка демонстрирует собрание уникальных образцов восточного мозаичного искусства, датируемых 450-550 гг. н.э.

Открыто ежедневно.
Вход – 24 лиры.

FETHİYE MÜZESİ (Музей Мечети Фетхие – Церковь Богородицы Паммакаристы). Строилась как христианская церковь. Одно время была женским монастырем. В конце XVI века ее перестроили в мечеть.

Открыто ежедневно.
Вход – 10 лир.

KARİYE MÜZESİ (Музей Карие или Монастырь Хора – Церковь Христа Спасителя в Полях). Известный на весь мир коллекцией превосходно сохранившихся мозаики и фресок.

Открыто ежедневно.
Вход – 54 лиры.

GALATA MEVLEVİHANESİ MÜZESİ (Музей Галата Мевлевиханеси). Экспонатами служат предметы изобразительного искусства, музыкальные инструменты, каллиграфические листы. Также интерес представляют ворота для приговоров, мавзолей шейха Галипа, мавзолей Халет Эфенди, библиотека и другие помещения.

Понедельник выходной.
Вход – 14 лир.

HİSARLAR MÜZESİ (RUMELİ HİSARI) (Музей Хисарлар (Крепость Румели)). Тут нет выставочного зала, зато в саду выставлены старинные пушки и части цепей, а из пышного сада открывается захватывающий дух вид на Босфор.

Среда выходной.
Вход – 18 лир.

İSLAM BİLİM VE TEKNOLOJİ TARİHİ MÜZESİ (Музей истории исламской науки и технологий) – очень занимательная выставка предметов, связанных с астрономией, мореходством, часовыми механизмами, медициной и другими направлениями.

Открыто ежедневно.
Вход – 14 лир.

İSTANBUL ARKEOLOJİ MÜZELERİ (Стамбульский Музей Археологи) состоит из 3-х частей, собравших более миллиона экспонатов разных эпох.

Понедельник выходной.
Вход – 36 лир.

AYA İRİNİ ANIT MÜZESİ (Церковь Святой Ирины) – большой старинный храм, сохранивший свою аутентичную атмосферу. Здесь нет яркой росписи, фресок и мозаики. Храм интересен архитектурой, сохранившей следы беспощадного времени.

Вторник выходной.
Вход – 36 лир.

TOPKAPI SARAYI MÜZESİ (Дворец Топкапы) служил резиденцией 25-и султанам целых 400 лет вплоть до падения Османской империи. В нем 4 двора с множеством построек, и каждая часть отгорожена воротами.

Вторник выходной.
Вход – 72 лиры.

TOPKAPI SARAYI MÜZESİ HAREM BÖLÜMÜ (Дворец Топкапы и Гарем). Гарем находится во втором дворе за Воротами Приветствия (Баб-ус-селям), и это самая популярная часть среди путешественников.

Вторник выходной.
Вход: 72 + 36 = 108 лир.

TÜRK ve İSLAM ESERLERİ MÜZESİ (Музей турецкого и исламского искусства). Тут представлены редкие образцы периодов Аббасидов, Мемлука, Сельджуков и Османской империи, собранные из разных уголков исламского мира.

Понедельник выходной.
Вход – 42 лиры.

TÜRBELER MÜZESİ (Музей Гробниц). Курирует 117 именитых гробниц в разных уголках Стамбула, а также представляет ценные артефакты истории Турции.

Открыто ежедневно.
Вход бесплатный.

ADAM MICKIEWICZ MÜZESİ (Музей Адама Мицкевича) содержит документы о жизни и творчестве поэта Мицкевича, его фотографии и свидетельства борьбы за свободу Польши. В подвале расположена его символическая могила.

Понедельник выходной.
Вход бесплатный.

Дабы убедиться, что ничего не изменилось, загляните на сайт Министерства культуры и туризма ТР: https://muze.gov.tr/

История постройки. Архитектор

Строительство Голубой мечети – идея султана Ахмеда I. Он заступил на правление в 1603 году. Начало его правления нельзя назвать блистательным. В то время Османская империя вела военные действия против Ирана и против Австрии. С последней Ахмеду пришлось подписать мирный договор с отказом от ежегодного взимания дани с австрийского государства. Турция постепенно утрачивала авторитет на мировой арене.

