География транспорта мира
Содержание:
- Сеульский метрополитен, Южная Корея
- Суперкавитация
- Структура транспортной системы РФ
- Морской транспорт
- Троллейбусы
- Гонконгский метрополитен, Китай
- Джетпак Мартина
- 7) Франкфурт
- Другим группам посвящается
- ГЛАВА 10. ГЕОГРАФИЯ ТРАНСПОРТА МИРА.
- История самолета
- Базовая терминология
- Медельинские гондолы, Колумбия
- Автобусы
- Водный транспорт
- Общественный транспорт — это не всегда кошмар.
- SkyTrain в Ванкувере, Канада
- Горнодобывающая промышленность
- SCARAB
- Паромные линии Вашингтона, США
- Трамваи
Сеульский метрополитен, Южная Корея
Сеульский метрополитен — одна и самых масштабных систем метро в мире. Ежедневно поезда перевозят по 9,8 млн человек, и это много, учитывая, что население Сеула — около 21-го млн жителей. Поезда ходят каждые две-пять минут, а ветки проложены почти по всему городу и пригородам.
Нажмите, чтобы увеличить
Сеульский метрополитен можно назвать выставкой высоких технологий: здесь есть электронные табло и первый в мире виртуальный рынок, где люди могут покупать продукты или другие мелочи, используя мобильные телефоны. Разумеется, на всех станциях есть Wi-Fi и лифты.
Недостатки? В метро одновременно может находиться слишком много народу, и концентрация CО2 будет небезопасной.
Суперкавитация
Кавитация
В мире морской техники ни одна идея не набирает обороты быстрее, чем суперкавитация. Этот эффект рождается, когда вокруг объекта в жидкости образуется слой пузырьков газа (представьте подводную лодку, окруженную пузырьками). Газ уменьшает трение почти в 900 раз от обычного значения, что позволяет весьма быстро перемещать объекты сквозь воду.
Само собой разумеется, что суперкавитирующая лодка была бы огромным активом любого военно-морского флота. В дополнение к высокой скорости с относительно низким расходом топлива, особая форма усложняет обнаружение с помощью гидролокатора. Такая лодка может обогнать торпеду.
Juliet Marine Systems, частная компания в Портсмуте, Нью-Гемпшир, пытается построить такую лодку. GHOST будет защищать военно-морские суда от пиратов, их атакующих. Также подобный транспорт может быть эффективным паромом, способным быстро переместить войска к берегам противника.
Структура транспортной системы РФ
Комплекс транспортной системы представлен следующими видами:
-
Железнодорожный — это основной вид транспорта в России, с помощью которого осуществляются грузовые и пассажирские перевозки по рельсам путем механической тяги. На железнодорожный транспорт приходится 44,4% всего грузооборота страны.
-
Трубопроводный — система трубопроводов позволяет передавать природные ресурсы (газ и нефть) из восточных районов страны в западные. Грузооборот составляет 46,4%.
-
Автомобильный — имеет большое значение для перевозки тяжелых грузов, особенно в местах, где нет железных дорог. Автомобильный транспорт перевозит 4,6% грузов страны.
-
Морской — крупнейшие порты располагаются в Архангельске, Владивостоке, Находке и Санкт-Петербурге. Перевозит 0,6% грузов.
-
Речной — наиболее развит на севере и в Сибири, где протекают крупнейшие реки. В этих районах страны наземный транспорт плохо развит. Единая система речного транспорта представляет собой соединённые сетью каналов крупнейшие реки России. Значение грузооборота этого вида транспорта составляет 3,9% от общего объёма.
-
Авиационный — это высокоскоростной вид транспорта, но при этом самый дорогостоящий. Основное направление — доставка пассажиров. Перевозка грузов ограничена ввиду больших затрат. Доля грузооборота составляет всего 0,1%.
Таким образом, суммарно грузооборот железнодорожной и трубопроводной систем составляет более 90%. При этом этот транспорт перевозит одну треть общего объёма грузов.