Правитель, которому на тот момент было почти 19 лет, решил умилостивить Аллаха. И лучшим способом для этого счет строительство новой мечети. К тому же, турецкие султаны уже 40 лет как не возводили мечети. Денег от завоевательных походов у Ахмеда не было, та как он просто еще не успел победить ни в одной войне. Поэтому молодой султан решил отличиться от своих предшественников, которые основывали храмы на победные деньги. Ради Голубой мечети Ахмед выделил средства из собственной казны.

Для возведения выбрали место бывшего дворца константинопольских императоров. Однако там уже стояли несколько дворцов, в том числе Великого визиря Соколлу Мехмет-паши. Поэтому сначала их пришлось купить за значительную цену, а потом снести. В городе уже был главный храм, Айя София, переделанный из захваченного христианского собора. Султан же захотел построить мусульманскую мечеть с основания, опираясь на все каноны своей веры. Новая святыня должна была быть не противопоставлена главному храму, при этом не выделяясь перед ним.

Работу начали в августе 1609 года. Руководил процессом архитектор Седефкар Мехмед Ага. Он был родом из Албании. Попав в Османскую империю, поступил на службу в янычары. Потом ему удалось стать учеником знаменитого в Турции архитектора Мимара Синана. Распространено мнение, что до своего триумфального часа Мехмед Ага занимался только проектированием водопроводов. На самом деле архитектор изучал еще музыку и мастерство инкрустации. Даже первая часть его имени – Седефкар – переводится как “работник перламутра”. Так что в красоте Мехмед Ага знал толк. С 1606 года он стал главным имперским архитектором Османского двора.

Возведение Голубой мечети чуть не навлекло гнев старейшин на Ахмеда I. Ведь весь мусульманский мир подумал, что юный правитель посягает своим детищем превзойти главную мечеть всех покорных Аллаху, которая находится в Мекке. Только там, в отличие от прочих мусульманских храмов, имелось отличие по числу минаретов – их было пять. А у Стамбульской жемчужины их было еще больше – шесть. Получалось, что мекканская святыня по рангу ниже, чем храм в Стамбуле. Ахмеду срочно пришлось проспонсировать строительство двух дополнительных башен в Мекке, чтобы их стало семь.

Керамику для мечети привозили из города Изник. Во времена строительства там производили лучшие экземпляры плитки. Пока возводилась голубая мечеть, Ахмед I запретил поставлять изразцы на какие-либо другие нужды. А так как государственный заказ не всегда своевременно оплачивался, многие керамические фабрики разорились. Другие же вынуждены были снижать себестоимость плитки, жертвуя ее качеством. Со времененм глазурь на таких квадратах линяла.

Строительство голубой мечети завершили в 1616 году. Однако любоваться своим творением султану пришлось недолго. Всего через год после окончания строительства Ахмед заразился тифом и умер в возрасте 26 лет.

Вид на мечеть со стороны улицы Диван Йолу

Музей невинности

История: Музей невинности — это и роман, и музей, сотворённые знаменитым турецким писателем и нобелевским лауреатом Орханом Памуком. Сначала писателю в голову пришла идея создать музей старинных вещей, каждая из которых бы напоминала счастливые моменты и переносила в определённые этапы жизни.

Он выкупил старое здание, отреставрировал его и параллельно начал писать роман — красивейшую историю любви Кемаля и Фюсун, на которую его в том числе вдохновляли купленные на блошиных рынках вещицы. Оформление музея и написание романа были плотно взаимосвязаны, роман был издан в 2008 году, а музей открыт в 2012 году. Коллекция музея собиралась более 15 лет! 

Музей невинности. Фото: Attica/Shutterstock

Почему стоит посетить: потому что такого чувственного, личного и вызывающего трепет музея ты больше не найдёшь. Памук как будто вселил жизнь, всю свою любовь и горечь в тщательно собранные вещи. Среди экспонатов представлены вещи главных героев романа (можно даже увидеть несколько тысяч окурков, которые выкурила Фюсун). Каждый стенд посвящён отдельной главе романа. Просто приходи и почувствуй эту ностальгическую атмосферу.

Как добраться: пешком или на трамвае, ближайшая остановка — Tophane.

История

Целью и причиной строительства всех стамбульских (и не только) мечетей всегда было желание либо задобрить, либо поблагодарить Аллаха за какие-то события. Султанхамет не стала исключением. На рубеже 16-го и 17-го веков Османская империя была втянута сразу в две войны — с Австрией и с Ираном. В первое десятилетие 17-го века откровенно проигрывавшие османы были вынуждены пойти на соглашение с Габсбургами, которое вылилось в утерю влияния империи на мировой арене. Султан Ахмед I верил, что строительство новой святыни в городе поможет снова заслужить расположение Аллаха и изменить ситуацию в стране. Тем более, что предыдущую мечеть построили около сорока лет назад, и это, по мнению правителя, могло расстроить бога.

Чертеж Голубой мечети в Стамбуле

В отличие от предыдущих султанов, Ахмед использовал на строительство свои личные денежные средства. Во-первых, казна нищала из-за ведущихся воин, а новые пополнения не поступали. Во-вторых, он считал, что раз не принес славы стране, то и не может использовать ее деньги даже на такое благое дело.

В одном из музеев Стамбула можно ознакомиться с уменьшенной копией Голубой мечети и рассмотреть ее более детально

Строительство Голубой мечети доверили архитектору Седефкару Мехмету Ага, который был учеником Синана, небезызвестного в годы Сулеймана. Ага хотел превзойти своего мастера, и ему это удалось. Здание строили семь лет — с 1609 по 1616 год. К сожалению, сам Ахмед успел застать его лишь ненадолго. В том же году, когда святыня открыла свои двери для верующих, правитель скончался от тифа.

Надпись, которая закреплена между двумя башнями Голубой мечети, означает «Никто не должен оставаться один»

Описание

В архитектурный комплекс входят 6 минаретов, символизирующих столпы мусульманства. Два из них, наиболее удаленные, имеют высоту по 90 м. Остальные, окружающие центр, —107,1 м (что связано с памятью о битве, состоявшейся при Манцикерте 1071 года). Минареты украшены специальными балконами — изящными шерифе.

Это традиционный элемент исламской архитектуры, в прежние времена служивший местом, откуда муэдзин призывал мусульман к совершению намаза. Минареты меньшей высоты имеют по 2 таких балкончика, более высокие — по 3. В архитектурном комплексе Чамлыджа они служат декоративным украшением.

Центральный купол диаметром 34 метра парит на высоте 72 метров. В его размерах также заключена символика — в Стамбуле проживают 72 народности, а 34 — международный автомобильный знак города.

Купол украшен шпилем высотой 7,77 м, состоящим из трех секций. Всего крышу венчают 70 куполов различного диаметра.

Внутри МечетиРозетка куполаВид на купол из центра мечети

Непосредственно в самой мечети на одновременную молитву могут стать 25 000 человек, внутренний дворик вмещает 12 500 человек, а внешний — 22 500 человек. Одновременно архитектурный комплекс могут посетить до 63 000 человек. Предусмотрены удобные подъемники для людей с ограниченными возможностями.

Свод мечети Чамлыджа украшен уникальной росписью-мозаикой с использованием современных технологий. 870 мельчайших деталей из нержавеющей стали покрыты специальным составом из позолоты.

Поверх них располагается золотая роспись, состоящая из 99 имен Аллаха и текста первой суры Корана Аль-Фатиха (“Открывающая”).

Вид с -3-го этажа

16 турецким государствам посвящено количество имен Аллаха, начертанных на стенах мечети. Ее пол украшает голубой ковер ручной работы, площадь которого равна 17 000 квадратных метров.

На высоте 21 метра расположился минбар (трибуна), за которым произносятся молитвы. Имам поднимается к нему с помощью лифта.

Кроме самого здания мечети в комплекс включены:

  • Музей турецкого и исламского искусства площадью 11000 квадратных метров;
  • библиотека — 3000 квадратных метров;
  • художественная галерея— 3500 квадратных метров;
  • конференц-зал на 1000 человек;
  • 8 мастерских для художников— 2500 квадратных метров;
  • несколько залов для проведения собраний;
  • крытая парковка на 3500 автомобилей;
  • бомбоубежище.

В художественной галерее предполагается создать ретроспективу развития мусульманского государства и культуры.