Две трети приходится на автомобильный транспорт, хотя по грузообороту он занимает менее 5%. Доля железнодорожного транспорта продолжает расти.
Транспортная система является важным фактором для развития внешней торговли и обеспечивает коммуникации для производственных отраслей и регионов страны.
Следует отметить негативное влияние транспорта на экологию.
Трубопроводы находятся в неудовлетворительном состоянии, что приводит к их частым разрывам. При этом считается, что этот вид транспорта самый безопасный для окружающей среды при надлежащей эксплуатации.
Морской транспорт
Морской транспорт лидирует в грузовых перевозках уже давно. Самое популярное движение происходит по Атлантическому океану. Суэцкий и Панамский каналы существенно сокращают морские пути, поэтому также играют важную роль в общей морской сети. Лишь пятая часть всех морских перевозок производится в рамках одной страны, остальные — международные. Факты о морском транспорте:
- в морских перевозках участвует 160 стран;
- в связи с низкими налогами самый крупный тоннажный флот имеют Панама и Либерия;
- крупнейшие торговые флота — в Японии, Норвегии, США, Греции, России, Китае;
- самые большие порты — в Шанхае, Сингапуре, Роттердаме.
Троллейбусы
1) Hess lighTram (BGGT-N2C) (Швейцария) – 24,7 м
Троллейбус Hess lighTram (BGGT-N2C). Фото из Яндекс Картинки
Это самый длинный в мире троллейбус.
Выпускается швейцарской фирмой Carrosserie Hess AG. Троллейбус состоит из трех секций, соединенных между собой «гармошкой». Этот немного необычный общественный транспорт эксплуатируется в нескольких городах этой страны.
Некоторые характеристики:
- Вместимость – 192 пассажира;
- Длина – 24,7 м;
- Вес – 24,6 т.
Троллейбус Hess lighTram (BGGT-N2C). Фото из Яндекс Картинки
2) Van Hool ExquiCity 24 Т (Бельгия) – 24,0 м
Троллейбус Van Hool ExquiCity 24 Т. Фото из Яндекс Картинки
Я не удержался, и решил вам показать троллейбус-гигант еще одного европейского производителя – бельгийской машиностроительной компании Van Hool. Меня привлек современный и несколько необычный дизайн этой машины.
Троллейбус Van Hool ExquiCity 24 Т. Фото из Яндекс Картинки
Не правда ли, что этот необычный троллейбус очень неплохо смотрится!
Видео из свободного доступа в YouTube
3) ЯТБ-3 (СССР) – 4,7 м
Троллейбус ЯТБ-3. Фото из Яндекс Картинки
Это один из самых высоких в мире троллейбусов.
Этот двухэтажный гигант выпускался Ярославским автомобильным заводом в 1938-1939 годах и работал на различных маршрутах общественного транспорта в Москве. Прототипом ему послужил привезенный из Англии в 1937 году троллейбус-даблдекер AEC 664T.
Всего было построено 10 таких машин.
Основные характеристики:
- Общая вместимость – 100 чел.;
- Сидячих мест: внизу – 32: вверху – 40;
- Длина – 9,5 м;
- Ширина – 2,5 м;
- Высота – 4,8 м;
- Вес – 10,7 т;
- Скорость – 55 км/ч.
Гонконгский метрополитен, Китай
В Гонконге 90% граждан ездят на работу на общественном транспорте. Линии метро проходят через самые густонаселённые районы. В Гонконгском метрополитене есть несколько систем, которые делают его не только эффективным, но и едва ли не самым доступным среди всех метрополитенов мира.
Нажмите, чтобы увеличить
Платить за весь общественный транспорт можно единой картой под названием «Octopus». Сейчас в обращении ходит около десяти миллионов таких карт, и это снижает затраты и время на использование и обслуживание. В шаговой доступности от метро находится множество магазинов и ресторанов.