Краткая справка


Мечеть в районе Султанахмет

Султанахмет признан историческим «сердцем» Стамбула, включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. На его территории располагаются известные достопримечательности города, поэтому многие экскурсионные программы начинаются именно с района Султанахмет.

Часто задаваемые вопросы
Чем примечателен район Султанахмет в Стамбуле? Этот район является самым популярным в Стамбуле, он охраняется всемирной организацией ЮНЕСКО. Здесь находятся многочисленные достопримечательности, поэтому посещение Султанахмета включено в список многих экскурсионных программ по Стамбулу.

Своим необычным названием район обязан одноименной мечети (в мире она известна как Голубая мечеть). В былые времена тут находились императорские дворцы правителей византийской империи. Они были разрушены османами. Частично исторические памятники Византии были сохранены, к тому же завоевателями были сооружены новые архитектурные сооружения:

  • религиозные объекты;
  • сады;
  • дворцы;
  • музеи;
  • парки.

В настоящее время Султанахмет считается визитной карточкой турецкого Стамбула. Кроме многочисленных архитектурных и культурных объектов, он отличается развитой инфраструктурой. Туристы, попавшие в исторический центр Стамбула, могут изучать достопримечательности, отдыхать в кафе и ресторанах.

Фото и описание

Голубая мечеть считается первой по величине и одной из красивейших мечетей Стамбула. Голубая мечеть – это величайший шедевр не только исламской, но и мировой архитектуры. Мечеть располагается в историческом центре города на берегу Мраморного моря. Напротив Голубой мечети находится мечеть Айя-София.

Голубая мечеть – один из символов Стамбула. Она вмещает 10 тысяч человек. Сегодня существует традиция: именно здесь собираются мусульмане-паломники перед отъездом в Мекку.

История строительства

Во времена Османской империи Ахмед I вел сразу две войны — с Ираном и Австрией. Война с Австрией закончилась подписанием Житваторокского мира (11 ноября 1606 г.), который обязывал османов отказаться от ежегодной дани с Австрии и признать императорский титул Габсбургов. Данное поражение в совокупности с другими событиями стало причиной падения авторитета Турции, поэтому Ахмед I решил умилостивить Аллаха и построить мечеть. Строительство мечети пришлось очень кстати, так как на протяжении 40 лет не было еще построено ни одной новой мечети. В августе 1609 года началось строительство мечети. Султаны, которые правили до Ахмета I, строили мечети за счет средств, добытых в войнах. Ахмету же пришлось взять деньги из казны. В библиотеке дворца Топкапы по сей день храниться 6 томов описаний работ по строительству мечети.

Мечеть было решено строить вблизи дворца Топканы. Перед началом строительства на Ипподроме снесли несколько зданий раннеосманского и византийского периодов. Строил мечеть архитектор Седефкар Мехмет Ага – ученик и главный помощник архитектора Синана. Мечеть выполнена в двух стилях: классическом османском и византийском. Легенда гласит, что согласно приказу султана, архитектор должен был построить 4 золотых минарета, но в результате было выстроено 6 минаретов.

Внутренняя и внешняя отделка мечети

Строилась мечеть 7 лет, и за год до смерти султана (1616 года) была готова. Материалами для строительства служил камень и мрамор. В качестве декораций использовано множество (больше 20000) белых и голубых керамических образцов ручной работы, поэтому мечеть получила название Голубая. Размер центрального зала мечети 53х51 м, диаметр купола, который накрывает этот зал – 23,5 м, а высота – 43 м. Надписи украшают купол и полукупола. Купол мечети установлен на четырех огромных колоннах, диаметр которых составляет 5 м. Узоры, которыми украшена мечеть, изображают лилии, тюльпаны, розы и гвоздики. На белом фоне выполнены орнаменты разных цветов. Согласно произведенным подсчетам, для выполнения узоров применено больше 50 вариаций изображения тюльпанов. На полу мечети выложены ковры. В мечети очень много света, который поступает через 260 окон. При строительстве мечети были установлены стекла, привезенные из Венеции, но позже эти стекла заменили.

Поражает молитвенная ниша – михраб — вырезанная из мрамора. На него помещен черный камень, который был привезен из Мекки. Вблизи михраба располагается минбар – место, где имам читает проповеди. Есть в мечети особенный вход, расположенный в западной части строения. Над этим входом висит цепь. Вход предназначался для султана, который въезжал на лошади во двор мечети. При въезде султан был вынужден наклоняться, так как цепь висела низко. Это действие означало ничтожность султана перед Аллахом.

Минареты Голубой мечети

Четыре минарета мечети оборудованы тремя балконами, еще два минарета – двумя. Изначально строилось 14 балконов – именно столько было османских султанов, в том числе и Ахмед I. Немного позднее были достроены еще два балкона, в связи с тем, что султанами посчитали и сыновей Ахмеда I. Вблизи мечети расположен мавзолей, в нем захоронен Ахмед I, его жена и сыновья. В северо-восточной части мечети находится павильон султана, сегодня здесь оборудован Музей ковров.

После завершения строительства Голубой мечети выяснилось, что количество минаретов, а их было шесть, соответствует количеству минаретов в мечети Масджид аль-Харам, расположенной в Мекке. В связи с этим пришлось достраивать седьмой минарет. Интересен тот факт, что в с 1953 по 1976 год в ходу была банкнота достоинством в 500 лир, на которой была изображена Голубая мечеть.

Как получить HES-код туристу в Стамбуле?

Существует 3 варианта получения кода, но только один из них подходит для иностранных туристов, поэтому мы подробно опишем именно его. Но для всех трех вариантов, включая единственную опцию для иностранных туристов, необходим доступ к местному, турецкому номеру (зарегистрированному в Турции) – с зарубежного (например, российского) номера получить код не получится!

Вариант для туристов. С турецкой симки (не с российского номера) нужно отправить смс на номер 2023 в формате: HES код вашей страны (если едете из России, то RUS) номер вашего загранпаспорта год рождения фамилия. Например: HES RUS 12345678XXX 1989 IVANOV (для туристов из России). Или: HES GBR 12345678XXX 1989 SMITH (для туристов из Великобритании).

Варианты для резидентов Турции или иностранцев, у которых есть вид на жительство. Они могут получить HES-код с помощью смс на тот же номер, но в другом формате сообщения, или же запросить код через мобильное приложение Hayat Eve Sığar (для iOS, для Android). Естественно, код тоже приходит только на местные, турецкие номера.

C 15 марта 2021 индивидуальный HES-код автоматически создается при заполнении обязательной электронной анкеты ссылке , которую теперь необходимо заполнять всем въезжающим в Турцию

Мечеть Долмабахче (Мечеть Безмиалем Валиде Султан)

Мечеть, строительство которой началось Безмиалем Валиде султаном, была завершена султаном Абдулмаджидом. Надпись на мечети, написанная каллиграфом Джели-Сулус, состоит из четырех куплетов. В центре надписи находится монограмма Султана Абдулмаджида.

Архитекторами мечети являются Нихохос Балян и его отец Гарабет Амира Балян. Мечеть имеет очень интересный дизайн с круглыми окнами, которые мы не привыкли видеть в Османской архитектуре, с формой, похожей на хвост павлина.

Из купола здания, состоящего из двух минаретов, свисает драгоценная люстра. Алтарь и кафедра мечети сделаны из красного мрамора сомаки. Самая большая особенность мечети Долмабахче, которая открылась для поклонения в 1855 году, заключается в том, что ее дизайн выполнен с четкой геометрией.

Другое название мечети Долмабахче, которая является одним из лучших примеров ухода Османской империи от традиционного понимания орнамента и украшений в стиле барокко и эмпира, — Мечеть Султана Безмиалем Валиде.

С 1960 года она была перенесена в Бешикташ в качестве морского музея, а в 1960 году была отремонтирована и вновь открыта для поклонения. Мечеть отреставрировали в 2007 году, и ее облик сохранился по сегодняшний день.

К югу от мечети Долмабахче, между Бешикташ и Кабаташем, есть много транспортных средств, на которых можно добраться.

Айя-София

Много лет назад собор Святой Софии был главным храмом православного мира и крупнейшей церковью в мире. С тех пор произошло много событий, великие империи, сердцем которых в разное время был Стамбул, ушли в небытие, а Айя-София всё также неколебимо стоит на берегах Босфора, поражая тех, кто её видит впервые, своим видом.

Я долго искал хороший ракурс, откуда можно было бы его красиво снять, так чтобы показать его размеры и величие. Найти такую точку на земле мне так и не удалось — огромное здание Айя-Софии постоянно оказывалось перекрыто либо зданиями, либо деревьями, либо ещё какой-нибудь хренью.