Метро — очень распространённый вид транспорта и используется в Гонконге повсеместно, так что местным жителям не приходится переплачивать за жильё только потому, что оно расположено поблизости от транзитных линий.
Джетпак Мартина
В список журнала TIME, посвященного 50 лучшим изобретениям 2010 года, попал «первый в мире практический реактивный ранец». Для удобства будем называть его джетпак. Эти реактивные ранцы активно разрабатываются и больше не являются плодом воображения научной фантастики.
Гленн Мартин, новозеландец, работает над своим джетпаком уже более 30 лет и он почти готов к коммерческой продаже. Он работает на канальных вентиляторах и может летать до 30 минут за раз. Его максимальная скорость — чуть менее 74 км/ч, а высота полета — до 900 метров. Изначально такой джетпак разрабатывался для пожарных и аварийно-спасательных групп, однако теперь Мартин решил дать возможность опробовать его и людям.
7) Франкфурт
Франкфурт является деловой столицей Германии. Это именно тот город, где зарабатываются основные капиталы страны. Именно благодаря этому городу Германия помогает более бедным странам Евросоюза.
Покупая билет на транспорт города, Вы оплачиваете за конечный пункт назначения. То есть если Вы по пути в пункт назначения вышли из общественного транспорта, чтобы посетить какое-нибудь интересное место, то Вы сможете дальше продолжить свой путь бесплатно. И так до бесконечности пока Вы не достигли конечного пункта назначения. Билет будет действовать до конца дня.
Примечательно, что с помощью этого уникального билета Вы можете менять бесконечное число раз вид общественного транспорта, пересаживаясь с автобуса на метро, с метро на трамвай и т.д.
Помимо этого любой общественный транспорт идеально чист. Также город входит в обширную сеть скоростных железных дорог, по которым Вы можете в короткий срок добраться до других населённых пунктов Германии.
Другим группам посвящается
Железные дороги, бывшие несколько десятилетий тому назад вершиной прогресса, в настоящее время постепенно уступают свои позиции и оттесняются все дальше на задворки мировой транспортной системы
Это не отменяет важности такой категории ТС, ведь длительность ж/д путей в мире оценивается в более чем 13 миллионов километров
Для этого элемента ТС характерна существенная неоднородность. Большая часть инфраструктуры построена в развитых державах, а в развивающихся уровень низкий. Немало есть таких стран, где ж/д пути отсутствуют в принципе. Наиболее длинными железными дорогами в настоящее время располагают:
- РФ;
- США;
- КНР;
- Канада;
- Индия;
- ФРГ.
ГЛАВА 10. ГЕОГРАФИЯ ТРАНСПОРТА МИРА.
10.1. Транспорт — третичный сектор экономики.
Транспорт — особая сфера материального производства. В отличие от сельского хозяйства и промышленности он не создает в процессе производства новый продукт, не изменяет его свойства (физические, химические) и качество. Продукция транспорта — это перемещение в пространстве грузов и людей, изменение их местонахождения. Поэтому показателями работы транспорта являются соответственно грузооборот в тонно-километрах (т-км) и пассажирооборот в пассажиро-километрах (пассажиро-км), представляющих собой произведение объема перевозок (в т или пасс.) на расстояние (в км). Сумма тонно-километров и пассажиро-километров называется приведенными тонно-километрами, или приведенной продукцией транспорта .
Основные виды современного транспорта — железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный. Вместе они образуют единую транспортную систему мира.
Оценку уровня развития транспортной системы по видам путей сообщения производят с помощью показателей — длины (протяженности) и густоты транспортной сети (последняя определяется как отношение длины путей к единице площади территории или к определенному количеству жителей); доли того или иного вида транспорта (в %) в транспортной работе (в общем, грузообороте).
Быстрее всех в последнее время развивался автомобильный, трубопроводный и воздушный транспорт. Возросло значение морского транспорта. Почти во всех развитых странах мира ухудшились позиции железнодорожного транспорта.
Подавляющая часть всех транспортных средств и путей сообщения сосредоточена в развитых странах. На них приходится значительная доля грузооборота и пассажирооборота мирового транспорта. Развивающиеся страны гораздо хуже, чем развитые, обеспечены транспортом.
Среди региональных транспортных систем особо выделяются система Северной Америки, лидирующая в мире по общей протяженности путей сообщения (около 30% мировой транспортной сети) и по грузообороту большинства видов транспорта; система зарубежной Европы, превосходящая системы всех других регионов по густоте сети и частоте движения; единая система стран СНГ (10% мировой транспортной сети), занимающая первое место по общему объему грузооборота.
В остальных регионах мира — в развивающихся странах Африки, Азии и Латинской Америки транспортные системы в стадии формирования, еще велика роль гужевого транспорта, некоторые виды современного транспорта развиты слабо либо вообще отсутствуют (железные дороги, трубопроводный транспорт и др.).
В целом в мире происходит качественное изменение транспортной сети: растет протяженность электрифицированных железных дорог, автомагистралей с твердым покрытием, сети трубопроводов большего диаметра. Другое проявление повышения качества транспортной сети — дублирование транспортных коммуникаций мирового значения: прокладка нефтепроводов, автомагистралей параллельно каналам, другим путям сообщения (например, созданы нефтепроводы параллельно Суэцкому и Панамскому каналам, Транспиренейская автомагистраль вдоль Гибралтарского пролива и др.); формирование контейнерной системы перевозок грузов (в контейнерах перевозится около 40% генеральных грузов), трансконтинентальных контейнерных «мостов*, представляющих собой комбинацию морского транспорта с маршрутными железнодорожными составами и автопоездами — контейнеровозами (Транссибирский, Япония — Восточное побережье США, Трансамериканский, Западная Европа — Ближний и Средний Восток); создание транспортных коридоров (полимагистралей) для перевозок грузов через территорию нескольких государств (например, в Европе выделено девять, в России — два транспортных коридора: Берлин — Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород, Хельсинки -Санкт-Петербург — Москва — Киев — Одесса с продолжением до Новороссийска и до Астрахани).
10.2. Сухопутный транспорт.
Важнейшими видами сухопутного транспорта являются железнодорожный, автомобильный и трубопроводный.
Железнодорожный транспорт занимает второе место по грузообороту (после морского) и по пассажирообороту (после автомобильного). По общей длине сети дорог (около 1,2 млн км) он уступает не только автомобильному, но и воздушному транспорту. Главная функция железнодорожного транспорта — перевозка массовых промышленных и сельскохозяйственных грузов (уголь, сталь, зерно и пр.) на большие расстояния. Отличительная особенность — регулярность движения независимо от погоды и времени года.
История самолета
Полеты в воздухе были доступны человеку ещё в XVIII в., когда появились первые воздушные шары. Однако все эти аппараты держались в воздухе лишь потому, что были легче него. Пример же птиц показывал, что летать могут и тела тяжелее воздуха.
Историческое фото самолета
В конце 1880-ых годов энтузиасты начали пытаться строить самолеты. Поднять конструкцию с земли в воздух не удавалось, однако изучались планеры – летательные аппараты без двигателя. Простейший пример планера – это воздушный змей. С помощью планеров изобретатели пытались понять физические принципы полета. В итоге уже к 1904 г. российский ученый Жуковский создал аэродинамику – науку о движении в воздухе.
За год до этого, в 1903 г., человеку впервые удалось поднять в воздух не планер, а самолет. Это сделали братья Райт. Продлился первый полет всего 12 секунд.
Современные самолеты
Бурное развитие авиации было связано с Первой мировой войной – она показала, что самолет может дать огромное военное преимущество. Уже в 1919 г. на самолете удалось пересечь Атлантический океан. В 1940-ые годы появился реактивный двигатель, который позволил самолетам преодолеть скорость звука.
Базовая терминология
Как можно предположить уже из самого наименования, транспортная система в мировой экономике сформирована транспортом. Под этим термином принято понимать разнообразные методики, способы сообщения, средства, позволяющие грузам, пассажирам перемещаться между точками пространства. Важными аспектами для этой области становятся понимание и отладка транспортной безопасности и разработка вариантов предназначения, чтобы каждый нуждающийся мог обратиться к подходящей для него возможности.
Структура, масштабы перемещений с применением специализированных средств оказывают существенное воздействие на хозяйственную деятельность. В равной степени это справедливо применительно к отдельно взятой персоне, некоторому сообществу или цивилизации в целом
Мировая транспортная система позволяет определить максимальный для нашего понимания в настоящий момент времени масштаб перевозок, но не менее важно уметь анализировать ситуацию на уровне государства, чтобы оценить степень экономического развития державы
Медельинские гондолы, Колумбия
Сложный рельеф может привести к гигантским пробкам, а отсутствие нормального общественного транспорта может существенно осложнить жизнь — добираться от одного конца города до другого придётся долго.
Медельин в Колумбии — как раз одно из таких мест: город расположен на крутых склонах, и любому транспорту придётся катить вверх и вниз по крутым холмам. Горок много, дороги плохие, так что автомобильный транспорт был не слишком эффективен — чтобы добраться от окраин до центра, требовалось от двух до двух с половиной часов.
Так было, пока не появились гондолы, которые связывают отдалённые районы города друг с другом и сокращают время проезда с одного конца города до другого.
Автобусы
1) Göppel AutoTram Extra Grand (Германия) – 30,73 м
Автобус Göppel AutoTram Extra Grand. Фото из Яндекс Картинки
Это самый длинный в мире городской автобус в привычной для нас классической компоновке. О том, почему я упомянул о компоновке, вы узнаете чуть позже – после того, как прочтете следующий пункт.
А пока немного подробностей об этой машине:
- Вместимость – 256 человек;
- Длина – 30,73 м;
- Ширина – 2,55 м;
- Высота – 3,4 м;
- Мощность двигателя – 610 л. с.
Автобус Göppel AutoTram Extra Grand. Фото из Яндекс Картинки
Этот автобус впервые был представлен в немецком городе Дрездене в 2012 году.
Автобус Göppel AutoTram Extra Grand. Видео из YouTube
2) DAF Super City Train (Республика Конго) – 32,2 м
Автобус DAF Super City Train. Фото из Яндекс Картинки
Фактически именно этот «автобус» является самым длинным в мире.
Хотя, судя по фотографии, автобусом в классическом понимании этого слова данное транспортное средство вряд ли можно назвать. По сути, это седельный тягач DAF (Нидерланды) с пассажирским полуприцепом. А в максимальной комплектации к нему прицепляется еще и пассажирский прицеп.
Сразу оговорюсь, что сведений об этом автобусе в Интернете очень мало. А еще меньше его фотографий. А те фото, которые выставлены на тематических сайтах в русскоязычном сегменте Интернета, в подавляющем большинстве не соответствуют действительности. На них изображены автобусы совершенно других марок или, в лучшем случае, других моделей.
Тем не менее, ниже привожу некоторые характеристики этого «автобуса»:
- Вместимость – 350 чел (без прицепа – 250 чел);
- Длина – 32,2 м (без прицепа – 20,5 м):
- Вес – 28 т
Эти автобусы работают в столице Демократической Республики Конго – городе Киншаса.
3) Wright SRM (Великобритания) – 4,2м
Автобус Wright SRM. Фото из Яндекс Картинки
Этот современный даблдекер – один из самых высоких городских автобусов мира.
Некоторые характеристики:
- Общая вместимость – 87 чел (мест для сидений: вверху – 40, внизу – 22 + 1 место для инвалидной коляски);
- Длина – от 10,6 м до 11, 3 м;
- Ширина – 2,5 м;
- Высота – 4,2 м
Это автобусы обслуживают городские маршруты в Лондоне.
Автобус Wright SRM. Фото из Яндекс Картинки
Видео из свободного доступа в YouTube
4) Neoplan N138/4 Jumbocruiser (Германия) – 18 м; 4 м
Автобус Neoplan N138/4 Jumbocruiser. Фото из Яндекс Картинки
Это самый длинный и самый высокий двухэтажный туристический автобус в мире.
Эти «шоссейные лайнеры» впервые появились на дорогах Европы в далеком 1973 году и периодически выпускались мелкими партиями на протяжении 20 лет вплоть до 1993 года. Это единственный в мире двухэтажный сочлененный туристический автобус.
Основные характеристики:
- Количество пассажиров – 103 чел.;
- Длина – 18 м;
- Высота – 4 м;
- Полная масса – 28,5 т;
- Мощность – 440 л.с.;
- Максимальная скорость – 125 км/ч.
Автобус выпускался в разных модификациях. У тягача и у прицепа могло быть по две оси, как на фото, опубликованном выше. Или у тягача могло быть 3 оси, а у прицепа 1, как на видео, выложенном ниже (модификация более ранних годов выпуска).
Водный транспорт
Морской — из всех видов мирового транспорта самым дешевым является морской. Он обеспечивает более 75% перевозок между странами (общий объем грузов — около 3,6 млрд. т в год), обслуживает 4/5 всей международной торговли, перевозит наливные, навалочные, насыпные грузы. Наибольший тоннаж морского торгового флота у Японии, США, Греции, России. Наличие большого флота у Панамы и Либерии объясняется тем, что под флагами этих стран ходят суда других держав. По размерам морских перевозок выделяется Атлантический океан.
К крупнейшим мировым портам (по показателю грузооборота) относятся: Роттердам (Нидерланды), Сингапур, Шанхай (Китай), Нагоя, Токио-Иокогама (Япония), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия, Сан-Франциско (США), Антверпен (Бельгия), Гавр, Марсель (Франция), Лондон и др.
Речной — использует судоходные реки, каналы и внутренние водоемы. Крупнейшие судоходные каналы и водные речные пути мира — Береговой канал (США), Великий канал (Китай), Волго-Камский водный путь (Россия), водный путь Рейн — Майн — Дунай в Европе. Речной транспорт обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных государств, но иногда осуществляет и международные перевозки (например, по рекам Рейн, Дунай в Европе и др.).
Самый большой речной и озерный флот — в США. Среди ведущих стран мира по объему грузооборота внутреннего водного транспорта следует отметить также Китай, Россию, ФРГ и Канаду.
Общественный транспорт — это не всегда кошмар.
Для многих из нас общественный транспорт в нашей стране является кошмаром. Почти наверняка несмотря, что мы имеем в своей собственности автомобиль, время от времени мы пользуемся, государственным транспортом для поездок, надеясь сэкономить время и деньги. Но, к сожалению часто взамен экономии мы получаем одни лишь разочарования. Во многих развитых странах существует отличная система общественного транспорта, которой пользуются жители городов, в том числе и большое количество автолюбителей. Предлагаем Вам нашу десятку самых городов, с очень развитой системой городского транспорта.
SkyTrain в Ванкувере, Канада
SkyTrain в Ванкувере был создан, чтобы уменьшить наземное движение в городе. Полностью автоматизированные сверхскоростные линии монорельса проходят по нескольким районам Ванкувера. Этот транспорт можно назвать сверхточным. Популярность его постоянно растёт, и есть опасения, что вскоре SkyTrain не сможет удовлетворить весь спрос.
Нажмите, чтобы увеличить
SkyTrain — отличный пример того, как общественный транспорт может преобразовать город: вокруг станций селится множество людей и строится множество магазинов, торговых центров и прочих объектов городской инфраструктуры.
Горнодобывающая промышленность
Значение данной отрасли из года в год снижается в виду сокращения объемов добычи полезных ископаемых. Снижение добычи обусловлено истощением ресурсной базы и, как следствие, переходом на более дешевое привозное сырье. Это относится к углю и металлам.
По стоимости добываемых полезных ископаемых наибольшее значение имеет нефтегазодобывающая промышленность. В настоящее время в Европе сложилось два основных центра нефтегазодобычи — североморский и юго-восточноевропейский. Несмотря на то что североморская провинция открыта сравнительно недавно — в конце 1960-х гг., она является главным центром по добыче нефти и газа в Европе, 87 и 82 % соответственно. Основная добыча (2017 г.) здесь приходится на Норвегию (88,8 млн т и 123,2 млрд м3) и Великобританию (46,6 млн т и 41,9 млрд м3). В юго-восточноевропейской провинции, к примеру, нефть добывают уже более 150 лет. На территории Румынии нефть начали извлекать еще в 1857 г. из выкопанных вручную колодцев. До сих пор в этой части Европы Румыния добывает больше всех нефти и газа, но объемы добычи несоизмеримы с добычей в Северном море. В той или иной степени добыча нефти и газа ведется в 25 государствах Европы. Однако добываемых углеводородов для нужд собственного производства не хватает, и их в больших объемах импортируют.
Импортное сырье поступает из России, стран Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Латинской Америки. Крупнейшим поставщиком энергоресурсов является Российская Федерация. Россия покрывает потребности стран Европы по нефти более чем на 20 %, природному газу — 30 %. В странах Восточной Европы это соотношение еще выше — от 50 до 80 % и более. В целом текущий спрос европейских государств обеспечивается за счет импорта по нефти на 76 %, природному газу — 30 %. Зависимость Европы от привозных нефти и газа будет только возрастать. К 2020 г. доля импортной составляющей в совокупном объеме потребления составит по нефти 90 %, по природному газу — 60—70 %.
Расширить собственное производство не представляется возможным, так как нет ресурсов, а имеющиеся неуклонно истощаются. Только за 2008—2017 гг. производство нефти в регионе сократилось в 1,4 раза (на 62 млн т), природного газа — в 1,2 раза (почти на 60 млрд м3).
Больше всех сырой нефти потребляют Германия (112,5 млн т, 2017 г.), Франция (79 млн т) и Великобритания (69 млн т). Страны Европы не только одни из крупнейших в мире потребителей нефтяного и газового сырья, но и крупнейшие его переработчики.
Суммарная мощность всех НПЗ превышает 720 млн т. Важнейшие центры нефтепереработки сложились в Германии (Карлсруэ, Гельзенкирхен, Шпергау), во Франции (НПЗ Donges в Землях Луары, НПЗ Grandpuits — в районе Парижа, НПЗ Feyzin — близ Лиона), в Великобритании (Фаулей, Ферт-оф-Форт, Саутгемптон, Глазго), Италии (Priolo и Sarroch — о. Сицилия и о. Сардиния соответственно), Испании (Сан-Роке, Бильбао). Для приема сжиженного попутного газа (СПГ) построены терминалы по его приему. Крупнейшие из них: в Великобритании — в Милфорд-Хэйвен (Уэльс), в Испании — в Барселоне, Сагунто, Картахене, во Франции — в районах Марселя и Нанта, в Бельгии — в Зебрюгге, Италии — в Специи.
Утрачивает свое значение угольная промышленность, хотя уголь в свое время был одним из тех энергетических ресурсов, использование которого позволило осуществить в Европе промышленную революцию. В наши дни угольная промышленность продолжает оставаться опорой в экономике таких стран, как Германия (175,5 млн т), Польша (126,8) и Чехия (44,7 млн т, 2016 г.)2. Вместе с тем угледобыча сокращается в целом в Европе и во всех странах. Так, с 2008 по 2017 г. добыча угля сократилась в 1,4 раза, или на 235 млн т.
Сокращается не только добыча углеводородов, но и некоторых других минеральных ресурсов, например, железных и марганцевых руд. В то же время увеличивается добыча бокситов и медных руд. Такая избирательность прослеживается и на страновом уровне. Так, в Великобритании и Франции добыча железных руд полностью прекращена, хотя еще в 1970—1980-е гг. железные руды были одной из главных составляющей горнодобычи. В наши дни добыча железных руд в промышленных масштабах сохранились лишь в Швеции (31,8 млн т) и на Украине (66,9 млн т). Украина также является крупнейшим в Европе производителем марганцевых руд (1,5 млн т); хромиты добывают только в трех странах — Болгарии (98,8 тыс. т), Албании (712,7 тыс. т) и Финляндии (1 млн т). Из руд цветных металлов ведется добыча бокситов (более 3 млн т), медных руд (около 1 млн т) и некоторых других.
SCARAB
Необычный взгляд на мотоцикл
Эта концепция транспортного средства представляет собой нечто гладкое и обтекаемое, смутно напоминающее мотоцикл, но закрытый и с большим местом для багажа. Им можно управлять вручную, а также пользоваться автопилотом. Работает SCARAB на батареях, биотопливе и бензине. Ездит он на четырех колесах, но во время парковки становится на два. И складывается.
Дизайнер Давид Мигель Морейра Гонсалвес представлял именно городскую среду, когда рисовал свои планы. Как отмечал он сам, «целью этого проекта была разработка целостного решения для новой системы городского транспорта, состоящего из автомобиля и инфраструктуры». Другими словами, он заметил, что люди предпочитают личные автомобили городскому транспорту, поэтому решил разработать нечто индивидуальное, легкое и экологичное.
SCARAB пока не построили, но что мешает сделать это в будущем?
Паромные линии Вашингтона, США
Штат Вашингтон обладает уникальными геологическими особенностями, которые порой затрудняют передвижение: архипелаг Сан-Хуан и другие острова с материка труднодоступны. Например, чтобы добраться до острова Уидби из крупного мегаполиса, может потребоваться несколько часов на машине.
Чтобы минимизировать неудобства, Вашингтон создал самую большую сеть пассажирских паромов в США. Двадцать доков обслуживаются и управляются фантастически эффективно. В 2009-м году в системе паромов использовалось 9,9 млн транспортных средств, которые в общей сложности помогли добраться до места назначения 22,4 млн пассажиров.
Трамваи
1) CAF Urbos 3/9 (Венгрия) – 55,9 м
Трамвай CAF Urbos 3/9 на улицах Будапешта. Фото из Яндекс Картинки
Это самый длинный в мире трамвай.
Партия таких необычно длинных девятисекционных трамвайных поездов была специально изготовлена для венгерской столицы города Будапешта испанской фирмой CAF. С вводом их в эксплуатацию общественный транспорт этого города стал работать заметно эффективнее.
Некоторые характеристики:
- Вместимость – 345 пассажиров (мест для сидения – 81);
- Длина – 55,9 м
- Скорость – 70 км/ч.
Трамвай CAF Urbos 3/9 на улицах Будапешта. Фото из Яндекс Картинки
Трамвай CAF Urbos 3/9 на улицах Будапешта. Видео из YouTube
2) Hong Kong Tramways (Гонконг) – свыше 4,5 м
Трамваи Гонконга. Фото из Яндекс Картинки
Это самые высокие трамваи в мире.
Первые двухэтажные трамваи появились в 1912 году. В настоящее время общественный транспорт Гонконга насчитывает порядка 165 штук таких машин. Среди них есть как обычные трамваи, так и экскурсионные трамваи, выполненные в стиле ретро.
Коротко об основных характеристиках:
- Максимальная вместимость – 115 человек;
- Высота – свыше 4,5 метров;
- Скорость – 50 км/ч.
Трамваи Гонконга. Фото из Яндекс Картинки