Полчаса поисков дали результат — однозначно лучшей обзорной площадкой, откуда открывается, наверное, лучший вид на Айя-Софию, является открытая терраса на крыше ресторана в отеле «Seven Hills», куда мы практически случайно решили зайти перекусить. Как раз с этой точки мечеть, играющая на солнце своей, на первый взгляд, нелепостью форм и, как заметил кто-то из туристов, похожая скорее на военный бункер, чем на храм, предстаёт во всём своём величии.

Внутри она поражает своими размерами — особенно учитывая, что построено всё это было полторы тысячи лет назад. Мои ощущения описать тяжело: говоря по-простому — я зашёл и ох**л.

Айя-София — третий собор, построенный на этом месте.

Первая церковь — Megale Ekklesia — была построена ещё во времена императора Константина, в 360 году. Через 44 года она сгорела во время народного восстания.

Вторая церковь была возведена 415 году, но и её постигла участь предшественницы — она сгорела во время очередного народного восстания в 532 году.

После подавления восстания, в процессе которого было убито более 35 тысяч человек, император Юстианиан задумывает амбициозный проект — возведение крупнейшего в мире собора. Строительство началось в 532 году и продолжалось 5 лет. Работами руководили лучшие архитекторы того времени. Ежедневно над возведением Айя-Софии трудились около 10 тысяч рабочих. Стоимость работ составила три годовых дохода Византийской империи.

Из книги «Сто великих храмов мира» (М. Губарева, А. Низовский — Москва, Вече, 1999):

Название собора — «Hagia Sophia» — переводится как «Премудрость божья».

Помещение собора представляет собой продолговатый прямоугольник, примерно 75 на 70 метров. Венчает храм купол диаметром в 30 метров. Высота от верхней точки купола до пола — 51 метр.

Во время строительства использовались лучшие материалы, привозимые со всех концов Восточной Римской империи — мрамор и яшма, золото и серебро, слоновая кость и жемчуг…

За время своего существования собор неоднократно страдал от пожаров и землетрясений, сильнейшее из которых произошло в конце X века — тогда храм был очень сильно повреждён — обрушился купол и частично стены. Как раз в это время снаружи появились наклонные контрфорсы, выполняющие роль подпорок для здания.

В 1453 году Константинополь завоёвывается османскими войсками. В том же году собор превращают в мечеть.

Название остаётся прежним — «Hagia Sophia», правда переиначенное на турецкий лад оно стало звучать как «Ayasofya» — «Айя-София»

Благодаря тому что многие мозаики были замазаны штукатуркой, они смогли пережить многовековое мусульманское присутствие —  Айя-София оставалась действующей мечетью вплоть до 1935 года, пока не была превращена в музей.

Вообще, если Стамбул — место встречи Европы и Азии, то Айя-София — однозначно место встречи христианства и ислама.

Проглядывающие из под слоя штукатурки сохранившиеся православные мозаики в сочетании с мусульманскими орнаментами и огромными щитами, на которых арабской вязью написано «Аллаху Акбар», выглядят по-настоящему мозговзрывательно.

Черных кожаных щитов всего восемь. На них указаны имена Аллаха, пророка Мухаммеда, первых мусульманских калифов и имамов.

При строительстве храма применялись инновационные для того времени решения — например, в цемент для прочности добавляли масло, а известку готовили исключительно на ячменной воде.

Но, несмотря на профессионализм и изобретательность архитекторов, сегодня достопочтенный возраст собора даёт о себе знать.

Под поблекшей и местами отвалившейся штукатуркой хорошо видны уставшие стены, построенные ещё полторы тысячи лет назад.

Тем удивительнее смотрятся на их фоне сохранившиеся византийские мозаики.

Они, кстати, были выполнены в три этапа — в середине IX века, на рубеже IX и X веков и в конце X века.

Кстати, собор пострадал не только от захвативших Константинополь турок — в 1204 году город был захвачен крестоносцами. Тогда значительная часть богатств была вывезена в европейские страны. Например, сделанный из чистого золота алтарь, пропавший в последующие годы без вести. Или Туринская плащаница, вывезенная из Константинополя в Италию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector